12879

Биологические ритмы и их влияние на здоровье

Книга

Педагогика и дидактика

Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...

Русский

2013-05-07

77 KB

40 чел.

Урок валеологии: "Биологические ритмы и их влияние на здоровье"

Цели:

ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);

рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;

с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: вводный.

Задачи:

Образовательные: 

ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;

рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.

Развивающие: 

формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма(утреннего или вечернего), к которому они относятся;

формирование общеучебных умений;

работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.

Воспитательные: 

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.

Оборудование: валеологические тетради, видеофильм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

На доске слова:

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам…

А.И. Герцен

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить…

Ф. Жолио-Кюри

II. Постановка задачи.

Учитель. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

– Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.)

Задание. Заполнить схему в валеологической тетради.

 

Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

– Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.

Задание. В валеологической тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.

График работоспособности в течении суток.

В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый.
Период “тяжести, покоя и влаги”. Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи.

10-12 часов – в это время нам особенно хочится есть, пища полноценно переваривается.

14-18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.

18-22 – человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.

22-2 – чаще всего снятся “вещие сны”, появляется также аппетит.

2-6 – если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.

Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый.
Почему? (
Ребята могут сами ответить на этот вопрос.)
Организм получает больше питательных веществ, все клетки организма в том числе и мозговые, лучше работают.

Недельные биоритмы.

Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую – настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.

Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.

Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в 9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.
Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается.
Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве. (
Эти интересные данные приводятся в конце занятия).

Дискуссия.

Учитель. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая – в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение – в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это – “совы”. “Жаворонки” же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. “Совы” засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме “жаворонков” и “сов”, есть еще и “голуби”. Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.

Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).

Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования
(по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова)

Тест. Что вы за “птица”.

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?

Не смогу, проснусь как обычно.
Проснусь позже на час.
Проснусь позже на 2 часа.
Проснусь позже на 3 часа.
Проснусь позже на 4 часа.

1
2
3
4
5

2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше.
15 минут.
Полчаса.
Около часа.
Больше часа.

1
2
3
4
5

3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком.
С дневным пиком.
С утренним и вечерним пиками.
С утренне-дневным пиком.
С утренним пиком.

5
4
3
2
1

4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?

В 9 ч. утра или еще позже.
В 8 ч утра.
В 7 ч. утра.
В 6 ч. утра.
В 5 ч утра или еще раньше.

5
4
3
2
1

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра.
Между 6.30 и 6.50 утра.
Между 6.50 и 7 ч. утра.
Между 7 и 7.10 утра.
После 7.10 утра.

1
2
3
4
5

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 11 ч. утра.
С 9 утра до 12 ч. дня.
С 10 утра до часа дня.
С 11 ч. утра до 14 ч. дня.
С 12 до 15 часов дня.

1
2
3
4
5

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил(вялость, сонливость)?

Только после сна.
После сна и после обеда.
В послеобеденное время.
После обеда и перед сном.
Только перед сном.

5
4
3
2
1

8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?

В 11 ч. утра или позже.
В 10 ч. утра.
В 9 ч. утра.
В 8 ч. утра.
В 7 часов утра или раньше.

5
4
3
2
1

Учитель. На многих крупных предприятиях учитывают биоритмы людей. Стараются подобрать персонал для ночных смен исключительно из “сов”. У “жаворонков”, вынужденных работать ночью, чаще, чем у “сов”, возникают заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

IV. Заключение.

Просмотр видеофильма про “живые” часы.

V. Домашнее задание.

1. Составить свои биоциклы, пользуясь указанной схемой.

От дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,

на 28-й день – эмоциональный,

на 33-й день – интеллектуальный.

2. Записать в тетради свой распорядок дня и сравнить его с приведенным ниже образцом. Из этого сделать вывод.

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в первую смену

Режимные моменты

Время

Пробуждение.

7.00

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.00-7.30

Утренний завтрак.

7.30-7.50

Дорога в школу.

7.50-8.00

Учебные занятия в школе и общественная работа.

8.00-14.00

Дорога из школы домой (прогулка).

14.00-14.30

Обед.

14.30-15.00

Пребывание на воздухе.

15.00-16.00

Приготовление уроков.

16.00-18.30

Пребывание на воздухе или занятие в кружках, секциях.

18.30-19.30

Ужин и свободные занятия.

19.30-21.00

Сон.

21.00-7.00

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во 2-ю смену

Режимные моменты

Время

Пробуждение.

7.30

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.30-8.00

Утренний завтрак и помощь семье.

8.00-9.00

Приготовление уроков.

9.00-11.30

Свободное занятие и прогулки.

11.30-12.30

Обед.

12.30-13.00

Дорога в школу(прогулка).

13.00-13.30

Учебные занятия в школе, общественная работа.

13.30-18.30

Дорога домой.

18.30-19.00

Ужин и свободные занятия.

19.00-21.00

Приготовление ко сну.

21.00-21.30

Сон.

21.30-7.30

Спасибо!
Будте здоровы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9066. Северин Боэций, Утешение философией (проблемы соотношения Провидения и свободы воли, времени и вечности, теодицея) 20.15 KB
  Северин Боэций, Утешение философией (проблемы соотношения Провидения и свободы воли, времени и вечности, теодицея) Утешение философией это последнее сочинение Боэция, написанное во время пребывания в тюрьме в ожидании казни. Трактат, отличающийся бо...
9067. Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии в средневековой философии 15.11 KB
  Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии в средневековой философии. О вере и знании: Философия на данном этапе находилась под исключительным воздействием религиозной догматики, к подавляющему влиянию которой прибавлялось наслед...
9068. Проблема универсалий и варианты ее решения 18.83 KB
  Проблема универсалий и варианты ее решения Универсалии-понятия, идеи. Универсалия (от лат. universalis - общий) - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. Проблема универсалий восходит к философским идеям Платона и Арист...
9069. Доказательства бытия Бога. Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский 18.15 KB
  Доказательства бытия Бога. Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Ансельм Кентерберийский (11 век) Он фактически повторяет формулу Августина. Но если для Августина знание было не обязательно, то для Ансельма вера всегда стремится к пониманию. Что...
9070. Схоластическая система Фомы Аквинского 17.39 KB
  Схоластическая система Фомы Аквинского Фома Аквинский - ангельский доктор. Монах доминиканского ордена. Ему необходимо было что-то противопоставить линии Августина. Его целью было примирить Аристотеля с христианством. И ему это с блеском удало...
9071. Трактовка человека в философии Пико дела Мирандолы 21.54 KB
  Трактовка человека в философии Пико дела Мирандолы По произведению Речь о достоинстве человека. Прежде всего обращаем внимание на эпиграф Человек - свободный творец самого себя. Первое о чем рассказывает- в писании арабов некий Абдалла Сарацин...
9072. Никколо Макиавелли Государь 32.76 KB
  Никколо Макиавелли Государь Здесь фактически просто мой краткий пересказ произведения по главам. Глава I. Скольких видов бывают государства и как они приобретаются. Есть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут бы...
9073. Философия Рене Декарта (смысл и назначение философии, принцип методологического сомнения, сущность дедуктивного метода, учение о врожденных идеях.) 17.96 KB
  Философия Рене Декарта (смысл и назначение философии, принцип методологического сомнения, сущность дедуктивного метода, учение о врожденных идеях.) Рене Декарт (1596- 1650).Его философия- рационалистическая. Декарт- основоположник рационализма. Прот...
9074. Рационализм 17 века: основные идеи и представители 15.67 KB
  Рационализм 17 века: основные идеи и представители Основное положение рационализма: главный источник знания- идеи, т. е .мысли и понятия, изначально присущие человеку или являющиеся его врожденными способностями. Рационалисты: Рене Декарт, Г.В...