13135

Основы проектирования баз данных средствами СУБД ACCESS

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа по теме Тема 5.5. Основы проектирования баз данных средствами СУБД ACCESS Цель данной работы состоит в получении навыков в проектировании и работе с базой данных БД реляционного типа на примере использования СУБД ACCESS 20032. 5.5.1. Вопросы подле

Русский

2013-05-08

161.7 KB

99 чел.

Лабораторная  работа  по теме

«Тема 5.5. Основы проектирования баз данных средствами СУБД ACCESS»

Цель данной работы состоит в получении навыков в проектировании и работе с  базой данных (БД) реляционного типа на примере использования СУБД ACCESS 20032.

5.5.1. Вопросы, подлежащие изучению

  1. Основные понятия и определения баз данных.
  2. БД реляционного типа.
  3. Принципы построения БД реляционного типа.
  4. Инфологическое проектирование и модель «Сущность-связь».
  5. Создание реляционной БД в среде СУБД Access.
  6. Построение запросов к БД.

5.5.2. Задание

  1.  Выполнить все шаги из примера п. 5.5.4. Предварительно изучить основные понятия, определения и способы работы с БД в среде Access.

Изучить на примере способы:

  1. создания БД;
  2.  работы с таблицами и записями БД;
  3. создания формы для ввода данных в БД;
  4. формирования различных запросов в БД.
  5.  Выбрать вариант задания из таблицы 5.5.1. и выполнить следующие действия:
  6.  изучить предметную область проектируемой БД и уточнить задание, определив данные, которые необходимо хранить в БД;
  7.  разработать  модель «Сущность-связь» - ER-модель (Entity-Relationship) проектируемой БД (для этого необходимо выявить необходимый набор сущностей-таблиц, определить требуемый набор атрибутов для каждой сущности, определить ключи и связи между сущностями, формализовать связи);
  8.  создать новую БД в Access;
  9.  создать три таблицы, соответствующие сущностям ER модели БД;
  10.  создать схему БД, определив две связи типа «один-ко-многим» между двумя сущностями-таблицами и таблицей-связкой, а затем заполнить таблицы данными (заполнять необходимо сначала основные таблицы, а затем таблицу сущность-связку в режиме Конструктора таблиц, причем  количество  данных в таблицах должно обеспечивать выдачу не менее 3-5 записей по  запросу задания);
  11.  создать запросы либо с помощью Конструктора запросов либо с помощью соответствующего Мастера запросов, а затем их  выполнить;
  12.  создать форму для ввода данных в БД и  с ее помощью ввести несколько записей в БД, а затем их  выполнить;
  13.  просмотреть запросы в режиме SQL.


5.5.3. Содержание  отчета

  1. Тема и название работы.
  2. Индивидуальное задание на разработку БД.
  3. Формализация и уточнение задания.
  4. ER-модель БД.
  5. Объекты БД средствами СУБД  Access.
  6. Структуры таблиц БД.
  7. Содержимое таблиц БД.
  8. Форма для ввода данных в БД.
  9. Запросы и результаты запросов к БД  (запросы представить как визуально в QBE, так  и на языке SQL).

5.5.4. Пример создания простой БД «Экзамены»

1 . Тема и название работы:

Основы проектирования БД средствами СУБД Access -  База данных Экзамены.

2. Задание на разработку БД предметной области Экзамены:

БД должна содержать список студентов и результаты экзаменов каждого студента.

  1.  Уточнение задания:

Данные о каждом студенте  должны содержать номер зачетки, фамилию, имя, отчество, название факультета, курс, номер группы, дату рождения, размер стипендии. Данные об экзаменах: название предмета, оценка, дата сдачи экзамена.

4. Разработка ER-модели БД:

  1.  Сущности:

Опишем сущности на языке инфологического моделирования:

СТУДЕНТЫ (НомерЗачетки, Фамилия, Имя, Отчество, Факультет, Курс, Группа, ДатаРождения, Стипендия)

ЭКЗАМЕНЫ (Предмет, Оценка, Дата сдачи)

  1.  Ключи:

В сущности СТУДЕНТЫ первичный ключ  (PK -  Primary Key) – НомерЗачетки.

  1.  Связи:

Один студент (один экземпляр сущности СТУДЕНТЫ) может сдавать несколько экзаменов, поэтому один студент связан со многими экзаменами. Один факт сдачи одного экзамена (один экземпляр сущности ЭКЗАМЕНЫ) связан только с одним студентом. Таким образом, связь между сущностями СТУДЕНТЫ и ЭКЗАМЕНЫ «один-ко-многим».

  1.  Формализация связей:

Класс принадлежности со стороны сущности ЭКЗАМЕНЫ  – обязательный (факт сдачи экзамена обязательно должен быть связан с соответствующим студентом из сущности СТУДЕНТЫ), поэтому ключ Номер зачетки сущности СТУДЕНТЫ должен присутствовать как внешний (FKForeign) в сущности ЭКЗАМЕНЫ. Таким образом, сущность ЭКЗАМЕНЫ на языке инфологического моделирования должна быть следующей:

ЭКЗАМЕНЫ (НомерЗачетки, Предмет, Оценка, Дата сдачи).

Следовательно, ER-модель разрабатываемой БД должна выглядеть как на
рис. 5.5-1.

  Рис. 5.5-1

5. Разработка БД средствами СУБД Access:

  1. Создать  новую базу данных в файле с  именем BASA1фамилиягруппа,  например BASA1IVANOVPO0801.
  2. Создать структуру основной  таблицы БД, определив ключевое поле и индексы, а затем сохранить таблицу под именем СТУДЕНТЫ.

Для создания структуры таблицы СТУДЕНТЫ рекомендуется использовать режим Конструктора таблиц.

Причем в бланке Свойства обязательно указать длину текстовых полей, формат числовых полей и дат. Поле НомерЗачетки в таблице СТУДЕНТЫ   объявить ключевым и индексированным со значением Совпадения не допускаются.

Структура таблицы СТУДЕНТЫ  и типы полей представлены на рис. 5.5-2.

.  

Рис. 5.5-2

После определения  всех полей таблицы необходимо закрыть окно и сохранить таблицу под именем  СТУДЕНТЫ.

Ввести в  таблицу СТУДЕНТЫ  10-15 записей и сохранить их (рис. 5.5-3). Для сохранения записей достаточно просто закрыть окно таблицы.

Вводить данные в таблицу СТУДЕНТЫ  рекомендуется в режиме Таблицы.

       Рис. 5.5-3

  1. Создать структуру   таблицы ЭКЗАМЕНЫ (рис  5.5-4)

        Рис. 5.5-4.

Обязательно определить нужные формат и длину полей в бланке Свойства поля

Тип поля НомерЗачетки определить Мастером подстановок, который использует для подстановки данные из таблицы СТУДЕНТЫ. Для поля НомерЗачетки в Типе данных следует выбрать Мастер подстановок. Для этого в появившемся окне Создание подстановки выбрать Готово и далее в качестве доступных при подстановке полей выбрать Фамилию и Имя. На этапе выбора ширины столбцов снять галочку Скрыть ключевой столбец.

Поле НомерЗачетки в таблице ЭКЗАМЕНЫ  объявить индексированным со значением Совпадения  допускаются

Внимание! При сохранении структуры неключевой таблицы Access может предупредить об отсутствии ключевого поля и предложит создать это поле сейчас. В данном случае следует отказаться от  этого. 

  1. Установить степень связи «один-ко-многим» между таблицами СТУДЕНТЫ и Экзамены с обеспечением целостности данных.

Для этого следует вызвать из меню Сервис окно Схема данных и добавить в схему данных обе таблицы (СТУДЕНТЫ и Экзамены). Установить в окне схемы данных связь между таблицами по полю  НомерЗачетки. Для этого установить мышку на поле НомерЗачетки таблицы Студенты и, не отпуская клавишу мышки, перевести указатель на поле НомерЗачетки таблицы Экзамены. После отпускания клавиши в появившемся окне Изменение связей проверить тип связи (должен быть «один-ко-многим»). Включить переключатель Обеспечение целостности данных. После этого включить опции Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных полей.  Щелкнуть на кнопке Создать и после этого закрыть окно Изменение связей. 

  1. Заполнить таблицу ЭКЗАМЕНЫ данными в режиме таблицы, используя созданный с помощью Мастера подстановок список в поле НомерЗачетки.
  2. Создать автоформу в столбец по таблице СТУДЕНТЫ.

Для этого:

  1. перейти в окне базы данных на вкладку Формы и нажать  кнопку  Создать;
  2. выбрать в качестве источника данных таблицу СТУДЕНТЫ ;
  3. выбрать вид формы Автоформа: в столбец.

  1. Создать при помощи Мастера форм  форму по двум таблицам. Для этого:
  2. в качестве режима создания выбрать Мастер форм;
  3. включить в форму поля НомерЗачетки, Предмет и Оценка из таблицы Экзамены и поля Фамилия, Имя, Отчество, Факультет, Курс, Группа, Стипендия  из таблицы СТУДЕНТЫ ;
  4. выбрать вид представления данных: основная таблица СТУДЕНТЫ, включить кнопку Подчиненные формы;
  5. выбрать стиль и внешний вид формы;
  6. задать название  основной формы Данные об успеваемости студента
  7. просмотреть полученную форму и сохранить.

  1. Создать простой запрос,  выбрав несколько произвольных полей из таблицы СТУДЕНТЫ.
  2. Создать с помощью Конструктора  запросов запросы, удовлетворяющие условиям:
  3. единственное значение факультета;
  4. фамилии  и имена студентов, проживающие в одном из городов или обучающиеся на одном из факультетов.

Примечание: в запрос должны быть включены поля Фамилия, Имя, Отчество и те поля, где вводятся критерии.

После того как был задан критерий для запроса, запрос нужно выполнить и сохранить под именем, подходящим по смыслу.

 

  1. Добавить для запросов с полем  типа  Дата/время   поле ДатаРождения  и выбрать  

   записи, удовлетворяющие условиям: дата больше 1.1.80;

  1. Создать  итоговый запрос: оставить в запросе поля Факультет, Стипендия,  

  НомерЗачетки,  вычислить максимальное значение стипендии для каждого

  факультета и подсчитать количество студентов на каждом факультете (используя  

  Count).

  1. Создать запрос с вычисляемыми полями:
  2. включить в запрос вычисляемое поле, которое является результатом сцепления текстовых полей Фамилия, Имя, Отчество. Назвать поле Ф. И. О. студента.
  3. используя построитель выражений, подсчитать надбавку  студентам, равную 15%  от стипендии.

  1. Сконструировать запрос-выборку к таблице  СТУДЕНТЫ, выбрав тех, кто не

   получает стипендии. Выполните запрос и просмотрите результат.

  1. Перейти в режим Конструктора для этого запроса, и преобразуйте его в запрос для

  сохранения результатов в виде отдельной таблицы с именем Студенты без

  стипендии (Запрос/Создание таблицы).

  1. Выбрать в копии таблицы СТУДЕНТЫ всех, кто проживает в определенном

   городе, например, Уфе. Сделав запрос, проверьте правильность отбора записей.

  1. Перейти в режим Конструктора для этого запроса и преобразуйте его в запрос на

   обновление данных. В строке Обновление  задать новое значение для поля Город 

   (например, введите сокращенное название города и т.п.). Выполнить запрос.


5.5.5. Варианты заданий

Таблица 5.5-1.

№ вар.

Название БД

Таблицы

Примечание

Запросы

1

Банк

БАНК (код банка, название, адрес)

КРЕДИТ (код банка, номер клиента, дата выплаты кредита, размер кредита).

КЛИЕНТ (номер клиента, ФИО,  телефон клиента).

Банк имеет много клиентов и один клиент может брать кредиты в разных банках.

1.Выбрать банки, которые не имеют клиентов.

2.Выбрать клиентов,  которые имеют задолженность более месяца.

2

ВУЗ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (номер препод., ФИО, адрес и должность препод., ученая степень).

ЗАНЯТИЯ (номер препод., код дисциплины, номер аудитории, дата)

ДИСЦИПЛИНА (код дисциплины, название, количество часов).

Один преподаватель может вести несколько дисциплин и одна дисциплина может вестись несколькими преподавате-лями.

1.Выбрать преподавателей, которые были "без работы" в определенный период времени.

2.Выбрать дисц-ну, количество часов которой наибольшее.

3

Склад

ТОВАР (код товара, название товара, количество на складе, единица измерения, стоимость единицы товара).

ПОСТАВКА (код поставщика, код товара, дата поставки, количество товаров в поставке).

ПОСТАВЩИК (код поставщика,  ФИО).

Один и тот же товар может доставляться несколькими поставщиками и один и тот же поставщик может доставлять несколько видов товаров.

1.Выбрать поставщиков, которые поставляют данный товар.

2.Определить самый дешевый товар и соответствую-щего поставщика.

4

Произ-водство

ИЗДЕЛИЕ (код изделия, название изделия, объем выпуска).

СПЕЦИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ (код изделия, код материала, количество материала в спецификации изделия, дата установления спецификации).

МАТЕРИАЛ (код материала, название, единица измерения материала, цена за единицу).

Одно изделие может содержать много типов материалов и один и тот же материал может входить в состав разных изделий.

1.Определить изделия, в которые входит соответствующий материал.

2.Вывести список изделий, которые не производились в конкретном году.

5

Сеть магази-нов

ВЛАДЕЛЕЦ (номер владельца, ФИО, адрес, телефон  владельца магазина, номер регистрации, дата регистрации).

ВЛАДЕНИЕ (номер владельца, номер магазина, дата регистрации).

МАГАЗИН (номер магазина, название, адрес магазина, профиль).

Один и тот же магазин может иметь несколько владельцев и один и тот же владелец может иметь в собственности много магазинов.

1.Определить владельцев, имеющих собственность в соответствующем районе.

2.Вывести список профилей магазинов, которыми владеет соответствующий предприниматель

6

Автомас-терские

АВТОМЕХАНИК (номер автомеханика, ФИО).

НАРЯД (номер автомобиля, номер автомеханика, название, адрес ремонтной мастерской).

АВТОМОБИЛЬ (номер, марка, год выпуска, ФИО автовладельца).

Один и тот же автомобиль может обслуживаться разными автомеханиками и один и тот же автомеханик может обслуживать несколько автомобилей.

1.Выбрать механиков, которые  работают с автомобилями заданной марки.

2.Определить тех владельцев автомобилей, которых обслуживает данный  механик.

7

Деканат

ГРУППА (код группы, курс, количество студентов).

СЕССИЯ (код группы, код дисциплины, ФИО преподавателя, вид контроля, дата).

ДИСЦИПЛИНА (код дисциплины, название дисциплины, количество часов).

Одна группа изучает несколько дисциплин и одна дисциплина может преподаваться нескольким группам.

1.Определить преподавателя, который в сессию принимает экзамены у данной группы по данной дисциплине.

2.Определить группу, у которой число студентов наибольшее.

8

Органи-зация

РАБОТА (шифр работы, название, трудоемкость).

ПОРУЧЕНИЕ (шифр работы, табельный номер сотрудника,  плановая и реальная даты окончаний).

СОТРУДНИК (табельный номер, ФИО сотрудника, должность).

Одна и та же работа может выполняться несколькими сотрудниками и один и тот же сотрудник может участвовать в нескольких работах.

1.Определить те работы в конкр. году, по которым сроки  выпол-ния превышают один месяц.

2.Определить общее количество работ, находи-хся на выполнении у некоторого сотрудника.

9

Поликли-ника

ПАЦИЕНТ (номер, ФИО, дата рождения, социальный статус)

ЛЕЧЕНИЕ (номер пациента, номер врача, диагноз, срок потери трудоспособности,  дата начала лечения).

ВРАЧ (номер врача, ФИО, должность, специализация).

Один и тот же пациент может лечиться у нескольких врачей и один врач может лечить несколько пациентов.

1.Определить те случаи, когда конкретное заболевание лечилось врачом конкретной специализации.

2.Вывести имена тех врачей, которые работают исключительно с пенсионерами.

10

Спорт

ВИД СПОРТА (название вида спорта, единица измерения, мировой рекорд и его дата).

РЕЗУЛЬТАТ (название вида спорта, код спортсмена, показанный результат, дата проведения, место проведения).

СПОРТСМЕН (код спортсмена, ФИО спортсмена, год рождения).

Один и тот же спортсмен может заниматься разными видами спорта

1.Вывести виды спорта для каждого спортсмена.

2.Вывести список спортсменов, превысивших мировой рекорд по данному виду спорта.

11

Сельско-хозяй-ственные работы

ПРЕДПРИЯТИЕ (код предприятия, наименование, дата регистрации, вид собственности, число работников, основной вид продукции).

ПОСТАВКА (код продукции, код предприятия, дата поставки, объем).

ПРОДУКЦИЯ (код продукции, название продукции, единица измерения, закупочная цена).

Одно и то же предприятие может выпускать разные виды продукции и одна и та же продукция может выпускаться разными предприятиями.

1.Вывести все данные по конкретному предприятию.

2.Вывести список продуктов и их дату поставки, для которых закупочная цена ниже заданной.

12

Город-ской транспорт

ВИД ТРАНСПОРТА (название вида транспорта, средняя скорость движения, количество машин в парке, стоимость проезда).

МАРШРУТ (номер пути, название вида транспорта, количество остановок на маршруте, количество машин на маршруте).

ПУТЬ (номер пути, начальный пункт пути, конечный пункт, расстояние).

Один и тот же вид транспорта может на разных маршрутах использовать разные пути следования и один и тот же путь может использоваться разными видами транспорта.

1.Вывести данные по маршруту, у которого максимальное количество видов транспорта.

2.Вывести данные по  маршрутам трамваев в порядке убывания их протяженности.

13

Геогра-фия

СТРАНА (название страны, регион, столица, площадь территории).

НАСЕЛЕНИЕ (название страны,  название национальности, количество людей данной национальности).

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (название национальности, язык, общая численность).

1.Выбрать численность населения по всем странам.

2.Определить столицу той страны, где проживает более всего представителей конкретной национальности.

14

Домоуп-равление

КВАРТИРА (номер квартиры, номер дома, число жильцов, площадь).

ОПЛАТА (номер квартиры, номер дома, вид оплаты, сумма оплаты, дата оплаты).

ВИД ОПЛАТЫ (название вида оплаты, цена за единицу площади, цена за одного жильца).

В одной квартире используются разные виды оплаты.

1.Определить сумму месячной оплаты для данной  квартиры конкретного дома.

2.Определить задолженность по оплате конкретного вида конкретной вартиры.

15

Аэропорт

САМОЛЕТ (номер самолета, тип, число мест, скорость полета).

РЕЙС (номер самолета, номер маршрута, дата и время вылета, дата и время прилета, количество проданных билетов).

МАРШРУТ (номер маршрута, расстояние, пункт вылета, пункт назначения).

Один самолет может летать на разных маршрутах и по одному маршруту  могут летать разные самолеты.

1.Определить время полета для конкретного самолета по конкретному маршруту.

2.Выбрать тип самолета, который чаще всего летает по конкретному маршруту.

16

Компью-теры

ФИРМА (номер фирмы, название и место размещения фирмы).

РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (номер фирмы, номер конфигурации, объем партии, цена партии).

КОНФИГУРАЦИЯ ПК (номер конфигурации, тип процессора, тактовая частота, объем ОЗУ, объем жесткого диска, дата выпуска).

Одна конфигурация ПК может  изготавливаться разными фирмами и одна и та же фирма может собирать ПК разной конфигурации.

1.Определить фирму, которая представляет самую новую модель на базе конкретного типа процессора.

2.Выбрать модель с наибольшей тактовой частотой, которая выпускается в конкретном городе.

17

Личные данные

СТУДЕНТ (номер зачетной книжки, ФИО студента, дата рождения студента).

ОБУЧЕНИЕ (название факультета,  номер зачетной книжки, номер группы,  сумма стипендии студента, год зачисления).

ФАКУЛЬТЕТ (название факультета, число мест).

Один и тот же студент может обучаться на разных факультетах.

1.Определить количество студентов на конкретном факультете.

2.Определить суммарную стипендию конкретной группы.

18

Зоопарк

ВИД ЖИВОТНОГО (название вида животного, суточное потребление корма, семейство, континент обитания).

РАЗМЕЩЕНИЕ (название вида животного,  номер помещения, количество животных)

ПОМЕЩЕНИЕ (номер помещения, наличие водоема, отопления в помещении).

Один и тот же вид животного может в зоопарке находиться в разных помещениях и в одном помещении может находиться несколько видов животных.

1.Определить суточное потребление корма обитателями конкретного помещения.

2.Определить общую численность представителей конкретного вида животных.

19

Шахматы

ШАХМАТИСТ (код спортсмена, ФИО, дата рождения, страна, спортивный разряд,  рейтинг).

УЧАСТИЕ (код спортсмена, код турнира, стартовый номер спортсмена в данном турнире, занятое место).

ТУРНИР (код турнира,  страна, город, дата проведения, уровень турнира).

Один шахматист может участвовать в разных турнирах.

1.Выбрать турнир с самым высоким рейтингом участников.

2.Выбрать тех шахматистов, которые выиграли хотя бы один турнир течение конкретного года.

20

Судоход-ство

КОРАБЛЬ (название корабля, водоизмещение, порт приписки, капитан).

ПОСЕЩЕНИЕ ПОРТА (название корабля,  название порта, дата посещения порта, дата убытия, номер причала, цель посещения).

ПОРТ (название порта, страна).

Один корабль может посещать несколько портов.

1.Выбрать список кораблей, посещавших конкретный город в конкретное время.

2.Определить страны, в которые никогда не приходят корабли с целью 'туризм'.

21

Научные конфе-ренции

УЧЕНЫЙ (имя ученого, организация, страна, ученая степень).

УЧАСТИЕ (имя ученого, название конференции, тип участия, тема доклада, публикация (да/нет)).

КОНФЕРЕНЦИЯ (название конференций, место проведения, дата).

Один ученый может участвовать в разных конференциях и с разными типами докладов.

Тип участия: доклад, сообщение, стендовый доклад и т.д.

 

1.Выбрать названия конференций, некоторые материалы которых не опубликованы.

2.Определить количество докторов наук в каждой конференции.

22

Програм-мные продукты

ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ (название программного продукта, версия, фирма, дата выпуска, прикладная область, стоимость лицензии).

ИНСТАЛЛЯЦИЯ (название программного продукта,  название пользователя,  стоимость инсталляции, дата инсталляции, количество лицензий при инсталляции).

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ (название пользователя, регион, сфера применения).

Один и тот же программный продукт может инсталлироваться разными пользователями и один пользователь может инстал-ровать разные продукты.

Прикладная область: делопроизводство, коммерция, бизнес и т.д.

Тип программного продукта: ОС, сервер приложений, СУБД и т.п

1.Вывести данные по прикладным областям.

2.Определить затраты на инсталляции программного обеспечения, сделанные конкретным пользователем в конкретном году.

23

Опера-циионная система

ПРОЦЕСС (идентификатор процесса, идентификатор владельца процесса, название процесса, приоритет, класс).

ПЛАНИРОВАНИЕ (идентификатор процесса, название ресурса,   запрошено/выделено).

РЕСУРС (название ресурса, объем, цена за единицу).

Один и тот же процесс может задействовать много разных ресурсов и один и тот же ресурс может быть задействован разными процессами.

Примечание:

Классы процессов (в порядке убывания абсолютного приоритета): критический, серверный, нормальный, запасной.

1.Вывести данные по ресурсам для каждого процесса.

2.Определить владельца процесса, у которого "самые большие аппетиты" в ценовом выражении.

24

Добыча полезных ископа-емых

ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ (название полезного ископаемого, единица измерения, годовая потребность, цена за единицу).

МЕСТОРОЖДЕНИЕ (название полезного ископаемого,  название пункта,  название месторождения, запасы, способ разработки, годовая добыча).

ПУНКТ (название пункта, пропускная способность путей сообщения данного пункта).

Из одного и того же пункта вывоза могут  вывозиться  разные полезные ископаемые, одно и то же полезное ископаемое может вывозиться с разных пунктов вывоза. Конкретное месторождение может использовать конкретный пункт вывоза для конк-ого полезного ископаемого.

1.Определить, какие ископаемые добываются в конкретном месторождении.

2.Выбрать список месторождений, в которых добывается конкретное ископаемое заданным способом разработки.

25

Авто-транс-портное предпри-ятие

АВТОМОБИЛЬ (номер автомобиля, марка автомобиля, его техническое состояние, пробег, расход топлива).

РЕЙС (номер автомобиля, табельный номер водителя,  дата выезда, дата прибытия,  расстояние).

ВОДИТЕЛЬ (табельный номер водителя, ФИО, дата рождения,  оклад).

Один и тот же автомобиль может использоваться разными водителями и один водитель может использовать разные автомобили.

1.Выбрать автомобиль с наименьшим расходом топлива.

2.Вывести данные по всем рейсам, в которых участвовал данный автомобиль.

26

Театр

АКТЕР (номер актера, ФИО, звание, амплуа, пол).

ПОСТАНОВКА НА РОЛЬ (номер актера, название роли, дата назначения на роль, тип роли, режиссер, номер состава);

РОЛЬ (название роли, тип  роли, название пьесы).

На одну и ту же роль могут назначаться разные актеры.

Амплуа: герой-любовник, инженю, злодей т.д., тип роли: главная, вторая, эпизод.

1.Определить список актеров конкретного режиссера.

2.Выбрать пьесы, в которых исполнителем  главной роли является конкретный актер.

27

Справоч-ная аптек

ЛЕКАРСТВО (название лекарства, показания к использованию, противопоказания, производитель).

НАЛИЧИЕ (название лекарства, номер аптеки,  тип, цена, количество, срок годности).

АПТЕКА (номер аптеки, специализация аптеки,  район, телефон).

Тип: таблетки, микстура, мазь и т.д.

1.Вывести ассортимент предлагаемых лекарств жителей конкретного района.

2.Определить, в каких аптеках дешевле всего конкретное лекарство.

28

Кулина-рия

БЛЮДО (название блюда, категория, рецепт, вес порции).

СОСТАВ (название блюда,  название продукта, количество, обработка).

ПРОДУКТ (название продукта, категория, калорийность, цена за ед., ед. измерения).

Одно блюдо состоит из разных продуктов и один и тот же продукт может входить в состав разных блюд. Категория блюда: первое,  гарнир, и т.д.,

продукта: мясо, мучное и т.д.

1.Определить, для каких блюд продукты данной категории  предварительно подвергаются заданной обработке.

2.Определить данные по соответствующему блюду.

29

Изучение студен-тами дисцип-лин по выбору

СТУДЕНТ (номер зачетной книжки, ФИО студента, адрес, телефон).

ВЫБОР (номер зачетной книжки, наименование дисциплины, деканат, адрес деканата, отметка о сдаче дисциплины).

ДИСЦИПЛИНА (наименование дисциплины, количество лекционных часов, семинарских и лабораторных занятий).

Каждый студент должен изучить несколько дисциплин по выбору и каждая дисциплина может изучаться несколькими студентами.

1.Получить список студентов, изучающих заданную дисциплину и сдавших ее.

2.Получить список и объем дисциплин, изученных заданным студентом.

30

Отдел кадров

СОТРУДНИК (номер сотрудника, ФИО, образование, телефон, дата рождения).

ЗАЧИСЛЕНИЕ (номер сотрудника, наименование подразделения, должность, дата зачисления, оклад).

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ (наименование подразделения, количество штатных единиц, фонд заработной платы).

Один и тот же сотрудник может числиться в разных подразделениях

1.Выбрать сотрудников, которые занимают инженерные должности, не имея высшего образования.

2.Определить, в каких подразделениях работает данный сотрудник.


5.5.6.  Контрольные вопросы по теме

«Основы  проектирования баз данных средствами
СУБД  ACCESS»

  1. Что  такое реляционная база данных?
  2. Что такое модель «Сущность-связь» (ER-модель)?
  3. Типы связей "один-к-одному" и "один-ко-многим": как они реализуются в реляционных базах данных?
  4. В каких режимах можно создать структуру таблицы в Access?
  5. Что определяется при формализации связей?
  6. Что такое ключевое поле,  и какие требования предъявляются к нему?
  7. Как в СУБД Access  можно определить ключевое поле?
  8. Как  и для чего в СУБД Access  создается схема данных?
  9. Назовите основные типы данных в Access.
  10. Как в Access  определить связи между таблицами?
  11. Как используется Мастер подстановок?
  12. Каковы возможности Access  по изменению структуры таблиц?
  13. Как отсортировать  записи по одному полю? По нескольким полям?
  14. Как создать простой запрос, итоговый запрос, запрос с вычисляемыми полями, запрос на создание таблицы?
  15. Как создать форму в Access?

2 При работе со своим вариантом задания студенты могут использовать СУБД ACCESS версиq 2003 или 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6943. Основные вопросы философии и основные направления философии 947 KB
  Основной вопрос философии и основные направления философии. Основной вопрос философииесть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и ...
6944. Философия. Шпаргалка. Мировоззрение, его структура и исторические типы 876.5 KB
  Вопросы для подготовки к экзамену по философии 1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а ...
6945. Философия. Предмет философии и ее категории. Шпаргалка 832 KB
  1.Мировоззрение, его сущность, структура и исторические виды. Основа мировозрения дана нам при рождении, далее развитие идет по спирали, и, если заботливые руки тебя держали, зрение открывало горизонты и дали, раскрывая смысл последующих знаний. Сущ...
6946. Философия, ее предмет, предназначение и функции 912 KB
  Философия, ее предмет, предназначение и функции. Функции философии: Регулятивные и организующие(методология)-определение способов достижения какой-либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон ...
6947. Философия. Ответы на экзаменационные билеты 860 KB
  Мировоззрение и его структура. Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные поз...
6948. Шпаргалка по философии. Предмет и методы философского знания 837.5 KB
  Предмет философии. Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия - рассуждения проводимые на досуге за чашкой чая, или стаканом (обязательно граненым) водки о предметах составляющих объе...
6949. Предмет философии и ее функции 28 KB
  Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения ос...
6950. Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве 69 KB
  Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему челове...
6951. Учение Аристотеля 119.5 KB
  Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов, не может быть понята природа в ее жизни и стремлении. Так как природа есть начало движения и изменения, - писал он, - а предметом нашего...