13552

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг

Эссе

Логика и философия

Если мы хотим идти вперед то одна нога должна остаться на месте в то время как другая делает следующий шаг. Это первый закон всякого прогресса одинаково применимый как к целым народам так и к отдельным людям. И. Этвеш В выбранном мною высказывании явно представле

Русский

2013-05-12

15.76 KB

48 чел.

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям».

(И. Этвеш)

В выбранном мною высказывании явно представлена проблема органичности изменений, осуществляемых в обществе. Эта проблема вытекает из проблемы общественного прогресса и связанных с ней особенностей и закономерностей. Проблема представляется мне актуальной и интересной, так как, в обществе происходит масса радикальных изменений, людям по началу сложно адаптироваться, поэтому важно понимать не только масштабы и значение изменений, но и их органичность для жизни общества.

Венгерский писатель и общественный деятель XIX века Йожеф Этвеш утверждает, что всякие изменения должны производиться плавно и постепенно, с оглядкой на прошлое. Он считает, что это единственный способ двигаться вперед как для целых народов в целом, так и для отдельных людей в частности. Он считает, что общественное развитие должно идти по пути эволюции, революционный же путь он отвергает, как невозможный, противоречащий самому понятию развития. Я убеждена, что все инновации должны опираться на предыдущие этапы, должны проходить органично и естественно: путем естественной эволюции или грамотных и мудрых реформ. Я считаю маловероятным, что изменения путем революций и резких, коренных, насильственных изменений могут привести к качественному прогрессу. Радикальные изменения порождают слишком большие стрессы и не всегда приживаются.

Прежде всего, рассмотрим основные формы и способы социальной динамики, сопоставим их между собой. К основным формам социальной динамики можно отнести революцию (коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.) и эволюцию (процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков), которая связана с осуществлением реформ (преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы). Опыт истории человечества убеждает нас в том, насколько эволюционный процесс органичнее сломов революции. Учеными доказано, что как отдельный человек, так и общество в целом способны усвоить максимум 30% от всего объема чего-то нового. А это значит, что обществу необходима постепенная адаптация к новому.

В данном контексте я не могу не вспомнить фразу современного русского писателя Бориса Акунина, который как бы раскрывая и объясняя подробнее мысль Этвеша сказал: «Быстро меняться общество может только в худшую сторону - это называется революция. А все благие изменения, именуемые эволюцией, происходят очень-очень медленно».

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд фактических примеров. Например, можно привести пример, который докажет, что слишком быстрое и резкое изменение не всегда целесообразно и для возвращения к нормальному, логичному ходу истории приходится действительно в каком-то смысле делать шаг назад. Для этого вспомним «великие реформы» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к отмене крепостного права, кардинальному изменению системы местного самоуправления и т.д. Но за ними последовала ответная реакция: так называемые «контрреформы» Александра III. Так получается, когда общество, еще не готовое к каким-либо коренным изменениям этим самым изменениям подвергают. В таких случаях неизбежно следует коррекция этих перемен, нарушивших органичный ход истории.

Другим примером не самой естественной смены событий можно считать Октябрьскую революцию 1917 года и последовавшую за ней гражданскую войну. Целью революции была смена общественного строя, смена власти, желание улучшить жизнь. Но на деле из-за огромных потерь (как материальных и экономических, так и человеческих ресурсов) страна была вынуждена бороться с экономическими трудностями, что, несомненно, можно расценивать, как откат.

Но рассмотрим эту проблему с другой стороны и приведем аргументы в защиту последовательному и постепенному развитию. Когда общество развивается логично, невозможно найти точного времени и качества перемен. Они совершаются постепенно, сначала сочетая в одном старое и новое и постепенно вытесняя старое и развивая новое. Так в настоящее время мы можем наблюдать множество стран находящихся именно в этой переходной стадии от индустриального общества к информационному. Более конкретным примером могут послужить такие страны, как Швеция или Скандинавия, которые на протяжении всей своей истории развивались исключительно эволюционным путем.

Также мне хотелось бы привести пример из повседневной жизни. Каждому человеку, каждому ребенку постоянно приходится осваивать что-то новое. Но лучше, если это «новое» опирается на старое, уже известное. Так, например, если ученик переходит из базового класса по предмету в профильный, из-за объема навалившейся на него новой информации он сможет воспринять лишь малую ее часть. И наоборот, если, начиная с первого класса, ученик постоянно изучает что-то новое, основывающееся на уже известном или дополняющее и расширяющее знания, то он спокойно, постепенно и без стрессов освоит всю программу.

Таким образом, приведя примеры, можно сделать вывод, что для того, чтобы общество развивалось логично и органично, все, даже искусственные, перемены должны производиться с оглядкой на прошлое и с мыслью об их целесообразности.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55324. На Україну линуть журавлі 55 KB
  Формувати уявлення про специфіку літератури української діаспори потребу до самостійного читання художньої літератури. Виховувати любов до української літератури.
55325. Здорові зуби 73.5 KB
  Основні цілі: сформувати поняття «здоровя», розкрити його психологічний фізіологічний та соціальний стан, ознайомити учнів з факторами, що визначають здоровя людини.
55326. Україна в моєму житті. Україна в моєму серці 47.5 KB
  Мета проекту: сформувати адекватні ставлення та сприйняття української мови культури традицій тощо в учнів та вчителів школи; викликати справжній інтерес до традицій історії культури українського народу...
55327. Палити чи ні – твій вибір? 59 KB
  Чи корисно палити цигарки Чому так багато дорослих і підлітків палять якщо це шкідливо Як ви гадаєте: чи можемо ми привернути увагу дітей і дорослих до Проблеми тютюнопаління Як Дитячі відповіді. основ здоровя ГПД Виготовлення емблем...
55328. Природа рідна - наша втіха, тож, хай вона не знає лиха 58 KB
  Чи хотіли б ви дізнатися більше про планету Земля рослинний та тваринний світ Звідки ми можемо про це дізнатися Я пропоную вам провести екскурсію до краєзнавчого музею прочитати в довідниках енциклопедіях тощо...
55329. Антарктида. Південний край Землі. Материк таємниць і загадок 159.5 KB
  За планом скласти характеристику географічного положення Антарктиди. Які особливості природи материка визначаються її географічним положенням? В чому своєрідність географічного положення Антарктиди порівняно з іншими материками?
55330. Функція 2.38 MB
  Задачі проекту: розширити знання учнів з алгебри про про функцію; Познайомити учнів з різними видами функцій; усвідомити важливість даної теореми; Тематичні питання: Що ви знаєте з історії математики про функцію? Хто вперше ввів поняття функції? Які способи задання функції?
55331. Взаєморозуміння 152 KB
  Мета й завдання проекту: поглибити знання гімназистів про етикет і його важливість у житті людини; навчити дітей жити у злагоді з оточуючими; сприяти розвитку культурного рівня учнів; вдосконалити практичні уміння учасників проекту; виховувати повагу одне до одного.
55332. Система взаємодії у профорієнтаційній роботі школи та вищого навчального закладу 173 KB
  Забезпечення максимально сприятливих умов для професійного розвитку учнів формування мотивації професіональних намірів. Виявлення можливостей учнів їх корекція і розвиток розвиток професійних інтересів і необхідних якостей.