13544

Выполнение алгоритмов для исполнителя

Тест

Информатика, кибернетика и программирование

Тема: Выполнение алгоритмов для исполнителя. Что нужно знать: правила выполнения линейных разветвляющихся и циклических алгоритмов основные операции с символьными строками определение длины выделение подстроки удаление и вставка символов сцепка двух ст

Русский

2013-05-12

1.18 MB

5 чел.

Тема: Выполнение алгоритмов для исполнителя.

Что нужно знать:

  •  правила выполнения линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов
  •  основные операции с символьными строками (определение длины, выделение подстроки, удаление и вставка символов, «сцепка» двух строк в одну)
  •  исполнитель – это человек, группа людей, животное, машина или другой объект, который может понимать и выполнять некоторые команды
  •  в школьном алгоритмическом языке нц обозначает «начало цикла», а кц – «конец цикла»; все команды между нц и кц – это тело цикла, они выполняются несколько раз
  •  запись нц для i от 1 до n обозначает начало цикла, в котором переменная i (она называется переменной цикла) принимает последовательно все значения от 1 до n с шагом 1

Пример задания:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

Цикл

ПОКА < условие >

 последовательность команд

КОНЕЦ ПОКА

выполняется, пока условие истинно. В конструкции

ЕСЛИ < условие >

  ТО команда1

ИНАЧЕ команда2

КОНЕЦ ЕСЛИ

выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если

условие ложно).

Если РОБОТ начнёт движение в сторону находящейся рядом с ним

стены, то он разрушится и программа прервётся.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав

движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет

и остановится в закрашенной клетке (клетка А1)?

1) 8  2) 12  3) 17  4) 21

ПОКА слева свободно ИЛИ сверху свободно

 ЕСЛИ слева свободно

   ТО влево

   ИНАЧЕ вверх

 КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

Решение:

  1.  в программе один цикл со сложным условием, внутри которого расположен условный оператор «если»
  2.  в этой программе Робот не может разрушиться, так как возможность шага влево проверяется, а если влево ходить нельзя, то можно идти вверх, так как условие цикла «слева свободно ИЛИ сверху свободно» выполнено
  3.  Робот останавливается в клетке, где нарушается условие «слева свободно ИЛИ сверху свободно», в этой клетке должны быть стенки слева и сверху; таких клеток на поле всего три: конечная цель маршрута А1 и две «ложные цели» в В3 и Е1:

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  из п. 2 и 3 следует, что Робот успешно придет в клетку А1, если только он не попадёт в клетки В3 и Е1
  2.  подсчитаем, сколько есть клеток, из которых Робот попадает в клетку В3; Робот сначала идет влево до упора, потом – вверх, пока не упрётся в стенку сверху или не откроется «окно» влево; отметим голубым цветом все клетки, из которых Робот попадает в  В3, их всего 13

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  кроме того, есть две клетки, из которых Робот попадает в Е1, они показаны фиолетовым цветом:

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  таким образом, на поле есть всего 15 клеток, из которых Робот при выполнении заданной программы не попадает в клетку А1
  2.  следовательно, «нужных» клеток 36 – 15 = 21
  3.  Ответ: 4.

Ещё пример задания:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

Цикл

ПОКА < условие >

 последовательность команд

КОНЕЦ ПОКА

выполняется, пока условие истинно. В конструкции

ЕСЛИ < условие >

  ТО команда1

ИНАЧЕ команда2

КОНЕЦ ЕСЛИ

выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если

условие ложно).

Если РОБОТ начнёт движение в сторону находящейся рядом с ним

стены, то он разрушится и программа прервётся.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав

движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет

и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

1) 8  2) 15  3) 24  4) 27

НАЧАЛО

ПОКА < справа свободно ИЛИ снизу свободно >

 ПОКА < справа свободно >

   вправо

 КОНЕЦ ПОКА

 ПОКА < снизу свободно >

   вниз

 КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Решение:

  1.  обратим внимание, что в программе три цикла, причем два внутренних цикла вложены в один внешний
  2.  цикл

ПОКА < справа свободно >

 вправо

КОНЕЦ ПОКА

означает «двигаться вправо до упора», а цикл

ПОКА < снизу свободно >

 вниз

КОНЕЦ ПОКА

означает «двигаться вниз до упора»

  1.  тогда программу можно записать в свободном стиле так:

ПОКА не пришли в угол

 двигаться вправо до упора

 двигаться вниз до упора

КОНЕЦ ПОКА

где угол – это клетка, в которой есть стенки снизу и справа

  1.  за каждый шаг внешнего цикла Робот проходит путь в виде «сапога», двигаясь сначала вправо до упора, а затем – вниз до упора:

клетка, выделенная красным фоном особая – в ней заканчивается один шаг внешнего цикла и начинается следующий:

  1.  Робот может попасть в эту клетку, двигаясь вниз из клетки, где справа – стенка
  2.  снизу есть стенка;
  3.  снизу стенка есть, справа – нет, поэтому будет выполнен еще один шаг внешнего цикла.
  4.  в клетку F6 (это угол, где Робот остановился), Робот мог придти за один шаг внешнего цикла (за один «сапог») только из отмеченных клеток:

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  теперь отметим красным фоном особые клетки, которые удовлетворяют условиям а-в пункта 4 (см. выше), их всего 2:

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  отметим все пути в форме «сапога», которые приводят в особые клетки:

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  больше особых клеток (см. пункт 4) нет; всего отмечено 24 клетки (считая конечную клетку F6)
  2.  таким образом, правильный ответ – 3.

Возможные ловушки и проблемы:

  •  нужно помнить, что внешний цикл может выполняться более одного раза; неучет этого обстоятельства приводит к неверному ответу 2 (15 клеток)
    •  важен порядок выполнения внутренних циклов (в данном случае сначала Робот идет вправо, а затем – вниз); при изменении этого порядка изменится и результат, в частности, изменятся условия, определяющие особую клетку

Еще пример задания:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 0

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

Решение:

  1.  легко понять, что для того, чтобы исполнитель вернулся обратно в ту клетку, откуда он начал движения, четыре стенки должны быть расставлены так, чтобы он упирался в них сначала при движении вниз, затем – влево, вверх и, наконец, вправо:

на рисунке красная точка обозначает клетку, начав с которой РОБОТ вернется обратно;

  1.  кроме этих четырех стенок, необходимо, чтобы коридор, выделенный на рисунке справа зеленым фоном, был свободен для прохода
  2.  обратим внимание, что возможны еще «вырожденные» варианты, вроде таких:

  1.  итак, мы выяснили, что нужно рассматривать лишь те клетки, где есть стенка справа; отметим на исходной карте клетки-кандидаты:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  этих «подозрительных» клеток не так много, но можно еще сократить количество рассматриваемых вариантов: если РОБОТ начинает движение с любой клетки на вертикали F, он все равно приходит в клетку F4, которая удовлетворяет заданному условию, таким образом, одну клетку мы нашли, а остальные клетки вертикали F условию не удовлетворяют:

  1.  проверяем оставшиеся четыре клетки-кандидаты, но для каждой из них после выполнения алгоритма РОБОТ не приходит в ту клетку, откуда он стартовал:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  итак, условию удовлетворяет только одна клетка – F4
  2.  таким образом, правильный ответ – 1.

Возможные ловушки и проблемы:

  •  вариантов может быть достаточно много, важно не пропустить ни один из них
    •  можно попытаться выполнить алгоритм для каждой клетки лабиринта, но это займет много времени; поэтому лучше ограничиться только клетками-кандидатами
    •  нужно правильно определить свойства, по которым клетку можно считать «кандидатом»
    •  можно не заметить стенку и таким образом получить лишнее решение

Еще пример задания:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 0

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

КОНЕЦ

         

Решение:

  1.  особенность этой задач в том, что РОБОТ проверяет стенку в одном направлении, а движется в другом
  2.  рассмотрим первый цикл:

ПОКА <слева свободно> вверх

понятно, что при движении вверх РОБОТ остановится в первой же клетке, где слева будет стена

  1.  рассуждая аналогично, находим, что во втором цикле при движении вправо РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена сверху; в третьем цикле (движение вниз) РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена справа;
  2.  наконец, в четвертом цикле РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена снизу; при этом он должен попасть обратно в исходную клетку, обозначенную на рисунке красной точкой;
  3.  кроме этих четырех стенок, необходимо, чтобы коридор, выделенный на рисунке зеленым фоном, был свободен для прохода, иначе РОБОТ врежется в стенку
  4.  теперь отметим на карте все клетки-кандидаты, где снизу есть стена:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  при движении из клеток B5, D1, E1, E6, F1 и F3 РОБОТ врежется в стенку, потому что слева стены нет и условие «слева свободно» всегда истинно:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  начав движение с клетки A1, C1 или C2, РОБОТ также врезается в стенку и разрушается:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  и только путь, начатый в клетке B1, приводит РОБОТА обратно в точку старта:

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  таким образом, только клетка B1 удовлетворяет условию задачи, поэтому …
  2.  правильный ответ – 1.

Еще пример задания:

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина(a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь(a,i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить(a,b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы
                                           строки
a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках (Например, a:='дом'). Фрагмент алгоритма:

i := Длина(a)

k := 2

b := 'А'

пока i > 0

 нц

 c := Извлечь(a,i)

 b := Склеить(b,c)

 i := i – k

 кц

b := Склеить(b,'Т')

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?

1) ‘АДЕПТ’ 2) ‘АДЗЕОП’ 3) ‘АДТЕТПТ’ 4) ‘АДЗОТ’

Решение:

  1.  эта задача более близка к классическому программированию, здесь выполняется обработка символьных строк; вся информация для успешного решения, вообще говоря, содержится в условии, но желательно иметь хотя бы небольшой опыт работы с символьными строками на Паскале (или другом языке)
  2.  заметим, что последняя команда алгоритма, b:=Склеить(b,'Т'), добавляет букву 'Т' в конец строки b, поэтому ответ 2 – явно неверный (строка должна оканчиваться на букву 'Т', а не на 'П')
  3.  для решения будем использовать ручную прокрутку; здесь пять переменных: a, b, c, i, k, для каждой из них выделим столбец, где будем записывать изменение ее значения
  4.  перед выполнением заданного фрагмента мы знаем только значение a, остальные неизвестны (обозначим их знаком вопроса):

a

b

c

i

k

'ПОЕЗД'

?

?

?

?

  1.  в первой команде длина строки a (она равна 5 символам) записывается в переменную i:

a

b

c

i

k

'ПОЕЗД'

?

?

?

?

i:=Длина(a)

5

  1.  следующие два оператора записывают начальные значения в k и b:

a

b

c

i

k

'ПОЕЗД'

?

?

?

?

i:=Длина(a)

5

k:=2

2

b:='А'

'A'

  1.  далее следует цикл пока с проверкой условия i>0 в начале цикла; сейчас i=5>0, то есть,  условие выполняется, цикл начинает работать и выполняются все операторы в теле цикла:

a

b

c

i

k

'ПОЕЗД'

?

?

?

?

i:=Длина(a)

5

k:=2

2

b:='А'

'A'

i > 0?

да

c:=Извлечь(a,i)

i:=Длина(a)

5

b:=Cклеить(b,c)

k:=2

i:=i–k

3

  •  поскольку i=5, вызов функции Извлечь(a,i) выделяет из строки a символ с номером 5, это 'Д';
  •  следующей командой этот символ приписывается в «хвост» строки b, теперь в ней хранится цепочка 'АД';
  •  в команде i:=i-k значение переменной i уменьшается на k (то есть, на 2)
  1.  далее нужно перейти в начало цикла и снова проверить условие i>0, оно опять истинно, поэтому выполняется следующий шаг цикла, в котором к строке b добавляется 3-й символ строки a, то есть 'Е':

a

b

c

i

k

...

'ПОЕЗД'

'АД'

3

2

i > 0?

да

c:=Извлечь(a,i)

'Е'

b:=Cклеить(b,c)

'АДЕ'

i:=i–k

1

  1.  условие i>0 истинно, поэтому тело цикла выполняется еще один раз, к строке b добавляется 1-й символ строки a, то есть 'П':

a

b

c

i

k

...

'ПОЕЗД'

'АДЕ'

1

2

i > 0?

да

c:=Извлечь(a,i)

'П'

b:=Cклеить(b,c)

'АДЕП'

i:=i–k

1

  1.  теперь i=-1, поэтому при очередной проверке условие i>0 в начале цикла оказывается ложным, выполнение цикла заканчивается, и исполнителю остается выполнить единственную строчку после цикла, которая дописывает в конец строки b букву 'Т':

a

b

c

i

k

...

'ПОЕЗД'

'АДЕП'

–1

2

i > 0?

нет

b:=Склеить(b,'Т')

'АДЕПТ'

  1.  у нас получилось, что в конце выполнения фрагмента алгоритма в переменной b будет записана последовательность символов 'АДЕПТ'
  2.  таким образом, правильный ответ – 1.

Возможные проблемы:

  •  таблица получилась достаточно громоздкая, однако она позволяет наиболее наглядно решить задачу

Еще пример задания1:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену)?

1) 1  2) 13  3) 21  4) 39

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

вверх

вправо

КОНЕЦ

Решение:

  1.  нарисуем примерный путь Робота в соответствии с программой; вот три варианта, когда Робот не разбивается:

1)

?

?

?

?

2)

?

?

?

3)

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

здесь ключевые клетки – две стенки (слева и снизу) и три ярко-зеленых клетки, которые должны быть свободны

  1.  теперь ищем на карте участки, где есть все ключевые клетки (они выделены на рисунке):


обратите внимание, что в двух случаях нижняя «ключевая» стенка имеет длину больше 1 (темно-коричневый цвет), то есть Робот может спускаться по разным линиям.

  1.  теперь осталось подсчитать все клетки, спускаясь из которых Робот упирается в темно-коричневые стенки:



  1.  подсчет показывает, что их 39 штук;
  2.  поэтому правильный ответ – 4.


Задачи для тренировки
2:

  1.  Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 0  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

КОНЕЦ

  1.  Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед n,  где n – целое число, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m,  где m – целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись  Повтори 5 [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 [Вперед 10 Направо 72]

Какая фигура появится на экране?

1) Незамкнутая ломаная линия

2) Правильный треугольник

3) Квадрат

4) Правильный пятиугольник

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

n := Длина(а)

m := 6

b := Извлечь(а, m)

с := Извлечь(а, m-4)

b := Склеить(b, с)

с := Извлечь(а, m+2)

b := Склеить(b, с)

нц для i от 10 до n 

 с := Извлечь(а, i)

 b := Склеить(b, с)

кц

Здесь переменные a, b и с - строкового типа; переменные n, m, k – целые. В алгоритме используются следующие функции:

Длина(х) – возвращает  количество символов в строке х. Имеет тип «целое».

Извлечь(х,i) – возвращает  i-й символ слева в строке х. Имеет строковый тип.

Склеить(х,у) – возвращает  строку, в которой записаны подряд сначала все символы
                           строки
х, а затем все символы строки у. Имеет строковый тип.

Значения строк записываются в кавычках (одинарных), например x='школа'.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'КИБЕРНЕТИКА'?

1) ‘БЕРЕТ’ 2) ‘НИТКА’ 3) ‘ТИБЕТ’ 4) ‘НЕРКА’

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

m := 10

b := Извлечь(а, m)

нц для k от 4 до 5

 с := Извлечь(а, k)

 b := Склеить(b, с)

кц

нц для k от 1 до 3

 с := Извлечь(а, k)

 b := Склеить(b, с)

кц

Здесь переменные a, b и с - строкового типа; переменные n, m, k – целые. В алгоритме используются следующие функции:

Извлечь(х,i) – возвращает  i-й символ слева в строке х. Имеет строковый тип.

Склеить(х,у) – возвращает  строку, в которой записаны подряд сначала все символы
                           строки
х, а затем все символы строки у. Имеет строковый тип.

Значения строк записываются в кавычках (одинарных), например x='школа'.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'ИНФОРМАТИКА'?

1) ‘ФОРМАТ’ 2) ‘ФОРИНТ’ 3) ‘КОРТИК’ 4) ‘КОРИНФ’

  1.  Некий исполнитель умеет выполнять три команды:

FD<число шагов>  – движение вперед на указанное число шагов

RT<число градусов>  – поворот направо  на указанное число градусов

REPEAT<число повторений>[<повторяющиеся действия>] – команда повторения

Например, REPEAT 4[FD 20 RT 90] строит квадрат со стороной 20. Какую фигуру будет представлять собой траектория движения данного исполнителя в результате выполнения команды

REPEAT 8 [FD 60 RT 45]

1) Равносторонний треугольник

2) Ромб

3) Правильный шестиугольник

4) Правильный восьмиугольник

  1.  Некий исполнитель умеет строить лесенки. Каждая ступенька такой лесенки имеет одну единицу по высоте и целое количество единиц в длину. Одна из возможных лесенок показана на рисунке.
    Исполнитель умеет выполнять команды ВВЕРХ и ВПРАВО N, где N – длина ступеньки, причем алгоритм всегда начинается командой ВВЕРХ и заканчивается командой ВПРАВО. Необходимо, выполнив 8 команд, построить лесенку из четырех, ступенек, ведущую из точки А в точку В. Точка А имеет координаты (0,0) на координатной плоскости, а точка В – координаты (5,4). Сколько различных последовательностей команд могут привести к требуемому результату?

1) 5 2) 6 3) 3 4) 4

A

B

  1.  Исполнитель Робот действует на клетчатом поле, между соседними клетками которого могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам поля и может выполнять следующие команды: Вверх (1), Вниз (2), Вправо (3), Влево (4).
    При выполнении каждой такой команды Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если же в этом направлении между клетками стоит стена, то робот разрушается.
    Какую последовательность из 5 команд выполнил Робот, чтобы переместиться из клетки А в клетку В, не разрушившись от встречи со стенами? Ответы записаны в виде последовательности цифр, соответствующих командам.

1) 32323 2) 23324 3) 32324 4) 22211

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

n := Длина(а)

m := 1

b := Извлечь(а, m)

нц для i от 7 до n 

 с := Извлечь(а, i)

 b := Склеить(b, с)

кц

Здесь переменные a, b и с - строкового типа; переменные n, m – целые. В алгоритме используются следующие функции:

Длина(х) – возвращает  количество символов в строке х. Имеет тип «целое».

Извлечь(х,i) – возвращает  i-й символ слева в строке х. Имеет строковый тип.

Склеить(х,у) – возвращает  строку, в которой записаны подряд сначала все символы
                           строки
х, а затем все символы строки у. Имеет строковый тип.

Значения строк записываются в кавычках (одинарных), например x='школа'.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'ЭНЕРГЕТИКА'?

1) ‘РАНЕТ’ 2) ‘ЭТИКА’ 3) ‘ЭРКЕР’ 4) ‘РЕНТА’

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение? Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, он разрушится и программа прервется.

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

              1) 1             2) 2  3) 3        4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

КОНЕЦ

7

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

G

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед n,  где n – целое число, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m,  где m – целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись  Повтори 5 [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 [Повтори 4 [Вперед 40 Направо 90] Направо 120]

Какая фигура появится на экране?

1)

2)

3)

4)

 

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

i := Длина(а)

k := 1

b := 'T'

пока i > 1 нц

 с := Извлечь(а, i)

 b := Склеить(b, с)

 i := i - k;

кц

Здесь переменные a, b и с - строкового типа; переменные n, m, k – целые. В алгоритме используются следующие функции:

Длина(х) – возвращает  количество символов в строке х. Имеет тип «целое».

Извлечь(х,i) – возвращает  i-й символ слева в строке х. Имеет строковый тип.

Склеить(х,у) – возвращает  строку, в которой записаны подряд сначала все символы
                           строки
х, а затем все символы строки у. Имеет строковый тип.

Значения строк записываются в кавычках (одинарных), например x:='школа'.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'КАРА'?

1) ‘КАРАТ’ 2) ‘ТАРА’ 3) ‘КРАТ’ 4) ‘ТКАРА’

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <сверху свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену?

1) 0  2) 5  3) 15  4) 25

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <справа свободно> вправо

вверх

вправо

КОНЕЦ

  1.  С Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену)?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

вверх

влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

КОНЕЦ

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену)?

1) 10  2) 14  3) 11  4) 22

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

вверх

вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> вправо

КОНЕЦ

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

n := Длина(а)

i := n

b := ''

нц пока i > 1

 с := Извлечь(а, i)

 b := Склеить(c, b)

 i := i - 2

кц

Здесь переменные a, b и с - строкового типа; переменные n, i – целые. В алгоритме используются следующие функции:

Длина(х) – возвращает  количество символов в строке х. Имеет тип «целое».

Извлечь(х,i) – возвращает  i-й символ слева в строке х. Имеет строковый тип.

Склеить(х,у) – возвращает  строку, в которой записаны подряд сначала все символы
                           строки
х, а затем все символы строки у. Имеет строковый тип.

Значения строк записываются в кавычках (одинарных), например x='школа'.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'ABCDEFGH'?

1) ‘HFDB’ 2) ‘BCDE’ 3) ‘BDFH’ 4) ‘EFGH’

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

n := Длина(а)

k := 2

i := 1

b := 'Р'

нц пока i < n

 с := Извлечь(а, i)

 b := Склеить(b, c)

 i := i + k

кц

b := Склеить(b, 'ДА')

Здесь переменные a, b и с - строкового типа; переменные n, i, k – целые.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'МОТОР'?

1) ‘РМТДА’ 2) ‘РОТОДА’ 3) ‘РОТОМДА’ 4) ‘РОТОНДА’

  1.  Имеется фрагмент алгоритма, записанный на алгоритмическом языке:

b := ''

нц для k от 1 до 3

 с := Извлечь(а, 2*k)

 b := Склеить(c, b)

кц

n := Длина(а)

i := 1

нц пока i < n 

 с := Извлечь(а, i)

 b := Склеить(b, c)

 i := i + 2

кц

Здесь переменные a, b и с – строкового типа; переменные n, i – целые.

Какое значение примет переменная b после выполнения этого фрагмента алгоритма,

если переменная а имела значение 'ПРИВАЛ'?

1) ‘РВЛАПИ’ 2) ‘ЛВРПИА’ 3) ‘ЛВРАПИ’ 4) ‘РВЛПИА’

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <сверху свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 4

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 0                 2) 1            3) 2  4) 3

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <слева свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <справа свободно> вверх

КОНЕЦ

8

7

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

G

H

  1.  
    Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1  2) 2  3) 3  4) 0

НАЧАЛО

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

ПОКА <слева свободно> вверх

КОНЕЦ

6

5

4

3

2

1

A

B

C

D

E

F

  1.  Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

вверх   вниз   влево  вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно  снизу свободно

слева свободно   справа свободно 

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

Цикл

ПОКА < условие >

 последовательность команд

КОНЕЦ ПОКА

выполняется, пока условие истинно. В конструкции

ЕСЛИ < условие >

  ТО команда1

ИНАЧЕ команда2

КОНЕЦ ЕСЛИ

выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если

условие ложно).

Если РОБОТ начнёт движение в сторону находящейся рядом с ним

стены, то он разрушится и программа прервётся.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав

движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет

и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

1) 8  2) 12  3) 16  4) 20

НАЧАЛО

ПОКА < справа свободно ИЛИ снизу свободно >

 ПОКА < справа свободно >

   вправо

 КОНЕЦ ПОКА

 ПОКА < снизу свободно >

   вниз

 КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

1) 14  2) 17  3) 19  4) 21

НАЧАЛО

ПОКА < справа свободно ИЛИ снизу свободно >

 ПОКА < снизу свободно >

   вниз

 КОНЕЦ ПОКА

 ПОКА < справа свободно >

   вправо

 КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

  1.  (http://ege.yandex.ru)  Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

1) 18  2) 22  3) 26  4) 30

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

НАЧАЛО

ПОКА < справа свободно ИЛИ снизу свободно >

 ПОКА < снизу свободно >

   вниз

 КОНЕЦ ПОКА

 ПОКА < справа свободно >

   вправо

 КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

1

2

3

4

5

6

A

B

C

D

E

F

  1.  (http://ege.yandex.ru) Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, нач