13550

Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан

Эссе

Логика и философия

Прогресс стремление к возведению человека в человеческий сан. Н. Г. Чернышевский Выбранное мной высказывание связано с проблемой нравственной стороны общественного прогресса. Я считаю эту проблему актуальной во все времена так как зачастую сосредотачивая вним...

Русский

2013-05-12

16.68 KB

24 чел.

«Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Н. Г. Чернышевский

Выбранное мной высказывание связано с проблемой нравственной стороны общественного прогресса. Я считаю эту проблему актуальной во все времена, так как зачастую, сосредотачивая внимание на научно-технической стороне прогресса, люди забывают о другой ничуть не менее, а может и более важной его составляющей. А именно, забывают о «возведении человека в человеческий сан».

Николай Гаврилович Чернышевский – великий российский литератор, ученый и общественный деятель – считает, что в основе общественного прогресса лежит именно духовное развитие человека. Под «человеческим саном» Н.Г.Чернышевский понимает как некий высоконравственный идеал человека, так и человека, обладающего необходимым спектром прав, ничем не обделенного и самое главное – свободного. Я согласна с мнением автора, ведь по мере изменения жизни вокруг и самому человеку приходится изменяться, пересматривать свои ценности, корректировать и расширять нормы морали. И я считаю, что эти изменения должны быть направлены на совершенствование морального облика человека и человечества, ведь в противном случае, эти изменения нельзя назвать прогрессом.

В само понятие «общественный прогресс» современные ученые-обществоведы закладывают следующий смысл: совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Слово «прогресс» произошло от латинского progressus и переводится, как «движение вперед», что уже немало говорит о его значении. Но прогресс мы можем наблюдать не только по таким очевидным критериям как, например, совершенствование в области технологий и техники. Другой стороной прогресса мы можем назвать ту, которая как раз и отвечает за «возведение человека в человеческий сан». К таким можно отнести, например, изменение уровня комфорта, качества жизни или же изменение характера труда. Ведь, в наши дни, творческий и интеллектуальный труд начинает понемногу вытеснять монотонный и требующий от человека физических усилий. С другой стороны, «в человеческий сан» человека возводит и другой не менее важный критерий прогресса: утверждение гуманизма, как общечеловеческой ценности. Так, например, об это свидетельствуют смягчения уголовных наказаний и отмена смертной казни во многих странах, также многие страны внесли в свои законодательства статьи, предусматривающие уголовное наказание за жестокое обращение с животными. Еще один важный критерий, относящийся к нравственной или духовной стороне прогресса – расширение спектра прав и свобод человека: отмена дискриминации по расовому признаку, защита прав детей, предоставление права голоса женщинам и т.д.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть само понятие гуманизма. Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности. Оно возникло, как философское течение в эпоху Возрождения. Основное распространение поучило в Век Просвещения. Но утверждаться, как общечеловеческие, гуманистические ценности начали лишь в наше время. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободусчастьеразвитие, проявление своих способностей. В данном контексте мне вспоминается фраза французского писателя XIX века Гюстава Флобера: «Весь прогресс, на который можно надеяться – это сделать людей менее злыми».

В дополнение к теоретическим доводам и ряд конкретных фактических примеров. Так, например, Римская Империя была одной из самых мощных развитых древних цивилизаций. Ее технический прогресс был неоспорим, римские инженеры были способны на воплощение в жизнь таких проектов, на некоторые из которых впоследствии архитекторы не решались до XVIII века. Таким образом, мы можем судить о том, что технический прогресс был налицо. Но, тем не менее, Римская Империя – эта сильная и независимая цивилизация древности – пала. И одной из причин этого стало, по мнениям ученых-историков, падение нравов в древнеримском обществе. Это, несомненно, подтверждает значимость нравственной стороны общественного прогресса.

Другим не менее красноречивым примером может послужить Китайская Народная Республика. Невозможно отрицать того технического и экономического роста, который наблюдается сейчас в этой стране. Китай – основная страна-производитель, большое количество технических новинок разработано именно китайскими учеными и т.д. Но все же, несмотря на это, в мире не принято ставить Китай в одну линию с высокоразвитыми странами. А причиной этому служит неразвитость Китая в нравственном отношении. Так, например, из-за перенаселенности Китая люди расцениваются там, как дешевая рабочая сила, их права часто не соблюдаются. Следовательно, пока человек в Китае не будет «возведен в человеческий сан» не может быть и речи о высоком и всестороннем развитии.

Также можно привести пример из литературы. В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» английский писатель Олдос Хаксли рассказывает об обществе будущего. Прогресс дошел до того, что люди не рождаются сами, их выращивают из пробирки, полностью изменилась система ценностей. Но антиутопический он потому, что едва ли мы можем назвать это «сверхобщество» развитым. Ведь человек в таком обществе - не более чем бесправное существо, с рождения приписанное к одной из пяти каст, исходя из соображений физических и интеллектуальных способностей. Это своеобразный макет тоталитаризма, при котором просто невозможно полноценное становление личности, полное соблюдение человеческих прав.

Эти фактические аргументы я могу дополнить и собственными наблюдениями. Каждый день я, как и миллионы школьников по всему миру сталкиваюсь со школьными учителями. Эти люди, взяв на себя обязанность учить детей, также берут на себя еще ряд обязанностей. Так, например, современные учителя на законодательном уровне обязаны уважительно относиться к своим ученикам, не имеют права унижать их или применять по отношению к ним физические наказания. Тогда как раньше, еще в начале прошлого века, за свои провинности дети вынуждены были терпеть массу унижения, телесные наказания, которые рассматривались как часть воспитательного процесса. Сейчас же права детей защищаются государством, что свидетельствует о несомненном развитии человека в духовном плане.

Таким образом, приведя примеры, можно сделать вывод, что духовная, нематериальная составляющая прогресса является  по сути основополагающей. Так как развитие человечества немыслимо без нравственного прогресса, совершенствования моральности, расширения спектра прав и свобод. Отсюда мы можем вывести формулу, что «человек, возведенный в человеческий сан» - нравственная, гуманная и свободная личность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68833. Особливості класифікації формальних мов 117 KB
  Наприклад контекстновільна граматика G1 розглянута у попередній лекції нерегулярна а мова L1 що нею генерується регулярна тому що її можна одержати за допомогою регулярної граматики G2. Граматики типу 3 а також регулярні граматики мають істотні переваги перед іншими типами граматик тому...
68834. Алгоритми 95 KB
  Частковий алгоритм зупиняється на даному вході якщо існує таке натуральне число t що після виконання t необовязково різних команд цього алгоритму або не виявиться жодної команди яку можна виконати або остання команда є зупинитись.
68835. Скінчені автомати 106.5 KB
  На вхід автомату надходять рядки символів вхідного алфавіту. Кожний черговий символ призводить до того що стан автомату змінюється згідно з функцією а на виході зявляється символ що відповідає функції. Приклад умовного зображення автомату для обчислення суми двох двійкових чисел наведено...
68836. Скінчені автомати, що приймають регулярні вирази 155 KB
  Побудова М7. Для побудови цього автомату використовується ідея приєднання виходу М1 до входу М2. Беремо Q7 = Q1  Q2, вважаючи, що Q1  Q2 =  , тобто усі стани автомату М1 відрізняються від станів автомату М2 незалежно від позначень. Множина заключних станів означається як...
68837. Лексичний аналіз 101.5 KB
  На даному етапі у вхідній програмі виділяються лексеми і формуються таблиці різних класів лексем. Типові класи лексем - це ідентифікатори, константи, ключові слова мови програмування. У результаті роботи лексичного аналізатора програма перетворюється у послідовність лексем.
68838. Контекстно-вільні граматики 85 KB
  Традиційною основою для синтаксичного аналізу є контекстновільні граматики. Коли якунебудь мову програмування не можна генерувати за допомогою контекстновільної граматики завжди можна знайти таку контекстновільну граматику що генерує супермову у якій міститься подана. З наведених раніше означень...
68839. Автомати з магазинною пам’яттю 132 KB
  Але на відміну від МНПмашини память МПавтомата побудована за принципом організації стека. Елементи інформації зберігаються та використовуються як патрони у автоматичній зброї тобто у кожний момент доступний тільки верхній елемент магазину.
68840. Детермінований синтаксичний аналіз (s- та q-граматики) 154 KB
  КВграматика називається sграматикою тоді і тільки тоді коли 1 права частина кожного правила починається терміналом; 2 якщо два правила мають співпадаючі ліві частини такі правила називаються альтернативними то праві частини цих правил починаються різними символами. Тепер означимо множину вибору для кожного правила.
68841. Визначення множин вибору продукцій (продовження) 242 KB
  Розглядається права частина кожного правила, починаючи з лівого символу. Якщо поточний символ - термінал, то він включається у множину ПЕРШ для поданого правила, і процес зупиняється. В іншому разі у множину, що формується, включається множина ПЕРШ для поточного нетермінала, і якщо цей нетермінал анулює...