13579

Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды

Эссе

Логика и философия

Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи чем давать им законы и суды. О. Мирабо В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами...

Русский

2013-05-12

17.93 KB

107 чел.

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды».

(О. Мирабо)

В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуляторов общественного поведения свои особенности и свои способы воздействия.

Автор высказывания, политический деятель времен Великой Французской революции Оноре Мирабо, писал: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». Иными словами, он убежден, что регулировать общественное поведение лучше, воспитывая людей на «нравах и обычаях», чем навязывая им право на государственном уровне. Значит, общественные отношения должны регулироваться самостоятельно, изнутри, а не посторонним вмешательством. Пожалуй, я разделяю точку зрения автора и поддерживаю его мысль о том, что общество, воспитанное на моральных ценностях и придерживающееся моральных норм, будет гораздо нравственнее и порядочнее, чем общество, в котором правила навязываются только посредством законов, а неповиновение карается силой.

Для теоретического обоснования проблемы рассмотрим два ее основополагающих аспекта: нормы морали и нормы права, как социальные регуляторы. Итак, я считаю, что под «нравами и обычаями» автор имел в виду именно моральные нормы, так как эти понятия в чем-то родственны и в данном контексте синонимичны. Основные задачи морали как формы общественного сознания – оценивать, регулировать, воспитывать. Нормы морали отличаются тем, что они нигде не зафиксированы, руководствуются представлениями о добре и зле, укоренившимися в массовом сознании. В качестве наказания или поощрения того или иного поступка используются исключительно неформальные санкции. И, наконец, на психологическом уровне нормы морали воспринимаются как идеал духовности, ради которого человек способен пойти на жертвы, не задумываясь совершить подвиг: нормы морали лежат в основе такого феномена, как стихийная нравственность. Кроме этого, сфера действия норм морали невероятно широка, они применимы к любому типу взаимоотношений.

На другой чаше весов оказываются нормы права, которые тоже обладают особыми характеристиками. В отличие от морали право, прежде всего, призвано сохранять общественный порядок, регулировать общественные отношения. В отличие от моральных норм, правовые всегда устанавливаются государством или надгосударственными структурами, фиксируются в законах. За исполнением законом следят соответствующие институты, как правило, воздействующие силой. Право предусматривает исключительно формальные санкции, соответствующие правонарушению. Следовательно, все правовые отношения строятся на сухих законах, не предусматривающих эмоционального отклика, места для порыва души. И, наконец, сфера действия правовых норм много уже, нежели моральных. Более того, в основном нормы права основываются на моральных или даже просто формализуют их. Ведь исполнение норм права было бы довольно трудно добиться, если бы они коренным образом расходились с моральными. 

Так, психологами доказано, что фундамент личности, основные черты характера и будущего поведения закладываются именно воспитанием, а значит, на эмоционально-рациональном уровне. В этом проявляется роль морали в жизни человека, так как, очевидно, что в любом обществе принято воспитывать подрастающее поколение именно на общепринятых этических понятиях. Поэтому мы переходим к таким идеальным понятиям, как общество нравственное и общество законопослушное. Естественно, принимая в расчет человеческий фактор, картина нравственного общества выходит более привлекательной, нежели законопослушного, так как нравственный человек руководствуется совестью как мерилом морали, а законопослушный –фиксированными нормами.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Советский Союз был устроен как будто по приведенной О. Мирабо схеме. Конечно, в данном примере небольшую погрешность дает довольно развитый репрессивный аппарат, но все же многие историки убеждены, что активно пропагандируемая идеология имела куда больший вес. Итак, советское общество было построено по принципу «прививания» идеологии, которая часто определяла дальнейшую жизнь человека. Несколько поколений советских людей выросло не в страхе перед законом, а с желанием построить коммунизм – то самое светлое будущее, с мыслями о котором люди, казалось, рождались на свет. Так, воспитанные на «нравах и обычаях», люди не особо и нуждались в «законах и судах».

Другим примером может служить известная на весь мир сицилийская мафия. Это объединение с самого момента своего основания считалось вне закона, однако в 60-е годы XIX века мафиози в основном занимались тем, что давали ссуды крестьянам и улаживали конфликты между торговцами. Последующий их бизнес связан с выращиванием и продажей апельсинов. Более того, среди негласных правил сицилийской мафии известны такие, как, например, «с женами надо обращаться уважительно» или «в Коза Ностра не может войти тот, кто дурно себя ведет и не соблюдает нравственных принципов». Таким образом, люди, которые по факту находятся вне закона, на деле вполне могут оказаться нравственными людьми, воспитанными по «обычаям и нормам».

И, наконец, можно привести пример из личного опыта. Если ребенок поступил неправильно, предположим, разбил окно соседнего дома футбольным мячом, то ни один взрослый, воспитывая его, не скажет, что ребенок поступил незаконно (хотя так оно и есть), маловероятно, что пригрозит ему судом. Наоборот, провинившемуся ребенку будет сказано, что так делать нельзя, потому что это нехорошо, аморально. Только так на нравственном уровне человеку можно привить, какое поведение является нормой, а какой нет; что есть добро, а что зло.

Таким образом, беря за аксиому, что нравственное общество совершеннее просто законопослушного, можно сделать вывод, что добиться идеального общества можно только, прививая людям нормы морали, на которые в свою очередь должны опираться не менее важные в формальном регулятивном плане нормы правовые.

       

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79098. Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство 18.89 KB
  Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной патриархальной семьи объединявшей под властью главы семьи pterfmilis жену детей других родственников кабальных а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи домовладыка единственный полноправный гражданин квирит термин производимый многими исследователями от греческого kueros власть т. имеющий власть.С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых...
79099. Опека и попечительство. Завещательная опека 21.41 KB
  Опека рассматривалась в Древнем Риме как обязанность лица и поэтому отказаться от исполнений обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине. Если не было завещательной опеки и невозможно было установить законную опекуна назначал претор при участии трибунов учреждаемая опека. Особенности учреждаемой опеки: согласия малолетних на установление подобной опеки не требовалось; опекун должен был проживать в округе претора назначающего опе кунство; предварительно узнавали о нравственном поведении будущего опекуна; не...
79100. Определение деликта. Характер и объем ответственности 21.63 KB
  Различались частные и публичные деликты. Публичные деликты посягали на государственные интересы а частные на права и интересы отдельной личности. В настоящем курсе рассматриваются только частные деликты. Основные отличия деликтного обязательства от договорного: основание возникновения не договор а правонарушение; не допускалось правопреемство в отношении должника; штрафная ответственность возлагалась не солидарно на каждого из должников а кумулятивно то есть суммировалась по числу ответчиков и могла быть взыскана с каждого в полном...
79101. Определение обязательства. Основания возникновения обязательств. Классификация обязательств. Сделки. Контракты и пакты 24.8 KB
  Римское право определяло обязательство как правовые оковы в силу которых мы принуждаемся чтонибудь исполнить согласно законам нашего государства . В позднейший период обязательство стало рассматриваться как юридическое отношение между двумя лицами в силу которого одно из них именуемое кредитором имеет право требовать от другого лица именуемого должником исполнения чеголибо в свою пользу. В отличие от вещного права обязательство связывает только тех лиц которые в нем участвуют и поэтому кредитор может предъявить иск не ко всем а...
79102. Особые средства преторской защиты. Понятие исковой давности 19.33 KB
  Помимо предоставления исков преторы пользуясь принадлежащей им властью так называемым imperium оказывали иногда защиту особыми средствами своими безусловными в противоположность формуле иска непосредственными распоряжениями хотя с течением времени и здесь преторы в некоторых случаях перешли на путь условных распоряжений. С течением времени по мере увеличения числа дел претор стал давать интердикты без проверки фактов в виде условного распоряжения если подтвердятся факты на которые ссылается заявитель и тогда интердикты с...
79103. Открытие наследства. Принятие наследства. Последствия принятия. Иски о наследстве. Выморочное наследство 23.96 KB
  Принятие наследства. Открытие наследства происходило в момент смерти наследодателя. За время между открытием наследства и его принятием наследниками наследственное имущество не принадлежало никому и именовалось лежачее наследство.
79104. Отцовская власть. Основания возникновения. Правовое положение детей. Имущественные права подвластных детей. Пекулий и его виды 24.19 KB
  По праву Юстиниана rrogtio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; doptio путем занесения в судебный протокол pud ct соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. Последствием doptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя. Если правонарушитель переходил под власть другого домовладыки то и ответственность по ctio noxlis переходила на нового домовладыку: nox cput sequitur ответственность следует за виновным лицом.С...
79105. Периодизация истории Римской империи и Римского права. Рецепция. Русская историография Римского права 21.29 KB
  Русская историография Римского права Периодизация римского права выделение в развитии права определенных этапов имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки. Периодизация римского права позволяет сформировать представление о.качественных состояниях права на различных этапах развития.
79106. Понятие вещных прав. Виды вещных прав. Классификация вещей 22.87 KB
  Римское право не выработало понятий вещного и обязательственного права однако делалось различие между вещными исками и исками личными. Вещное право это право возможность непосредственно и независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь. Римское право знало несколько оснований классификации вещей. В Древнем Риме выделялись следующие виды вещных прав: право собственности как основное вещное право; владение различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позднем этапе его развития; права на чужие...