13048

День освобождения Краснодара - 12 февраля. Классный час

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сохранение исторической памяти традиций и преемственности поколений через художественное слово музыку. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной войны. Задачи: 1выявление связи военных событий Великой Отеч...

Русский

2013-05-08

49 KB

71 чел.

Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной  войны.

Задачи:

1)выявление связи военных событий Великой Отечественной  войны  с именами земляков нашей города;
2) развитие монологической, устной речи у учащихся и умение выступать перед аудиторией;

3) воспитание гражданственности и преданности Родине, чувства патриотизма,  долга, совести, уважения и гордости за своих земляков, павших на полях сражений Великой Отечественной  войны;

Сегодня, 12 февраля 2010 года в 70 годовщину освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, мы отдаем дань памяти и уважения людям, стойко защищавшим наш город. (Слайд № 1)

Я- Память.

Мне время подвластно.

От самого светлого дня

До самого горького часа

Я- Память.

Вглядитесь в меня

В 1943 году этот день в результате решительной атаки войска Героя Советского союза генерал-майора Рослого  овладели столицей Краснодарского края. Вечером 11 февраля 40-ая отдельная мотострелковая бригада и 31-ая стрелковая дивизия форсировали Кубань в районе нынешнего парка «Солнечный остров» и вступили в бой с частями вермахта, отчаянно защищавшими крупный южный город. (Слайд №2)

12 февраля бойцы взвода конной разведки установили Красное знамя на башне бывшего здания крайкома на углу улиц Красной и Гимназической. Эта победа досталась фронтовикам дорогой ценой. (Слайды №3-5)

За это время погибли 15 тысяч горожан. При этом значительная часть — семь тысяч человек — умерли в машинах-душегубках. В нашем городе газовые камеры на колесах применили впервые. Краснодар оказался в пятерке самых разрушенных городов России. Но и военное, и гражданское население города стойко выдержало все испытания. Сегодня в Краснодаре осталось только 87 человек из числа тех, кто мужественно защищал и освобождал город.  (Слайд №6-8)

Стихотворение «Концерт в военном госпитале»

Звучит  музыка.

«Эдельвейс» - так называлась операция по захвату Кубани и всего Северного Кавказа. 23 июля 1942 года немецкая армия начала наступление на Кубань. Первый удар приняла на себя станица Пашковская. Почти за месяц боев немецким войскам удалось захватить большую часть края. Началась оккупация. Она продлилась больше года. Но уже в первые недели войны на Кубани началось создание добровольных истребительных батальонов и отрядов народного ополчения. Добровольцы охраняли уцелевшие после бомбежек заводы, фабрики, мосты и предприятия. Освобождение Кубани от немцев началось в январе 1943 года с Успенского района. Ожесточенные бои шли во всех городах и станицах края. Последним освобожденным городом был Темрюк. (Слайд №9)

187 дней горожане провели в оккупации. Фашисты жестоко крушили, жгли и уничтожали кубанскую столицу. Ополченцы как могли противостояли захватчикам. Сквозь голод и холод упорно держали оборону, устраивали диверсии. Спасение и свободу в Краснодар принесли бойцы Советской армии. (Слайды № 9-10)

Стихотворение «Погибшие живут среди живых»

    «Все для фронта, все для Победы» — эти слова стали не просто лозунгом, именно так строилась деятельность предприятий и учреждений, вся жизнь города с июня 1941-го... Война коснулась практически каждой семьи: уже в первый ее период, по ноябрь 1942 г., была проведена мобилизация тринадцати возрастов. Краснодарцы сдавали в фонд обороны свои сбережения и ценности, перечисляли заработки на строительство танковой колонны, отправляли на фронт продовольствие и теплые вещи для бойцов. (Слайд №11)

     Предприятия города работали на оборону. На заводе «Октябрь» был освоен выпуск комплектующих деталей для снарядов знаменитых «катюш», маргариновый завод и Адыгейский консервный комбинат начали изготовлять детали для минометов, лаборатория Краснодарского химико-технологического института приступила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью. Различные артели производили гранаты и мины. (Слайд №12-13)

  Особенно упорные бои (продолжавшиеся даже после того, как город 9 августа был занят немцами) велись в районе Пашковской переправы, так как в случае ее захвата противником наши оборонявшиеся войска оказались бы окружении — мост через Кубань в центре города был уничтожен. Здесь мужественно сражались воины 30-й Иркутской стрелковой дивизии. Находясь в полуокружении с небольшим запасом боеприпасов, они героически отбивали вражеские атаки. Из характеристики боевых действий 30-й Иркутской стрелковой дивизии. Ожесточенно сопротивляясь, части дивизии удерживали позиции еще два дня, и лишь в ночь на 12 августа, когда противник бросил в бой крупные резервы, отошли на южный берег р. Кубани, взорвав переправу.

     Здесь, у Пашковской переправы, приняли бой и новобранцы-старшеклассники 1924, 1925 гг. рождения: 1173-й полк, влившийся в состав 394-й стрелковой дивизии, был укомплектован в основном краснодарскими школьниками.

Для многих краснодарских ребят, не обученных и плохо вооруженных, этот первый бой оказался последним; тем же, кто выжил, он стал суровой школой войны. (Слайд № 14)

Стихотворение «На приречной рыжей полосе» (Слайды № 15-16)

Звучит музыка.

И не только мужчины сражались за Родину, но и женщины наравне с ними вели ожесточенные бои. (Слайд №17-18). Рассказ о Е. Жигуленко, Е. Бершанской.

Каждого бойца ждали дома жены, дети, мамы. Так Елистинья Федоровна Степанова ждала своих сыновей. (Слайды №19-21)

Стихотворение «Слава матери»

78 краснодарцев-партизан были награждены орденами и медалями СССР. Братья Евгений и Гений Игнатовы указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 г. посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.  (Слайды № 22-23)

        Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

 Это надо живым.

Сегодня тех, кто сначала освобождал Краснодар, а затем остался здесь жить, осталось мало. Многие не могут ходить. Но никого не подводит память. Они до сих пор не забыли друзей, которых потеряли в ожесточенных боях. (Слайд №24)

        

Стихотворение «Никогда это не забудется» В. Подкопаев

В ознаменование освобождения города на площади Победы установлен величественный монумент «Советским воинам – освободителям города Краснодара». В центре скульптурной композиции – многометровая фигура советского воина с автоматом в руке. За спиной, словно парус на ветру, развевается плащ- палатка. На груди воина солдатский орден Славы, боевые медали. А под сапогом воина растоптанное фашистское знамя. По бокам монумента, словно склоненные стяги, установлены по горизонтали две стелы с барельефными изображениями. На стеле слева- воины в бою. Среди них автоматчик, моряк, минометчик , командир-офицер, боец с гранатой в руке. Их лица мужественны, взгляды решительны. На стеле справа – барельефная композиция, отражающая радость встречи воинов – освободителей с краснодарцами.  Открытие памятника состоялось 9 мая 1965г. Автор монумента – скульптор И. Шмагун.  (Слайд № 25)

Блестят на солнце ордена,

Звенят торжественно медали,

Гордится ими вся страна,

Они свободу отстояли.

Всё меньше остаётся их,

Седых защитников народа,

Что приближали счастья миг,

К победе шли четыре года.

Их украшает седина,

Сияют новые медали,

В долгу пред ними вся страна… (Слайд № 26)

С августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г. длилась фашистская оккупация. Эти шесть месяцев стали самыми страшными за всю его историю; мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города — примерно каждый пятнадцатый краснодарец.

Стихотворение «Весна освобождения в Краснодаре» В. Архипов

Минута молчания. (Слайд №27)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10534. Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс 39.5 KB
  Идеалистическое и материалистическое понимание общественной жизни. Гегель и Маркс. Материалистическое понимание общества. Марксистский философский материализм неизбежно приводит к материалистическому пониманию истории к революционнокоммунистическим выводам. В
10536. Закономерность и свободная деятельность людей. Фатализм и Волюнтаризм 38 KB
  Закономерность и свободная деятельность людей. Фатализм и Волюнтаризм. ВОЛЮНТАРИЗМ философская мировоззренческая позиция суть Крой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего либо акта волнения в качестве высшего принципа бытия. Термин €œВ.€ введен
10537. Западноевропейская средневековая ученость 57.5 KB
  Западноевропейская средневековая ученость В отличие от арабской культуры высокий уровень которой позволил сразу по достоинству оценить достижения античности европейские варвары захватившие Западную Римскую империю находились в этот период на более низком уровне
10538. Основні поняття в екології. Екологічна система, біогеоценоз та його структура. Трофічні ланцюги живлення. Екологічні фактори. Лімітуючий фактор. Біотичні та абіотичні фактори 125 KB
  Природне середовище – це все живе й неживе, що оточує організми і з чим вони взаємодіють. Розрізняють повітряне, водне та ґрунтове середовище, таким середовищем може бути і тіло іншого організму (для паразитуючих організмів).
10539. Политология как наука: объект, предмет, структура 48.78 KB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный минерально сырьевой университет горный реферат по политологии на тему:...
10540. Историческое становление образа науки 58 KB
  Историческое становление образа науки. Классическая Ф о науке. Позитивизм и неопозитивизм. Предметом лекции являются учения где есть попытка построить целостный образ науки как самостоятельного явления культуры и особого вида познания. Первое приближ...
10541. Структура деятельности социального педагога 135 KB
  Тема. Структура деятельности социального педагога. План. Общая схема структуры деятельности социального педагога. Понятие педагогическая цель. Примеры социальных целей и задач в педагогической деятельности известных педагогов. Литература ...
10542. Планирование социально-педагогической работы 197.5 KB
  Тема. Планирование социально-педагогической работы План. Проблемы социального педагога. Формы и содержание планов работы социального педагога. Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении. Литература. 1. Нага...