13558

Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое

Эссе

Логика и философия

Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начинать новое. Л. Толстой Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса.

Русский

2013-05-12

33.5 KB

2 чел.

«Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут  нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое». (Л. Толстой)

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса. Она особенно важна для современного человечества сейчас, в эпоху противоречий технической  и нравственной культуры.  Основы теории прогресса появились в конце XVIII – начале XIX вв., и в начале третьего тысячелетия мы видим колоссальные качественные изменения, произошедшие в мире людей с тех пор. Для людей стало важно понимать, что ждет их в будущем.

Толстой, великий русский писатель и мыслитель, живший на рубеже XVII и XIX веков, полагал, что цивилизация зашла в тупик и одна наука никуда не выведет человечество.  Под цивилизацией Толстой понимал научно-технический прогресс и писал о том, что он один не дает ответа на вопрос о подлинных человеческих перспективах и возможностях. С этой  позицией невозможно не согласиться. Я считаю, что действительно общественный прогресс – понятие многомерное. Его нельзя сводить к одной только науке и технике.

Под общественным прогрессом ученые понимают совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Сама идея прогресса возникла в европейской общественной мысли в XIX веке. В частности,  немецкий философ Гегель усматривал в нем нарастание степени человеческой свободы. Однако прогресс по-разному может быть оценен в разных сферах деятельности, не везде его можно выявить. Например, кто осмелится сказать, что творение Леонардо да Винчи менее прогрессивно, чем создание первых летательных аппаратов? Но в то же время одно и то же открытие,  направленное либо во благо, либо во зло, приводит к разным последствиям. Например, создание атомных бомб, более совершенных видов оружия. Рассуждая о противоречивости, необходимо выделить целый ряд показателей и критериев общественного прогресса. Они включают в себя: 1) совершенствование техники и технологии; 2) совершенствование качества и уровня жизни, изменение характера труда; 3) утверждение в жизни людей гуманистических, нравственных основ; 4) расширение спектра прав и свобод человека. Все эти примеры сводятся к тому, что развитие одной только науки не достаточно для прогресса.

В современном мире процветает развитие нанотехнологий, машинный труд заменяет ручной, то есть аппараты на заводах делают то, что раньше делали люди. Смягчается уголовное законодательство, отменяется смертная казнь. Люди становятся должны нести ответственность за жестокое обращение с животными и преступления экологического характера. В течение XX века было введено всеобщее избирательное право для женщин, отмена расовой дискриминации. Очень важным являлось утверждение всеобщего гуманистического права, запрет многих видов оружия. Таким образом, можно сказать, что наиважнейшим и самым фундаментальным критерием общественного прогресса является утверждение нравственных основ. Именно это движет человечество вперед, только тогда достижения науки и техники будут использоваться во благо.

Современный молодой человек не мыслит своей жизни без технических новшеств – достижений НТП. Всевозможные гаджеты делают жизнь комфортнее, дают нам возможность общаться с родными, находящимися на другом конце страны. Однако заменяет ли это живое общение? Сейчас людям проще общаться «в сети», даже если они живут в соседних домах. Возросло число интернет-зависимых людей, а также игроманов, которые постепенно утрачивают связь с реальностью. В этом и есть противоречивость научного прогресса.

Мы действительно приходим к выводу, что общественный прогресс невозможен без дальнейшего нравственного развития людей. Одна только наука и цивилизация никуда нас не выведут, прогресса не будет. Прогресс-это развитие, а общество, в котором процветает наука, но страдает нравственность, не прогрессивно, хотя бы потому что оно будет использовать свои достижения во зло.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31941. Семантика и функции кавычек в современном русском языке (на материале печатных СМИ) 189 KB
  Объектом диссертационного исследования являются кавычки распространение которых в языке СМИ подтверждает тенденцию к экспрессивизации газетнопублицистического текста. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: выявлены основные тенденции употребления факультативных кавычек в современном русском языке; переносная метаязыковая и модальная функции кавычек впервые раскрыты на обширном языковом материале отражающем реалии начала XXI века; установлены семантические процессы влияющие на выделение слова кавычками...
31942. Банковская система РФ 26.5 KB
  Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансовокредитной системы государства так как на нее падает нагрузка по кредитнофинансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны. Основные задачи банковской системы любой страны: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве; аккумуляция временно свободных ресурсов в стране; кредитование производства обращения...
31943. Р. БАРТ СЕМАНТИКА ВЕЩИ 54 KB
  Прежде всего как же нам определить вещь до того как выяснять каким образом вещи могут чтото значить В словарях даются расплывчатые дефиниции: вещь объект [object] это то что доступно зрению это то что мыслится по отношению к мыслящему субъекту; короче как говорится в большинстве словарей это некоторая вещь дефиниция которая ничего нам не даёт если только не попытаться выяснить какие коннотации имеет данное слово. Вещь очень быстро у нас на глазах начинает казаться или даже существовать как чтото нечеловеческое...
31944. Понятия текст/реальность, письмо/жизнь 38.5 KB
  Главная проблема письма и реальности состоит в постановке вопроса как соотносится письмо и реальность: проясняет ли письмо реальность вытесняет ли реальность каковы границы между письмом и реальностью или же письмо это онтологическое понятие Вторая проблема это рассмотрение письма как акта коммуникации и третья письмо как знаковая система противопоставленная реальности письмо является моделирующей новую реальность системой вследствие чего возникает вопрос: письмо вторичная или первичная реальность И являясь материально...