13578

Создает человека природа, но развивает и образует его общество

Эссе

Логика и философия

Создает человека природа но развивает и образует его общество В. Г. Белинский Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности ролью и значением природных и биологических качеств а также воздействием общества на личность. Значи...

Русский

2013-05-12

16.06 KB

283 чел.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

В. Г. Белинский

Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности, ролью и значением природных и биологических качеств, а также воздействием общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задается в нем природой, а что дается как результат воздействия общества.

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». То есть, с его точки зрения, изначально человек – такое же творение природы, как и любое из животных и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком. Иными словами, именно общество превращает человека в личность. Я не могу не согласиться с мнением автора, так как я тоже считаю, что именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те социальные качества, которые и отличают его от животных, становится личностью в полном смысле этого слова; именно общество «развивает и образует» его.

Для теоретического обоснования точки зрения рассмотрим понимание человека в общественных науках. Человек – биопсихосоциальное существо. То есть в человеке соединяются биологическая (природная), социальная и психологическая составляющие. Но в данном контексте нас будут интересовать его биологические и социальные части человеческой сущности. Соответственно этому в общественных науках введено несколько терминов для определения общественной сущности. Человек рождается носителем исключительно биологических особенностей, индивидом (единичным или типичным представителем вида Homo Sapiens). Так как человек является частью природы, ее творением, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим ее представителям.

Рассмотрим процесс, в ходе которого человек становится личностью – так называемую социализацию. В процессе социализации человек становится личностью, то есть приобретает социально значимые и социально обусловленные качества, то есть, говоря словами В.Г.Белинского, «развивается и образуется». Но, рассмотрим подробнее понятие социализации. Сам по себе этот процесс и есть процесс становления личности: человек из индивида, биологического существа превращается в человека в широком смысле этого слова. Это происходит посредством освоения знаний, умений и опыта в жизни общества, освоения различных социальных ролей. Иными словами, социализация – это вхождение человека в мир социальных связей и взаимодействий.

Социализацию мы можем разделить  на первичную и вторичную. Первичная социализация происходит на самых ранних этапах жизни человека: в раннем детстве. Агентами первичной социализации могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т.д.) В ходе первичной социализации человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социализацию, когда идет в школу. То есть, по мнению ученых-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т.д. К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд конкретных, фактических примеров. Приведем пример из истории русской литературы, показывающий влияние общества на становление личности человека. Рассмотрим это на примере двух титанов русской поэзии: А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. И если лирика первого наполнена философским оптимизмом и доверием к жизни, то лирика второго объята трагическим пафосом, между строк сквозит трагическое, пессимистичное мировосприятие. Литературоведы объясняют этот феномен очень просто. Основные этапы становления личности А.С.Пушкина пришлись на период приподнятого общественного настроения в связи с победой в войне 1812 года. А мировосприятие и личность М.Ю.Лермонтова формировались под влиянием разгрома восстания Декабристов 1825 года, то есть в то время, когда общество находилось в подавленном состоянии.

Другим не менее красноречивым примером мы можем считать известного всем персонажа Редьярда Киплинга – Маугли. Маугли – мальчик, воспитанный животными, а значит, лишенный влияния общества. Мы можем наблюдать за развитием в нем биологически заложенных качеств: инстинктов, примитивных навыков, направленных на удовлетворение естественных потребностей. Но о развитии социальной составляющей его сущности не могло быть и речи. Примечательно, что это не только литературный, выдуманный писателем пример. История знает немало примеров людей, воспитанных животными. Лишенные влияния общества, они были абсолютно не социализированы. Не пройдя процесс социализации они оказывались лишены даже базовых социальных навыков, не обладали элементарными знаниями и опытом.

Не стоит забывать, что процесс социализации начинается в семье, а значит, этот социальный институт имеет особое влияние на становление и формирование личности. Так, американская статистика показывает, что у детей, в раннем детстве столкнувшихся с насилием со стороны матери или отца, шанс впоследствии оказаться в тюрьме в 8 раз больше, чем у детей из благополучных семей. То есть общество может и негативно сказываться на социализации личности.

Помимо фактических примеров можно привести пример из повседневной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются. Даже такой простой и естественный процесс как прием пищи люди превратили в ритуал. Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.

Таким образом, проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод, что человек, рождаясь не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть, лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29917. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Их особенности в Российской Федерации 16.64 KB
  Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без учета потребностей регионов России необходимости их пропорционального развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности. В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности: Прямые методы...
29918. Особенности аудита связанных сторон 67 KB
  Вместе с тем операции которые компания осуществляет с такими лицами могут отличаться от остальных операций. Операциями со связанной стороной могут быть: приобретение и продажа товаров работ услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов; аренда имущества и предоставление имущества в аренду; финансовые операции включая предоставление займов; передача в виде вклада в уставные складочные капиталы; предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств; другие операции. Тем не менее не следует ожидать...
29919. Особенности организации внутреннего и внешнего аудита 28.5 KB
  Остановимся на каждом из них более подробно: Внешний аудит это независимая и комплексная проверка финансовой бухгалтерской отчетности. Внешний аудит проводится только на основе договора который заключается с аудиторской организацией. Внешний аудит относится к обязательным проверкам а вот аудит внутренний обычно проводится только по инициативе руководителей или акционеров.
29922. Отличие аудита от других форм эк.контроля 34 KB
  По мнению абсолютного большинства специалистов первое место принадлежит ревизии. Цель ревизии определение законности полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета бюджетов государственных внебюджетных фондов а также эффективности и целевого использования государственных средств. Объекты ревизии все государственные органы в том числе их аппараты и учреждения в Российской Федерации государственные внебюджетные фонды а также органы местного самоуправления...
29923. Оформление результатов аудиторской проверки 35.5 KB
  Аудиторское заключение официальный документ дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. Возможны четыре вида аудиторских заключений: заключение без замечаний безоговорочное заключение; заключение с замечаниями заключение с оговорками; отрицательное заключение; заключение не дается совсем либо дается отказное заключение. Заключение с замечаниями делается при выявлении...
29924. Оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации 31.5 KB
  Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов т. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу сгруппированных по степени убывающей ликвидности с обязательствами по пассиву которые сгруппированы по степени срочности их погашения.