1308

Основы психологии

Шпаргалка

Психология и эзотерика

Предмет, объект, этапы развития психологии. Просоциальное и асоциальное поведения. Механизмы неправильного воспитания детей в семье. Психика, сознание и деятельность, их структура и функции. Основные теоретические подходы к воспитанию.

Русский

2013-01-06

121.5 KB

20 чел.

Предмет, объект, этапы развития психологии. Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и развития психики и сознания человека.

Психика и сознание – 2 предмета психологии.

Психология имеет 4 объекта:

1) Бессознательное – форма отражения реальности, источник которой не осознаётся человеком.

2)Личность – индивид в совокупности социально-психологических особенностей.

3)Поведение – совокупность внешних проявлений психической деятельности.(Безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное, интеллектуальное)

4)Деятельность – проявление активности, совокупность всех действий человека.

Этапы развития психологии:

- Психология как наука о душе (3 тыс. лет до н. э. – 13 в. н. э.)

- Психология как наука о сознании (14 в. – сер. 19 в.)

- Психология как наука о поведении (сер. 19 в. – 1980-е г.)

- Психология как наука о психике и сознании (с 1910 г.)

Воображение – форма отражения реальности, позволяющая человеку создавать новые образы предметов и явлений окружающего мира.

Виды воображения:

1.Активное (произвольное)

-репродуктивное

-творческое

-антиципирующее

2.Пассивное (непроизвольное)

-грёза

-фантазия

-мечты.

Речь – средство общения и обобщения.

Виды речи:

1)Внутренняя  

- монологическая

2)Внешняя

-монологическая

-диалогическая

Функции речи:

1.Сигнификация – обозначения.

2.Коммуникативная – обмен информацией.

3.Выразительность – выражение эмоций.

4.Сугестивная – психическое воздействие на другого человека.

Эмоции и их классификация

Эмоцииформа отражения реальности, позволяющая человеку оценить значимость событий жизнедеятельности в форме переживания.

Функции эмоций:

-оценивающая

-сигнальная

-предохранительная

-коммуникативная

-интерактивная

-суггестивная (функция воздействия)

Классификация эмоций:

1.Аффекты – краткие и бурно протекающие эмоциональные реакции, отключающие контроль сознания.

2.Собственные эмоции (радость, горе, интерес, печаль, стыд, вина. презрение)

3.Чувства – длительные эмоциональные переживания, сконцентрированные вокруг одного объекта.

Чувства:

-моральные (привязанность, любовь)

-гражданско-политические (долга, патриотизма)

-интеллектуальные (удивления, познания нового)    

-эстетические (прекрасного, отвращения)

4.Страсти – длительные чувства, разрушающие личность.

5.Настроение – хроническое эмоциональное состояние, которое может стать чертой личности.

Темперамент – психическое свойство личности, отражающее динамику протекания психических процессов.

С – сила, возбуждение

У – уравновешенность

П – подвижность

        Х   С   Ф   М

С      +    +   +     -

У      -     +   +     -

П     +     +   -      -

Индивидуальный стиль деятельности – совокупность способов реализации действий, имеющих максимальную эффективность.

Просоциальное и асоциальное поведения.

Просоц. поведение – поведение, предпологающее оказание бескорыстной помощи окружающим людям.

Мотивы просоц. поведения:

1.Мотив альтруизма

2.Мотив морального долга-внутреннее ощущение ответственности за другого человека.

3.Мотив сочувствия.

Асоциальное поведение (девиантное поведение) – поведение, отклоняющееся от соц. нормы.

Виды асоц. поведення:

1.Девиантное поведение(грубость … )

2.Адективное поведение (курение, алкоголизм..)

Конфликт – возникновение трудноразрешаемых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

-Конструктивные-способстыующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

-Деструктивныепрепятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликтустранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

Конфликты:

-внутри личностные

-межличностные

-между личностью  группой

-межгрупповые.

-кратковременные

-затяжные

-объективные

-субъективные

Факторы возникновения конфликтов:

-структурные

-ценностные

-факторы отношений

-поведенческие факторы

5 стилей разрешения конфликтов:

-конкуренция

-уклонение

-приспособление

-сотрудничество

-компромисс

Общение – взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследуется целью изменения в мотивации, интеллекте и поведении участвующих в нём людей.

Функции общения:

-коммуникативная

-контактная

-воздействующая

-активизирующая

-эмотивная

-понимающая

Виды общения:

1)Контакт массы

2)Примитивное

3)Формально-ролевое

4)Духовно-личностное

5)Светское

Уровни общения:

1.Ситуальный (социально-ролевой)

2.Манипулятивный (деловой)

3.Интимно-личностный.

Средства общения:

1.Вербальные (речевые)

-интонация

-язык

-фразеология

2.Невербальные (неречевые)

-мимика

-пантомимика

-жесты

-поглаживания, рукопожатия

-дистанция, поцелуи

Жестика – наука о жестах.

Кинетика – наука о мимике и пантомимике.

Такетика – наука о поглаживании и пожатиях.

Уровни дистанций:

-интимная

-персональная

-социальная

-публичная

Семья – малая группа, основанная на кровном родстве или усыновлении и связана общностью быта, отношениями понимания и взаимопомощи.

Структура семьи:

1)Нуклеарная семья (простая)

2)Пополненная семья

3)Смешанная семья

4)Родители-одиночки

Функции семьи:

1)Репродуктивная

2)Воспитательно-образовательная

3)Свободного времяпрепровождения

4)Хозяйственно-бытовая

5)Психотерапевтическая

Жизненный цикл семьи:

-конфетно-букетный период

-стадия молодожёнов

-молодая семья с маленьким ребёнком

-семья с ребёнком-дошкольником

-семья с ребёнком-школьником

-семья с ребёнком-подростком

-стадия опустевшего гнезда

-семья с внуками

-смерть одного из супругов

 Виды семей:

-благополучные (все функции выполняются)

-неблагополучные (не все функции выполняются)

-проблемные

-кризисные

-критические

Стили семейного воспитания:

1)Демократический

2)Авторитарный

3)Либеральный

4)Сотрудничающий

Механизмы неправильного воспитания детей в семье:

1)Бесконтрольность

2)Гиперопека

3)Воспитание по типу «золушка»

4)Жестокое воспитание

Психика, сознание и деятельность, их структура и функции. Психика – это внутренний мир человека, отражающий объективную реальность, регулирующий деятельность и поведение, а также адаптирующий человека в окружающем мире.

Функции психики:

- Отражения реальности

- Регуляция

- Адаптация

Структура психики:

1)Психические процессы – динамические отражения реальности.

- познавательные (ощущение, память, внимание)

- эмоциональные (эмоции, чувства)

- волевые (выбор между 2мя мот.)

2) Психические состояния – сложившийся в данное время устойчивый уровень психической деятельности, выражающийся в активности-пассивности личности.

- Функциональные (сон, бодорств.)

- Собственно-психические (стресс)

3) Психические свойства – количественно-качественный уровень психической деятельности, проявляющийся в её успешности-не успешности.

- Врождённые (темперамент)

- Приобретённые (характер)

- Врождённые и приобретённые (способности)

4) Психические образования - это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Сознание – высшая форма психики и продукт общественно-исторического развития, приобретаемый в обществе посредством речи.

Структура сознания: - воля

- смысл

                        - переживания

                                    - знания о мире.

Формы сознания: - индивидуальное

                              - групповое

                              - общественное.

Деятельность - проявление активности, совокупность всех действий человека.

Структура деятельности:

Цель-мотив-средства-результат-

Действие: - внешнее (моторное действие)

                 - внутреннее (сенсорные, мыслительные, мнемические).

Поступок – целенаправленное действие, соединённое с ценностью.

Виды деятельности:

- общение – вид деятельности, который позволяет человеку устанавливать эмоциональные отношения с другими людьми.

- игра – вид деятельности, позволяющий ребёнку усвоить структуру общественных отношений.

- учение – вид деятельности по усвоению знаний, умений и навыков.

- труд – вид деятельности по созданию материальных и духовных благ для общества.

Направленность личности

Направленность – это системное свойство личности, представляющее совокупность: влечений – потребностей-желаний-стремлений-интересов-склонностей-убеждений-идеалов-ценностей-мировоззрения.

Потребность – нужда в чём-то.

-Материальные

- Духовные

-Биологические (Физиологические)

- Социальные

Самосознание и его структура.

Самосознание – осознание человека самого «я».

Психика-сознание-самосознание

Структура самосознания:

1.Когнитивный –образ Я: - Я-реальный

                                      - Я-идеальный

2.Эмоционально-ценностный:

1)самооценка:

-адекватная

-неадекватная

2)само отношение

3.Поведенческий:

-уровень притязаний

-уровень само актуализации

Человек-индивид-личность-индивидуальность

Самоощущение, самочувствие – само отношение -  само актуализация.

Воля. Волевые качества личности.

Воля – процесс сознательного регулирования поведения и деятельности.

Структура волевого акта:

1.Выбор мотивов

2.Принятие решения

3.Программа поведения

4.Исполнение программы поведения

Виды волевых актов:

-Произвольные (все действия человека)

-Непроизвольные (безусловные рефлексы)

Сила воли – нервно-мышечное напряжение, направленное на преодоление внешних или внутренних препятствий.

Волевые качества личности:

-решительные

-смелые

-исполнительные (редко)

-находчивые

-аккуратные (редко)

Мотивы и мотивация.

Мотив – толчок к активности.

Потребности-мотивы-цели.

Мотивация – совокупность факторов, определяющих поведение человека.

-Внешняя (ситуационная)

-Внутренняя (личностная)

Мотивы поведения человека:

1.Мотив стремления к успеху и избеганию неудач.

2.Мотив власти

3.Мотив эгоизма

4.Мотив альтруизма – мотив оказания бескорыстной помощи людям.

5.Мотив афилиации – мотив стремления к общению.

6.Мотив агрессивности.

4 формы мотива альтруизма:

1.Спасение

2.Защита

3.Помощь

4.Социальная поддержка

Педагогика – наука о развитии, воспитании, обучении и образовании подрастающих поколений и взрослых людей.

Категории педагогики:

1.Развитие – становление личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Виды развития:

-интеллектуальное

-нравственное

-эмоциональное

-трудовое

-эстетическое

-физическое

-гражданско-политическое

2.Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

3.Обучение – процесс передачи и усвоения ЗУН.

4.Образование – процесс и результат усвоения системы ЗУН, на основе заранее заданных принципов и задач.

Педагогика:

-Теория воспитания

-Дидактика – наука об учении

Педагогическая деятельность – особый вид трудовой деятельности, направленный на становление гармонически развитой личности  посредством развития, воспитания, обучения, образования.

Функции педагогики:

-диагностическая

-ориентационно-прогностическая

-организаторская

-конструктивно-проектировочная

-объяснительно-иллюзионная

-контрольно-корректировочная

Воспитание:

1)Воспитанность – наличный уровень определённых личностных качеств, а также навыков и умений ими пользоваться.

2)Воспитуемость – способность к формированию определённых личностных качеств.

3)Самовоспитание – процесс самостоятельного формирования личности.

Методы воспитания:

-Убеждение – метод рационального объяснения причин и последствий поведения.

-Личного примера – метод, позволяющий формировать личность ребёнка посредством демонстрации определённой модели поведения.

-Метод поощрения – метод позитивной стимуляции, способствующий формированию определённых личностных качеств.

-Наказание.

Основные теоретические подходы к воспитанию:

1)Системный

2)Деятельностный

3)Личностно-ориентированный

Амбиция – самовлюблённость, надменность, самоуверенность.

Антипатия – неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.

Апатия – психическое состояние безразличия.

Апперцепция – зависимость восприятия от психического состояния, интересов, опыта, знаний.

Астения – физическая и нервно-психическая слабость.

Аутизм – уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аффект – кратковременное сильное эмоциональное состояние.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Гуманизация – принцип реформирования системы образования.

Защитные механизмы – сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.

Инстинкт – совокупность врождённых сложных , целесообразных реакций животных и человека.

Интеллект – умственные способности человека.

Интерес – проявление положительного, эмоционально окрашенного  отношения к объекту  или явлению.

Интуиция – познание без логических доказательств.

Лидер – член группы, за которым она признаёт  преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для неё ситуациях.

Настроение – относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на его все психические процессы.

Рефлексия – самоанализ, осмысление.

Темперамент – индивидуально-своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Фрустрация – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения.

Эйфория – состояние приподнятого настроения.

Методы психологии

1.Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2.Методы обработки данных (статистический метод): (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3.Методы психологического воздействия (интерпретационный метод): (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Методы сбора информации: организационные и эмпирические.

Организационный метод:

- Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению.

- Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение.

Наблюдение – метод фиксации любых проявлений поведения человека.

Эксперимент – метод, позволяющий экспериментатору активно вмешиваться в деятельность испытуемого для изучения психических явлений.

Моделирование – метод, позволяющий построить копию изучаемого явления и спрогнозировать её функционирование в изменившихся масштабах.

Характер – психическое свойство личности, представляющее совокупность устойчивых черт, отражающих отношение человека к самому себе, к другим людям, к делу. (до 30 лет)

Структура характера:

1.Черты в отношении самого себя.

2.Черты в отношении других людей.

3.Черты в отношении дела.

4.Эмоциональные черты (до 14 лет)

5.Интеллектуальны е черты. (от 3 до 17)

6.Волевые черты. (15-30 лет).

Внимание – сосредоточение сознания на реальных и мнимых объектах окружающего мира.

Виды внимания:

-произвольное

-непроизвольное

-полслепроизвольное

Свойства внимания:

1.Концентрированность – способность сосредотачиваться на объекте.

2.Длительность

3.Интенсивность

4.Объём

5.Распределение – способность одновременно заниматься несколькими видами деятельности.

6.Переключение – способность быстро переходить от одного вида деятельности на другой.

Интеллект – совокупность всех познавательных процессов.

Собственно-психические состояния:

1.Депрессия – собственно-психическое состояние, характеризующееся снижением настроения в течение 2ух недель, мышечной апатией, повышенной плаксивостью

Депрессия:

- невротическая

- сематическая

- сезонная

- послеродовая

- наследственная

2.Собственно-психическая фрустрация – состояние неудовлетворённой потребности, характеризующееся повышенной раздражительностью, гневом и отчаянием.

3. Агрессия –нанесение физического и морального ущерба другому человеку.

4. Стресс – неспецифический ответ организма на изменения внешней и внутренней среды.

Стресс гены:

-физические (заболевания, операции…)

-психологические (оскорбления, денежные проблемы, неудачи…)

Фазы стресса:

1.Фаза тревоги

2.Фаза мобилизации

3.Фаза истощения

Виды стресса:

-Физиологический

-Психологический: - Информационный

                                  - Эмоциональный:

-Эустресс (+)      -Дистресс (-)

Социальное поведение человека.

Социализация – процесс усвоения человеком культурных норм поведения в общественных местах.

Виды социализации:

-До социализация-некритическое усвоения социальных норм. (до 12 )

-Этап индивидуализации-критическое усвоения социальных норм (12-18 лет)

-Этап типизации – следование социальным нормам  (19-25)

-Трудовая социализация  - обогащение социальных норм собственным опытом (26-60)

-После трудовая социализация – (≥60)

Механизмы социализации:

1.Копирование (0-3)

2.Подражание(3-7)

3.Иммитация (7-11)

4.Идентификация (12-15)

Соц. статус – положение индивидов в системе общественных отношений.

Соц. роль – способ общественно-приемлемого поведения.

Соц. роль:

-Соц. ожидание

-Реальная модель поведения.

Соц. контроль – регуляция обществом поведения индивида.

Бихевиоризм (Э. Л. Торндайк, Дж. Уотсон, Павлов и Бехтерев)

Необихевиоризм (Толмен, Холл, Скиннер)

Психоанализ (З. Фрейд, Адлер)

Неофрейдизм (Э. Фромм)

Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келлер)

Когнитивная психология (Найссер, Пайвио)

Гуманистическая психология (Роджерс, Маслоу)

Структура общежития:

1.Коммуникация

2.Интеракция

3.Социальная перцепция.

Коммуникатор-смысл-кодировка-декодировка-текст-рецептор-…

Коммуникабельность – способность создавать и удерживать социальные связи посредством передачи значимой информации.

Позиции в общении:

-доброжелательная

-нейтральная

-враждебная

-доминирование

-общение на равных

-подчинение

Виды интеракции:

-Интеракция ребёнка – эмоционально-выразительное общение, подчинение или бурный протест.

-Интеракция взрослого – рациональное общение.

-Интеракция родителя – доминирование в общении.

Социальная перцепция – понимание и принятие партнёрами друг друга

Наблюдатель-внешний вид-поведение-психологические качества-предполагаемое поведение партнёра.

Механизмы социальной перцепции:

1)Идентификация – механизм, позволяющий уподобить или поставить себя на место другого человека.

2)Эмпатия – механизм, позволяющий сопереживать другому.

3)Рефлексия – механизм, предполагающий, как партнёры воспринимают и понимают друг друга.

Каузальная атрибуция Фриц Хайдар -  объяснение субъектами взаимодействия причин и способов поведения партнёров.

Обучение:

-Преподавание

-Учение

Процесс обучения:

Цель-принципы-методы-средства-содержание-формы.

Цели:

1)Обучающая

2)Воспитывающая

3)Развивающая личность

Принципы обучения (Ян Амос Каменский):

1)Целостность – изложение учебного материала

2)Структурность и систематичность

3)Наглядность

4)Личностный подход

5)Обучение на высоком уровне

6)Прочность ЗУН

Методы обучения:

1.Объяснительно-иллюстративный

2.Частично-поисковый

Формы обучения:

-Семинар – форма обучения, которая позволяет отработать определённые умения.

-Лекция – систематичное и последовательное изложение научных понятий, предполагающая активное участие преподавателей и учащихся.

Дошкольное образование-начальное-среднее-старшая школа-высшее образование, курсы повышения квалификации-магистратура-аспирантура

Понятие и структура личности в психологии.

Индивид – человек как биосоциальное существо.

Личность –  это человек как общественное и природное существо, наделённое сознанием, речью, творческими возможностями.

Субъект деятельности – индивид как представитель определённой социальной группы.

Индивидуальность – индивид в совокупности физиологических, социально-психологических и профессиональных особенностей, с точки зрения собственной уникальности.

Индивидуальность=индивид+личность+субъект деятельности.

Человек-индивид-личность-индивидуальность.

Структура личности по Фрейду.

Структура личности по Платонову:

- Направленность – система мотивов, интересов, ценностей, склонностей…

- Жизненный опыт – ЗУН и привычки.

Привычка – способ поведения, ставший потребностью.

- Особенности психических процессов – воля, чувства, мышление, восприятие…

- Биопсихические свойства – темперамент, половые и возрастные свойства личности.

Зарубежные подходы к личности:

1.Биогенетический (психоанализ З. Фрейда)

2.Социогенетический (Социокультурная теория К. Хорни)

3.Психогенетический (психогенетическая теория Э. Эриксона).

Отечественные подходы к личности:

1.Культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский)

2.Деятельности (А. Н. Леоньтьев)

3.Личночтноориентировочный (Л. И. Божович)

Движущие силы развития личности:

1.Социальная ситуация развития – та соц. сфера, в которой развивается личность.

2.Ведущая деятельность – та деятельность, в рамках которой осуществляется развитие личности.

3.Возрастные новообразования – те психические свойства, которые личность приобретает переходя от одного возраста к другому.

Основные возрастные этапы развития личности:

  1.  Младенческий (0-1 года)
  2.  Раннее детство (1-3 лет)
  3.  Дошкольный возраст (3-7 лет)
  4.  Младший школьный возраст (7-11 лет)
  5.  Подростковый возраст (1215 лет)
  6.  Ранняя юность (15-17 лет)
  7.  Ранняя взрослость (18-25 лет)
  8.  Средняя взрослость (25-45 лет)
  9.  Поздняя взрослость (45-65 лет)
  10.  Старость (65 – до смерти).

                                      предмет исследования

психоанализ        -             бессознательное

бихевиоризм        -            поведение

когнитивная психология  - позноват. процессы

гештальтизм             -        целостные структуры

гуманистическая психология - личность, индив.

Функциональные состояния организма – интегральный показатель работы всех органов и систем.

1.Релаксация – снятие мышечного напряжения.

2.Сон – психическое состояние покоя, позволяющее восстановить физическую и умственную активность организма.

Сон:

-быстрый

-медленный

Расстройства сна:

-Сомнамбулизм - сноговорение

-Лунатизм – снохождение

3.Бодрствование – психическое состояние, позволяющее человеку активно перерабатывать информацию, поступающую из окружающей среды.

Бодрствование: - активное

                            - пассивное

4.Работоспособность – психическое состояние, позволяющее поддерживать максимальную эффективность деятельности на определённый промежуток времени.

5.Усталость – психическое состояние, характеризующееся спадом физической и умственной активности.

6. Мономании (синдром хронической усталости) – психическое состояние, характеризующееся нарушениями физического состояния организма и резким упадом умственной усталости.

 

Способность – психическое свойство личности, которое отвечает за успешность –не успешность в деятельности.

Задатки – анатомо-физиологические предрасположенности к развитию способностей.

Виды способностей:

-Общие (учебные, профессиональные)

-Специальные (способность к определённому виду деятельности)

Уровни развития способностей:

-Одарённость  - высокий уровень интеллекта

-Талант – одарённость+спец. способность.

-Гениальность – одарённость+много спец. способностей.

 

Соц. психология – раздел психологии, изучающий человека как участника межличностных и межгрупповых взаимодействий.

Взаимодействие – случайно или целенаправленные кратко или долгосрочные, вербальные или невербальные контакты 2ух и более людей, которые приводят к взаимному изменению их поведения, мыслей и чувств.

Критерии:

1.Наличие 2ух и более человек

2.Длительность

3.Непосредственность

4.Интимно-личностный характер

Взаимодействие:

-Общение

-Межличностные отношения.

Межличностные отношения  - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые эмоциональными связями.

Критерии межличностных отношений:

1.Дистанция

2.Валентность (оценка отношений)

3.Позиция партнёров (доминирование, равенство, зависимость)

4.Степень знакомства (поверхностные, приятельские, любовные, дружеские…)

Стадии межличностных отношений:

1)Стадия сближения

2)Стадия близости

-Фаза дружбы

-Фаза симпатии

-Фаза уважения

-Любовь

3)Стадия дифференциации

4)Стадия отдаления

Конфронтация – скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопосталение.

Формы межличностных отношений:

-Ритуал – форма…, которая удовлетворяет потребность в соц. признании.

-Операции – форма…, удовлетворяющая потребность в компетенции.

-Соревнования – форма…, удовлетворяющая потребность в социальной значимости и иерархии.

-Уход – форма…., удовлетворяющая потребность в одиночестве.

-Время препровождения – форма…, удовлетворяющая потребность в симпатии и понимании.

-Аттракция (привязанность) – форма…, удовлетворяющая потребность в симпатии и понимании, субъективное ощущение счастья.

Факторы аттракции:

1.Географическая близость партнёра.

2.Феномен равного

3.Эффект усиления

4.Чем привлекательнее человек, тем более вероятны положительные черты характера.

5.Нам нравятся люди, которые делают нам приятное.

6.Нам нравятся те, кто связан с приятными для нас событиями

7.Нам нравятся компетентные, в чём-то нас превосходящие люди.

Механизмы психологической защиты:

1)Вытеснение

2)Проекция

3)Реактивные образования

4)Замещение

5)Сублимация

6)Идентификация

7)Отрицание

8)Рационализация

Функции образования:

1)Воспроизводства

2)Развития

Образование – средство социализированного становления и развития человека как личности.

Основные модели образования:

1)Традиционная, направлен на формирование у учащихся ЗУН.

2)Инновационная, ориентирована на развитие способностей личности, на учёт индивидуальных способностей учащихся.

Мировые образовательные тенденции:

1)Демократизация образования

2)Возрастание рынка образовательных услуг

3)Ограничение продолжительности обучения

4)Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителю.

5)Отход от ориентации на средний уровень, ориентация на одарённых молодых людей.

6)Увеличение гуманитарной составляющей

7)Международные проекты и программы, обмен студентами.

Негативные моменты образования:

1)Нет опоры на самоуправление учащихся

2)Отрицательное влияние прогресса образования на здоровье молодого человека

3)Низкий уровень начального обучения в массовой средней школе

4)Отсутствие вариативности и гибкости планов и программ.

Направления развития современных систем образования:

1)Гуманизация образования – взаимное уважение учащихся и педагогов

2)Гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных дисциплин.

3)Диверсификация образования –расширение многообразия учебных заведений, стандартизация образования.

4)Многоуровневость образования

5)Информатизация образования

6)Непрерывность образования

7)Демократизация школьного образования:

-эголиталистский подход

-антиэголиталистский подход

Признаки системы образования демократического типа:

1)Децентрализация школьного образования

2)Равенство членов общества перед образованием

3)Открытость систем образования

4)Право на выбор учебного учреждения

5)Организация учебного процесса таким образом, при котором человек учится творчески говорить и мыслить.

Психология познавательных процессов.

Ощущение – форма отражения реальности, дающая человеку информацию об отдельных свойствах, предметах и явлениях окружающего мира.

Виды ощущения:

- экстерорецептивные (чувств. клетки распол. на поверхности тела ) (зрит., обонят., вкусовые)

- интерорецептивные (чувств. клетки внутри орг.) (ощущ. голода, жажды)

- кроприорецептивные (чувств. клетки распол. на мышцах и сухожилиях)

Свойства ощущений:

1)Порог ощущений (верхний и нижний) – мин. или макс. величина раздражения, способная вызвать ощущение.

2)Адаптация – приспособление организма к окружающей среде.

3)Синестезия – появление ощущений, характерных для одного анализатора, в результате воздействия на другой.

Анализатор – рабочий орган ощущения.

Анализатор: рецептор-ЦНС-эффектор

4)Сенсибилизация – усиление чувствительности.

Восприятие – форма отражения реальности, дающая человеку информацию о целостном образе предметов и явлений окружающего мира.

Виды восприятия:

-простое (зрит., слух., обонят…)

-сложное

1) Социальная перцепция – восприятие человека человеком.

2) Восприятие речи.

3) Восприятие пространства (объём…)

4) Восприятие времени.

Свойства восприятия:

- Целостность – достраивание образа по увиденной части.

- Избирательность –восприятие всегда зависит от потребности.

- Константность

- Структурированность.

- Апперцепция – вне зоны восприятия, зависимость восприятия от прошлого жизненного опыта. 

- Иллюзия – неправильное или искажённое восприятие предмета.

- Галлюцинации – болезнь восприятия.

Память – форма отражения реальности, позволяющая человеку воспринимать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию об окружающем мире.

Виды памяти:

1.По анализаторам:

- зрительная

- слуховая

-вкусовая

-обонятельная

- двигательная

- эмоциональная

2.  По времени сохранения информации:

- оперативная (сохр. инф. до 20 с)

- кратковременная (от 20с до 72 ч, при условии 3ёхкратного повторения)

- долговременная (от 72 ч до смерти)

Процессы памяти:

-запоминание

-сохранение

-воспроизведение

-забывание

Свойства памяти:

-объём

-точность

-быстрота

-длительность

-продуктивность

Эффект Края – способность к быстрому запоминанию информации, находящейся на концах общего массива.

Эффект реминисценции – способность к отсроченному воспроизведению ранее воспринятой, но казавшейся забытой информации.

Мышление – форма отражения реальности, дающая человеку информацию о существенных связях между предметами и явлениями окружающего мира.

Мыслительные операции:

- Анализ

- Синтез

- Обобщение

- Сравнение

- Абстрагирование

- Конкретизация

Формы мышления:

- Понятие

- Суждение

- Умозаключение

Виды мышления:

1.Наглядно действенный (практическое мышление) (мышление, позволяющее ребёнку оперировать предметами  в разных ситуациях (0-3 года))

2.Наглядно образный (эмоциональное мышление) (позволяет ребёнку оперировать образами (3-10 лет))

3.Абстрактное (теоретическое мышление ) (11-20 лет)

Свойства мышления:

1)Широта ума (эрудированность) – многочисленные поверхностные знания из многих отраслей науки.

2)Глубина ума – глубокие знания в определённых отраслях науки.

3)Самостоятельность ума – способность решать любые задачи без посторонней помощи.

4)Критичность ума – способность объективно относится к собственным решениям.

5)Гибкость ума – способность находить принудительно новые решения в жизненных задачах.

Способы активации мыслительной деятельности:

-Мозговой штурм (А. Осборн) – заключается в целенаправленном стимулировании продуцирования новых идей.

Функции управления:

Планирование – функция управления, которая предполагает анализ прошлого опыта организации, рассмотрения настоящего  и прогноз будущего.

Мотивация и регулирование – функция управления, которая предполагает создание внешних и внутренних стимуляторов руда.

Организация – функция управления, которая предполагает анализ сырья рабочей силы и самого процесса производства.

Функция контроля – функция управления, которая позволяет сравнить результаты труда с имеющимся эталоном и осуществление необходимой корректировки деятельности.

Внутренние стимуляторы(мотивация ):

-потребность в труде

-удовлетворённость трудом

-личностно-профессиональный рост

Внешние стимуляторы (регулирование):

-заработная плата

-оплата больничных листов

-пособие на детей

-гарантированный отпуск

-обучение за счёт организации

-безопасность – гарантирование того, что вы не получите травм на производстве.

Психология  управления –раздел психологии, изучающий психологические особенности управленческой деятельности.

А. Файоль – основать.

Психологические особенности управленческой деятельности – особенности поведения руководителей и подчинённых.

Основные категории:

1.Управление – система скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

2.Управленческая деятельность – особый вид трудовой деятельности, позволяющий руководителю координировать работу или деятельность подчинённых и тем самым реализовать цели организаций.

3.Организация – совокупность 2ух и более людей, которые достигают поставленных целей деятельности.

4.Субъект управления – руководитель.

5.Объкт управления – подчинённые ему люди и организации.

6.Человеческий фактор – все, реализованные человеком деяния, его возможности и способности.

7.Управленческий цикл – совокупность управленческих функций.

Основные методологические подходы к управлению:

1.Системный (организация – это открытая, взаимодействующая с внешним миром система.)

2.Ситуативный (конкретный) (любое управленческое действие подбирается в соответствии со сложившейся ситуацией)

3.Количесвенный (математический) (связан с компьютеризацией управления и активным использованием статистических методов анализа экономической ситуации ).

4.Процессный подход (управление – это подход циклической смены управленческих функций)

Процесс управления:

Виды планирования:

1)Стратегическое планирование – разработка главной цели и миссия организации.

2)Планирования деятельности.

3)Рандомизированное планирование – вид планирования, который предполагает выбор приоритетных целей деятельности.

4)Альтернативное планирование

5)Сценарное планирование (предполагает разработку нескольких вариантов действий в экстремальных для организации ситуациях)

Виды организации труда:

1)Должностные полномочия  - право принимать решения.

2)Демгирование полномочий – передача права принимать управленческие решения более низким уровням управления.

3)Разработка норм затрат.

4)Инструктаж сотрудников

5)Приём и увольнение

Уровни управления:

1)Институциональный – управление высшего звена.

2)Управленческий – управление среднего звена.

3)Технический – управление низшего звена.

Малая группа – небольшая по количеству общность людей, объединённых общей целью деятельности и находящихся в непосредственных эмоциональных отношениях друг с другом.

Структура малой группы:

-групповые мнения

-групповые ценности

-групповые интересы

-групповые нормы

-групповые цели

Виды малых групп:

1.Дифузная группа (имеется только цель деятельности группы)

2.Ассоциация (групповые интересы)

3.Корпорация (цели и интересы)

4.Коллектив – высшая форма развития малой группы (мнения).

Групповая динамика – совокупность всех процессов, происходящих в малой группе.

Процессы:

1.Групповое образование

2.Групповая сплочённость – процесс образования духовного единства группы.

3.Норма образования – разработка групповой нормы.

4.Социальная фоссилизация (ускорение) и ингибирование (торможение) -  …деятельности в присутствии других представителей группы.

5.Руководство и лидерство.

Руководство – процесс формального управления деятельностью группы.

Лидерство – система эмоциональных отношений в группе

6.Принятие решений – процесс, позволяющий изменять цели деятельности и интересы участников малой группы

7.Внутригрупповой конфликт.

Конформизм – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20439. Rational Rose DataModeler 29.5 KB
  Унифицированный язык объектноориентированного моделирования Unified Modeling Language UML явился средством достижения компромисса между этими подходами. Существует достаточное количество инструментальных средств поддерживающих с помощью UML жизненный цикл информационных систем и одновременно UML является достаточно гибким для настройки и поддержки специфики деятельности различных команд разработчиков. Таким языком оказался UML. Создание UML началось в октябре 1994 г.
20440. CASE-средства 39.5 KB
  Microsoft Visio Visio решение для построения диаграмм от Microsoft. По словам разработчиков Visio помогает преобразовать технические и бизнесконцепции в визуальную форму. Visio имеет некоторые дополнительные возможности но все же повторим по большей мере это только средство для иллюстрирования документов MS Office не дотягивающее до уровня пакетов которые мы описывали ранее. Изобразительные же возможности Visio действительно весьма широки: Используя предопределенные фигуры Visio Professional draganddrop и мастера вы можете...
20441. Эволюция CASE-средств 99.5 KB
  Таким образом CASEтехнологии не могут считаться самостоятельными методологиями они только делают более эффективными пути их применения. CASE ≈ не революция в программо технике: современные CASEсредства являются естественным продолжением эволюции всей отрасли средств разработки ПО. Традиционно выделяют шесть периодов качественно отличающихся применяемой техникой и методами разработки ПО которые характеризуются использованием в качестве инструментальных следующих средств: ассемблеров дампов памяти анализаторов компиляторов...
20442. Варианты архитектуры клиент-сервер 122 KB
  Варианты архитектуры клиентсервер Разделение на три логических уровня обсуждавшееся в предыдущем пункте наводит на мысль о множестве вариантов физического распределения по отдельным компьютерам приложений в модели клиентсервер. Серверы реализующие все остальное то есть уровни обработки и данных. Проблема подобной организации состоит в том что на самом деле система не является распределенной: все происходит на сервере а клиент представляет собой не что иное как простой терминал. Многозвенные архитектуры Один из подходов к организации...
20443. Введение в UML 54.5 KB
  Модель физического уровня в языке UML отражает компонентный состав проектируемой системы с точки зрения ее реализации на аппаратурной и программной платформах конкретных производителей. Сущности в UML В UML определены четыре типа сущностей: структурные поведенческие группирующие и аннотационные. Структурные сущности это имена существительные в моделях на языке UML.
20444. Document Object Model 54 KB
  Модель DOM не накладывает ограничений на структуру документа. Любой документ известной структуры с помощью DOM может быть представлен в виде дерева узлов каждый узел которого представляет собой элемент атрибут текстовый графический или любой другой объект. Изначально различные браузеры имели собственные модели документов DOM не совместимые с остальными.
20445. Диаграмма развертывания (deployment diagram) 62 KB
  Для представления общей конфигурации и топологии распределенной программной системы в UML предназначены диаграммы развертывания. Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы существующих лишь на этапе ее исполнения runtime. Те компоненты которые не используются на этапе исполнения на диаграмме развертывания не показываются.
20447. Денежно-кредитная политика 87 KB
  Понятие и цели ДКП. Спрос на деньги и предложение денег. Создание банковской системы и новых денег. Банковский и денежный мультипликаторы. Инструменты ДКП. Политика дешевых и дорогих денег. Эффективность ДКП. Особенности ДКП в РБ.