13566

Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами

Эссе

Логика и философия

Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами. А. Фардж В выбранном мною высказывании автор рассматривает сущность такого социального явления как маргинальность. Эта проблема актуальна практически в любом обществе так как всегда находились лю

Русский

2013-05-12

18.09 KB

278 чел.

«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами».

(А. Фардж)

В выбранном мною высказывании автор рассматривает сущность такого социального явления как маргинальность. Эта проблема актуальна практически в любом обществе, так как всегда находились люди, отличающиеся от других. Особенно это распространено в современном демократическом обществе, в котором почти стерты границы между классами и повсеместно распространены идеи плюрализма.

Автор высказывания, социолог А. Фардж, писал: «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Иными словами, автор говорит о том, что такое явление как маргинальность рождается вследствие того, что человек оказывается вне общепринятых норм или же самостоятельно идет против них. То есть по Фарджу маргинальность в первую очередь выражается в противостоянии личности и общества, конфликтных настроений, исходящих от той или иной стороны или к обоюдному согласию. С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что маргинальность появляется тогда и только тогда, когда личность выталкивается «массами» или самостоятельно отделяется от них по причине несоответствия взглядов, мнений, особенностей мышления.

Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках принято определять маргинальность как «пограничность», промежуточность индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Главный принцип маргинализации — разрыв духовных, экономических и личностных связей. При вхождении человека в новую социальную общность связи и отношения с людьми устанавливаются медленно, психологически человек долго остается в старом личностном качестве. Отсюда следует разделение маргинальности на индивидуальную и групповую. Индивидуальная маргинальность подразумевает индивида, оказавшегося в положении «культурного гибрида», как это назвал Р. Парк. Такой человек находится как бы на границе двух различных социальных групп, разделяя их жизнь и традиции.

Групповая же маргинальность возникает в результате социальной реструктуризации в обществе, когда новые, только появившиеся политические или экономические социальные группы начинают вытеснять старые. Например, если маргинализация связана с радикальным изменением структуры (как, например, во время революций или ярких реформ), что влечет за собой разрушение устоявшихся социальных общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинализация вовсе не подразумевает вертикальную нисходящую мобильность, как почему-то принято считать. Наоборот, естественная маргинализация обычно связана с горизонтальной или вертикальной восходящей мобильностью. Несмотря на это, маргинализация в современном демократическом обществе, чей девиз «плюрализм взглядов и свобода слова и мнения», маргинальность таит в себе новые опасности. Так, маргинальные слои запросто могут проникнуться экстремистской идеологией и попытаться ее распространить.

Современное общество отличается высоким уровнем социальной мобильности, а как следствие высоким уровнем маргинальности. Границы между классами в современной обществе становятся все менее четкими. Однако раньше социальная мобильность была невелика, а границы четко обозначены, поэтому каждый человек знал, где его место, а маргинальность воспринималась в чисто негативном свете. В наше время, наоборот, трудно найти человека, за которым было бы жестко зафиксировано его положение в обществе. Современный человек настроен на постоянное изменение статуса, желает попробовать различные роли.

Помимо теоретических обоснований можно привести также ряд конкретных примеров. Так, наиболее ярким примером маргинальности всегда считались иммигранты, для обозначения которых и было введено в 20-е годы XX века понятие «культурный гибрид». Эти люди находятся на культурной и социальной границе между своей родной страной и новым местом жительства. То есть формально они уже не принадлежат ни к одной из этих социальных групп. Как и любая другая, эта маргинальность есть «результат конфликта с общественными нормами». Проявляется это в том, что новая социальная группа не способна принять «инородное тело», являющееся носителем другого культурно-ценностного набора, возможно, придерживающееся другой религии, других мнений. Отсюда и возникает конфликт.

Другим примером может служить биография великого русского поэта Иосифа Александровича Бродского. Живя в Советском Союзе, он был маргиналом в прямом смысле этого слова. Его талант и необычные взгляды, несхожие с общепринятыми, и послужили причиной того, что общество сознательно начало «выдавливать» его, подталкивать к «краю». Началось все с преследований и осуждения со стороны общественности, а закончилось судом и последующей эмиграцией поэта. Так, в маргинальном состоянии оказываются все талантливые, одаренные люди за счет конфликта с обществом на основе различия в видении мира, в способностях.

В качестве еще одного примера можно привести историческое положение Италии спустя недолгое время после смерти Бенито Муссолини в 1945 году. После этого события в новой Италии на законодательном уровне было запрещено создание фашистских или нацистских партий и пропаганда соответствующих идеологий. Так, тысячи в прошлом ярких приверженцев идей Гитлера и Муссолини были маргинализованы. Их конфликт с общественными нормами строился исключительно на политических убеждениях. И даже если индивид пытался влиться в новую социальную группу, разделяющую демократические взгляды, «массы» выталкивали его, помня его прошлое, неприемлемые по новым законам взгляды.

И, наконец, можно привести также пример из личного опыта. В современном обществе с постоянными изменениями и реформами от маргинализации не защищен никто. Чтобы этого избежать нужно быстро подстраиваться под все новшества, включая технические новинки. Так, например, маргинализации может быть подвергнут учитель информатики, который не успевает следить за модификациями в компьютерном мире. В таком случае такая социальная группа как класс или преподавательский состав, успевшая скорректировать подходы, может начать маргинализировать «отставшего».  То есть, учитель информатики окажется на краю, в силу конфликта между новыми нормами общества и старыми, сохранившимися в его сознании.

Таким образом, маргинальность – социальный феномен, которого, действительно не всегда удается избежать. Но одно будет верно всегда: она возникает в силу какого-либо отличия индивида или группы от остального общества, которое обязательно приводит к конфликту, разрешить который можно только таким образом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32481. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 59.5 KB
  Режимы ГР определяют возможные действия пользователя а также команды которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск считывания рисунка с диска вывода рисунка на печать работы со сканером. В систему команд входят: команды выбора инструмента; команды настройки инструмента ширина линий шрифт букв; команды выбора цветов; команды масштабирования рисунка; команды работы с буфером обмена вырезать копировать вставить; команды манипулирования с...
32482. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ 91.5 KB
  Использование электронной таблицы в качестве базы данных. Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор прямоугольник выделенный цветом или рамкой. Ячейка таблицы которую в данный момент занимает курсор называется текущей ячейкой. Строка подсказки используется для вывода сообщений подсказывающих пользователю возможные действия при данном состоянии таблицы.
32483. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ 67.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ Области применения. Классификация баз данных. Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределенные. По структуре организации данных говорят о трех способах организации данных: табличном иерархическом и сетевом.
32484. Особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения информатике 115.5 KB
  В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются начинается профилизация. Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу...
32486. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 109 KB
  Существенно донести до учащихся что информация в таких файлах представлена лишь символами кодовой таблицы и немногими управляющими символами. создать таблицу содержащую заданное число строк и столбцов; перемещаться по таблице; устанавливать ширину столбца; заполнять таблицу текстом; создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы; удалять таблицу. Методика обучения обработке числовой информации Тема Введение в электронные таблицы Основные вопросы: Круг задач решаемых с использованием программ класса электронные...
32487. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ КУРСОВ ИНФОРМАТИКИ ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ 250 KB
  Каждый объект можно использовать для решения задачи не вникая во внутренние механизмы его функционирования C Delphi Visul Bsic. Delphi является системой объектного программирования созданной на базе Паскаля; по оценке специалистов ее профессиональный уровень очень высок. Поурочное планирование курса Учимся программировать на Delphi Курс 10 класса 34 часа N п п Название темы Кол. Основные понятия среды Delphi.
32488. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ 89.5 KB
  Ряд профильных курсов информатики включает в свое название слово моделирование или использует элементы моделирования в содержании поскольку моделирование является неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры и мощным методом познания окружающего мира природы и общества. Курсы ориентированные на моделирование должны выполнять развивающую функцию поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности методом компьютерного моделирования. Выработка практических...
32489. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 69.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Компьютер как инструмент педагогического исследования Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке а также непосредственно в практике учебно воспитательного процесса: дистанционное обучение учреждение онлайновых учебных заведений; помощь в системе управления образованием; создание программ и виртуальных учебников по различным предметам; поиск в сети информации...