12887

ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ Сценарий классного часа Вам приходилось слышать от взрослых в школе высказывания о том что современные дети ничего не хотят что растет поколение потребителей И действительно мы можем найти этому массу подтверждений. Чем лучше школа тем боль

Русский

2013-05-07

46.5 KB

1 чел.

ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ

Сценарий классного часа

Вам приходилось слышать от взрослых в школе высказывания о том, что современные дети ничего не хотят, что растет поколение потребителей? И действительно, мы можем найти этому массу подтверждений. Чем лучше школа, тем больше вокруг детей взрослых, организующих их пространство.
Возьмем, к примеру, частную школу. Во многих из них есть институт освобожденных классных руководителей. Кроме того, есть воспитатели, а кое-где встречаются еще и кураторы. Каждый шаг ребенка с утра и до вечера продуман и прописан взрослыми. И качество деятельности этих взрослых часто оценивается по количеству проведенных мероприятий.
Претензии к детям в основном сводятся к тому, что мы, мол, предлагаем им такие интересные дела, а они отказываются принимать в них участие. А как часто мы спрашиваем детей, что интересно им? Чего они хотят на самом деле?
В разных школах, конечно, по-разному. Но очень часто мы, взрослые, все решаем за них. Сценарий данного мероприятия как раз и направлен на то, чтобы пробудить детскую активность, поставить учеников в позицию активных проектировщиков собственной жизни.
Сценарий очень простой, он может проводиться во время классного часа. Подходит для детей разных возрастных категорий, начиная с пятого класса. Ведущим может выступать как психолог, так и педагог. Основное условие — дети и взрослые должны понимать друг друга и доверять друг другу.
Время проведения: 1–1,5 часа.

ПЛАН

Этап 1 — мотивирующий 

  •  Работа в командах 
  •  Создание общего списка 
  •  Кроссворд 

Этап 2 — проектировочный

  •  Работа в мини-группах: мозговой штурм
  •  Создание общего списка 
  •  Индивидуальное самоопределение 

Этап 3 — планирование

 

ЭТАП ПЕРВЫЙ — МОТИВИРУЮЩИЙ

Работа в командах
Работа начинается с того, что дети вспоминают все мероприятия, проведенные в классе в предыдущий период. Если мы планируем работу на год, то все мероприятия прошлого года, если на четверть — то все мероприятия четверти.
Ведущий предлагает участникам разбиться на несколько команд. Каждая команда должна вспомнить как можно больше внеурочных мероприятий, в которых принимал участие класс. Это могут быть поездки, вечера, экскурсии и т.д. Каждая команда по очереди называет по одному мероприятию. Побеждают те, кто последним назовет мероприятие. Все ответы детей фиксируются ведущим на доске. Таким образом, мы получаем список внеучебных дел класса.
Далее ведущий просит ребят вспомнить свое отношение к каждому из этих мероприятий. Здесь наверняка будут события, оставившие яркое впечатление. Будут мероприятия, которые не понравились, вызвали неприятные эмоции. А будут и такие, которые припоминаются с трудом. Отношение к ним можно назвать нейтральным.

Создание общего списка
Каждому ученику предлагается поработать со списком мероприятий, отметить свое отношение к каждому событию. Этот этап можно проводить двумя способами. Либо ведущий заранее готовит список мероприятий и детям раздается готовый бланк, в котором они знаками («+», «–», «+/–») отмечают свое отношение. Либо эта работа проводится на доске, со списком, составленным со слов детей. Преимущество первого способа в том, что дети выражают именно свое отношение, здесь нет давления большинства. Зато второй вариант позволяет сразу увидеть выборы детей, здесь не требуется специальной работы по сведению воедино их ответов. В зависимости от особенностей класса и решаемых задач ведущий может сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.
Хотелось бы предостеречь ведущих от ситуации, в которую однажды попали мы с коллегами.
Начало данного классного часа построено как конкурентное. Дальнейшая же работа предполагает равноправное сотрудничество детей. Как правило, участники очень быстро и безболезненно переходят к взаимодействию, не требуя специальных объединяющих технологий. Но однажды мы работали в группе с очень выраженными конкурентными отношениями. И работа в командах актуализировала реальные проблемы участников. Нам понадобились специальные техники для объединения группы. Эта работа потребовала дополнительного времени, эффективность проектировочного этапа была низкой.
Поэтому мне кажется, что разбивка на команды оправдана лишь в том случае, когда отношения в классе доброжелательные и партнерские. Тогда этот этап помогает участникам настроиться, повышает их активность. Если отношения остро конкурентные, лучше работать всем классом, по очереди вспоминая мероприятия прошедшего этапа.

Кроссворд
Следующая процедура также носит мотивирующий характер. Ведущий заранее готовит кроссворд, в котором зашифрованы слова, имеющие отношение к внеучебной жизни класса. Например, кто исполнял главную роль в спектакле, который поставили девочки в подарок мальчикам на 23 февраля? Или в каком городе экскурсоводы будут с умилением вспоминать Васю П.?
Вопросы должны носить эмоциональный характер, актуализировать приятные воспоминания о прошедших мероприятиях.

ЭТАП ВТОРОЙ — ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

Мозговой штурм
Участники разбиваются на мини-группы. Состав и количество определяется особенностями класса. Иногда мы проводим просто жеребьевку, создавая случайные группы. Иногда специально разделяем учеников, находящихся в состоянии конфликта. Очень важно, чтобы в мини-группе были дети, готовые плодотворно сотрудничать друг с другом.
Задача участников — придумать как можно больше мероприятий, которые можно провести в своем классе в следующем году (четверти). В зависимости от степени активности классного коллектива можно расширить задание. Если дети готовы работать не только для себя, можно попросить их придумать мероприятия для всей школы, или для учителей, или для учеников младшей школы.

Создание общего списка
Далее составляется общий список предполагаемых мероприятий. Как правило, он получается очень большим. Для того чтобы понять, какие из этих мероприятий интересны большинству учеников, проводится процедура голосования.

Индивидуальное самоопределение
Каждый ученик должен подойти и отметить те события, в которых он готов принять участие. Кроме того, каждый отмечает еще и степень своего участия: готов включиться как рядовой участник, или готов быть организатором, или готов быть помощником при подготовке.
Например, напротив заинтересовавшего мероприятия ученик ставит букву «У» — если готов быть только участником, «О» — если готов выступать как организатор, «П» — как помощник. После этой процедуры список становится заметно короче.

ЭТАП ТРЕТИЙ — ПЛАНИРОВАНИЕ

Дальнейшая работа проводится только с мероприятиями, помеченными буквой «О». Ведущий говорит о том, что все пожелания учеников будут учитываться при составлении плана работы. Но если никто из класса не готов отвечать за проведение какого-то дела, нам остается надеяться только на добрую волю других людей: педагогов или, может быть, учащихся других классов. Те же события, которые готовы подготовить и провести мы, должны быть запланированы заранее.
Ведущий знакомит учеников с планом работы на следующий период, рассказывает, какие мероприятия, носящие обязательный характер, туда уже включены (например, общешкольные мероприятия или учебные дела, проводимые во внеурочное время). Составляется единый план работы.
На этом классный час завершается.

Самое главное — чтобы хотя бы одно запланированное учениками дело состоялось. Проведя детей через эту процедуру, мы обязаны сделать все, чтобы их интересы реализовались.
К сожалению, я и мои коллеги были свидетелями того, что идеи наших учеников не нашли своего воплощения в реальной жизни школы. Дети не прощают этого взрослым. В следующий раз пробудить их активность и творческую мысль будет невероятно сложно. И мы будем вздыхать и говорить о том, что детям ничего не нужно.
Поэтому в заключение хочется предостеречь психологов и классных руководителей: если вы понимаете, что в школе нет условий для проявления детской активности и самостоятельности или в силу каких-то обстоятельств такой возможности нет в вашем классе, лучше не проводить этот классный час.
Перефразируя известное изречение, хочется сказать: «мы в ответе за тех, кого пробудили к активности».

Татьяна БЕГЛОВА


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46041. Технология разработки и реализаций PR-акций 12.77 KB
  Технология разработки и реализаций PRакций. Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
46042. Обзор системы для проведения PR-мероприятий 86.5 KB
  Компания госпожи Пайн одна из нескольких занимающих особую нишу она разрабатывает инструментарий для оценки эффективности маркетинговых и PRпрограмм. Среди продукции и услуг компании The Mesurement Stndrd ежемесячный специальный бюллетень в котором публикуются последние новости текущая информация и советы по измерению оценке и анализу; One Minute Benchmrking Bulletin регулярно обновляемый информационный ресурс который позволяет менеджерам и маркетологам за минуту или даже быстрее получить информацию о новейших методиках для...
46043. Заключительный этап проведения PR-кампании 32.5 KB
  Наибольшую трудность на этом этапе представляет проблема оценки эффективности всей кампании.4 В российской практике наиболее распространенным методом оценки эффективности PRкампаний стал анализ публикаций в прессе который заключается в постоянном мониторинге публикаций в прессе и других СМИ затрагивающих тематику проводимой PRкампании. Эффективность кампании по связям с общественностью наиболее точно измеряется комплексными методиками сочетающими в себе как неформальные так и формальные методы.
46044. Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью. Правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ 36.56 KB
  Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью. Правила разработки коммуникационных и информационных кампаний в СМИ. Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом.
46045. Построение стратегии взаимодействия со СМИ 48 KB
  Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков. СМИ обладают максимальным поражающим эффектом и придают информации определенный статус...
46048. Мотивы покупок 19.73 KB
  Мотивы покупок это сложные психологические структуры отдельные звенья которых зачастую не ясны самому потребителю. Важность мотивационного анализа обусловлена тем что мотивы совершения покупок часто носят иррациональный характер то есть такой который не может быть объяснен с позиций элементарной логики. Психоаналитики обнаружили что у мужчин и женщин различны мотивы покупки одних и тех же товаров. Структура потребностей и мотивы с позиции психологии рекламы Товары и услуги существуют для того чтобы удовлетворять человеческие...
46049. Экология, конспект лекций 765 KB
  Как часть биологического цикла, общая экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой. Экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней вплоть до глобального, т.е. до биосферы в целом.