12939

Классный час на тему: Зачем потребителю права

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час по основам потребительских знаний Тема: Зачем потребителю права Цели урока: Продолжить формирование знаний о правах потребителя о санитарных нормах хранения пищевых продуктов об опасных добавках к пищевым продуктам; Научить читать штри

Русский

2013-05-07

1.43 MB

92 чел.

Классный час

по основам потребительских знаний

Тема:

«Зачем потребителю права»

Цели урока: 

  •  Продолжить формирование знаний о правах потребителя, о санитарных нормах хранения пищевых продуктов, об опасных добавках к пищевым продуктам;
  •  Научить читать штриховое кодирование товара; внимательно относиться информации, указанной на этикетке товара.
  •  Формировать у школьников рациональное потребительское поведение;
  •  Развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;
  •  Научить отстаивать права потребителя;
  •  Показать знания основ экономической теории;
  •  Повторить статьи Закона “О защите прав потребителей”.

Оборудование: этикетки разных пищевых продуктов с указанием срока годности, даты изготовления, штрих-кода товара, состава продукта; листы - задания для групповой работы; раздаточный материал: “Опасные пищевые добавки”, “Штриховое кодирование товара”, заготовленные презентации-рекламы.

Ход урока

  1.  Организационное начало

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы погрузимся с вами в мир прав потребителя. Наш урок пройдёт в виде урока-практикума, на который я пригласила учителя биологии и химии. Наша работа будет проходить в 3 группах, которые вы определили заранее. Наталия Павловна также будет вести подсчёт очков за командами, чтобы потом мы смогли поставить вам объективные оценки за урок.

  1.  Работа по теме урока

а) сообщение темы и цели.

Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

Сегодня мы с вами  познакомимся с опасными пищевыми добавками, штрих-кодом товара, экологическими знаками на упаковке товара, а также научимся читать этикетки товара. Вспомним основные экономические понятия. Но главная цель урока – это ответить на вопрос: «Зачем потребителю права?»

б) Разминка

Вопросы для разминки.
Кто из героев сказок выступал в качестве потребителя?

  1.  Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.
    Ответ: да.
  2.  Старик по отношению к Золотой рыбке.
    Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.
  3.  Король по отношению к портным.
    Ответ: да, причём даже в том случае, если новое платье оплачивалось из средств государственной казны, ведь платье предназначалось для личных бытовых нужд короля.
    Если же предположить, что платье короля – одежда служебная (примерно как спецовка для рабочего), тогда король не является потребителем.
  4.  Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.
    Ответ: зависит от того, приравниваем ли мы Кота к человеку. Если да, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику; если же мы, несмотря на сказочную условность, считаем, что Кот – это животное, то он потребителем не является (так же, как не является им любой домашний кот, для которого хозяин покупает консервы или противоблошиный ошейник)..
  5.  Робинзон Крузо на необитаемом острове.
    Ответ: нет, он же ничего не покупает.
  6.  Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Коня! Полцарства за коня!”?
    Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.
  7.  Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Всякий, кто найдёт корзину подснежников, получит корзину золота!”?
    Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.
  8.  Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?
    Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.
  9.  Является ли король из сказки В.Гауфа потребителем, когда поедал ягоды, приобретённые для него слугами у Маленького Мука?
    Ответ: да, хотя он сам и не приобретал ягоды, но он их использовал.

в) беседа «наши права»

Мы очень часто говорим «вы имеете право», «потребитель имеет право». Давайте вспомним какие права имеет потребитель:

(Учитель называет, а учащиеся поясняют в чём они заключаются)

  •  Право на безопасность (товары, работы или услуги при обычных условиях хранения и использования не причинят вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде)
    •  Право на информацию (потребителю должна быть предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре(работе, услуге) и об изготовителе (исполнителе), позволяющая сделать разумный выбор)
    •  Право на выбор (возможность самостоятельно выбрать товар, продавца, изготовителя)
    •  Право на возмещение причинённого ущерба (моральный и материальный)
    •  Право на качество (закон устанавливает, что качество передаваемого потребителю товара, работы, услуги должно соответствовать условиям заключённого между сторонами договора)

Все эти права закреплены в законе «О защите прав потребителей» (демонстрирует)

г) пищевые добавки (доклад биолога)

Сейчас в России очень много иностранных продуктов питания. Причем везут к нам далеко не все самое лучшее. И нашему покупателю часто трудно разобраться в качестве продукта. Одним из показателей качества и безопасности для употребления является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Ведь для придания продукту тех или иных качеств в него добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Причем некоторые производители "честно" предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок в ингредиентах с использованием специального кода (т. н. INS - Международная цифровая система) - код из трех или четырех цифр, которым в Европе предшествует буква E. Здесь мы хотели немного рассказать о таких добавках.

Итак, запоминайте! Буква «Е» - это Европа, а цифровой код - характеристика пищевой добавки к продукту.

Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 - консерванты, на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение.

Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол!

Кроме того, есть пищевые добавки, категорически запрещенные в России. Запомните их: Е-121 - краситель (цитрусовый красный), Е-240 - столь же опасный формальдегид. Под знаком Е-173 закодирован порошковый алюминий, который применяют при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий и который тоже у нас запрещен.

Но есть и безвредные, и даже полезные «Е». Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.

А вот еще информация к размышлению - натуральный краситель E-120 (кармин). Вырабатывается из щитовок, насекомых, паразитирующих на комнатных растениях. Вам захочется употреблять в пищу продукты с такой добавкой? Применяется для придания цвета в джемах.

Но медики все же настаивают на таком выводе: даже те пищевые добавки, которые производятся из натурального сырья, все же проходят глубокую химическую обработку. А поэтому последствия, сами понимаете, могут быть неоднозначными. Так что лучше есть то, что выращено своими руками без всяких химикатов и сохранено без консервантов. Жаль только, что не все мы садоводы и огородники...

Классификация пищевых добавок:

E100 - E182

красители

E200 - E280

консерванты

E300 - E391

антиокислители, регуляторы кислотности

E400 - E481

стабилизаторы, эмульгаторы, загустители

E500 - E585

разные

E600 - E637

усилители вкуса и аромата

E700 - E899

запасные номера

E900 - E967

противопенные, глазирователи, улучшители муки, подсластители

E1100 - E1105

ферментные препараты

Пищевые добавки, запрещенные к применению в РФ:

E121, E123, E240

Пищевые добавки, не разрешенные к применению в РФ:

E103, E107, E125, E127, E128, E140, E153-155, E160d, E160f, E166, E173-175, E180, E182, E209, E213-219, E225-228, E230-233, E237, E238, E241, E252, E253, E264, E281-283, E302, E303, E305, E308-314, E317, E318, E323-325, E328, E329, E343-345, E349, E350-352, E355-357, E359, E365-368, E370, E375, E381, E384, E387-390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429-436, E441-444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476-480, E482-489, E491-496, E505, E512, E519-523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554-557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622-625, E628, E629, E632-635, E640, E641, E906, E908-911, E913, E916-919, E922-926, E929, E942-946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521.

Некоторые характеристики других пищевых добавок:

опасны

E110, E123, E127, E129, E150, E151, E173-175, E210, E212, E216-219, E227, E228, E235, E242, E339-341, E400-403, E450-452, E521-523, E541-556, E559, E574-579, E620-625, E900, E912, E951, E954, E965, E967, E999, E1200-1202

сомнительны

E102, E104, E120, E122, E124, E141, E150, E161, E173, E180, E241

канцерогены

E131, E142, E210-217, E239, E330

разрушают витамин B12

E220

нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта

E221-226

нарушают функцию кожи

E230, E231, E233

вызывают сыпь

E311, E312

содержат много холестерина

E320, E321

нарушают пищеварение

E338, E340, E341, E407, E450, E461-463, E466, E468

д) штрих-код товара

При покупке какого-либо товара очень хочется узнать, в какой стране он произведён. Обычно об этом можно узнать по надписи « made in…». Но эта надпись не всегда достоверна. Поэтому надо опираться на штриховой код.

(Демонстрируем через проектор штрих-код какого-либо товара)

Каждая страна имеет свой личный код. Первые 2-3 цифры товара являются кодом страны. Давайте определим код товаров представленных у меня на экране.

На доске и на столах таблицы.

Коды стран

Название страны

000-139

США и Канада

30-37

Франция

380

Болгария

383

Словения

385

Хорватия

400-440

Германия

460-469, 978

Россия и СНГ

471

Тайвань

474

Эстония

475, 360

Латвия

477

Литва

482

Украина

484

Молдова

489

Гонконг

45 и 49

Япония

50

Великобритания

520

Греция

529

Кипр

539

Ирландия

54

Бельгия и Люксембург

560

Португалия

57

Дания

590

Польша

599

Венгрия

64

Финляндия

690 и 354

Китай

729

Израиль

73

Швеция

76

Швейцария

789-790

Бразилия

80-83

Италия

84

Испания

858

Словакия

859

Чехия

860

Сербия и Черногория

869

Турция

870

Нидерланды

888

Сингапур

890

Индия

90-91

Австрия

е) беседа «экологические  знаки» (биолог)

Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своём здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всём мире стремятся приобретать экологически чистые продукты. Но как их узнать в массе товаров на наших прилавках?

Вот тут то и понадобится умение читать знаки на упаковке.

Вот такой знак означает, что вы держите в руках экологически чистый продукт. Этот знак под названием «Голубой ангел» впервые появился в Германии в 1978 г.

Товары со знаком «Зелёная точка» - частые гости на российском рынке. Этот знак говорит о том, что производство данного продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке.

Аналогичное значение имеет знак «ресайклинга». Он встречается на упаковках товаров, изготовленных в США, Великобритании, Скандинавских странах. Им обозначают как предметы, поддающиеся переработке, так и те, что уже получены из вторичного сырья: тазы, банки, бутылки из полимеров.

Как много в последнее время ведётся разговоров об охране озонового слоя! Оказалось, что одна из причин появления «озоновых дыр» - разрушающее действие некоторых веществ, содержащихся в различных аэрозолях, а также в холодильниках. С тех пор экологически чистые приборы маркируются вот таким знаком.

Изображение кролика означает, что продукт не был опробован на животных.

Так же можно встретить следующие знаки:

Знак, призывающий не сорить, охранять окружающую среду. Сдавать изделия на вторичную переработку.

Знаки, отображающие опасность предметов для человека и окружающей среды:

 

ж) практикум

За 1 минуту подготовится и рассказать о любом товаре, лежащем на столе по его этикетке.

з) игра «Экономические понятия».

Учитель читает определение, а учащиеся должны выбрать термин из карточек, висящих на доске. Ответивший правильно снимает карточку для своей группы. Выигрывает та группа, которая наберёт больше карточек.

(1) Потребитель 

( ) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг).

(2) Изготовитель

( ) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

(3) Исполнитель

( ) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.

(4) Продавец

( ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…”

(5) Срок службы

( ) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

(6) Срок годности

( ) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор.

(7)Гарантийный срок

( ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

(8) Договор

( ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…”

(9) Лицензия

( ) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

(10) Стандарт

( ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.

Ответы (для примеров и определений из правой колонки указаны номера соответствующих им понятий в левой колонке): 10,8,7,3,6,1,9,4,5,2.

и) игра «Профессии»

В последнее время появилось очень много новых профессий. Вы вытаскиваете карточку с профессией, и объясняете её смысл.

Аудитор - (от латинского auditor – слушатель) подобно врачу, прослушивающему больного, аудитор не только исследует финансовый организм предприятия, отыскивая болевые точки, но и делает заключение о его состоянии. Аудитор помогает также правильно составить договор, привести в порядок бухгалтерскую документацию, избежать сомнительной сделки, проверить надёжность партнёра. 

Дилер – биржевой посредник, осуществляющий операции купли-продажи только для себя и за свой счёт (в отличие от брокера). Доход дилера формируется за счет разницы в ценах продавца и покупателя.

Брокер – торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке, а обеспечивает установление контакта между продавцом и покупателем. Действует на основе разовых поручений, строго в пределах инструкций клиента, получая от него специальное вознаграждение.

Менеджер – профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых и хозяйственных проблемах, способный находить стратегически точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Должен владеть также методами и средствами управления коллективом.

Торговый агент – по продаже товаров массового спроса. Сбывает широкий круг товаров, работая на посредника или оптовика. Основой его деятельности является использование каталогов, нередко большого формата и объёма. От агента требуется умение «подать» себя и свою фирму, а также оказать дополнительные услуги, так как основной предлагаемый им товар часто тот же, что и конкурентов.

Коммивояжер разъездной – разъездной представитель крупных торговых фирм, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам. Основные функции: поиски и оценка потенциальных покупателей; предварительная подготовка к визиту, подходов к клиенту; презентация и демонстрация товара; преодоление возражений; заключение сделки. Особенность профессии- необходимость принимать множество решений.                                                                          

к) реклама

Учащиеся подготовили своей группой рекламу – презентацию своей фирмы. Давайте посмотрим и оценим их работу. А оценить работу мы попросим наших гостей.

Просмотр презентаций.

Гости поднимают карточки за ту презентацию, которая понравилась им больше.

л) блиц-турнир

(Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать мгновенный ответ).

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю).

2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

(Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности.

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

  1.  Итог урока

а)подсчёт баллов

б) подведение итога урока

  •  Ребята, вам понравился наш сегодняшний урок?
  •  Чему вы научились на уроке?
  •  Давайте сейчас попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока: «Зачем потребителю права?

Потребитель, как непрофессионал на рынке должен быть защищён законом. Главный вывод – права потребителя и российские законы, охраняющие эти права, не позволено нарушать никому, ни отечественным фирмам, ни иностранным, какими бы знаменитыми они не были. Но закон начинает действовать только тогда, когда им пользуются. Будут ли продавцы соблюдать наши права как потребителей, зависит от нас, от нашей потребительской грамотности.

  1.  Задание на дом.

Дома подготовить сообщение по этикетке любого товара.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37512. Философия. Шпаргалка 363 KB
  Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела которые имеют четыре основы огонь воду землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека. Кризис Конечно можно отказаться от атомизма но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов Сюда добавляется еще одна трудность: неясно как подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Проблема Предлагаемое решение Что удалось объяснить Что не удалось объяснить Что есть единое Материальная субстанция Часть природных явлений...
37514. Философия. Краткий конспект 20.02 KB
  11 Философия Пифагор: Мир не хаос мир подчиняется строгим математическим законам. Средневековая философия. С 5 века по 11 век – европейская философия по 16 – восточная философия. Гуманистическая философия т.
37515. Специфика мифологического мировоззрения 11.53 KB
  Мифологическое мировоззрение характеризуется преимущественно игнорированием причинноследственных методов описания действительности в результате чего картина мира предстает только в ее пространственновременном оформлении например в нереальных сроках жизни людей их перерождении и воскрешении в другом качестве и т. Мифологическое мировоззрение обладает еще одной особенностью – в мифе всегда есть присутствие целостного представления между природной субстанцией и самим человеком. Поэтому мифологическое сознание сначала растворяется в...
37517. Что такое философия На какие вопросы отвечает 10.8 KB
  Философия – не наука. Философия – к человеческим смыслам предпосылкам знания носит созерцательный характер и поэтому исключает научный критерии истинности в качестве которого с точки зрении философии выступает практика. Таким образом философия в отличие от науки – суть абстрактные размышления рефлексия противоположные опыту.
37519. Философия. Вспомогательный материал к лекциям в схемах 53.47 KB
  Критика чувственных методов познания. Постоянно изменяется не только материальный мир не только объект познания но и субъект т. О несуществующем или о природе Проблемы политики этики государства права языкознания познания. Отрицание познания космоса возможно лишь познать свою душу.
37520. Сравнительный анализ истоков философского мышления Запада и Востока 51.65 KB
  Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка : - он описывает 81 трудность классической медицины И-Цзин по своей сути является трактатом, описывающим всеохватно-круговые перемены. Это учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира.