13579

Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды

Эссе

Логика и философия

Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи чем давать им законы и суды. О. Мирабо В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами...

Русский

2013-05-12

17.93 KB

99 чел.

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды».

(О. Мирабо)

В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуляторов общественного поведения свои особенности и свои способы воздействия.

Автор высказывания, политический деятель времен Великой Французской революции Оноре Мирабо, писал: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». Иными словами, он убежден, что регулировать общественное поведение лучше, воспитывая людей на «нравах и обычаях», чем навязывая им право на государственном уровне. Значит, общественные отношения должны регулироваться самостоятельно, изнутри, а не посторонним вмешательством. Пожалуй, я разделяю точку зрения автора и поддерживаю его мысль о том, что общество, воспитанное на моральных ценностях и придерживающееся моральных норм, будет гораздо нравственнее и порядочнее, чем общество, в котором правила навязываются только посредством законов, а неповиновение карается силой.

Для теоретического обоснования проблемы рассмотрим два ее основополагающих аспекта: нормы морали и нормы права, как социальные регуляторы. Итак, я считаю, что под «нравами и обычаями» автор имел в виду именно моральные нормы, так как эти понятия в чем-то родственны и в данном контексте синонимичны. Основные задачи морали как формы общественного сознания – оценивать, регулировать, воспитывать. Нормы морали отличаются тем, что они нигде не зафиксированы, руководствуются представлениями о добре и зле, укоренившимися в массовом сознании. В качестве наказания или поощрения того или иного поступка используются исключительно неформальные санкции. И, наконец, на психологическом уровне нормы морали воспринимаются как идеал духовности, ради которого человек способен пойти на жертвы, не задумываясь совершить подвиг: нормы морали лежат в основе такого феномена, как стихийная нравственность. Кроме этого, сфера действия норм морали невероятно широка, они применимы к любому типу взаимоотношений.

На другой чаше весов оказываются нормы права, которые тоже обладают особыми характеристиками. В отличие от морали право, прежде всего, призвано сохранять общественный порядок, регулировать общественные отношения. В отличие от моральных норм, правовые всегда устанавливаются государством или надгосударственными структурами, фиксируются в законах. За исполнением законом следят соответствующие институты, как правило, воздействующие силой. Право предусматривает исключительно формальные санкции, соответствующие правонарушению. Следовательно, все правовые отношения строятся на сухих законах, не предусматривающих эмоционального отклика, места для порыва души. И, наконец, сфера действия правовых норм много уже, нежели моральных. Более того, в основном нормы права основываются на моральных или даже просто формализуют их. Ведь исполнение норм права было бы довольно трудно добиться, если бы они коренным образом расходились с моральными. 

Так, психологами доказано, что фундамент личности, основные черты характера и будущего поведения закладываются именно воспитанием, а значит, на эмоционально-рациональном уровне. В этом проявляется роль морали в жизни человека, так как, очевидно, что в любом обществе принято воспитывать подрастающее поколение именно на общепринятых этических понятиях. Поэтому мы переходим к таким идеальным понятиям, как общество нравственное и общество законопослушное. Естественно, принимая в расчет человеческий фактор, картина нравственного общества выходит более привлекательной, нежели законопослушного, так как нравственный человек руководствуется совестью как мерилом морали, а законопослушный –фиксированными нормами.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Советский Союз был устроен как будто по приведенной О. Мирабо схеме. Конечно, в данном примере небольшую погрешность дает довольно развитый репрессивный аппарат, но все же многие историки убеждены, что активно пропагандируемая идеология имела куда больший вес. Итак, советское общество было построено по принципу «прививания» идеологии, которая часто определяла дальнейшую жизнь человека. Несколько поколений советских людей выросло не в страхе перед законом, а с желанием построить коммунизм – то самое светлое будущее, с мыслями о котором люди, казалось, рождались на свет. Так, воспитанные на «нравах и обычаях», люди не особо и нуждались в «законах и судах».

Другим примером может служить известная на весь мир сицилийская мафия. Это объединение с самого момента своего основания считалось вне закона, однако в 60-е годы XIX века мафиози в основном занимались тем, что давали ссуды крестьянам и улаживали конфликты между торговцами. Последующий их бизнес связан с выращиванием и продажей апельсинов. Более того, среди негласных правил сицилийской мафии известны такие, как, например, «с женами надо обращаться уважительно» или «в Коза Ностра не может войти тот, кто дурно себя ведет и не соблюдает нравственных принципов». Таким образом, люди, которые по факту находятся вне закона, на деле вполне могут оказаться нравственными людьми, воспитанными по «обычаям и нормам».

И, наконец, можно привести пример из личного опыта. Если ребенок поступил неправильно, предположим, разбил окно соседнего дома футбольным мячом, то ни один взрослый, воспитывая его, не скажет, что ребенок поступил незаконно (хотя так оно и есть), маловероятно, что пригрозит ему судом. Наоборот, провинившемуся ребенку будет сказано, что так делать нельзя, потому что это нехорошо, аморально. Только так на нравственном уровне человеку можно привить, какое поведение является нормой, а какой нет; что есть добро, а что зло.

Таким образом, беря за аксиому, что нравственное общество совершеннее просто законопослушного, можно сделать вывод, что добиться идеального общества можно только, прививая людям нормы морали, на которые в свою очередь должны опираться не менее важные в формальном регулятивном плане нормы правовые.

       

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33020. Проблема бытия в истории философии 35.15 KB
  Проблема бытия в истории философии Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия самого по себе натуралистическая онтология.
33021. Проблемы сознания в истории философии 25.32 KB
  Философское осмысление сознания начинается тогда когда в ходе развития и усложнения материальнопрактической деятельности расширения познания окружающего мира начинается угасание религиозномифологических представлений. Примерами материалистического подхода к объяснению сознания являются общефилософские концепции Фалеса Анаксимандра Анаксимена Демокрита. Идеалистическое объяснение сознания ярче всего отражено в учении Платона о мире идеальных сущностей этих действительных первоосновах материального бытия.
33022. Проблема познания в истории философии 26.33 KB
  Проблема познания в истории философии. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Проблемы познания в философии Стоит начать с того что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания в философии важна также и по той причине что человек может быть не только субъектом но и его объектом.
33023. Проблема истины в философии 25.44 KB
  Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины поскольку оно имеет объективно истинное содержание является необходимым этапом познания включается в последующие этапы.
33024. Специфика философского познания социальной действительности 40.09 KB
  Социальному познанию можно дать следующее определение: Познание людьми законов функционирования общества и самих себя своих целей желаний потребностей называется социальным познанием Очерки социальной философии. Истина это адекватность представлений субъекта действительности о чем подробно говорилось в первой части курса философии. Предмет и функции социальной философии История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии но до сих пор не утихают споры о том что...
33025. Основные подходы к изучению общества 18.61 KB
  Основные подходы к изучению общества Основные подходы к изучению общества. В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.Культурноисторический подход к изучению общества характерен для конца XIX начала XX в.
33026. Общество как система. Характеристики общества как системы 33.31 KB
  Пушкарева отмечает что общество представляет собой универсальный способ социальной организации социального взаимодействия и социальных связей обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей самодостаточный саморегулирующийся и самовоспроизводящийся Во всех этих определениях есть рационально зерно так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга не обособлены а напротив тесно...
33027. Социальная структура. Социальные слои 39.64 KB
  Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды занимающие определенные позиции статусы и выполняющие определенные социальные функции роли объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы социальнотерриториальные этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности классы слои группы и т. В зависимости от того какой элемент выделяется в качестве главного структура общества может быть представлена как групповая классовая общностная и т. Таким...
33028. Материальное производство и его структура 17.05 KB
  Теория материального производства разработана марксизмом.Главной особенностью материального производства которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой.Таким образом в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью какихлибо средств труда. Сырье – природный материал который в процессе производства...