13063

Классный час «Дети войны»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час Дети войны Цель: Показать Великую Отечественную войну как личностно значимое для нашего современника событие. Задачи: привить учащимся чувство патриотизма гражданственной ответственности; помочь им стать нравственно соверше

Русский

2013-05-08

21.79 KB

315 чел.

Классный час «Дети войны»

Цель: Показать Великую Отечественную войну как личностно - значимое для нашего современника событие.

Задачи:

  1.         привить учащимся чувство патриотизма, гражданственной ответственности;
  2.         помочь им стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
  3.         помочь ощутить себя частицей страны, привить чувство ответственности за её судьбу;
  4.         содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию.

Форма проведения:

литературно-музыкальная композиция, в которой используются материалы фотохроники, песни времён ВОВ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, экран, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне.

Эпиграф

И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей.

Корней Чуковский, 1942 г.

 

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Много детей в годы ВОВ погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса.

Ученик 1:

Годы летят стремительно,

Больше полвека прошло,

Но память хранит пронзительно

Все то, что давно ушло.

Мой дед босоногим мальчишкой

Узнал, что такое война,

А мы по рассказам и книжкам

Представим, что было тогда…

Учитель:

22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году.

Ученик 3:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель: прослушайте запись из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:

Звучит запись голоса Левитана о начале войны.

Ученик 4:

Мяли танки теплые хлеба.

И горела, как свеча изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Учитель:

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере…

Ученик 5:

Перед нами фрагменты дневниковых записей:

"В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас возили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы…"

Презентация «Дети и война» (слайды 1 – 7)

Ученик 6:

"Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел и был ранен…"

Учитель:

Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена, братья и сестры погибших, сироты или дети живых родителей… Они не знали как сложится их жизнь через месяц, день или час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.

Ученик 7:

Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.

Ученик 8:

Ленинград…  8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось  2 миллиона 887 тысяч человек.

Запасы продовольствия заканчивались, снижались нормы выдачи хлеба. С 20 ноября в пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие в сутки получают 250 грамм, а неработающие и дети - по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

                                        Сто двадцать пять блокадных грамм

                                        С огнем и кровью пополам…

Учитель:

Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые, и старые, и дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе. Только за первую блокадную зиму голод и холод унес в Ленинграде 252 тысячи человек.

            

Ученик 9:

Иду в темноте, вдоль воронок,

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

-  Не плачь, потерпи мой хороший, -

И что-то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушала горе вслепую.

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.

Учитель:

Дети в осажденном городе… Их было 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, чтобы обменять свои вещи на хлебные карточки. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликим трудом доставали дрова, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и книги.

Учитель:

Враги зверски расправлялись с мирным населением на оккупированных территориях, угоняли женщин и детей в концентрационные лагеря. Там их ждали голод, пытки, чудовищные эксперименты, смерть в газовых камерах. Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.

Презентация (слайд 8 -17)

Инсценированная песня «Саласпилс»

Учитель

Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.  

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!  

  Презентация (слайд 18 -  27)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8479. Нафтогазова механіка. Конспект лекцій 790.76 KB
  У роботі подані загальні положення, що вивчаються даною дисципліною, та її звязок з іншими дисциплінами, стан нафтогазовидобувної галузі та проблеми нафтогазовидобутку..
8480. Правовые основы бухгалтерской деятельности 132.12 KB
  Правовые основы бухгалтерской деятельности Тема. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета План Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в РФ. Правовое регулирование бухгалтерс...
8481. Проблемное поле и задачи философии техники 27.83 KB
  Проблемное поле и задачи философии техники Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследование в философии такого явления, как техника. Философия техники - одно из значимы...
8482. Социальные последствия научно-технического прогресса 23.4 KB
  Социальные последствия научно-технического прогресса Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, ко...
8483. Философия техники 28.75 KB
  Философия техники О становлении философии техники Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к ...
8484. Философия и техника 185 KB
  Философия и техника Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем тех...
8485. Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке 198 KB
  Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...
8486. Доктрина Оптимального Строя 83 KB
  Доктрина Оптимального Строя История цивилизаций - это история войн, междоусобиц, революций. Воинская доблесть, умение побеждать, храбрость, патриотизм - безусловно, достоинство Нации, и мы по праву гордимся своими Героями. Но нет, и...
8487. Философия. Определение предмета философии как проблема 57.56 KB
  №1 Определение предмета философии как проблема Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия. Рефлексия - способ объяснения быти...