13558

Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое

Эссе

Логика и философия

Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начинать новое. Л. Толстой Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса.

Русский

2013-05-12

33.5 KB

2 чел.

«Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут  нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое». (Л. Толстой)

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса. Она особенно важна для современного человечества сейчас, в эпоху противоречий технической  и нравственной культуры.  Основы теории прогресса появились в конце XVIII – начале XIX вв., и в начале третьего тысячелетия мы видим колоссальные качественные изменения, произошедшие в мире людей с тех пор. Для людей стало важно понимать, что ждет их в будущем.

Толстой, великий русский писатель и мыслитель, живший на рубеже XVII и XIX веков, полагал, что цивилизация зашла в тупик и одна наука никуда не выведет человечество.  Под цивилизацией Толстой понимал научно-технический прогресс и писал о том, что он один не дает ответа на вопрос о подлинных человеческих перспективах и возможностях. С этой  позицией невозможно не согласиться. Я считаю, что действительно общественный прогресс – понятие многомерное. Его нельзя сводить к одной только науке и технике.

Под общественным прогрессом ученые понимают совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Сама идея прогресса возникла в европейской общественной мысли в XIX веке. В частности,  немецкий философ Гегель усматривал в нем нарастание степени человеческой свободы. Однако прогресс по-разному может быть оценен в разных сферах деятельности, не везде его можно выявить. Например, кто осмелится сказать, что творение Леонардо да Винчи менее прогрессивно, чем создание первых летательных аппаратов? Но в то же время одно и то же открытие,  направленное либо во благо, либо во зло, приводит к разным последствиям. Например, создание атомных бомб, более совершенных видов оружия. Рассуждая о противоречивости, необходимо выделить целый ряд показателей и критериев общественного прогресса. Они включают в себя: 1) совершенствование техники и технологии; 2) совершенствование качества и уровня жизни, изменение характера труда; 3) утверждение в жизни людей гуманистических, нравственных основ; 4) расширение спектра прав и свобод человека. Все эти примеры сводятся к тому, что развитие одной только науки не достаточно для прогресса.

В современном мире процветает развитие нанотехнологий, машинный труд заменяет ручной, то есть аппараты на заводах делают то, что раньше делали люди. Смягчается уголовное законодательство, отменяется смертная казнь. Люди становятся должны нести ответственность за жестокое обращение с животными и преступления экологического характера. В течение XX века было введено всеобщее избирательное право для женщин, отмена расовой дискриминации. Очень важным являлось утверждение всеобщего гуманистического права, запрет многих видов оружия. Таким образом, можно сказать, что наиважнейшим и самым фундаментальным критерием общественного прогресса является утверждение нравственных основ. Именно это движет человечество вперед, только тогда достижения науки и техники будут использоваться во благо.

Современный молодой человек не мыслит своей жизни без технических новшеств – достижений НТП. Всевозможные гаджеты делают жизнь комфортнее, дают нам возможность общаться с родными, находящимися на другом конце страны. Однако заменяет ли это живое общение? Сейчас людям проще общаться «в сети», даже если они живут в соседних домах. Возросло число интернет-зависимых людей, а также игроманов, которые постепенно утрачивают связь с реальностью. В этом и есть противоречивость научного прогресса.

Мы действительно приходим к выводу, что общественный прогресс невозможен без дальнейшего нравственного развития людей. Одна только наука и цивилизация никуда нас не выведут, прогресса не будет. Прогресс-это развитие, а общество, в котором процветает наука, но страдает нравственность, не прогрессивно, хотя бы потому что оно будет использовать свои достижения во зло.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48581. Сорбционные и ионообменные установки для очистки сточных вод. Конструкции фильтров и электрофильтров для очистки газов от пыли 834 KB
  Сорбционный вертикальный насыпной фильтр: 1 корпус; 2 неподвижный слой активного угля; 3 отбойник; 4 трубопровод подачи очищаемой сточной воды; 5 труба сброса воздуха; 6 люк Фильтры с неподвижным слоем сорбента применяют при регенеративной очистке сточных вод с целью утилизации выделенных относительно чистых продуктов. Зернистые фильтры используют в газоочистке при высокой температуре среды. Различают насыпные зернистые фильтры в которых элементы фильтрующего слоя не связаны жестко друг с другом и жесткие зернистые фильтры в...
48583. Теория автоматического управления. Конспект лекций 12.04 MB
  Линейные непрерывные системы Рекомендовано УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждений обеспечивающих получение высшего образования по специальности I53 01 07 Информационные технологии и управление в технических системах Минск БГУИР 2007 УДК 681. 1 : Линейные непрерывные системы : учеб. Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения изучающих системы автоматического управления. Под моделью понимают...
48584. Дискретные системы, нелинейные системы, случайные процессы в системах автоматического управления. Теория автоматического управления. Конспект лекций 4.96 MB
  В компактной форме изложены основы теории дискретных, нелинейных, стохастических систем автоматического управления. Рассмотрены элементы современной теории систем. Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения, изучающих системы автоматического управления. Полезен при выполнении курсовых и дипломных проектов.
48585. Случайные процессы в системах автоматического управления 5.5 MB
  Различают статические и динамические нелинейности. В первом случае связь и описывается алгебраическим уравнением, а в случае динамической нелинейности переменные и связаны дифференциальным, разностным или интегральным уравнениями. Например, зависимость будет характеризовать нелинейное динамическое звено, где – производная по времени.