12950

Классный час «Навечно памятью дано»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

КЛАССНЫЙ ЧАС НАВЕЧНО ПАМЯТЬЮ ДАНО Классный час Навечно памятью дано устный исторический журнал Цель: патриотическое воспитание школьников. Задачи: воспитывать любовь к Родине патриотизм чувство товарищества гордость за славные боевые традиции стра...

Русский

2013-05-07

56.5 KB

59 чел.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«НАВЕЧНО ПАМЯТЬЮ ДАНО»

Классный час

«Навечно памятью дано»

(устный исторический журнал)

Цель: патриотическое воспитание школьников.

Задачи: воспитывать любовь к Родине, патриотизм, чувство товарищества, гордость за славные боевые традиции страны. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к ветеранам войны, военнослужащим, служившим в горячих точках.

Место проведения: классный кабинет.

Оборудование: плакаты, мультимедийная установка, музыкальный центр, видеомагнитофон.

Ход мероприятия:

Страницы устного журнала.

1. Великая Отечественная война 1941-1945гг.

2. Война в Афганистане 1979 -1989 гг.

3. Горячая точка – Чечня  1994- …

Чтение стихотворения Людмилы Серовой (бывшей жительницы села Середниково) «Баллада о матери» на фоне кадров церкви.

Ночь опустилась над сонным, усталым селом,

Окна закрыла огромным вороньим крылом.

Спит Пелагея, и снятся ей вещие сны:

Муж не вернулся с далекой победной войны.

Но проступает лицо его в зыби речной,

Слышится голос, до боли знакомый, родной.

«Что ж, Пелагея. потомство сберечь не смогла?»

Призрак мгновенно покрыла тяжелая мгла.

Снова видение: лодкою месяц плывет, Сын Пелагеи на ней сторожит небосвод.

Лодка приблизилась к дереву, что за окном.

Сын заглянул на мгновенье в родительский дом.

Руки к нему протянула несчастная мать,

Хочет прижать его к сердцу - не может достать…

Сын удаляется молча на кромке луны

К месту погибели – в горы афганской страны…

Третье виденье мучает бедную мать.

Воздуха мало, и нечем ей больше дышать.

Слышит в окно Пелагея безудержный стук.

Ветром ворвался вдали похороненный внук.

Вспыхнуло пламя волос, что у деда, отца,

Искры – веснушки от пламени в коже лица…

“Мира, - Сказал, - у правителей наших спроси.

Многих Чечня отняла сыновей у Руси.’’

С тяжкими стонами мать Пелагея встает,

В пятнах кровавых пред нею алеет восход.

Трижды убитая горем дрожащей рукой

Ставит три свечке во храме за упокой.

 Классный руководитель: Память… Это единственное, чем мы владеем всерьез. Откуда у нее такая способность,

такая власть удерживать до малейшей подробности события минувшего?

У времени тоже есть своя память – история. Это наше прошлое, оно доверено именно  нам! и сегодня мы будем говорить о тех, кто прошел через суровые испытания Великой  Отечественной войны, о тех, кто глотал пыль афганских дорог, о тех, кто воевал в Чечне. Это воины, которые ценой собственной  жизни делали и продолжают делать все для того, чтобы наша страна обрела свое  достоинство и величие.

                                  

                            Гори свеча, гори, не затухай,

                            Не проходящей болью будь.

                            Пусть в пламени твоем встают

                            Чей оборвался путь.

                            Гори свеча, гори, не затухай,

                            Не дай нахлынуть тьме

                            Не дай живым забыть всех тех,

                            Погибших на войне.

Классный руководитель: Сегодня мы перелистываем страницы истории нашей страны.

Страница 1.   Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Ребята, вы помните эти дни?

1 ученик:  Я не помню, я родился в 1993 году.

2 ученик: Я тоже не помню, я родился в 1994 году.

3 ученик: Мы никто не знаем войны, мы слышали о ней от старших, смотрели фильмы, читали книги. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же вновь вспоминаем о ней? Почему нас волнуют кадры этой старой кинохроники?

1 ученик: Ребята, вот в книге написано

- От Бреста до Москвы – 1000 км

- От Москвы до Берлина – 1600 км

2600 км… Поездом – 4 суток, самолетом 4 часа. А дорогами войны 4 года. 1418 дней и ночей! 34000 часов.

Классный руководитель: И более 20 млн. погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 38 лет.

Для нас остается ясным  и бесспорным одно – не осталось ни одной семьи в нашей стране, где бы не погиб свой родной человек, где бы ни было своего героя.

Страна поднялась, воевали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину.

Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили в бессмертие.

Ученица:       Я ушла из детства в грязную теплушку

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

«Когда началась война, я, ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх опоздать погнал меня в военкомат уже 22 июня»

Юлия Владимировна Друнина… «Впечатлительная московская девочка начиталась книг о героических подвигах и сбежала от мамы на фронт. Сбежала в поисках подвига, славы, романтики. И, надо сказать, ледяные окопы Полесья не остудили, не отрезвили романтическую девочку. В первом же бою нас поразило её спокойное презрение к смерти. У девушки было какое-то полное отсутствие страха, полное равнодушие к опасности… Она переносила все тяготы фронтовой жизни и как будто не замечала их. Перевязывала окровавленных искалеченных людей, видела трупы, мёрзла, голодала, по неделе не раздевалась, но оставалась романтиком», - написал о Юлии Друниной командир её санитарного взвода.

Ученик 4: До совершеннолетия Юлии не хватало ещё 2 лет.

За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского союза. Семь тысяч удостоены звания Героя Советского Союза.

Время, одновременно героическое и трагическое, чеканило характер вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертии.

Ученик 5: Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.

Ученик 6: Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал её пулемёт.

Ученик 4: Наводчик орудия Андрей Корзун во время ожесточённого боя своим телом погасил пламя, предотвратил взрыв ящиков с боеприпасами. Он удостоен звания Героя Советского союза посмертно.

Ученик 5: «Это счастье – умереть за свой народ!» - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская. Удостоена звания Героя Советского союза посмертно.

Ученик 6: 23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254 Гвардейского стрелкового полка 56 Гвардейской стрелковой дивизии Александр Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками, прорвавшись к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения.

Указом президиума Верхового Совета СССР гвардии рядовому товарищу Матросову посмертно присвоено звание героя Советского Союза

Ученик 4: Девятнадцатилетний Владимир Ермак повторил подвиг Александра Матросова, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота. Удостоен Звание Героя Советского Союза посмертно.

Ученик 5: О доли сержанта Павлова в Сталинграде знают все. Эта небольшая группа солдат, отмечал командирующий армией В.И. Чуйков, оборонял один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа.

Ученик 6: Связисту штаба комсомольцу Матвею Путилову в разгар боя при направлении поврежденной линии связи миной раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва и, терял сознание, зубами соединил конца провода.

Классный руководитель: Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Страница 2. Война в Афганистане 1979 – 1989гг.

Ведущий 1: В послевоенные годы старшее поколение было уверено, что сполна заплатило своими жизнями, своей кровью, своим непосильным трудом за наше безоблачное существование. И вот опять: «Идут на смерть советские солдаты, не обсуждая Родины приказ.”

Сколько не заживает рана. Это было 30 лет назад. В декабре 1979 года правительство Афганистана обратилось к руководству Советского Союза оказать военную помощь. В замыслах советских политических лидеров военная помощь Афганистану представлялась как дружеская помощь, необходимая афганскому народу. Расчёт был направлен на то, что после проведения нескольких боевых операций в стране воцарится мир и спокойствие, но этого не случилось.

Ведущий 2: Шли годы, но боевые действия не прекращались. Война в Афганистане продолжалась с 1979 по 1989 годы. Она длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Потери советских войск  всё росли и росли, а стабильность так и н6е наступала.

Ученик 7: Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

Ученик 8: Гордов Леонид Андреевич: «Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал. Сейчас нахожусь на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одго это письмо… А уж сейчас не взыщите!» Это письмо написано за два месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.

Ученик 7: Бобров Евгений Петрович: “…Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь, но только пить ее страшно, нужно кипятить, одной дизентерии только десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе! По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой...” Ему оставалось жить чуть больше месяца.

Ученик 8: Грядушкин Сергей Анатольевич: “…Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на два года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей.” Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.

Ученик 7: Гальченко Сергей Васильевич: ”…Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!” В Афганистан он прибыл 20 июня 1982г., 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Ученик 8: Севастьянов Алексей Иванович: ”…Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г. Кабул, 12.12.84. Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с “похоронной”

Ведущий 1: 14 апреля 1988 года состоялся торжественный акт подписания Женевских  соглашений но Афганистану. Они решают главный вопрос афганской ситуации - прекращение вооружённого и иного вмешательства в дела Афганистана извне. 15 мая 1988 годы первые колонны советских войск начали марш к государственной границе СССР.

15 февраля 1989 года произошло событие, которое ждали все, люди и весь мир, - завершился вывод советских войск из Афганистана.

Ведущий 2: В Афганистане все было непривычно: и раскалённые под солнцем камни, и бесконечные песчаные пустыни. И было у многих создание того, что в любую минуту может настичь смерть. То что выпало на долю советских солдат в Афганистане, никогда не покинет их сердца, опалённые суровыми испытаниями войны. В этой 9 – летней войне погибло более 15 тысяч советских солдат.

  

Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

Где, ты «ноль двадцатый»?

А в глазах угасших

Неба синь и звёзды.

Мать вдали заплачет,

Прислоняясь к березе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где ты, «ноль двадцатый»?

Смерть не даст ответа.

Где ты, «ноль двадцатый»?

Тишина в эфире,

Словно всё убито

В этом странном мире.

Словно всё оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми…

В бронзе обелисков

Встали над планетой

Русские мальчишки

Юностью бессмертной,

Памятью священной

Встали над планетой

Вечной и нетленной.

Страница 3. Чечня. 1994 - …

Классный руководитель: Верилось, что впереди, после всего испытанного, нас ждали только счастье, удивительная наполненная жизнь. И мир. Выстраданный мир. Но в нашем обиходе появились новые странные слова: «горячая точка», «Кавказ, Чечня».

Сегодняшние герои сражаются с врагами в своем Отечестве. Это трагедия и боль всего российского народа. Гибнут люди, разрушаются селения и города, калечатся молодые души.

Помните, есть такие строчки: «До тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага»? Слова из песни времени Великой Отечественной войны звучат актуально и сейчас для наших ребят, проходящих службу в Чечни.

(Фрагмент фильма «Прорыв», режиссер Виталий Лукин)

(Сообщения о наших односельчанах, участниках боев в Чечне)

Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут её и не передадут нам свою память? Какими мы будем без неё в нашем больном, тревожном мире? Память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

Великая Отечественная война длилась 4 года. Война в Афганистане – 9 лет. Чеченская война открыла свою пятнадцатилетнюю страницу. И никто не знает, какая страница этой книги станет последней.

(Песня из к/ф «Офицеры» и кадры из этого фильма)

Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнения служебного долга, минутой молчания.


Л И Т Е Р А Т У Р А

  1.  Белибихина Н.А., Калитвенцева Л.А., Попова Г.П. «Патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы. Устные журналы, тематические вечера, литературные композиции», Волгоград, 2007.
  2.  Еременко Н.И. «Классные часы 9 класс. Выпуск 2», «Корифей», Волгоград, 2006.
  3.  Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 1, 2005 г.
  4.  Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 1, 2006 г.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35910. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гауса для вектора магнитной индукции 74.05 KB
  Контур с током в магнитном поле. Взаимодействие токов осуществляется через поле которое называется магнитным. Следовательно движущиеся заряды токи изменяют свойства окружающего их пространства создают в нем магнитное поле. Это поле проявляется в том что на движущиеся в нем заряды токи действуют силы.
35911. Информационные системы. ИТ 74 KB
  Термин информационные системы Информационная система ИС – это организационноупорядоченная взаимосвязанная совокупность средств и методов ИТ а также используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи реализующих информационные процессы и выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Таким образом ИТ...
35913. Экология как наука 73.5 KB
  Все живые и неживые объекты окружающие растения животные и другие организмы непосредственно взаимодействующие с ними называются средой обитания. Световой режим оказывает прямое влияние в первую очередь на растения. По отношению к освещенности выделяют следующие экологические группы растений: – гелиофиты – светолюбивые растения растения открытых пространств постоянно хорошо освещаемых местообитаний. – сциофиты – тенелюбивые растения которые плохо переносят интенсивное освещение растения нижних ярусов тенистых лесов.
35914. Государственное регулирование экономики: сущность, средства, объекты. Институционализм 75.5 KB
  Какие же проблемы не может решить рынок 1. А поскольку сегодня практически во всех странах мира преобладает рынок несовершенной конкуренции то регулирующая роль государства значительно возрастает. Оно должно обеспечивать условия для эффективного развития производства; перераспределять доходы хозяйствующих субъектов и населения в целом; оказывать поддержку малообеспеченным; регулировать рынок рабочей силы; смягчать цикличность развития экономики; проводить антиинфляционную и антикризисную политику; способствовать развитию конкуренции...
35915. Советский плакат 71.12 KB
  Политический плакат Основная статья: Советский плакат Виды искусства способные жить на улицах в первые годы после революции играли важнейшую роль в формировании общественного и эстетического сознания революционного народа. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства[4]. В его плакатах заметна символикоаллегорическая тенденция советского искусства той поры.
35917. Тепловые эффекты растворения веществ 68.5 KB
  Определение энтальпии растворения соли кислоты или основания. Получить у преподавателя соль энтальпию растворения которой нужно определить при определении энтальпии растворения кислоты или основания необходимо соблюдать технику безопасности. Для определения энтальпии растворения соли используется калориметр схема которого показана на рисунке.
35918. Строение и метаболизм клеток животных. Строение и функции митохондрий. Клеточное дыхание 68 KB
  Ещё особенность внй мембраны очень высе содержание белков до 70 по весу предсх транспми белками ферментами дых цепи а также крупными АТФсинтетазными комплексами. Внуя мембрана в отличие от внешней не имеет спецх отверстий для транспорта мелких молекул и ионов; на ней на стороне обращенной к матриксу распся особые молекулы АТФсинтазы состоящие из головки ножки и основания. При прохождении через них протонов происходит синтез АТФ. Синтез АТФ унивей формы химй энергии в любой живой клетке.