13454

Методы сетевого планирования Сетевые технологии

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Управление проектами Лабораторная работа № 1.Методы сетевого планирования Сетевые технологии Сетевые технологии относятся к наиболее распространенным технологиям планирования и контроля реализации сложных мероприятий т.е. проектов. Они базируются на теории граф

Русский

2013-05-11

518 KB

132 чел.

Управление проектами

Лабораторная работа № 1.
Методы сетевого планирования

Сетевые технологии

Сетевые технологии относятся к наиболее распространенным технологиям планирования и контроля реализации сложных мероприятий, т.е. проектов. Они базируются на теории графов. Структура проекта представляется в форме графа типа «сеть».

В сетевых технологиях применяются сети трех типов:

  1.  Работы представляются дугами, а события – узлами графа;
  2.  Работы представляются узлами, а события – дугами графа;
  3.  Узлы могут представлять как события, так и работы, а дуги временные характеристики.

На практике чаше всего используются сети первого типа, в которых зависимости между работами и событиями могут определяться однозначно либо с некоторой вероятностью.

Каждый процесс (работа) проекта обозначается в сети дугой, ориентированной по направлению выполнения проекта. Узлы сети (также называемые событиями) устанавливают отношения предшествования среди процессов проекта.

Построение сети проекта основано на следующих правилах.

Правило 1. Каждый процесс в проекте представим одной и только одной дугой.

Правило 2. Каждый процесс идентифицируется двумя концевыми узлами.

На рисунке 1 показано, как с помощью фиктивного процесса можно представить два параллельных (конкурирующих) процесса А и В. По определению фиктивный процесс (который на схеме сети обычно обозначается пунктирной дугой) не поглощает временных или других ресурсов. Вставив фиктивный процесс одним из четырех способов, показанных на рисунке 1, мы получаем возможность идентифицировать процессы А и В, по крайней мере, одним уникальным концевым узлом (как требует правило 2).

Рис.1. Представление конкурирующих процессов

Правило 3. Для поддержания правильных отношений предшествования при включении в сеть любого процесса необходимо ответить на следующие вопросы.

Какой процесс непосредственно предшествует текущему?

Какой процесс должен выполняться после завершения текущего процесса?

Какой процесс конкурирует (выполняется параллельно) с текущим?

Ответы на эти вопросы, возможно, потребует включения в сеть фиктивных процессов, чтобы правильно отобразить последовательность выполнения процессов.

Предположим, например, что четыре процесса должны удовлетворять следующим условиям.

Процесс С должен начаться после завершения процессов А и В.

Процесс Е должен начаться непосредственно после завершения процесса В.

На рисунке 2а показано неправильное представление наших процессов, так как из него следует, что процесс Е должен начаться после завершения как процесса В, так и А. На рисунке 2б показано, как с помощью фиктивного процесса D разрешить эту коллизию.

Рис.2. Представление процессов

Пример. Издатель имеет контракт с автором на издание его книги. Ниже представлена последовательность (упрощенная) процессов, приводящая к реализации проекта издания книги. Необходимо разработать сеть для этого проекта.

                     Процесс                             Предшествующий   Длительность

                  процесс      (недели)

A:  Прочтение рукописи редактором                          -                        3

B:  Пробная верстка отдельных страниц книги         -                        2

C:  Разработка обложки книги                                     -                        4

D:  Подготовка иллюстраций                                       -                        3

E:  Просмотр автором редакторских правок и

        сверстанных страниц                                         А,В                      2

F:  Верстка книги (создание макета книги)                Е                        4

G:  Проверка автором макета книги                            F                       2

H:  Проверка автором иллюстраций                           D                       1

I:  Подготовка печатных форм                                 G,H                       2

J:  Печать и брошюровка книги                                 C,I                       4

На рисунке 3 показана сеть, представляющая взаимосвязь процессов данного проекта. Фиктивный процесс (2, 3) введен для того, чтобы "развести" конкурирующие процессы А и В. Номера узлов сети возрастают в направлении выполнения проектов.

Рис.3. Взаимосвязь процессов

Задания

  1.  Постройте сетевую модель согласно варианту.

Технология временных диаграмм (графиков Ганта)

Диагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart) — это визуальное представление плана, графика работ.

Диаграмма Ганта (также называемая «ленточной»), содержит набор интервалов, расположенных на оси времени и отражает использование объектами (точками) ресурсов (серий). Этот вид диаграммы широко используется для визуализации хода выполнения задач, планирования ресурсов, графика рабочего времени и других данных, которые представляются не конкретными числовыми значениями, а набором временных интервалов:

показать полностью...

В типичной диаграмме Ганта отдельные задачи и операции проекта перечислены с левой стороны диаграммы, шкала времени отображается сверху, а длительности каждой задачи и операции показаны горизонтальными полосками (лентами) от даты начала до даты завершения.

Диаграмма Ганта названа так в честь Генри Ганта (1861-1919), соратника «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора (1856-1915). Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач, или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте. Диаграмма Ганта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.

Рассмотрим построение диаграммы Ганта с помощью Excel

С помощью Excel можно построить простую диаграмму Ганта. Диаграммы Ганта часто используются при составлении сетевых графиков выполнения операций какого-либо проекта. На рисунке 1 показаны данные на рабочем листе, которые представлены в виде диаграммы Ганта (рис. 2).


Рис.1. Пример набора данных для построения
диаграммы Ганта

Чтобы создать диаграмму Ганта, надо выполнить следующие действия.

  1.  Введите данные, как показано на рисунке 1. В ячейке D2 содержится формула, которая была скопирована во все строки, расположенные ниже: = B2 + C2 - 1.
  2.  С помощью средства Мастер диаграмм постройте линейчатую диаграмму(c накоплением) на основе данных диапазона А2:С13.
  3.  На втором шаге работы средства Мастер диаграмм выберите опцию Ряды в столбцах. Обратите внимание, что Excel неправильно использует данные первого столбца в качестве меток оси категорий.
  4.  На втором шаге работы средства Мастер диаграмм щелкните на вкладке Ряд и укажите такие 2 ряды для диаграммы

Ряд 1: =Лист1!$B$2:$B$13

Ряд 2: ="Лист1!$С$2:$С$13"

Подписи по оси Х: =Лист1!$A$2:$A$13

  1.  На третьем шаге работы средства Мастер диаграмм удалите легенду, а затем щелкните на кнопке Готово для создания внедренной диаграммы.
  2.  Измените высоту диаграммы так, чтобы все метки оси были видны. Этого можно добиться также путем использования более мелкого шрифта.
  3.  Активизируйте диалоговое окно Формат оси для горизонтальной оси. Скорректируйте максимальное и минимальное значения шкалы горизонтальной оси соответственно для самой ранней и самой поздней даты из данных. Можно также изменить формат меток оси.
  4.  Активизируйте диалоговое окно для вертикальной оси, во вкладке Шкала выберите опцию Обратный порядок категорий, а также установите флажок опции Пересечение с осью Y (значений) в максимальной категории.
  5.  Выберите первый ряд данных и активизируйте диалоговое окно Формат ряда данных. Во вкладке Вид установите такие опции: Граница: Нет, Заливка: прозрачная. В результате Вы сделаете этот ряд невидимым.

При необходимости добавьте другие атрибуты форматирования

Рис.2. Пример диаграммы Ганта

.

Задания

  1.  Постройте диаграмму Ганта согласно варианту.

Вопросы

  1.  Историческая справка. Линейные модели: диаграмма Гантта и циклограмма.
  2.  Понятие сетевой модели и сетевого графика. Основные элементы сетевой модели: вершины, события, дуги, ребра и пути. Введение в теорию графов – раздел дискретной математики. Основные задачи и проблемы, решаемые теорией графов.
  3.  Два основных способа изображения сетевых диаграмм: диаграмма «вершина-работа» и диаграмма «ребро-работа», области их применения, а также их достоинства и недостатки. Понятие фиктивной работы.
  4.  Модифицированный вариант диаграммы предшествования. Методы построения диаграмм «ребро-работа» и «вершина-работа». Правила построения диаграмм «ребро-работа».
  5.  Правила кодирования событий сетевого графика. Правило изображения стрелок. Упорядочение сетевых моделей.
  6.  Метод логического зонирования по слоям. Понятие фронта работ. Матричный метод зонирования по слоям. Коэффициент сложности сетевого графика.

Основная литература:

  1.  Глава 5, стр. 154-192.  ГУУ. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник/кол. авторов под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2007;
  2.  Раздел 5, пар. 5.6-5.8., стр. 136-158. Управление проектами. М. Троцкий, Б. Груча, К. Огонек – М.: Финансы и статистика, 2006.

Дополнительная литература:

  1.  Глава 2, стр. 60-64. М. Ньюэлл. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена / пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006 – 416 стр.


Задание 1

                                                    Вариант 1                                                                     Вариант 2

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

B,C

3

1

A

G

4

3

B

E

A

11

2

B

D

6

5

C

D,F

A

4

0

C

E,H

2

2

D

G,I

C

7

4

D

F

B

5

1

E

G,I

B

3

9

E

F

C

5

4

F

H,L

C

10

5

F

J,L

D, E

1

3

G

H,L

D, E

3

3

G

J,L

A

7

9

H

K,O

F,G

6

6

H

I,N

C

6

8

I

K,O

D, E

4

8

I

K

H

7

7

J

K,O

9

3

J

K

F, G

3

0

K

M

H, I, J

5

3

K

M

I, J

2

5

L

M

F, G

9

2

L

M

F; G

8

7

M

N

K,L

4

1

M

O

K, L

7

3

N

M

7

3

N

O

H

5

4

O

H, I, J

8

3

O

P

M, N

1

4

P

O

8

5

                     

 


                                              
Вариант 3                                                                       Вариант 4

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

D

10

3

A

B,C

4

5

B

C,H

8

1

B

D

A

8

1

C

E,F,G

B

12

2

C

E,F,G,H

A

6

0

D

K

A

8

9

D

F,G,H

B

2

3

E

K

C

7

8

E

I

C

4

6

F

J

C

6

7

F

I

C, D

8

7

G

I,L

C

7

1

G

K

C, D

6

1

H

I,L

B

8

2

H

J

C, D

3

8

I

J

G, H

9

3

I

K

E, F

4

9

J

M,N

F, I

4

5

J

K

H

5

0

K

M,N

D, E

10

6

K

L,M

G, I, J

6

3

L

M,N

G, H

11

3

L

N

K

8

4

M

J, K, L

10

0

M

K

3

2

N

O

J, K, L

4

1

N

O

L

8

1

O

N

8

2

O

N

2

3


                          Вариант 5                                                                                                Вариант 6

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

C,D,E

6

1

A

C,D

5

2

B

F

8

0

B

F

7

3

C

J

A

10

2

C

E

A

9

0

D

G,H,I

A

6

1

D

H,I

A

7

5

E

F

A

8

0

E

G

C

11

1

F

G,H,I

B, E

10

5

F

J

B

3

9

G

J

D, F

6

1

G

K

E

7

7

H

K,L

D, F

10

3

H

K

D

13

3

I

N

D, F

12

7

I

L

D

11

4

J

K,L

C, G

8

8

J

L

F

9

5

K

M

H, J

6

3

K

O

G, H

7

3

L

N

H, J

14

5

L

O,M

I, J

15

0

M

O

K

8

8

M

N

L

13

0

N

P

I, L

4

4

N

P

M

9

5

O

M

6

7

O

P

L, K

8

6

P

N

8

1

P

N, O

7

7

                        

                                      Вариант 7                                                                                        Вариант 8

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

B,C,D

10

8

A

B

10

6

B

E,J

A

12

1

B

C,D,E

A

8

4

C

H,I

A

13

9

C

G,H,I

B

6

3

D

F,G

A

11

0

D

G,H

B

9

6

E

H,I

B

5

1

E

F

B

11

5

F

H,I

D

6

3

F

J

E

13

9

G

L

D

8

4

G

J

C, D

7

0

H

L

C, E, F

9

5

H

K,L

C, D

11

3

I

K

C, E, F

8

3

I

K,L

C

10

5

J

K

B

21

0

J

L

F, G

13

4

K

M

I, J

16

9

K

M

H, I

14

3

L

M,N

G, H

15

5

L

P

H, I, J

13

1

M

O

K, L

9

6

M

N

K

8

0

N

O

L

11

3

N

O

M

9

9

O

P

M, N

7

4

O

P

N

8

1

P

O

14

6

P

L, O

10

8

                                  Вариант 9                                                                                     Вариант 10

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

C

7

9

A

B

5

1

B

D,E

9

8

B

C,D,E

A

8

2

C

G,H

A

5

0

C

H

B

6

3

D

G,H

B

8

1

D

G

B

8

7

E

F,J

B

10

3

E

F

B

4

6

F

I

E

8

2

F

I,K

E

3

5

G

I

C, D

12

1

G

I,K

D

2

0

H

K,M,O

C, D

11

3

H

J

C

6

4

I

K,M,O

F, G

9

4

I

J

F, G

5

3

J

L

E

14

0

J

L,N

H, I

4

1

K

L

H, I

12

5

K

L,N

F G

3

2

L

N

J, K

10

6

L

M

J, K

7

3

M

N

H, I

9

7

M

P

L

4

1

N

P

L, M

8

4

N

O,Q

J, K

4

0

O

P

H, I

16

2

O

P

N

2

8

P

N, O

6

1

P

M, O

6

9

Q

N

8

1


                                                    
Вариант 11                                                                     Вариант 12

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

B,C

3

1

A

G

4

3

B

E

A

11

2

B

D

6

5

C

D,F

A

4

0

C

E,H

2

2

D

G,I

C

7

4

D

F

B

5

1

E

G,I

B

3

9

E

F

C

5

4

F

H,L

C

10

5

F

J,L

D, E

1

3

G

H,L

D, E

3

3

G

J,L

A

7

9

H

K,O

F,G

6

6

H

I,N

C

6

8

I

K,O

D, E

4

8

I

K

H

7

7

J

K,O

9

3

J

K

F, G

3

0

K

M

H, I, J

5

3

K

M

I, J

2

5

L

M

F, G

9

2

L

M

F; G

8

7

M

N

K,L

4

1

M

O

K, L

7

3

N

M

7

3

N

O

H

5

4

O

H, I, J

8

3

O

P

M, N

1

4

P

O

8

5


                                              
Вариант 13                                                                       Вариант 14

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

Операция

Следую

щие операции

Предыдущие операции

Продолжительность

(дни)

Потребн.

в труд.

ресурсах

(чел.)

A

D

10

3

A

B,C

4

5

B

C,H

8

1

B

D

A

8

1

C

E,F,G

B

12

2

C

E,F,G,H

A

6

0

D

K

A

8

9

D

F,G,H

B

2

3

E

K

C

7

8

E

I

C

4

6

F

J

C

6

7

F

I

C, D

8

7

G

I,L

C

7

1

G

K

C, D

6

1

H

I,L

B

8

2

H

J

C, D

3

8

I

J

G, H

9

3

I

K

E, F

4

9

J

M,N

F, I

4

5

J

K

H

5

0

K

M,N

D, E

10

6

K

L,M

G, I, J

6

3

L

M,N

G, H

11

3

L

N

K

8

4

M

J, K, L

10

0

M

K

3

2

N

O

J, K, L

4

1

N

O

L

8

1

O

N

8

2

O

N

2

3

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52119. Розвязування раціональних рівнянь 107.5 KB
  Мета: удосконалити вміння розвязувати раціональні рівняння; розвиток уваги і вміння чітко та математично грамотно висловлювати власну думку. Тип уроку: удосконалення знань і вмінь
52120. Означення квадратного рівняння. Неповні квадратні рівняння, їх розвязування 43.5 KB
  Неповні квадратні рівняння їх розвязування Мета: удосконалити знання учнів про означення квадратного рівняння; удосконалити вміння розвязувати неповні квадратні рівняння; розвиток концентрації уваги Тип уроку: удосконалення знань і вмінь Обладнання та наочність: картки для усного рахунку опорна схема правила проведення інтерактивної технології âРобота в парахâ Хід уроку І. Актуалізація опорних знань Запитання для фронтального опитування: означення квадратного рівняння; коефіцієнти квадратного рівняння; Опорна схема неповні...
52121. Розвязування тригонометричних рівнянь зведенням до однієї тригонометричної функції 7.06 MB
  Розвязування тригонометричних рівнянь зведенням до однієї тригонометричної функції. Формування в учнів умінь розвязувати тригонометричні рівняння способом зведення до однієї тригонометричної функції алгебраїчний спосіб розвивати логічне мислення уяву пам'ять виховувати інтерес до математики уважність відповідальність культуру математичних записів. Ми ніколи не станемо математиками...
52122. Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування 60 KB
  Тема: Розкладання многочленів на множники способом винесення спільного множника за дужки та способом групування. Які вирази називаються многочленами Що означає розкласти многочлен на множники Способи розкладання многочлена на множники Як розкласти многочлен на множники способом групування III.
52123. Решение задач с помощью производной 63 KB
  Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения задач с практическим содержанием. Оборудование: Портреты ученых Карточки с заданиями для устных упражнений Таблица Чертежи к задачам математические модели Минизадачники Ход урока В мире не происходит ничего в чем бы ни был виден смысл какогонибудь максимума или минимума Леонард Эйлер I. Выдающиеся ученые: француз Пьер Ферма 16011665 англичанин Исаак Ньютон 16431727 немец Готфрид Лейбниц16461716 француз Жозеф Лагранж 17361813...
52124. Розвязування систем рівнянь методом заміни змінної 4.01 MB
  Мета: освітня: формувати поняття однорідного многочлена симетричного многочлена; формувати умінь і навичок розвязування систем рівнянь методом заміни змінної та вироблення вмінь і навичок застосовувати цей спосіб під час розвязування систем рівнянь; розвиваюча: формувати вміння знаходити звязок з раніше вивченим: переносити набуті знання в нові ситуації; стимулювати учнів до висловлювань без побоювань помилитися; заохочувати знаходити свій спосіб фіксації пояснення нового матеріалу; виховна: виховувати культуру математичних міркувань;...
52125. Решение нестандартных задач в курсе алгебры 8-9 класса 1.46 MB
  Доказать что значение выражения является натуральным числом. А При каком положительном значении параметра сумма квадратов корней уравнения равна 16 Ответ: Б При каком отрицательном значении параметра сумма квадратов корней уравнения Ответ: Доказать что значение выражения натуральное число. Доказать что значение выражения чётное число отрицательное. Построить график функции const Построить график функции: а б в Доказать что график функции это две...
52126. Методи розвязування показникових рівнянь 1.22 MB
  Мета: Систематизувати й узагальнити знання уміння та навички учнів із теми формувати вміння учнів розвязувати показникові рівняння різними способами: зведення до однієї основи до спільного...