12952

Методика организации и проведения классных часов

Реферат

Педагогика и дидактика

ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов. ПЛАН Понятие классный час его задачи. Функции классного часа. Формы проведения классных часов. Подготовка классного часа. Проведение классного часа. Понятие классный...

Русский

2013-05-07

100.5 KB

351 чел.

ТЕМА: Методика организации и проведения классных часов.

ПЛАН

  1.  Понятие «классный  час», его  задачи.
  2.  Функции  классного  часа.
  3.  Формы  проведения  классных  часов.
  4.  Подготовка  классного  часа.
  5.  Проведение  классного  часа.

  1.  Понятие «классный час».

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.                                                      В.П.Сергеева

Классный час — это гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов                                                                                                 Е. Н. Степанов

Исходя из названных определений классного часа можно выделить определенные черты:

  •  это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
  •  это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

  1.   Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
  2.  Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
  3.  Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
  4.  Усвоение детьми знаний, умений и навыков, познавательной и практико-созидательной деятельности.
  5.  Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

  1.  Функции классного часа:

Классный час выполняет ряд воспитательных функций: (Н.Е. Щуркова)

  •  просветительская (классный час позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Может быть, информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей, словом, обо всем, что волнует ребят). Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества».
  •  ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и ценностей, т.е. формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений). Примерные темы: «Кем Быть?», «Каким быть?»
  •  направляющая (эта функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения). Примерные темы: «Международный год ребенка» может завершиться принятием коллективного решения о сборе книг для малышей из Дома ребенка.  
  •  формирующая (функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение).

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа:

1.Нравственные классные часы, целями которых являются:

  •  Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
  •  Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
  •  Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
  •  Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение)

2. Интеллектуально-познавательные классные часы, цели которых:

  •  Развитие познавательных интересов
  •  Развитие умений и способностей осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

3.Тематические классные часы нацелены на:

  •  Развитие кругозора учащихся
  •  Духовное развитие и формирование у детей интересов и духовных потребностей

4.Информационные классные часы направлены на:

  •  Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района
  •  Применение знаний, полученных на уроках (например, москвоведения, природоведения)
  •  Формирование личностного отношения к происходящему в классе, школе, микрорайоне, городе, стране
  •  Развитие исследовательских умений

  1.  Формы  проведения  классных  часов:

Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов.

  1.  Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.
  2.  Сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
    Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали — отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.

3. Устный журнал — форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

4. Социально-культурный проект — это самостоятельное исследование учащимися различных социально-значимых проблем и создание социально- значимого продукта.

В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности.

5. Информационный классный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире), тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоев населения, профессионалов).

Основные формы работы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

- работа со словарем и справочной литературой;

- работа с политической картой;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

  1.  Классное собрание – проводится примерно раз в месяц. Обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.
  2.  Беседа          
  3.  Лекция          
  4.  Игра          
  5.  Конкурс

11. Читательские  конференции                   

12. Заочное  путешествие  

13. Праздник                           

14. Акция                         

15. Экскурсия

16. Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

«Звездный час»;

«Что? Где? Когда?»;

«Аншлаг»;

«Слабое звено»;

«Счастливый случай» и т.д.

  1.  Подготовка  классного  часа

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

  •  определение темы разговора с учащимися;

Час общения — это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулировать тематику классных часов.

  •  формулировка целей, задач классного часа; составить план (сценарий),
  •  совместно с учащимися подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме;
  •  дать конкретные задания ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием);
  •  определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.
  •  проведение классного часа;
  •  анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.

Тематические классные часы могут быть посвящены:

  •  Морально-этическим проблемам – формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, самому себе, родителям.
  •  Проблемам науки и познания – выработка у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития.
  •  Эстетическим проблемам – учащиеся знакомятся с основными положениями эстетики – речь идет о прекрасном в природе, одежде, быту, труде, поведении; важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал.
  •  Вопросам государства и права – развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить видеть суть государственной политики.
  •   Вопросам физиологии, гигиены и здорового образа жизни – элементы культуры и здоровьесберегающего компонента.
  •  Психологическим проблемам – цель: стимулирование самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.
  •  Проблемам экологии – прививать школьникам ответственное отношение к природе (беседы о животном и растительном мире).
  •  Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам).

Примерные темы классных часов:

  •  Мой класс – мои друзья.
  •  Дорожная азбука.
  •  Кем быть? Каким быть?
  •  Цена минутки.
  •  В здоровом теле – здоровый дух.
  •  Молодежные субкультуры.
  •  Мы пришли в театр.
  •  Покормите птиц зимой.

  1.  Проведение  классного  часа

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает:

  •  вступительную часть
  •  основную часть
  •  заключение

Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена.

Тема классного часа может быть написана на интерактивной доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость:

1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,

5-8 класс 20 – 30 минут,

9 – 11 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).  

Организация и проведение классного часа

1. Название (в названии отображается тема классного часа, оно должно не только точно отображать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме).

2. Цель, задачи (задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание).

3. Оборудование (к оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и т.д.).

4. Форма проведения (например, экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т. д.)

5. Ход

1. Организационный момент (0.5 – 3 мин.)

Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость по времени.

Рекомендации: эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует:

1. сюрпризность в организационном моменте, т. е. использование загадки, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи и т.п.

2. изменение организации детей (расположение детей на ковре, кругом) или переход в другое помещение, (школьный музей, библиотеку, в класс музыки и т. п.)

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.

Типичные ошибки:

1. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь.

2. Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей. ш-22

Рекомендации:

  1.  В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды, объясняет необходимые правила.

Если дети разбиваются на команды, то нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве. При этом эффективен следующий прием: командам вместо очков за правильные  ответы раздаются части разрезанной картины. При подведении итогов  в заключительной  части  собирается из этих кусочков общая картина и становится очевидным, что  важно не  количество  баллов, а общий результат.

  1.  В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку.

3. Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).

Цель:  реализация основной идеи занятия.

Типичные ошибки:

1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.

2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.

3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования  поведения.

4. Создание учебной атмосферы урока.

5. Назидательность.

Рекомендации:

1. Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии. В активизации детей на классном часе первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока. Например, от детей не требуется поднимать руку и вставать. Для поддержания дисциплины вводятся особые правила: отвечает тот, на кого показала стрелка, выпал фант и пр.

2. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»

4. Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени).

Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

Типичные ошибки: это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».

Рекомендации:

1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов.

2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни (это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные на занятии умения или информацию; советы – что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно).

Критерии эффективности классного часа:

  •  личностная значимость для учащихся
  •  комфортность, благоприятный психологический климат
  •  возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.
  •  обогащенность жизненного опыта учащихся.
  •  духовно-нравственная ценность
  •  вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1243. Информационные системы в экономике 438 KB
  Объективность процесса информатизации, направления ее развития. Основные понятия экономической информатики. Информационный бизнес, рынок, менеджмент. Структура и схема функционально-позадачных информационных систем. Основные направления в развитии инфокоммуникационных технологий. Этапы компьютерного решения экономических задач.
1244. Шпаргалка по логике: Ответы на экзаменационные билеты 531.08 KB
  МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ЯЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ИХ СВЯЗЬ С ПРИНЦИПАМИ МЫШЛЕНИЯ. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ.
1245. Место и роль Фонда социального страхования РФ в обеспечении социальной защиты населения 626 KB
  Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения. Роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения. Анализ деятельности фонда социального страхования РФ (на примере калужского регионального отделения).
1246. Право собственности в гражданском праве 389.5 KB
  Понятие и содержание права собственности по законодательству РФ. Проблема соотношения видов и форм права собственности. Классификации собственности на виды. Первоначальные и производные основания приобретения права собственности. Проблема определения момента приобретения права собственности на выморочное имущество (коллизии судебной практики).
1247. Проектирование одноцепной ВЛ 110 кВ ПС Березники 883.5 KB
  Определение расчетных климатических условий. Электрический расчет проводов. Определение единичных нагрузок на провод АС 150/24. Определение единичных нагрузок на трос ТК – 50. Поддерживающее неизолированное крепление для троса ТК – 50 (с заземлением) для ВЛ 110 кВ. Схема дополнительного заземления для промежуточных железобетонных опор. Определение срока монтажа ВЛ.
1248. Проектування токарно-револьверного верстата 761.5 KB
  Вибір компонування і визначення основних технічних характеристик верстата і приводів. Вибір базової моделі й обґрунтування принципової конструкції верстата. Проектний розрахунок приводу у автоматизованій системі PRIVOD. Розрахунок кількості зубів шестерень привода та оцінювання точності кінематичного розрахунку. Проектний розрахунок міцності деталей та механізмів привода головного руху.
1249. Проектирование предприятия пищевой промышленности 1.03 MB
  Компоновка и анализ помещений. Расчет фундаментной площади и болтов для крепления экстрактора НД-1250. Расчет фундаментных болтов для экстрактора. Расчет кинетостатики экстрактора НД-1250. Расчет сетевого графика монтажа.
1250. Пошук і використання альтернативних джерел палива 876.5 KB
  Аналіз основних напрямків розвитку альтернативного палива у світі. Використання газових та водневих вдигунів. Індикаторна діаграма циклу Отто. Паралельна схема роботи гібридів. Схема роботи двигуна Civic Hybrid. Функціональні системи автомобіля Toyota Prius. Аналіз схемних рішень електрозапалювання робочої суміші. Мікропроцесорна система запалювання.
1251. Будівництво дороги IІІ категорії Ново полтавка - Миколаївка в Миколаївської області 755.54 KB
  Характеристика району розташування АБЗ. Вибір джерела постачання АБЗ сировинними матеріалами і транспортних засобів їх доставки. Вибір типів та розрахунок місткості складів сировинних матеріалів. Вибір змішувального обладнання на АБЗ. Заходи охорони праці і навколишнього середовища на АБЗ.