13566

Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами

Эссе

Логика и философия

Маргинальность это результат конфликта с общественными нормами. А. Фардж В выбранном мною высказывании автор рассматривает сущность такого социального явления как маргинальность. Эта проблема актуальна практически в любом обществе так как всегда находились лю

Русский

2013-05-12

18.09 KB

277 чел.

«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами».

(А. Фардж)

В выбранном мною высказывании автор рассматривает сущность такого социального явления как маргинальность. Эта проблема актуальна практически в любом обществе, так как всегда находились люди, отличающиеся от других. Особенно это распространено в современном демократическом обществе, в котором почти стерты границы между классами и повсеместно распространены идеи плюрализма.

Автор высказывания, социолог А. Фардж, писал: «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Иными словами, автор говорит о том, что такое явление как маргинальность рождается вследствие того, что человек оказывается вне общепринятых норм или же самостоятельно идет против них. То есть по Фарджу маргинальность в первую очередь выражается в противостоянии личности и общества, конфликтных настроений, исходящих от той или иной стороны или к обоюдному согласию. С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что маргинальность появляется тогда и только тогда, когда личность выталкивается «массами» или самостоятельно отделяется от них по причине несоответствия взглядов, мнений, особенностей мышления.

Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках принято определять маргинальность как «пограничность», промежуточность индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Главный принцип маргинализации — разрыв духовных, экономических и личностных связей. При вхождении человека в новую социальную общность связи и отношения с людьми устанавливаются медленно, психологически человек долго остается в старом личностном качестве. Отсюда следует разделение маргинальности на индивидуальную и групповую. Индивидуальная маргинальность подразумевает индивида, оказавшегося в положении «культурного гибрида», как это назвал Р. Парк. Такой человек находится как бы на границе двух различных социальных групп, разделяя их жизнь и традиции.

Групповая же маргинальность возникает в результате социальной реструктуризации в обществе, когда новые, только появившиеся политические или экономические социальные группы начинают вытеснять старые. Например, если маргинализация связана с радикальным изменением структуры (как, например, во время революций или ярких реформ), что влечет за собой разрушение устоявшихся социальных общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинализация вовсе не подразумевает вертикальную нисходящую мобильность, как почему-то принято считать. Наоборот, естественная маргинализация обычно связана с горизонтальной или вертикальной восходящей мобильностью. Несмотря на это, маргинализация в современном демократическом обществе, чей девиз «плюрализм взглядов и свобода слова и мнения», маргинальность таит в себе новые опасности. Так, маргинальные слои запросто могут проникнуться экстремистской идеологией и попытаться ее распространить.

Современное общество отличается высоким уровнем социальной мобильности, а как следствие высоким уровнем маргинальности. Границы между классами в современной обществе становятся все менее четкими. Однако раньше социальная мобильность была невелика, а границы четко обозначены, поэтому каждый человек знал, где его место, а маргинальность воспринималась в чисто негативном свете. В наше время, наоборот, трудно найти человека, за которым было бы жестко зафиксировано его положение в обществе. Современный человек настроен на постоянное изменение статуса, желает попробовать различные роли.

Помимо теоретических обоснований можно привести также ряд конкретных примеров. Так, наиболее ярким примером маргинальности всегда считались иммигранты, для обозначения которых и было введено в 20-е годы XX века понятие «культурный гибрид». Эти люди находятся на культурной и социальной границе между своей родной страной и новым местом жительства. То есть формально они уже не принадлежат ни к одной из этих социальных групп. Как и любая другая, эта маргинальность есть «результат конфликта с общественными нормами». Проявляется это в том, что новая социальная группа не способна принять «инородное тело», являющееся носителем другого культурно-ценностного набора, возможно, придерживающееся другой религии, других мнений. Отсюда и возникает конфликт.

Другим примером может служить биография великого русского поэта Иосифа Александровича Бродского. Живя в Советском Союзе, он был маргиналом в прямом смысле этого слова. Его талант и необычные взгляды, несхожие с общепринятыми, и послужили причиной того, что общество сознательно начало «выдавливать» его, подталкивать к «краю». Началось все с преследований и осуждения со стороны общественности, а закончилось судом и последующей эмиграцией поэта. Так, в маргинальном состоянии оказываются все талантливые, одаренные люди за счет конфликта с обществом на основе различия в видении мира, в способностях.

В качестве еще одного примера можно привести историческое положение Италии спустя недолгое время после смерти Бенито Муссолини в 1945 году. После этого события в новой Италии на законодательном уровне было запрещено создание фашистских или нацистских партий и пропаганда соответствующих идеологий. Так, тысячи в прошлом ярких приверженцев идей Гитлера и Муссолини были маргинализованы. Их конфликт с общественными нормами строился исключительно на политических убеждениях. И даже если индивид пытался влиться в новую социальную группу, разделяющую демократические взгляды, «массы» выталкивали его, помня его прошлое, неприемлемые по новым законам взгляды.

И, наконец, можно привести также пример из личного опыта. В современном обществе с постоянными изменениями и реформами от маргинализации не защищен никто. Чтобы этого избежать нужно быстро подстраиваться под все новшества, включая технические новинки. Так, например, маргинализации может быть подвергнут учитель информатики, который не успевает следить за модификациями в компьютерном мире. В таком случае такая социальная группа как класс или преподавательский состав, успевшая скорректировать подходы, может начать маргинализировать «отставшего».  То есть, учитель информатики окажется на краю, в силу конфликта между новыми нормами общества и старыми, сохранившимися в его сознании.

Таким образом, маргинальность – социальный феномен, которого, действительно не всегда удается избежать. Но одно будет верно всегда: она возникает в силу какого-либо отличия индивида или группы от остального общества, которое обязательно приводит к конфликту, разрешить который можно только таким образом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13828. Анализ iPhone 4 70.5 KB
  ПРЕДМЕТ МикроэкономикаЭссе На тему:Анализ iPhone 4 Врятли ктолибо поспорит что компания Apple на сегодняшний день является одной из самых успешных и знаменитых компаний на планете если не самой успешной и знаменитой. Любой проект зарожденный в ее недрах благодаря иде
13829. Garnier skin naturals 53.02 KB
  Эссе по микроэкономике Garnier skin naturals Содержание. Введение Мой выбор Как же оно действует Свойства молочка Гарньер Кто пользуются Субституты и Комплименты Продажи Список используемой литературы Garnier skin naturals Введение В...
13830. Анализ спроса на бритвы Gillette на российском рынке 221 KB
  Эссе по микроэкономике на тему: Анализ спроса на бритвы Gillette на российском рынке. Содержание: Введение. Рассмотрение товара с точки зрения потребителя Почему люди выбирают данный товар Основные субституты данного товара Основные комплементы данног
13831. Микроэкономический анализ подсолнечного масла «Олейна» 63 KB
  Эссе по микроэкономике на тему Микроэкономический анализ подсолнечного масла Олейна Введение Часто ли вы бываете в продуктовом магазине Практически каждый день. Наверно на автомате покупаете необходимые продукты. И скорее всего очень редко задумываетесь над...
13832. Изучение товара. Кинофильмы 394.67 KB
  Эссе по дисциплине Экономическая теория и институциональная экономика. По теме: Изучение товара. Кинофильмы. Введение Кризисный для экономики России 2009 год оказался весьма неплохим для отечественного кинобизнеса. Рублевые сборы кинопроката выросли на 13 а посе
13833. Компании Unilever с точки зрения потребителя и производителя 255.69 KB
  Эссе по микроэкономике на тему: Анализ продукта на примере шампуня Sunsilk Программа восстановления волос Компании Unilever с точки зрения потребителя и производителя. Цель данной работы изучить характеристики товара на рынке на примере шампуня...
13834. Анализ пассажирских перевозок на высокоскоростном электропоезде «Сапсан» с точки зрения потребителя и производителя 124.87 KB
  Эссе по микроэкономикена тему: Анализ пассажирских перевозок на высокоскоростном электропоезде Сапсан с точки зрения потребителя и производителя. Оглавление Введение.3 Рассмотрение товара с точки зрения потребителя. Целевая аудитория.4 Преимущества.4 С...
13835. Анализ геля для бритья Nivea for men sensitive с точки зрения потребителя и производителя 57.59 KB
  Эссе по микроэкономике на тему: Анализ геля для бритья Nivea for men sensitive с точки зрения потребителя и производителя Оглавление Торговая марка Nivea.3 О продукте.4 Анализ.5 Потребитель.5 Производитель.8 Вывод.8 Источники.10 Торговая марка Nivea. ...
13836. CМИ подсчитали, сколько стоят предвыборные обещания: Миронов, Зюганов и Жириновский превзошли даже Путина 18.05 KB
  CМИ подсчитали сколько стоят предвыборные обещания: Миронов Зюганов и Жириновский превзошли даже Путина В нынешней президентской кампании обещания стоят дорого. Чтобы выяснить насколько дорого Московский комсомолец обратился за помощью к одной из экспертных орг