12879

Биологические ритмы и их влияние на здоровье

Книга

Педагогика и дидактика

Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...

Русский

2013-05-07

77 KB

40 чел.

Урок валеологии: "Биологические ритмы и их влияние на здоровье"

Цели:

ознакомить учащихся с новым понятием – биоритмы (суточные, недельные, месячные, сезонные);

рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность;

с помощью анкеты определить к какому типу биологического ритма (утреннего или вечернего) относится учащийся.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: вводный.

Задачи:

Образовательные: 

ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;

рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.

Развивающие: 

формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере типа биоритма(утреннего или вечернего), к которому они относятся;

формирование общеучебных умений;

работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.

Воспитательные: 

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.

Оборудование: валеологические тетради, видеофильм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

На доске слова:

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам…

А.И. Герцен

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить…

Ф. Жолио-Кюри

II. Постановка задачи.

Учитель. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

– Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.)

Задание. Заполнить схему в валеологической тетради.

 

Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

– Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.

Задание. В валеологической тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.

График работоспособности в течении суток.

В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый.
Период “тяжести, покоя и влаги”. Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи.

10-12 часов – в это время нам особенно хочится есть, пища полноценно переваривается.

14-18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.

18-22 – человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.

22-2 – чаще всего снятся “вещие сны”, появляется также аппетит.

2-6 – если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.

Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый.
Почему? (
Ребята могут сами ответить на этот вопрос.)
Организм получает больше питательных веществ, все клетки организма в том числе и мозговые, лучше работают.

Недельные биоритмы.

Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую – настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.

Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.

Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в 9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.
Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается.
Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве. (
Эти интересные данные приводятся в конце занятия).

Дискуссия.

Учитель. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая – в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение – в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это – “совы”. “Жаворонки” же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. “Совы” засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме “жаворонков” и “сов”, есть еще и “голуби”. Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.

Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).

Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования
(по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова)

Тест. Что вы за “птица”.

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?

Не смогу, проснусь как обычно.
Проснусь позже на час.
Проснусь позже на 2 часа.
Проснусь позже на 3 часа.
Проснусь позже на 4 часа.

1
2
3
4
5

2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше.
15 минут.
Полчаса.
Около часа.
Больше часа.

1
2
3
4
5

3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком.
С дневным пиком.
С утренним и вечерним пиками.
С утренне-дневным пиком.
С утренним пиком.

5
4
3
2
1

4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?

В 9 ч. утра или еще позже.
В 8 ч утра.
В 7 ч. утра.
В 6 ч. утра.
В 5 ч утра или еще раньше.

5
4
3
2
1

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра.
Между 6.30 и 6.50 утра.
Между 6.50 и 7 ч. утра.
Между 7 и 7.10 утра.
После 7.10 утра.

1
2
3
4
5

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 11 ч. утра.
С 9 утра до 12 ч. дня.
С 10 утра до часа дня.
С 11 ч. утра до 14 ч. дня.
С 12 до 15 часов дня.

1
2
3
4
5

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил(вялость, сонливость)?

Только после сна.
После сна и после обеда.
В послеобеденное время.
После обеда и перед сном.
Только перед сном.

5
4
3
2
1

8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?

В 11 ч. утра или позже.
В 10 ч. утра.
В 9 ч. утра.
В 8 ч. утра.
В 7 часов утра или раньше.

5
4
3
2
1

Учитель. На многих крупных предприятиях учитывают биоритмы людей. Стараются подобрать персонал для ночных смен исключительно из “сов”. У “жаворонков”, вынужденных работать ночью, чаще, чем у “сов”, возникают заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

IV. Заключение.

Просмотр видеофильма про “живые” часы.

V. Домашнее задание.

1. Составить свои биоциклы, пользуясь указанной схемой.

От дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,

на 28-й день – эмоциональный,

на 33-й день – интеллектуальный.

2. Записать в тетради свой распорядок дня и сравнить его с приведенным ниже образцом. Из этого сделать вывод.

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в первую смену

Режимные моменты

Время

Пробуждение.

7.00

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.00-7.30

Утренний завтрак.

7.30-7.50

Дорога в школу.

7.50-8.00

Учебные занятия в школе и общественная работа.

8.00-14.00

Дорога из школы домой (прогулка).

14.00-14.30

Обед.

14.30-15.00

Пребывание на воздухе.

15.00-16.00

Приготовление уроков.

16.00-18.30

Пребывание на воздухе или занятие в кружках, секциях.

18.30-19.30

Ужин и свободные занятия.

19.30-21.00

Сон.

21.00-7.00

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во 2-ю смену

Режимные моменты

Время

Пробуждение.

7.30

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.30-8.00

Утренний завтрак и помощь семье.

8.00-9.00

Приготовление уроков.

9.00-11.30

Свободное занятие и прогулки.

11.30-12.30

Обед.

12.30-13.00

Дорога в школу(прогулка).

13.00-13.30

Учебные занятия в школе, общественная работа.

13.30-18.30

Дорога домой.

18.30-19.00

Ужин и свободные занятия.

19.00-21.00

Приготовление ко сну.

21.00-21.30

Сон.

21.30-7.30

Спасибо!
Будте здоровы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20763. Испытание свойств формовочных смесей 146.22 KB
  Литейное производство Лабораторная работа №12 Испытание свойств формовочных смесей Цель работы: изучение методов определения газопроницаемости и прочности формовочных смесей и влияния состава смеси на ее свойства. Лабораторные бегуны; лабораторный копер; технические весы с разновесами; сушильный шкаф с термометром для измерения температуры до 300 С; приборы для определения пределов прочности смеси при растяжении и сжатии; металлическая гильза с поддоном; выталкиватель; стержневой ящик; мензурка; коробка для смесей; сухой песок; формовочная...
20764. Изучение процесса сварки плавлением. Выбор режима ручной дуговой сварки конструкций из стали 267.5 KB
  Сварка металлов Лабораторная работа №14 Изучение процесса сварки плавлением. Выбор режима ручной дуговой сварки конструкций из стали Цель работы: ознакомиться с процессом зажигания и строением электрической сварочной дуги обозначением покрытых электродов устройством и работой сварочного трансформатора и выпрямителя выбором режима и технологии дуговой сварки покрытыми электродами. Классификация и обозначение покрытых электродов для ручной дуговой сварки Покрытые электроды для ручной дуговой сварки классифицируют по назначению виду и толщине...
20765. Выбор режима полуавтоматической дуговой сварки в углекислом газе 181.34 KB
  Общие сведения 1 Cущность промесса дуговой сварки в углекислом газе Дуговая сварка в углекислом газе является одним из способов сварки в защитных газах. Зашита расплавленного металла сварочной ванны осуществляется струей углекислого газа подаваемого в зону дуги в зазор между мундштуком 2 и соплом 3 горелки для дуговой сварки. Для сварки используется техническая углекислота Рис.
20766. Анализ влияния режима автоматической дуговой сварки под флюсом на форму и размеры шва 179.25 KB
  Сущность процесса дуговой сварки под флюсом Сварка под флюсом выполняется электрической дугой горящей под толстым 3050 мм слоем гранулированного плавленного или керамического сварочного флюса. При автоматической сварке электродная проволока со скоростью равной скорости ее плавления подается в зону сварки осуществляется подача флюса в требуемом количестве и перемещение трактора вдоль кромок свариваемых заготовок с требуемой скоростью сварки рис. Схемы процесса сварки а и электрической дуги б под флюсом При горении дуги 3 рис.
20767. Определение остаточных деформаций при дуговой сварке 85.43 KB
  Для выполнения работы необходимы стальная пластинка размерами 135x22x5 мм марки СтЗ штангенциркуль два индикатора часового типа с приспособлениями для измерения длины и пригиба пластины электроды сварочный пост дуговой сварки с вольтметром и амперметром для регистрации сварочного тока весы с разновесами 0200 г секундомер. Для момента конца сварки заменяем действительное почти экспоненциальное распределение температуры по ширине образца рис. Часть I шириной b находится в состоянии повышенной пластичности часть II шириной h в течение...
20768. Расчет режима и осуществление контактной стыковой и точечной сварки низкоуглеродистой стали 249.61 KB
  Расчет режима и осуществление контактной стыковой и точечной сварки низкоуглеродистой стали Цель работы: ознакомиться с сущностью процесса контактной сварки устройством и работой машин для контактной стыковой и точечной сварки выбором режима и технологией процесса сварки низкоуглеродистой стали. Машина для стыковой сварки МС802; машины для точечной сварки стационарная МТ601 и подвесная R6421T; заготовки из углеродистой стали СтЗ стержни ø15x100; пластины 20x150x2. Сущность процесса и особенности стыковой и точечной контактной сварки При...
20769. Изучение процесса газокислородной сварки и резки 146.72 KB
  Сущность процесса газовой сварки и резки строения газосварочного пламени. Схемы процесса газовой сварки а и ацетиленокислородного пламени б Сварку выполняют нормальным ацетиленокислородным пламенем имеющим наиболее высокую температуру до 3150 С. В некоторых случаях для сварки а особенно для резки используют другие горючие газы дающие при горении смеси с кислородом иную температуру пламени: водород 24002600 С пропанобугановая смесь 24002500 С метан 21002200 С природный газ 2000 2300 С.
20770. Контроль качества сварных соединений 137.64 KB
  К дефектам формы и размеров шва рис.38 относятся неравномерность ширины и высоты усиления шва неполномерность шва бугристость седловины и т. Недостаточное сечение шва снижает его прочность а при чрезмерно большом увеличиваются внутренние напряжения и деформации. Дефекты формы и размеров шва: а неполиомериость шва; б неравномерность ширины стыкового шва; в неравномерность катета углового шва по длине Рис.
20771. Устройство токарно-винторезного станка, выполняемые на нем работы, принадлежности и инструменты 225.74 KB
  Рис. Токарновинторезный станок Основные узлы и движения станка 16К20 В передней бабке 1 рис. Краткая техническая характеристика станка Наибольший диаметр обрабатываемой заготовки над станиной мм 400 Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над нижней кареткой суппорта мм 220 Наибольший диаметр обрабатываемого прутка мм 53 Наибольшая длина обрабатываемой заготовки мм 71010001400 Частота вращения шпинделя мин1 1251600 Число частот вращения шпинделя 22 Подача мм об: продольная 00528 поперечная 002514 Нарезаемые резьбы:...