13552

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг

Эссе

Логика и философия

Если мы хотим идти вперед то одна нога должна остаться на месте в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса одинаково применимый как к целым народам так и к отдельным людям. И. Этвеш В выбранном мною высказывании явно представле

Русский

2013-05-12

15.76 KB

45 чел.

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям».

(И. Этвеш)

В выбранном мною высказывании явно представлена проблема органичности изменений, осуществляемых в обществе. Эта проблема вытекает из проблемы общественного прогресса и связанных с ней особенностей и закономерностей. Проблема представляется мне актуальной и интересной, так как, в обществе происходит масса радикальных изменений, людям по началу сложно адаптироваться, поэтому важно понимать не только масштабы и значение изменений, но и их органичность для жизни общества.

Венгерский писатель и общественный деятель XIX века Йожеф Этвеш утверждает, что всякие изменения должны производиться плавно и постепенно, с оглядкой на прошлое. Он считает, что это единственный способ двигаться вперед как для целых народов в целом, так и для отдельных людей в частности. Он считает, что общественное развитие должно идти по пути эволюции, революционный же путь он отвергает, как невозможный, противоречащий самому понятию развития. Я убеждена, что все инновации должны опираться на предыдущие этапы, должны проходить органично и естественно: путем естественной эволюции или грамотных и мудрых реформ. Я считаю маловероятным, что изменения путем революций и резких, коренных, насильственных изменений могут привести к качественному прогрессу. Радикальные изменения порождают слишком большие стрессы и не всегда приживаются.

Прежде всего, рассмотрим основные формы и способы социальной динамики, сопоставим их между собой. К основным формам социальной динамики можно отнести революцию (коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.) и эволюцию (процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков), которая связана с осуществлением реформ (преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы). Опыт истории человечества убеждает нас в том, насколько эволюционный процесс органичнее сломов революции. Учеными доказано, что как отдельный человек, так и общество в целом способны усвоить максимум 30% от всего объема чего-то нового. А это значит, что обществу необходима постепенная адаптация к новому.

В данном контексте я не могу не вспомнить фразу современного русского писателя Бориса Акунина, который как бы раскрывая и объясняя подробнее мысль Этвеша сказал: «Быстро меняться общество может только в худшую сторону - это называется революция. А все благие изменения, именуемые эволюцией, происходят очень-очень медленно».

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд фактических примеров. Например, можно привести пример, который докажет, что слишком быстрое и резкое изменение не всегда целесообразно и для возвращения к нормальному, логичному ходу истории приходится действительно в каком-то смысле делать шаг назад. Для этого вспомним «великие реформы» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к отмене крепостного права, кардинальному изменению системы местного самоуправления и т.д. Но за ними последовала ответная реакция: так называемые «контрреформы» Александра III. Так получается, когда общество, еще не готовое к каким-либо коренным изменениям этим самым изменениям подвергают. В таких случаях неизбежно следует коррекция этих перемен, нарушивших органичный ход истории.

Другим примером не самой естественной смены событий можно считать Октябрьскую революцию 1917 года и последовавшую за ней гражданскую войну. Целью революции была смена общественного строя, смена власти, желание улучшить жизнь. Но на деле из-за огромных потерь (как материальных и экономических, так и человеческих ресурсов) страна была вынуждена бороться с экономическими трудностями, что, несомненно, можно расценивать, как откат.

Но рассмотрим эту проблему с другой стороны и приведем аргументы в защиту последовательному и постепенному развитию. Когда общество развивается логично, невозможно найти точного времени и качества перемен. Они совершаются постепенно, сначала сочетая в одном старое и новое и постепенно вытесняя старое и развивая новое. Так в настоящее время мы можем наблюдать множество стран находящихся именно в этой переходной стадии от индустриального общества к информационному. Более конкретным примером могут послужить такие страны, как Швеция или Скандинавия, которые на протяжении всей своей истории развивались исключительно эволюционным путем.

Также мне хотелось бы привести пример из повседневной жизни. Каждому человеку, каждому ребенку постоянно приходится осваивать что-то новое. Но лучше, если это «новое» опирается на старое, уже известное. Так, например, если ученик переходит из базового класса по предмету в профильный, из-за объема навалившейся на него новой информации он сможет воспринять лишь малую ее часть. И наоборот, если, начиная с первого класса, ученик постоянно изучает что-то новое, основывающееся на уже известном или дополняющее и расширяющее знания, то он спокойно, постепенно и без стрессов освоит всю программу.

Таким образом, приведя примеры, можно сделать вывод, что для того, чтобы общество развивалось логично и органично, все, даже искусственные, перемены должны производиться с оглядкой на прошлое и с мыслью об их целесообразности.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34805. Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы 26 KB
  Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.
34806. Эмпиризм: гоббс и локк. Скептицизм Юма. Субъективный идеализм Беркли 35 KB
  Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юм пытается доказать что субстанция и причинность не объективно существующие сущности не априорные идеи но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений. Среди постепенно появляющихся идей о вещах мы начинаем замечать определенное сходство которое позволяет дать этим понятиям одно и то же название оставляя в стороне возможные качественные и количественные различия и приобретаем...
34807. Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека 37 KB
  Просветительная трактовка человека Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения Руссо. Руссо призывает к свободе. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.
34808. Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода 29.5 KB
  Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.
34809. Абсолютный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие системы и метода 41 KB
  Диалектическая философия Гегеля Романтики иенской школы Фихте Шеллинг Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Согласно романтикам главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер во многом обязанный тому что Кант противопоставил истинное знание доставляемое точными науками тем формам знания которые нам дают миф искусство язык. В качестве такого субъекта предстала особенно у Гегеля история человечества в целом. Теперь формы трансцендентальной субъективности...
34810. Антропологический материализхм Фейербаха 31 KB
  Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.
34811. Принцип делай добро (модель Парацельса) 30.5 KB
  Модель Парацельса это форма врачебной этики в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. В границах модели Парацельса в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова отец в патернализме фиксирует что образцом связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социальноморальная ответственность но и целебность ...
34812. Принцип соблюдения долга (деонтологическая модель) 32 KB
  Петров использовал этот термин чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики врачебную этику которая в России была отменена после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики это совокупность должных правил соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской...
34813. Принцип уважения прав и достоинства человека (биоэтика) 32.5 KB
  Эти процессы высвечивают почему в 6070х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики вопроса об отношении врача и пациента.