13061

Методические рекомендации для студентов по информационно-профориентационной работе во время педагогической практики в школах

Научная статья

Педагогика и дидактика

Выбор профессии одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. Для учащихся старших классов проблема выбора профессии является наиболее актуальной. Уже в подростковом возрасте могут определяться профессиональные склонности и интересы,

Русский

2016-09-07

112.5 KB

0 чел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛАХ

Введение

Выбор профессии одно из главных решений в жизни, основа самоутверждения человека в обществе. Для учащихся старших классов проблема выбора профессии является наиболее актуальной. Уже в подростковом возрасте могут определяться профессиональные склонности и интересы, мечты, идеалы, которые затем созревают на протяжении ранней юности. Выбор профессии осуществляется на основе анализа внутренних ресурсов личности и их соотнесения с требованиями профессии.

Выбор профессии предполагает выбор учреждения профессионального образования. Это не одномоментный акт и состоит из ряда этапов, сливающихся в единый процесс, сложность которого определяется множеством характеристик. Изучение данной проблемы и поиск путей ее разрешения – актуальное направление работы студентов в рамках практики.

На выбор школьника влияет, и во многом его определяет мнение родителей и значимых взрослых. Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Тематические родительские собрания посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса, они носят, как правило, просветительский характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Мы предлагаем освоить методику подготовки и проведения родительского собрания профориентационной тематики.

Подготовка и проведение родительского собрания в рамках практики позволит студентам отработать свои коммуникативные навыки на такой сложной и разнообразной аудитории, как родители школьников. Знания истории, культуры, социально-экономических условий обучения в ПГСГА, полученные из достоверных источников, обогатят студенческую жизнь, сформируют чувство гордости, сопричастности своейalma-mater.

Впервые практика проведения информационно-профориентационной работы студентов во время педагогической практики была апробирована в нашем вузе в весенне-летнем семестре 2009-2010 учебного года. Мы получили положительные отзывы как от родителей абитуриентов, так и от самих студентов. В то же время первый опыт позволил скорректировать методику работы, адаптировав ее к реальной жизни. В частности, в исключительных случаях, в тех школах, где по каким-то причинам студент не может провести родительское собрание, разрешается по согласованию с групповым руководителем, проведение классных часов. Один из примеров проведения классных часов описан в этом пособии.

Кроме того, учитывая пожелания студентов и вопросы родителей, разработаны презентации в электронном виде (о вузе, о каждом факультете), который практиканты могут демонстрировать на собрании или классном часе.

К организации информационно-профориентационной работы подключена Психологическая служба управления по воспитательной и социальной работе Академии, где студентам готовы оказать консультацию по вопросу установления отношений с родителями и классными руководителями во время проведения мероприятия, помочь подготовиться психологически к выступлению перед большой аудиторией и т.д.

Таким образом, в данный момент в данный момент в этой программе задействованы все студенты педагогических специальностей, а также факультеты, межфакультетская кафедра педагогики, учебно-методическое управление, психологическая служба УВСР, отдел развития, инвестиций и маркетинга, Центр довузовской подготовки. Непосредственное курирование программы осуществляет проректор по заочному и дополнительному образованию ПГСГА, ответственный секретарь приемной комиссии ПГСГА Алексей Борисович Щелков.

В данный момент в распоряжении студентов-практикантов, готовящихся к проведению информационно-профориентационной работы, имеются следующие материалы:

-учебный фильм,

- методические рекомендации для студентов,

- презентационные материалы для проведения собрания (электронная мультимедийная презентация),

- раздаточный материал для родителей (буклеты),

- диагностический материал для оценки актуальности и эффективности собрания.

Со всеми материалами студенты-практиканты могут ознакомиться во время проведения установочного собрания, а также обратившись к своим руководителям по педагогике, в учебно-методическое управление (тел. 333-37-53) или отдел развития, инвестиций и маркетинга (тел. 269-69-00).

Методика проведения информационно-профориентационной работы в виде классных часов

В случае если проведение родительского собрания с родителями старшеклассников по каким-то причинам невозможно, то допускается проведение профориентационных классных часов по согласованию с групповым руководителем.

Предваряя непосредственно сам классный час, заранее школьникам раздаются вопросы анкеты (см. приложение). И уже непосредственно в ходе самого кл. часа, во вступительном слове, можно озвучить результаты и повести краткий анализ

анкеты.

Приложение

Вопросы для детей

  1. Какие школьные предметы вызывают у тебя интерес?
  2. Кем ты хочешь стать? (назвать профессию)
  3. Почему выбрал эту профессию?
  4. Совпадает ли твой выбор с мнением родителей?
  5. Что повлияло на твой выбор?
  6. Где можно получить образование по данной специальности?

7) В какие вузы Самары, по твоему мнению, стоит подать документы?

В процессе проведения классного часа рекомендуется применять игровые методики (анкеты, ролевые ситуации), чтобы помочь детям разобраться в многообразии профессий. Уже после того, как вы познакомитесь с детьми и их интересами, вы можете рассказать об обучении в ПГСГА и карьерных возможностях, которые она дает. Делайте акцент на эмоциональную составляющую процесса обучения, рассказывайте примеры из своей жизни, покажите школьникам короткий фильм о вузе. В завершении классного часа раздайте школьникам информационные книжки с информацией о вузе.

В качестве примера, предлагаем Вам рассмотреть следующий вариант проведения профориентационного классного часа«Я и мир профессий», разработанный студентом факультета математики, физики и информатики А.С. Саймуковым для учащихся 10 класса среднеобразовательной школы (презентацию в электронном виде можно получить в отделе РИМ или у своего руководителя по педагогике).

Необходимое оборудование:Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово
  2. Теоретический материал:
    1. Кто я?
    2. Профессиональный план
    3. Многообразие мира профессий
    4. Пути получения профессионального образования
      1. Рассказ о ПГСГА
      2. Викторина «Угадай профессию»
      3. Подведение итогов.

Для проведения классного часа использовалась презентация в форматеPowerPoint (см. Приложение).

Сценарий мероприятия:

  1. (Слайд №1)Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».
  2. (Слайд №2). Кто я? Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я».

(Слайд №3). Профессиональный план. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план. (Слайд №4).

Интересы и склонности, возможности личности.К личностным особенностям человека можно отнести его интересы и склонности, его возможности, здоровье, темперамент, характер, волевые качества, способности и многие другие. (Слайд №5,6).

Многообразие мира профессий. (Слайд №8)

Разделение труда. (Слайд №8).Общее разделение:промышленность, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, просвещение, культура и др. Частное разделение: промышленность на добывающую и обрабатывающую. Единичное: цехи, участки, бригады и т.д.

Функциональное разделение труда. (Слайд №9). В рамках единичного происходит функциональное разделение труда: основные и вспомогательные группы работников. Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. А профессии, в свою очередь, делятся на специальности и т.д.

Классификация профессий по Е.А. Климову.Ориентировать в мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей. (Слайд №10).

Профессиограмма и псхограмма профессий. Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. одним из важных источников информации о профессиях являются профессиограммы. (Слайд №11).

Профессиональная пригодность. Необходимо иметь ввиду, что (Слайд №12)

Пути получения проф. образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф. образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное общее, основное полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица. (Слайд №13)

  1. (Слайд №14,15) Факультеты в Академии (Слайд №16,17)

Кроме того, в ВУЗе активно развивается аспирантура и докторантура, действует студенческое научное общество. А так же, по желанию, вы можете получить второе высшее образование параллельно с первым. Начиная с 2006 года выпускники ПГСГА могут получать Европейское приложение к диплому.

Активный студент за свое время учебы может посетить около 250 культурно массовых мероприятий, свыше 25 научных конференций, 1040 часов спортивной секции и т.д. Если сложить все время внеучебных мероприятий, в которых может участвовать каждый студент академии, то получится свыше 220 дней за 5 лет обучения!

Студенческая жизнь это не только учеба или участие во внеучебных мероприятиях. Это еще и дружба, общение, совместный отдых, занятия спортом, а так же подготовка к экзаменам и зачетам. Именно студенческая жизнь у многих выпускников ассоциируется с незабываемой счастливой молодостью, крепкими дружескими связями на всю жизнь. В нашей Академии у каждого студента есть большие возможности по реализации своих целей. В Академии работают спортивные секции по 10 видам спорта, выпускаются собственные СМИ: Официальная газета «Молодой учитель» и студенческая газета «Академикус». Кроме этого активно работают органы студенческого самоуправления, студенческий совет вуза, студенческое научное общество, профсоюзная организация и др.

В декабре 2009 года Академия совместно с компаниейMicrosoft запустила новый образовательный проект «Виртуальный кампус» (Слайд №18)

Как поступить? (Слайд №19). Более подробную информацию вы можете получить в приемной комиссии по адресу г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 24 или по телефону 224-20-87, также на сайтеwww.pgsga.ru (Слайд №20)

Теперь давайте поиграем. ( Ребята делятся на три команды).

4.(Слайд №21).Викторина «Угадай профессию»:

  1. представление команд;
  2. игровая разминка «Придумай профессию» (Слайд №22);
  3. игра «Угадай профессию». Изобразить следующие профессии: повар, врач, швея, плотник, пилот, художник, учитель, пожарный, фотомодель, кондуктор, цветовод, парикмахер, продавец, слесарь, экономист, телеведущий, режиссер, клоун, каскадер, строитель, секретарь. (На столе заранее приготовлены карточки. От каждой команды по очереди выходит один участник, выбирает карточку и на жестах объясняет данную профессию. Команда, которая первая даст правильный ответ, получает один бал).
  4. игра «Самая-самая». (Слайд №23)

Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в кондитерском отделе;

Самая денежная – банкир, проф. теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая – парикмахер;

Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь

  1. конкурс «Профголоволомки».(Слайд №24, 25, 26) Ответы: акванавт, врач, полевод, наборщик, ветеринар, заправщик, повар, дворник. (За каждый правильный ответ, команды получают один бал).
  2. пословица: «Труд человека кормит, а лень портит»,
  3. поговорка: «Ударная работа человека красит»;
  4. игра «13 Я»(Слайд №27, 28): 1 – адаптация, 2 – акция, 3 – ассоциация, 4 – инвестиция, 5 – инфляция, 6 – конкуренция, 7 – консультация, 8 – корпорация, 9 – миграция, 10 – облигация, 11 – приватизация, 12 – организация, 13 – профессия;
  5. конкурс «Закончи пословицу».(Слайд №29)

Ответы:

1. боится

2. утюг исправит

3. дело есть – работай

4. а рыбака – по улову

5. и кормит, и учит

6. мышь в рот не прибежит

7. а само кормит

8. да толку мало

9. ленивая швея

10. не надо торопиться

11. он первым делом себя подковал

12. заладится вся работа

13. к тому и руки приложатся

5. Подсчет баллов. Объявление команды – победителя.

Надеемся, что ваш классный час будет интересен детям, а вы сами получите бесценный опыт общения со школьниками.

Форма и сроки сдачи отчетности

Проведение информационно-профориентационных классных часов –обязательная часть педагогической практики, которая будет оцениваться Вашим руководителем практики по педагогике.

Итоги проведенного Вами классного часа должны быть отражены в отчете. Для получения положительной оценки за выполнение этой части задания по педагогической практике Вам необходимо отразить в отчете или приложить к нему данные, отраженные в образце формы отчетав

  Удачи в проведении классных часов

  и Вашей педагогической практике!

II. Рынок образовательных услуг Самары (высшее профессиональное образование)

Профессиональное образование

Специальности

П

Г

С

Г

А

С

Г

У

С

Г

Т

У

С

Г

А

С

У

С

Г

М

У

С

Г

А

У

С

Г

Э

У

С

Г

А

К

И

П

Г

У

Т

И

Экономическое

-экономическая теория

-менеджмент организации

-коммерция (торговое дело)

-социально-культурный сервис и туризм

Естественные науки

-химия

-биология

-география

Техническое

-математика

-физика

-информатика

-прикладная информатика

Педагогическое

-педагогика и психология

-педагогика и методика начального обучения

-педагогика и методика дошкольного образования

-социальная педагогика

Медицинское

-логопедия

-дефектология

-тифлопедагогика

-сурдопедагогика

Социально-гуманитарное

-журналистика,PR

-русский язык и литература

-психология

-педагогика

-история

-реклама

Лингвистическое

-иностранные языки

-перевод и переводоведение

Художественное

-изобразительное искусство

-дизайн окружающей среды

-балет

-музыкальное образование

-культурология

-живопись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30986. Історія ХХ століття 1.06 MB
  ХІІ 1922 року зареєстрував 117 народжень 42 шлюби 53 смерті. В ніч на 5 квітня 1922 року біля 50ти бандитів напали на Романів напад був відбитий міліцією. Для допомоги незаможникам держава тільки весною 1922 року виділила Романівській волості на насіння 100 пудів гречки 100 – проса 160 – жита. Першого січня 1925 року по новому адміністративному поділу замість Миропільського району був утворений Романівський район в який увійшло 23 сільські ради з 70ма населеними пунктами та хуторами.
30987. Пластическая хирургия в ветеринарии 203.99 KB
  Это в нашей стране вышедшей из изоляции за последние 15 лет пластическая эстетическая хирургия претерпела настоящий бум. Термин же пластическая хирургия был введен Дезольдом в 1798 году. Хирургия пластическая восстановительная хирургия направление хирургии изучающее проблемы оперативного восстановления функции и формы частично или полностью утраченных органов исправления врождённых или приобретённых дефектов и деформаций устранения косметических недостатков. Пластическая хирургия подразделяется на реконструктивную и эстетическую.
30988. Клиническая диагностика 23.79 KB
  Наличие или отсутствие шумов или дополнительных тонов Различают два тона: Систолический – при сокращении предсердий желудочков захлопыванием двух и трёх створчатых клапанов колебание стенок аорты и лёгочной артерии в момент систолы желудочков. Диастолический – захлопывание полулунных клапанов аорты и лёгочной артерии колебаний этих сосудов в момент диастолы. Усиление второго тона может сопровождаться акцентом на аорте и лёгочной артерии возникает при повышении кровяного давления в большом круге кровообращения нефриты у лошадей при...
30989. ВИРОБНИЧО-ОРГАНІЗАЦІЙНА ТА ЕКОНОМІЧНА СТРУКТУРИЗАЩЯ ПІДПРИЄМСТВА 562 KB
  Іншими словами існування підприємства фірми повязується з тими перевагами які воно забезпечує у процесі виготовлення продукції порівняно з виробництвом тієї самої продукції без організації фірми. Сучасне підприємство – це складна відкрита виробничогосподарська і соціальна система яка: складається із взаємозалежних частин виробництв цехів дільниць служб тощо діяльність яких впливає на кінцевий результат виробництва; взаємодіє із зовнішнім оточенням з якого в систему надходять необхідні для виробничої діяльності фактори...
30990. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ) 159.5 KB
  Приводит к почечной недостаточности. Неблагоприятно холодное течение воспаления при нейротоксикозе при недостаточности фагоцитарных процессов. Гипоэргия и анергия проявляются в виде недостаточности той или иной системы. Это вызывает снижение бронхиальной проходимости вплоть до возникновения дыхательной недостаточности.
30991. ІНФОРМАТИКА та КОМП’ЮТЕРНА ТЕХНІКА 6.63 MB
  Інформаційна технологія – це людино – машинна технологія збору, обробки та передачі інформації. Це технологія, яка базується на обчислювальній техніці, швидко розвивається, охоплюючи усі види сучасної діяльності: виробництво, управління, науку, освіту, проектні розробки, торгівлю, фінансово-банківські операції, медицину, криміналістику, охорону оточуючого середовища, побут та інше.