13312

Исследование взаимосвязи содержания Я-концепция ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка

Курсовая

Психология и эзотерика

Очевидно, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье. Семья, в которой живет «особый» ребенок, оказывается особой группой

Русский

2014-08-21

197.5 KB

8 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . .  . . . . 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

                  ВЗАИМОСВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» РЕБЕНКА

                 С   ДЦП  С ХАРАКТЕРОМ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К  

                 БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . .  . . . .  . 6

  1.  Сущностная  характеристика  понятия "Я-концепция" и ее  

структурных компонентов . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . .  . . . .  . 6

                     1.2 Особенности содержания "Я-концепции" детей  с  ДЦП .  . . . . .12

                     1.3 Типы отношения родителей к болезни ребёнка с ОПФР. . . . . 15

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ  ГЛАВЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Глава 2  Исследование взаимосвязи содержания "Я-

                концепция" ребёнка с ДЦП с характером  

                отношения родителей к болезни ребёнка. . . . . . . . . 21

                 2.1 Этапы и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .21

                 2.2 Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ  ГЛАВЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  34


Введение

  Интеграция детей  с ОПФР  в общество здоровых людей  является серьезной и многоуровневой задачей, при решении которой возникает огромное множество проблем, в частности, связанных с исследованием психологии детей с ОПФР.

В настоящее время достаточно значимой является проблема развития Я-концепции детей с ОПФР.  Этой проблемой занимались К. А. Семёнова, В. Д. Левченкова.

Психологические исследования личностного развития детей с ОПФР показали, что для них характерны нарушения в развитии Я-концепции, и в большинстве случаев неадекватность ее формирования.

В свою очередь, нарушения в развитии Я-концепции негативно отражаются на их адаптивных возможностях: нарушаются межличностные отношения, возникают сложности в общении, сужаются контакты с окружающим социумом, затрудняется обучение и т. д.

Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Беларуси в плане гуманизации отношения к лицам с особенностями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребёнок.  

Исследованием семей, воспитывающих детей с особенностями  развития занимались ведущие  дефектологи: Д.И. Азбукин, Т.А. Власова,  Л.С. Выготский,  А.Н. Граборов, Е.К. Грачёва, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, М.В. Ипполитова, Б.Д. Корсунская, М.И. Кузьмицкая, К.С. Лебединская,  В.И. Лебединский, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Л.И. Солнцева, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин, У.В. Ульенкова, Г.В. Цикото, И.А. Шаповал, Ж.И. Шиф и другие.

Очевидно, что  семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье. Семья, в которой живет «особый» ребенок, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние самих родителей.  Отношение родителей к ребенку с ОПФР, его трудностям, особенностям его поведения и развития может быть различным: одни родители принимают диагноз своего ребенка, другие – не принимают, не хотят признать его наличие. Отношение родителей  к болезни ребенка, несомненно, сказывается на формировании «Я – концепции» у ребенка.

В настоящее время этот вопрос является недостаточно изученным. Поэтому мы считаем, что актуальным является изучение  взаимосвязь содержания   «Я – концепции»  ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка.

Цель работы: изучить взаимосвязь содержания «Я – концепции» ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка

Задачи исследования:

+1.Определить сущность понятия «Я – концепция» в психологии;

Изучить самооценку… детей с ДЦП ОПФР заменить на ДЦП, вместо я концепции заменить на самооценку

+2. Выявить особенности содержания «Я – концепции» детей  с ОПФР;

+3. Рассмотреть типы отношения родителей к болезни ребёнка с ОПФР;

+ 4.Изучить взаимосвязь содержания «Я – концепции» ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка;

Объект исследования: содержание «Я – концепции» детей  с ОПФР.

Предмет исследования: взаимосвязь содержания «Я – концепции» ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка.

Гипотеза: существует определенная взаимосвязь содержания «Я – концепции»  ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка.

Зависимая  переменная - содержание «Я – концепции» ребёнка с ОПФР

Независимая переменная - характер отношения родителей к болезни ребёнка.

Методология и методы:   ??? к чему здесь написан анализ и методика…

1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования

2. Методика «Исследование самооценки» (методика Дембо-Рубинштейна  в модификации А. М. Прихожан);

3. Тест-опросник родительского отношения) Я.А. Варга, В.В. Столин).

4.  Методы количественного и качественного анализа результатов

Какие именно методы кол и кач анализа

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ «Я - КОНЦЕПЦИИ» РЕБЕНКА С ОПФР С ХАРАКТЕРОМ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА

  1.  Сущностная  характеристика  понятия «Я-концепция» и ее структурных компонентов

Я-концепция (англ. self-concept) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция обладает определенной структурой. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает [6].

Когнитивная составляющая. Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни - если человек считает что он "сильный", это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя [6].

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная составляющая. Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

- соотнесение представлений о себе с "идеальным Я";

- соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

- оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности [6].

Поведенческая составляющая Я-концепции: кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта "объективная" часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции [6].

Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: "Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом-Я или картиной-Я. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем" [22].

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие.  Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как  Р. Бернс, 3. Фрейд, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, и др.

В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания, И. Кон и Р. Мейли   определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей  [13; 20].

Самооценка подразумевает под собой "известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам". Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, а следовательно формируется негативная Я-концепция.

Зигмунд Фрейд представляет человека как управляемое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией "супер эго"[4].

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания.

Л.С.Выготский предполагал, что   самооценка начинает складываться в семилетнем возрасте –  как обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами  [3].

Так же  отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека.

По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний [15].

По мнению А.И.Липкиной, «самооценка»  - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [7; 8].

В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности»  [23].  

Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой [15].

Для развития личности очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представления о себе [15].

Проанализировав литературные источники, можно отметить, что  самооценка тесно связана с уровнем притязаний.  Уровень притязаний - уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие - как успех.

Для нормального развития личности очень важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях.

Самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены в конкретной деятельности. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

Выделяют два вида самооценки:

  1.   Адекватную - она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности.
  2.  Неадекватную - она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть:

-завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности);

- заниженной (занижает их).

Важно отметить, что и неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами, что очень болезненно переживается человеком.

При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Психологи отмечают, что оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явление было открыто известным психоаналитиком А. Адлером. Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы [15].

Таким образом,  Я-концепция -  развивающаяся  система представлений человека о самом себе, которая обладает определенной структурой. Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции.

Самооценка – это стержневая характеристика личности, её ядро. Самооценка включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам.

Самооценка имеет комплексный характер,   является динамической характеристикой личности, может быть устойчивой и неустойчивой. Выделяют два вида самооценки: адекватную и неадекватную (завышенную и заниженную). Психологи отмечают, что оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки.

1.2  Особенности содержания "Я - концепции" детей  с   ДЦП

Формирование «Я - концепции»  у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, имеющиеся тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата  значительно осложняют реализацию двигательных функций:  многие дети, в силу заболевания, с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать, «кто он есть?» в действительности.

 Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а лишь его социальные последствия [5, с. 204]. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития ребенка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми.

Он отмечает, что большое влияние на трудности формирования «Я - концепции»  ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказывает социальная депривация, реакция окружающих на физический дефект, помимо реакции на осознание собственной неполноценности.

Джун Мейкер провела исследование, в котором обнаружила, что дети с разными видами физических недостатков имеют выраженные особенности в когнитивном развитии и самооценке. Она отметила, что большинству детей свойственны специфические проблемы в формировании положительной самооценки. Особые условия развития таких детей ведут к низкой самооценке, которая часто сочетается с нереалистическими ожиданиями. Разрыв между реальным и идеальным «я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими [24].

Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при ДЦП, и социальные факторы, опосредованные образом жизни, особенностями семейного и школьного воспитания, оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка [5].

Осознание подростками с ДЦП своей физической неполноценности, часто неадекватное отношение к ним окружающих, негативно влияет на личностное развитие. Следствием этого является то, что у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у здоровых сверстников, обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности, что определяет затруднения социализации и личностного развития этих детей [10].

Отмечено, что при ДЦП нормальное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием самостоятельности и уверенности в себе, что эти дети отличаются повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентации в бытовых и практических вопросах жизни. У детей, страдающих ДЦП, легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью (Э.С.Калижнюк).

Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных   для  предыдущего этапа развития. Так, для детей с ДЦП свойственны  непосредственность,  склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание  в  деятельности  мотивов  удовольствия,  недостаточная активность, нерешительность,  наличие страхов,  склонность  к  быстрой  смене  настроения. Недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения,  поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм, упрямство [19].

Недостаточное развитие рефлексии, склонности к самопознанию детей, страдающих ДЦП можно объяснить особой социальной ситуацией развития данной группы детей, в частности, социальной изоляцией, узким кругом общения, ограничением возможностей в получении образования, профессии, достижении социально значимых результатов.

    Анализ особенностей познания детьми собственной индивидуальности показывает, что для детей с ДЦП характерен неустойчивый и конфликтный образ «Я», отсутствие стремления к достижениям, саморазвитию, переживание ограниченности свих возможностей, собственного отличия от других, следствием чего является высокий уровень тревожности и переживание чувства неполноценности.

Зачастую у детей с ДЦП  наблюдается неадекватно завышенная самооценка, а это значит, что их интересы, цели и притязания подчас не соответствуют их объективным возможностям. У некоторых детей с ДЦП, напротив, наблюдается глубокое переживание дефекта, общая пассивность, готовность к подчинению, страх перед неудачей, неуверенность в собственных силах. Такая низкая оценка своих возможностей, да и своей личности в целом, оказывает отрицательное влияние на постановку и достижение будничных целей, на построение отношений с другими людьми, на профессиональное самоопределение.

Таким образом, формирование «Я - концепции» у детей с ДЦП и ее содержание имеет специфические особенности, которые обусловлены биологическими факторами (связанны с физическими недостатками при ДЦП) и социальными факторами (связаны с условиями жизни и воспитания, отношением окружающих к ребенку с ДЦП).

1.3  Типы отношения родителей к болезни ребёнка с ОПФР

 

Семья, в которой живет ребенок с ОПФР, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние детей и  родителей.

Факт наличия в семье ребёнка с ОПФР выступает источником эмоциональных и психологических травм, и чем тяжелее случай, тем тяжелее переживаются эти травмы. Семья, имеющая «особого» ребёнка, на протяжении жизни переживает серию «взлётов»  и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами [19].

У родителей, как правило, возникает чувство безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них самих. Известны ситуации, когда у родителей формируются так называемые рентные установки: они не заинтересованы в пересмотре диагноза и ожидают от общества материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути к адаптации,  как самого ребёнка, так и его родителей [1].

Все родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития (ОПФР),  начинают с  осознания  того,  что  означает  диагноз  для ребёнка, для них самих и для всей семьи. Эти семьи характеризуются определенными признаками [6]:

• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;

• личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

• социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в её ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребёнка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.

• «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.

 Н.Ф.Дементьева [19] выделяет 3 типа семей по реакции родителей на появление ребёнка с ОПФР:

  –  с пассивной реакцией, связанной с недопониманием имеющейся трудности;

  –    с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие поликлиники и т.д.;

  –  со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок [21], рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребёнку:

1.  Стыдятся странностей своего ребёнка, излишне оберегают его. Ребёнок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворён собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребёнка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые не только расстраивают ребёнка, но и не приносят ему никакой пользы.

3.  Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребёнка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4.  Не замечают проблем в развитии ребёнка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребёнка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5.  Воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребёнок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Б. Спок подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.

Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина  приводят виды неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии.

1.  Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка.

2.  Чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и также приводит к еще большему отставанию в развитии [25].

Оформление неправильное скобки

А. Н. Смирнова в своей работе (1967), посвященной воспитанию проблемных детей, выделяет следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:

1.  Родители глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием; опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребенка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться к сложным жизненным условиям.

2.  Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков.

3.  Родители стесняются неполноценности своего ребенка, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, растет забитым, робким.

4.  Ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.

5.  Родители не обращают внимания на ребенка, стараясь все воспитание переложить на школу.

Итак,  родители  детей с ОПФР  часто оказывают неблагоприятное воздействие на развитие ребенка, неадекватно оценивая его возможности.  В таких семьях родители могут неправильно воспитывать ребенка: встречается либо гипопротекция, вплоть до безнадзорности; либо гиперпротекция, уничтожающая самостоятельность, активность; либо эмоциональное отвержение. А не правильное воспитание оказывает отрицательное влияние на оценку личности и себя, на формирование его личностных качеств, на его общение с людьми.

Многие родители детей с ОПФР посвящают себя ребенку, уходят с работы, снижают свою социальную активность. Такое воспитание формирует у ребенка эгоцентрические установки, снижает чувства ответственности, самостоятельности, даже при незначительных дефектах. Кроме того, такое воспитание отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки. Вырастая во взрослых людей, они зачастую занимают пассивную жизненную позицию.

Таким образом, родители — часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития — допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.  

Основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей ребёнка с ОПФР,  являются:

• воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

• заниженный уровень требовательности к ребёнку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей;

• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребёнка;

• вынужденная жертвенность матери и её постоянная потребность в опоре;

• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ  ГЛАВЕ  

1. Я-концепция -  развивающаяся  система представлений человека о самом себе, которая обладает определенной структурой. Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции.

Самооценка – это стержневая характеристика личности, её ядро. Самооценка включает в себя оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим его членам.

2. Формирование «Я - концепции» у детей с ДЦП и ее содержание имеет специфические особенности, которые обусловлены биологическими факторами (связанны с физическими недостатками при ДЦП) и социальными факторами (связаны с условиями жизни и воспитания, отношением окружающих к ребенку с ДЦП).

3.  Родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития (ОПФР),  начинают с  осознания  того,  что  означает  диагноз  для ребёнка, для них самих и для всей семьи.

Выделяет 3 типа семей по реакции родителей на появление ребёнка с ОПФР:  с пассивной реакцией, связанной с недопониманием имеющейся трудности; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов - светил», дорогостоящие лекарства, ведущие поликлиники и т.д.;  со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Глава 2

Исследование взаимосвязи содержания "Я-концепция" ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка

2.1.Этапы и методы исследования

Цель работы: изучить взаимосвязь содержания «Я – концепции» ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка.

Гипотеза: существует определенная взаимосвязь содержания «Я – концепции»  ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование на базе  ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи».

В исследовании приняли участие 20  учащихся в возрасте 12-15 лет (имеющих диагноз - ДЦП,  с сохранным интеллектом)  и их родители – 20 человек.

На первом этапе для исследования для изучения самооценки была использована методика измерения самооценки (автор Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан). Испытуемым предлагается бланк, на котором расположены 8 вертикальных линий, представляющих собой биполярные шкалы. С помощью данных шкал предлагается оценить степень развития у себя различных качеств. Содержание, инструкция и бланк для испытуемых прилагается (приложение А).  Обработка результатов производилась в соответствии с рекомендациями автора (приложение А).  

Результаты, полученные в ходе изучения самооценки, представлены в таблице (приложение Б).

На втором этапе для изучения отношения родителей к ребенку был использован  тест  - опросник родительского отношения к детям (А. Л. Варга, В. В. Столин)  (приложение В).  

Испытуемым предлагалась следующая инструкция:

«Уважаемые родители! Предлагаемый вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в «Бланке для ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. Если вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждения. Если не согласны — зачеркните этот номер. В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как вы сами думаете».

Для оценки результатов опросника используется 5 шкал:

I. «Принятие — отвержение»: интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

П. «Кооперация»: социально-желательный образ родительского отношения.

III. «Симбиоз»: межличностная дистанция в общении с ребенком.

IV. «Контроль»: форма и направление контроля над поведением ребенка.

V. «Отношение к неудачам ребенка»: особенности восприятия и понимания ребенка родителем.                   

Результаты, полученные по данной методике, представлены в таблице (приложение  Г).

В соответствии с задачами 2.2 2.3 2.4

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты, изучения самооценки распределились следующим образом:

- очень высокий уровень самооценки имеют  6 человек (30 %), высокий уровень самооценки (адекватный) - 4 человека (20 %), средний уровень самооценки - у 3 человек (15 %) и низкий уровень самооценки имеют 7 человек (35 %).

Результаты изучения родительского отношения к ребенку показали, что:

- по шкале «принятие - отвержение» высокий уровень имеют 12 человек (60%), средний уровень показали 2 человека (10%), низкий уровень – 6 человек (30%).

- по шкале «кооперация» высокий уровень имеют 10 человек (50%), средний – 4 человека (20%), низкий уровень – 6 человек (30%).

- по шкале «симбиоз» высокий уровень показали 8 человек (40%), средний уровень – 6 человек (30%), низкий уровень – 6 человек (30%).

- по шкале «контроль» высокий уровень показали 11 человек (55%), средний уровень – 5 человек (25%), низкий уровень – 4 человека (20%).

- по шкале «отношение к неудачам ребенка» высокий уровень имеют 10 человек (50%), средний – 5 человек (25%), низкий уровень – 5 человек (25%).

Соотношение уровня самооценки и отношения родителей к ребенку можно представить в виде таблиц (таблицы  2.2- 2.2)

Таблица 2.1 – Соотношение уровня самооценки учащихся и уровня «принятия – отвержения» родителями ребенка

Уровень самооценки

Шкала «Принятие - отвержение»

Высокий ур-нь

Средний ур-нь

Низкий ур-нь

Низкий ур-нь

1 ч-к

14, %

1 ч-к

14,5%

5 ч-к

71%

Средний ур-нь

2 ч-ка

66,7 %

1 ч-к

33, 3%

-

Высокий (адекватный) ур-нь

4 ч-ка

100 %

-

-

Очень высокий (завышенный)  ур-нь

5 ч-к

83,3 %

-

1 ч-к

16,7 %

Из данной таблицы видно, что:

- большинство испытуемых с низкой самооценкой (71 %) воспитываются в условиях отвержения (родители не принимают диагноз ребенка, испытывают по отношению к ребенку раздражение, досаду, не верят в его будущее, считают, что ребенок не добьется успеха в жизни);

- высокую (адекватную) самооценку имеют испытуемые, которые воспитываются в условиях принятия (родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность);

- среди испытуемых с очень высоким (завышенным) уровнем  самооценки большинство (83,3%) воспитываются в условиях принятия (родители принимают ребенка таким, какой он есть, все свое внимание и время уделяют ребенку, потакают всем его желаниям и капризам; это может

способствовать формированию завышенной самооценки).

Таблица 2.2 – Соотношение уровня самооценки учащихся и уровня «кооперации» родителей с ребенком

Уровень самооценки

Шкала «Кооперация»

Высокий ур-нь

Средний ур-нь

Низкий ур-нь

Низкий ур-нь

-

 

2 ч-ка

29 %

5 ч-к

71%

Средний ур-нь

2 ч-ка

66,7 %

1 ч-к

33, 3%

-

Высокий (адекватный) ур-нь

3 ч-ка

75 %

1 ч-к

25%

-

Очень высокий (завышенный)  ур-нь

5 ч-к

83,3 %

-

1 ч-к

16,7 %

Из данной таблицы видно, что:

- среди испытуемых с низкой самооценкой  большинство (71%) имеют низкий уровень кооперации с родителями (родители не проявляют интерес к тому, что интересно ребенку, к его способностями, не признают его индивидуальности) и средний уровень (29%);

- испытуемые, имеющие высокую адекватную самооценку, имеют высокий (75%) и средний (25%) уровень кооперации с родителями (родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных);

- большинство испытуемых с завышенной самооценкой (83,3%) воспитываются так же в условиях кооперации с родителями (родители показали максимально высокие баллы по данной шкале; что может свидетельствовать о стремлении родителей всегда и во всем быть рядом с ребенком, помогать и опекать его во всех ситуациях, делая его «кумиром семьи»).

Таблица 2.3 – Соотношение уровня самооценки учащихся и уровня «симбиоза» с родителями

Уровень самооценки

Шкала «Симбиоз»

Высокий ур-нь

Средний ур-нь

Низкий ур-нь

Низкий ур-нь

-

3 ч-ка

43%

4 ч-ка

57%

Средний ур-нь

1 ч-к

33, 3%

1 ч-к

33, 3%

1 ч-к

33, 3%

Высокий (адекватный) ур-нь

3 ч-ка

75 %

1 ч-к

25%

-

Очень высокий (завышенный)  ур-нь

4 ч-ка

66,7 %

1 ч-к

16,7 %

1 ч-к

16,7 %

В данной таблице можно увидеть, что:

- испытуемые  с низкой самооценкой имеют низкий уровень (57%) симбиоза с родителями  (родители устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, не всегда прислушиваются к его интересам и мнению) и средний уровень (43%);

- большинство испытуемых с высокой (адекватной)  самооценкой (75%) имеют высокий уровень симбиоза с родителями (родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности);

- среди испытуемых с завышенной самооценкой 67,7% имеют максимально высокий уровень симбиоза с родителями (родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким, беззащитным, они стараются оградить его  от неприятностей, чрезмерно его опекают;  такое поведение может способствовать формированию завышенной самооценки у ребенка).

Таблица 2.4 – Соотношение уровня самооценки учащихся и уровня контроля со стороны родителей

Уровень самооценки

Шкала «Контроль»

Высокий ур-нь

Средний ур-нь

Низкий ур-нь

Низкий ур-нь

6 ч-к

85,7%

-

1 ч-к

14,3%

Средний ур-нь

-

2 ч-ка

66, 7%

1 ч-к

33, 3%

Высокий (адекватный) ур-нь

-

2 ч-ка

50%

2 ч-ка

50%

Очень высокий (завышенный)  ур-нь

5 ч-к

83,3 %

1 ч-к

16,7 %

-

В таблице видно, что:

- среди испытуемых с низким уровнем самооценки большинство (85,7%) имеют высокий уровень контроля со стороны родителей (родители  ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и дисциплины,  стараются навязать ребенку во всем свою волю, не прислушиваются к мнению ребенка и его интересам);

- испытуемые с адекватной самооценкой имеют средний (50%) уровень контроля со стороны родителей (родители проявляют умеренный контроль над ребенком, дают ребенку возможность проявить самостоятельность, учитывают его мнение, что является оптимальным для воспитания ребенка и его развития) и низкий (50%);

- испытуемые с завышенной самооценкой  (83,3%) имеют высокий уровень контроля со стороны родителей  (родители пристально следят за достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами, уделяют ему очень много внимания).

Таблица 2.5 – Соотношение уровня самооценки учащихся и отношения родителей к неудачам ребенка

Уровень самооценки

Шкала «Отношение к неудачам ребенка»

Высокий ур-нь

Средний ур-нь

Низкий ур-нь

Низкий ур-нь

7 ч-к

100%

-

-

Средний ур-нь

-

2 ч-ка

66, 7%

1 ч-к

33, 3%

Высокий (адекватный) ур-нь

-

3 ч-ка

75%

1 ч-ка

25%

Очень высокий (завышенный)  ур-нь

3 ч-ка

50 %

2 ч-ка

33, 3%

1 ч-к

16,7 %

Из данной таблицы видно, что:

- родители испытуемых с низким уровнем самооценки  показали высокий уровень по шкале «отношение к неудачам ребенка» (такие родители склонны инфантилизировать, не верят в силы ребенка, досадуют на его неуспешность и неумелость, приписывают ему личную и социальную несостоятельность, поэтому стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия); 

- у испытуемых с высокой (адекватной) самооценкой родители  показали по шкале «отношение к неудачам ребенка» низкий уровень(25%) и средний (75%) (эти родители верят в силы и способности ребенка, воспринимают его таким какой есть, со всеми достоинствами и недостатками, адекватно реагируют на неудачи ребенка, помогают преодолевать трудности).

Анализируя полученные в ходе исследования  результаты можно сделать вывод о том, что:

- высокий уровень принятия родителями ребенка и его диагноза, высокий уровень кооперации во взаимодействии с ребенком, высокий уровень симбиоза (эмоциональной и психологической близости), средний (умеренный) уровень контроля над ребенком,  адекватное отношение к неудачам ребенка способствуют формированию у него высокой (адекватной) самооценки;

-  низкий принятия родителями ребенка и его диагноза (отрицание), низкий уровень кооперации во взаимодействии с ребенком, низкий уровень симбиоза (эмоциональной и психологической близости), чрезмерный контроль и опека над ребенком, неадекватное отношение к неудачам ребенка способствуют формированию у него низкой самооценки;

- высокий уровень принятия родителями ребенка и его диагноза, чрезмерная кооперация во взаимодействии с ребенком, максимально высокий уровень симбиоза (эмоциональной и психологической близости), чрезмерный контроль над ребенком, способствуют формированию у него завышенной (неадекватной) самооценки;

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза: «существует определенная взаимосвязь содержания «Я – концепция»  ребёнка с ОПФР с характером отношения родителей к болезни ребёнка» -  подтвердилась.

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ  

Нами было проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи содержания «Я – концепции» ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка

В исследовании приняли участие 20  учащихся в возрасте 12-15 лет (имеющих диагноз - ДЦП,  с сохранным интеллектом)  и их родители – 20 человек.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

  1.  Большинство испытуемых с низкой самооценкой воспитываются в условиях отвержения (непринятиям),  имеют низкий уровень   симбиоза с родителями , низкий уровень кооперации с родителями, высокий уровень контроля со стороны родителей;

- родители испытуемых с низким уровнем самооценки  показали высокий уровень по шкале «отношение к неудачам ребенка»

2.  Высокую (адекватную) самооценку имеют испытуемые, которые воспитываются в условиях принятия, они имеют высокий   и средний   уровень кооперации с родителями, высокий уровень симбиоза с родителями,  средний уровень контроля со стороны родителей;

- у испытуемых с высокой (адекватной) самооценкой родители  показали по шкале «отношение к неудачам ребенка» низкий уровень и средний.

3.  Среди испытуемых с очень высоким (завышенным) уровнем  самооценки большинство   воспитываются в условиях принятия, имеют высокий   уровень кооперации с родителями, максимально высокий уровень симбиоза с родителями, высокий уровень контроля со стороны родителей.

В соответствии с задачами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в Беларуси в плане гуманизации отношения к лицам с особенностями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребёнок.

Семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье.

Часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, родители   допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.  

Отношение родителей  к болезни ребенка, несомненно, сказывается на формировании «Я – концепции» у ребенка. Формирование «Я - концепции» у детей с ДЦП и ее содержание имеет специфические особенности, которые обусловлены биологическими факторами   и социальными факторами.

Целью нашей работы было определение взаимосвязи содержания «Я – концепции» ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка.

Нами было проведено исследование на базе на базе  ГУО «Средняя школа №13 г.Барановичи».

В исследовании приняли участие 20  учащихся в возрасте 12-15 лет (имеющих диагноз - ДЦП,  с сохранным интеллектом)  и их родители – 20 человек.

В  ходе исследования нами были выбраны следующие методики: методика «Исследование самооценки» (методика Дембо-Рубинштейна  в модификации А. М. Прихожан); тест-опросник родительского отношения) Я.А. Варга, В.В. Столин).

Анализ полученных   результатов показал, что:

- высокий уровень принятия родителями ребенка и его диагноза, высокий уровень кооперации во взаимодействии с ребенком, высокий уровень симбиоза (эмоциональной и психологической близости), средний (умеренный) уровень контроля над ребенком,  адекватное отношение к неудачам ребенка способствуют формированию у него высокой (адекватной) самооценки;

-  низкий принятия родителями ребенка и его диагноза (отрицание), низкий уровень кооперации во взаимодействии с ребенком, низкий уровень симбиоза (эмоциональной и психологической близости), чрезмерный контроль и опека над ребенком, неадекватное отношение к неудачам ребенка способствуют формированию у него низкой самооценки;

- высокий уровень принятия родителями ребенка и его диагноза, чрезмерная кооперация во взаимодействии с ребенком, максимально высокий уровень симбиоза (эмоциональной и психологической близости), чрезмерный контроль над ребенком, способствуют формированию у него завышенной (неадекватной) самооценки;

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза: «существует определенная взаимосвязь содержания «Я – концепции»  ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка» -  подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей / Г.И. Бондаренко // Дефектология. -  №3,1998. – С. 9–13.

2.  Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М.: 1956. – 486 с.

  1.  Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
  2.  Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.
  3.  Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. – № 2, 2001. – С. 24–28.
  4.  Кузьмина,  Н. Когда ребёнок не такой как все / Н. Кузьмина // Няня. – № 10, 2004. – С. 12–14.
  5.  Липкина, А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» / А.И. Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся.- М., 1975.
  6.  Липкина, А.И. «Самооценка школьника» /  А.И. Липкина. - М., 1976.
  7.  Лубовский, В.И.  Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Лубовский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464с.
  8.  Мамайчук И. И. Исследование личностных особенностей детей с церебральными параличами / И. И. Мамайчук, Г. В. Пятакова // Дефектология. – 1990. (№3).
  9.  Матейчек, З. Родители и дети / З. Матейчек – М.: Просвещение, 1992. – 116 с.
  10.   Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность» / Л.С.Алексеева [и др.]; под общ. ред. Л.С. Алексеевой. – М., 1997. – 58 с.
  11.  Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  12.   Олиференко, Л.Я. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко.  М., 2002. – 264 с.
  13.  Практическая психология образования/ И.В. Дубровина  [и др.]; под общ. ред.  И.В. Дубровиной. – М., 1997. – 312 с.
  14.    Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева [и др.]; под общ. ред.  Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с
  15.  Семейная психотерапия / Э. Эйдемиллер – М., 1996. – 420 с.
  16.  Словарь-справочник по социальной работе / Е. И. Холостова [и др.]; под общ. ред. Е. И. Холостовой. М., 1997. – 688 c.
  17.  Социальная работа с семьей ребёнка с  ограниченными  возможностями: учеб. Пособие /  Н.Ф. Дементьева[и др.]; под общ. ред.  Н.Ф.Дементьевой. – М.: Институт  социальной  работы, 1996.. – 105 с.
  18.  Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин.- М., 1972.
  19.   Спок, Б. Ребёнок и уход за ним / Б. Спок,  пер. с англ. О.В. Журавлёв, Т.Н. Журавлёва. – 2-е изд. Минск: Попурри, 2009. – 736 с.
  20.  Ткачёва, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва // Дефектология. – №1, 1998.– С. 29–34.
  21.  Хрестоматия по возрастной психологии. / И.Д. Фельдштейн [и др.]; под общ. ред.Д.И. Фельдштейна. - М.: Инс-т практической психологии, 1996.
  22.  Шипицына, Л.М. Мир семьи ребёнка с проблемами  в развитии / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 1999. – 448 с.
  23.  Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2005. – 368 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41691. Исследование работы и расчет сварных соединений 142.82 KB
  Оборудование: сварные соединения выполненные стыковыми и угловыми швами изготовленные из различных сталей. Различают следующие виды сварных соединений: Стыковые: без разделки кромок Vобразная разделка Xобразная разделка U образная разделка; Нахлесточные: с нормальной формой сечения шва с выпуклой формой с вогнутой формой со специальной формой сечения шва; Угловые: без скоса кромок и со скосом кромок; Тавровые: без скоса кромок со скосом одной кромки со скосом двух кромок. В области сварного шва в основном металле...
41693. Создание структур базы данных 74.18 KB
  Вывод: ознакомилась с основными понятиями базы данных; научилась создавать двумерные таблицы в режиме Конструктор; освоила основные приёмы заполнение, редактирование таблицы баз данных.
41694. Провести испытание двигателя постоянного тока независимого возбуждения 421.08 KB
  Цель работы провести испытание двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Определить искусственные механические характеристики пери пониженном напряжении на якоре двигателя. Номинальные данные двигателя: P=22кВт U=220В Iя=12А n=1500об мин Iном. Номинальное напряжение на якоре двигателя ; б.
41695. Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления. Перевод из одной системы счисления в другую 3.65 MB
  Системы счисления. Арифметические операции в разных системах счисления. Перевод из одной системы счисления в другую Цель работы: изучить повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Задачи работы: повторить правила перевода чисел из одной системы счисления в другую; получить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.
41697. Определение затрат мощности на перемешивание в аппарате с мешалкой 4.72 MB
  При увеличении скорости движения происходит отрыв пограничного слоя от поверхности тела в точках где скорость жидкости является наибольшей например у кромок вертикальной пластины и образование турбулентного кормового следа за движущимся телом. Начало отрыва пограничного слоя характеризуется резким возрастанием сопротивления среды движению тела. Описание экспериментальной установки Лабораторная установка схема которой изображена на рисунке 4 состоит из циклона 4 внутренний диаметр циклона 02м размер входного патрубка 013005 м...
41698. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления 48.78 KB
  Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления. Цели работы: Освоение алгоритма перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную систему счисления.