13558

Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое

Эссе

Логика и философия

Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начинать новое. Л. Толстой Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса.

Русский

2013-05-12

33.5 KB

2 чел.

«Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут  нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое». (Л. Толстой)

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса. Она особенно важна для современного человечества сейчас, в эпоху противоречий технической  и нравственной культуры.  Основы теории прогресса появились в конце XVIII – начале XIX вв., и в начале третьего тысячелетия мы видим колоссальные качественные изменения, произошедшие в мире людей с тех пор. Для людей стало важно понимать, что ждет их в будущем.

Толстой, великий русский писатель и мыслитель, живший на рубеже XVII и XIX веков, полагал, что цивилизация зашла в тупик и одна наука никуда не выведет человечество.  Под цивилизацией Толстой понимал научно-технический прогресс и писал о том, что он один не дает ответа на вопрос о подлинных человеческих перспективах и возможностях. С этой  позицией невозможно не согласиться. Я считаю, что действительно общественный прогресс – понятие многомерное. Его нельзя сводить к одной только науке и технике.

Под общественным прогрессом ученые понимают совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Сама идея прогресса возникла в европейской общественной мысли в XIX веке. В частности,  немецкий философ Гегель усматривал в нем нарастание степени человеческой свободы. Однако прогресс по-разному может быть оценен в разных сферах деятельности, не везде его можно выявить. Например, кто осмелится сказать, что творение Леонардо да Винчи менее прогрессивно, чем создание первых летательных аппаратов? Но в то же время одно и то же открытие,  направленное либо во благо, либо во зло, приводит к разным последствиям. Например, создание атомных бомб, более совершенных видов оружия. Рассуждая о противоречивости, необходимо выделить целый ряд показателей и критериев общественного прогресса. Они включают в себя: 1) совершенствование техники и технологии; 2) совершенствование качества и уровня жизни, изменение характера труда; 3) утверждение в жизни людей гуманистических, нравственных основ; 4) расширение спектра прав и свобод человека. Все эти примеры сводятся к тому, что развитие одной только науки не достаточно для прогресса.

В современном мире процветает развитие нанотехнологий, машинный труд заменяет ручной, то есть аппараты на заводах делают то, что раньше делали люди. Смягчается уголовное законодательство, отменяется смертная казнь. Люди становятся должны нести ответственность за жестокое обращение с животными и преступления экологического характера. В течение XX века было введено всеобщее избирательное право для женщин, отмена расовой дискриминации. Очень важным являлось утверждение всеобщего гуманистического права, запрет многих видов оружия. Таким образом, можно сказать, что наиважнейшим и самым фундаментальным критерием общественного прогресса является утверждение нравственных основ. Именно это движет человечество вперед, только тогда достижения науки и техники будут использоваться во благо.

Современный молодой человек не мыслит своей жизни без технических новшеств – достижений НТП. Всевозможные гаджеты делают жизнь комфортнее, дают нам возможность общаться с родными, находящимися на другом конце страны. Однако заменяет ли это живое общение? Сейчас людям проще общаться «в сети», даже если они живут в соседних домах. Возросло число интернет-зависимых людей, а также игроманов, которые постепенно утрачивают связь с реальностью. В этом и есть противоречивость научного прогресса.

Мы действительно приходим к выводу, что общественный прогресс невозможен без дальнейшего нравственного развития людей. Одна только наука и цивилизация никуда нас не выведут, прогресса не будет. Прогресс-это развитие, а общество, в котором процветает наука, но страдает нравственность, не прогрессивно, хотя бы потому что оно будет использовать свои достижения во зло.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81745. Духовный облик любимых героев Л. Толстого в романе «Война и мир». Разнообразие средств психологической обрисовки героев в произведении 31.93 KB
  Выражая мнение народное писатель страстно осуждает несправедливые захватнические войны и славит героев священной освободительной войны ведя которую народ отстаивает национальную независимость своей родины. Отвергая трактовку Отечественной войны 1812 г как войны Наполеона 1 и Александра I Т. Эти утверждения о некоем фатальном законе определяющем судьбы отдельных людей и народов автор в сущности сводит на нет показывая как дубина народной войны действовавшая с простотой и целесообразностью привела к победе над наполеоновским...
81746. Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматова «Реквием». Своеобразие композиции поэмы 33.67 KB
  Своеобразие композиции поэмы. Первый смысловой пласт поэмы автобиографичен. Это четвертый пласт поэмы героиня выступает здесь как новая богородица. Окончательно стихи поэмы были скомпанованы в единое произведение лишь осенью 1962 г.
81747. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы 32.54 KB
  Макар Чудра упрекает людей за их рабскую психологию. Суть наказания отторжение от людей. Но не только боль за несчастных темных людей превратила обычного человека в подвижника. Смысл деяний Данко установление нового порядка новых законов бытия среди людей.
81748. Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме 41.54 KB
  Твардовского Василий Теркин. Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению побольше самого себя в поэме: лирическое начало в Теркине расширилось по сравнению со Страной Муравией стало многогранным обогатило эпические традиции которые попрежнему сильно ощутимы в поэме но проявляются иначе чем прежде. Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем что назвал Василия Теркина не поэмой или эпопеей а книгой про бойца. Кроме массы бойцов плотно населяющих поэму обрисованных лаконично но остро выразительно в Василии...
81749. Нравственная эволюция героя в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Анализ эпизода из рассказа 33.83 KB
  Чехов рассказывает печальную историю образованного дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева превращающегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста. Старцев пытается войти в жизнь горожан найти отклик на те мысли и чувства которыми он живет но скоро опыт научил его малопомалу что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушны и даже неглупый человек но стоит только заговорить с ним о чемнибудь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит...
81750. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 32.96 KB
  С одной стороны жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью безмолвием бездеятельностью. Закономерности существования определяют приметы: брови чешутся слёзы; лоб кланяться с правой стороны чешется мужчине с левой женщине; уши зачешутся значит к дождю. С другой стороны в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы на хлебосольстве господ поэзии быта усадьбы красоте народных праздников ласке матери. Подчеркнуты нравственные стороны рисуемой жизни: искренность доброта и незлобие: В глазах...
81751. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии 36.04 KB
  Ситуация из жизни отдельных людей внутренне соотнесена в пьесе с ситуацией в жизни страны так уже было у Ч. На первый взгляд это опятьтаки обычная чеховская пьеса дающая картину нелепой нескладной жизни. В отличие от всех предшествующих пьес Чехова в Вишневом саде все эти образы нелепой и несчастливой жизни характеризуют не современную жизнь вообще а жизнь определенного исторического периода уже закончившегося изжитого. Вишневый сад рисует не устойчивый образ жизни а ее историческое движение.
81752. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии 19 века 29.57 KB
  Таков и мцыри и лирический герой стих. Парус Лермонтовский герой герой романтический мятежный поэтому страсти его всегда максимально накалены а его внутренний мир чрезвычайно сложен. Лирический герой противопоставляет себя обществу и оно не приемлет его. герой одинок как и парус в тумане моря голубом как Демон.
81753. Жанровое своеобразие и идейное звучание «Слова о полку Игореве» Связь «Слова…» с устным народным творчеством 32.87 KB
  Определив хронологический диапазонсвоего повествования от старого Владимира до нынешнего Игоря автор рассказывает о дерзком замысле Игоря навести свои полки на Половецкую землю испити шеломом Дону. В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода восторженно характеризует удалых кметей воинов курян. И хотя описывается первая победа принесшая русским князьям богатые трофеи автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения кровавыя зори свет поведают черные тучи с моря идут...