13081

Классный час «День народного единства»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

День народного единства Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского. Оформление: эпиграф на доске: Добрый памятник поставлен

Русский

2013-05-08

72.5 KB

97 чел.

День народного единства

Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.

Оформление: эпиграф на доске:                  Добрый памятник поставлен

                                                                         Двум героям всей страной

                                                                         В знак того, что был избавлен

                                                                         От бесчестья край родной.

                                                                                              Н. Кончаловская.

                                     Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

День народного единства – один из самых молодых праздников нашей страны. (Слайд№1, 2) Государственная дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. Дело в том, что этот день широко отмечался в России до 1917 года. Таким образом, мы можем говорить, что в наши дни этот праздник вернулся и занял достойное место среди других торжественных государственных праздников.

   Почему возникла необходимость возродить этот праздник, отмечавшийся в России в царское время?

  В чём сходство ситуации тех лет и сегодняшнего времени?

  Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?

  На все эти вопросы и поможет нам ответить наша беседа.

Звучит опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

2. Беседа об истории праздника.

- Что означает название этого праздника?

- Что вы знаете о событиях, которые легли в основу этого праздника?

Учитель. История этого праздника уходит своими корнями в начало 17 в. Первые годы этого столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.

 

 1 чтец.  В Москве был голод этим летом,

               К зиме сожрали всех котят.

               Болтали, что перед рассветом   

               Гробы по воздуху летят.

Учитель. И во всём обвинили царя, Бориса Годунова (Слайд№3) который пришёл к власти после смерти последнего царя из династии Рюриковичей. В стране назревало недовольство правлением Годунова – отца и Годунова – сына (Фёдора), которому Борис передал всю полноту власти. И тут случилась новая беда – со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича. Фёдор Годунов был убит, а Лжедмитрий с почестями встречен в Москве. ( Слайд № 4).

3. Сообщение о самозванце Лжедмитрии I

  20 июня 1605 года Самозванец въехал в столицу. Этот въезд был чрезвычайно великолепен. Бывший дьякон Чудова монастыря Григорий отрепьев, а ныне  «царевич Дмитрий» старался скрыться под самым пышным нарядом и окружить себя многочисленной свитой. Большую часть её составляли не русские, а поляки, литовцы и немцы. Польские литаврщики и трубачи и литовские музыканты, ехавшие впереди, заглушали громкой музыкой своей восклицания народа, заглушали даже пение молебна, который служили на Лобном месте, где духовенство встретило царя. Такое неуважение к святыне. Непривычное для русских, огорчило их, несмотря на общее веселье праздника. Они встревожились ещё более, когда вслед за царём и духовенством вошли в Соборную церковь Успения и все иноверцы – поляки, немцы и другие, – тогда ещё не было обыкновения позволять иностранцам входить в церковь, а допущение музыки казалось народу ещё большим неприличием. С ужасом думали многие: «Наш ли это благочестивый государь позволяет греметь музыке во время молебна и впускает в церковь некрещёных? Видно, что он вырос не на своей православной Руси, а в Польше».

  Так рассуждали предки наши, глядя на Самозванца в первые дни его царствования, когда поступки его ещё не были слишком безрассудны и он делал много милостей: возвратил из ссылки несчастных бояр, сосланным Борисом, показал особую благосклонность Романовым. Как мнимым родственникам своим, назначил старшего из них, Филарета, митрополитом  ростовским, удвоил жалованье чиновникам и войску, велел заплатить все казённые долги Иоаннова царствования. Отменил разные пошлины. Но всё это были только первые недели.

  После же коронования 21 июня он уже перестал притворяться и явно занимался одними поляками. Будучи обязан Польше своим величием, он предпочтительно любил эту страну и, восхищаясь обычаями и учреждениями её, непременно хотел ввести их и у нас. Прежде всего, он стал менять порядок нашей старинной Боярской Думы, называл всех сенаторами. Потом учредил новые чиновничьи чины, на которые назначались только поляки.

  При этом Григорий Отрепьев унижал русских, обижал подданных насмешками, называл их невежами, беспрестанно хвалил одних иностранцев. Смешнее всего ему казалась набожность русских, которую он называл суеверием и старался противоречить ей на каждом шагу. Например, в то время было обыкновение у царей наших, чтобы перед обедом священник  благословил и окропил пищу святой водой, – Самозванец не велел делать этого и садился за стол не с молитвою, а с музыкой, дал иезуитам лучшие дома в Москве, позволил им служить латинскую обедню.

  Кроме того, он был расточителен и безрассудно сыпал деньгами на всякие ненужные вещи, что в три месяца издержал более 7 миллионов рублей! Одним словом, добрый народ, сначала  с радостью поверивший, что это истинный царевич Дмитрий, начал сомневаться, видя дела его и неуважение дерзких поляков к святыне.

  Нашлись люди, которые узнали в царе бывшего дьяка Григория из Чудова монастыря, который был в бегах. Поползли слухи по Москве о самозванстве царя. Мнимый царь, презирая своих подданных, мало обращал внимание на толки их и, выбрав в новые телохранители свои триста немцев, считал себя в полной безопасности, безумно веселился со своими поляками и в сентябре отправил пышное посольство за своей невестой.

  Невеста же его – Марина Мнишек – потребовала от Самозванца 800 тысяч рублей, драгоценностей, пышные наряды для путешествия из Польши в Москву не только для Марины, но и для всей её свиты.Но и это не всё. Бессовестный обманщик сделал ещё больше: он почтил невесту свою такой чести, какой не имели и самые лучшие и добродетельные царицы: короновал Марину – эту простую дворянку польскую – венцом Мономаха! На неё надели, как на царей русских крест, бармы и цепь Владимира.

  Эта последняя дерзость совершенно обнаружила царя: все увидели, что он не может быть истинным Дмитрием. И в то время, когда самые шумные свадебные праздники один за другим сменялись при дворе, когда гордые паны польские. Везде занимая первое место, радовались унижению народа, всегда для них ненавистного, и надеялись скоро завладеть всею Россией, русские, по наружности спокойные и равнодушные, но в душе встревоженные и оскорблённые, тайно советовались о средствах спасти святую веру и отечество.

Учитель. Эти годы получили название Смутное время. (Слайд№5) Народ поднялся против польских захватчиков, которые чувствовали себя в России, как у себя дома.

    1-й чтец.                           Горит, пылает, стонет Русь

                                               Под игом польских банд…

                                               И стойко бились москвичи

                                               Со шляхтой и огнём.

                                               Всё обгорело, вся Москва

                                               До каменной стены –

                                                   Дома, деревья и трава

                                                   Обуглены, черны.

  Учитель. Вскоре с Григорием Отрепьевым Было покончено.Царствование Лжедмитрия I продолжалось 11 месяцев. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским бояре перебили поляк и Лжедмитрий I был тоже убит. На престол вступил боярский царь Василий Шуйский. (Слайд №6)

   Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила  В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины". В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.

Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава (Слайд№7)

 Учитель. На место Григория Отрепьева пришёл другой самозванец – Лжедмитрий II, и снова поляки ведут себя дерзко, с пренебрежением. (Слайд№8)
  В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича (сына Ивана Грозного), якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года.  Получил поддержку от поляков и русского боярства. В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского.

Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище "Тушинский вор".

В 1609 году потерял поддержку поляков, вынужден бежать в Калугу, где и был убит.

  Учитель. В стране установилось двоевластие. (Слайд № 9)

   Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов.

    В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх – Филарет.

    Бояре в корыстных целях переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли «перелетами».

  Учитель. Народ России, доведённый до отчаяния, берётся за оружие. И остановить эту грозную силу уже никто не в силах. ( Слайд № 10, 11, 12)

  2-й чтец.                        От москвичей призыв идёт

                                          По городам от волжских вод.

                                          Всю землю нашу охватив,

                                            Дошёл до Нижнего призыв,

                                            До старосты, до мужика –

                                            Нижегородца-мясника,

                                            Что звался Минин-Сухорук.

 

 3-й чтец                          Он весь народ собрал вокруг:

                                          «Волжане! Православный люд!

                                          Повсюду русских ляхи бьют!

                                          Ужели враг непобедим?

                                          Ужели землю отдадим?

                                           Нет! За собой народ ведя,

                                           Пойдём мы, жизни не щадя!    

                                           Не пощадим домов, клетей,

                                            Ни золота, ни серебра!

 

4-й чтец                              А уж паны « благородные»,

                                            Не дождавшись короля,   

                                            Еле двигаясь, голодные

                                            Выходили из Кремля.

                                            Позабыли честь дворянскую:

                                            И сложили гордость панскую

                                            Перед русским мужиком.

  5-й чтец                          Поволжье Минин призывал,

                                           Он ополченье собирал,

                                            Всех одевал, всех обувал.

                                            Кормил, поил и снаряжал,

                                            И всех вооружал.

                                            И эту рать в туманной мгле

                                            По нераспаханной земле,

                                            Где колос уж давно не цвёл,

                                            К Москве, к столице он повёл.

                                            Та рать от каждого села

                                            Всё прибывала и росла.

                                                                               

  6-й чтец                          Сюда пришёл Пожарский – князь,

                                           За ним текла людей река,

                                           И, с Мининым объединяясь,

                                           Сплотились русские войска.

Звучит фрагмент оперы М.И. Глинка «Жизнь за царя».

4. Сообщение о Минине и Пожарском.

  Казалось, коней пришёл русскому государству. Ни верховной власти, ни сильной рати, ни общей казны – ничего не было! Правительства в настоящем смысле уже не существовало. Но был ещё народ. Этот народ, знатные и чёрные люди, богатые и бедные, разумные и простецы, – все понимали, что творится на Руси страшное, лихое дело, что вера православная и та святыня, которой поклонялись отцы, деды и прадеды, унижена и поругана и всему тому, что созидалось веками и трудом многих поколений, грозит конечная гибель.

  Возбуждение было сильное… По всем важнейшим городам зашумели оживлённые сходки, словно воскресли старые веча. Сходились и горожане, и соседние крестьяне для земского совета, чтобы всем миром надумать, как беде пособить. Города стали пересылать друг другу грамоты, побуждали друг друга стоять заодно против общих врагов. Во всех грамотах сказывалось сильное общее желание «очистить русскую землю от врага, поругателя святыни, и выбрать себе всею землёю своего царя».

  Воодушевление народа росло. Нравственное религиозное воодушевление становилось всё сильнее и сильнее…

  Настроение народа было таково, что он готов был всеми силами подняться на борьбу. Нужно было только начало, да нужен был настоящий русский вождь.

  В городах Рязанской земли собралось Первое народное ополчение. В марте 1611 г. Оно подошло к столице и начало её осаду. Но отрядам ополчения удалось закрепиться только на окраине города – из-за внутренних разногласий оно вскоре распалось. Теперь его центром стал Нижний Новгород.

  В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде получена была грамота из Троицкого монастыря. Её было решено прочесть  в соборе. Зазвонили в большой соборный колокол, а день был непраздничный. Народ понял, что неспроста звонят большим звоном, и скоро церковь св. Спаса наполнилась народом. После обедни протопоп Савва обратился к народу с речью:

- Православные христиане, Господа братия, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство; гибнет и православная вера. Горе нам, великое горе, лютое обстояние! Литовские и польские люди в нечестивом совете своём умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Кто не восплачется, кто не испустит источники слёз?! Ради грехов наших Господь попустил врагам нашим возноситься. Горе нашим жёнам и детям! Еретики разорили до основания богохранимый град Москву и предали всеядному мечу детей её. Что нам творить? Не утвердиться ли нам на единение и не постоять ли за чистую и непорочную веру Христову и за св. церковь Богородицы и за многоцелебные мощи московских чудотворцев?! А вот грамота властей  Живоначальныя Троицы монастыря Сергиева…

   Была прочтена грамота, призывающая весь народ на спасение православной веры. Народ умилился, многие плакали.

- Горе нам, – говорили в толпе, – гибнет Московское государство.

  Когда народ ещё толпился у церкви. К нему держал речь один из земских старост -  Кузьма Минин Сухорукий. (Слайд № 13). Раньше он уже говорил, что ему являлся во сне св. Сергий и приказал «возбудить уснувших»).

  - Православные люди! – заговорил он теперь к народу громким голосом. – Коли хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего… дворы свои продадим, жён и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за истинную православную веру и стал бы у нас начальником!... Дело великое совершим, если Бог поможет. Какая будет хвала нам от всей земли… Я знаю: только мы поднимемся на это дело, другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов.

  Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Сказалось в ней то, что давно было на душе у всех. У многих слёзы полились их глаз. (Слайд №14)

  А Минин продолжал: «Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от этого возрастала. Захотим помочь Московскому государству – ничего нам не пожалеть, дворы свои продавать, всё отдать… чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

  Начались частые сходки. Кузьма Минин, которого в городе все знали и уважали, всем орудовал, всех убеждал, что надо ополчаться, кличь кликать по служилым людям, а в казну на содержание ратных людей собирать со всех третью часть имущества. Желание послужить великому делу было так сильно, что тут же многие стали жертвовать гораздо больше. Сносили со всех сторон и деньги, и драгоценные вещи.

  Но прежде чем кликать ратных людей, надо было найти военачальника. Такое «святое дело», какое затевалось, надо было отдать в чистые руки. Стали думать, кого из бояр выбрать вождём. Остановились на князе Дмитрии Ивановиче Пожарском. (Слайд № 15, 16)

   Послали бить челом Пожарскому. Он отвечал:

- Я рад за православную веру страдать до смерти, а вы изберите из посадских людей такого человека. Который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям.

   Стали было нижегородские послы раздумывать, кого бы выбрать, но Пожарский не дал им долго думать.

- Есть у вас в городе, – сказал он, – Кузьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай! (Слайд № 17).

  Весть о том, что нижегородцы поднялись, быстро разносилась, и ратные силы стали собираться к ним отовсюду.

  Нелегко в ту пору снарядить как следует войско. Кроме прежнего оружия: копий, секир разного рода, палиц, входили всё больше и больше в употребление турецкие сабли и огнестрельное оружие – ружья и пушки. (Слайд №18).

  Главные силы ополчения выступили из Нижнего Новгорода в феврале 1612 года. Через Кинемшу и Кострому они подошли к Ярославлю и вступили в него под звон колоколов. В Ярославле ополчение задержалось на 4 месяца. Шло формирование отрядов. Рядом с русскими в ополчении были украинцы, белорусы, татары, мордва, башкиры, чуваши. Затем ополчение выступило к Москве и подошло к городу в августе 1612 года. В это время к Москве с запада подступило войско гетмана Ходкевича – известного польского полководца. (Слайд № 19, 20).

  Сражение за столицу началось 22 августа. Пожарский умело расставил войска, чтобы не допустить соединения Ходкевича с польским гарнизоном. Почти 7 часов продолжалось сражение у стен Кремля, в Белом городе и других районах столицы. Ополченцы отсекли большой обоз противника, пытавшийся придти на помощь осаждённым, которые голодали. Смело и решительно действовали Минин и Пожарский. Ходкевич отступил от Москвы.

  Положение польских гарнизонов в Кремле и Китай-городе стало безнадёжным. «В истории нет подобного примера – говорится в современном дневнике, – писать трудно что делалось: осаждённые переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви… Наконец, когда и этого не хватило, – тогда ели землю, обгрызали в бешенстве себе руки…»

  В октябре 1612 года они были вынуждены капитулировать. (Слайд №21).

  В честь победы в Москве был устроен парад. Древняя столица русского государства освободилась от врагов, но борьба с польскими и шведскими интервентами продолжалась ещё несколько лет.

  В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа. Народ проявил героизм, патриотизм, его усилиями была защищена независимость страны.

  Страна не забыла своих героев. Через 200 лет, скульптор И.П. Матрос создал памятник Минину и Пожарскому, который и поныне украшает Красную площадь в Москве. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия» (Слайд № 22).

  

5. Беседа об истории праздника.

  - Знаете ли вы из истории, чем закончилось Смутное время в России?

  (Иностранные интервенты были изгнаны, в России была избрана новая царская династия – Романовы). (Слайды №23, 24, 25).

   - Когда ещё в истории нашего государства народ демонстрировал своё единство против захватчиков?

  (Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.) (Слайды №26, 27, 28, 29)

    Учитель. Российский народ празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник.
Ведь ваши бабушки, мамы, папы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве».

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58123. Задачи бухгалтерского учета в общественном питании 34 KB
  Контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, отчисления от прибыли и.т.д.) за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов...
58124. Сущность и виды государственной финансовой политики 17.12 KB
  В любом цивилизованном обществе правительство использует финансовые отношения для достижения определенных целей, для осуществления своих функций и задач. В этой связи финансовая политика выступает инструментом воздействия на экономические интересы отдельных слоев населения и общества в целом.
58125. Конструкция и область применения кабелей 72 KB
  Преимущественно применяются кабели с алюминиевыми жилами. Кабели с медными жилами применяются редко: для перемещающихся механизмов во взрывоопасных помещениях.
58126. Моделі фінансових відносин у суспільстві 28.69 KB
  Розподіл і перерозподіл ВВП може здійснюватись за різними схемами, згідно з якими будуються моделі фінансових відносин у суспільстві. В основі побудови фінансової моделі суспільства лежать роль і місце в ній держави.
58127. Familie und Freunde 1.15 MB
  Ich liebe meine Mutter und meinen Vater. Er kommt heute oder morgen. Er hat keinen Bruder aber zwei Vetter. Die Konjunktionen und, aber, oder, denn verbinden Sätze. Das Verb steht auf Position...
58128. Неличные формы глагола, инфинитив. Функции инфинитива, инфинитивные обороты. Lasers Shed Light on a «Black Art» 177.5 KB
  The mechanical engineers want further research to be carried out into new kinds of motive power. After the test runs the locomotive was found to have some drawbacks in its design. The data to be obtained in the course in the experimental runs are to be used later for improving the passenger rolling stock.
58130. Сущность и структура финансовой системы Украины 17.5 KB
  Финансовая система – это совокупность взаимных сфер и звеньев финн отношений, присущих им фондов централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими.
58131. Формы и методы реализации финансовой политики государства 17.97 KB
  Финансовый механизм – совокупность конкретных форм и методов обеспеченья распределительных и перераспределительных отношений, формирования доходов, фондов денежных средств; это совокупность экономико-организационных и правовых форм и методов управления финансовой деятельностью