13220

Реформы Александра II

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Реформы Александра II Личность императора Александра II. Император Александр II родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сы

Русский

2013-05-11

57.74 KB

3 чел.

Реформы Александра II

     Личность императора Александра II. Император Александр II родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.

     Наставником цесаревича был назначен Василий Андреевич Жуковский - писатель, один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как образование для добродетели. Задачи обучения и воспитания тесно переплетались.

     Два раза в год для наследника устраивались экзамены, на которых он неизменно показывал хорошие результаты. После одного из них император Николай I писал Жуковскому: Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает, - знает хорошо, благодаря Вашему способу обучения и ревности учителей.

     Важнейшей частью образования наследника являлись его поездки по стране. Весной 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского Александр более 6 месяцев путешествовал по России. Железных дорог еще не существовало, и наследнику пришлось передвигаться на пароходах и лошадях, преодолевая огромные расстояния.

     Будущий царь не только встречался с должностными лицами на местах, осматривал древние храмы, музеи, исторические и природные достопримечательности, но и охотно посещал дома простого люда и внимательно выслушивал их рассказы о радостях и горестях своего житья-бытья.

     В 19 лет Александр Николаевич свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также имел обширные познания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам.

     Его отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Он производил самое благоприятное впечатление на тех, кому доводилось встречаться с ним и в России, и за границей.

     В качестве цесаревича Александр Николаевич неоднократно выезжал за границу. Во время самой продолжительной такой поездки, с мая 1838 по июнь 1839 г., он посетил Пруссию, Швецию, Данию, Баварию, Австрию, Голландию, Италию, Англию и другие княжества и королевства. Александр Николаевич знакомился с политическими приемами управления различных стран, посещал парламенты, его везде принимали с величайшим почтением. Римский папа Григорий XVI в его честь даже распорядился специально иллюминировать купол собора Святого Петра.

     В апреле 1841 г. в Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, перешедшей к тому времени в православие и принявшей имя Марии Александровны.

     С начала 1840-х гг. Николай I приобщает сына к делам государственного управления. Он принимает участие в работе Государственного совета, Комитета министров, Финансового комитета. Во время отлучек царя из столицы на цесаревича возлагалась ответственность принимать решения по текущим делам. С конца 1840-х гг. Александр Николаевич назначается председателем нескольких комитетов, обсуждавших важнейшие вопросы государственной жизни, в том числе и вопрос об улучшении положения крепостных крестьян. В 1849 г. Александр Николаевич получает должность командующего гвардией и начальника всех военно-учебных заведений России.

     Ко времени вступления на престол Александр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными знаниями в различных областях, имевшим достаточно глубокие представления о сложной механике государственного управления. Он находился на престоле с 1855 по 1881 г.

     Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Александр II принял бразды правления в тяжелый исторический момент. Шла Крымская война, события на театре военных действий разворачивались не в пользу России, положение внутри страны становилось напряженным, финансы были расстроены. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую, неудачную для России войну.

     В первый год царствования Александр I основное внимание уделил решению именно этой задачи. После окончания войны перед правительством встали проблемы внутреннего порядка. Александр II очень скоро убедился, что управлять страной по-старому нельзя, что требуется основательная перестройка всего громоздкого государственного здания, что почти повсеместно требуются реформы.

     Уже на первом представленном отчете министра внутренних дел, где говорилось о многих проблемах страны и трудностях их разрешения, царь написал: Читал с большим интересом и благодарю, в особенности за откровенное изложение всех недостатков, которые, с Божией помощью и при общем усердии, с каждым годом будут исправляться.

     Особое место в этом ряду насущных проблем занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. перед московским дворянством, царь во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество: Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.

     Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различного рода комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.

     Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения крестьянства отражал волеизъявление всей нации. Однако значительная часть дворянства не желала перемен. Александр II решил единым волевым актом перевернуть темную страницу отечественной истории. Для этого у него имелось достаточно сил и средств. И все же он пытался сделать это так, чтобы первое сословие, так много значившее для монархии и империи, осталось удовлетворено переменами. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Вот почему решению проблемы крепостного права потребовался столь продолжительный подготовительный период. Ожидаемые преобразования затрагивали в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной Российской империи.

     Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные общественные деятели. К концу 1860 г. план освобождения крестьян от крепостной зависимости был разработан. В феврале 1861 г. император подписал Манифест, извещавший об отмене крепостного права. Это была великая и благотворная мера.

     Крепостное право к 1861 г. сохранялось в стране далеко не везде. Однако в наиболее населенных и сельскохозяйственно развитых губерниях Европейской России оно существовало. Эта зона проходила на севере по линии Петербург-Вологда (примерно 60-я параллель), а на юге ограничивалась рекой Дон (примерно 45-я параллель). На востоке рубеж этого района обозначала река Волга, а на западе - государственная граница Российской империи. В этом обширном географическом квадрате проживало более половины населения России, и именно здесь крепостные устои были особенно сильны.

     В других районах страны крепостной зависимости или вообще не было (север Европейской России, Сибирь, Прибалтика), или в крепости находилась незначительная часть землепашцев.

     Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25% крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.

     Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными владельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий - купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10% всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие первого, благородного, сословия, дававшего стране основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства.

     Приступая к выработке преобразовательных мер, правительство стремилось, с одной стороны, предоставить свободу черносошным (простым) крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного существования, а с другой - защитить интересы дворянства.

     19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание свободных сельских обывателей. Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России.

     Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично - к мировым судьям.

     Помещики сохраняли право на всю принадлежавшую им землю, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьян усадебную оседлость (землю около крестьянского подворья), а также полевой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).

     За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми уставными грамотами, для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела.

     Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого - временнообязанными.

     Выходившие из-под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года.

     Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами которой ведали собрания сельских старост и особые выборные от сельских обществ.

     На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные (управленческие), но и полицейские функции.

     Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права.

     Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, перейдет в полную собственность крестьян.

     Большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, поэтому деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предстояло погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название выкупных платежей. Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.

     Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество, а крестьянин не имел права отказаться от надела и сменить место жительства. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, поскольку платежи являлись общей повинностью. Это называлось круговой порукой.

     Конечно, проведенные преобразования многих не удовлетворили. Помещики теряли бесплатную рабочую силу, и хотя и сохраняли рычаги финансового воздействия, но в перспективе утрачивали свое влияние на крестьян. Крестьян не устраивало, что землю они получали не даром, а за выкуп, который предстояло платить долгие годы.

     В некоторых краях даже возникли беспорядки, т. к. пошел слух, что настоящая царская грамота, где якобы крестьянству передавалась земля без всякого выкупа, спрятана барами. Получили известность события в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии, где крестьяне прогнали всех государственных служащих и установили свою, правильную, власть. В этих селах дело дошло до кровавых столкновений между крестьянами и войсками.

     В целом же событие огромного исторического значения произошло без серьезных социальных потрясений. При всем несовершенстве реформы 1861 г. государству удалось решить трудную историческую задачу - ликвидировать унизительное крепостное право и открыть путь к интенсивному социальному преобразованию страны.

     Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования.

     Ликвидация крепостного права коренным образом меняла весь характер общественной жизни в России, и перед властью встала задача заново ее структурировать. С Манифеста 19 февраля 1861 г. начался период преобразований, получивший позже название эпохи великих реформ.

     В январе 1864 г. император утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению, лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных-гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания, созываемые несколько раз в году. Для повседневной же деятельности избирались уездные и губернские земские управы.

     К земствам перешли заботы о всех местных нуждах: строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, образовании, медицинской помощи. Для решения этих задач необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать земские сборы (налоги).

     Земское самоуправление вводилось постепенно. Первым оно было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях Европейской России.

     Через несколько лет после открытия земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности.

     Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имевших в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшихся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления наделялись правом вводить городские сборы (налоги).

     Еще одной важной реформой царя Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласный, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, нередко расследование проводилось и неумело и пристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство.

     В ноябре 1864 г. царь утвердил новый Судебный устав, призванный создать суд скорый, правый, равный и открытый. Отныне судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).

     Царствование Александра II ознаменовалось проведением военной реформы. 1 января 1874 г. был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности.

     Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся ее тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые отрывались от семьи на многие годы и возвращались домой уже в преклонных летах, поскольку срок службы равнялся 25 годам.

     В указе о введении всеобщей воинской повинности говорилось: Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного.

     К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы на этот счет. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье), срок службы сокращался в зависимости от уровня образования будущего воина, а некоторые категории населения, например учителя, вообще не призывались в армию. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте - 7 лет.

     В период царствования Александра II произошли большие изменения в сфере образования. Были открыты новые высшие учебные заведения. В 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника-попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредоточилась в руках самого университета, во главе с избираемым ректором.

     В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

     В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Они готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных училищах предпочтение отдавалось естественно-научным дисциплинам. Училища ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. И гимназии и реальные училища давали детям законченное среднее образование.

     При Александре II получило широкое развитие начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян.

     Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий и училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 тыс. (около 1,5 млн учащихся), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5 тыс.

     Россия и европейские державы. Князь A. M. Горчаков. Царь Александр II и русская дипломатия отчетливо сознавали, что настало время для прорыва дипломатической изоляции, в которой Россия оказалась после окончания Крымской войны.

     Эту задачу предстояло решить министру иностранных дел князю А. М. Горчакову (1798 -1883), которого Александр II назначил на эту должность как раз в 1856 г. Князь оставался на этом важнейшем государственном посту четверть века.

     Складывавшаяся политическая ситуация в Европе благоприятствовала разрешению поставленных задач.

     Признаки дружеского внимания по отношению к России французский император Наполеон III и его правительство начали проявлять сразу же после заключения Парижского мира. В сентябре 1857 г. в Штутгарте, столице Вюртембергского королевства, состоялась встреча Александра II и Наполеона III. В течение трех дней императоры и их министры живо обсуждали текущие политические события и, к обоюдному удовлетворению, установили, что взгляды Петербурга и Парижа по ключевым международным проблемам очень близки. Это открывало путь политике сближения двух стран. Однако этого не произошло.

     Создание франко-русского геополитического союза было отсрочено более чем на 30 лет в силу различных причин, в числе которых недальновидность французской дипломатии занимала не последнее место. Существовали две основные проблемы, возводившие в 1850-1860-е гг. непреодолимые преграды на пути политического сближения России и Франции. Во-первых, Париж отказывался даже обсуждать возможность пересмотра Парижского договора 1856 г. Во-вторых, препятствием служил старый и больной "польский вопрос". На встрече монархов в Штутгарте именно он оказался камнем преткновения. Уже в конце переговоров Наполеон III, обращаясь к царю, заявил: "Я имею обязательства, от которых не могу отречься, и должен щадить общественное мнение, которое во Франции очень благоприятно Польше. Об этом обязательстве я должен откровенно предупредить Ваше Величество, чтобы не пришлось прервать наши добрые отношения, которыми я так дорожу".

     Эта тирада произвела тяжелое впечатление на Александра II, усмотревшего здесь попытку вмешательства во внутренние дела России. Он не стал развивать эту тему, заметив лишь, что никто больше него не желает Польше спокойствия и преуспеяния.

     Это были не пустые слова. Во второй половине 1850-х гг. политика царского правительства по отношению к Царству Польскому претерпела существенные изменения. Александр II стремился добиться прочного умиротворения этого неспокойного региона империи. Участники восстания 1830-1831 гг. были помилованы, был восстановлен конкордат с Римской курией от 1847 г., утверждавший право Ватикана управлять делами польской католической церкви. В ведение польских властей перешло школьное дело, в Варшаве была открыта Академия медицинских наук. Для решения местных хозяйственных нужд был образован Центральный польский земледельческий совет, получавший право создавать собственные отделы во всех польских губерниях.

     Однако все это приводило совсем не к тем результатам, на которые рассчитывали в Петербурге. Лидеры польских общественных групп воспринимали эти жесты доброй воли российского монарха как слабость и лишь усиливали свою антирусскую деятельность. К тому времени в странах Западной Европы действовала многочисленная польская эмиграция, занимавшая в некоторых столицах, например в Париже, весьма влиятельное положение. Здесь сформировался центр как белой партии, выражавшей интересы польской аристократии, так и красной партии, действовавшей в союзе с ксендзами, мелкими землевладельцами и служилым людом.

     Правительство Наполеона III, весьма озабоченное своим общественным престижем, не скрывало интереса к польскому делу. Вожди польской эмиграции ратовали не просто за независимость районов, населенных соплеменниками, но одновременно выступали за отторжение от России обширных западных территорий, которые они хотели бы включить в состав будущей Великой Польши. Идея всемерного ослабления России, становившаяся явью при осуществлении независимости польских земель, естественно, нашла горячих сторонников в Англии. В марте 1862 г. премьер-министр лорд Пальмерстон произнес в палате общин страстную речь о "польской свободе". Хотя он и не обещал полякам вооруженную помощь, но всячески прославлял их "неодолимый и неистощимый патриотизм".

     Конечно, ни Англия, ни Франция воевать за Польшу не собирались. Западная дипломатия старалась лишь выгодно разыграть польскую карту, чтобы не допустить усиления России.

     Когда Пальмерстон произносил свою речь, в Польше еще не полыхала война, но приближение ее уже чувствовалось. События начали разворачиваться в конце 1860 г. Первоначально все ограничивалось мирными шествиями с лозунгами независимости и торжественными молебнами по погибшим в "праведной борьбе". Постепенно накал выступлений возрастал, выпады и угрозы по адресу не только административных лиц, но вообще всех русских и православных стали повседневностью в Варшаве и ряде других городов.

     В феврале 1861 г. дело дошло до стычек между толпой и военными, которых на улицах начали забрасывать камнями. Прогремели выстрелы, и 6 человек было убито. Хотя их похоронили за государственный счет со всеми полагавшимися почестями, а наместник публично выразил сожаление о случившемся, страсти охладились ненадолго. В начале 1863 г. в польских районах вспыхнуло вооруженное восстание. Русские военные гарнизоны на всей территории Польши подверглись нападениям. Затем начались погромы имперских учреждений, православных храмов и домов простых обывателей, которых называли агентами России.

     Почти полтора года продолжались действия групп повстанцев. Последние очаги сопротивления были сломлены русской армией в мае 1864 г.

     Уместно прояснить один важный вопрос: если бы в русско-польской распре победила другая сторона, то могла бы возникнуть независимая Польша? Однозначно отрицательный ответ на этот вопрос не подлежит сомнению. В тот исторический период Польша могла существовать лишь в тесном союзе с Россией, на что лидеры ни белой, ни тем более красной партии пойти не могли. В ином же случае она тут же сделалась бы легкой добычей Пруссии, имевшей к тому времени самую мощную сухопутную армию в мире.

     Глава прусского правительства О. Бисмарк высказался на сей счет вполне определенно: Польский вопрос может быть разрешен только двумя способами - или надо быстро подавить восстание в согласии с Россией и предупредить западные державы совершившимся фактом, или же дать положению развиваться и ухудшиться, ждать, покуда русские будут выгнаны из Царства или вынуждены просить помощи, и тогда смело действовать и занять Царство за счет Пруссии. Через три года все там было бы германизировано.

     Париж и Лондон, опьяненные антирусской риторикой, не придавали значения такой перспективе. Маниакальный страх перед мифической гегемонией России в Европе помешал увидеть реальную угрозу будущему миру на континенте, олицетворяемую динамичной экспансионистской политикой Бисмарка.

     Восстание в Польше заметно отразилось на внутренней и внешней политике России. Консервативные националистические тенденции стали фактом. Угроза целостности государства собрала под лозунгом единой и неделимой империи различные общественные группы, в том числе и тех, кто еще недавно являлся сторонником автономии Польши и считался либералом. Герценовский "Колокол", выступивший в поддержку поляков, потерял почти всех своих читателей в России, и даже Л. Н. Толстой, чьи симпатии долгое время были на стороне восставших, собирался идти воевать добровольцем против поляков.

     Польские события 1863 г. сказались на дальнейшем курсе русской внешней политики. Желание установить дружеские отношения с Парижем и Лондоном в Петербурге надолго улетучилось. Единственным союзником России оказалась Пруссия, в польском конфликте сразу же поддержавшая ее. В 1863 г. между Берлином и Петербургом была заключена военная конвенция, в соответствии с которой Пруссия обязалась выдать российским властям польских мятежников, перебравшихся на ее территорию. Прусские власти неукоснительно соблюдали эту договоренность.

     Со временем в России возобладало мнение, что ее единственным союзником в Европе может являться лишь Пруссия. Эту точку зрения разделяли и царь, и A.M. Горчаков.

     Благодаря такой поддержке Пруссия все уверенней проявляла свои имперские претензии. В 1864 г. она вместе с Австрией напала на Данию, разгромила ее и захватила ее южные провинции. В 1866 г. началась австро-прусская война, в которой Австрия потерпела сокрушительное поражение, а позиции Пруссии укрепились и внутри Германии (в то время Германия представляла из себя объединение 32 княжеств, графств и королевств, из которых крупнейшее - Пруссия), и вне ее.

     Когда в 1870 г. вспыхнула франко-прусская война, Россия сохраняла нейтралитет и не пришла на помощь Франции. Обиды Крымской войны не были еще забыты. После того как стало ясно, что наполеоновская Франция сокрушена, русское правительство нотой князя Горчакова уведомило иностранные державы, что Россия слагает с себя обязательства не строить на Черном море флот и приступает к сооружению военных судов. Парижский договор 1856 г. перестал существовать.

     В 1871 г. была провозглашена единая Германская империя под главенством прусского короля Вильгельма I. Создание единой и сильной Германии стало фактом в силу различных причин, в том числе и благодаря дружескому расположению России. В тот момент в Петербурге и представить не могли, что в будущем Германия может превратиться в опасного противника России.

     До самого Берлинского конгресса 1878 г. и A.M. Горчаков и Александр II были уверены в нерушимости союза между Берлином и Петербургом. Берлинский конгресс разрушил эту иллюзию и показал, что имперские интересы Германия ставит выше всех деклараций.

     После завершения конгресса A.M. Горчаков сказал царю: Это мое крупнейшее поражение и услышал в ответ от монарха: И мое тоже.

Россия после отмены крепостного права

     Сельское хозяйство. В середине 1850-х гг. численность населения России составляла около 70 млн. человек, из них лишь 10 % проживало в городах. Через 40 лет, к середине 1890-х гг., численность населения империи возросла до 130 млн. человек, из которых 17 млн. (13 %) составляли городское население. По темпам прироста населения Россия во второй половине XIX в. обгоняла все прочие европейские страны.

     К концу XIX в. сельское хозяйство в России располагало более 25 млн лошадей, 31 млн голов крупного рогатого скота, 12 млн свиней, 63 млн овец. Страна являлась крупнейшим мировым поставщиком сельскохозяйственной продукции.

     Наиболее развитым сельскохозяйственным районом был центр Европейской России. Здесь находились главные угодья (пашни, выпасы), содержалась большая часть скота (более 80 %), производилась основная часть зерна, мяса, птицы и других продуктов, обеспечивавших внутренние потребности страны, а также экспорт. Изделия земледелия и животноводства - главные предметы русского вывоза на протяжении всего XIX в.

     Отмена крепостной зависимости крестьян должна была кардинальным образом изменить все условия хозяйственной деятельности в деревне. Эти преобразования происходили постепенно. Росла продуктивность сельскохозяйственного производства. Если в начале 1860-х гг. средний сбор зерновых составлял с десятины примерно 25 пудов, то через 20 лет он поднялся до 40 пудов.

     Крестьянское хозяйство все больше и больше ориентировалось не только на удовлетворение продовольственных потребностей семьи, но и на включение в товарно-денежные отношения. Сельские общества и отдельные крепкие крестьянские хозяйства постепенно становились полноправными субъектами рыночной экономики.

     Хотя отмена крепостного права делала крестьянина юридически независимым от помещика-землевладельца, помещики сохраняли в своих руках важные экономические рычаги. В соответствии с положениями реформы 1861 г. размеры крестьянского надела и характер повинностей (отработок) надлежало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиками, фиксируя это в особом документе - уставной грамоте. Ее составляли мировые посредники - назначавшиеся правительством лица из числа местных дворян. Естественно, что в немалом числе случаев подобные грамоты-договоры отстаивали права дворян, что вызывало недовольство крестьян.

     Подобное положение особенно было заметно в так называемых черноземных губерниях (территории, начинавшиеся к югу примерно от Орла), где имелось многочисленное сельское население и где земли, в силу своей повышенной плодородности, являлись несравненно более дорогими, чем в северных, западных и восточных районах империи.

     Именно в черноземных губерниях размер земли, перешедшей к крестьянам (надел), порой являлся чрезвычайно небольшим. Именно в этих районах противоречия земельных отношений ощущались наиболее остро.

     Нередко случалось, что земельный надел, размер которого составлял 3-4 десятины (десятина - чуть больше 1 га), совершенно не обеспечивал продовольственные потребности отдельной семьи. Крестьянские семьи, как правило, были большими (8-10 человек детей являлось обычным явлением), а рост населения увеличивал и рост потребления. В то же время размер земельного владения оставался неизменным.

     Земля считалась собственностью общины (мира) и должна была распределяться по числу едоков. Но составы семей менялись, и необходимо было регулярно проводить переделы земли, а их осуществлять оказывалось не так-то просто. В одних местах такие переделы проводились раз в несколько десятилетий, а в других после отмены крепостного права и до самой революции 1917 г. так и не были произведены.

     В результате происходило обезземеливание крестьянства. Крестьянские семейные наделы дробились (родители отрезали землю детям, те, в свою очередь, - своим детям и т.д.) и уменьшались. В деревне обострялась земельная проблема.

     Для российского села была характерна низкая продуктивность сельскохозяйственного производства. В крестьянских хозяйствах в ход шел все тот же дедовский инвентарь. Новшеств здесь было очень мало, и они утверждались с большим трудом. Консервативная психология мешала многим землепашцам проявлять интерес к новым техническим приспособлениям, к современным приемам ведения сельскохозяйственных работ.

     Безраздельно господствовала архаичная система севооборота, называвшаяся трехпольем. Суть ее состояла в том, что в первый год поле засевалось озимыми (рожью или пшеницей), на второй - яровыми (помимо ржи и пшеницы, овес, ячмень, горох), а на третий год поле оставалось незасеянным (под паром) и служило пастбищем.

     Из числа главных сельскохозяйственных культур на первом месте стояла рожь: под нее отводилось около 40% всех пахотных земель Европейской России. Затем шли овес (20 %), пшеница (17 %), ячмень (7 %), гречиха (6 %) и просо (3 %). Картофель был мало распространен, и его посадки занимали лишь 2 % сельскохозяйственных земель.

     Основную часть рыночной сельскохозяйственной продукции давали крестьянские хозяйства. Продуктивность их была довольно низкой, нередко уступая вдвое урожаям на помещичьих землях, где значительно больше использовались удобрения, новейшие сельскохозяйственные орудия, новые формы севооборота.

     Для крестьян же приобретение современных плугов, борон, веялок, жаток и т.д. было делом сложным и часто, в силу материальных соображений, нереальным. Заплатить деньги за металлические изделия они в большинстве случаев не могли и пользовались, как и встарь, сохой, деревянным плугом и бороной. Соха взрыхляла почву не глубже 5-10 см.

     Постепенно в обиход входили металлические плуги и бороны: сначала в помещичьих хозяйствах, а с конца XIX в. и в крестьянских. Крестьяне покупали подобные изделия в складчину.

     Малоземелье и общинная организация крестьянской жизни препятствовали процессу превращения крестьянина-общинника в работавшего по законам рынка производителя. Благосостояние крестьянской массы улучшалось очень медленно. Это касалось в первую очередь черноземного района. Если на севере, где была развита городская система, крестьянин мог уйти на заработки в близлежащие города (хотя бы на нерабочие в деревне зимние месяцы), то на юге Европейской России это сделать было значительно сложнее. Городов здесь было мало, попытать там свою удачу, продавая нехитрые изделия крестьянских промыслов или свои трудовые навыки, было или сложно, или вообще невозможно.

     Государство начало финансировать многочисленные сельскохозяйственные школы и курсы, где крестьянам рассказывали и показывали, как надо вести дело, чтобы существенно повысить урожайность. В районах интенсивного земледелия появились первые опытные станции и образцовые хозяйства, вызывавшие большой интерес у крестьянства.

     В 1865 г. в Москве была основана Петровская земледельческая и лесная академия, занимавшаяся изучением сельскохозяйственного производства и выработкой рекомендаций для правительства и частных земледельцев и землевладельцев.

     Развитие торговли и промышленности.

     Во второй половине XIX в. положение экономики России было плачевным. Крымская война расстроила финансовую систему страны. Расходы государства значительно превышали доходы, деньги катастрофически обесценивались, казна была пуста, промышленность и торговля не имели надежного кредита, а свободные капиталы стремительно уплывали за границу.

     Надо было предпринимать серьезные меры. Император Александр II стал выдвигать на руководящие посты новых людей, способных предложить смелые решения назревших экономических проблем.

     В 1862 г. управляющим Министерством финансов был назначен М. X. Рейтерн (1820-1890). Это был самый молодой министр в правительстве. Он оставался на своем посту 16 лет.

     Рейтерн составил обширную программу оздоровления экономики: государство должно активно способствовать развитию народного хозяйства. Особое значение министр придавал поощрению частной инициативы предпринимателей.

     В былые времена главное финансовое ведомство являлось в первую очередь Министерством бюджета. Его основные функции сводились к собиранию податей и распределению получаемых средств на различные надобности. Новый министр финансов решил изменить устоявшуюся практику. Если до того бюджетные показатели составляли государственную тайну, то Рейтерн сразу же добился согласия царя на превращение бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Были разработаны правила составления финансовых смет, ведения учета государственных финансовых ресурсов. С 1862 г. роспись государственных расходов и доходов начали публиковать.

     Важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться формирования государственного бюджета до наступления нового года и неукоснительно соблюдать его параметры. Министр финансов стремился сбалансировать расходно- приходные статьи и сократить огромный дефицит, грозивший банкротством всему финансовому хозяйству. Это требовало значительного сокращения расходов страны.

     В 1860-1870-е гг. под руководством Рейтерна и по его инициативе сформировалась экономическая политика страны, Министерство финансов стало ее регулятором. Министр прекрасно понимал, что для укрепления финансов, стабилизации рубля, создания сильного и сбалансированного бюджета требовались оздоровление всей хозяйственной жизни страны, раскрепощение частной инициативы, привлечение капиталов из-за границы. Отечественным капиталам необходимо предоставить свободу действий.

     Постепенная реализация этой программы открывала широкие экономические перспективы и принесла заметные плоды. Именно при Рейтерне Россия начала трансформироваться из страны сугубо аграрной в аграрно-индустриальную.

     Первые наиболее крупные современные предприятия тяжелой промышленности, первые частные коммерческие банки возникли в тот период, когда М. X. Рейтерн занимал министерский пост. При нем были осуществлены значительные железнодорожные проекты. Была проведена реформа налогового обложения, сняты многие административные ограничения для занятий предпринимательством, введены облегченные правила деятельности частных компаний, число которых постоянно увеличивалось.

     В этот период сформировалась государственная банковская политика, возникли крупнейшие учреждения частного коммерческого кредита, были упорядочены правила проведения операций с ценными бумагами. Новый таможенный тариф сократил до минимума экспортные пошлины. В то же время были снижены ставки обложения импорта, особенно в части, касавшейся поставок машин и сырья для промышленности.

     В деле модернизации экономики России М. X. Рейтерн придавал огромное значение строительству железных дорог. Крымская война показала, сколь велико значение современных путей сообщения. Обладая паровыми судами, Англия и Франция порой доставляли подкрепления и военное снабжение своим войскам в Крыму быстрее, чем туда прибывали русские пополнения.

     Под патронажем Министерства финансов в России начался железнодорожный бум. С 1865 по 1875 г. протяженность железнодорожной сети увеличилась почти в пять раз - с 3842 до 19 029 верст. Невиданные темпы требовали крупных инвестиций. На эти цели Министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом создавались большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно-сырьевые зоны отечественной промышленности.

     Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных. Последнее обстоятельство было особенно важным, т. к. главной статьей вывоза являлась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. Если в 1863 г. общий доход от экспорта составил 154,5 млн руб., то в 1867 г. - 244, 8 млн руб.

     К началу 1870-х гг. министру финансов удалось добиться стабилизации денежного курса (рубль в соотношении с другими валютами перестал "падать"). На европейских биржах повышались котировки русских фондов, т.е. акций и облигаций.

     Постепенно взгляды министра финансов на пути и методы промышленного развития страны претерпели существенные изменения. В 1870-е гг. министр финансов выступал уже, с одной стороны, за жесткий государственный контроль над предпринимательством, как это имело место, например, в Германии, а с другой - за твердую протекционистскую таможенную политику. Министерство начало сдерживать акционерное учредительство, стремясь в первую очередь к тому, чтобы крепко встали на ноги уже созданные акционерные общества.

     Рейтерна отличало еще одно важное качество: он не боялся отстаивать непопулярные меры. Так, в середине 1860-х гг. он твердо высказался за продажу США Аляски. Защищать эти удаленные территории Россия не в силах, способствовать их хозяйственному освоению не имеет никакой возможности. Империи не нужна эта обуза, считал Рейтерн. Она требует лишь финансовых расходов и чревата военным столкновением с другими державами. Мудрость государственного деятеля, как ее понимал Рейтерн, состоит в том, чтобы во имя большего уметь поступаться малым. Аляска была продана в 1867 г. за небольшую плату - 7,2 млн долларов (по нынешнему курсу сумма составляет около 1 млрд долларов). Эти средства были вложены в железнодорожное строительство.

     Деятельность Рейтерна была высоко оценена: он удостоился высшего российского ордена - Святого Андрея Первозванного.

     Положение в стране к началу 1880-х гг. Народнический террор. Проводимые в России с начала 1860-х гг. реформы ускорили экономическое развитие страны, раскрепостили частную инициативу. Росли города, строились железные дороги, возникало множество промышленных предприятий. Повышалась грамотность населения, открывались сотни новых учебных заведений. Либерализировалась система судопроизводства. Население получило право защищать свои интересы в суде, в том числе и против произвола должностных лиц. Власть цензуры была ограничена, появились сотни новых газет и журналов. Существенно были облегчены правила выезда за рубеж, и тысячи русских туристов и путешественников начали ежегодно покидать Россию, многие стали получать образование в самых престижных учебных центрах Европы. Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно Россия превратилась в либеральное, правовое государство.

     Однако далеко не все поддерживали этот государственный курс. Очень многие не принимали этих изменений, они хотели бы вернуться к временам Николая I, когда все области деятельности человека, все сферы общественных интересов строго контролировались государственной властью и почти на любое действие надо было получать разрешение начальства. Для немалого числа представителей чиновничества, например, подобное положение вещей являлось весьма желательным.

     И все же главная опасность курсу обновления страны исходила от тех, кто считал, что реформы идут слишком медленно и носят поверхностный характер. Представители леворадикальных течений и кружков, требовавшие коренных изменений в стране, заявили о себе как раз в начале 1860-х гг. Они получили название народников.

     Родоначальниками их идеологии являлись А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, а главный девиз сформулировал еще В. Г. Белинский: "Человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества".

     Позже эту формулу развил известный идеолог крестьянского социализма Н. К. Михайловский: "Человеческая личность, ее судьбы, ее интересы - вот что должно быть поставлено во главу угла нашей теоретической мысли и нашей практической деятельности". По представлениям Михайловского, "личность" не может занять достойное положение ни при капитализме, ни при "царской диктатуре", поэтому надо отбросить и разрушить современное общество и соорудить на его обломках некое общинное царство света и справедливости, построенное на принципах равенства и бескорыстия.

     По своему социальному положению подавляющая часть народников происходила, как тогда говорили, из разночинцев (из разных чинов). Как правило, это были выходцы из малообеспеченных семей (священников, мелких чиновников, обедневших дворян), получившие возможность учиться, делать карьеру, занять видное место в обществе как раз благодаря реформам Александра II. Но учеба и служба их не манили: они мечтали о радикальных переменах в России.

     С конца 1850-х гг. народники начали объединяться в тайные кружки и союзы, вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.

     Общая численность народников никогда не была большой: в период расцвета народничества, в 1870-е гг., их по всей России насчитывалось не более 2 тыс. человек. Опьяненные идейным горением, они шли на акты фанатического самопожертвования, что невольно вызывало симпатию немалого числа русских людей, далеких от революционных устремлений. Издавна в России социально-этические нормы формировались в русле православно-христианской традиции сострадания к "униженным и оскорбленным", а бескорыстное общественное подвижничество всегда считалось великой общественной добродетелью.

     Общественно-политические воззрения народников являли собой странное соединение положений христианской этики и социалистических теорий.

     Известная народница, одна из основателей партии социалистов-революционеров Е. К. Брешко-Брешковская, которую после падения монархии в 1917 г. многие газеты и соратники называли бабушкой русской революции, на склоне лет вспоминала, что путь страдания она избрала еще в раннем возрасте под влиянием чтения Евангелия и Жития святых.

     Бросая бомбы, убивая кинжалом из-за угла, стреляя из револьвера в одних людей, они хотели сделать счастливыми других. Эта социальная философия не имела ничего общего с христианством, утверждающим самоценность каждой человеческой жизни. Однако народники не испытывали раскаяний, собственные кровавые акты они воспринимали как народный ответ "самодержавной деспотии". Их отличала фанатическая ненависть к общественному устройству России. Им не нужны были преобразования, они мечтали о крушении. Во имя осуществления этой мечты молодые люди шли на самые невероятные поступки, жертвовали карьерой, а нередко и жизнью, и не только своей.

     Неизменно выступая от имени народа, народоправцы не знали и не хотели знать этот самый народ. Его нравы и психологию они постигали по "Запискам охотника" И. С. Тургенева, по рассказам и романам Г. И. Успенского, повестям Н. Г. Помяловского, публицистическим сочинениям В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. По сути дела, народничество всегда являлось замкнутой организационно-идеологической кастой, члены которой самоотверженно боролись за воплощение в жизнь утопической мечты.

     Первой заметной народнической организацией стала "Земля и воля", существовавшая в 1861-1863 гг. и объединявшая несколько десятков юношей и девушек - большей частью студентов различных петербургских учебных заведений. Эта организация возникла в период, когда противники режима не сомневались, что скоро грядет народное восстание. По мере исчезновения надежды на близкое крушение "деспотической власти" землевольцы пришли к убеждению, что самому народу не поднять восстание для установления социалистической республики. К этой заветной народнической цели его надо подготовить, подвести.

     В 1861 г. А. И. Герцен в своем "Колоколе" призвал русских революционеров идти в народ, чтобы вести там революционную пропаганду.

     Своего апогея хождение в народ достигло в 1870-е гг. Сотни молодых людей устремились в деревню, устраивались там фельдшерами, землемерами, ветеринарами, превращались в землепашцев и при каждом удобном случае вели беседы с крестьянами, объясняя им, что, для того чтобы ликвидировать притеснения властей, добиться благополучия и достатка в своей семье, надо свергнуть власть и устроить народную республику. Народники не призывали честно трудиться, стремиться получить образование, повысить культуру земледелия. Они настраивали крестьян готовиться к восстанию.

     Подобные беседы заканчивались почти всегда одинаково. Крестьяне, многим в своей жизни недовольные, были очень религиозны и безусловно почитали царя. У них не было доверия к этим странным городским молодым людям, которые сами почти ничего не умели толком делать, но призывали к бунту против государя. Пропагандистов крестьяне или сдавали полиции, или сами с ними расправлялись. Это "хождение в народ" продолжалось не более двух лет и окончилось полным провалом агитационного этапа движения народников.

     Тогда было решено развернуть террор против представителей власти. Таким путем народники надеялись посеять страх и растерянность у населения и у власти. Они полагали, что это ослабит государственный аппарат и облегчит их главную задачу - свержение самодержавия.

     Один из активистов народничества А. Д. Михайлов так объяснял неизбежность их террористической деятельности: "Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки".

     В 1876 г. возникла новая организация "Земля и воля", в программе которой уже было четко записано, что нужны действия, направленные на дезорганизацию государства и уничтожение "наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства". Вторая "Земля и воля" объединила около 200 человек и стала обдумывать планы террористических акций.

     В среде народников не все безусловно одобряли террор. Некоторые (например, известный в будущем марксист-революционер Г. В. Плеханов, 1856-1918) придерживались прежней тактики, настаивали на проведении пропагандистских акций и не считали террор единственным средством решения политических задач.

     В 1879 г. организация "Земля и воля" раскололась на две организации - "Народная воля" и "Черный передел".

     Большая часть народников - "непримиримые" - объединились в "Народной воле", поставившей своей целью свержение монархии, созыв Учредительного собрания, ликвидацию постоянной армии, введение общинного самоуправления. Немало и других, не менее утопических целей ставили себе нелегалы. Единственным средством борьбы они считали террор, называя убийство революционным правосудием.

     Народники явились прямыми предвестниками большевиков, пришедших к управлению страной в конце 1917 г. и сделавших убийство своих политических противников "совершенным средством самозащиты и агитации".

     Главной мишенью для народников с самого начала их террористической деятельности был царь. Первое покушение на него произошло в апреле 1866 г., когда студент Д. В. Каракозов стрелял из револьвера в Александра II. Были и другие покушения.

     Власть не бездействовала. Членов нескольких нелегальных террористических групп арестовали, предали суду. В 1860-1870-е гг. состоялась целая серия судебных процессов, на которых выносились приговоры, в том числе и смертные. Однако к высшей мере наказания приговаривались единицы. (За весь XIX в. в России за политические преступления было казнено около 500 человек. За уголовные же преступления смертная казнь в России не применялась.) Эти процессы порой становились не столько мерой устрашения, сколько школой мужества. Открытая судебная процедура с участием адвокатов, в присутствии публики и журналистов способствовала тому, что некоторые из процессов превращались в своеобразный бенефис террористов. Речи, произносимые обвиняемыми и их защитниками, были наполнены выпадами против существующего общественного строя, пламенными призывами бороться за благо народа. Отчеты о судебных заседаниях публиковались на самых видных местах в газетах, антигосударственные декларации обвиняемых размножались в нелегальных типографиях и распространялись по всей стране. Агитация оказывала свое воздействие. Если встать в ряды революционеров стремились лишь единицы, то сочувствовавших их идеалам находилось значительно больше.

     Подобное положение дел в империи озадачивало немалое число людей, в том числе и самого императора. Казалось, проводившиеся реформы должны встречать поддержку и понимание образованных, наиболее энергичных людей, которым они-то и открывали большие возможности. Но часто происходило нечто совсем иное. Университеты превращались в центры антиправительственной пропаганды, некоторые земства и городские думы больше интересовались не делами благоустройства сел и городов, где они проживали, а политическими вопросами.

     Появились группки молодежи, как правило из недоучившихся студентов, ставшие носителями разрушительных тенденций. Эти нигилисты (согласно термину И. С. Тургенева, произведенному от латинского слова nihil - "ничего") отвергали все, осмеивали и отбрасывали любые авторитеты - власть, Церковь, прошлое страны. Нигилисты пополняли ряды тайных антиправительственных организаций, распространявших подстрекательские листовки, а некоторые перешли к вооруженной борьбе против порядка и закона.

     4 августа 1878 г. в самом центре Петербурга ударом кинжала был убит шеф жандармов, генерал-адъютант Н. В. Мезенцев. Убийце, члену "Земли и воли" С. Кравчинскому, удалось скрыться. За границей он выпустил брошюру, в которой, обращаясь к власти, восклицал: "Вы - представители власти; мы - противники всякого порабощения человека человеком, поэтому вы наши враги и между нами не может быть примирения".

     21 января 1878 г. дворянка Вера Засулич стреляла из револьвера в градоначальника Ф. Ф. Трепова. Причиной послужил приказ градоначальника наказать розгами некоего заключенного, нарушившего тюремный режим.

     На судебном разбирательстве присутствующие в зале устроили овацию Вере Засулич. Коллегия присяжных вынесла ей оправдательный приговор, и террористка была освобождена прямо в зале суда. Около судебного здания состоялась шумная, восторженная манифестация в ее честь.

     Желая положить конец антиправительственным выступлениям в стране, Александр II наделил большими полномочиями графа М. Т. Лорис-Меликова, прославившегося смелыми и решительными действиями в годы русско-турецкой войны (1877-1878) и в пресечении эпидемии холеры, возникшей в Астраханской губернии.

     Лорис-Меликов полагал, что для наступления общественного спокойствия необходимо провести преобразования в системе политического управления страной. Он настоял на упразднении Третьего отделения Императорской Канцелярии, вместо которой при Министерстве внутренних дел был создан Департамент полиции. Были отправлены в отставку несколько высших сановников империи, пользовавшихся дурной репутацией в либеральных кругах. Лорис-Меликов предложил привлечь выборных от населения к работе над готовящимися законами. С этой целью предполагалось учредить совещательную комиссию при Государственном совете.

     Однако все это не произвело должного впечатления на народников. Они продолжали вынашивать идею убийства царя, надеясь, что таким путем им удастся вызвать панику в стране и поднять антиправительственное восстание. Руководители "Народной воли" - студент А. И. Желябов и порвавшая со своими родителями дочь генерала С. Л. Перовская с группой единомышленников составили план покушения на императора. Оно намечалось на 1 марта 1881 г. Накануне полиции удалось напасть на след заговорщиков и арестовать Желябова, но это не изменило планов террористов.

     1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала в карету Александра II была брошена бомба. Это было шестое по счету покушение на царя. Он не пострадал, но кучер и мальчик-прохожий были убиты. Однако через несколько минут другой злоумышленник бросил бомбу прямо под ноги самодержцу. Александр II был тяжело ранен и через некоторое время скончался. В России кончилась одна эпоха, начиналась другая...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77925. Особенности локальных, глобальных и городских сетей 85.5 KB
  Компьютерные сети создаются для того, чтобы дать возможность территориально разобщенным пользователям обмениваться информацией между собой, использовать одинаковые программы, общие информационные и аппаратные ресурсы.
77926. Интернет. Браузер. Электронная почта. Web-дизайн 706 KB
  Общеизвестно, что у истоков изобретения вычислительной техники стояли американцы. Первоначально многие исследования в области создания и усовершенствования глобальных сетей поддерживались Министерством обороны США
77927. Работа в математическом пакете Mathcad 168.5 KB
  «Mathcad» включает в свой состав три редактора - формульный, текстовый и графический. Благодаря им обеспечивается принятый в математике способ записи функций и выражений и получение результатов вычислений, произведенных компьютером
77928. Арифметико-логические основы информатики 119 KB
  Арифметико-логические основы информатики Цели изучения: Сформировать представление об информационном обществе Объяснить роль и назначение информатики Определить понятие информации её свойства измерение и характеристики Получить знания о кодировании и представлении информации в ЭВМ. Основные понятия информатики Роль информатизации в развитии общества Структура информатики Измерение информации Качество информации. Системное программное обеспечение компьютеров Цели изучения: Сформировать...
77930. Системы счисления. Кодирование информации 253 KB
  Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различные значения, определяемые позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Количество (Р) различных цифр
77931. ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ 18 KB
  Физически измеряются: деформации под действием силы и напряжения емкостными индуктивными пьезо и тензодатчиками. Основным недостатком ненаклеиваемых датчиков является разный теплоотвод от его элементов следовательно сильное влияние нагрева от измерительного тока что заставляет снижать токснижая чувствительность датчика. Удлинение датчика до 5 на бумажной или полиамидной основе и 0. Применяемый для крепления датчика клей существенно влияет на характеристики измерения за счет: деформации сдвига передающей деформация на резистор ...
77932. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ЕГО КОНТРОЛЬ 19.5 KB
  Контроль качества контроль количественных и качественных характеристик произведенной продукции. Входной контроль для выяснения качества исходных материалов документации и оборудования. Для возможности сравнения двух вариантов технологии мера качества или иначе критерий качества должна быть определена как закон по которому каждой совокупности характеристик можно поставить в соответствие одно число. Естественно что критерии качества будут разными не только для разных применений разных технологий и разных...
77933. НЕРАЗРУШАЮЩИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 160 KB
  Быстрые электроны получают в разных ускорителях или от изотопных источников теллур стронций бета излучения. Спектр излучения сплошной с характеристическими пиками материала мишени. Размер зоны излучения определяется размером пучка электронов и лимитируется допустимой плотностью мощности на мишени. Ионизационная...