13562

Теперь хорошее воспитание – только помеха. Оно от слишком многого отгораживает

Эссе

Логика и философия

Теперь хорошее воспитание только помеха. Оно от слишком многого отгораживает. О.Уальд В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме места и значения норм этикета среди социальных норм и их актуальности. Проблема несомненно актуальна так как совреме

Русский

2013-05-12

17.97 KB

2 чел.

«Теперь хорошее воспитание – только помеха. Оно от слишком многого отгораживает».

(О.Уальд)

В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме места и значения норм этикета среди социальных норм и их актуальности. Проблема, несомненно, актуальна, так как современное общество принимает уважение к людям и «хорошее воспитание» за истинную ценность.

Автор высказывания, английский писатель Оскар Уальд, полагает, что в современном ему обществе нормы этикета перестали выполнять свои функции и только ограничивают свободу человека. Однако я посмею не согласиться с подобной точкой зрения. Я считаю, что в современном обществе нормы этикета играют особую роль, делая общество по-настоящему цивилизованным.

Рассмотрим теоретические обоснования проблемы. Под «хорошим воспитание» автор, безусловно, понимает следование социальным нормам, а конкретно, нормам этикета. Социальные нормы определяют как общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Современные обществоведы определяют нормы этикета как нормы и правила поведения людей в обществе. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой. Чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Пожалуй, автор пишет, что нормы этикета «от слишком многого отгораживают», так как функция любой социальной нормы – контроль за поведением человека. Очевидно, что любой контроль и любые нормы ограничивают свободу человека. Кроме того, нормам этикета человек подчиняется на добровольной основе, оценивается этика человеческого поведения общественным мнением. Наверное, именно поэтому автор считает, что подобные нормы только мешают человеку.

Более того, в современном мире много агрессии, жестокости. Как соблюсти правила этикета, если нужно заступиться за слабого, жестко отстоять свою точку зрения, ущемленные права? В подобных ситуациях привитые человеку с детства нормы этикета провоцируют в нем внутриличностный конфликт и тем самым могут отгородить его от правильного решения, не дать заступиться за справедливость.

Также можно привести конкретные примеры. Так, обучение ребенка нормам этикета является одним из аспектов его социализации. Семья и школа должны привить ему необходимость соблюдения этих норм, воспитать в соответствии с существующими правилами этикета, объяснить, как вести себя с теми или иными людьми, в той или иной ситуации. Человек, получивший в раннем возрасте подобное воспитание будет приятен окружающим людям, с гораздо большей вероятностью добьется успеха, чем «невоспитанный» человек.

Помимо всего прочего, приведу пример из личного опыта. Пожалуй, каждый в своей жизни сталкивался с невоспитанными, некультурными людьми. Особенно ярко они бросаются в глаза в порядочном, образованном обществе. Такой человек сразу вызывает неприязнь окружающих, заранее негативно располагает их к себе. Так, например, перейдя в новую школу, ученик должен зарекомендовать себя как воспитанного человека, в противном случае отношение учителей и сверстников к нему будет соответствующим. Такой ученик вряд ли понравится учителям и сможет найти друзей.

Таким образом, соблюдение правил этикета – важная составляющая поведения образованного, уважающего себя и других людей человека. Эти нормы помогают находить общий язык с людьми, соответствовать ситуации, поэтому их просто невозможно отрицать.

«Хорошие манеры трудно сохранить в бедности».

(Л. Хеллман)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой норм этикета и особенностями их соблюдения. Проблема, несомненно, актуальна, так как современное общество принимает уважение к людям и «хорошие манеры» за истинную ценность.

Автор высказывания, американская писательница Лилиан Хеллман, полагает, что наличие хороших манер зависит не только от самого человека, но и от материального достатка, окружающего общества. Я согласна с такой точкой зрения и считаю также, что в высшем обществе состоятельных людей хорошие манеры – гораздо более актуальный аспект, чем в обществе противоположном.

Итак, рассмотрим теоретические доводы. Под «хорошими манерами» автор понимает нормы этикета. Современные обществоведы определяют нормы этикета как нормы и правила поведения людей в обществе. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой. Чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Под бедностью же подразумевается не просто человек, испытывающий нужду в материальных благах, но и само необеспеченное общество. Бедность - положение индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Такие люди ставят во главу угла удовлетворение базовых потребностей, им не до хороших манер.

Более того, правила этикета всегда считались правилами высшего общество, правилами, определяющими поведение человека как «красивое» и «неподобающее». Иными словами, этические нормы перекликаются с эстетическим понимаем мира, то есть близки к идеальным потребностям. А если у человека не удовлетворены базовые потребности, то идеальные не так ощутимы или же не ощутимы вовсе.

Перейдем к конкретным примерам. Так, в пьесе М. Горького «На дне» в красках представлена эта самая «бедность». Героям пьесы явно не до правил этикета: они запросто могут нахамить друг другу, ни во что друг друга не ставят. Мужчина может позволить себе обращаться с женщиной как ему думается, не задумываясь о том, красиво он поступает или нет.

Приведу также пример из личного опыта. В каждой школе как учителя, так и ученики знают, что самые трудные дети – дети из неблагополучных семей. Даже несмотря на помощь, которую им оказывают окружающие, образ жизни оставляет след на таких детях. Они часто просто не умеют вести себя «красиво», так у их родителей не было нужды учить их этому.

Таким образом, действительно, человек, которому приходиться бороться за кусок хлеба, бросать все силы на то, чтобы просто выжить, вряд ли будет заботиться о том, отвечает ли его поведение нормам этикета.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12332. Әлеуметтік стратификация және әлеуметтік мобильділік теориясы 324 KB
  Әлеуметтік стратификация және әлеуметтік мобильділік теориясы 1. Қоғамның әлеуметтік топқа жіктелуі. 2. Әлеуметтік стратификация теориясы және оның мәні 3. Әлеуметтік мобильдік және оның түрлері. 4. Қазіргі Қазақстандағы әлеуметтік стратификация ме
12333. Әлеуметтану пәні бойынша Тест жауаптары. 37.3 KB
  Әлеуметтану пәні бойынша Тест жауаптары. Әлеуметтану ғылымы пән ретінде Қоғам адамзат дамуының белгілі бір тарихи кезеңінде өз қажеттерін канағаттандыру мақсатында тұрақты және біртұтас қалыптасқан әлеуметтік нормалар мен әдетғұрыптар негізінде өзара байл...
12334. Әлеуметтанудың қалыптасуы, оның зерттеу объектісі мен пәні 2.71 MB
  PAGE 1 АЛҒЫ СӨЗ Әлеуметтану теориялық және практикалық түрғыдан алғанда аса қызықты да пайдалы ғылым. Ол маңызды әрі күрделі объектіні яғни адамзат қоғамын оның құрылымы мен даму заңдарын адамдар мен қауымдастықтарда және әлеуметтік топтарда қандай әле
12335. Әлеуметтану ғылым ретінде 51.16 KB
  Әлеуметтану ғылым ретінде Әлеуметтану ғылым ретінде Әлеуметтану ғылыми білімнің дара саласы ретінде біршама кеш қалыптасты. Оның негізін 19 ғасырдың екінші жартысында Огюст Конт пен Герберт Спенсер қалады. Әлеуметтану түсінігі алғаш рет француз философы әрі социол...
12336. ӘЛЕУМЕТТАНУ ҒЫЛЫМНЫҢ НЕГІЗГІ ТАРИХИ ДАМУ КЕЗЕҢДЕРІ 36.79 KB
  ӘЛЕУМЕТТАНУ ҒЫЛЫМНЫҢ НЕГІЗГІ ТАРИХИ ДАМУ КЕЗЕҢДЕРІ Әлеуметтану қалай пайда болды оның алғы шарттары шығу себептері қандай оның ғылым болып қалыптасуына қандай қозғаушы күштер түрткі болды Бұл сұрақтарға бірден жауап беру емес оңай емес. Өйткені әлеу...
12337. Әлеуметтану ғылыми пән ретінде 592.5 KB
  І тақырып. Әлеуметтану ғылыми пән ретінде 1. Қоғам туралы түсінік. 2. Әлеуметтанудың объектісі мен пәні. 3. Әлеуметтанудың категориялары мен заңдары. 4. Әлеуметтанудың құрылымы мен қызметі. 5. Әлеуметтанудың басқа гуманита...
12338. Әлеуметтану ғылым ретінде. Макс Вебер «ұғыну, түсіну» социология және идеалды тип ұғымы 75.5 KB
  Әлеуметтану ғылым ретінде Әлеуметтану қоғамның қалыптасуы жұмыс істеуі және даму заңдылықтары туралы ғылым. Социология әлеуметтану фактілерді үдерістерді қатынастарды жеке тұлғалардың әлеуметтану топтардың қызметін олардың рөлін мәртебесі мен әлеумет
12339. Әлемдік әлеуметтанудың даму тарихы 84.5 KB
  2сабақ. Әлемдік әлеуметтанудың даму тарихы. 3 сағат. 1. Антикалық және Ортағасыр дәуіріндегі әлеуметтік ойлар. 2. Жаңа заман мен Ағартушылар дәуіріндегі әлеуметтік тұжырымдамалар. 1. Қандай ғылым болса да қоғамдық қажеттіліктен туатыны белгілі. Әлеу
12340. Пути повышения товарооборачиваемости при планировании товарных запасов Мамадышского РайПО 6.39 MB
  Целью дипломной работы является оценка состояния товарных запасов и товарооборачиваемости в эффективности развития торгового предприятия, их влияние на конечный результат деятельности предприятия, а также разработка путей оптимизации товарных запасов и ускорения их оборачиваемости в торговле на материалах Мамадышского РайПО.