13548

Цивилизация шла и шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно, что никуда не выведут; надо начинать новое

Эссе

Логика и философия

Философия: Цивилизация шла и шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно что никуда не выведут; надо начинать новое Л. Н. Толстой. Выбранное мною высказывание посвящено осмыслению сущности направленности обще...

Русский

2017-10-12

22.02 KB

9 чел.

Философия: «Цивилизация шла и шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно, что никуда не выведут; надо начинать новое» Л. Н. Толстой.

Выбранное мною высказывание посвящено осмыслению сущности, направленности общественного прогресса.  Данный вопрос является актуальным, поскольку обществу было важно понимать, каково направление его развития.  Проблема прогресса не относится к вечным.  Само её возникновение обусловлено  исторической эпохой конца XVIII-XIX  века.  С развитием техники возрастают и темпы жизни людей, начинает формироваться индустриальная цивилизация.  На этом этапе люди и начинают рассуждать о направлении прогресса, его неоднозначности и противоречивости.  Всё чаще человечество посещает вопрос о возможных угрозах, стоящих перед ним.  

Великий русский писатель и мыслитель, Л.Н. Толстой, считает то, что «цивилизация зашла в тупик», что «дальше некуда», и «наука с цивилизацией никуда нас не выведут».  Таким образом, Толстой подчеркивает, что отдельно взятый научно-технологический прогресс не способен решить других проблем. Например, как от кризиса культуры и засилия безнравственности.  Я полностью согласна с высказыванием Толстого и думаю, что действительно прогрессивное развитие техники и технологии порой обедняют другие области жизни, например духовную жизнь людей.   Более того, общественный прогресс может даже способствовать новым проблемам, таким как ядерная война, демографический и экологический кризисы. Высказывание автора наиболее точно показывает, что прогресс-это противоречивое явление, которое несет не только благо, но и зло. К сожалению, не всегда прогресс считается с гуманностью и может  приводить к плачевным последствиям.

Приведем теоретические доводы и аргументы в обоснование моей точки зрения. Прежде всего, рассмотрим само понимание общественного прогресса.  Общественный прогресс - это  совокупность всех поступательных изменений в развитии общества, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.  В разное время, разными мыслителями общественный прогресс понимался по-своему, в соответствии с исторической эпохой. Например, французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе) видели его в развитии человеческого разума, распространения просвещения. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы.  В XIX в. марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, степени развития производительных сил. Некоторые социологи считали, что прогрессом являются усложнение социальной структуры и рост социальной неоднородности.  Современные же ученые приходят к выводу, что критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей.  

 По мнению большинства ученых, общественный прогресс-это  явление сложное и неоднозначное и его нельзя представить в виде строго линейного вектора. В чём можно заметить неоднозначность прогресса?  Человеческое общество-это сложный организм, развитие которого происходит неравномерно, по разным линиям.  Существует много областей жизни, где прогресс выявить совершенно невозможно.  Например, область духовного творчества и искусства. Допустим, сложно утверждать, что произведения, созданные в эпоху Возрождения или античности, менее прогрессивны, чем формы современного искусства.  

Кроме того, неоднозначность прогресса можно проиллюстрировать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены, как во благо, так и во зло.  К примеру, открытие деления атомного ядра привело к созданию новых источников энергии, а также созданию массового оружия.

Следует выделить целый ряд критериев, которые помогли бы оценить те или иные явления как прогрессивные. Первый критерий-это совершенствование техники и технологий, а также способов воздействия человека на окружающую среду. Вторым критерием представляется рост качества жизни, изменения характера труда. Далее, утверждение гуманистических принципов в жизни людей и расширение спектра прав и свобод современного гражданина.  

Подтвердим высказанные нами теоретические доводы конкретными примерами. Положительные стороны прогресса можно заметить в улучшении качества жизни людей, процесса труда.  Ярким примером послужит поточное производство сборочных конвейеров Г. Фордом в США  в 1908 году, что заметно облегчило труд рабочих и способствовало улучшению  процесса производства.  Прогресс содействовал гуманизации общественных отношений. Это подтверждает отмена смертной казни в большинстве стран современного мира. Более того, сокращаются санкции физического и морального воздействия на человека. Также современный спектр свобод затрагивает и права животных, в современных правовых документах появляются статьи о жестоком обращении с животными.  

Что же касается недостатков общественного прогресса, то их можно рассмотреть на примере развития биотехнологий. Генетические изменения, как правило, происходят в хозяйственных целях. В настоящее время всё чаще производят продукты с использованием трансгенов. Несмотря на, увеличение количества урожая и его внешних признаков, ГМО может служить источником заболеваний и мутаций организма потребителя. Ещё один простой пример-это возрастание количества машин на дорогах. Машина сегодня-это не только способ передвижения, но и один из основных факторов загрязнения окружающей среды, стимулирующего глобальное потепление.

Из личного опыта могу сказать, что появление новых средств связи, таких как мобильный телефон, Интернет несут противоречивые последствия. С одной стороны, они укрепляют связи между людьми, способствуют развитию коммуникативных способностей и позволяет заводить друзей по всему миру. С другой стороны, оно способствует развитию  замкнутости человека, страха общения лицом к лицу и недостатка тактильных ощущений.

Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеждаемся, что проблема общественного прогресса комплексная и прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что очень метко выразил нидерландский философ Й. Хейзинга: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце эго пути - благо или зло».