13558

Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое

Эссе

Логика и философия

Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начинать новое. Л. Толстой Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса.

Русский

2013-05-12

33.5 KB

2 чел.

«Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут  нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое». (Л. Толстой)

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему направленности общественного прогресса. Она особенно важна для современного человечества сейчас, в эпоху противоречий технической  и нравственной культуры.  Основы теории прогресса появились в конце XVIII – начале XIX вв., и в начале третьего тысячелетия мы видим колоссальные качественные изменения, произошедшие в мире людей с тех пор. Для людей стало важно понимать, что ждет их в будущем.

Толстой, великий русский писатель и мыслитель, живший на рубеже XVII и XIX веков, полагал, что цивилизация зашла в тупик и одна наука никуда не выведет человечество.  Под цивилизацией Толстой понимал научно-технический прогресс и писал о том, что он один не дает ответа на вопрос о подлинных человеческих перспективах и возможностях. С этой  позицией невозможно не согласиться. Я считаю, что действительно общественный прогресс – понятие многомерное. Его нельзя сводить к одной только науке и технике.

Под общественным прогрессом ученые понимают совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Сама идея прогресса возникла в европейской общественной мысли в XIX веке. В частности,  немецкий философ Гегель усматривал в нем нарастание степени человеческой свободы. Однако прогресс по-разному может быть оценен в разных сферах деятельности, не везде его можно выявить. Например, кто осмелится сказать, что творение Леонардо да Винчи менее прогрессивно, чем создание первых летательных аппаратов? Но в то же время одно и то же открытие,  направленное либо во благо, либо во зло, приводит к разным последствиям. Например, создание атомных бомб, более совершенных видов оружия. Рассуждая о противоречивости, необходимо выделить целый ряд показателей и критериев общественного прогресса. Они включают в себя: 1) совершенствование техники и технологии; 2) совершенствование качества и уровня жизни, изменение характера труда; 3) утверждение в жизни людей гуманистических, нравственных основ; 4) расширение спектра прав и свобод человека. Все эти примеры сводятся к тому, что развитие одной только науки не достаточно для прогресса.

В современном мире процветает развитие нанотехнологий, машинный труд заменяет ручной, то есть аппараты на заводах делают то, что раньше делали люди. Смягчается уголовное законодательство, отменяется смертная казнь. Люди становятся должны нести ответственность за жестокое обращение с животными и преступления экологического характера. В течение XX века было введено всеобщее избирательное право для женщин, отмена расовой дискриминации. Очень важным являлось утверждение всеобщего гуманистического права, запрет многих видов оружия. Таким образом, можно сказать, что наиважнейшим и самым фундаментальным критерием общественного прогресса является утверждение нравственных основ. Именно это движет человечество вперед, только тогда достижения науки и техники будут использоваться во благо.

Современный молодой человек не мыслит своей жизни без технических новшеств – достижений НТП. Всевозможные гаджеты делают жизнь комфортнее, дают нам возможность общаться с родными, находящимися на другом конце страны. Однако заменяет ли это живое общение? Сейчас людям проще общаться «в сети», даже если они живут в соседних домах. Возросло число интернет-зависимых людей, а также игроманов, которые постепенно утрачивают связь с реальностью. В этом и есть противоречивость научного прогресса.

Мы действительно приходим к выводу, что общественный прогресс невозможен без дальнейшего нравственного развития людей. Одна только наука и цивилизация никуда нас не выведут, прогресса не будет. Прогресс-это развитие, а общество, в котором процветает наука, но страдает нравственность, не прогрессивно, хотя бы потому что оно будет использовать свои достижения во зло.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76690. Синдром «менеджера» 815.8 KB
  Под синдромом менеджера (он же синдром хронической усталости или синдром выгорания) принято считать наличие следующих симптомов: быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска, апатия, депрессия, беспричинные приступы гнева и др.
76691. Судоходные сооружения канала имени Москвы 74.5 KB
  Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева...
76692. Будова й еволюція всесвіту 57 KB
  Наше Сонце також є рядовою зорею входить до складу нашої Галактики яка у свою чергу включена в Місцеве скупчення галактик. Молочний Шлях який ми бачимо на нічному небі у вигляді сріблястої смуги розсипаних зір становить основну частину нашої Галактики.
76693. Биологическая адаптация человека 151.5 KB
  Целью моей работы является изучение биологических и социальных аспектов адаптации человека ее опосредованный характер. Биологические и социальные аспекты адаптации человека Экология человека или социальная экология это область экологии изучающая взаимодействие человеческого общества и окружающей среды.
76695. История космических иследовании 21 KB
  Освоение космоса, космические исследования относятся к одному из основных направлений научно-технической революции. Рассмотрение этого направления в технико-экономическом аспекте представит определенный интерес для специалистов, разрабатывающих международные программы сотрудничества в области экономики, науки и техники.
76696. Творчість Григорія Сковороди 45.5 KB
  Григорій Савович Сковорода народився 3 грудня 1722 р. в селі Чорнухах, що на Полтавщині, у сім’ї малоземельного козака. У дитинстві малий Гриць дуже любив сидіти під вербою, спостерігати за навколишнім світом і грати на сопілці, подарованій старим кобзарем.
76697. Неолітична революція 33.06 KB
  Неолітична революція полягала в тому що людина від полювання і збиральництва перейшла до привласнювання, тобто почала розводити тварин (рогата худоба,коні,подекуди дикі свині)та почала вирощувати рослини замість того, щоб шукати їх.