12892

Методические основы лагеря Лидерство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Методические основы лагеря Лидерство Лагерь €œЛидерство€ – это тренинг коммуникативной компетенции. Тренинг который проводят любители по всем классификациям психологов тренинги бывают профессиональные и любительские. В качестве тренеров выступает команда стар

Русский

2013-05-07

81 KB

2 чел.

Методические основы лагеря Лидерство

Лагерь “Лидерство” – это тренинг коммуникативной компетенции. Тренинг, который проводят любители (по всем классификациям психологов тренинги бывают профессиональные и любительские). В качестве тренеров выступает команда старшеклассников 14-17 лет (8-12 человек оптимально), которых мы называли J.С. (Junior Councellor), под руководством учителя, владеющего этой методикой (Staff). Учитель организует команду J.C., помогает им спланировать, организовать, провести и проанализировать лагерь, но в контакт с участниками тренинга практически не вступает, а держится на заднем плане. Лагерь организуется для 30-60 учащихся, по меньшей мере, на 2 года младше, чем J.C.’s.

В лагере “Лидерство” принимают участие подростки 12-17 лет (в качестве J.C. не моложе 14 лет). Этот возраст психолог Э. Эриксон описывает следующим образом: способ удовлетворения влечений – быть самим собой; значимые лица – сверстники; способ удовлетворения – идентичность (VS ролевая беспорядочность, неопределенность). Лагерь-тренинг удовлетворяет интерес подростка к себе и сверстникам, помогает идентифицировать свою роль в группе и в обществе, организует тесное общение со значимыми лицами – сверстниками и старшими подростками. Последствия проведения лагерей “Лидерство” в коллективе школы следующие: ломаются рамки, ограничивающие общение разных классных коллективов и возрастных групп, и начинается активное общение “по вертикали”.

Как и тренинг, лагерь “Лидерство” является активным методом обучения. Его можно определить как способ перепрограммирования имеющейся у подростка модели управления поведением и деятельностью. Лагерь – это целенаправленное воздействие, устремленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, это средство развития компетентности в общении. Лагерь гармонизирует отношения в группе, преобразует их, корректирует и трансформирует установки отношений.

Как и тренинг, лагерь требует составления алгоритма и сценария тренерского действа. Между учителем-тренером, командой J.С. и участниками лагеря устанавливаются отношения сотрудничества (Nonviolent communication), единственно возможные в контексте лагеря и чрезвычайно ценные в системе взаимоотношений в школе.

Во время подготовки, проведения лагеря, а также подведения итогов групповой процесс охватывает как группу J.С. (они выступают в качестве тренеров), так и группу участников лагеря (они выступают как ведомые). Групповой процесс охватывает 3 аспекта личности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

1. Когнитивный аспект: J.С. (тренеры) в процессе подготовки, проведения и анализа лагеря приобретают знания об организации коллектива, о составлении плана действа, сценария, алгоритма поведения, а также сумму знаний по психологии и социальной психологии. Участники лагеря (ведомые) узнают новое о себе, о других участниках лагеря.

2. Эмоциональный аспект: лагерь – симфония эмоций. Участники лагеря переживают богатую гамму эмоций: от возмущения, недоумения и неловкости до эйфории, чувства доверия, доброжелательности и любви к окружающим, ощущения раскованности и безопасности в группе. J.C. учатся направлять и регулировать эмоции участников лагеря, а также контролировать свои эмоции.

3. Поведенческий аспект: и J.С. и участники лагеря расширяют свой поведенческий репертуар через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения, через поиск адекватных форм поведения и их обработку.

Любой тренинг, который собирает людей, стремящихся изменить свою жизнь, начинается с введения групповых норм и заключения “контракта” на их выполнение с каждым. Работая с подростками (а чаще – с младшими подростками), мы вносим в нашу работу элемент неожиданности, “сюрпризности” и “подарочности”. Поэтому групповые нормы у нас сводятся к кратким правилам, основное из которых – следовать расписанию лагеря, а всего остального (искренности, активности, концентрации на настоящем моменте, конфиденциальности, конструктивной обратной связи и др.) мы стараемся добиться сами.

Атмосфера “сюрпризности” и “подарочности” создается при помощи игры “Мешочки счастья” (каждый участник лагеря расписывает конверт и вешает его на стенку, а в течение лагеря в этот конверт все опускают записки с добрыми пожеланиями и подарки), традиционного ритуала “Подарки J.С.’s.” (каждый J.С. готовит подарок каждому участнику лагеря и вручает его, объясняя метафорическое значение подарка), символического подарка, связанного с образным рядом лагеря каждому участнику на банкете в конце действа. Обилие сюрпризов и подарков создает контекст праздника, активизирует позитивную сферу эмоций, делает лагерь ярким событием в жизни, а также способствует позитивному развитию групповой динамики, сплочению и формированию атмосферы доверительности. Характер работы становится более конструктивным, усиливается ориентация на мотивацию достижений, инноваций, взаимную поддержку и гуманистическую ориентацию.

Если во время тренинга ведомые под руководством тренера обычно вместе выбирают форму обращения друг к другу, то мы закладываем ее в сценарий лагеря. Форма обращения зависит от стилистики, образного ряда лагеря. Ведь лагерь – это расширенная ролевая игра. И это – еще одно отличие от психологических тренингов, где ролевые игры широко используются, но тренинг в целом – явление неигровое.

Мы широко используем метафоричный язык как в традиционной сказке на ночь, так и в историях, которые задействованы на мастерских, в символичных подарках, пьесках. Сценарий ролевой игры, которую представляет из себя лагерь, является расширенной метафорой. Метафоры снимают психологическое сопротивление, активно задействуют эмоциональную сферу, а также задают более широкий контекст.

Кроме того, метафоры и истории метафорического содержания выполняют очень важную функцию в лагере “Лидерство”. Они знакомят с “правилами игры” и жизненными установками других народов, предлагают иные модели мышления. Они направляют мысли за пределы индивидуального национального жизненного опыта. Они выполняют интеграционную роль, помогая понять сходства и различия различных национальных менталитетов.

Наш лагерь “Лидерство” – интегральное явление. Опыт подобного действа приобретен нами в США. Наш первый лагерь в России был калькой подобного лагеря в США. Теперешние наши лагеря-тренинги, претерпев ряд изменений, превратились в сплав русского и американского. Они двуязычны. В зависимости от того, с кем мы проводим лагерь, меняется доля английского языка в нем. В лагере сохранены многие американские реалии, наполненные русским содержанием (карточка – путевой лист с именем участника лагеря (name-tag); ритмичные стишки и песенки, сопровождаемые движениями (chants); игровые интерактивные упражнения, снимающие скованность и барьеры общения в начале лагеря, а также в начале каждой мастерской (ice-breakers) и др.). Лагерь нацеливает на понимание не только другого человека, но и логику иного народа, его систему ценностей.

Итак, вернемся к вопросу, что такое наш лагерь “Лидерство”? Это интегральная ролевая игра с элементами мягкого тренинга коммуникативной компетенции, проводимая группой старших подростков под руководством педагога-тренера для более младших.

Лагерь “Лидерство” крупным планом

Если Вас, дорогой читатель, заинтересовало то, чем мы уже пять лет занимаемся, если Вы тоже хотите попробовать, тогда мы должны подробнее рассказать Вам о том, что такое лагерь “Лидерство”.

Планирование лагеря, как мы уже упоминали, начинается с составления расписания. В самом начале лагеря расписание раздают всем участникам действа, чтобы каждый четко ориентировался во временных и пространственных параметрах происходящего.

Итак, возьмем одно из расписаний и посмотрим, что такое лагерь как он есть.

Расписание (данный лагерь длится 27 часов 40 минут)

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

10.00 – 10.05 – обрушивание

Ровно в 10.00 на участников лагеря с разных сторон “обрушиваются” J.C. Они напрыгивают, наскакивают, размахивая конечностями и делая ужасающие гримасы, и при этом громко скандируют какой-нибудь стишок. Цель – вызвать любые сильные эмоции (испуг, восторг, удивление). Участник действа должен сразу же понять, что обычная жизнь прервалась и началось удивительное, странное, не похожее ни на что. В лагере очень важна точность, так, чтобы абсолютно не было свободного времени, которое может вырвать участников из контекста действа. Лагерь начинается точно в срок и четко заканчивается. Опоздания невозможны. Все участники лагеря собираются с 10.00 в определенном месте (например, в раздевалке школы, если лагерь проводится в школе). В случае, если лагерь проводится за городом, команда J.C. приезжает заранее, а участников лагеря привозят всех вместе на автобусе.

10.05 – 10.10 – правила

Строгий Вася (J.C. ответственный за дисциплину) знакомит участников с правилами.

10.10 – 10.15 – Раздача name-tagов

Сразу после “обрушивания” J.C. раздают участникам лагеря name-tagи. Это карточки, которые все, принимающие участие в лагере, обязаны носить с собой, не снимая, на протяжении всего действа. На name-tagах J.C. помещают, как специально придуманные имена, которыми желают пользоваться в лагере (Игорь Мышкин – Гоги, Иван Рассохин – Вано, Олег Долгих – Гелаша), так и совпадающие с их собственными именами (Иван Ребро – Иван, Ольга Закалата – Оленька и др.) На name-tagах участников есть символы, выдержанные в стилистике лагеря, которые делают эти карточки путевыми листами. Лагерь, который мы рассматриваем, – солнечное царство. Участники лагеря – солнечные зайчики.

Цвет глазок – деление на мастерские.

Цвет бантика – деление на группы для скитов и тихих песен.

Цвет солнечного зайчика – деление на спальни.

Цвет башмачков – деление на группы для Олимпийских игр.

Таким образом, name-tag делит группу участников лагеря 4 раза на группы общения. Причем при разделении участников на группы общения мы стараемся, чтобы комбинации людей все время менялись и ребята постоянно оказывались в новом окружении.

10.15 – 10.20 – распределение по спальням

J.C. разводят ребят с вещами по комнатам, где они будут спать, а перед этим – беседовать кружком вокруг свечи.

10.20 – 10.30 – кричалки

Ритмичные песенки, сопровождаемые движениями, иногда игровыми. Они исполняются в кругу, причем J.C. в центре круга показывают пример. Кричалки служат для релаксации после серьезной душевной работы,  являются психогимнастикой, настраивающей всех на одну эмоциональную и поведенческую волну, помогают сплотить группу. Постепенно участники лагеря вовлекаются в круг вместе с J.C., что ставит их в активную позицию.

10.30 – 11.30 – ледокол (“ice-breakers”)

Эта часть лагеря раскачивает барьеры общения, стимулирует коммуникацию. Она состоит из интерактивных игр, которые знакомят участников лагеря. А если они уже знакомы, позволяют им ближе узнать друг друга. Эти игры стимулируют творческое мышление. Они часто носят соревновательный характер. Игры, которые задействованы в этой части лагеря, часто предполагают мягкий тактильный контакт, который снимает эмоциональный стресс.

11.30 – 11.50 – мешочки счастья (Happy Note Bags)

Всем участникам лагеря и J.C. выдаются мешочки (конверты). Все разукрашивают свои “мешочки” и подписывают их. А затем “мешочки счастья” развешиваются на стене в легкодоступном месте. На протяжении лагеря в эти мешочки все бросают записки с добрыми словами, маленькие подарки. Заглядывать в свой и чужие мешочки, вынимать их содержимое нельзя. (Это строго контролируют J.C.) Игра длится на протяжении всего лагеря, а в последний момент “мешочки счастья” раздаются всем с просьбой открыть не раньше, чем дома.

11.50 – 12.35 – мастерские

В зависимости от количества участников, они делятся на 2-3 группы. Оптимально в мастерской должно принимать участие 8-12 человек. Мастерскую готовят и проводят 1-3 J.C. с помощью и под контролем учителя-тренера. В наших лагерях свободные на данный момент J.C. принимают участие в мастерских. Это позволяет им не только помогать друг другу, но и обмениваться опытом, а также увидеть лагерь в целом. Обычная тематика мастерских: самооценка, творчество, постановка цели, лидерство, организация, конфликты, общение, работа в группе, оценка.

12.15 – 12.35 – кричалки

12.35 – 13.20 – обед

Садиться за стол желательно всем вместе. Приготовление пищи, накрытие столов должны быть организованы так, чтобы те, кто делает лагерь (творцы лагеря) этим не занимались. За трапезой J.C. и участники лагеря садятся вперемежку. “Злой Вася” (J.C., ответственный за дисциплину) проверяет наличие name-tagов и продумывает шутливые наказания для тех, кто потерял свой. “Злой Вася” объявляет, кто убирает столовую. Это, обычно, группы, объединенные по случайному признаку (“все в темно-синих джинсах”, “все, у кого кудрявые волосы” и т.п.)

13.40 – 13.55 – заполнение “мешочков счастья”

В течение всего лагеря его участникам время от времени дается 10-15 минут на то, чтобы писать записки и класть их в “мешочки счастья”. Мы обычно заготавливаем цветные карточки оригинальной формы, карандаши и помещаем их недалеко от “мешочков счастья”.

13.55 – 14.40 – мастерские

14.40 – 14.55 – кричалки

14.55 – 15.40 – мастерские

15.40 – 16.00 – кричалки и игры

Когда мы собираем всех участников лагеря вместе, обычно мы начинаем с кричалок. Потом они плавно переходят в психогимнастику (игры “на сплочение”, задействующие тактильный канал общения, иногда с соревновательным компонентом).

16.00 – 16.15 – заполнение “мешочков счастья”

16.15 – 17.00 – мастерские

17.00 – 18.00 – Олимпийские игры

Это “игра по станциям”, где в заданиях используются интерактивные игры, представляющие реальную физическую опасность. Один из принципов психологического тренинга – принцип реальной опасности. Реальная физическая опасность снимает барьеры общения, стимулируя становление прочных межличностных связей. Олимпийские игры – игра “по станциям”. На каждой станции J.C. проводят игру, лишенную соревновательного элемента, но вырабатывающую умение работать в команде.

18.00 – 18.20 – ужин

18.20 – 18.30 – объявления

На этом этапе даются задания в группах. Выбрать и разучить лирическую “тихую песню”, подготовить “скит” (инсценировку) на заданную тему (в этом лагере – о том, как злой волчонок превратился в солнечного зайчика) и выбрать оратора, которому группа доверяет от их лица выступить с речью на банкете.

18.30 – 19.30 – подготовка

В подготовке участвуют все J.C. Они заранее распределены на микро-группы, которые прикреплены к “спальням”.

19.30 – 20.00 – представление скитов

Кроме “скитов”, подготовленных участниками лагеря вместе с J.C., J.C. готовят заранее свой “скит”, которым обычно завершается представление.

20.00 – 20.15 – кричалки и игры

20.15 – 20.25 – заполнение “мешочков счастья”

20.25 – 21.00 – вечеринка

Вечеринка состоит из шумных, динамичных интерактивных игр. Во всех играх пары и команды составляются из участников противоположного пола. Задания забавные и соревновательные. Участники лагеря накапливают опыт успешного общения с лицами противоположного пола. Эмоциональный фон лагеря накапливается.

21.00 – 21.45 – танцульки

Танцульки проводятся по какой-то тематике: бальные танцы, рок-н-ролл, народные танцы и т.п. Они состоят из ряда заданий соревновательного характера. Победители награждаются призами. “Вечеринка” и “танцульки” – самая шумная и буйная часть лагеря.

21.45 – 22.15 – приключение

Это – сюрприз. J.C. прячут что-нибудь, обладающее ценностью для участников лагеря (например, торт или расписание оставшейся части лагеря). Свет в помещениях выключается (при помощи рубильника) и участники лагеря, пользуясь планом или картой, которую нужно составить из кусочков, розданных каждому, и, пользуясь фонариками, ищут спрятанное.

22.15 – 23.00 – чай у Юлии Викторовны

Это одна из трех частей лагеря, которую проводят взрослый тренер. После чая взрослый тренер организует тихие игры, которые корректируют эмоциональное состояние участников лагеря. С этого момента лагерь начинает “успокаиваться” и перестраиваться на лирический лад.

23.00 – 23.30 – представление J.C

Еще одна часть лагеря, которую проводят взрослый тренер. Он представляет каждого J.C., давая ему эмоционально окрашенную яркую и точную характеристику.

23.30 – 00.00 – подарки J.C

Каждый J.C. дарит подарки, имеющие символический смысл, каждому участнику лагеря. Перед этим он объясняет смысл подарка.

00.00 – 00.30 – тихие песни

Команда J.C. готовит несколько лирических песен заранее. Идеально подходят песни Ю.Визбора, Б.Окуджавы, С.Городницкого. Авторская песня обладает удивительным свойством. Каждая из них написана одновременно для всех и для каждого, настраивает на искреннее и доверительное общение.

00.30 – 00.45 – заполнение “мешочков счастья”

00.45 – 01.00 – сказка на ночь

Это – история метафорического содержания, ставящая проблемы, актуальные для участников лагеря. Сначала мы с этой целью использовали нравоучительные истории для малышей, потом придумывали сказки сами, сейчас подбираем литературные и народные сказки, притчи из “Библии”, “Корана”, индийских “Вед” и т.п. Главное, чтобы история соответствовала тематике и стилистике лагеря.

01.00 – 02.00 – “Свеча”

Участники лагеря расходятся по спальням вместе с J.С. располагаются кругом вокруг свечи и беседуют о проблемах, которые были затронуты в течение дня, о том, что нового они узнали о себе и о других, о том, как изменилось их отношение к окружающему миру. Почти бессонная ночь воспринимается как приключение и снимает барьеры общения.

02.00 – отбой

Участники лагеря ложатся спать. Желательно, чтобы они не общались. За этим могут проследить J.C. “Злой Вася” и взрослый тренер. Остальным J.C. лучше дисциплинирующую функцию не исполнять. У них много работы. Следует убрать помещение, заполнить уже заготовленные грамоты для банкета, а главное – обсудить итоги дня и внести необходимые коррективы в оставшуюся часть лагеря.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

8.00 – Подъем

J.C. дружной толпой врываются в спальни и как можно громче поют бодрую песенку.

08.00 – 08.15 – гигиенические процедуры

08.15 – 08.30 – кричалки

08.30 – 08.50 – завтрак

08.50 – 09.35 – мастерские

09.35 – 09.55 – кричалки и игры

09.55 – 10.15 – заполнение “мешочков счастья”

10.15 – 11.15 – общая дискуссия

Дискуссию мы проводим не всегда. Это зависит от возраста и состава участников лагеря, от основной темы.

11.15 – 12.00 – надписи на заборе

Участники лагеря разбиваются на “спальни”. Каждой группе выдается лист ватмана, на котором нарисована часть забора.

Участники группы пишут и рисуют на “заборе” все, что отражает их впечатления от лагеря. Это – своеобразная рефлексия.

12.00 – 12.15 – переодевание для банкета

В приглашении “Дружок” указано, что необходимо взять с собой в лагерь нарядную одежду. За 15 минут участники лагеря должны преобразиться, превратиться из “гадких утят” в “прекрасных лебедей”.

12.15 – 13.15 – банкет

Банкет – подведение итогов. И – эмоциональный всплеск в конце лагеря. Стол красиво сервируется, участники лагеря и J.C. входят в зал под торжественную музыку парами, юноши ищут карточки, которые указывают место их дамы за столом и усаживаются сами. Речи, вручение дипломов, подарков, заключительная речь взрослого тренера, подводящая итог всему действу.

13.15 – 13.30 – сбор вещей

13.30 – 13.40 – общий круг

Это заключительная рефлексия. Мы ставим конкретный вопрос и просим ответить на него одним словом, передавая из рук в руки символ лагеря (здесь – сверкающую игрушку, символизирующую “солнечного зайчика”).

13.40 – домой

Участники лагеря выходят из помещения, где происходило действо, вместе и сразу. Важно не “размазать” концовку. Команда, проводившая лагерь, конечно, остается. Нужно убрать территорию, немножко отдохнуть, а, главное, подробно и придирчиво проанализировать происшедшее.

Ведь впереди – новые подвиги!!!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40372. Парафренный синдром 27.5 KB
  Состояние в котором сочетаются фантастический бред величия бред преследования и воздействия явления психического автоматизма изменения аффекта. Содержание фантастического бреда редко бывает постоянным чаще оно склонно к расширению вариациям постоянно обогащается новыми фактами иногда крайне изменчиво. Идеи преследования становятся почти постоянным ингредиентом синдрома в ряде случаев бред бывает антагонистическим: наряду с преследователями врагами существуют силы стоящие на стороне больного. В структуре синдрома значительное место...
40373. Патологическое опьянение 23.5 KB
  Картина патологического опьянения и внешне мало напоминает алкогольное опьянение поскольку отсутствуют нарушения статики и координации движений а также пантомимические особенности характерные для облика опьяневшего человека. По существу патологическое опьянение это транзиторный психоз а в синдромологическом отношении сумеречное состояние сознания. Патологическое опьянение возникает внезапно и так же внезапно обрывается часто заканчиваясь глубоким сном.
40374. Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными средствами. Общие принципы лечения при побочных эффектах и осложнениях психофармакотерапии 54 KB
  Общие принципы лечения при побочных эффектах и осложнениях психофармакотерапии Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными средствами Побочные эффекты при психофармакотерапии как и при использовании многих других лекарственных средств связаны с невозможностью избирательно влиять исключительно на патологически измененные системы мозга. Другие же побочные эффекты и осложнения возникающие обычно редко обусловлены индивидуальными реакциями пациента на тот или иной препарат. В данном разделе будут рассмотрены только наиболее...
40375. Побочные эффекты транквилизаторов и их роль в пограничной психиатрии 46 KB
  Общая характеристика транквилизаторов К основным группам транквилизаторов по химической структуре относятся: 1 производные глицерола мепробамат; 2 производные бензодиазепина элениум диазепам лоразепам феназепам клоназепам альпразолам и многие другие; 3 производные триметоксибензойной кислоты триоксазин; 4 производные азапирона буспирон; 5 производные другой химической структуры амизил гидроксизин оксилидин мебикар мексидол и другие. Выделяют следующие клиникофармакологические эффекты...
40376. Противосудорожные средства 42 KB
  Все противосудорожные средства требуют динамического наблюдения за концентрацией препарата или его метаболита в крови при их применении. Максимальная концентрация в крови достигается через 612 ч после приема разовой дозы препарата. В плазме крови в связи с белками находится у взрослых на 50 у новорожденных детей на 3040. При концентрации в крови 300500 мкг мл развивается седативный эффект.
40377. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ 62.5 KB
  Психические нарушения возникающие в ответ на воздействие острых катастрофических стрессовых факторов острая реакция на стресс острые стрессовые расстройства посттравматическое стрессовое расстройство. Нарушения психического приспособления: этиологические факторы клинические варианты динамика. Психические нарушения реактивного характера легче возникают у лиц ослабленных соматическими заболеваниями имеющих заболевания головного мозга травматического или сосудистого генеза некоторые акцентуации характера или личностные расстройства.
40378. Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами бытовыми и промышленными токсическими веществами 39.5 KB
  Первые признаки интоксикации заключаются в появлении астении сильной сонливости расстройстве зрения. При атропиновой интоксикации возникают картины делирия с выраженным возбуждением и изменчивым аффектом а также состояния оглушения переходящего в сопор и кому. При хронической интоксикации барбитуратами наблюдаются психопатоподобные состояния с эйфорией расторможенностью расстройствами памяти значительным снижением критики. Психические нарушения близки к расстройствам при интоксикации анилином.
40379. Справочник по психиатрии: Психические расстройства сосудистого генеза 57.5 KB
  Психические нарушения сосудистого генеза отличаются большим клиническим многообразием и среди них значительное место занимают сравнительно неглубокие непсихотические нарушения неврозоподобные психопатоподобные нерезко выраженные аффективные и психоорганические изменения. Только при разных формах сосудистой деменции а также некоторых острых психозах экзогенноорганического типа патогенетическая связь между собственными закономерностями сосудистого заболевания и возникновением психических расстройств представляется прямой и очевидной. В...
40380. ПСИХОТЕРАПИЯ 41 KB
  Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больной. Психотерапия имеет целью устранить проявления болезни изменить отношение больного к своему состоянию самому себе и окружающему. Выделяют следующие основные методы психотерапии: 1 рациональная психотерапия; 2 суггестивная психотерапия включающая внушение наяву в состоянии гипнотического сна и самовнушение аутосуггестия; 3 коллективная групповая психотерапия семейная поведенческая игровая имаготерапия психоэстетотерапия и т.