13070

Классный час. Как жить будем

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час Как жить будем Предварительная работа. В конце предыдущего учебного года я диагностировала уровень сформированности детского коллектива в классе при помощи методики А.Н. Лутошкина Какой у нас коллектив. Выяснилось что большинство школьников относят ...

Русский

2013-06-06

39 KB

2 чел.

Классный час
«Как жить будем?»

Предварительная работа. В конце предыдущего учебного года я диагностировала уровень сформированности детского коллектива в классе при помощи методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив». Выяснилось, что большинство школьников относят свой класс к категории «Мягкая глина», то есть всего лишь ко второй ступени развития коллектива. Эти результаты и были использованы мною для того, чтобы мотивировать ребят к работе по планированию внутриклассных дел.

Ход классного часа.

1 этап. «Мотивация». Классный руководитель просит ребят вспомнить результаты диагностики, а затем спрашивает о том, могут ли они предложить способы сделать свой класс более сплоченным, где все были бы заодно, где всем было бы комфортно учиться. В ходе краткого и непринужденного разговора мы пришли к мысли, что один из таких способов – придумать и совершить что-то такое, что было бы интересно и значимо для всех в классе. К поиску таких дел мы и приступили.

2 этап. «Информация». Классный руководитель сообщает детям о том, что работать они будут в двух направлениях:

  •  «Мои предложения» (классный руководитель вносит свои предложения, их обсуждают, если нужно – дополняют, а наиболее интересные из них вносят в годовой план);
  •  «Ваши пожелания» (класс высказывает свои интересы и пожелания относительно организации жизни класса, наиболее популярные из этих пожеланий затем будут облечены в форму конкретных дел и также внесены в годовой план).

3 этап. «Мои предложения». Классный руководитель открывает доску – она разделена на две половины. На первой половине – заранее написанный список предложений, вносимых классным руководителем. Всего их 15. Из них необходимо будет выбрать 7 – те, которые были бы интересны всему классу. Для организации такой работы классный руководитель делит класс на 5 групп (сделать это можно произвольно – я предоставила ребятам свободу выбора группы) и просит их самостоятельно найти себе место для уединенной работы (можно использовать класс, библиотеку, школьную рекреацию, спортплощадку во дворе школы и т.д.). У каждой группы – листок с 15-ю наименованиями дел и 15-ю краткими резюме к каждому из них. На обсуждение дается 15 минут. По окончании отведенного времени все вновь собираются в классном кабинете. Педагог просит каждую группу назвать те 7 дел, которые они выбрали, а затем называет те 7 дел, которые представляются наиболее интересными ему самому. Каждый выбор того или иного дела отмечается особым значком на доске. После этого подсчитывается общее число голосов, отданных в поддержку каждого из 15 дел, и по большинству голосов из них отбирается 7. Эти семь дел и будут реализованы классом в текущем учебном году. Если какое-то из моих предложений ребята предлагают модернизировать или дополнить, я только приветствую эту их активность.

4 этап. «Ваши пожелания». Классный руководитель опять обращает внимание класса на доску, на сей раз ко второй ее половине. Она почти пуста – на ней в столбик написаны лишь номера – от 1 до 20. Пришло время заполнить и ее. Происходит это следующим образом. Каждая из пяти групп получает наборы из 22-х одинаковых карточек – карточек желаний (20 из них с текстом, а 2 – пустые):

1.  Я хочу отмечать свой день рождения не только дома, но еще и в классе.

2.  Я хочу со всем классом пойти в поход, а лучше – в несколько.

3.  Я хочу нарисовать красивые картины на стенах нашего класса.

4.  Я хочу обустроить школьный двор.

5.  Я хочу понять, почему люди ненавидят друг друга.

6.  Я хочу играть в «классном театре».

7.  Я хочу вместе с классом очистить от мусора наш парк.

8.  Я хочу обсуждать серьезные фильмы.

9.  Я хочу понять, кто и как становится элитой.

10.  Я хочу научиться разбираться в политике.

11.  Я хочу помогать детям из детского дома или приюта.

12.  Я хочу показать свои фотографии всем и увидеть фотографии одноклассников.

13.  Я хочу, чтобы наш класс чаще соревновался с параллельным классом в каких-либо видах спорта.

14.  Я хочу, чтобы мы создали свой сайт в Интернете.

15.  Я хочу, чтобы в классе мы чаще играли во всякие игры.

16.  Я хочу, чтобы мы создали в классе какую-нибудь детскую организацию.

17.  Я хочу, чтобы наш класс устраивал свои собственные дискотеки.

18.  Я хочу научиться планировать свою жизнь.

19.  Я хочу научиться играть на гитаре.

20.  Я умею …………………………………….... и хочу научить этому других.

21.  ……………………………………………………………………………...........

22.  …………………………………………………………………………………….

Каждая группа выбирает из набора по 3–5 карточек – тех, которые более всего соответствуют их собственным желаниям и интересам. Кроме того, каждая группа может вписать в пустые карточки какие-то особые свои желания. Время работы групп – 20 минут. Когда класс соберется вместе, каждая группа называет номера выбранных карточек и зачитывает то, что она вписала в пустые карточки (если, конечно, они были использованы группой). Классный руководитель фиксирует все это на доске, а затем по числу совпадений определяется 7 наиболее актуальных желаний и интересов класса. Именно на основе этого классный руководитель и будет стараться составить остальную часть годового плана1. Об этом он говорит детям и приглашает их на встречу неделю спустя.

5 этап. «Индивидуальные консультации». Всю следующую неделю классный руководитель консультируется как с группами ребят, так и с отдельными школьниками, чтобы лучше спроектировать конкретные дела, которые могли бы быть проведены в классе.

6 этап «Итог». Через неделю классный руководитель представляет классу получившийся в результате их совместной работы годовой план.

  •  1/3 этого плана – дела, выбранные классом из предлагаемого списка;
  •  1/3 – дела, придуманные классным руководителем на основе интересов и желаний детей;
  •  1/3 – дела, помещенные в план классным руководителем без какого бы то ни было согласования с классом (а лишь исходя из собственного профессионального видения проблем данного класса).

Каждое из этих дел классный руководитель комментирует, отвечает на возможные вопросы школьников, предлагает им дополнить или изменить что-то. Здесь же намечаются и возможные активисты-организаторы этих дел.

1 Я намеренно предложила детям сформулировать не конкретные формы нашей совместной деятельности, а лишь свои пожелания в данной сфере. Игры в псевдосамостоятельность детей здесь принесут только вред. Мой опыт подсказывает, что восьмиклассник обычно предлагает лишь те дела, в которых он участвовал ранее, в которых он был успешен или о которых узнал, например, от ребят из параллельного класса. И реально отражать их потребности, интересы, желания такие дела не будут. Моя же профессиональная задача – сделать, чтобы все происходящее в классе происходило не просто так, а было направлено на развитие каждого ребенка.   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78900. Главные характеристики современной постнеклассической науки 28.5 KB
  Главные характеристики современной постнеклассической науки. Внедрение времени во все науки все более широкое распространение идеи развития историзация диалектизация науки. В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том что если объектом классической науки были простые системы а объектом неклассической науки сложные системы то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Эта...
78901. Глобальный эволюционизм 29 KB
  Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80е гг. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе социальной жизни и технике одной из целей глобального эволюционизма явилось стремление интегрировать естественнонаучное обществоведческое гуманитарное а также техническое знание. В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания сочетающего в себе научнометодологические и философские основания. Обоснованию глобального эволюционизма...
78903. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации 33.5 KB
  В техногенных обществах основной ценностью являются инновация и новизна внутренними резервами развития становится дальнейший технологический прогресс. Культурная матрица техногенного развития проходит прединдустриальную индустриальную постиндустриальную стадии. Негативы современного технократического развития многообразны: это и угроза ядерной и экологической катастроф радиоактивное заражение биосферы генетические мутации генная инженерия и клонирование зомбирования нейролептонного характера сциентизированное мировоззрение....
78904. Роль науки в преодолении глобальных кризисов 30 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.
78905. Наука как социальный институт 28.5 KB
  Наука как социальный институт. Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI XVII вв. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность но и систему отношений в науке научные учреждения и организации. Институт это явление надындивидуального уровня его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами.
78907. Научные школы 22.5 KB
  Научные школы. Внутри науки существуют научные школы функционирующие как организованная и управляемая научная структура объединенная исследовательской программой единым стилем мышления и возглавляемая как правило личностью выдающегося ученого. В науковедении различают классические научные школы и современные. Классические научные школы возникли на базе университетов.
78908. Характеристики взаимодействия науки, экономики и власти 31.5 KB
  Характеристики взаимодействия науки экономики и власти Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными...