13085

Классный час «Александр Невский — великая личность России»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Классный час Александр Невский великая личность России Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма гражданственности уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского. Оборудование: мультимедийная презентация прило

Русский

2013-05-08

54.5 KB

68 чел.

Классный час "Александр Невский — великая личность России"

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.

Оборудование: мультимедийная презентация (приложение); отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”; аудиозапись отрывка “Вставайте люди добрые” из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”;

Ход классного часа.

Уч. – Наш классный час мы начнём с замечательных слов Н. Рыленкова из стихотворения “Наследство”.

1 ученик: 1. По полям – лугам Приднепровья
Расстилается синь – туман.
Сквозь туман мне видны становья
 (1 слайд)
Дальних предков моих – славян.

2 ученик: 2. Это ими была обжита 
Вся долинная полоса.

Здесь, встречая весну, под жито (2слайд
)
Корчевали они леса.

3 ученик: 3. Здесь, под рокот старинной были, 
Принимали они гостей,
 (3 слайд)
Мед варили, подруг любили
И дружить учили детей.

4 ученик: 4. Над тобой – синева сквозная,
Небо звездное в письменах,
 
За тебя, покоя не зная,
 
Бился с половцами Мономах.
 (4 слайд)

5 ученик: 5. За тебя, встретив ветер резкий,
Налетевший на отчий дом,
 
С новгородской дружиной Невский
 
Бил тевтонцев на льду Чудском!
 (5 слайд)

6 ученик: 6. И дивились в землях соседних
Русским людям в пути крутом!
Наш потомок и наш наследник,
 
Знаешь, помнишь ли ты о том?

Уч. – Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего. С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский. (6 слайд)

– В 2008 г. телеканалом Россия был организован телепроект “Имя России”. Этот новый телепроект есть совместное общественное дело, интеллектуальное и духовное усилие в попытке нащупать ответы на три вопроса: “Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?”. Для России такая постановка проблемы жизненно необходима и важна. Ибо сегодня все мы, так или иначе трудимся над возведением нового здания для достойной жизни всех народов России. Прочнейший фундамент для этого общего дома на протяжении столетий созидали наши великие предки. И поэтому именно их имена, а не чьи-либо другие мы вспоминаем ныне.

– Личностью – символом России стал древнерусский князь А. Невский, за которого отдали голоса 520 000 россиян. Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

(7 слайд)

“…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
 
Уста любовию дышали
 
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”

– А, что вы знаете о личности знаменитого полководца, дипломата, выдающегося государственного деятеля?

Викторина

Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

В каком веке жил и княжил А. Невский.? ( в XIII веке)

В каком году родился Невский? (1220)

Какой город является родиной князя? (Переяславль-Залесский)

К какому княжеству принадлежал этот город? (Владимиро – Суздальское княжество)

В каком городе 16-летний Александр был поставлен князем – наместником? (в Новгороде)

Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г)

Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля)

Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

В каком году умер Александр Невский? (1263)

Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

Уч. – Очень радостно, что на большинство вопросов вы дали правильные ответы. А на остальные вопросы мы сегодня узнаем правильные ответы. Давайте попробуем проследить жизненный путь этого человека, который по истине можно назвать подвигом.

(8 слайд)

30 мая 1220 года в Переславле-Залесском родился Александр Ярославович рода Рюриковичей. В этом городе прошло детство и юность Александра.

(9 слайд) Выступление ученика о детских годах князя. (3 мин.)

Детство и отрочество Александра Ярославича.

Детство у мальчиков – княжичей в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском подворье. Были игры со сверстниками, было любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням, были голоса непонятных молитв в высокой и гулкой церкви.

Несколько лет жил мальчик по давнему обычаю в женской половине дома. Но вот подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек и совершали обряд, называемый постригом.

Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти.

В Преображенском храме, что был выстроен ещё при Юрии Долгоруком, епископ Симон подрезал Александру, сидящему на высокой подушке, кудри. Затем, после молебствий, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. В женскую половину к нянькам он больше не вернулся. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины – пороки, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеский засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым, про таких говорили: “С конца копья вскормлен”.(10 слайд)

Уч. – В 16 лет Александр стал новгородским князем. В 1236 г обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне нашествия монгольского хана Батыя. Отец наставлял Александра : “ Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”.

Русь того времени можно сравнить с пахарем. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. (11 слайд) Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и натянутым луком, другой – в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, второй – немецкие рыцари – крестоносцы.

Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя.(12 слайд). К тому времени над Русью установилось монголо-татарское иго. Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда европейских стран.

Разоряя города,
Шла монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Только северные Псков и Новгород оставались пока не разорёнными. (13 слайд)

Одновременно Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Кроме немецких рыцарей Новгороду угрожали датчане и шведы. В их планах был крестовый поход против восточного православия, целью которого было принудить Новгород перейти в католическую веру. Первыми выступили шведы, они намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Шведскому королю он обещал 2/3 завоёванных земель, а с дерзкого мальчишки Александра обешал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь,то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил князь Александр Ярославович: “Нас не много, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем”

Ученик зачитывает рассказ о Невской битве. (книга “Полководцы России” стр.10)(14,15,16,17, слайды)

Уч. – Как вы думаете, в чём заключается победный исход этой битвы для русских воинов?

Ответы учащихся. (Неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы. Сочетание полководческого дара с личным мужеством. Мужество, храбрость, самопожертвование русских воинов)

Уч. – Поживиться на русских землях хотели не только золотоордынцы да шведы. Чесались руки и у немецких рыцарей. Был у них такой союз под названием Тевтонский орден. Вот и двинулись на Русь отряды тевтонцев, и после семидневной осады взяли неприступный Псков благодаря измене посадника Твердилы Иванковича и других бояр – сторонников немцев. (18 слайд.) Теперь очередь была за другим русским городом. Самым богатым, самым крупным в этом краю был Великий Новгород. Над ним – то и нависла угроза. Весной 1242 года крестоносцы двинулись на Русь.5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва на льду Чудского озера. На тот момент князю новгородскому ещё не исполнилось 22 лет, но он уже был известен как талантливый полководец.

Немецкие войска вышли на лед, построившись клином или “свиной головой”, как называли этот боевой строй на Руси. Этот клин врезался в центр передового новгородского полка и смял его, однако, когда рыцари Ордена были связаны битвой, новгородцы атаковали их с тыла и флангов, зажав в клещи.

– Чтобы ярче представить картину этой битвы, послушайте отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”, которую он написал за несколько лет до Великой Отечественной войны.

Ученик читает отрывок из поэмы. (19 слайд)

“[…] В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты. […]”

Уч. – Четыреста рыцарей было убито, 50 взято в плен. Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь же, позабыв о своих высоких титулах и знатности, понуро брели они по дороге, месили ногами талый снег. Такого поражения не знал до того времени Тевтонский орден. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на Русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились

– Какие слова, сказанные князем стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля)

( 20 слайд)

– Почему русские смогли победить рыцарей? (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местность, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям)

Новгородская и Псковская земли стали свободными и сохранили независимость, когда Русь стонала под гнётом Монголо-татар. Но выступить против Золотой Орды тогда Александр Невский не мог, т.к. Русь не имела сил противостоять монголам. В тех условиях политика сотрудничества Александра Ярославовича с ордынской властью была весьма дальновидной,т. к. это помогало избежать ненужного кровопролития и новых погромов.

– 1263 год. Александру Ярославовичу – 43 года. Но военные походы, борьба с князьями за власть, изнурительные поездки в Орду и переговоры с ханами подорвали его здоровье. По дороге домой из очередной поездки в столицу Золотой орды, город Сарай, князь Александр понял, что до стольного города ему не добраться. В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер. (21 слайд)

Священный Синод на заседании 27 мая в Петербурге благословил открытие Федоровского монастыря в городе Городец Нижегородской области. В этой обители принял монашеский постриг и скончался святой Александр Невский. В настоящий момент обитель активно восстанавливается. Предполагается, что Федоровский собор монастыря будет освящен Патриархом Кириллом в сентябре 2009 года во время Александро-Невских дней (9 – 12 сентября 2009г.). Монастырь был полностью разрушен в советское время. Уцелели только два келейных здания.

Уч. – На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:

“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”

( 22 слайд)

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положением.

По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.

( 23 слайд)

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Орден Александра Невского, 1725г. Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.

В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.

За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом А. Невского. В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков. Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений

(24 слайд) Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить наш классный час мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41819. Разборка, исследование устройства, сборка и проверка работы электропневматического клапана автостопа 150 316.61 KB
  Разборка исследование устройства сборка и проверка работы электро-пневматического клапана автостопа 150. Цель работы: Изучить устройство и действие электро-пневматического клапана автостопа 150 получить практические навыки по его разборке и сборке. Приборы и оборудование Натурный электропневматический клапан автостопа 150 набор отвёрток и гаечных ключей плакаты учебник. Ход работы Электропневматический клапан автостопа ЭПК150 служит для выполнения экстренного торможения по команде АЛСН.
41820. Матричные операции. Применение стандартных функций Excel для работы с матрицами 277.1 KB
  Ответьте на контрольные вопросы. Порядок выполнения: Поместим матрицу А и вектор b в блоки 2:C4 и E2:E4 соответственно рис. Выполните все приведенные ниже задания используя описанные способы и сравните с ответом Сложить матрицы Исходные матрицы Ответ Вычислить линейную комбинацию матриц Линейные комбинации Ответ 1 MN 2 2M2NP Вычислить определитель det матриц Исходные матрицы Ответ det=1 det=0 Вычислить обратную матрицу Исходные матрицы Ответ T1обр= 054918 0008197 0606557 0098361 0016393 0213115 011475 0147541...
41821. Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет СМИ, Интернет-библиотекой 500.57 KB
  Изучение функциональной структуры web-браузеров и уметь выполнять навигацию по гиперссылкам, открытие, просмотр и загрузку различных информационных ресурсов. Научиться оформлять заказы в Интернет-магазине. Изучить принцип работы Интернет-библиотеки и Интернет-СМИ.
41822. Инструмент Roughen Brush (Огрубление) 91.22 KB
  Инструмент Roughen Brush Огрубление позволяет превратить объект с гладким контуром в рваный с острыми зубцеобразными краями. Инструмент Roughen Brush Огрубление можно применять к фигурам представляющим собой кривую Безье. Если фигура не является кривой Безье то при попытке применить к ней инструмент Roughen Brush Огрубление программа предложит автоматически преобразовать объект в кривую Безье.
41823. Исследование особенностей и способов поиска правовой информации в СПС КОДЕКС 46.72 KB
  38 Кто руководит Конституционным судом Российской Федерации Найдите и вставьте в данный документ фотографию этого чиновника. Зорькин Валерий Дмитриевич Найдите координаты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.9 Сколько документов на сегодняшний день содержится в системе Сколько новых документов появилось в разделе международное право Всего 959376 В Международном праве 238 Сколько новостей в январе 2013 года...
41824. Программирование алгоритмов формирования и обработки двумерных массивов 79.24 KB
  Выполнения данной лабораторной работы состоит в изучении средств, приемов и получении практических навыков разработки, написания и отладки программ формирования и обработки двумерных массивов Click Dim m n s Integer Dim L s Single m = vvodTextBox1 n = vvodTextBox2 Dim Km n s Single postroenie_Km n K vivodMssm n K ListBox1 L = crete_Lm n K vivodMssm n L ListBox2 End Sub Function vvodByVl T s TextBox s Integer Return VlT.Text End Function Sub vivodMssByVl m s Integer ByVl n s Integer ByVl s Single ByRef ListBox s ListBox...
41825. Работа с данными в программе Microsoft Excel 277 KB
  Цель данной лабораторной работы - научиться создавать с помощью пакета Excel тип рабочей таблицы, соответствующий базе данных. А также научиться работать с данными таблицы Excel как с базой данных.
41826. Решение задачи аппроксимации исходных данных 47 KB
  В окне Algebra1 решаем исходное уравнение ( команда Solve→Expression), выбираем численные значение корней (Numerically) и, указывая ОИК, находим равенство: Проверить найденные значения корней.
41827. Система питания двигателя Зил-138 от газаоболонной установки 218.85 KB
  В цилиндрическом корпусе 24 редуктора размещены камера А первой ступени камера Б второй ступени и кольцеобразная камера В вакуумного разгружателя.Одна из стенок камеры первой ступени образована резиновой диафрагмой 5 края которой зажаты между корпусом редуктора и крышкой 4.В камере второй ступени находится зажатая по окружности между верхней частью корпуса и крышкой 36 диафрагма 37. Ее центральная часть соединена рычагом 29 с клапаном 9 второй ступени.