12888

Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста Цель: познание и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству. Задачи: развитие познавательных психологических процессов: памяти внимания мышления; разви

Русский

2013-05-07

51.5 KB

4 чел.

Классный час Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста

Цель: познание и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству.

Задачи:

  •  развитие познавательных психологических процессов: памяти, внимания, мышления;
  •  развитие самосознания, рефлексии.

План:

  1.  На доске написано название мероприятия.
  2.  Музыкальное сопровождение: (Шедевры инструментальной музыки)
  3.  Вступительное слово психолога. (Приложение 1)
  4.  Разминка. (Приложение 2)
  5.  Основная часть:

- Сказка о Деревьях-Характерах. (Приложение 3)
- Рисунки детей “Мой характер”.

  1.  Рефлексия учеников.
  2.  Заключительное слово психолога.

Оборудование:

1. Заголовки, крупно напечатанные на листах А-4:

-гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску, готовность к ответственности за принятое решение, источник фантазии, воображение.

2. Чистые альбомные листы по количеству учеников, карандаши, краски, фломастеры.

3. Спички: по 4 штуки на парту или на каждого ученика.

Приложение 1

В наше сложное время жизненно необходимы становятся такие качества личности как целеустремленность, активность, упорство, умение добиваться поставленных целей и еще много других положительных качеств.

Но наряду с этими качествами немаловажное значение имеет еще одно. Как вы думаете, ребята, какое? Да, сейчас очень нужны люди, умеющие мыслить творчески, способные принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, да в любой области деятельности.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями ; вторая стадия – короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения”.

Во второй половине XX века исследования творческого мышления стали расширяться. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  1.  Гибкость ума.
  2.  Систематичность и последовательность мышления.
  3.  Диалектичность.
  4.  Готовность к риску.
  5.  Готовность к ответственности за принятое решение.

Разберемся в каждом понятии более подробно.

1. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

2. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в “скачку идей”, когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать одну среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея, преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

3. Зачастую открытие рождается при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись звука.

4. Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей. Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Гергом Менделем в 1865 году, но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет после того как три разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его. Источником творческой духовности человека являются фантазии. Если бы не было фантазий, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя себе фантазировать мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Сегодня на нашем занятии мы будем учиться нестандартно мыслить, действовать творчески, фантазировать и получать от этого радость.

Приложение 2.

Задание 1. Вытяните руки по направлению к учащимся, сожмите кулаки и предложите кому-нибудь вдвинуть в них сверху спички – одну головкой вниз, другую – головкой вверх. Спросите детей, в одну ли сторону смотрят спички?

После отрицательного ответа раскройте ладони и покажите, что спички направлены головками в одну сторону. Не дав изумлению и недоумению зрителей (как же так?) развиться до степени чрезвычайной, переходите к следующему фокусу со спичками.

Четыре равно трем

Выложите на стол спички, одну за другой. Чтобы не было сомнения в их количестве, вслух пересчитайте их. Теперь предложите детям сделать из четырех спичек три, не убирая ни одной. Если им ничего не удастся, то покажите, как это сделать, сложив из них арабскую цифру “3”.

У детей, скорее всего, раздастся вздох разочарования: “Надо же – как просто…” Тогда предложите им реванш: пусть из трех спичек (одну заберите) сделайте четыре. Предупредите, что ломать спички, зажигать и прочее нельзя. А решение между тем хрестоматийно просто: из спичек складывают римскую цифру “IV”.

Задание 2. Необходимо быстро отвечать на вопросы.

1. Какой страшный хищный зверь падок до малины? (Медведь).

2. Тощим или жирным ложиться медведь в берлогу? (Жирным, жир греет и питает спящего медведя).

3. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Лошадь имеет острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).

4. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по таким болотам, где всякое другое животное их веса увязло бы? (Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры, и лось не вязнет).

5. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние длинные. Поэтому заяц бежит легко в гору, а с отвесной горы летит кубарем через голову.)

6. Почему весной не бьют пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, теряют густой теплый подшерсток, это обесценивает мех. Кроме того, весной у зверей детеныши).

7. Когда заяц-беляк бывает всего заметней? (Когда вылиняет в серый цвет раньше, чем растает снег, или когда земля обнажится прежде, чем беляк вылиняет).

8. Почему распространенное сорное растение называют пастушьей сумкой? (Плоды пастушьей сумки похожи на сумки, которые в старину носили пастухи).

9. Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Кустарник получил такое название за шипы, которыми густо усыпаны его ветки).

10. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы? (Колючки или шипы, заменяющие листья у многих пустынных растений – это приспособления, которые позволяют этим растениям более экономно расходовать влагу).

11. Почему комнатные растения нужно поливать не холодной (особенно зимой), а теплой водой? (Холодная вода очень медленно проникает в растение. Например, вода при 00 поступает в корень растения приблизительно в 7 раз медленнее, чем вода, имеющая 200, и оно не получает вовремя нужных питательных веществ. Застоявшаяся в горшке с растением холодная вода может закиснуть, и растение погибнет).

12. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают его лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение может получить ожоги).

13. Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки? (Камешки, которые глотает курица, помогают ей лучше переваривать зерна. У кур и других зерноплодных птиц есть особый орган – мышечный желудок с очень толстыми стенками и мощными мускулами. При сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок с камешками заменяет курице зубы).

14. Что значит “волка ноги кормят”? (Волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее бегом).

15. Какая корова сытнее живет, хвостатая или бесхвостая? (Хвостатая – хвостом корова отгоняет назойливых и жалящих насекомых в то время, когда щиплет траву, бесхвостой нечем отмахиваться от оводов и мух, она меньше ест потому, что ей приходится поминутно мотать головой и переходить с места на место).

16. Умеют ли слоны плавать? (Слон не только хорошо плавает, но и может погружаться под воду, выставляя над ее поверхностью конец хобота).

17. Одинаковы ли зрачки у кошки днем или ночью? (Неодинаковы, днем , при солнечном свете, зрачки кошки узкие, к ночи сильно расширяются).

18. Про каких животных можно сказать, что они “вылезают из кожи вон”? (Змеи при линьке на самом деле вылезают из старой кожи, протискиваясь между камнями, корнями и пр. К моменту линьки уже успевает образоваться молодая блестящая и глянцевитая кожа).

19. Какой зверь спит головой вниз? (Летучая мышь).

20. Какие звери летают? (Летучие мыши расстояния в несколько десятков метров пролетает и летяга (полетуха),- живущая в наших лесах белка с кожистыми перепонками межу лапками).

21. Мы часто употребляем выражение “…где раки зимуют”. А где действительно зимуют раки? (Раки зимуют в естественных подводных береговых норах, либо вырывают такие норы сами. В этих норах они не всегда остаются бездеятельными. Часто, высунув клешню, рак схватывает проплывающую мимо рыбешку).

22. Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак действительно всегда назад, но к пище устремляется вперед).

23. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж).

Приложение 3

Сказка о Деревьях-Характерах.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли…Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то пригибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно.

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры… иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

Литература:

  1.  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”)
  2.  Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. -2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ось – 89, 2003. – 144 с.
  3.  Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыт. М., 1972, с испр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68950. Перевантаження операторів [], () 49.5 KB
  Ці оператори також можна перенавантажувати, що породжує масу цікавих можливостей. На перевантаження цих операторів розповсюджується одне загальне обмеження: вони повинні бути нестатичними функціями-членами. Дружні функції застосовувати не можна.
68951. Деформация кристалла 142 KB
  Деформа́ция (от лат. deformatio — «искажение») — изменение взаимного положения частиц тела, связанное с их перемещением относительно друг друга. Деформация представляет собой результат изменения межатомных расстояний и перегруппировки блоков атомов.
68952. Наслідування. Доступ до членів класу 31.5 KB
  Наслідування — один з наріжних каменів обєктно-орієнтованого програмування, оскільки воно дозволяє створювати ієрархічні класифікації Використовуючи Наслідування, можна створювати загальні класи, що визначають властивості, характерні для всієї сукупності споріднених класів.
68953. Конструктори похідних класів 44 KB
  У звязку із наслідуванням виникають два питання, що стосуються конструкторів і деструкцій. По-перше, коли викликаються конструктори і деструкції базового і похідного класів? По-друге, як передаються параметри конструкторів базового класу? Відповіді на ці питання містяться в наступному розділі.
68954. Передача параметрів конструктору базового класу 47.5 KB
  Якщо конструктор похідного класу повинен отримувати декілька параметрів слід просто використовувати стандартну синтаксичну форму конструктора з параметрами. Проте виникає питання яким чином передаються аргументи конструктору базового класу
68955. Віртуальні деструктори 26.5 KB
  Явний опис деструкторів у програмах потрібний лише тоді, коли обєкт створюється у динамічній памяті. При використанні віртуальних деструкторів досить очевидними є переваги поліморфізму. Зазвичай, вони застосовуються тоді, коли при знищенні обєктів необхідно видалити обєкти похідного класу...
68956. Шаблони. Функція з двома узагальненими параметрами 54.5 KB
  За допомогою шаблонів можна створювати узагальнені функції і класи які працюють з типом даних заданим як параметр. Узагальнені функції Узагальнена функція визначає універсальну сукупність операцій застосовних до різних типів даних. За допомогою узагальненої функції можна визначити природу...
68957. Перевантаження шаблонної функції та їх специфікацій 34 KB
  Перевантаження шаблонної функції Використання стандартних параметрів шаблонної функції Обмеження на узагальнені функції Перевантаження шаблонної функції Для того, щоб перенавантажувати специфікацію узагальненої функції, досить створити ще одну версію шаблону, що відрізняється від останніх...
68958. Узагальнені класи. Приклад використання двох узагальнених типів даних 62 KB
  Окрім узагальнених функцій можна визначити узагальнені класи. При цьому створюється клас, в якому визначені всі алгоритми, проте фактичний тип даних задається як параметр при створенні обєкту. Узагальнені класи виявляються корисними, якщо логіка класу не залежить від типу даних.