1308

Основы психологии

Шпаргалка

Психология и эзотерика

Предмет, объект, этапы развития психологии. Просоциальное и асоциальное поведения. Механизмы неправильного воспитания детей в семье. Психика, сознание и деятельность, их структура и функции. Основные теоретические подходы к воспитанию.

Русский

2013-01-06

121.5 KB

21 чел.

Предмет, объект, этапы развития психологии. Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и развития психики и сознания человека.

Психика и сознание – 2 предмета психологии.

Психология имеет 4 объекта:

1) Бессознательное – форма отражения реальности, источник которой не осознаётся человеком.

2)Личность – индивид в совокупности социально-психологических особенностей.

3)Поведение – совокупность внешних проявлений психической деятельности.(Безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, интеллектуальное)

4)Деятельность – проявление активности, совокупность всех действий человека.

Этапы развития психологии:

- Психология как наука о душе (3 тыс. лет до н. э. – 13 в. н. э.)

- Психология как наука о сознании (14 в. – сер. 19 в.)

- Психология как наука о поведении (сер. 19 в. – 1980-е г.)

- Психология как наука о психике и сознании (с 1910 г.)

Воображение – форма отражения реальности, позволяющая человеку создавать новые образы предметов и явлений окружающего мира.

Виды воображения:

1.Активное (произвольное)

-репродуктивное

-творческое

-антиципирующее

2.Пассивное (непроизвольное)

-грёза

-фантазия

-мечты.

Речь – средство общения и обобщения.

Виды речи:

1)Внутренняя  

- монологическая

2)Внешняя

-монологическая

-диалогическая

Функции речи:

1.Сигнификация – обозначения.

2.Коммуникативная – обмен информацией.

3.Выразительность – выражение эмоций.

4.Сугестивная – психическое воздействие на другого человека.

Эмоции и их классификация

Эмоцииформа отражения реальности, позволяющая человеку оценить значимость событий жизнедеятельности в форме переживания.

Функции эмоций:

-оценивающая

-сигнальная

-предохранительная

-коммуникативная

-интерактивная

-суггестивная (функция воздействия)

Классификация эмоций:

1.Аффекты – краткие и бурно протекающие эмоциональные реакции, отключающие контроль сознания.

2.Собственные эмоции (радость, горе, интерес, печаль, стыд, вина. презрение)

3.Чувства – длительные эмоциональные переживания, сконцентрированные вокруг одного объекта.

Чувства:

-моральные (привязанность, любовь)

-гражданско-политические (долга, патриотизма)

-интеллектуальные (удивления, познания нового)    

-эстетические (прекрасного, отвращения)

4.Страсти – длительные чувства, разрушающие личность.

5.Настроение – хроническое эмоциональное состояние, которое может стать чертой личности.

Темперамент – психическое свойство личности, отражающее динамику протекания психических процессов.

С – сила, возбуждение

У – уравновешенность

П – подвижность

        Х   С   Ф   М

С      +    +   +     -

У      -     +   +     -

П     +     +   -      -

Индивидуальный стиль деятельности – совокупность способов реализации действий, имеющих максимальную эффективность.

Просоциальное и асоциальное поведения.

Просоц. поведение – поведение, предпологающее оказание бескорыстной помощи окружающим людям.

Мотивы просоц. поведения:

1.Мотив альтруизма

2.Мотив морального долга-внутреннее ощущение ответственности за другого человека.

3.Мотив сочувствия.

Асоциальное поведение (девиантное поведение) – поведение, отклоняющееся от соц. нормы.

Виды асоц. поведення:

1.Девиантное поведение(грубость … )

2.Адективное поведение (курение, алкоголизм..)

Конфликт – возникновение трудноразрешаемых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

-Конструктивные-способстыующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

-Деструктивныепрепятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликтустранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

Конфликты:

-внутри личностные

-межличностные

-между личностью  группой

-межгрупповые.

-кратковременные

-затяжные

-объективные

-субъективные

Факторы возникновения конфликтов:

-структурные

-ценностные

-факторы отношений

-поведенческие факторы

5 стилей разрешения конфликтов:

-конкуренция

-уклонение

-приспособление

-сотрудничество

-компромисс

Общение – взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследуется целью изменения в мотивации, интеллекте и поведении участвующих в нём людей.

Функции общения:

-коммуникативная

-контактная

-воздействующая

-активизирующая

-эмотивная

-понимающая

Виды общения:

1)Контакт массы

2)Примитивное

3)Формально-ролевое

4)Духовно-личностное

5)Светское

Уровни общения:

1.Ситуальный (социально-ролевой)

2.Манипулятивный (деловой)

3.Интимно-личностный.

Средства общения:

1.Вербальные (речевые)

-интонация

-язык

-фразеология

2.Невербальные (неречевые)

-мимика

-пантомимика

-жесты

-поглаживания, рукопожатия

-дистанция, поцелуи

Жестика – наука о жестах.

Кинетика – наука о мимике и пантомимике.

Такетика – наука о поглаживании и пожатиях.

Уровни дистанций:

-интимная

-персональная

-социальная

-публичная

Семья – малая группа, основанная на кровном родстве или усыновлении и связана общностью быта, отношениями понимания и взаимопомощи.

Структура семьи:

1)Нуклеарная семья (простая)

2)Пополненная семья

3)Смешанная семья

4)Родители-одиночки

Функции семьи:

1)Репродуктивная

2)Воспитательно-образовательная

3)Свободного времяпрепровождения

4)Хозяйственно-бытовая

5)Психотерапевтическая

Жизненный цикл семьи:

-конфетно-букетный период

-стадия молодожёнов

-молодая семья с маленьким ребёнком

-семья с ребёнком-дошкольником

-семья с ребёнком-школьником

-семья с ребёнком-подростком

-стадия опустевшего гнезда

-семья с внуками

-смерть одного из супругов

 Виды семей:

-благополучные (все функции выполняются)

-неблагополучные (не все функции выполняются)

-проблемные

-кризисные

-критические

Стили семейного воспитания:

1)Демократический

2)Авторитарный

3)Либеральный

4)Сотрудничающий

Механизмы неправильного воспитания детей в семье:

1)Бесконтрольность

2)Гиперопека

3)Воспитание по типу «золушка»

4)Жестокое воспитание

Психика, сознание и деятельность, их структура и функции. Психика – это внутренний мир человека, отражающий объективную реальность, регулирующий деятельность и поведение, а также адаптирующий человека в окружающем мире.

Функции психики:

- Отражения реальности

- Регуляция

- Адаптация

Структура психики:

1)Психические процессы – динамические отражения реальности.

- познавательные (ощущение, память, внимание)

- эмоциональные (эмоции, чувства)

- волевые (выбор между 2мя мот.)

2) Психические состояния – сложившийся в данное время устойчивый уровень психической деятельности, выражающийся в активности-пассивности личности.

- Функциональные (сон, бодорств.)

- Собственно-психические (стресс)

3) Психические свойства – количественно-качественный уровень психической деятельности, проявляющийся в её успешности-не успешности.

- Врождённые (темперамент)

- Приобретённые (характер)

- Врождённые и приобретённые (способности)

4) Психические образования - это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Сознание – высшая форма психики и продукт общественно-исторического развития, приобретаемый в обществе посредством речи.

Структура сознания: - воля

- смысл

                        - переживания

                                    - знания о мире.

Формы сознания: - индивидуальное

                              - групповое

                              - общественное.

Деятельность - проявление активности, совокупность всех действий человека.

Структура деятельности:

Цель-мотив-средства-результат-

Действие: - внешнее (моторное действие)

                 - внутреннее (сенсорные, мыслительные, мнемические).

Поступок – целенаправленное действие, соединённое с ценностью.

Виды деятельности:

- общение – вид деятельности, который позволяет человеку устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми.

- игра – вид деятельности, позволяющий ребёнку усвоить структуру общественных отношений.

- учение – вид деятельности по усвоению знаний, умений и навыков.

- труд – вид деятельности по созданию материальных и духовных благ для общества.

Направленность личности

Направленность – это системное свойство личности, представляющее совокупность: влечений – потребностей-желаний-стремлений-интересов-склонностей-убеждений-идеалов-ценностей-мировоззрения.

Потребность – нужда в чём-то.

-Материальные

- Духовные

-Биологические (Физиологические)

- Социальные

Самосознание и его структура.

Самосознание – осознание человека самого «я».

Психика-сознание-самосознание

Структура самосознания:

1.Когнитивный –образ Я: - Я-реальный

                                      - Я-идеальный

2.Эмоционально-ценностный:

1)самооценка:

-адекватная

-неадекватная

2)само отношение

3.Поведенческий:

-уровень притязаний

-уровень само актуализации

Человек-индивид-личность-индивидуальность

Самоощущение, самочувствие – само отношение -  само актуализация.

Воля. Волевые качества личности.

Воля – процесс сознательного регулирования поведения и деятельности.

Структура волевого акта:

1.Выбор мотивов

2.Принятие решения

3.Программа поведения

4.Исполнение программы поведения

Виды волевых актов:

-Произвольные (все действия человека)

-Непроизвольные (безусловные рефлексы)

Сила воли – нервно-мышечное напряжение, направленное на преодоление внешних или внутренних препятствий.

Волевые качества личности:

-решительные

-смелые

-исполнительные (редко)

-находчивые

-аккуратные (редко)

Мотивы и мотивация.

Мотив – толчок к активности.

Потребности-мотивы-цели.

Мотивация – совокупность факторов, определяющих поведение человека.

-Внешняя (ситуационная)

-Внутренняя (личностная)

Мотивы поведения человека:

1.Мотив стремления к успеху и избеганию неудач.

2.Мотив власти

3.Мотив эгоизма

4.Мотив альтруизма – мотив оказания бескорыстной помощи людям.

5.Мотив афилиации – мотив стремления к общению.

6.Мотив агрессивности.

4 формы мотива альтруизма:

1.Спасение

2.Защита

3.Помощь

4.Социальная поддержка

Педагогика – наука о развитии, воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений и взрослых людей.

Категории педагогики:

1.Развитие – становление личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Виды развития:

-интеллектуальное

-нравственное

-эмоциональное

-трудовое

-эстетическое

-физическое

-гражданско-политическое

2.Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

3.Обучение – процесс передачи и усвоения ЗУН.

4.Образование – процесс и результат усвоения системы ЗУН, на основе заранее заданных принципов и задач.

Педагогика:

-Теория воспитания

-Дидактика – наука об учении

Педагогическая деятельность – особый вид трудовой деятельности, направленный на становление гармонически развитой личности  посредством развития, воспитания, обучения, образования.

Функции педагогики:

-диагностическая

-ориентационно-прогностическая

-организаторская

-конструктивно-проектировочная

-объяснительно-иллюзионная

-контрольно-корректировочная

Воспитание:

1)Воспитанность – наличный уровень определённых личностных качеств, а также навыков и умений ими пользоваться.

2)Воспитуемость – способность к формированию определённых личностных качеств.

3)Самовоспитание – процесс самостоятельного формирования личности.

Методы воспитания:

-Убеждение – метод рационального объяснения причин и последствий поведения.

-Личного примера – метод, позволяющий формировать личность ребёнка посредством демонстрации определённой модели поведения.

-Метод поощрения – метод позитивной стимуляции, способствующий формированию определённых личностных качеств.

-Наказание.

Основные теоретические подходы к воспитанию:

1)Системный

2)Деятельностный

3)Личностно-ориентированный

Амбиция – самовлюблённость, надменность, самоуверенность.

Антипатия – неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.

Апатия – психическое состояние безразличия.

Апперцепция – зависимость восприятия от психического состояния, интересов, опыта, знаний.

Астения – физическая и нервно-психическая слабость.

Аутизм – уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аффект – кратковременное сильное эмоциональное состояние.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Гуманизация – принцип реформирования системы образования.

Защитные механизмы – сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.

Инстинкт – совокупность врождённых сложных , целесообразных реакций животных и человека.

Интеллект – умственные способности человека.

Интерес – проявление положительного, эмоционально окрашенного  отношения к объекту  или явлению.

Интуиция – познание без логических доказательств.

Лидер – член группы, за которым она признаёт  преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для неё ситуациях.

Настроение – относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на его все психические процессы.

Рефлексия – самоанализ, осмысление.

Темперамент – индивидуально-своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения.

Эйфория – состояние приподнятого настроения.

Методы психологии

1.Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2.Методы обработки данных (статистический метод): (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3.Методы психологического воздействия (интерпретационный метод): (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Методы сбора информации: организационные и эмпирические.

Организационный метод:

- Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению.

- Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение.

Наблюдение – метод фиксации любых проявлений поведения человека.

Эксперимент – метод, позволяющий экспериментатору активно вмешиваться в деятельность испытуемого для изучения психических явлений.

Моделирование – метод, позволяющий построить копию изучаемого явления и спрогнозировать её функционирование в изменившихся масштабах.

Характер – психическое свойство личности, представляющее совокупность устойчивых черт, отражающих отношение человека к самому себе, к другим людям, к делу. (до 30 лет)

Структура характера:

1.Черты в отношении самого себя.

2.Черты в отношении других людей.

3.Черты в отношении дела.

4.Эмоциональные черты (до 14 лет)

5.Интеллектуальны е черты. (от 3 до 17)

6.Волевые черты. (15-30 лет).

Внимание – сосредоточение сознания на реальных и мнимых объектах окружающего мира.

Виды внимания:

-произвольное

-непроизвольное

-полслепроизвольное

Свойства внимания:

1.Концентрированность – способность сосредотачиваться на объекте.

2.Длительность

3.Интенсивность

4.Объём

5.Распределение – способность одновременно заниматься несколькими видами деятельности.

6.Переключение – способность быстро переходить от одного вида деятельности на другой.

Интеллект – совокупность всех познавательных процессов.

Собственно-психические состояния:

1.Депрессия – собственно-психическое состояние, характеризующееся снижением настроения в течение 2ух недель, мышечной апатией, повышенной плаксивостью

Депрессия:

- невротическая

- сематическая

- сезонная

- послеродовая

- наследственная

2.Собственно-психическая фрустрация – состояние неудовлетворённой потребности, характеризующееся повышенной раздражительностью, гневом и отчаянием.

3. Агрессия –нанесение физического и морального ущерба другому человеку.

4. Стресс – неспецифический ответ организма на изменения внешней и внутренней среды.

Стресс гены:

-физические (заболевания, операции…)

-психологические (оскорбления, денежные проблемы, неудачи…)

Фазы стресса:

1.Фаза тревоги

2.Фаза мобилизации

3.Фаза истощения

Виды стресса:

-Физиологический

-Психологический: - Информационный

                                  - Эмоциональный:

-Эустресс (+)      -Дистресс (-)

Социальное поведение человека.

Социализация – процесс усвоения человеком культурных норм поведения в общественных местах.

Виды социализации:

-До социализация-некритическое усвоения социальных норм. (до 12 )

-Этап индивидуализации-критическое усвоения социальных норм (12-18 лет)

-Этап типизации – следование социальным нормам  (19-25)

-Трудовая социализация  - обогащение социальных норм собственным опытом (26-60)

-После трудовая социализация – (≥60)

Механизмы социализации:

1.Копирование (0-3)

2.Подражание(3-7)

3.Иммитация (7-11)

4.Идентификация (12-15)

Соц. статус – положение индивидов в системе общественных отношений.

Соц. роль – способ общественно-приемлемого поведения.

Соц. роль:

-Соц. ожидание

-Реальная модель поведения.

Соц. контроль – регуляция обществом поведения индивида.

Бихевиоризм (Э. Л. Торндайк, Дж. Уотсон, Павлов и Бехтерев)

Необихевиоризм (Толмен, Холл, Скиннер)

Психоанализ (З. Фрейд, Адлер)

Неофрейдизм (Э. Фромм)

Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келлер)

Когнитивная психология (Найссер, Пайвио)

Гуманистическая психология (Роджерс, Маслоу)

Структура общежития:

1.Коммуникация

2.Интеракция

3.Социальная перцепция.

Коммуникатор-смысл-кодировка-декодировка-текст-рецептор-…

Коммуникабельность – способность создавать и удерживать социальные связи посредством передачи значимой информации.

Позиции в общении:

-доброжелательная

-нейтральная

-враждебная

-доминирование

-общение на равных

-подчинение

Виды интеракции:

-Интеракция ребёнка – эмоционально-выразительное общение, подчинение или бурный протест.

-Интеракция взрослого – рациональное общение.

-Интеракция родителя – доминирование в общении.

Социальная перцепция – понимание и принятие партнёрами друг друга

Наблюдатель-внешний вид-поведение-психологические качества-предполагаемое поведение партнёра.

Механизмы социальной перцепции:

1)Идентификация – механизм, позволяющий уподобить или поставить себя на место другого человека.

2)Эмпатия – механизм, позволяющий сопереживать другому.

3)Рефлексия – механизм, предполагающий, как партнёры воспринимают и понимают друг друга.

Каузальная атрибуция Фриц Хайдар -  объяснение субъектами взаимодействия причин и способов поведения партнёров.

Обучение:

-Преподавание

-Учение

Процесс обучения:

Цель-принципы-методы-средства-содержание-формы.

Цели:

1)Обучающая

2)Воспитывающая

3)Развивающая личность

Принципы обучения (Ян Амос Каменский):

1)Целостность – изложение учебного материала

2)Структурность и систематичность

3)Наглядность

4)Личностный подход

5)Обучение на высоком уровне

6)Прочность ЗУН

Методы обучения:

1.Объяснительно-иллюстративный

2.Частично-поисковый

Формы обучения:

-Семинар – форма обучения, которая позволяет отработать определённые умения.

-Лекция – систематичное и последовательное изложение научных понятий, предполагающая активное участие преподавателей и учащихся.

Дошкольное образование-начальное-среднее-старшая школа-высшее образование, курсы повышения квалификации-магистратура-аспирантура

Понятие и структура личности в психологии.

Индивид – человек как биосоциальное существо.

Личность –  это человек как общественное и природное существо, наделённое сознанием, речью, творческими возможностями.

Субъект деятельности – индивид как представитель определённой социальной группы.

Индивидуальность – индивид в совокупности физиологических, социально-психологических и профессиональных особенностей, с точки зрения собственной уникальности.

Индивидуальность=индивид+личность+субъект деятельности.

Человек-индивид-личность-индивидуальность.

Структура личности по Фрейду.

Структура личности по Платонову:

- Направленность – система мотивов, интересов, ценностей, склонностей…

- Жизненный опыт – ЗУН и привычки.

Привычка – способ поведения, ставший потребностью.

- Особенности психических процессов – воля, чувства, мышление, восприятие…

- Биопсихические свойства – темперамент, половые и возрастные свойства личности.

Зарубежные подходы к личности:

1.Биогенетический (психоанализ З. Фрейда)

2.Социогенетический (Социокультурная теория К. Хорни)

3.Психогенетический (психогенетическая теория Э. Эриксона).

Отечественные подходы к личности:

1.Культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский)

2.Деятельности (А. Н. Леоньтьев)

3.Личночтноориентировочный (Л. И. Божович)

Движущие силы развития личности:

1.Социальная ситуация развития – та соц. сфера, в которой развивается личность.

2.Ведущая деятельность – та деятельность, в рамках которой осуществляется развитие личности.

3.Возрастные новообразования – те психические свойства, которые личность приобретает переходя от одного возраста к другому.

Основные возрастные этапы развития личности:

  1.  Младенческий (0-1 года)
  2.  Раннее детство (1-3 лет)
  3.  Дошкольный возраст (3-7 лет)
  4.  Младший школьный возраст (7-11 лет)
  5.  Подростковый возраст (1215 лет)
  6.  Ранняя юность (15-17 лет)
  7.  Ранняя взрослость (18-25 лет)
  8.  Средняя взрослость (25-45 лет)
  9.  Поздняя взрослость (45-65 лет)
  10.  Старость (65 – до смерти).

                                      предмет исследования

психоанализ        -             бессознательное

бихевиоризм        -            поведение

когнитивная психология  - позноват. процессы

гештальтизм             -        целостные структуры

гуманистическая психология - личность, индив.

Функциональные состояния организма – интегральный показатель работы всех органов и систем.

1.Релаксация – снятие мышечного напряжения.

2.Сон – психическое состояние покоя, позволяющее восстановить физическую и умственную активность организма.

Сон:

-быстрый

-медленный

Расстройства сна:

-Сомнамбулизм - сноговорение

-Лунатизм – снохождение

3.Бодрствование – психическое состояние, позволяющее человеку активно перерабатывать информацию, поступающую из окружающей среды.

Бодрствование: - активное

                            - пассивное

4.Работоспособность – психическое состояние, позволяющее поддерживать максимальную эффективность деятельности на определённый промежуток времени.

5.Усталость – психическое состояние, характеризующееся спадом физической и умственной активности.

6. Мономании (синдром хронической усталости) – психическое состояние, характеризующееся нарушениями физического состояния организма и резким упадом умственной усталости.

 

Способность – психическое свойство личности, которое отвечает за успешность –не успешность в деятельности.

Задатки – анатомо-физиологические предрасположенности к развитию способностей.

Виды способностей:

-Общие (учебные, профессиональные)

-Специальные (способность к определённому виду деятельности)

Уровни развития способностей:

-Одарённость  - высокий уровень интеллекта

-Талант – одарённость+спец. способность.

-Гениальность – одарённость+много спец. способностей.

 

Соц. психология – раздел психологии, изучающий человека как участника межличностных и межгрупповых взаимодействий.

Взаимодействие – случайно или целенаправленные кратко или долгосрочные, вербальные или невербальные контакты 2ух и более людей, которые приводят к взаимному изменению их поведения, мыслей и чувств.

Критерии:

1.Наличие 2ух и более человек

2.Длительность

3.Непосредственность

4.Интимно-личностный характер

Взаимодействие:

-Общение

-Межличностные отношения.

Межличностные отношения  - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые эмоциональными связями.

Критерии межличностных отношений:

1.Дистанция

2.Валентность (оценка отношений)

3.Позиция партнёров (доминирование, равенство, зависимость)

4.Степень знакомства (поверхностные, приятельские, любовные, дружеские…)

Стадии межличностных отношений:

1)Стадия сближения

2)Стадия близости

-Фаза дружбы

-Фаза симпатии

-Фаза уважения

-Любовь

3)Стадия дифференциации

4)Стадия отдаления

Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопосталение.

Формы межличностных отношений:

-Ритуал – форма…, которая удовлетворяет потребность в соц. признании.

-Операции – форма…, удовлетворяющая потребность в компетенции.

-Соревнования – форма…, удовлетворяющая потребность в социальной значимости и иерархии.

-Уход – форма…., удовлетворяющая потребность в одиночестве.

-Время препровождения – форма…, удовлетворяющая потребность в симпатии и понимании.

-Аттракция (привязанность) – форма…, удовлетворяющая потребность в симпатии и понимании, субъективное ощущение счастья.

Факторы аттракции:

1.Географическая близость партнёра.

2.Феномен равного

3.Эффект усиления

4.Чем привлекательнее человек, тем более вероятны положительные черты характера.

5.Нам нравятся люди, которые делают нам приятное.

6.Нам нравятся те, кто связан с приятными для нас событиями

7.Нам нравятся компетентные, в чём-то нас превосходящие люди.

Механизмы психологической защиты:

1)Вытеснение

2)Проекция

3)Реактивные образования

4)Замещение

5)Сублимация

6)Идентификация

7)Отрицание

8)Рационализация

Функции образования:

1)Воспроизводства

2)Развития

Образование – средство социализированного становления и развития человека как личности.

Основные модели образования:

1)Традиционная, направлен на формирование у учащихся ЗУН.

2)Инновационная, ориентирована на развитие способностей личности, на учёт индивидуальных способностей учащихся.

Мировые образовательные тенденции:

1)Демократизация образования

2)Возрастание рынка образовательных услуг

3)Ограничение продолжительности обучения

4)Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителю.

5)Отход от ориентации на средний уровень, ориентация на одарённых молодых людей.

6)Увеличение гуманитарной составляющей

7)Международные проекты и программы, обмен студентами.

Негативные моменты образования:

1)Нет опоры на самоуправление учащихся

2)Отрицательное влияние прогресса образования на здоровье молодого человека

3)Низкий уровень начального обучения в массовой средней школе

4)Отсутствие вариативности и гибкости планов и программ.

Направления развития современных систем образования:

1)Гуманизация образования – взаимное уважение учащихся и педагогов

2)Гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных дисциплин.

3)Диверсификация образования –расширение многообразия учебных заведений, стандартизация образования.

4)Многоуровневость образования

5)Информатизация образования

6)Непрерывность образования

7)Демократизация школьного образования:

-эголиталистский подход

-антиэголиталистский подход

Признаки системы образования демократического типа:

1)Децентрализация школьного образования

2)Равенство членов общества перед образованием

3)Открытость систем образования

4)Право на выбор учебного учреждения

5)Организация учебного процесса таким образом, при котором человек учится творчески говорить и мыслить.

Психология познавательных процессов.

Ощущение – форма отражения реальности, дающая человеку информацию об отдельных свойствах, предметах и явлениях окружающего мира.

Виды ощущения:

- экстерорецептивные (чувств. клетки распол. на поверхности тела ) (зрит., обонят., вкусовые)

- интерорецептивные (чувств. клетки внутри орг.) (ощущ. голода, жажды)

- кроприорецептивные (чувств. клетки распол. на мышцах и сухожилиях)

Свойства ощущений:

1)Порог ощущений (верхний и нижний) – мин. или макс. величина раздражения, способная вызвать ощущение.

2)Адаптация – приспособление организма к окружающей среде.

3)Синестезия – появление ощущений, характерных для одного анализатора, в результате воздействия на другой.

Анализатор – рабочий орган ощущения.

Анализатор: рецептор-ЦНС-эффектор

4)Сенсибилизация – усиление чувствительности.

Восприятие – форма отражения реальности, дающая человеку информацию о целостном образе предметов и явлений окружающего мира.

Виды восприятия:

-простое (зрит., слух., обонят…)

-сложное

1) Социальная перцепция – восприятие человека человеком.

2) Восприятие речи.

3) Восприятие пространства (объём…)

4) Восприятие времени.

Свойства восприятия:

- Целостность – достраивание образа по увиденной части.

- Избирательность –восприятие всегда зависит от потребности.

- Константность

- Структурированность.

- Апперцепция – вне зоны восприятия, зависимость восприятия от прошлого жизненного опыта. 

- Иллюзия – неправильное или искажённое восприятие предмета.

- Галлюцинации – болезнь восприятия.

Память – форма отражения реальности, позволяющая человеку воспринимать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию об окружающем мире.

Виды памяти:

1.По анализаторам:

- зрительная

- слуховая

-вкусовая

-обонятельная

- двигательная

- эмоциональная

2.  По времени сохранения информации:

- оперативная (сохр. инф. до 20 с)

- кратковременная (от 20с до 72 ч, при условии 3ёхкратного повторения)

- долговременная (от 72 ч до смерти)

Процессы памяти:

-запоминание

-сохранение

-воспроизведение

-забывание

Свойства памяти:

-объём

-точность

-быстрота

-длительность

-продуктивность

Эффект Края – способность к быстрому запоминанию информации, находящейся на концах общего массива.

Эффект реминисценции – способность к отсроченному воспроизведению ранее воспринятой, но казавшейся забытой информации.

Мышление – форма отражения реальности, дающая человеку информацию о существенных связях между предметами и явлениями окружающего мира.

Мыслительные операции:

- Анализ

- Синтез

- Обобщение

- Сравнение

- Абстрагирование

- Конкретизация

Формы мышления:

- Понятие

- Суждение

- Умозаключение

Виды мышления:

1.Наглядно действенный (практическое мышление) (мышление, позволяющее ребёнку оперировать предметами  в разных ситуациях (0-3 года))

2.Наглядно образный (эмоциональное мышление) (позволяет ребёнку оперировать образами (3-10 лет))

3.Абстрактное (теоретическое мышление ) (11-20 лет)

Свойства мышления:

1)Широта ума (эрудированность) – многочисленные поверхностные знания из многих отраслей науки.

2)Глубина ума – глубокие знания в определённых отраслях науки.

3)Самостоятельность ума – способность решать любые задачи без посторонней помощи.

4)Критичность ума – способность объективно относится к собственным решениям.

5)Гибкость ума – способность находить принудительно новые решения в жизненных задачах.

Способы активации мыслительной деятельности:

-Мозговой штурм (А. Осборн) – заключается в целенаправленном стимулировании продуцирования новых идей.

Функции управления:

Планирование – функция управления, которая предполагает анализ прошлого опыта организации, рассмотрения настоящего  и прогноз будущего.

Мотивация и регулирование – функция управления, которая предполагает создание внешних и внутренних стимуляторов руда.

Организация – функция управления, которая предполагает анализ сырья рабочей силы и самого процесса производства.

Функция контроля – функция управления, которая позволяет сравнить результаты труда с имеющимся эталоном и осуществление необходимой корректировки деятельности.

Внутренние стимуляторы(мотивация ):

-потребность в труде

-удовлетворённость трудом

-личностно-профессиональный рост

Внешние стимуляторы (регулирование):

-заработная плата

-оплата больничных листов

-пособие на детей

-гарантированный отпуск

-обучение за счёт организации

-безопасность – гарантирование того, что вы не получите травм на производстве.

Психология  управления –раздел психологии, изучающий психологические особенности управленческой деятельности.

А. Файоль – основать.

Психологические особенности управленческой деятельности – особенности поведения руководителей и подчинённых.

Основные категории:

1.Управление – система скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

2.Управленческая деятельность – особый вид трудовой деятельности, позволяющий руководителю координировать работу или деятельность подчинённых и тем самым реализовать цели организаций.

3.Организация – совокупность 2ух и более людей, которые достигают поставленных целей деятельности.

4.Субъект управления – руководитель.

5.Объкт управления – подчинённые ему люди и организации.

6.Человеческий фактор – все, реализованные человеком деяния, его возможности и способности.

7.Управленческий цикл – совокупность управленческих функций.

Основные методологические подходы к управлению:

1.Системный (организация – это открытая, взаимодействующая с внешним миром система.)

2.Ситуативный (конкретный) (любое управленческое действие подбирается в соответствии со сложившейся ситуацией)

3.Количесвенный (математический) (связан с компьютеризацией управления и активным использованием статистических методов анализа экономической ситуации ).

4.Процессный подход (управление – это подход циклической смены управленческих функций)

Процесс управления:

Виды планирования:

1)Стратегическое планирование – разработка главной цели и миссия организации.

2)Планирования деятельности.

3)Рандомизированное планирование – вид планирования, который предполагает выбор приоритетных целей деятельности.

4)Альтернативное планирование

5)Сценарное планирование (предполагает разработку нескольких вариантов действий в экстремальных для организации ситуациях)

Виды организации труда:

1)Должностные полномочия  - право принимать решения.

2)Демгирование полномочий – передача права принимать управленческие решения более низким уровням управления.

3)Разработка норм затрат.

4)Инструктаж сотрудников

5)Приём и увольнение

Уровни управления:

1)Институциональный – управление высшего звена.

2)Управленческий – управление среднего звена.

3)Технический – управление низшего звена.

Малая группа – небольшая по количеству общность людей, объединённых общей целью деятельности и находящихся в непосредственных эмоциональных отношениях друг с другом.

Структура малой группы:

-групповые мнения

-групповые ценности

-групповые интересы

-групповые нормы

-групповые цели

Виды малых групп:

1.Дифузная группа (имеется только цель деятельности группы)

2.Ассоциация (групповые интересы)

3.Корпорация (цели и интересы)

4.Коллектив – высшая форма развития малой группы (мнения).

Групповая динамика – совокупность всех процессов, происходящих в малой группе.

Процессы:

1.Групповое образование

2.Групповая сплочённость – процесс образования духовного единства группы.

3.Норма образования – разработка групповой нормы.

4.Социальная фоссилизация (ускорение) и ингибирование (торможение) -  …деятельности в присутствии других представителей группы.

5.Руководство и лидерство.

Руководство – процесс формального управления деятельностью группы.

Лидерство – система эмоциональных отношений в группе

6.Принятие решений – процесс, позволяющий изменять цели деятельности и интересы участников малой группы

7.Внутригрупповой конфликт.

Конформизм – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30534. Политика информационной безопасности 32.99 KB
  На основе ПИБ строится управление защита и распределение критичной информации в системе. Она должна охватывать все особенности процесса обработки информации определяя поведение ИС в различных ситуациях. Основными целями политики информационной безопасности является: обеспечение сохранности целостности информационных ресурсов и предоставление доступа к ним в строгом соответствии с установленными приоритетами и правилами разграничения доступа; обеспечение защиты подсистем задач и технологических процессов от угроз информационной...
30535. Контроль и моделирование как основные формы организационных действий при проверке действенности системы информационной безопасности 26.83 KB
  В дополнительной части можем рассказать подробно о видах моделирования. Моделирование КСЗИ заключается в построении образа модели системы с определенной точностью воспроизводящего процессы происходящие в реальной системе. Реализация модели позволяет получать и исследовать характеристики реальной системы.
30537. Иерархия прав и обязанностей руководителей и исполнителей при построении системы информационной безопасности, их взаимодействие 16.49 KB
  Иерархия прав и обязанностей руководителей и исполнителей при построении системы информационной безопасности их взаимодействие. ОТВЕТ: В жизненном цикле системы информационной безопасности можно выделить следующие этапы: Инициация и разработка системы. После проведения аудита информационной системы проектировщик предоставляет его результаты и рекомендации по построению системы ИБ заказчику который в свою очередь формирует требования к будущей системе безопасности. На основании полученных материалов проектировщик предлагает варианты...
30538. Аудит системы информационной безопасности на объекте как основание для подготовки организационных и правовых мероприятий. Его критерии, формы и методы 55.85 KB
  Управление ключами: генерация ключей; накопление ключей; распределение ключей. Главное свойство симметричных ключей: для выполнения как прямого так и обратного криптографического преобразования шифрование расшифровывание вычисление MC проверка MC необходимо использовать один и тот же ключ либо же ключ для обратного преобразования легко вычисляется из ключа для прямого преобразования и наоборот. С одной стороны это обеспечивает более высокую конфиденциальность сообщений с другой стороны создаёт проблемы распространения ключей в...
30539. Система управления информационной безопасностью. Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDCA. Цели и задачи, решаемые СУИБ 1.75 MB
  Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC. PDC PlnDoCheckct циклически повторяющийся процесс принятия решения используемый в управлении качеством. Система управления информационной безопасностью ГОСТ Р ИСО МЭК 270012006 определение Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC Цикл PDC Методология PDC представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Применение В практической деятельности цикл PDC применяется многократно с различной...
30540. Стандартизация в области построения СУИБ: сходства и различия стандартов 26.41 KB
  Доска: Стандарты: Ornge Book Red Book ISO IEC 15408 ISO IEC 17799 Стандарт BSI Стандарт США NIST 80030 РД гостехкомиссии России и стандарт ГОСТ Р ИСО МЭК 15408 Выступление: Рассмотрим стандарты информационной безопасности: Здесь выделены такие аспекты политики безопасности как добровольное дискреционное и принудительное мандатное управление доступом безопасность повторного использования объектов. Определяются инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличии от Ornge Book не содержит...
30541. Единые критерии (ГОСТ Р ИСО 15408). Профиль защиты. Задание по безопасности 29.73 KB
  Задание по безопасности.Положение по разработке профилей защиты и заданий по безопасности Гостехкомиссия России 2003 год Выступление: Профиль защиты это нормативный документ предназначенный для изложения проблемы безопасности определенной совокупности продуктов и систем ИТ и формулирования требований безопасности для решении данной проблемы. ПЗ не регламентирует каким образом данные требования будут выполнены обеспечивая таким образом независимое от реализации описание требований безопасности. Профиль защиты разрабатывается для...