13579

Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды

Эссе

Логика и философия

Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи чем давать им законы и суды. О. Мирабо В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами...

Русский

2013-05-12

17.93 KB

97 чел.

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды».

(О. Мирабо)

В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуляторов общественного поведения свои особенности и свои способы воздействия.

Автор высказывания, политический деятель времен Великой Французской революции Оноре Мирабо, писал: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». Иными словами, он убежден, что регулировать общественное поведение лучше, воспитывая людей на «нравах и обычаях», чем навязывая им право на государственном уровне. Значит, общественные отношения должны регулироваться самостоятельно, изнутри, а не посторонним вмешательством. Пожалуй, я разделяю точку зрения автора и поддерживаю его мысль о том, что общество, воспитанное на моральных ценностях и придерживающееся моральных норм, будет гораздо нравственнее и порядочнее, чем общество, в котором правила навязываются только посредством законов, а неповиновение карается силой.

Для теоретического обоснования проблемы рассмотрим два ее основополагающих аспекта: нормы морали и нормы права, как социальные регуляторы. Итак, я считаю, что под «нравами и обычаями» автор имел в виду именно моральные нормы, так как эти понятия в чем-то родственны и в данном контексте синонимичны. Основные задачи морали как формы общественного сознания – оценивать, регулировать, воспитывать. Нормы морали отличаются тем, что они нигде не зафиксированы, руководствуются представлениями о добре и зле, укоренившимися в массовом сознании. В качестве наказания или поощрения того или иного поступка используются исключительно неформальные санкции. И, наконец, на психологическом уровне нормы морали воспринимаются как идеал духовности, ради которого человек способен пойти на жертвы, не задумываясь совершить подвиг: нормы морали лежат в основе такого феномена, как стихийная нравственность. Кроме этого, сфера действия норм морали невероятно широка, они применимы к любому типу взаимоотношений.

На другой чаше весов оказываются нормы права, которые тоже обладают особыми характеристиками. В отличие от морали право, прежде всего, призвано сохранять общественный порядок, регулировать общественные отношения. В отличие от моральных норм, правовые всегда устанавливаются государством или надгосударственными структурами, фиксируются в законах. За исполнением законом следят соответствующие институты, как правило, воздействующие силой. Право предусматривает исключительно формальные санкции, соответствующие правонарушению. Следовательно, все правовые отношения строятся на сухих законах, не предусматривающих эмоционального отклика, места для порыва души. И, наконец, сфера действия правовых норм много уже, нежели моральных. Более того, в основном нормы права основываются на моральных или даже просто формализуют их. Ведь исполнение норм права было бы довольно трудно добиться, если бы они коренным образом расходились с моральными. 

Так, психологами доказано, что фундамент личности, основные черты характера и будущего поведения закладываются именно воспитанием, а значит, на эмоционально-рациональном уровне. В этом проявляется роль морали в жизни человека, так как, очевидно, что в любом обществе принято воспитывать подрастающее поколение именно на общепринятых этических понятиях. Поэтому мы переходим к таким идеальным понятиям, как общество нравственное и общество законопослушное. Естественно, принимая в расчет человеческий фактор, картина нравственного общества выходит более привлекательной, нежели законопослушного, так как нравственный человек руководствуется совестью как мерилом морали, а законопослушный –фиксированными нормами.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Советский Союз был устроен как будто по приведенной О. Мирабо схеме. Конечно, в данном примере небольшую погрешность дает довольно развитый репрессивный аппарат, но все же многие историки убеждены, что активно пропагандируемая идеология имела куда больший вес. Итак, советское общество было построено по принципу «прививания» идеологии, которая часто определяла дальнейшую жизнь человека. Несколько поколений советских людей выросло не в страхе перед законом, а с желанием построить коммунизм – то самое светлое будущее, с мыслями о котором люди, казалось, рождались на свет. Так, воспитанные на «нравах и обычаях», люди не особо и нуждались в «законах и судах».

Другим примером может служить известная на весь мир сицилийская мафия. Это объединение с самого момента своего основания считалось вне закона, однако в 60-е годы XIX века мафиози в основном занимались тем, что давали ссуды крестьянам и улаживали конфликты между торговцами. Последующий их бизнес связан с выращиванием и продажей апельсинов. Более того, среди негласных правил сицилийской мафии известны такие, как, например, «с женами надо обращаться уважительно» или «в Коза Ностра не может войти тот, кто дурно себя ведет и не соблюдает нравственных принципов». Таким образом, люди, которые по факту находятся вне закона, на деле вполне могут оказаться нравственными людьми, воспитанными по «обычаям и нормам».

И, наконец, можно привести пример из личного опыта. Если ребенок поступил неправильно, предположим, разбил окно соседнего дома футбольным мячом, то ни один взрослый, воспитывая его, не скажет, что ребенок поступил незаконно (хотя так оно и есть), маловероятно, что пригрозит ему судом. Наоборот, провинившемуся ребенку будет сказано, что так делать нельзя, потому что это нехорошо, аморально. Только так на нравственном уровне человеку можно привить, какое поведение является нормой, а какой нет; что есть добро, а что зло.

Таким образом, беря за аксиому, что нравственное общество совершеннее просто законопослушного, можно сделать вывод, что добиться идеального общества можно только, прививая людям нормы морали, на которые в свою очередь должны опираться не менее важные в формальном регулятивном плане нормы правовые.

       

  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30118. Хромосомные мутации и геномные мутации 16.53 KB
  Хромосомные мутации и геномные мутации. Различают два основных типа хромосомных мутаций: численные хромосомные мутации и структурные хромосомные мутации. В свою очередь численные мутации делятся на анэуплоидии когда мутации выражаются в утрате или появлении дополнительной одной либо нескольких хромосом и полиплоидии когда увеличивается число гаплоидных наборов хромосом. Потерю одной из хромосом называют моносомией а возникновение дополнительной хромосомы у любой пары хромосом трисомией.
30119. Модификационная (фенотипическая) изменчивость 16.63 KB
  Характеристика: обратимость изменения исчезают при смене специфических условий окружающей среды спровоцировавших их групповой характер изменения в фенотипе не наследуются наследуется норма реакции генотипа статистическая закономерность вариационных рядов затрагивает фенотип при этом не затрагивая сам генотип.По размаху нормы реакции узкая более характерна для качественных признаков широкая более характерна для количественных признаков 3.По длительности: есть лишь у особи или группы особей которые подверглись влиянию...
30120. Генетика популяций. Генетическая структура популяций и идеальная популяция 37.55 KB
  При описании систем скрещивания в идеальной популяции широко используется понятие панмиксии – случайного свободного скрещивания при котором вероятность встречи гамет не зависит ни от генотипа ни от возраста скрещивающихся особей. Если исключить половой отбор то к панмиктической популяции применима концепция гаметного резервуара согласно которой в популяции в период размножения формируется гаметный резервуар генный пул включающий банк женских гамети банк...
30121. Наследственные и врожденные болезни 15.44 KB
  Наследственные и врожденные болезни: НАСЛЕ́ДСТВЕННЫЕ БОЛЕ́ЗНИ патологические состояния организма обусловленные изменениями генетического материала мутациями. В широком смысле термин наследственные болезни включает не только хромосомные и генные болезни вызываемые соответствующими мутациями но и мультифакториальные болезни развитие которых связано с взаимодействием нормальных полиморфных генов формирующих предрасположенность к заболеванию с факторами внешней среды. Условно к наследственным болезням можно также отнести болезни...
30122. Методы диагностики наследственных болезней 29.39 KB
  Методы диагностики наследственных болезней: 1.Генеалогический метод диагностики наследственных болезней – один из важнейших методов в генетике он представляет собой систему изучения заболеваемости в роду с составлением соответствующей родословной. В настоящее время известно более 50 наследственных заболеваний связанных с полом.Биохимикогенетические методы диагностики наследственных болезней исследования широко применяются в диагностике наследственных заболеваний обмена веществ и других форм.
30123. Хромосомные синдромы 19.27 KB
  Хромосомные синдромы: Хромосомные синдромы с числовыми нарушениями аутосом: Синдром Дауна трисомия по хромосоме 21 одна из форм геномной патологии при которой чаще всего кариотип представлен 47хромосомами вместо нормальных 46 поскольку хромосомы 21й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями трисомия см. Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы чаще на 15 реже на 14 ещё реже на 21 22 и Yхромосому 4 случаев и мозаичный вариант синдрома 5 . Синдром получил...
30124. Кариотип 17.21 KB
  Кариотип это совокупность признаков полного набора хромосом соматических клеток организма на стадии метафазы III фаза деления клетки – их количество размер форма особенности строения. Исследование кариотипа проводят методом световой микроскопии с целью выявления патологии хромосом. Чаще всего это исследование проводят у детей для выявления заболеваний обусловленных нарушениями в хромосомах и у супругов при бесплодии или привычном невынашивании беременности. Выявление хромосомных перестроек в этом случае позволяет установить причину...
30125. Генетический контроль синтеза ферментов 16.67 KB
  Генетический контроль синтеза ферментов. Однако под действием некоторых сигналов синтез индуцибельных ферментов повышается. coliв присутствии лактозы образуется ряд ферментов участвующих в катаболизме этого дисахарида. Репрессор связывается со специфическим участком ДНК и блокирует транскрипцию генов ответственных за синтез определенных ферментов.
30126. Создание устройства для дистанционного мониторинга основных физиологических показателей человека, программного обеспечения для регистрации частоты сердечных сокращений и температуры тела 3.2 MB
  Устройство для дистанционного мониторинга физиологических показателей человека позволяет удалённо следить за температурой и частотой пульса пациента. Устройство закрепляется на внутренней стороне плеча, что позволяет точнее измерять температуру.