12956

Воспитательные мероприятия. Школа самоуважения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Школа самоуважения В период адаптации при переходе от начальной школы к старшейважной задачей для ребёнка является сохранение самоуважения. Правовой и психологический аспекты этой темы нашли отражение в данном сценарии. Основное содержание классного часа созда

Русский

2013-05-07

131.28 KB

7 чел.

Школа самоуважения

В период адаптации, при переходе от начальной школы к старшей,важной задачей для ребёнка является сохранение самоуважения. Правовой и психологический аспекты этой темы нашли отражение в данном сценарии.

Основное содержание классного часа - создание ситуаций, которые дают детям возможность высказаться, сравнить своё поведение с поведением героев,сформулировать нравственные оценки поступков и характеров.

В сценарии использован и эпизод с " открытым микрофоном", который побуждает детей размышлять о себе, о том, как они представляют себя с другими учащимися, своим идеалом ученика.

Цели: дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приёмам форморивания адекватного поведения.

Подготовительная работа с детьми

Предложить 3 ученикам подготовить сценку(по тексту сценария).

Оборудование

Приготовить 5-7 ( по количеству участников) карточек (полосок бумаги), на которых записать по 1 фразе для игры " Утверждаю себя".

Фразы для карточек:

1.( Берёт лист бумаги, комкает,бросает в сторону.) Эй малой, подними бумажку!

2.Слышь, малой, дай пять рублей, на пирожок не хватает

3.( Берёт рюкзак.) На, спрячь рюкзак,пусть( имя ученика или ученицы класса) поищет, поприкалываемся на математике!

4. Сегодня с шестого урока все смываемся, усёк?

5. У тебя есть часы( телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть.( Берёт, рассматривает.) Хрошая труба( наушники, ручка, часы и т.п.). Будет моя!!!

6. Чё ты тут встал? Я первый это место занял!

7. Домашнее сочинение написал? Дай скатать.

План классного часа

  1.  Мини-лекция " Конвенция о твоих правах".
  2.  Интерактивная беседа " Что такое самоуважение"?
  3.  Разговор и оценка ситуаций. " Самоутверждение".
  4.  Ролевая игра " Утверждаю себя".
  5.  Открытый микрофон " Поговорим откровенно".
  6.  Подведение итогов.

Ход классного часа

1.Мини лекция " Конвенция о твоих правах"

Класный руководитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всём мире. Но не каждый ребёнок знает, что может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ- Конвенция " О правах ребёнка". Этот документ был принят Организацией Объединённых Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция- это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до  18 лет (статья 1.).

 Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскарблению. И наконец, каждый ребёнок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы посвятим этому праву- праву на уважение.

2. Интерактивная беседа"что такое самоуважение?"

Классный руководитель. Итак,каждый ребёнок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

Примерные ответы детей:

  •  Самоуважение-это уважение человека к самому себе.
  •  Это уважение к своим родителям, к своей семье.
  •  Это когда человек ведёт себя так, чтобы его уважали.

Классный руководитель. Как вы думаете, что даёт человеку самоуважение?

Примерные ответы детей:

  •  Человек, который уважает себя, всегда имеет своё мнение, не зависит от мнения других.
  •  Самоуважение даёт уверенность в себе, спокойствие.
  •  Человек,который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.
  •  Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Классный руководитель. По каким признакам вы определяете,уважает сеюя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки: Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова- в чем проявляется их уважение к себе?

Примерные ответы детей:

  •  Они уверенны в себе.
  •  Хорошо одеваются.
  •  Не боятся высказывать своё мнение.
  •  Никому не подражают.
  •  Постаянно тренируются, чтобы победить.
  •  Могут постоять за себя.

Классный руководитель. Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, своё мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лёжа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учится утверждать себя.

3. Разбор и оценка ситуаций. " Самоутверждение"

Классный руководитель.Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют два мальчика и девочка. Послушайте, о чём они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает удругих, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша.(нагло,агрессивно).Так, на диктанте я сажусь с тобой! ( Бьёт Лену по плечу.)

Лена. (тоскливо.) Зачем?

Саша. Буду у тебя скатывать!

Лена.Да у меня почерк мелкий!

Саша. А ты крупно пиши, чтоб мне всё понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике всё спмшу!

Серёжа.(спокойно). На метематике у вас будут разные варианты.

Саша.О! Тогда ты мне всё решишь! Усёк?

Серёжа.(спокойно, без вызова). Ничего не усёк, и решать за тебя ничего не буду.

Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?

Серёжа(спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Классный руководитель. Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

Примерные ответы детей:

  •  Лена очень пассивная, она не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.
  •  Саша ведёт себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.
  •   Серёжа защищает свои права и не ущимляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Классный руководитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого-то унизить. Так ведут себя неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то всё его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самруважения. Это не правильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и наконец Серёжа. С точки зрения психологов, Серёжа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает своё мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают своё мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают своё мнение.

Чтобы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе?

Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

Примерные ответы детей:

  •  Пожаловаться учителю и родителям.
  •  Попросить старшего брата или папу "разобраться" с обидчиком.
  •  Заниматься спортом.
  •  Стать чемпионом по боксу.
  •  Научится говорить " нет " .
  •  Победить свой страх.
  •  Не подстраиваться под других.
  •  Занятся музыкой, рисованием, танцами.
  •  Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы в виде плана.

Классный руководитель. У нас получился план из 9 (по колличеству предложений) пунктов. Как мы его назовём?

Примерные ответы детей:

  •  " Как стать сильным и независимым"
  •  " План самоутверждения" или " Как утвердить себя".

Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого пункта из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

Примерные ответы детей:

  •  Нужно убрать пункты 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не расчитывать на других.(Это можно обсудить.)
  •  Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксёром, да ещё и чемпионом.( Можно обсудить.)
  •  Убрать пункты 3 и 8 . Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Классный руководитель. Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как " Купить дорогой мобильник" или " Носить самую дорогую одежду"?

Примерные ответы детей:

  •  Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.
  •  Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.
  •  Дорогой мобильник не добавит самоуважения, всё равно у кого-то будет  ещё круче.
  •  Богатая одежда- этого очень мало. Ведь не её заработал, а твои родители.

Классный руководитель. Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать сам себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

4.Ролевая игра " Утверждаю себя"

Классный руководитель. Ребята, давайте поиграем в игру " Утверждаю себя". В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команда называется " Атака". Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идёт в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздаёт каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников,мы собираем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот,у нас есть и вторая команда-назовём её " Защита". Её участникам предстоит сыграть роль Серёжи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построится в 2 шеренги. Когда я скажу слово " Сходитесь! " , два первых члена каманды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово " Ринг!" ,член команды " Атака " говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать в ответ от  членов команды " Защита". Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут своё мнения о том, кому из участников команды " Защита " удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Классный руководитель. Сходитесь!

2 ученика сходятся и становятся рядом.

Классный руководитель. Ринг!

1 ученик читает фразу,второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть за парты. Двайте послушаем, что скажут об ответах команды " Защита" наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды " Защита".

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды "Защиты" высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актёрской игре команды " Атака"?

Дети высказывают свои замечания.

5. Открытый микрофон. " Поговорим откровенно "

Классный руководитель. Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

Примерные ответы детей:

  •  Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.
  •  Очень трудно отвечать сдержанно на " наезды",так и хочется ответить грубостью на грубость.
  •  Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.
  •  Я считаю, что главное- это заставить себя уважать.
  •  Я считаю,что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.
  •  Я стараюсь чему-то научится, стать лучше, стараюсь ко всем относится по-доброму - в этом моё самоутверждение.
  •  Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

6. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, о чём вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

Примерные ответы детей:

  •  Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.
  •  Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.
  •  Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.
  •  Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.
  •  НЕльзя самоутверждаться за счёт унижения других.
  •  На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8998. Немецкая классическая философия. Нравственная философия 234.5 KB
  Немецкая классическая философия. Основная часть. И. Кант: Теория познания. Нравственная философия. Г.В.Ф. Гегель: О философии. Наука логики. О природе деалектического. Всемирная история. Основная часть. В конце XVIII - XIX вв. в Германии насту...
8999. Философия материализма. Сущность человека и критика религии 403 KB
  Философия материализма. Основная часть. Фейербах Л. О философии. Сущность человека и критика религии. К. Маркс, Ф. Энгельс. О философии. Природа и сущность человека. Отчужденный труд. Материалистическое понимание истории. Теория коммунистического ра...
9000. Философия жизни. О нашем поведении относительно миропорядка и судьбы 162 KB
  Философия жизни. Основная часть. А. Шопенгауэр О том, что есть индивид. О нашем поведении относительно миропорядка и судьбы. Ф. Ницше Смерть Бога. Нигилизм. Низложение христианства. Жизнь и воля к власти. Вечное возвращение. сверхчеловек...
9001. Философия экзистенциализма. Ж.П. Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм 245.5 KB
  Философия экзистенциализма. Основная часть. Ж.П. Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм. К. Ясперс. Человек. М. Бубер. Я и Оно. М. Хайдеггер. Отрешенность. Приложение. Основная часть. Экзистенциализм (от позднелат. Existentia - существ...
9002. Философия и мировоззрение. Специфика философии 39 KB
  Философия и мировоззрение. Специфика философии Философия - учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Органическое соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного...
9003. Предмет, структура и функции философии, всеобщие свойства и связи 43.5 KB
  Предмет, структура и функции философии Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, б...
9004. Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека 38.5 KB
  Философия Древнего Востока. Проблема совершенного человека Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI – V вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех - наряду с христианством и исламом...
9005. Ранняя греческая философия. Древнегреческая философия 40.5 KB
  Ранняя греческая философия Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развившихся с VI в. до н.э. по VI в. н.э. (от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережьях до расцвета демократических Афин и после...
9006. Философия Платона. Теория идей, познание, человек и государство у Платона 42.5 KB
  Философия Платона. Теория идей, познание, человек и государство у Платона После казни Сократа один из его лучших учеников Аристокл, получивший за свои широкие плечи прозвище Платон («широкоплечий»), надолго покинул Афины. Тяжело переживая смерть учи...