13550

Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан

Эссе

Логика и философия

Прогресс стремление к возведению человека в человеческий сан. Н. Г. Чернышевский Выбранное мной высказывание связано с проблемой нравственной стороны общественного прогресса. Я считаю эту проблему актуальной во все времена так как зачастую сосредотачивая вним...

Русский

2013-05-12

16.68 KB

24 чел.

«Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Н. Г. Чернышевский

Выбранное мной высказывание связано с проблемой нравственной стороны общественного прогресса. Я считаю эту проблему актуальной во все времена, так как зачастую, сосредотачивая внимание на научно-технической стороне прогресса, люди забывают о другой ничуть не менее, а может и более важной его составляющей. А именно, забывают о «возведении человека в человеческий сан».

Николай Гаврилович Чернышевский – великий российский литератор, ученый и общественный деятель – считает, что в основе общественного прогресса лежит именно духовное развитие человека. Под «человеческим саном» Н.Г.Чернышевский понимает как некий высоконравственный идеал человека, так и человека, обладающего необходимым спектром прав, ничем не обделенного и самое главное – свободного. Я согласна с мнением автора, ведь по мере изменения жизни вокруг и самому человеку приходится изменяться, пересматривать свои ценности, корректировать и расширять нормы морали. И я считаю, что эти изменения должны быть направлены на совершенствование морального облика человека и человечества, ведь в противном случае, эти изменения нельзя назвать прогрессом.

В само понятие «общественный прогресс» современные ученые-обществоведы закладывают следующий смысл: совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Слово «прогресс» произошло от латинского progressus и переводится, как «движение вперед», что уже немало говорит о его значении. Но прогресс мы можем наблюдать не только по таким очевидным критериям как, например, совершенствование в области технологий и техники. Другой стороной прогресса мы можем назвать ту, которая как раз и отвечает за «возведение человека в человеческий сан». К таким можно отнести, например, изменение уровня комфорта, качества жизни или же изменение характера труда. Ведь, в наши дни, творческий и интеллектуальный труд начинает понемногу вытеснять монотонный и требующий от человека физических усилий. С другой стороны, «в человеческий сан» человека возводит и другой не менее важный критерий прогресса: утверждение гуманизма, как общечеловеческой ценности. Так, например, об это свидетельствуют смягчения уголовных наказаний и отмена смертной казни во многих странах, также многие страны внесли в свои законодательства статьи, предусматривающие уголовное наказание за жестокое обращение с животными. Еще один важный критерий, относящийся к нравственной или духовной стороне прогресса – расширение спектра прав и свобод человека: отмена дискриминации по расовому признаку, защита прав детей, предоставление права голоса женщинам и т.д.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть само понятие гуманизма. Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности. Оно возникло, как философское течение в эпоху Возрождения. Основное распространение поучило в Век Просвещения. Но утверждаться, как общечеловеческие, гуманистические ценности начали лишь в наше время. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободусчастьеразвитие, проявление своих способностей. В данном контексте мне вспоминается фраза французского писателя XIX века Гюстава Флобера: «Весь прогресс, на который можно надеяться – это сделать людей менее злыми».

В дополнение к теоретическим доводам и ряд конкретных фактических примеров. Так, например, Римская Империя была одной из самых мощных развитых древних цивилизаций. Ее технический прогресс был неоспорим, римские инженеры были способны на воплощение в жизнь таких проектов, на некоторые из которых впоследствии архитекторы не решались до XVIII века. Таким образом, мы можем судить о том, что технический прогресс был налицо. Но, тем не менее, Римская Империя – эта сильная и независимая цивилизация древности – пала. И одной из причин этого стало, по мнениям ученых-историков, падение нравов в древнеримском обществе. Это, несомненно, подтверждает значимость нравственной стороны общественного прогресса.

Другим не менее красноречивым примером может послужить Китайская Народная Республика. Невозможно отрицать того технического и экономического роста, который наблюдается сейчас в этой стране. Китай – основная страна-производитель, большое количество технических новинок разработано именно китайскими учеными и т.д. Но все же, несмотря на это, в мире не принято ставить Китай в одну линию с высокоразвитыми странами. А причиной этому служит неразвитость Китая в нравственном отношении. Так, например, из-за перенаселенности Китая люди расцениваются там, как дешевая рабочая сила, их права часто не соблюдаются. Следовательно, пока человек в Китае не будет «возведен в человеческий сан» не может быть и речи о высоком и всестороннем развитии.

Также можно привести пример из литературы. В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» английский писатель Олдос Хаксли рассказывает об обществе будущего. Прогресс дошел до того, что люди не рождаются сами, их выращивают из пробирки, полностью изменилась система ценностей. Но антиутопический он потому, что едва ли мы можем назвать это «сверхобщество» развитым. Ведь человек в таком обществе - не более чем бесправное существо, с рождения приписанное к одной из пяти каст, исходя из соображений физических и интеллектуальных способностей. Это своеобразный макет тоталитаризма, при котором просто невозможно полноценное становление личности, полное соблюдение человеческих прав.

Эти фактические аргументы я могу дополнить и собственными наблюдениями. Каждый день я, как и миллионы школьников по всему миру сталкиваюсь со школьными учителями. Эти люди, взяв на себя обязанность учить детей, также берут на себя еще ряд обязанностей. Так, например, современные учителя на законодательном уровне обязаны уважительно относиться к своим ученикам, не имеют права унижать их или применять по отношению к ним физические наказания. Тогда как раньше, еще в начале прошлого века, за свои провинности дети вынуждены были терпеть массу унижения, телесные наказания, которые рассматривались как часть воспитательного процесса. Сейчас же права детей защищаются государством, что свидетельствует о несомненном развитии человека в духовном плане.

Таким образом, приведя примеры, можно сделать вывод, что духовная, нематериальная составляющая прогресса является  по сути основополагающей. Так как развитие человечества немыслимо без нравственного прогресса, совершенствования моральности, расширения спектра прав и свобод. Отсюда мы можем вывести формулу, что «человек, возведенный в человеческий сан» - нравственная, гуманная и свободная личность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41742. Сравнительный анализ эффективности инвестиционных проектов с учетом риска 77.55 KB
  Изучение основных теоретических положений методики расчета основных показателей эффективности и уровня рисков а также сравнительной оценки инвестиционных проектов по критериям эффективности и риска. Защита лабораторной работы: представление отчета содержащего расчет показателей экономической эффективности инвестиционных проектов NPV PI DPP 1RR и уровня рисков инвестиционных проектов ; CV; сравнительную таблицу основных показателей эффективности и уровней рисков рассматриваемых проектов выбор инвестиционного проекта на основе...
41743. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО, ПАРАЛЛЕЛЬНОГО И СВЯЗАННЫХ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ КОНТУРОВ 303.45 KB
  Исследовать явление резонанса в последовательном и параллельном электрических колебательных контурах. Ее называют полосой пропускания контура и условно определяют по резонансной кривой на уровне 07 от максимального значения тока или напряжения соответствующего резонансной частоте. Исследование последовательного колебательного контура Рис.END Исследование последовательного контура в среде PSpice: Рис.
41744. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет 154.25 KB
  Теоретические сведения к лабораторной работе Классификация программ по их правовому статусу Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные условно бесплатные и свободно распространяемые. Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность. Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивов.
41745. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМА ВНЕЗАПНОГО ТРЕХФАЗНОГО КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ НА ШИНАХ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА 473.1 KB
  угла 0 между плоскостью фазной обмотки статора и продольной осью ротора в начальный момент КЗ t=0 на величину тока в этой фазе и характер его изменения. После чего необходимо сохранить или перерисовать осциллограмму переходного процесса тока в фазе “а†i=ft. Поясните письменно какое влияние оказывает положение ротора по отношению к фазе “а†в начальный момент КЗ на характер переходного процесса и величину тока в данной фазе для ответа пользуйтесь теоретическим материалом. Определение величины ударного тока и...
41747. Приемы работы с большими документами в Word 130.18 KB
  Логическая структура основной памяти Статический тип памяти обладает существенно более высоким быстродействием но значительно дороже динамического Для регистровой памяти МПП и КЭШ память используются SRM а ОЗУ основной памяти строится на базе DRMмикросхем. Найти фразу ЭВМ имеют четыре иерархических уровня памяти и организовать в конце абзаца сноску на текст: Быстродействие МПП КЭШпамяти и ОП измеряется временем обращения tобр к ним сумма времени поиска считывания и записи информации. Регистры КЭШпамяти недоступны для...
41748. Рекурсия. Вычислить сумму N членов рекуррентной последовательности 65.54 KB
  Вычислить функцию Бесселя 8го порядка с аргументом x: Вычислить биномиальные коэффициенты для b вводятся пользователем. Определить Nый член рекуррентной последовательности: Дана функция Вычислить корень уравнения на отрезке 1 3 методом деления отрезка пополам с погрешностью Дана последовательность Определить сумму элементов данного массива. Вычислить S1S2 где S1 сумма нечетных целых чисел от до b S2 сумма четных чисел от c до d.
41749. Определение скорости полета пули по методу Поля 49.49 KB
  Определить угловую скорость вращения вала с бумажными дисками.1 с двумя бумажными дисками закрепленными на общем валу на расстоянии l друг от друга. Расстояние между дисками l. Если произвести выстрел вдоль оси вращения бумажных дисков то считая движение пули между дисками равномерным и прямолинейным ее скорость можно определить по формуле: 1 где l расстояние между бумажными дисками время пролета пули между дисками...
41750. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации 24.99 KB
  Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения.