1291

Вакуумная система плазменного сепаратора элементов ДИС

Контрольная

Производство и промышленные технологии

Выбор параметров плазменного источника и вакуумной системы. Конструкция и параметры крионасосов. Схематический вид установки ДИС.

Русский

2013-01-06

89.5 KB

4 чел.

вакуумная система плазменного сепаратора элементов ДИС


1. ВВЕДЕНИЕ

За год на Украине образуется 350т отработанного ядерного топлива (ОЯТ), со средним молекулярным весом 90 г/моль. В процессе выгорания топлива в ТВЭЛАХ образуется практически вся таблица Менделеева, при этом в ТВЭЛе максимумы распределения по элементам располагаются в диапазоне масс 235-238, 120-130, 85-90, 16, т.е. элементы, в своем большинстве, имеют отношения масс 3/2/1. При коэффициенте выгорании около10%, которое достигнуто в современных реакторах, в топливном элементе, содержащем UO2, появляется около 20% других элементов. Для регенерации ОЯТ необходимо удалить эти 20% более легких элементов. По-видимому, при регенерации плазменным методом будет удален и кислород. Основная цель экспериментов на демонстрационно-имитационном плазменном сепараторе ДИС заключается в разработке физических основ методов обработки отработанного ядерного топлива с целью отделения топлива от осколков деления, определения возможных энергетических величин, которые в настоящее время допустимы для 1 моль – 30100 кВт/ч, или 1-3103 эВ/атом. Для упрощения и удешевления экспериментов на плазменном сепараторе ДИС на первом этапе выбрана смесь Хе-Кr-Ar с отношением масс 3/2/1 и процентным содержанием, соответственно, 80, 10 и 10%, являющаяся моделью ОЯТ. Возможен выбор и других масс, например, металлов Pb-Ві, или Pb-Sn, или др. Выбор модели ОЯТ определяется не только магнитно-вакуумной системой и системой диагностики, но еще и наличием плазменного источника (ПИ) с параметрами, удовлетворяющими требованиям эксперимента на сепараторе. Поэтому при создании сепараторов одной из основных задач является выбор ПИ и его рабочих параметров. Они будут определять параметры плазмы в сепараторе, а следовательно и выбор параметров магнитной и вакуумной систем. Ранее была определена и выбрана магнитная система и ее конфигурация[1-3].

2. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ПЛАЗМЕННОГО ИСТОЧНИКА И ВАКУУМНОЙ СИСТЕМЫ

Оценки показывают, что для переработки 350 т ОЯТ с молекулярным весом около 90 г/моль в течение года необходима производительность около 450 моль/час. Моделирующая установка может работать на уровне производительностей около 0,01-1 моль/час. Эта производительность определяется энергетикой и размерами установки, вакуумная камера и магнитная система которой в настоящее время функционируют. На рис.1.а представлен схематический вид установки ДИС с использованием газовых ионов, имитирующих ОЯТ. Трехкомпонентная плазма из ПИ двигается вдоль силовых линий убывающего магнитного поля. При включении радиального электрического поля Еr плазма начинает вращаться в скрещенных радиальном электрическом поле Е и аксиальном магнитном поле Н с частотой Е  Е/Н. При достижении условия Е  СI/2, где СI – циклотронная частота иона массой I, в магнитном поле Н происходит ускорение резонансных ионов, благодаря чему может достигаться пространственное выделение ускоренных ионов Хе из трехкомпонентной плазмы. По одной из версий теории, в процессе ускорения эти резонансные ионы приобретают поперечную компоненту энергии. Т.о. резонансно ускоренные ионы Хе должны выйти из плазмы на стенки вакуумной камеры в кольцевой области 13. Диаметр вакуумной камеры 380мм, длина – 1650мм. Ожидаемое место прихода резонансных ионов Хе на стенку камеры находится приблизительно на ее середине, т.е. на расстоянии 700-800 мм от плазменного источника. Предполагается замкнутый цикл работы со смесью. Крионасосы 7 исполняют функцию системы дифференциальной откачки, а 10 и 11 – обеспечивают циклическую работу замкнутой вакуумной системы по смеси Хе-Кr-Ar. Крионасос 10 является ловушкой для компонентов рабочей смеси, поскольку для откачки водорода, всегда присутствующего в плазменных разрядах, используется насос – 9. При отеплении криопанелей насосов 7 вся смесь остается в насосе 10. В дальнейшем смесь переконденсируется в насос-компрессор 11, откуда вновь подается в ПИ.

На рис.1.б представлены ожидаемые зависимости на магнитных анализаторах. Кривая Хе1 для нейтральной компоненты на магнитном анализаторе 5 показывает момент выхода резонансно ускоренных ионов Хе на стенки вакуумной камеры в кольцевой области 13. Кривая Хе2 показывает уменьшение количества ионов ксенона, регистрируемых на магнитном анализаторе 6. Временная задержка dt связана со временем пролета ионов вдоль камеры


  а)       б)

Рис.1.  Схематический вид установки ДИС (а) и зависимости на магнитных анализаторах (б)

1,2,3 – соленоиды для создания определенной конфигурации магнитного поля и магнитный экран; 4 – плазменный источник; 5,6 – магнитные анализаторы нейтральной и ионной компонент плазмы; 7 – крионасосы для откачки смеси Хе-Кr-Ar; 8 – вакуумные клапана; 9 – высоковакуумный диффузионный насос с жидкоазотной ловушкой; 10 – насос накопитель для откачки смеси; 11 – крионасос-компрессор, для закачки смеси в баллоны 12; 13 – кольцевая область на внутренней поверхности вакуумной камеры, куда должны выходить ионы Хе; 14 – система формирования радиального электрического поля.


Производительность сепаратора может быть определена как:

,

где – атомный вес; Vll – продольная скорость плазмы; ni – концентрация ионов плазмы; S –сечение плазмы; α – КПД ускорения ионов; β – КПД сбора ионов; t – время работы.

Для упрощения принимаем αβ = 1. Исходя из производительности 1 моль/час, Vll = 106 см/с и S = 103 см2, получаем ni  21011 см3 и ионный ток около 30 А. Для упрощения в этих оценках не учитывается многокомпонентность плазмы. На рис.2. представлена производительность сепаратора в зависимости от плотности плазмы для различных энергий ионов из плазменного источника. Энергия ионов ПИ зависит от напряжения разряда и, для различных типов источников, может достигать величин 500 эВ.

Рис.2. – Производительность сепаратора

1 – 100 эВ; 2 – 50 эВ; 3 – 10 эВ

Как отмечалось, выбор ПИ определяется его совместимостью с магнитной системой, в которой он должен работать, вакуумной системой и системой диагностики, способной установить факт разделения. Важен также состав и состояние элементов, которые могут быть выбраны для моделирования и имитации – газы или металлы. В настоящее время вакуумно-дуговые распылители, один из вариантов ПИ, способны работать практически со всеми металлами, однако у них есть существенный недостаток – они не исследовались в достаточно сильных магнитных полях, которые необходимы для сепарации в ДИС, кроме того, в газо-плазменной фазе имеется значительное количество капельной фазы. Но в плане выбора насосов системы откачки, использование металлической плазмы упрощает вакуумную систему. Металлические конденсаты также будут усложнять диагностику. Газовые источники на соответствующую производительность в продольном магнитном поле, также отсутствуют. Более чем амперные ионные токи газовых источников требуют значительных производительностей по скоростям откачки и достаточно высоких вакуумных условий, чтобы уменьшить влияние процессов резонансной перезарядки ионов. Поскольку ионы плазмы в сепараторе замагничены, длины их траекторий до выхода на стенку в месте резонанса могут достигать 2-3 метров, что требует поддержания вакуумных условий на уровне давлений 1-210-5 Торр.

Следует заметить, что резонансная перезарядка не меняет состава плазмы и не изменяет резонансных частот, что может привести к смягчению требований к вакуумным условиям.

3. КОНСТРУКЦИЯ И ПАРАМЕТРЫ КРИОНАСОСОВ

Согласно рис.1.а, насосы 7, играющие роль системы дифференциальной откачки, при отношении d/L, диаметра к длине, на уровне 0,5 должны иметь производительность на уровне (1-2)104 л/сек, которая может быть достигнута при использовании криогенных конденсационных или сорбционных насосов с температурами ниже 30 и 80 К соответственно. На рис.3. представлен схематический вид конструкции крионасосов 7.

Существенную сложность при создании этих насосов вносят процессы бомбардировки плазмой конденсационных или сорбирующих криоповерхностей. Удельные коэффициенты прилипания газа на криоповерхностях будут на уровне  0,3 для конденсации и 0,1 для сорбционной откачивающей панели. Коэффициент десорбции криоосадка Хе, ионами ксенона с энергией 100-200 эВ, может составлять около 10-20. В то же время, при бомбардировке частицами одного знака, как показано в работе[4], диэлектрические слои могут самозащищаться. Предусматривается также подача положительного потенциала на криопанель с целью уменьшения десорбции криослоев при ионной бомбардировке. Поэтому в крионасосах предусматриваются съемные радиационные экраны шевронного типа. При их исключении скорость откачки для всех газов возрастет в 3 раза.

Рис. 3. – Схематический вид конструкции крионасосов

1 – плазменный источник; 2 – изоляционный фланец; 3 – защитный радиационный экран крионасоса; 4 – магнитная система; 5 – корпус вакуумной камеры; 6 – откачивающий элемент крионасоса; 7 – шевронные радиационные экраны; 8 – траектории ионов без магнитного поля

Радиационные экраны обоих насосов имеют следующие тепловые характеристики: теплоподвод около 50 Вт (1,2 лLN2 /час); теплоподвод к откачивающим панелям около 2 Вт.

Дополнительным средством откачки паразитных активных газов является лист титана, располагаемый в торце по обечайке, который распыляется ионами плазмы. Распыленные атомы титана откачивают водород и азот, которые появляются в системе при включении ПИ. Хотя энергия ионов лежит на уровне 100 эВ, коэффициент распыления составляет 0,01-0,1 за счет малоуглового попадания ионов на поверхнось. На меди, конструкционном материале крионасосов, ион Хе даст при нормальном падении величины коэффициентов распыления на уровне 0,15, а при малых углах – до 0,5. Т.е. медные пластины, формирующие радиальное электрическое поле Ер, будут сильно эродироваться. Для обеспечения работы конденсационных насосов с криопанелями на уровне 30 К предусматривается система криообеспечения сепаратора ДИС, представленная на рис.4.


Рис.4. Схематический вид системы криообеспечения сепаратора ДИС

1 – газгольдер; 2 - компрессор; 3 - блок очистки; 4 - неоновый ожижитель; 5 - неоновый дюар; 6 - болк баллонов; 7 - насос накопитель; 8 - крионасос-компрессор; 9 - крионасосы для откачки смеси

Хе-Кr-Ar


ЛИТЕРАТУРА

1. А.Н. Довбня, О.С. Друй, А.М. Егоров, В.О. Ильичева, В.И. Лапшин, М.В. Сосипатров, О.М. Швец, В.Б.Юферов, Д.В. Винников, Ю.В. Ковтун. Сравнительный анализ проектов плазменных сепараторов изотопов, с колебаниями на циклотронных частотах. // ВАНТ. Серия: Плазменная электроника и новые методы ускорения №4, 2004 г., с. 5157.

2. В.Б.Юферов, О.С. Друй, В.О. Ильичева, О.М. Швец, Д.В. Винников, Ю.В. Ковтун. Резонансный плазменный сепаратор для разделения изотопов. Выбор параметров. // Вестник НТУ ХПИ. Серия: Электроэнергетика и преобразовательная техника. №35, 2004 г., с. 169-179.

3. Звіт про науково-дослідну роботу по програмі „ЯМРТ”. „Розробка, дослідження фізичних принципів роботи та виготовлення електромагнітних сепараторів нового покоління”. Проект Х-863. НАНУкраїни, ННЦ ХФТІ, ІПЄНП, держреєстраційний № 080999UP0009, 2005 р.

4. В.Б.Юферов, Л.Г. Сороковой. Влияние электронной бомбардировки на сорбционные свойства углекислого газа, сконденсированного при 20 К. // ЖТФ. №10, 1971 г., с. 21912195.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10361. Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте 41 KB
  Старший школьник его физиология и психология. Особенности организации учебновоспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассн
10362. Управление учебно-воспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании, в Типовом положении об образовательном учреждении 68 KB
  Управление учебновоспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании в Типовом положении об образовательном учреждении. Совет школы его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизация внутришкольного управления. Планирование...
10363. Методическая работа в школе. Методический совет школы, его роль, содержание работы. Основы научной организации педагогического труда 39 KB
  Методическая работа в школе. Методический совет школы его роль содержание работы. Основы научной организации педагогического труда. Методическая работа в школе – одно из главных направлений ее деятельности. Состав МО – 45 учителей по предметам или кл. рукли параллел...
10364. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики 75 KB
  Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики Я.А. Коменский И.Г. Песталоцци А. Дистервег К.Д. Ушинский Л.Н. Толстой А.С. Макаренко. Требования к учителю совре...
10365. Учитель в современной школе, его должностные обязанности. Квалификационные категории и разряды профессионального статуса учителя 59.5 KB
  Учитель в современной школе его должностные обязанности. Квалификационные категории и разряды профессионального статуса учителя. Процесс профессионального самосовершенствования учителя. Повышение квалификации и аттестации учителя. Индивидуальные стили педагогическ...
10366. Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп 45 KB
  Классный руководитель в современной школе. Основные направления его деятельности с коллективом учащихся. Психология малых групп. Планирование и организация работы классного руководителя. Особенности организации взаимодействия учителя с семьей школьника. Формы виды ра...
10367. Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особен-ности организации в них учебно-воспитательного процесса 43 KB
  Инновационные процессы в образовании. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебновоспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения. Процедура создания и регламентация деятельности образовательных учреждений. Лицензионная...
10368. Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования 38 KB
  Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области. Регионализация системы ...
10369. Шпаргалка по педагогике (для педагогов) 1.87 MB
  Шпаргалка по педагогике для педагогов 1. Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика греческого происхождения. В дословном переводе означает детовождение. В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по...