13096

Сталинградская битва. Ты хочешь мира? Помни о войне!. Сталинградская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Литературно-исторический вечер Ты хочешь мира Помни о войне. Сталинградская битва Цели: углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы; развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа своей страны; воспитывать патриотические ч

Русский

2013-06-06

24.89 KB

1 чел.

Литературно-исторический вечер

"Ты хочешь мира? Помни о войне!". Сталинградская битва

Цели: 

  1.  углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы;
  2.  развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны; воспитывать патриотические чувства учащихся.

Задачи: побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, слайдовая презентация.

Чтец 1-й: (слайд № 1) 

Ты хочешь Мира?
Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.

Чтец 2-й (слайд № 2)

В воскресный день встают не рано,
Вдруг тишину ту разорвал

Тревожный голос Левитана: Внимание. Говорит Москва. Заявление Советского правительства. Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня 22 июня в 4 часа без объявления войны германские войска напали на нашу Родину…

(Слайд № 3). Песня. Лебедев-Кумач «Вставай, страна огромная». (По обе стороны экрана в 2 колонны выстраиваются дети).

Ученик 1-й (Слайд № 4): Война... От Бреста до Москвы тысяча километров. От Москвы до Берлина - 1600. Итого - 2600 километров.

Ученик 2-й: Это если считать по прямой…

Ученик 3-й: Так мало, правда? 2600 километров - это если поездом, то менее четырех суток, самолетом - примерно четыре часа.

Ученик 4-й: Перебежками по-пластунски - четыре года.

Ученик 5-й: Четыре года... и более двадцати миллионов погибших советских людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать… 38 лет.

Ученик 6-й: Долог и непосильно тяжел был путь к победе. Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа.

Ученик 7-й (слайд № 5): Крупнейший порт пяти морей - Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, город с важнейшим железнодорожным узлом, связывающим Поволжье с Москвой и Донбассом, с портами почти всех вышеперечисленных морей, город-металлург, выпускающий сталь и прокат, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.

Ученик 8-й: К тому же фашисты мечтали взять реванш за разгром под Москвой, поэтому сосредоточили на Сталинградском направлении всю свою силу и мощь. Для нас сдача Сталинграда означала вступление в войну против Советского Союза Японии и Турции. Так что у нас не было выбора. Вопрос стоял так:

Вместе: "За Волгой для нас земли нет!"

Ученик 9-й (слайд № 6): 17 июля началась величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва. К 23 июля враг сосредоточил против Сталинградского фронта 26 дивизий и достиг превосходства над нашими войсками: в людях - в 1,4, в танках - в 2, в авиации - в 3,5 раза.

Ученик 10-й (слайд № 7): Маршал Советского Союза А.И. Еременко, бывший командующий Сталинградским фронтом, вспоминал: "То, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас, как тяжелый кошмар. Беспрерывно то там. то здесь взмывали вверх огненно-дымные султаны бомбовых разрывов. Из района нефтехранилищ огромные столбы пламени взмывали к небу и обрушивали вниз море огня и горького едкого дыма. Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге. Горела поверхность реки, пылали пароходы на рейде, смрадно горел асфальт улиц и тротуаров. Мгновенно, как спички, вспыхивали телефонные столбы... Казалось, чудовищный ураган ворвался в город, поднял его в воздух и обрушил осколки зданий на площади и улицы... Дышать было трудно».

Чтец 1-й (слайд № 8):

Открытые степному ветру, 
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!

Ученик 11-й (слайд № 9): Заводы принимали от фронта подбитые танки, тягачи, моторы и через несколько часов возвращали их готовыми к битве. Рабочие вооружались. Женщины, дети, старики взялись за лопаты и ломы, строили баррикады.

Ученик 12-й (слайд № 10): С 12 сентября оборона Сталинграда возлагалась на 62-ю армию, командование которой принял генерал В.И. Чуйков, и войска 64-й армии генерала М.С. Шумилова. В этот же день немецкие войска после очередной бомбардировки начали наступление на город со всех направлений. На севере главной целью был Мамаев курган, с высоты которого хорошо просматривалась переправа через Волгу, в центре немецкая пехота пробивалась к железнодорожному вокзалу, на юге танки Гота при поддержке пехоты постепенно продвигались к элеватору.

Ученик 13-й: 21 сентября на фронте от Мамаева кургана до зацарицынской части города немцы начали новое наступление силами пяти дивизий.

Ученик 14-й: Бои в городе приняли затяжной характер. Войскам Паулюса недоставало сил, чтобы окончательно сбросить защитников города в Волгу, а советским - чтобы выбить немцев с занимаемых позиций. Расстояние между противниками в черте города составляло иногда несколько десятков метров. Борьба велась за каждое здание, а иногда за часть здания, этаж или подвал.

Ученик 1-й (слайд № 11): Всему миру известен теперь дом сержанта Я.Ф. Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.

Ученик 4-й: «Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя минометы, гранаты, пулеметы и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идет непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боев. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...» . Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии

Ученик 2-й (слайд № 12): 28 сентября Ставка образовала новый фронт - Донской. В его состав вошли почти все армии Сталинградского фронта, кроме 62-й. Командующим был назначен генерал К.К. Рокоссовский. Из состава Юго-Восточного фронта, войска которого сражались в городе и южнее, был образован Сталинградский фронт под командованием генерала А.И. Еременко. Каждый фронт подчинялся непосредственно Ставке.

Чтец 2-й:

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград. 
А.Сурков.

Ученик 3-й (слайд № 13): В рядах защитников Сталинграда действовало более 100 тысяч морских пехотинцев. Никогда не забудут советские люди бессмертный подвиг моряка-тихоокеанца М.А. Паникахи. В ночь на 28 сентября 883-й полк 193-й стрелковой дивизии переправился через Волгу и занял оборону у поселка Красный Октябрь. Когда вражеские танки приблизились к позициям полка, Паникаха пустил в ход бутылки с горючей жидкостью. Одну из них пробила пуля. Объятый пламенем, боец выскочил из окопа, бросился к фашистскому танку и разбил вторую бутылку о решетку моторного люка. Герой-комсомолец погиб, но гитлеровцы, потеряв головную машину, отступили.

Чтец 1-й:

Мы помним всех героев Сталинграда,
Ушедших в вечность и живых.
Их подвиг вечен,
И потомкам надо
Учиться доблести у них.
Ведь в той войне во имя мирной жизни
Они свершали подвиги свои.
И защищали от врага Отчизну,
Ведя жестокие бои.
Пусть все колокола звонят во славу
Солдатам – павшим и живым.
А мы сполна, достойно и по праву
Сыновний долг им отдадим!

Ученик 8-й (слайд № 14): Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года). Наступление советских войск получило название операция «Уран». Крупные группировки войск Сталинградского и Юго-Западного фронтов прорвались на обоих «румынских» флангах - на Дону и южнее Сталинграда - и начали охват группы армий «Б».

Ученик 4-й (слайд № 15): Рокоссовский вспоминал: «Все попытки противника помешать окружению оказались запоздалыми. Соединения гитлеровцев, танковые и моторизованные, перебрасываемые из района Сталинграда к месту образовавшегося прорыва, вводились в бой по частям и, попадая под удары наших превосходящих сил, терпели поражение».

Ученик 5-й (слайд № 16): 23 ноября войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились восточнее Калача. Кольцо замкнулось. Началась более чем двухмесячная агония 6-й немецкой армии. В этот день на встрече с Цейцлером, просившим уже неизвестно в какой по счету раз дать приказ на отход 6-й армии, фюрер впал в настоящую истерику, исступленно выкрикивая одну фразу: «Я не уйду с Волги!»

Ученик 6-й: 8 января 1943 года советское командование обратилось к Паулюсу с ультиматумом: если он не согласится сдаться к 10 часам утра следующего дня, все находящиеся в окружении будут уничтожены. Паулюс обратился с запросом к Гитлеру, но тот категорически запретил капитуляцию. 10 января началась последняя атака советских войск на 6-ю армию. Немецкие солдаты сдавались в плен целыми ротами и батальонами. Зачистка «котла» продолжалась до конца января, так как некоторые подразделения оказывали сопротивление, иногда отчаянное.

Ученик 7-й: 30 января Паулюс отправил Гитлеру теплое поздравление по случаю 10-й годовщины прихода того к власти. В ответной радиограмме, по-видимому, растроганный фюрер присвоил Паулюсу звание генерал-фельдмаршала и сообщил, что еще ни один германский фельдмаршал в плен не попадал. Паулюс все прекрасно понял, но стреляться не захотел и 1 февраля сдался со своим штабом на милость победителей. Последние немецкие части сдались 2 февраля.

Ученик 8-й (слайд № 17): И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года:“Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск”

(Слайд № 18). Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Ученик 9-й (слайд № 19): Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь. Гаснет свет, зажигаются свечи.

Чтец 2-й:

И Мамаев курган кровью русских полит,
Он весь стонет от ран, он нам молча кричит.
Враг коварный пришел нашу землю отнять,
Смерть свою он нашел. И врагу не понять:
Не за страх те деды – за свое лишь дрались,
Чтобы сбылись мечты, чтобы мы родились.
Так спасибо им всем, кто погиб, кто живет.
Память в вечном огне и в сердцах не умрет!

Ученик 10-й (слайд № 20): Есть вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

Чтец 1-й (слайд № 21):

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!
 
(А.Шарапов).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55416. Наша умная семья 54 KB
  Условия конкурса таковы: в семи турах участвуют все команды. После трех туров определяется пять лучших команд. В каждом последующем туре с четвертого по седьмой выбывает одна команда набравшая наименьшее количество баллов.
55417. МОДУЛЬ ГАНДБОЛ. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ СЕКЦИЙ И СПОРТИВНЫХ КРУЖКОВ ДЛЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 4-11 КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 281.5 KB
  Пояснительная записка Программа и тематический план занятий группы 1012 лет Тестовые вопросы теории гандбола группы 1012 лет Программа и тематический план занятий группы 1314 лет Тестовые вопросы для группы 1314 лет Программа и тематический план занятий группы 1516 лет Тестовые вопросы теории гандбола группы 1516 лет Самоконтроль спортсменов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из основных преимуществ ручного мяча является его простота. Овладевая различными навыками: быстрым бегом хорошей прыгучестью выносливостью...
55418. Соціалізація особистості 178.5 KB
  Побудова громадянського суспільства в Україні неможлива без реорганізації системи освіти та правового виховання підростаючого покоління. Пошук шляхів і засобів громадянської освіти та виховання молоді становить сьогодні одну з найактуальніших проблем...
55419. ШЛЯХ ПІЗНАННЯ 218 KB
  Мета: визначення якісної і кількісної оцінки моральної поведінки учнів прояву громадської активності товариськості самокритичності.com Мета: пропагувати серед учнів класу інтерактивну форму висвітлення інформації про справи класу у соціальній мережі...
55420. Подільність натуральних чисел 1.88 MB
  Мета програми – поглиблення знань із теми, набуття навичок самоосвіти. Результати самостійної роботи учнів за пропонованою програмою використовуються під час повторення або заліку у формі повідомлення на уроці.
55422. Арифметична й геометрична прогресії, їх означення та властивості. Формули n–го члена кожної прогресії 57 KB
  Мети уроку: ввести означення арифметичної й геометричної прогресій; працювати над засвоєнням учнями відповідної термінології різниці арифметичної прогресії та знаменника геометричної прогресії; рекурентної формули та характеристичних властивостей прогресій;
55423. Арифметична і геометрична прогресії. Розв’язування задач 91 KB
  Мета: Поглибити знання учнів з теми Арифметична і геометрична прогресії сприяти розвитку мислення і творчих здібностей учнів формувати їх пізнавальний досвід; виховувати інтерес до математики розвивати кругозір.
55424. Прогресії навколо нас. Розв'язування задач прикладного змісту 121.5 KB
  Узагальнити знання учнів про прогресії закріпити навички обчислення суми показати практичне застосування теми на прикладах задач із життя та історичних задач; розвивати вміння учнів створювати математичні моделі до розвязування задач;...