13559

Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начитать новое

Эссе

Логика и философия

Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начитать новое. Л.Н. Толстой Выбранное мною высказывание связано с проблемой общественного прогресса будущности чело...

Русский

2013-05-12

17.06 KB

11 чел.

«Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь  уже видно, что никуда не выведут: надо начитать новое».

Л.Н. Толстой

Выбранное мною высказывание связано с проблемой общественного прогресса, будущности человечества, сущностью происходящих в обществе изменений. Эта проблема актуальна во все времена, так как человечество старается никогда не стоять на месте, находиться в состоянии постоянного развития. В жизни людей постоянно что-то меняется: появляется что-то новое, отмирает что-то старое. Как оценивать происходящие инновации? Какие пути способны по-настоящему привести человечество на новые рубежи?

Великий русский писатель конца 19-го века Лев Николаевич Толстой считает, что научно-технический прогресс, который он связывает с понятием цивилизации зашел в тупик, поскольку, взятый сам по себе, он не указывает на полноценное развитие. Помимо этого обществу и человеку нужно развиваться духовно и морально, накапливать ценности гуманизма. Я разделяю точку зрения Льва Николаевича в том, что только научный прогресс и прогресс в сфере технологий не создает улучшений в качестве человеческой природы и сам по себе не ведет к утверждению принципов гуманизма. И, конечно же, понятие подлинного общественного прогресса гораздо шире, чем только эволюция науки и техники.

Прежде всего, для аргументации выбранной мной точки зрения необходимо рассмотреть само понятие прогресса. Современные ученые определяют «общественный прогресс», как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Слово «прогресс» произошло от латинского progressus и переводиться, как «движение вперед», что уже немало говорит о его значении. Но все же, нельзя назвать прогресс исключительно положительным явлением, так как оно многогранно. Оно противоречиво и неоднозначно, и противоречивость его заключается в том, что, например, совершенствование в одних областях может обернуться потерями в других. Или же одним социальным силам прогресс может быть выгоден, а другим нет. Выходит, что, например, прогресс, развитие одной страны может происходить за счет другой. Так, колонизация Америки европейцами принесла богатство и новые знания Европе, но негативно повлияла на жизнь местного населения, так как с его интересами просто не считались. О неоднозначности прогресса также свидетельствует и то, что не во всех сферах жизни можно выявить прогрессивность. Так, например, невозможно дать объективной оценки изменениям, происходящем в сфере духовной: искусстве, культуре в целом. Также противоречивым понятие общественного развития делает то, что одно и то же открытие или изобретение может быть обращено, как на благо человека и природы, так и наоборот. Взять, например, открытие электричества. С одной стороны, это стало несомненным прорывом для человечества, облегчило жизнь, увеличило уровень комфорта, но с другой стороны, для добычи электроэнергии мы используем разные виды электростанций: все они, так или иначе, приносят немалый вред окружающей среде. И у каждого открытия или изобретения можно найти, как положительную, так и отрицательную сторону.

Но все же, общество развивается, и об этом свидетельствует множество критериев. Например, совершенствование в области технологий, развитие науки. Невозможно отрицать, что наука ушла далеко вперед по сравнению даже с прошлым веком. Взять хотя бы открытие «базона хикса» или изобретение и развитие компьютерных технологий. Из этого следует улучшение уровня комфорта и качества жизни: технологические новинки сейчас как никогда раньше упрощают жизнь человека. Нельзя забывать и о нравственной стороне общественного прогресса. О ней свидетельствуют такие критерии, как гуманизация человеческих отношений и расширение спектра прав и свобод человека. Так, например, в наше время в ряде стран на законодательном уровне запрещена дискриминация по расовому признаку, введен мораторий на смертную казнь.   Сама теория общественного прогресса – продукт европейской общественной мысли. Особо широко она стала высказываться в XIX веке, когда стали ощутимы плоды технического прогресса. Но тогда, эта теория включала в себя достаточно узкое понятие, а именно, развитие в экономическом и научно-техническом плане. Тогда как сейчас ход истории демонстрирует, что к этому вопросу нельзя подходить линейно.

 В этом контексте просто невозможно не процитировать британского писателя конца 19 – начала 20 века Бернарда Шоу, который говорил: «Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности». И эту фразу можно считать как бы ответом на высказывание Льва Николаевича.

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд фактических примеров. На мой взгляд,  одним из самых ярких подтверждений хода общественного прогресса в период жизни Льва Николаевича Толстого стала отмена крепостного права 1861 года. Это свидетельствует о несомненном расширении спектра свобод человека и о явном нравственном росте общества того времени. В дальнейшем об этом же будут свидетельствовать отмена смертной казни во многих странах мира, запрет многих видов оружия и т.д.

Фактическим же подтверждением того, что цивилизация все-таки не зашла в тупик можно считать научную программу, организовавшую общественное движение «Эволюция 2045». Ученые уверены, что мы стоим на пороге новой эры, которая начнется с открытия «формулы бессмертия» и массы других открытий, которые в корне изменят человеческую жизнь. Это должно привести к полной смене идеологий и понятия жизни. А такое качественное изменение (если оно все-таки нас действительно ждет) никак нельзя назвать тупиком.

В качестве примера из личного опыта, иллюстрирующего проблему, затронутую высказыванием, могу привести изменения, которые вносят в нашу повседневную жизнь технические новинки. В нашу жизнь постоянно входят технические новинки. Мы, несомненно, ощущаем их пользу: они экономят наше время, предлагают новые способы общения, расширяют спектр наших возможностей. Но помимо пользы они приносят на и новые проблемы. Так, например, с появлением  компьютеров появились такие болезни как игромания или интернет-зависимость. И разве способны все эти современные гаджеты заменить вечные ценности, улучшить самого человека? Я считаю, что нет. А значит, в этом контексте мы опять сталкиваемся с противоречивостью и неоднозначностью прогресса.

Итак, принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что, в ходе общественного прогресса нельзя опираться исключительно на его техническую сторону, надо принимать во внимание все аспекты. Ведь нравственное развитие человечества ничуть не менее важна для полноценного развития общества.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4143. Приклад обєктно-орієнтованої розробки 93.5 KB
  Початок Віконний інтерфейс користувача(WUІ) - середовище, кероване подіями. Дії в середовищі ініціюються функціями зворотного виклику, що викликаються у відповідь на подію - користувальницьке введення. Ядром WUІ є цикл обробки подій, що організуєтьс...
4144. Дослідження електричного поля 175.5 KB
  Дослідження електричного поля Мета роботи. Провести експериментальне дослідження електричного поля простої геометричної форми отримати графічну схему розподілу силових лiнiй та лiнiй однакового потенціалу за допомогою електричного зонду...
4145. Вивчення прямого центрального пружного удару 137 KB
  Вивчення прямого центрального пружного удару Мета роботи. Перевірити закони збереження імпульсу та енергії. Теоретичні відомості. Імпульсом тіла називаєтьсявекторна величина, яка дорівнює добутку маси тіла на вектор його швидкості...
4146. Открытие миру японского кино: Куросава Акиро 114 KB
  Открытие миру японского кино Куросава Акиро Япония, которая с большим отставанием от многих других стран начала приобщаться к мировому культурному процессу лишь с конца XIX в., с кинематографом познакомилась почти одновременно с Европой и Америкой....
4147. Методика проведення гурткової роботи з трудового навчання. Гурткова робота - організація та планування 40.27 KB
  Методика проведення гурткової роботи з трудового навчання Гурткова робота - організація та планування Праця та людина невіддільні одне від одного. У період перебудови загальноосвітньої школи не тільки розгорнулися пошуки нових методів і прийомів нав...
4148. Визначення основних параметрів однофазного випрямляча, що працює від мережі змінного струму із ступінчатою формою напруги 399 KB
  Розрахунково-графічна робота з курсу: Енергетична електроніка на тему Визначення основних параметрів однофазного випрямляча, що працює від мережі змінного струму із ступінчатою формою напруги...
4149. Розклад числа на прості множники 97.5 KB
  Розклад числа на прості множники Означення. Розкладом натурального числа nна прості множники (факторизацією числа) називається представлення його у вигляді взаємно прості числа, ki...
4150. Эффект Холла в германиевом полупроводнике n-типа 677.5 KB
  Эффект Холла в германиевом полупроводнике n-типа Цель роботы: Установить зависимость напряжения Холла при комнатной температуре и постоянном магнитном поле от управляющего тока и построить график. Измерить зависимость напряжения в образце при комнат...
4151. Метод балансовой увязки. Методы линейного и динамического программирования 113 KB
  Вопрос 1. Метод балансовой увязки и графический метод и их применение в экономическом анализе В экономическом анализе используются различные балансовые сопоставления и увязки. Например, сопоставляется товарный баланс для определения суммы реализации...