13550

Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан

Эссе

Логика и философия

Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан. Н. Г. Чернышевский Выбранное мной высказывание связано с проблемой нравственной стороны общественного прогресса. Я считаю эту проблему актуальной во все времена так как зачастую сосредотачивая вним...

Русский

2013-05-12

16.68 KB

22 чел.

«Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Н. Г. Чернышевский

Выбранное мной высказывание связано с проблемой нравственной стороны общественного прогресса. Я считаю эту проблему актуальной во все времена, так как зачастую, сосредотачивая внимание на научно-технической стороне прогресса, люди забывают о другой ничуть не менее, а может и более важной его составляющей. А именно, забывают о «возведении человека в человеческий сан».

Николай Гаврилович Чернышевский – великий российский литератор, ученый и общественный деятель – считает, что в основе общественного прогресса лежит именно духовное развитие человека. Под «человеческим саном» Н.Г.Чернышевский понимает как некий высоконравственный идеал человека, так и человека, обладающего необходимым спектром прав, ничем не обделенного и самое главное – свободного. Я согласна с мнением автора, ведь по мере изменения жизни вокруг и самому человеку приходится изменяться, пересматривать свои ценности, корректировать и расширять нормы морали. И я считаю, что эти изменения должны быть направлены на совершенствование морального облика человека и человечества, ведь в противном случае, эти изменения нельзя назвать прогрессом.

В само понятие «общественный прогресс» современные ученые-обществоведы закладывают следующий смысл: совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Слово «прогресс» произошло от латинского progressus и переводится, как «движение вперед», что уже немало говорит о его значении. Но прогресс мы можем наблюдать не только по таким очевидным критериям как, например, совершенствование в области технологий и техники. Другой стороной прогресса мы можем назвать ту, которая как раз и отвечает за «возведение человека в человеческий сан». К таким можно отнести, например, изменение уровня комфорта, качества жизни или же изменение характера труда. Ведь, в наши дни, творческий и интеллектуальный труд начинает понемногу вытеснять монотонный и требующий от человека физических усилий. С другой стороны, «в человеческий сан» человека возводит и другой не менее важный критерий прогресса: утверждение гуманизма, как общечеловеческой ценности. Так, например, об это свидетельствуют смягчения уголовных наказаний и отмена смертной казни во многих странах, также многие страны внесли в свои законодательства статьи, предусматривающие уголовное наказание за жестокое обращение с животными. Еще один важный критерий, относящийся к нравственной или духовной стороне прогресса – расширение спектра прав и свобод человека: отмена дискриминации по расовому признаку, защита прав детей, предоставление права голоса женщинам и т.д.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть само понятие гуманизма. Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности. Оно возникло, как философское течение в эпоху Возрождения. Основное распространение поучило в Век Просвещения. Но утверждаться, как общечеловеческие, гуманистические ценности начали лишь в наше время. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободусчастьеразвитие, проявление своих способностей. В данном контексте мне вспоминается фраза французского писателя XIX века Гюстава Флобера: «Весь прогресс, на который можно надеяться – это сделать людей менее злыми».

В дополнение к теоретическим доводам и ряд конкретных фактических примеров. Так, например, Римская Империя была одной из самых мощных развитых древних цивилизаций. Ее технический прогресс был неоспорим, римские инженеры были способны на воплощение в жизнь таких проектов, на некоторые из которых впоследствии архитекторы не решались до XVIII века. Таким образом, мы можем судить о том, что технический прогресс был налицо. Но, тем не менее, Римская Империя – эта сильная и независимая цивилизация древности – пала. И одной из причин этого стало, по мнениям ученых-историков, падение нравов в древнеримском обществе. Это, несомненно, подтверждает значимость нравственной стороны общественного прогресса.

Другим не менее красноречивым примером может послужить Китайская Народная Республика. Невозможно отрицать того технического и экономического роста, который наблюдается сейчас в этой стране. Китай – основная страна-производитель, большое количество технических новинок разработано именно китайскими учеными и т.д. Но все же, несмотря на это, в мире не принято ставить Китай в одну линию с высокоразвитыми странами. А причиной этому служит неразвитость Китая в нравственном отношении. Так, например, из-за перенаселенности Китая люди расцениваются там, как дешевая рабочая сила, их права часто не соблюдаются. Следовательно, пока человек в Китае не будет «возведен в человеческий сан» не может быть и речи о высоком и всестороннем развитии.

Также можно привести пример из литературы. В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» английский писатель Олдос Хаксли рассказывает об обществе будущего. Прогресс дошел до того, что люди не рождаются сами, их выращивают из пробирки, полностью изменилась система ценностей. Но антиутопический он потому, что едва ли мы можем назвать это «сверхобщество» развитым. Ведь человек в таком обществе - не более чем бесправное существо, с рождения приписанное к одной из пяти каст, исходя из соображений физических и интеллектуальных способностей. Это своеобразный макет тоталитаризма, при котором просто невозможно полноценное становление личности, полное соблюдение человеческих прав.

Эти фактические аргументы я могу дополнить и собственными наблюдениями. Каждый день я, как и миллионы школьников по всему миру сталкиваюсь со школьными учителями. Эти люди, взяв на себя обязанность учить детей, также берут на себя еще ряд обязанностей. Так, например, современные учителя на законодательном уровне обязаны уважительно относиться к своим ученикам, не имеют права унижать их или применять по отношению к ним физические наказания. Тогда как раньше, еще в начале прошлого века, за свои провинности дети вынуждены были терпеть массу унижения, телесные наказания, которые рассматривались как часть воспитательного процесса. Сейчас же права детей защищаются государством, что свидетельствует о несомненном развитии человека в духовном плане.

Таким образом, приведя примеры, можно сделать вывод, что духовная, нематериальная составляющая прогресса является  по сути основополагающей. Так как развитие человечества немыслимо без нравственного прогресса, совершенствования моральности, расширения спектра прав и свобод. Отсюда мы можем вывести формулу, что «человек, возведенный в человеческий сан» - нравственная, гуманная и свободная личность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83100. Валентин Бичко «Казка — вигадка...». Українська народна казка «Кирило Кожум’яка» 78 KB
  Мета. Розширити знання учнів про українські народні казки; формувати вміння розрізняти героїко-фантастичні казки; вдосконалювати уміння читати в особах; виявляти залежність мовної та інтонаційної характеристики дійових осіб від їхньої ролі у творі; вдосконалювати навички швидкого виразного...
83101. Число и цифра 9. Написание цифры 9. Сравнение чисел в пределах 9. Измерение и сравнение длин отрезков 192 KB
  Цель: закреплять знание учениками названий чисел в пределах 10; продлить работу над формированием у учеников умения сравнивать числа и решать задачи; совершенствовать навыки устного счета, проводить простейшие обобщения, формировать умение определять название деревьев по их листьям.
83102. Розповідне речення. Розділові знаки в кінці розповідного речення 119 KB
  Мета. Дати дітям уявлення про розповідне речення; формувати навички інтонування розповідних речень; розвивати мовлення пам’ять увагу учнів; виховувати любов до природи Обладнання. Таблиця до теми Речення Сніжинки ілюстрації зими індивідуальні картки...
83103. Каїн і Авель (біблійна легенда) 74 KB
  Продовжити знайомство учнів із біблійними легендами. Розкрити зміст біблійної історії про Каїна та Авеля, її глибокі народні витоки.Формувати уміння розрізняти ознаки доброго і лихого, усвідомлювати неминучість кари за вчинене зло. Розвивати читацькі навички та зв’язне мовлення молодших школярів.
83104. Людські чесноти: добро, доброта 104.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з людськими чеснотами, вчити характеризувати події та явища, як прояв добра і зла; розкрити моральний зміст доброти; сприяти розвитку в учнів мотивації до добрих, гуманних вчинків, розвивати мислення, творчу уяву, збагачувати словниковий запас...
83105. Святкуємо Різдвяні свята разом із музикою 66.5 KB
  Дидактична мета: закріпити поняття про виражальні та зображальні можливості музики. Розвиваюча мета: розвивати музично-творчі здібності дітей, природну музичність, вокально-хорові навички на основі сприймання художньо-образного музичного матеріалу, інтелектуальну гнучкість.
83106. На сонці тепло, біля матері добре. О.Єфімов «Задачі трапляються різні» 708 KB
  На сонці тепло біля матері добре. Обладнання: мультимедійна дошка проектор презентаційний матеріал картки із завданнями малюнки дітей вправи для розвитку техніки читання азбука почуттів. Вправи на вдосконалення техніки читання картки вправа Ланцюжки. Робота з текстом перед читанням твору.