13061

Методические рекомендации для студентов по информационно-профориентационной работе во время педагогической практики в школах

Научная статья

Педагогика и дидактика

Выбор профессии одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. Для учащихся старших классов проблема выбора профессии является наиболее актуальной. Уже в подростковом возрасте могут определяться профессиональные склонности и интересы,

Русский

2016-09-07

112.5 KB

1 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛАХ

Введение

Выбор профессии одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. Для учащихся старших классов проблема выбора профессии является наиболее актуальной. Уже в подростковом возрасте могут определяться профессиональные склонности и интересы, мечты, идеалы, которые затем созревают на протяжении ранней юности. Выбор профессии осуществляется на основе анализа внутренних ресурсов личности и их соотнесения с требованиями профессии.

Выбор профессии предполагает выбор учреждения профессионального образования. Это не одномоментный акт и состоит из ряда этапов, сливающихся в единый процесс, сложность которого определяется множеством характеристик. Изучение данной проблемы и поиск путей ее разрешения – актуальное направление работы студентов в рамках практики.

На выбор школьника влияет, и во многом его определяет мнение родителей и значимых взрослых. Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Тематические родительские собрания посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса, они носят, как правило, просветительский характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Мы предлагаем освоить методику подготовки и проведения родительского собрания профориентационной тематики.

Подготовка и проведение родительского собрания в рамках практики позволит студентам отработать свои коммуникативные навыки на такой сложной и разнообразной аудитории, как родители школьников. Знания истории, культуры, социально-экономических условий обучения в ПГСГА, полученные из достоверных источников, обогатят студенческую жизнь, сформируют чувство гордости, сопричастности своейalma-mater.

Впервые практика проведения информационно-профориентационной работы студентов во время педагогической практики была апробирована в нашем вузе в весенне-летнем семестре 2009-2010 учебного года. Мы получили положительные отзывы как от родителей абитуриентов, так и от самих студентов. В то же время первый опыт позволил скорректировать методику работы, адаптировав ее к реальной жизни. В частности, в исключительных случаях, в тех школах, где по каким-то причинам студент не может провести родительское собрание, разрешается по согласованию с групповым руководителем, проведение классных часов. Один из примеров проведения классных часов описан в этом пособии.

Кроме того, учитывая пожелания студентов и вопросы родителей, разработаны презентации в электронном виде (о вузе, о каждом факультете), который практиканты могут демонстрировать на собрании или классном часе.

К организации информационно-профориентационной работы подключена Психологическая служба управления по воспитательной и социальной работе Академии, где студентам готовы оказать консультацию по вопросу установления отношений с родителями и классными руководителями во время проведения мероприятия, помочь подготовиться психологически к выступлению перед большой аудиторией и т.д.

Таким образом, в данный момент в данный момент в этой программе задействованы все студенты педагогических специальностей, а также факультеты, межфакультетская кафедра педагогики, учебно-методическое управление, психологическая служба УВСР, отдел развития, инвестиций и маркетинга, Центр довузовской подготовки. Непосредственное курирование программы осуществляет проректор по заочному и дополнительному образованию ПГСГА, ответственный секретарь приемной комиссии ПГСГА Алексей Борисович Щелков.

В данный момент в распоряжении студентов-практикантов, готовящихся к проведению информационно-профориентационной работы, имеются следующие материалы:

-учебный фильм,

- методические рекомендации для студентов,

- презентационные материалы для проведения собрания (электронная мультимедийная презентация),

- раздаточный материал для родителей (буклеты),

- диагностический материал для оценки актуальности и эффективности собрания.

Со всеми материалами студенты-практиканты могут ознакомиться во время проведения установочного собрания, а также обратившись к своим руководителям по педагогике, в учебно-методическое управление (тел. 333-37-53) или отдел развития, инвестиций и маркетинга (тел. 269-69-00).

Методика проведения информационно-профориентационной работы в виде классных часов

В случае если проведение родительского собрания с родителями старшеклассников по каким-то причинам невозможно, то допускается проведение профориентационных классных часов по согласованию с групповым руководителем.

Предваряя непосредственно сам классный час, заранее школьникам раздаются вопросы анкеты (см. приложение). И уже непосредственно в ходе самого кл. часа, во вступительном слове, можно озвучить результаты и повести краткий анализ

анкеты.

Приложение

Вопросы для детей

  1. Какие школьные предметы вызывают у тебя интерес?
  2. Кем ты хочешь стать? (назвать профессию)
  3. Почему выбрал эту профессию?
  4. Совпадает ли твой выбор с мнением родителей?
  5. Что повлияло на твой выбор?
  6. Где можно получить образование по данной специальности?

7) В какие вузы Самары, по твоему мнению, стоит подать документы?

В процессе проведения классного часа рекомендуется применять игровые методики (анкеты, ролевые ситуации), чтобы помочь детям разобраться в многообразии профессий. Уже после того, как вы познакомитесь с детьми и их интересами, вы можете рассказать об обучении в ПГСГА и карьерных возможностях, которые она дает. Делайте акцент на эмоциональную составляющую процесса обучения, рассказывайте примеры из своей жизни, покажите школьникам короткий фильм о вузе. В завершении классного часа раздайте школьникам информационные книжки с информацией о вузе.

В качестве примера, предлагаем Вам рассмотреть следующий вариант проведения профориентационного классного часа«Я и мир профессий», разработанный студентом факультета математики, физики и информатики А.С. Саймуковым для учащихся 10 класса среднеобразовательной школы (презентацию в электронном виде можно получить в отделе РИМ или у своего руководителя по педагогике).

Необходимое оборудование:Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово
  2. Теоретический материал:
    1. Кто я?
    2. Профессиональный план
    3. Многообразие мира профессий
    4. Пути получения профессионального образования
      1. Рассказ о ПГСГА
      2. Викторина «Угадай профессию»
      3. Подведение итогов.

Для проведения классного часа использовалась презентация в форматеPowerPoint (см. Приложение).

Сценарий мероприятия:

  1. (Слайд №1)Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».
  2. (Слайд №2). Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».

(Слайд №3). Профессиональный план. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план. (Слайд №4).

Интересы и склонности, возможности личности.К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие. (Слайд №5,6).

Многообразие мира профессий. (Слайд №8)

Разделение труда. (Слайд №8).Общее разделение:промышленность, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, просвещение, культура и др. Частное разделение: промышленность на добывающую и обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.

Функциональное разделение труда. (Слайд №9). В рамках единичного происходит функциональное разделение труда: основные и вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности и т.д.

Классификация профессий по Е.А. Климову.Ориентировать в мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей. (Слайд №10).

Профессиограмма и псхограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. одним из важных источников информации о профессиях являются профессиограммы. (Слайд №11).

Профессиональная пригодность. Необходимо иметь ввиду, что (Слайд №12)

Пути получения проф. образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф. образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное общее, основное полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица. (Слайд №13)

  1. (Слайд №14,15) Факультеты в Академии (Слайд №16,17)

Кроме того, в ВУЗе активно развивается аспирантура и докторантура, действует студенческое научное общество. А так же, по желанию, вы можете получить второе высшее образование параллельно с первым. Начиная с 2006 года выпускники ПГСГА могут получать Европейское приложение к диплому.

Активный студент за свое время учебы может посетить около 250 культурно массовых мероприятий, свыше 25 научных конференций, 1040 часов спортивной секции и т.д. Если сложить все время внеучебных мероприятий, в которых может участвовать каждый студент академии, то получится свыше 220 дней за 5 лет обучения!

Студенческая жизнь это не только учеба или участие во внеучебных мероприятиях. Это еще и дружба, общение, совместный отдых, занятия спортом, а так же подготовка к экзаменам и зачетам. Именно студенческая жизнь у многих выпускников ассоциируется с незабываемой счастливой молодостью, крепкими дружескими связями на всю жизнь. В нашей Академии у каждого студента есть большие возможности по реализации своих целей. В Академии работают спортивные секции по 10 видам спорта, выпускаются собственные СМИ: Официальная газета «Молодой учитель» и студенческая газета «Академикус». Кроме этого активно работают органы студенческого самоуправления, студенческий совет вуза, студенческое научное общество, профсоюзная организация и др.

В декабре 2009 года Академия совместно с компаниейMicrosoft запустила новый образовательный проект «Виртуальный кампус» (Слайд №18)

Как поступить? (Слайд №19). Более подробную информацию вы можете получить в приемной комиссии по адресу г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 24 или по телефону 224-20-87, также на сайтеwww.pgsga.ru (Слайд №20)

Теперь давайте поиграем. ( Ребята делятся на три команды).

4.(Слайд №21).Викторина «Угадай профессию»:

  1. представление команд;
  2. игровая разминка «Придумай профессию» (Слайд №22);
  3. игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии: повар, врач, швея, плотник, пилот, художник, учитель, пожарный, фотомодель, кондуктор, цветовод, парикмахер, продавец, слесарь, экономист, телеведущий, режиссер, клоун, каскадер, строитель, секретарь. (На столе заранее приготовлены карточки. От каждой команды по очереди выходит один участник, выбирает карточку и на жестах объясняет данную профессию. Команда, которая первая даст правильный ответ, получает один бал).
  4. игра «Самая-самая». (Слайд №23)

Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в кондитерском отделе;

Самая денежная – банкир, проф. теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая – парикмахер;

Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь

  1. конкурс «Профголоволомки».(Слайд №24, 25, 26) Ответы: акванавт, врач, полевод, наборщик, ветеринар, заправщик, повар, дворник. (За каждый правильный ответ, команды получают один бал).
  2. пословица: «Труд человека кормит, а лень портит»,
  3. поговорка: «Ударная работа человека красит»;
  4. игра «13 Я»(Слайд №27, 28): 1 – адаптация, 2 – акция, 3 – ассоциация, 4 – инвестиция, 5 – инфляция, 6 – конкуренция, 7 – консультация, 8 – корпорация, 9 – миграция, 10 – облигация, 11 – приватизация, 12 – организация, 13 – профессия;
  5. конкурс «Закончи пословицу».(Слайд №29)

Ответы:

1. боится

2. утюг исправит

3. дело есть – работай

4. а рыбака – по улову

5. и кормит, и учит

6. мышь в рот не прибежит

7. а само кормит

8. да толку мало

9. ленивая швея

10. не надо торопиться

11. он первым делом себя подковал

12. заладится вся работа

13. к тому и руки приложатся

5. Подсчет баллов. Объявление команды – победителя.

Надеемся, что ваш классный час будет интересен детям, а вы сами получите бесценный опыт общения со школьниками.

Форма и сроки сдачи отчетности

Проведение информационно-профориентационных классных часов –обязательная часть педагогической практики, которая будет оцениваться Вашим руководителем практики по педагогике.

Итоги проведенного Вами классного часа должны быть отражены в отчете. Для получения положительной оценки за выполнение этой части задания по педагогической практике Вам необходимо отразить в отчете или приложить к нему данные, отраженные в образце формы отчетав

  Удачи в проведении классных часов

  и Вашей педагогической практике!

II. Рынок образовательных услуг Самары (высшее профессиональное образование)

Профессиональное образование

Специальности

П

Г

С

Г

А

С

Г

У

С

Г

Т

У

С

Г

А

С

У

С

Г

М

У

С

Г

А

У

С

Г

Э

У

С

Г

А

К

И

П

Г

У

Т

И

Экономическое

-экономическая теория

-менеджмент организации

-коммерция (торговое дело)

-социально-культурный сервис и туризм

Естественные науки

-химия

-биология

-география

Техническое

-математика

-физика

-информатика

-прикладная информатика

Педагогическое

-педагогика и психология

-педагогика и методика начального обучения

-педагогика и методика дошкольного образования

-социальная педагогика

Медицинское

-логопедия

-дефектология

-тифлопедагогика

-сурдопедагогика

Социально-гуманитарное

-журналистика,PR

-русский язык и литература

-психология

-педагогика

-история

-реклама

Лингвистическое

-иностранные языки

-перевод и переводоведение

Художественное

-изобразительное искусство

-дизайн окружающей среды

-балет

-музыкальное образование

-культурология

-живопись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83180. Несиметричні короткі замикання 71.15 KB
  Найбільш частим виглядом КЗ є несиметричні КЗ – однофазні, двофазні, двофазні на нейтраль. Вони є граничним випадком несиметричного навантаження. При несиметричних коротких замиканнях сталі струми короткого замикання досягають максимальних значень.
83181. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха в производственных помещениях 68.08 KB
  Классификация систем кондиционирования. Вот некоторые задачи которые послужат для достижения этой цели: Выяснить значение кондиционирования воздуха. Классифицировать системы кондиционирования воздуха.
83182. Последствия советско-афганской войны 18.28 KB
  Военная служба была обязательна. У мальчиков, которые насчитали 18 или 19 лет возраста, не было выбора, кроме как служить в течение 2 - 3 лет. Новички для Афганистана получили бы 8-10 недели обучения прежде чем быть посланным в их отделения. Это обучение, конечно, не покрывало всю необходимую подготовку.
83183. Моя будущая профессия – инженер-строитель 22.28 KB
  Задачи: Рассмотреть разные профили инженера строителя Раскрыть основные проблемы дорожного строительства Когда мы задумываемся о своей будущей профессии в первую нас интересует ее полезность и практичность. Возьмём сферу дорожного строительства и на её примере рассмотрим основные функции строительства в общем так как из всех сфер строительства нашей...
83184. Франчайзинг товарный и производственный 36 KB
  Итак что же скрывает в себе это слово Под франчайзингом понимается ведение бизнеса под арендованным товарным знаком. Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена компанией Generl Motors. На сегодняшний день можно выделить три основных вида франчайзинга.
83186. Economics in our life 14.92 KB
  Much time was spent by people on the study of economics. This is a very ancient science. It existed even before emergence of electricity, cars and means of communications. But economics as the academic discipline is rather new.
83187. The problems of young people 15.64 KB
  All people have problems. Some people have a lot of problems, others have one or two. And no matter how old you are, you will still face difficulties in your life. We can solve some problems but some problems are very hard to solve.There are a lot of teenagers in our country.
83188. Війни виграють не генерали, війни виграють шкільні учителі 38 KB
  Мені здається, що сьогодні вчити і виховувати дітей складніше, ніж колись. Життя стало непередбачуванішим, з’явилося багато нової інформації, техніки, змінилося ставлення до деяких моральних цінностей. Я впевнена, що професія вчителя – одна з найважливіших у нашому суспільстві.