13559

Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начитать новое

Эссе

Логика и философия

Цивилизация шла шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали что наука и цивилизация выведут нас но теперь уже видно что никуда не выведут: надо начитать новое. Л.Н. Толстой Выбранное мною высказывание связано с проблемой общественного прогресса будущности чело...

Русский

2013-05-12

17.06 KB

11 чел.

«Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь  уже видно, что никуда не выведут: надо начитать новое».

Л.Н. Толстой

Выбранное мною высказывание связано с проблемой общественного прогресса, будущности человечества, сущностью происходящих в обществе изменений. Эта проблема актуальна во все времена, так как человечество старается никогда не стоять на месте, находиться в состоянии постоянного развития. В жизни людей постоянно что-то меняется: появляется что-то новое, отмирает что-то старое. Как оценивать происходящие инновации? Какие пути способны по-настоящему привести человечество на новые рубежи?

Великий русский писатель конца 19-го века Лев Николаевич Толстой считает, что научно-технический прогресс, который он связывает с понятием цивилизации зашел в тупик, поскольку, взятый сам по себе, он не указывает на полноценное развитие. Помимо этого обществу и человеку нужно развиваться духовно и морально, накапливать ценности гуманизма. Я разделяю точку зрения Льва Николаевича в том, что только научный прогресс и прогресс в сфере технологий не создает улучшений в качестве человеческой природы и сам по себе не ведет к утверждению принципов гуманизма. И, конечно же, понятие подлинного общественного прогресса гораздо шире, чем только эволюция науки и техники.

Прежде всего, для аргументации выбранной мной точки зрения необходимо рассмотреть само понятие прогресса. Современные ученые определяют «общественный прогресс», как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Слово «прогресс» произошло от латинского progressus и переводиться, как «движение вперед», что уже немало говорит о его значении. Но все же, нельзя назвать прогресс исключительно положительным явлением, так как оно многогранно. Оно противоречиво и неоднозначно, и противоречивость его заключается в том, что, например, совершенствование в одних областях может обернуться потерями в других. Или же одним социальным силам прогресс может быть выгоден, а другим нет. Выходит, что, например, прогресс, развитие одной страны может происходить за счет другой. Так, колонизация Америки европейцами принесла богатство и новые знания Европе, но негативно повлияла на жизнь местного населения, так как с его интересами просто не считались. О неоднозначности прогресса также свидетельствует и то, что не во всех сферах жизни можно выявить прогрессивность. Так, например, невозможно дать объективной оценки изменениям, происходящем в сфере духовной: искусстве, культуре в целом. Также противоречивым понятие общественного развития делает то, что одно и то же открытие или изобретение может быть обращено, как на благо человека и природы, так и наоборот. Взять, например, открытие электричества. С одной стороны, это стало несомненным прорывом для человечества, облегчило жизнь, увеличило уровень комфорта, но с другой стороны, для добычи электроэнергии мы используем разные виды электростанций: все они, так или иначе, приносят немалый вред окружающей среде. И у каждого открытия или изобретения можно найти, как положительную, так и отрицательную сторону.

Но все же, общество развивается, и об этом свидетельствует множество критериев. Например, совершенствование в области технологий, развитие науки. Невозможно отрицать, что наука ушла далеко вперед по сравнению даже с прошлым веком. Взять хотя бы открытие «базона хикса» или изобретение и развитие компьютерных технологий. Из этого следует улучшение уровня комфорта и качества жизни: технологические новинки сейчас как никогда раньше упрощают жизнь человека. Нельзя забывать и о нравственной стороне общественного прогресса. О ней свидетельствуют такие критерии, как гуманизация человеческих отношений и расширение спектра прав и свобод человека. Так, например, в наше время в ряде стран на законодательном уровне запрещена дискриминация по расовому признаку, введен мораторий на смертную казнь.   Сама теория общественного прогресса – продукт европейской общественной мысли. Особо широко она стала высказываться в XIX веке, когда стали ощутимы плоды технического прогресса. Но тогда, эта теория включала в себя достаточно узкое понятие, а именно, развитие в экономическом и научно-техническом плане. Тогда как сейчас ход истории демонстрирует, что к этому вопросу нельзя подходить линейно.

 В этом контексте просто невозможно не процитировать британского писателя конца 19 – начала 20 века Бернарда Шоу, который говорил: «Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности». И эту фразу можно считать как бы ответом на высказывание Льва Николаевича.

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд фактических примеров. На мой взгляд,  одним из самых ярких подтверждений хода общественного прогресса в период жизни Льва Николаевича Толстого стала отмена крепостного права 1861 года. Это свидетельствует о несомненном расширении спектра свобод человека и о явном нравственном росте общества того времени. В дальнейшем об этом же будут свидетельствовать отмена смертной казни во многих странах мира, запрет многих видов оружия и т.д.

Фактическим же подтверждением того, что цивилизация все-таки не зашла в тупик можно считать научную программу, организовавшую общественное движение «Эволюция 2045». Ученые уверены, что мы стоим на пороге новой эры, которая начнется с открытия «формулы бессмертия» и массы других открытий, которые в корне изменят человеческую жизнь. Это должно привести к полной смене идеологий и понятия жизни. А такое качественное изменение (если оно все-таки нас действительно ждет) никак нельзя назвать тупиком.

В качестве примера из личного опыта, иллюстрирующего проблему, затронутую высказыванием, могу привести изменения, которые вносят в нашу повседневную жизнь технические новинки. В нашу жизнь постоянно входят технические новинки. Мы, несомненно, ощущаем их пользу: они экономят наше время, предлагают новые способы общения, расширяют спектр наших возможностей. Но помимо пользы они приносят на и новые проблемы. Так, например, с появлением  компьютеров появились такие болезни как игромания или интернет-зависимость. И разве способны все эти современные гаджеты заменить вечные ценности, улучшить самого человека? Я считаю, что нет. А значит, в этом контексте мы опять сталкиваемся с противоречивостью и неоднозначностью прогресса.

Итак, принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что, в ходе общественного прогресса нельзя опираться исключительно на его техническую сторону, надо принимать во внимание все аспекты. Ведь нравственное развитие человечества ничуть не менее важна для полноценного развития общества.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59513. Його величність хліб (сценарій позакласного заходу) 98.5 KB
  Його величність хліб. Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба.
59514. Люблю тебе, всім серцем і душею, моя ти рідна Україно 60 KB
  Повези мене батьку на Україну Хай весною почую спів соловя Повези мене батьку за свою Батьківщину Де зелені Карпати домівка твоя. Повези повези де зелені Карати Домівка твоя. Повези мене батьку на Україну Щоби літом побачить пшеничні поля Повези мене батьку на свою батьківщину...
59515. Геній Івана Франка 70.5 KB
  Ведучий. Мабуть, твори Івана Франка народилися з пилинки вогню. Незбагненна клітинка божественного пломеню, «правдива іскра Прометея», залетіла з батьківського ковадла ще в дитяче серце поета, вибухнула вулканом любові до праці, до правди, до свободи...
59516. Як ми знаємо творчість Т.Г.Шевченка 70.5 KB
  Добрий день юні шанувальники творчості Кобзаря дорогі глядачі вболівальники судді Сьогодні ми присутні з вами на конкурсі знавців творчості Тараса Григоровича Шевченка. Кожна команда повинна за 10 хвилин розповісти про Тараса Шевченка...
59517. Свято Андрія 43 KB
  Добрий вечір хазяєчко А чи можна до вас на вечорниці Господиня: Заходьте заходьте дівчата. 2 Дівчина. Чули щось грюкнуло за дверима 3 Дівчина. Всі: Дівчаточка відпустіть мене Що хочете зроблю будьяке бажання виконаю 1 Дівчина: Відгадай загадку...
59518. Палац культурної людини (мовний етикет) 53.5 KB
  Обладнання: Картки правил поведінки; картки завдань для команд; музика; картина. Продовжувати мандрівку від однієї зупинки до іншої можна тільки тоді коли чергова команда виконає всі завдання зупинки.
59519. Виготовлення новорічних ялинкових прикрас (гірлянди “Сніговики”, “Ялинки”, “Дзвоники”, “Зірочки”) 54 KB
  Організація дітей до роботи Привітання Сьогодні до нас на заняття діти завітали гості. Вступна бесіда Чи вірите ви діти у дива Відповідь учнів Я запитала про дива саме тому бо сьогоднішнє заняття наше буде незвичайним. Ми діти знаємо що в передноворічні...
59520. Інтелектуальна гра “Чи знаєш ти свій край” 55 KB
  Обладнання: історія України портрет гетьманів України. Для того щоб їхня участь у змаганні дала бажані результати їм треба знати: а український алфавіт; б міста гори ріки та озера природоохоронні зони України...
59521. Виховна година: “Батькова криниця” 42 KB
  Учитель. Вітцівська хата, мамина пісня, дідусева казка, бабусина вишиванка, незамулена батькова криниця, з якої пив воду філософ чи мандрівник; старі жорна, що годували в тяжке лихоліття дітей, портрет на стіні найдорожчої людини...