13557

Чернышевский. Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей

Эссе

Логика и философия

Тот кто не изучил человека в самом себе никогда не достигнет глубокого знания людей. Н.Г.Чернышевский Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя важности значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Е

Русский

2013-06-06

15.55 KB

58 чел.

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

Н.Г.Чернышевский

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему познания человеком самого себя, важности, значимости постижения человеком собственной личности и других людей. Еще древние мудрецы утверждали: «Познай самого себя». Почему это так важно? В человеке заключены не только уникальные, но и универсальные качества, поэтому, познавая себя, человек узнает не только личные и индивидуальные особенности своего строения, но и то, что общее, что объединяет всех людей.

Русский публицист и общественный деятель XIX века Н.Г.Чернышевский утверждал: «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Иначе говоря, для составления суждения об обществе и других людях человеку, прежде всего, необходимо познать самого себя. Другими словами, самопознание, по Чернышевскому, - основополагающий этап познания, изучения и понимания общества, других людей. Я полностью разделяю мнение Николая Гавриловича и также считаю, что, не познав себя, просто невозможно составить какое бы то ни было объективное суждение о других людях. Ведь, как говорится: «Чужая душа – потемки», и лишь глядя на мир и людей через призму понимания человеческой сути или примеряя их роли на себя, можно «достичь глубокого знания людей».

Для теоретического осмысления проблемы рассмотрим, прежде всего, понятие самопознания. Современные обществоведы определяют самопознание как особый вид познавательной деятельности человека, когда интерес направлен на него самого. Познавая себя, человек как бы отвечает на внутренние вопросы: «Кто я такой? На что я способен? Какой я на самом деле?» Таким образом, в качестве основных объектов самопознания можно выделить собственные интересы, способности, образ мышления, особенности организма и т.д. Самопознание осуществляется двумя методами: самонаблюдение и самоисследование. В ходе первого,  человек наблюдает за собой, своим поведением, своими реакциями и т.д. Во втором же, он анализирует полученные сведения, задает себе вопросы, ищет на них ответы. Важно отметить, что в отрыве от общества самопознание просто невозможно, так как важной составляющей формирования понимания человеком своей сущности являются мнения о нем окружающих его людей.

Конечным итогом самопознания можно считать полноценное представление человека о самом себе или как это называют психологи – формирования Я-концепции или образа «Я». По своей сути, Я-концепция – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его образ мыслей, его способности, его социальные и поведенческие особенности и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Формирование ее начинается в раннем детстве и более-менее оформляется к 16 годам. Однако самопознание человека продолжается в течение всей жизни.  В данном контексте мне вспоминается фраза римского императора II века нашей эры Марка Аврелия: «Начни с самого себя и следую прежде самого себя».

Мысль Н.Г.Чернышевского принимают и все современные психологи. Практически любой психологический тренинг по развитию личности, основам коммуникаций, управлению персоналом или по манипуляции начинается именно с курса введения в психологию личности. То есть прежде, чем приступить к обучению общению с другими людьми, управлению ими, человек должен освоить азы: разобраться в сущности личности, то есть изучить себя и свою психологию. Современные психологи уверены, что эти знания являются базовыми для изучения отношений между людьми.

В качестве другой иллюстрации к этой проблеме может служить мировоззрение великого русского писателя и философа конца XVIII начала XIX века Льва Николаевича Толстого. Он целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни. Целью этого было докопаться до истины: понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается его характер.

Также можно привести пример из литературы. В романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой в познании себя находит ключ к познаванию других людей. Так, только узнав что-то о себе, осмыслив свои взгляды на мир и ценности, видит настоящий, действительный образ своей возлюбленной. Он понимает, что она обыкновенная девушка, стандартная представительница своего социального класса, тот «светлый и лучезарный образ» был не более, чем видимостью, которая создавалась из-за недостатка жизненного опыта у самого Мартина. Таким образом, разобравшись в себе, он увидел реальное положение вещей, смог сделать правильный выбор.

В качестве аргумента из личного опыта могу привести собственные наблюдения. Мои сверстники как раз находятся в том возрасте, когда начинает формироваться понимание человеком самого себя, составляться картина личности. Анализируя других, мы находим в себе что-то схожее и близкое, и наоборот, анализируя себя, мы приобретаем способность понимать других людей. То есть, для человека знающего и понимающего самого себя не составит особого труда понять и своего собеседника, найти с ним общий язык, без особых трудностей решить ту или иную проблему.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и приведя фактические доводы, можно прийти к выводу, что самопознание для человека является ключом к познанию других людей, устройства их взаимоотношений. Иными словами, только человек, познавший себя, способен добиться «глубокого знания людей».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16618. ПЛАНИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА, АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАГРУЗКИ РЕСУРСОВ В MICROSOFT PROJECT 349 KB
  ПЛАНИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАГРУЗКИ РЕСУРСОВ Методические указания к лабораторной работе по дисциплинам Проектирование информационных систем Территориальные информационные системы Цель работы: изучение принципов определения...
16619. Устройство и работа кузнечно-прессовой машины 39.22 KB
  Лабораторная работа № 1 Устройство и работа кузнечнопрессовой машины Цель работы. Изучение принципа работы и особенностей гидравлического пресса экспериментальное и расчетное определение его основных параметров. Оборудование инструмент оснастка. Гидравлически...
16621. Закон наименьшего сопротивления 77.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Закон наименьшего сопротивления Цель работы: Изучить закономерности формоизменения на примере осадки квадратных и прямоугольных в плане образцов при различных условиях контактного трения. Оборудование инструмент и образцы. Универсальная
16623. Осадка на плоских бойках 441 KB
  Лабораторная работа № 3 Осадка на плоских бойках Цель работы. Выявить влияние контактных условий на неравномерность деформации осаживаемых образцов. Оборудование инструмент образцы. Кривошипный пресс усилием 6301000 кН с регулируемой длиной шатуна штангенциркуль...
16624. ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ ПО СРЕДЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI 297.76 KB
  ОТЧЕТ О ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ ПО СРЕДЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI Лабораторная работа № 1 где x = 6251; y = 0827 ; z = 25001 . unit lab1; interface uses Windows Messages SysUtils Variants Classes Graphics Controls Forms Dialogs StdCtrls; type TForm1 = classTForm Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel;
16625. Принципиально-технологическая схема производства хлебобулочных изделий 107.05 KB
  Отчёт По лабораторной работе № 1 Тема: Принципиальнотехнологическая схема производства хлебобулочных изделий. Цель: Разработать принципиальную технологическую схему производства в соответствии с вариантом. Ход работы: Ознакомиться с видами технолог...
16626. Принципиально-технологическая схема производства мороженого 121.33 KB
  Лабораторная работа Тема: €œ Принципиальнотехнологическая схема производства мороженого€. Цель работы: Разработать принципиальную технологическую схему производства мороженного. Ход работы: Ознакомиться с видами технологических схем производств Раз...