1312

Экономические проблемы организации производства

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Прибыль и убытки предприятия, производящего продукты питания. Прибыль и показатели рентабельности предприятия, производящего продукты питания. Налогооблагаемая прибыль и фактический налог на прибыль определяются по материалам налоговой отчетности.

Русский

2013-01-06

75.5 KB

24 чел.

Экономические проблемы организации производства

Г.Г. Серебренников, канд. техн. наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Как известно, в настоящее время для целей экономического анализа прибыль предприятия можно разделить на бухгалтерскую, налоговую и экономическую.

Налогооблагаемая прибыль и фактический налог на прибыль определяются по материалам налоговой отчетности. Эта прибыль ориентирована, прежде всего, на фискальные органы.

Бухгалтерская прибыль и соответствующий условный налог на прибыль, и все остальные налоги рассчитываются по данным бухгалтерского учета. Пользователями бухгалтерской отчетности являются участники бизнеса и акционеры предприятия.

Если предприятие ведет управленческий учет, то может оцениваться и экономическая прибыль предприятия, которая, в отличие от бухгалтерской, позволяет принимать более эффективные управленческие решения. Управленческая отчетность не является публичной и предназначена исключительно для использования работниками предприятия.

Проблема заключается в том, что соответствующие нормативные акты готовят различные ведомства, а их целевые установки не всегда идентичны. Кроме того, менеджеры должны учитывать внутренние стандарты предприятия, описывающие требования управленческого учета, что порождает дополнительные трудности при построении аналитической системы организации.

В традиционных курсах экономического анализа, преподаваемых на экономических специальностях вузов, в процессе расчета основных финансовых показателей используют бухгалтерскую прибыль, уменьшенную на величину фактического налога на прибыль (рассчитанного по данным налогового учета). Однако редко кто задается вопросом, правильно ли была выбрана учетная политика предприятия и насколько бухгалтерская прибыль

адекватно отражает результаты финансовой деятельности предприятия. Следует иметь в виду, что по величине этой прибыли акционеры предприятия, прежде всего и делают заключение о том, насколько

эффективно функционировал менеджмент данной организации в прошлом.

Бухгалтерская прибыль может значительно изменяться в зависимости от особенностей учетной политики фирмы. Мы рассмотрим только один аспект этой политики - расчет прибыли на предприятиях, имеющих существенные инвестиции в запасах сырья, готовой продукции и незавершенного производства. От методики учета себестоимости остатков товарно-материальных ценностей и будет зависеть величина бухгалтерской прибыли.

На предприятиях с продолжительным производственным циклом и высокой транзитной нормой доставки сырья и отгрузки готовой продукции, значительная величина затрат капитализируется в активе бухгалтерского баланса в виде себестоимости соответствующих остатков. Эти остатки будут превращены в готовую продукцию только в будущем, поэтому величина будущей прибыли во многом зависит от уровня капитализации данных затрат.

Как известно, на предприятии либо все текущие затраты распределяются между остатками и реализацией, либо определенная часть затрат распределяется, а другая полностью списывается на реализованную продукцию (расходы предприятия или, иначе – периодические затраты)

Рассмотрим вариант полного распределения затрат. В табл. 1 представлен отчет о прибыли и убытках одного из предприятий Тамбовской области, производящего различные виды сыров. Поскольку в строках "коммерческие я расходы" и "управленческие расходы" стоят прочерки, то это означает, что коммерческие и управленческие затраты распределяются между остатками и продукцией, реализованной в данном отчетном периоде. Отсюда можно сделать вывод, что администрация предприятия считает, что затраты на маркетинг и управление организацией могут капитализироваться. То есть эти затраты имеют стратегическое значение для предприятия, поскольку они способны формировать его будущую прибыль. Однако так ли это? Ситуация прояснится только после дополнительного анализа уровня маркетинга и стратегического менеджмента на предприятии (далее по тексту – ОАО).

Продукция ОАО доступна всем слоям населения, но предпочтение ей отдают пенсионеры, студенты и семьи с невысоким уровнем доходов. Благодаря приемлемым ценам, большой популярностью среди опрошенных покупателей пользуются такие группы сыров, как твёрдые и плавленые. По этим продуктам ОАО занимает лидирующие позиции по вкусовым

качествам, но уступает другим производителям по дизайну упаковки. На несколько пунктов предприятие отстает по качеству колбасно-копченого сыра от ОАО Молочный комбинат «Воронежский». В следующие несколько лет планируется улучшение рецептуры изготовления копченых сыров данного ОАО.

География отгрузки продукции ОАО расширяется с каждым годом. В Тамбове и Тамбовской области реализуется в среднем 36%, в Москве – 26% от общих объемов продукции, производимой предприятием. Кроме этого продукция отгружается в Астрахань, Брянск, Владимир, Волгоград, Воронеж, Красноярск, Рязань и другие города.

Таблица 1

Прибыль и убытки предприятия, производящего продукты питания, тыс. руб.

Название показателя

код

За отчетный период, 2008 г.

Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции,

работ, услуг (за вычетом НДС)

010

0 384015

Себестоимость проданных товаров, продукции,

работ, услуг

020

(346545)

Валовая прибыль

029

37470

Коммерческие расходы

030

( - )

Управленческие расходы

040

( - )

Прибыль (убыток) от продаж

050

37470

Таким образом, маркетинг на предприятии организован по традиционной схеме и в нём не просматривается стратегических замыслов.

В случае увеличения производственной мощности цеха плавленых сыров потребуется выполнить также работы по расширению участка упаковки продукции. Имеются и другие проблемы в сфере технологии производства. На предприятии разработан бизнес-план по реконструкции и технологическому перевооружению на период до 2010 г. Однако эти планы позволят решить только наиболее старые проблемы. Например, заменить

старые холодильники, работающие на аммиаке, на камеры с системой фреонового охлаждения. Хотя известно, что в современных холодильных установках уже давно применяется более экономичный изобутан. Следовательно, технология производства не является стратегическим фактором, формирующим будущую прибыль предприятия. Однако согласно

учетной политике ОАО часть общепроизводственных затрат включается в себестоимость остатков незавершенного производства и готовой продукции

на складе и, таким образом, эти затраты будут участвовать в расчетах бухгалтерской прибыли следующего за отчетным периоде времени. Отсюда

следует, что коммерческие, управленческие и общепроизводственные затраты являются в действительности периодическими расходами, которые в полном объеме должны списываться на себестоимость продукции, реализованной в данном отчетном периоде. Последние даже частично не могут фигурировать в активе бухгалтерского баланса.

Такой способ расчета прибыли ближе всего к методике определения прибыли, утвержденной в НК РФ. Налоговый кодекс требует для целей расчета налогооблагаемой прибыли распределять между остатками и реализацией следующие затраты, которые считаются прямыми: 1) стоимость сырья и материалов, из которых изготавливается продукция; 2) заработная плата персонала, непосредственно участвующего в производстве продукции с ЕСН; 3) амортизация оборудования, используемого в технологическом процессе. Этот перечень затрат является закрытым. Остальные текущие затраты предприятия считаются косвенными и полностью списываются на себестоимость реализованной продукции.

Таким образом, данному ОАО вообще нет необходимости рассчитывать бухгалтерскую прибыль. Акционерам этого предприятия следует предъявить не бухгалтерскую прибыль, а налоговую, которая будет заведомо меньше (табл. 2). Поскольку на предприятии отсутствуют постоянные и временные налоговые обязательства (активы), то эта разница в величине чистой прибыли объясняется исключительно наличием значительных остатков в конце каждого отчетного периода.

Таблица 2

Прибыль и показатели рентабельности предприятия, производящего продукты питания,

Показатель

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

1. Выручка, тыс. руб

384015

384015

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ,

услуг. тыс. руб.

350645

346545

3. Прибыль от продаж продукции, работ, услуг, тыс. руб.

33370

37470

4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

32338

39571

5. Налог на прибыль, тыс. руб.

7761

7761

6. Чистая прибыль, тыс. руб.

24577

31810

7. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

76253

80353

8. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб

48491

52591

9. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.

54225

54225

10. Рентабельность активов, %.

32,2

39,6

11. Рентабельность оборотных активов, %. 50,7 60,5

50,7

60,5

12. Рентабельность собственного капитала, %.

45,3

58,7

13. Рентабельность продаж, %.

6,4

8,3

Показатели рентабельности в налоговом учете хуже, чем в бухгалтерском. Они будут еще менее привлекательными, если рассчитать прибыль по методу директ-костинга, который сильно нивелирует влияние остатков на прибыль от продаж продукции. В этом случае расходами предприятия в отчетном периоде являются все постоянные затраты, включая

амортизацию оборудования. Себестоимость остатков рассчитывается по переменным затратам, в которые входит стоимость сырья, материалов и сдельная заработная плата основных рабочих с ЕСН, а также стоимость энергии на технологические нужды. Другими словами, будущая прибыль предприятия зависит исключительно от умений рабочих и качества исходных сырьевых ресурсов. В данном случае прибыль, рассчитанная по методу директ-костинга, наиболее приближена к экономической, поэтому только она пригодна для целей объективного анализа финансового положения предприятия. Организовать такой анализ показателей целесообразнее всего в рамках управленческого учета, который, возможно, будет третьей учетной системой на предприятии после налогового и бухгалтерского учета.

Если предприятие будет увеличивать объемы производства на основе старых подходов в сфере менеджмента и технологии производства, то

показатели, характеризующие его финансовое состояние по данным бухгалтерского и управленческого учетов, будут все более и более отличаться друг от друга. Дистанция между реальным и кажущимся положением предприятия на рынке будет увеличиваться. Если наступит кризисное состояние, то сначала обесценятся оборотные активы до их реальной стоимости в управленческом учете, а затем наступит очередь и внеоборотных активов предприятия. Примерное представление об уровне

обесценивания оборотных активов в кризисной ситуации можно получить, рассматривая данные строки 8 в табл. 2.

Бухгалтерская отчетность ОАО является лицом организации. Администрация предприятия должна выбрать такую учетную политику, которая позволяла бы выглядеть в глазах акционеров и других организаций, с которыми она имеет дело, наилучшим образом. Для того, чтобы ситуация не вышла из под контроля, на предприятии необходимо организовать объективный управленческий учет, позволяющий постоянно отслеживать маржу между бухгалтерской и экономической прибылью.

Как известно, в настоящее время для целей экономического анализа прибыль предприятия можно разделить на бухгалтерскую, налоговую и экономическую. Чаще всего на предприятиях рассчитывается экономическая прибыль. Но оказывается, некоторым видам предприятий целесообразнее рассчитывать бухгалтерскую или налоговую прибыль. В данной статье в качестве примера приводится предприятие по изготовлению сыров, которому вообще не нужно рассчитывать бухгалтерскую прибыль, а вполне можно обойтись расчетом налоговой прибыли.

Налогооблагаемая прибыль и фактический налог на прибыль определяются по материалам налоговой отчетности принципы расчета налогооблагаемой прибыли сказываются на движении денежных средств, т. е. на реальных денежных потоках, связывающих предприятие и бюджет. Эта прибыль ориентирована, прежде всего, на фискальные органы.

Бухгалтерская прибыль может значительно изменяться в зависимости от особенностей учетной политики фирмы. На данном предприятии имеется один важный аспект этой политики - предприятие, имеет существенные инвестиции в запасах сырья, готовой продукции и незавершенного производства. От методики учета себестоимости остатков товарно-материальных ценностей и зависит величина бухгалтерской прибыли.

На предприятии продолжительный производственный цикл и высокая транзитная норма доставки сырья и отгрузки готовой продукции, значительная величина затрат капитализируется в активе бухгалтерского баланса в виде себестоимости соответствующих остатков. Эти остатки превращаются в готовую продукцию только в будущем, поэтому величина будущей прибыли во многом зависит от уровня капитализации данных затрат.

Как известно, на предприятии либо все текущие затраты распределяются между остатками и реализацией, либо определенная часть затрат распределяется, а другая полностью списывается на реализованную продукцию (расходы предприятия или, иначе – периодические затраты).

В данной статье рассмотрен вариант полного распределения затрат.

Продукция ОАО доступна всем слоям населения, но предпочтение ей отдают пенсионеры, студенты и семьи с невысоким уровнем доходов. Благодаря приемлемым ценам, большой популярностью среди опрошенных покупателей пользуются такие группы сыров, как твёрдые и плавленые. По этим продуктам ОАО занимает лидирующие позиции по вкусовым

качествам, но уступает другим производителям по дизайну упаковки. На несколько пунктов предприятие отстает по качеству колбасно-копченого сыра от ОАО Молочный комбинат «Воронежский». В следующие несколько лет планируется улучшение рецептуры изготовления копченых сыров данного ОАО.

География отгрузки продукции ОАО расширяется с каждым годом. В Тамбове и Тамбовской области реализуется в среднем 36%, в Москве – 26% от общих объемов продукции, производимой предприятием. Кроме этого продукция отгружается в Астрахань, Брянск, Владимир, Волгоград, Воронеж, Красноярск, Рязань и другие города.

Показатели рентабельности в налоговом учете хуже, чем в бухгалтерском. Они будут еще менее привлекательными, если рассчитать прибыль по методу директ-костинга, который сильно нивелирует влияние остатков на прибыль от продаж продукции. В этом случае расходами предприятия в отчетном периоде являются все постоянные затраты, включая

амортизацию оборудования. Себестоимость остатков рассчитывается по переменным затратам, в которые входит стоимость сырья, материалов и сдельная заработная плата основных рабочих с ЕСН, а также стоимость энергии на технологические нужды. Другими словами, будущая прибыль предприятия зависит исключительно от умений рабочих и качества исходных сырьевых ресурсов.

Если предприятие будет увеличивать объемы производства на основе старых подходов в сфере менеджмента и технологии производства, то показатели, характеризующие его финансовое состояние по данным бухгалтерского и управленческого учетов, будут все более и более отличаться друг от друга. Дистанция между реальным и кажущимся положением предприятия на рынке будет увеличиваться. Если наступит кризисное состояние, то сначала обесценятся оборотные активы до их реальной стоимости в управленческом учете, а затем наступит очередь и внеоборотных активов предприятия.

Подводя итог, можно сказать, что для того, чтобы ситуация не вышла из под контроля, на предприятии необходимо организовать объективный управленческий учет, позволяющий постоянно отслеживать маржу между бухгалтерской и экономической прибылью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50263. ДРУКОВАНІ ЗАСОБИ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ (ПРЕСА) В УКРАЇНІ ТА ПРАВОВИЙ СТАТУС ІНФОРМАЦІЙНИХ АГЕНТСТВ 29 KB
  Друковані ЗМІ (преса) – це періодичні і такі, що продовжуються, видання, які виходять під постійною назвою, з періодичністю один і більше номерів (випусків) протягом року на підставі свідоцтва про державну реєстрацію.
50264. БІБЛІОТЕЧНА ТА АРХІВНА ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ 34.07 KB
  Бібліотечна справа – галузь інформаційної, культурної та освітньої діяльності суспільства, спрямована на створення і розвиток мережі бібліотек, формування, опрацювання, упорядкування та зберігання бібліотечних фондів, організацію бібліотечного, інформаційного та довідково-бібліографічного обслуговування користувачів бібліотеки
50265. ТЕЛЕБАЧЕННЯ, РАДІОМОВЛЕННЯ І КІНЕМАТОГРАФІЯ В УКРАЇНІ 35.78 KB
  Структура національного телебачення і радіомовлення України. Національна рада України з питань телебачення і радіомовлення. Ліцензування мовлення. Права і обов’язки телерадіоорганізацій, їх працівників, телеглядачів і радіослухачів. Організаційні засади кінематографії, створення і розповсюдження фільмів
50266. ЗАКОНОДАВСТВО У СФЕРІ ВИДАВНИЧОЇ СПРАВИ В УКРАЇНІ 45.44 KB
  Видавнича справа – сфера суспільних відносин, що поєднує в собі організаційно-творчу та виробничо-господарську діяльність юридичних і фізичних осіб, зайнятих створенням, виготовленням і розповсюдженням видавничої продукції.
50267. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОГО ВОЛОКНА 82.5 KB
  Нервные волокна являются отростками нервных клеток, тела которых образуют ЦНС, а также ганглии соматической и вегетативной нервных систем. Сами же нервные волокна формируют периферическую нервную систему, иннервирующую все скелетные мышцы, костный аппарат нашего организма (соматическая нервная система)
50268. ЗАКОН ОМА ДЛЯ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 322.5 KB
  Закон Ома и правила Кирхгофа установленные для постоянного тока остаются справедливыми для мгновенных значений переменных токов и напряжений в цепях небольшой протяженности и если их изменения происходят не слишком быстро. Если за время l c необходимое для прохождения электрического сигнала от источника в самую удаленную точку цепи l – размер цепи сила переменного тока изменяется незначительно то мгновенные значения тока в любом сечении цепи в данный момент будут практически одинаковы. Для периодически изменяющихся токов условие...
50269. ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦНС. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС (СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ) 150.74 KB
  Реализация интегративной функции ЦНС: анализ поступающих афферентных сигналов и синтеза эфферентного сигнала необходимо большой силы и длительности и адекватности как характеру раздражителя, так и всей окружающей обстановке.
50270. РОЛЬ СПИННОГО МОЗГА В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА 150.22 KB
  Проводниковая функция спинного мозга возникает как функция аппарата двусторонних связей с головным мозгом и базируется на материальной основе белого вещества спинного мозга. При развитии белого вещества дорзальные (задние) канатики выполняют функцию чувствительного проведения, вентральные
50271. Роль среднего и заднего мозга в регуляции опорно-двигательного аппарата 242 KB
  Второй и последующий уровни регуляции работы опорно-двигательного аппарата являются надсегментарными (сравнить с сегментарным уровнем – спинным мозгом – посегментно замыкающиеся дуги спинальных двигательных рефлексов).