1358

Актерский грим

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.

Русский

2013-01-06

335 KB

217 чел.

Актерский грим

Грим - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.

Также гримом называют сами краски, использующиеся для грима. Пример: «намазать лицо гримом», «отстирать грим от одежды».

Коробка жирового театрального грима производства «ФТК»

Грим должен отвечать не только сценической, но и жизненной правде и давать полное впечатление действительности.

Грим помогает игре актера, выражаемой словом, позой, движением и мимикой.

Гримирующийся должен еще до гримировки изучить, понять и мысленно представить тот сценический образ, который он будет изображать на сцене.

Грим должен быть сообразован с костюмом, декорацией, светом, со всем тем внешним оформлением, которое задумано руководителем—режиссером.

Следует гримировать не только одно лицо, но изменять париком или прической очертания головы, а иногда гримировать шею и руки.

Кратко говоря, грим — это искусство изменять лицо соответственно исполняемой роли.

НЕОБХОДИМОСТЬ ГРИМА

Грим необходим, прежде всего, вследствие технических причин: в виду отдаленного расстояния сцены от зрителей требуется подчеркнуть черты лица яркой краской. К тому же при искусственном освещении, особенно при электрическом, незагримированное лицо будет казаться мертвенно бледным или темным.

Что же касается художественных сценических требований, то грим не только уместен на сцене, но и необходим, раз он способствует наилучшему выражению внутреннего состояния (эмоциональных движений) и основных свойств характера изображаемого лица. Еще до произнесения слова, еще при самом первом появлении на сцене перед зрителем—исполнитель роли должен одним своим внешним обликом предрасположить к себе зрителя, предопределить его отношение к себе, как к действующему лицу, должен при первом своем появлении про из-вести на зрителя соответствующее впечатление.

История возникновения искусства грима

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры Средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите (XV—XVI веков). Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность (грим актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма — Франция; Д. Гаррика — Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать грим — портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами грима были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.

Большое значение гриму в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая, в сущности, должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства грима в СССР занимался художник-гримёр Р. Д. Раугул

Виды грима

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма — нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Основные материалы для изготовления пластических накладок — различные виды силикона, латекса (как правило, вспененного), желатиновые смеси, полиуретаны, и прочие эластичные материалы. Ранее широко использовался вспененный латекс, но на сегодняшний момент его вытесняет силикон.

Впервые вспененный латекс был получен в 1929 году в Dunlop Latex Development Laboratories в городе Бирмингем британским учёным E. A. Murphy. Мёрфи использовал обычный кухонный миксер, чтобы взбить первую в истории порцию латексной пены. И только спустя много лет вспененный латекс стал обширно использоваться гримёрами.

История развития пластического грима в России начинается в 1930 году. Первые упоминания о латексе появились у Р. Д. Раугула в статье «Новые приемы грима как средство обогащения выразительности актера».

Большая исследовательская работа в области пластического грима велась в мастерской пластического грима киностудии «Мосфильм» под руководством художника-гримёра В.Г Яковлева.

Успешные результаты этой работы сделали возможным широкое применение пластического грима в советском кинопроизводстве.

После распада СССР цех пластического грима на «Мосфильме» находился в упадочном состоянии, и на рынке появились независимые мастера и студии, такие как Пётр Горшенин, Плесовский Андрей]

Для изменения внешности гримёрами также используются постижёрные изделия — накладные усы, бороды, парики и т. п. Нередко для изменения прикуса используются даже вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Гримёрные материалы и краски, наносимые на кожу, должны быть безопасными и гипоаллергенными, и должны смываться без особого труда и вреда для здоровья. Совершенствование современных гримёрных технологий происходило и продолжается преимущественно на киностудиях в США, как в стране с развитой индустрией кино.

Материалы, используемые для грима в кино, существенно отличаются от материалов и красок, используемых в театре. Фактически, в театре до сих пор сохраняются традиционные технологии и средства: грим на жировой основе, сандарачный клей, гумоз, наклейки из ваты, тюля. В это же время кинематограф начала 21 века широко использует латексные и силиконовые накладки, устойчивые акриловые и силиконовые клеи, устойчивые гримёрные краски на спиртовой основе.

Постижёрные изделия

Особая и очень важная отрасль грима — это изготовление постижёрных изделий (постижей). Постижёр занимается изготовлением изделий из волос: бороды, усы, бакенбарды, парики, и прочие всевозможные накладки. Изготовление накладных усов или бород — это очень кропотливый процесс, требующий большого количества времени и аккуратности. Он заключается в том, что с помощью маленького крючка на тончайший тюль навязываются волосы почти на каждую ячейку. Этот процесс называется "тамбуровка" (ventilating, knotting, tamburering). Парики делаются чаще

всего с использованием треса — шнура из особым образом сплетённых волос. Трес нашивается рядами на шапочку-основу для парика — монтюр.

Правильно подобрать грим - большое искусство, зависящее от ряда тонкостей. Главное в элементарном, но оно не так просто - не переборщить им. 

Руководителям молодёжных театральных коллективов порой приходится умывать за кулисами слишком уж размалеванных актеров, которые наложили в три слоя тональный крем, а румяна нарисовали жирной губной помадой. 

Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Но без него вполне можно обойтись. Многие родители высказываются против того, чтобы их сын или дочь чернили себе брови перед спектаклем или рисовали румянец.

Из грима можно использовать накладные бороды и усы, накладные носы, приклеенные родинки, а еще - театральные блестки на жирной основе, которыми можно посыпать как волосы и декольте, так и веки. 

 

знаменитый французский мим Марселя Марсо

Грим и сценический образ

В театральном коллективе — профессиональном или самодеятельном — любой участник спектакля, от главного режиссера и исполнителя главной роли до работника технического цеха, выполняет общую идейно-творческую задачу. В полной мере относится это и к гримеру. Его главная задача — найти внешний выразительный облик каждого персонажа спектакля. Это задача идейно-творческая, а отнюдь не ремесленническая.

Гример пользуется всеми имеющимися в его распоряжении средствами для того, чтобы помочь режиссеру и актеру создать характер, духовный и физический облик персонажа.

Первоначальные эскизы грима создаются художником и режиссером в период обсуждения плана спектакля (режиссерской экспозиции) в соответствии с замыслом драматурга, характеристикой персонажей, принципами декоративного оформления. Художник учитывает при этом не только главные, наиболее существенные черты изображаемого лица, но и особенности актера, и расцветку декораций, и освещение в будущем спектакле. Художник и режиссер, принимающие или отвергающие первые эскизы грима, являются первыми его авторами. Первыми, но не единственными. Каждый актер вносит часто весьма существенные изменения в задуманный эскиз грима, а иногда предлагает свой собственный набросок внешности героя спектакля, которого ему предстоит изображать. Фактически каждый актер в большей или меньшей степени самостоятельно работает над гримом, конечно, согласуя свой замысел с замыслом режиссера и художника. Вот почему все участники театрального коллектива, а не только режиссер и художник, должны быть знакомы с основными принципами и техникой гримировки.

Работа над гримом — это работа над одной из составных частей художественного образа, и потому знать основы грима должен любой участник самодеятельного спектакля.

На искусство грима следует смотреть как на подлинно творческий труд, имеющий большое значение в создании полноценных в идейном и художественном отношении сценических образов. Замечательную творческую традицию советского профессионального театра — единство актерского и постановочного ансамбля — следует всячески укреплять и в театре самодеятельном.

Но, конечно, это возможно лишь при том условии, если сам гример будет относиться к своему делу с чувством ответственности за создание художественного образа, за глубокое раскрытие авторского замысла и творческих возможностей, заложенных в актере. Гример пристально, проникновенно изучает пьесу, наблюдает за актером на репетициях, ищет новые и новые черты образа, которые помогут глубоко, до конца раскрыть идею спектакля.

Гример должен прежде всего считаться с особенностями лица, роста, всей фигуры актера. У него может быть более полное, крупное, круглое или, наоборот, слишком худощавое лицо. Некоторые черты лица актера могут «подходить» к лицу персонажа спектакля. Их надо подчеркнуть, «донести» до зрителя. Другие черты придется «убрать», затушевать, сделать незаметными, изменить. Художник-гример всегда вынужден приспосабливать свой замысел к лицу актера. Точнее, он в самом лице актера должен увидеть, найти, угадать черты задуманного художественного образа. Поэтому он внимательно и проникновенно изучает внешность человека, представляя себе, что можно сделать при помощи грима с лицом того или иного исполнителя.

Но представим себе другой случай — лицо актера как бы «совпадает» с внешностью героя пьесы. Загримировать такого актера, конечно, легко. Но если в его игре нет той энергии, воли, вдохновения, которые необходимы для создания образа, тогда станут безжизненными внешние черты персонажа. Они ровным счетом ничего не будут выражать. Гримируя актера, «рисуя» его лицо, гример должен представить себе героя спектакля в минуты радости и горя, в сложных обстоятельствах драматической борьбы, в главные, узловые моменты пьесы. Он должен помнить, что играть будет не грим, не внешний облик героя, а живой актер, для которого грим — лишь одно из подсобных выразительных средств.

Можно придумать очень интересный грим, с множеством характерных черт и черточек, и в эскизе такой грим покажется впечатляющим, образным. Но, если он будет слишком сложным, если он стеснит актера, результат получится отрицательным. Такой грим будет помехой спектаклю. Неопытный актер часто просит гримера изменить его внешность до неузнаваемости. Такому актеру кажется, что гримом можно выразить все содержание его роли. Опытный исполнитель всегда просит гримера ограничиться только самыми необходимыми и самыми характерными чертами, сделать как можно более простой, «легкий» грим. И это понятно. Никакое средство сценической выразительности — ни свет, ни музыка, ни декорации, ни костюм, ни грим — не может заменить главного средства театрального искусства — актерской игры. Задача гримера — помочь актеру сыграть, а не просто показать со сцены образ героя. Гримировальные краски не должны сковывать живую выразительность лица исполнителя.

И, чтобы помочь в этом отношении актеру, гример должен изучать его лицо так же пристально, с такой же пытливой зоркостью, с какой художник-живописец всматривается в лицо изображаемого на холсте человека. Народный артист СССР Н. Черкасов в статье «Источник вдохновения» (сборник «Образ моего современника») пишет: «Многие и многие часы своей актерской жизни провел я вместе с замечательным мастером грима Антоном Анджаном, который — дело прошлое, теперь я могу это сказать — иной раз весьма вольно обращался с моим носом, подбородком, лбом... После того как я получал новую роль, он являлся ко мне, садился в кресло и начинал совершенно беззастенчиво меня разглядывать и даже пробовать рукой отдельные части моего лица, как будто проверяя их прочность. Наступала томительная пауза, после которой он мрачно объявлял, что его совершенно не устраивает мой подбородок и что его придется убрать. К такому же заключению он мог прийти и по поводу моих щек и очень часто, к моему полному смятению, заключал свою экспертизу тем, что ему «придется основательно поработать над всей моей головой».

Эти строки, написанные выдающимся советским мастером сцены, дают представление о том, как анализирует художник-гример внешность актера, выступая в качестве его верного друга и помощника. Что значит «проанализировать» лицо актера? Это значит понять тип лица, представить себе, какой характер оно выражает без грима и может выражать при соответствующей «обработке». В ряде кинофильмов известный актер Н. Крючков выступал почти без всякого грима. Это значит, что режиссер и художник увидели в облике актера те черты, которые, по их мнению, хорошо передавали характерность героев кинофильмов. В этом случае произошло как бы «совпадение» внешних данных актера с теми образами, которые он воплощал. Но этот случай единичный, редкий.

Внутренние, духовные свойства человека, характер и род занятий почти всегда отражаются на его внешности. Актерам хорошо известно, как трудно играть без грима и сценического костюма, например в концерте. Костюм помогает держаться должным образом, определяет походку, жесты, влияет даже на манеру говорить.

Представьте себе, что вам нужно играть стройного, подтянутого военного, одетого в мундир, в сапоги со шпорами. Если вы будете репетировать эту роль в майке и тапочках или в полушубке и валенках, то вам будет во много раз труднее освоиться с ролью. Это хорошо известно опытным актерам, и многие из них еще задолго до генеральных репетиций гримируются, надевают сценический костюм, привыкают к нему и таким образом находят верное «сценическое самочувствие».

Грим должен соответствовать характеру роли в целом. Актеру следует учитывать, какое впечатление он будет производить на зрителя в каждый отдельный момент спектакля.

Молодым, неопытным исполнителям играть без грима бывает очень трудно. Костюм и грим до известной степени скрадывают недостатки игры. Из этого, конечно, не следует, что можно недостатки игры скрыть при помощи удачного грима. Но нужно помнить, что гример способен вывести из затруднения неопытного артиста, если он четко прорисует внешние черты образа.

Но если без грима и без костюма играть трудно, то намного труднее играть, если грим и костюм неверны, если они не только не помогают актеру, но и мешают. Иногда бывает так, что актер очень хорошо репетирует свою роль, а на спектакле он вызывает общую неудовлетворенность, потому что костюм или грим разрушают созданный им образ.

Об этом нужно помнить постоянно. Именно молодые и неопытные исполнители способны увлечься какой-нибудь деталью костюма, париком, какой-нибудь чертой грима и забыть об образе. Допустим, молодая девушка должна играть пожилую женщину, а она подведет себе глаза, положит во всю щеку румянец, накрасит губы. Ей это нравится, но, когда она выходит на сцену, зритель недоумевает: кто же перед ним? По словам и поступкам — как будто пожилой человек, а на вид — молодая девушка. Чему же верить?

Если в вашем распоряжении десять париков, то нужно выбирать себе не тот, который «к лицу» или больше нравится, а тот, который лучше подходит для создания правдивого образа.

Мы должны предостеречь еще от одной ошибки, свойственной молодым, начинающим актерам. Они иногда думают, что если хорошо загримируются и будут четко произносить слова роли, то больше от них ничего не требуется. Это заблуждение. Если актер играет, скажем, старика, то недостаточно надеть седой парик, наклеить бороду, нарисовать на лице морщины. Он должен найти и показать те характерные манеры старика, которые — независимо от грима — подскажут зрителю, кто перед ним находится.

Большое значение имеют национальные черты в гриме. Для некоторых народов, живущих на севере, характерны светлые волосы, голубые глаза, светлая кожа. Наоборот, южане большего частью брюнеты, черноглазы, смуглы. Но готовых рецептов для гримера здесь быть не может.

Типические различия существуют не только между различными народами, но и между разными классами одного и того же народа. Условия и характер труда также накладывают отпечаток на внешность человека. Цвет кожи у колхозника, работающего в поле, на ветру, на солнце, обычно бывает иной, чем у человека, который проводит целые дни в помещении.

Но и тут надо избегать штампов. Внешность, скажем, шахтера (мы снова говорим о типичной внешности, а не об отдельных индивидуальностях) значительно изменилась в последние десятилетия. Дореволюционное искусство изображало шахтера со всеми характерными следами нечеловечески тяжелого подземного труда. Совсем иначе выглядит шахтер советского, механизированного Донбасса.

Словом, образ жизни человека, род его занятий, та среда, в которой он живет, — все это отражается на его внешности и должно быть запечатлено в гриме.

Наконец, каждая эпоха имеет господствующие «моды», которые существенно изменяют внешность человека. Если мы даже возьмем одну и ту же среду, например военную, то увидим, как заметно меняются прически, формы бород, усов. Для офицеров царской армии характерен так называемый «английский» («прямой») пробор или прическа «ежиком» и усы. В годы русско-турецкой войны многие офицеры носили бакенбарды и подусники и подбривали подбородок. При Николае I, подражая царю, они оставляли усы и короткие баки. В конце XVIII века они обязательно брили лицо, а на голову надевали пудреный парик с косичкой.

Еще более разнообразны женские прически, мода на которые меняется очень часто.

Играя в пьесе, действие которой происходит в прошлые века, актеру необходимо просмотреть рисунки и фотографии, изображающие людей той поры, и только после этого решить, какой грим следует делать.

Характерный отпечаток на внешность персонажа накладывает возраст изображаемого лица. Мы хорошо знаем, например, что для старческого лица типичны морщины и сероватый цвет кожи, но нельзя каждый раз гримироваться «под старика» одинаково — штамп и в этом случае недопустим.

Играя стариков, крупнейший русский актер В. Самойлов не рисовал на лице глубоких морщин и других признаков одряхления. Старость, говорил он, не в морщинах, а в глазах. Он выражал старческое одряхление своей игрой, а не гримировальным карандашом.

Для гримера, как и для художника, богатейшим источником, помогающим найти характерные особенности человеческого лица, являются произведения великих мастеров живописи, рисунка, скульптуры. Но еще более важным источником служит сама жизнь с ее богатством и разнообразием лиц, типов, характеров.

Гример должен уметь видеть и запоминать (еще лучше — зарисовывать) типичные лица, встречающиеся в жизни. Но видеть что-либо — еще не значит наблюдать. Можно на многое смотреть и не видеть главного, основного в лице, то есть именно тех черт, которые и выражают данный характер.

Мы не даем и не можем дать образчиков гримов популярных сценических персонажей, потому что каждый образ в представлении каждого исполнителя непременно будет особенным, «своим». Составлять готовые рецепты на все случаи — значило бы толкать актеров к штампу. Кроме того, грим целиком зависит от характера лица актера.

Представьте себе, что одну и ту же роль играют два исполнителя: у одного из них круглое лицо, вздернутый нос, толстые губы. У другого, наоборот, тонкие черты лица и нос с горбинкой. Возможно, что первый должен искать средства, которые позволят ему сузить лицо, удлинить нос, уменьшить губы. Второй должен постараться скрыть свою худобу, выпрямить нос и т. д. Значит, даже имея задание сделать определенный грим по готовому эскизу, каждый должен решать его по-своему, исходя из особенностей своего лица.

Некоторые актеры считают, что если в театре, в коллективе есть опытный руководитель или специальный гример, то гримироваться самому не обязательно. Это неверно.

Овладеть техникой грима не так трудно, нужно только иметь желание и терпение. Когда вы научитесь гримироваться самостоятельно, ваш грим окажется всегда лучше, чем грим даже опытного гримера. Вы лучше знаете, кого вы играете, вы лучше свяжете свой грим с мимикой.

Без проникновенной игры актера, без овладения самой сущностью характера никакие гримировальные ухищрения не помогут. В лучшем случае получится манекен, а не художественный образ.

Несколько слов о гримах для положительных и отрицательных персонажей.

Создавая сценический облик передового советского человека, надо выявить его благородство, силу ума и характера. Достаточно обратиться к газетным, журнальным фотографиям рабочих-новаторов, передовиков сельского хозяйства, чтобы убедиться в том, что теперь господствующим стал тип труженика-интеллигента. Уничтожение существенных различий между умственным и физическим трудом сказывается не только на внутреннем, духовном, но и на внешнем облике советского рабочего и колхозника. Уходит в прошлое тип «кабинетного» интеллигента со всеми присущими этому типу стандартными чертами.

Что же касается изображения отрицательных персонажей, то здесь необходимо избегать противоестественного шаржа. Следует подбирать, коллекционировать наиболее выразительные газетные и журнальные фотографии — они пригодятся в работе над спектаклем. Но надо иметь в виду, что даже главные поджигатели войны, творящие гнусные дела, пытаются показать себя внешне благопристойно. Всмотревшись в них глазами художника, мы всегда заметим какие-нибудь характерные черты, свидетельствующие о духовной нищете, самодовольстве, черствости, жадности и т. д. Эти обличающие черты следует передавать в сценическом гриме тонко и остро — тогда образ выигрывает в своей художественной убедительности.

Еще одно замечание — о красоте лица. Режиссер и художник, руководя подготовкой спектакля, обычно не ставят перед актером или актрисой специальной задачи — «сделайте свое лицо красивым». Как правило, от исполнителей ждут в первую очередь психологической, духовной характеристики персонажа, и излишнее «кокетство» пресекается. Действительно, неприятное впечатление производит актер (или актриса), вышедший на сцену, чтобы покрасоваться перед зрителем. Не надо делать красавицей такую, скажем, героиню спектакля, как Варя в «Вишневом саде» А. Чехова, — это просто противоречило бы содержанию пьесы. Привлекательность Вари в другом — в ее душевной красоте, в цельности и благородстве ее натуры.

Наша действительность, полная вдохновенного труда, делает советского человека прекрасным во всех отношениях — таким он и должен быть отражен в искусстве (конечно, без дешевой, манерной «красивости») .

Один из критиков-формалистов упрекал замечательного советского писателя А. Макаренко в том, что в его произведениях слишком много красивых лиц. А. Макаренко отвечал критику. «Я не принимаю вашего упрека в том, что в моей повести много красивых. Почему вы не упрекаете Льва Толстого за то, что у него так много красивых в «Войне и мире»? Он любил свой класс, — я люблю свое общество, — многие люди кажутся мне красивыми. Докажите, что я ошибаюсь».

Конечно, А. Макаренко был прав. Наше искусство вправе показывать сынов и дочерей советского народа в полном смысле слова красивыми.

Но что значит красивое лицо в искусстве, в живописи, на сцене?

Некоторые античные художники пытались найти норму прекрасного лица, фигуры, искали определенное геометрическое соотношение частей и линий лица. Была даже математическая формула красоты — так называемое «золотое отношение», или «золотое сечение».

Жизнь показывает, что всеобщую «формулу красоты» найти невозможно. В каждую новую эпоху возникают новые вкусы, новое представление о прекрасном. Так, например, идеалом «светской» красивой женщины одно время считалась женщина с болезненной бледностью лица, слабая, с маленькими ручками и ножками и т. д. Такой «идеал» покажется нашим современникам по меньшей мере странным.

Мы не ищем готовых, стандартных формул и рецептов красоты. Мы ищем красоту в чертах людей наших дней. Вот где художник найдет бесчисленные варианты прекрасного, одухотворенного лица! Иного «источника красоты» и «формулы красоты» быть не может.

Задача художников сцены — научиться воплощать черты прекрасного человеческого лица в правдивых образах современников.

Костюм, освещение, помещение

КОСТЮМ И ГРИМ

Костюм должен иметь не случайный, а глубоко продуманный характер. Костюм является «второй оболочкой актера, личиной его сценического образа". Следовательно грим и костюм должны быть между собой согласованы.

В образцовых театрах то и другое обусловливается режиссерским замыслом постановки и характером того театрального направления, которое проводит театр.

Но то, что доступно профтеатрам, и особенно центральным, то далеко, конечно, не доступно драмкружкам. И все же драмкружкам следует сообразовать костюм с гримом, в пределах хотя бы их возможностей: следует иметь ввиду соотношение цвета загримированного лица и цвета костюма.

При пестром, красочном костюме и грим должен быть ярче, если, конечно, не требуется бледности по характеру сценического образа и т. п.

ОСВЕЩЕНИЕ И ГРИМ.

Всегда следует помнить, что грим непременно должен быть сообразован с освещением сцены.

Сценический свет всегда изменяет очертания и тон как в смысле усиления или смягчения того или другого, так даже и перехода в другой тон.

Основное правило: чем свет ярче, тем грим должен быть слабее и, наоборот, чем свет слабее, тем грим должен быть ярче.

ПОМЕЩЕНИЕ И ГРИМ

Грим, в зависимости от размера помещения, может быть несколько усилен или смягчен. Так, например, в небольшом помещении, где зрители сидят почти подле сцены, как говорится „нос к носу", следует грим делать наивозможно тоньше, даже по возможности избегая его, ограничиваясь самыми необходимыми бликами, смягченными тонким слоем пудры. Наоборот, в большом помещении, где зрители удалены от сцены, особенно при слабом освещении, необходимо усилить грим.

В тесном помещении, где от духоты потеет лицо и грим отекает, следует как можно меньше класть краски телесного-общего тона, а иногда лучше их совсем избегать.

В антрактах необходимо осушать лицо ваткой или полотенцем, прикладывая к лицу, а также проверять грим вообще: подправлять усы, бороду и другие наклейки, устранять подтеки и затем слегка подпудривать все лицо.

Типовые гримы

МОЛОДОЙ ГРИМ

Если цвет своей кожи румяный, то следует слегка подрумяниться и попудриться. Если же цвет лица не достаточно свеж, то его покрывают общим тоном телесной краски № 1.

Если нужно изменить черты лица, то это делается согласно данных выше указаний.

ПОЖИЛОЙ ГРИМ

Грим пожилого возраста, главным образом, отличается париком (легкой проседью или редкими волосами), общим тоном лица, более смуглым (телесная краска № 2), да кое где двумя-тремя характерными морщинками, наведенными смесью малиновой с коричневой краской при отсветлении тельной краской. Верх глазной впадины от корня носа к вешнему углу века затемняется коричневой краской.

СТАРЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Цвет лица желтовато-смуглый, почему общий телесный тон телесной краской № 3, или если есть один № 1 телесной краски, то к нему добавить коричневой, немного красной и желтой или одной желтой или жженой пробки. Можно давать тон старческого лица и мазками: один белый, один желтый и один серый мазок, протирая все вместе. Румянец незначительного размера кладется только по скуловой кости темно-красной краской. Между щечными мускулами и углами рта глубокая морщина. Глазные впадины сильно затемняются коричневой краской. Края век затемняются темнее тона глазной впадины, при чем глаза не подводятся. Для более дряхлой старости подводка делается на пол-века верхнем и четверть века нижнем красной краской с бликами вазелина или колодиума в углах носа, что придает глазам старчески слезящийся вид. Верхняя губа оттягивается вниз, для чего делается под самым носом тень от каждой ноздри отдельно к низу, что с отсветлением складок щек дает и вид провалившейся губы. Нижняя же губа отсветляется с подводкой под ней тени густой широкой полоской. Углы рта опускаются. В подбородке отсветляются мясистые его части. Особенно придают лицу старость челюстные (параллельные) морщины, идущие от выпуклости и скуловой дуги параллельно носо-губной складке вниз.

Если парик со лбом или с лысиной, то следует в тон лица покрыть краской то и другое, давая для дряхлой старости морщины и на лысине. Морщины рисуются (кистью или растушевкой) не только одной коричневой краской, но, рядом с коричневой, и светлой телесной краской. Необходимо помнить, что все линии нужно растушевывать, сводя на нет.

Морщины не должны быть узкими и не должны проводиться в виде одной сплошной черты, а с перерывами, при чем горизонтальные морщины следует проводить в виде ломанной линии.

Если свои морщины вполне отвечают типу и характеру сценического образа, то лучше проводить морщины по своим.

Наоборот, бывают случаи, когда свои морщины следует замазать как не отвечающие возрасту или характеру сценического образа.

БОЛЬНОЕ ЛИЦО

Общий тон лица бледный (на б мазков телесной краски один мазок голубовато-серый). Глазные впадины углубляются сероватым тоном (сырым пеплом), на верхнем веке дается слон румян. От слезняка вниз идет темноватая черта, стушеванная внизу у начала щеки. Внутренние концы бровей преподнимаются. При чахотке кладется румянец на скуловой выпуклости. Нос заостряется затемнением его боков с отсветлением переносья до кончика носа. Губы окрашиваются телесной краской. Височные впадины затемняются и вообще дается худоба. Если открыта шея, то ее следует загримировать в тот же тон с тем же болезненным оттенком.

 Процесс гримировки

Гримироваться следует соблюдая определенную последовательность.

1. Вымыть наивозможно чище руки, чтобы вместе с краской не размазать по лицу грязь, не втереть в кожу грязи, что может вызвать сыпи, прыщи и лишаи, и не пачкать гримировальные краски.

2. Поставить по обеим сторонам чисто вытертого зеркала по свечке или по лампе (керосиновой или электрической, словом, тот свет, который будет на сцене). Если невозможно достать две лампы, то одну надо пристроить так, чтобы она освещала лицо сверху, а не с одного бока. Одностороннее освещение приводит к тому, что гримирующийся накладывает на неосвещенную половину лица более резкий грим, чем на освещенную.

3. Аккуратно разложить краски и гримировальные принадлежности (особенно следует на это обратить внимание, если одна коробка на несколько человек). При тесноте помещения легко пролить лак, рассыпать пудру, растерять растушевки и т. д.

4. Внимательно оглядеть свое лицо, нет ли на коже ссадин, царапин, прыщей, трещин. Если есть, то прежде всего смазать их йодом с глицерином или вазелином, чтобы не было темного пятна. Затем, все лицо, уши и шею (если ее придется гримировать) смазать вазелином и обтереть полотенцем, полотенцем стирается излишний вазелин—слишком жирная смазка вызывает потеки грима. Это необходимо делать независимо от того имеются ли прыщи, трещины и т. п. Необходимо потому, что наша кожа имеет поры—очень мелкие отверстия, выделяющие пот—а в них то и может попадать гримировальная краска и, оставаясь там, разлагаться, вызывая заболевания кожи. Особенно вредными считаются сурик (ярко-красная) и свинцовые белила. (Последние следует всегда заменять в гриме цинковыми). От заражения гримировальными красками бывали даже смертельные случаи. Вместо вазелина можно употреблять свиное сало и вообще жировое вещество, заполняющие поры. К тому же если краска суха, то она лучше ляжет после вазелина. Место, где намечается наклеить наклейку или растительность, смазывать вазелином (или каким либо жиром) не следует, иначе не пристанет наклейка.

5. Общий тон (телесной краской) не является обязательным при гримировке, но если он нужен, то начинать гримировку следует именно с него. Нужен же он для того, чтобы при искусственном освещении лицо казалось не серым, а розовым, как днем. Краска берется кончиками пальцев руки (преимущественно средним пальцем) и накладывается пятнами, которые потом пальцами размазываются, притираются (почему и называется этот прием притиранием). Покрывается все лицо, т. е. под скулами и веки. Нужно следить, чтобы под скулами краска сходила постепенно к шее на нет, не получалось резкой границы между накрашенным лицом и незакрашенной шеей.

6. Затем нужно будет заняться подводкой глаз, бровей, рта.

7. Осветлить и затемнить, если нужно и какие нужно, выпуклости и впадины лица.

8. Нанести на лицо морщины.

9. Изобразить особенности лица (бородавку, рану и т. п.).

10. Надеть парик и приладить усы и бороду. Иногда бывает удобнее надеть парик тотчас после наложения общего тона, усы же и бороду по окончании гримировки красками.

11. Порумяниться. Румянить нужно не только лицо, но и шею и уши.

12. Подпудриться. Пудра смягчает излишнюю резкость грима и уничтожает блеск лица. Для молодого грима более подходит розовая пудра.

Подправка грима по напудренному лицу затруднительна, следует, чтобы лучше ложилась краска, класть ее с вазелином. Попудрив лицо следует лишнюю пудру осторожно снять с лица заячьей лапкой (в крайнем случае—полотенцем или платком).

Гримируясь следует возможно тоньше класть количество красок на лицо и класть не на угад, а учитывая особенности своего лица и соблюдая указанные выше правила.

Положенную краску на лицо бликами, пятнами, полосами или черточками всегда следует смягчать растушевывая пальцами, т. е. соединяя края одного тона с другим, чтобы не получилось пестрого размалеванного лица.

Морщины следует рисовать коричневой краской для стариков, для более молодых—коричневой смешанной с красной, чем полнокровнее и моложе изображается лицо, тем больше красной краски подбавляется в коричневую для морщин.

Смыть (или снять) грим следует вазелином или свиным салом, или каким либо маслом. От жира грим легко сходит. Сначала следует лицо смазать возможно большим количеством вазелина и снять грим легко, не прижимая к лицу полотенца, чтобы не вогнать в поры краску. Затем можно брать меньшее количество вазелина и обтирать лице суше. В интересах гигиены, если есть возможность, первый раз снимать грим следует ватой, белой мягкой бумагой, бросая использованные куски ваты или бумаги в сорный ящик, а затем уже полотенцем. Мазать лицо вазелином снимая грим, следует до тех пор пока весь грим не будет снят.

После снятия грима полезно обтереть лицо чистым одеколоном (не цветным), или винным спиртом, или бензином и попудрить чистой рисовой пудрой. Смывать грим водой нельзя, потому, что жирные краски не смешиваются с водой.

После снятия грима не следует мыть лицо холодной водой, так как от холода тело сжимается и поры закрывают попавший в них жир и краску, что, как уже выше указывалось, является, безусловно, вредным. Самое лучшее, спустя некоторое время— час, другой после снятия грима, умыться теплой водой с мылом.

Подробности гримировки

ГЛАЗА

Гримируется нижнее и верхнее веко, надглазное пространство и ресницы.

Гримирующийся должен прежде всего обратить внимание на форму своего глаза, на окружающие его веки (впалые они или нависшие), на длину, густоту и цвет своих ресниц. Подводка глаз производится кистью, или гримировальным карандашом, или растушевкой, или даже шпилькой: подводка заключается в том, что у самых ресниц проводится в ширину спички полоска коричневой краской для темных глаз и синей для светлых.

При подводке нижнего века нужно смотреть вверх, не зажмуриваясь. При подводке верхнего века, наоборот, смотреть нужно вниз. Подводя глаз—верхнюю подводку слегка припудрить, чтобы она не могла дать отпечатка на веке. Ровная и четкая подводка применяется при молодом гриме. При старческом гриме подводка глаз делается частичная с наружной стороны: нижнее веко наполовину, а верхнее на четверть. Подводка век 1) служит как бы темной рамой в которой виднее движение взгляда и 2) подчеркивает ресницы и тени от них. Глаз можно удлинить проводкой клинообразных черточек от внешнего угла век наружу, т. е. подводкой за пределы очертания глаза. В углах глаз у переносицы для придания глазу живости ставятся красные точки (слезняки).

Бельмо изображается тем, что на веке под зрачком делается кружочек белой краской. Или вырезается из бумаги кружочек на одной стороне которого оставляется узкая полоска—ее приклеивают к верхнему веку.

Подслеповатый глаз дается черточкой малиновой или красной краской посреди ресницы.

Кривой глаз делается заклейкой глаза ленточкой, после заклейки ленточка, закрашивается основным общим тоном.

Плачущими глаза кажутся от бликов вазелина или колодиума в виде слезинок в углах глаз.

Пьяные глаза гримируются так: нижнее и верхнее веко подводится красной краской (кармином), верхнее веко покрывается темным тоном (№ 1), надбровное пространство темно-красным (баканом), углы глаз затемняются красной краской (кармином) или коричневой (умброй) и той же краской дается широкий мазок на верхнем веке, на нижнем же по средине против зрачка ставится темная точка. Если же покрыть оба века светлой краской (более светлой чем остальное лицо), то получится впечатление мутных, опухших от пьянства глаз.

Ресницы, если они длинны, но не достаточно темны, можно окрасить, для чего взять на растушевку в длину ее кончика густой слой краски, слегка разогреть и поднести к раскрытому глазу, как можно ближе, затем, сомкнув веки, быстрым движением головы скользнуть ресницами по растушевке.

При отсутствии длинных ресниц серо-голубоватый тон, слегка положенный под проведенной подводкой, дает впечатление тени, падающей от ресниц.

БРОВИ

При подводке бровей всегда следует иметь в виду цвет своих волос или цвет парика. Подводить брови правильнее коричневой краской. Цвет бровей может быть темнее натурального, но не черный, относящийся только к жгучему брюнету.

Не следует допускать резкий контраст между цветом бровей и цветом волос на голове. При реалистическом гриме это будет явной несообразностью.

Брови можно изменить в отношении их цвета и формы или же можно дать совершенно новые, сначала тщательно причесав щеткой свои брови и замазав их мылом с телесной краской. Если брови не густые, то достаточно замазать одной телесной краской, если очень густые, то замазывая мылом с телесной краской следует их пройти еще лаком, делая между мазками перерывы. Когда поверх замазанных своих бровей рисуются брови гримировальной краской, то нужно следить, чтобы не нарисовать их слишком высоко на лбу, иначе они будут выглядеть не бровями, а просто полосами краски на лбу.

Для нависших бровей иногда прибегают к наклейке их из треса, для чего берется очень тонкий слой треса и приклеивается чуть выше своих бровей ко лбу. Но это очень трудно хорошо сделать. Легче и проще, взяв на палец краски, закрашивать свои брови против шерсти, взъерошивая их. Такой способ особенно хорош для старческого грима, для чего берется белая краска.

НОС

Из всех загримированных частей лица—форма носа видоизменяет лицо до неузнаваемости.

Если нужно уменьшить нос, сделав его тоньше, то следует румянец щек продолжать почти до носовой кости.

Если же нужно расширить нос, то, наоборот, румянец щеки следует отнести дальше от носовой кости, чтобы подле нее был тон телесной краски.

Горбатый нос (орлиный). Для того, чтобы иметь такой нос, следует обе боковые половинки носа и переносье окрасить темной краской (коричневой или красной), а от нижнего края переносья до конца покрыть светлым основным тоном, при чем на место, которое должно быть выделено (горбинку), положить белый блик (мазок); под носом же (ноздри и перегородку носа) затемняют красной или темно-телесной краской.

Курносый нос. Переносье окрашивается светлой краской. От переносья почти до конца носа затемняют темно-коричневой или красной краской. Кончик носа и ноздри окрашиваются светлой краской—телесной, кончик носа кроме того отсветляется белой краской (кладется белый блик и края его стушевываются). Темной краской подрисовываются ноздри кверху.

Прямой нос. От переносья почти до кончика носа проводится полоска светлой краской (телесной с белой), бока же затемняются коричневой краской с примесью красной и все это стушевывается.

Можно, конечно, давать еще целый ряд различного вида носов: набалдашником, острый, утиный, извилистый, провалившийся и проч., что зависит от опыта гримирующегося и строения его собственного носа. Необходимо помнить основное правило гримирования: светлая краска дает выпуклость, темная—впадину.

Пьяный нос. Нос покрыт темно-красной краской, на кончик носа светлый блик, ноздри же с боков отсветлить.

Наклейка носа требует особого навыка. Наклейки по возможности следует избегать, она мешает выразительности лица, делая неподвижными мягкие части носа и покрывающую его кожу. К тому же наклейка неприятна для играющего. Наклейку делают из белого гумоза (пластыря), смешенного с телесной краской. Пластырь разогревают на блюдечке, смешивают с телесной краской, всыпают щепотку борной кислоты (для дезинфекции) и раскатывают, как тесто, валяя в пудре, при чем следует не пересыпать пудры, чтобы не лишить смесь тягучести. Меся пластырь, следует слегка смазывать вазелином пальцы, чтобы к ним не приставала смесь. Готовый пластырь продается в аптекарских магазинах, но он скоро затвердевает. Перед употреблением его разминают между пальцами и затем наклеивают на тщательно вытертый до суха нос, чтобы между гумозом и кожей не было слоя пота или жира. Затем пальцами придают налепке тот вид, который хотят. Нужно следить, что бы слой гумоза сходил на нет к крыльям. При лепке кончики пальцев слегка смачивать.

Придав наклейке носа нужную форму, следует ее покрыть краской общего тона лица, зарумянить крылья носа, стушевать края и попудрить. Можно сделать наклейку ватой, для чего следует намазать место наклейки на носу спиртовым белым лаком и на это место приклеить кусочек пухлой ваты, а затем эту вату обсыпать сухими белилами, смешанными с кармином и охрой.

Налепку можно сделать из мук и, для чего смочить водой муку, замесить как тесто и лепить на нос. При лепке слегка смачивать водой пальцы, чтобы не липло к пальцам тесто.

Когда налепка совершенно высохнет, тогда ее подгримировать под общий тон лица.

Наклеиваются и картонные носы, и носы сделанные из марли, пропитанной парафином.

РОТ

Гримировка рта заключается в изменении как формы, так и окраски рта. Для молодого грима окраска производится губной помадой или красной краской (только отнюдь не суриком, как вредной краской).

Окраску для больного грима или старческого следует делать телесной краской.

Увеличивается рот тем, что очертание губ удлиняют губной помадой, уменьшается же тем, что губной помадой покрываются не все губы, а только средняя их часть, тогда как остальная часть губ и края (углы) покрываются основным тоном тельной краски, сливающимся с общим тоном лица. Можно уменьшить рот в мужском гриме усами, опустив концы усов на углы рта.

Смеющийся рот изображается поднятием краев губ, а плачущий рот опусканием линии вниз.

«Слюнявый вид» (безвольный, комически-растерянный) достигается губной помадой в углах рта или бликами в углах рта вазелина.

Узкие губы, малокровные могут быть изменены в сочные, если сначала расширить их очертания, а затем это пространство густо покрыть губной помадой или красной краской (кармин).

Ввалившаяся верхняя губа дается затемнением губы коричневой с телесной краской и отсветлением телесной складкой носогубных складок.

Выделяется верхняя губа, если ее отсветлить (телесной с белой краской) и провести легкую тень от обоих ноздрей книзу по сторонам желобка на губе.

Зубы. Отсутствие зубов достигается сапожным варом. Следует нагреть его до мягкости, вылепить из него нужной величины пластинку и наклеить таковую на те зубы, которые вы желаете. скрыть. Тот же вар, прикрепленный кусочком на внутренней стороне зубов, делает речь шепелявой. Вар для зубов совершенно безвреден. Или же поступают так: вытирают до суха зубы, закрашивают коричневой краской и затем покрывают лаком.

ПОДБОРОДОК

Гримировкой подбородка можно изменить его форму. Если подбородок острый, а нужно сделать его широким, то кончик его затемняется румянами.

Плоский подбородок достигается окрашиванием центра подбородка в розоватый цвет (ярко-красной с телесной краской).

Заостренный из широкого получается если подтемнить его бока и поставить светлый блик на середине подбородка.

Раздвоенный — окрашиванием середины подбородка коричневой краской в виде треугольника, обращенного вершиной к нижней губе.

Двойной—отсветлением нижней части подбородка и под подбородком части щек: кроме того под подбородком рисуется морщина, отделяющая друг от друга оба подбородка.

ЩЕКИ

Когда требуется сделать щеки полными, тогда следует провести дугою полосу темно-красной краской, начиная от глаза по щеке, мимо носа к уху, центр же щек заполнить светлой краской в виде кружочка, кружочек обвести светлым телесным тоном, а затем все растушевать так, чтобы не было видно полос, а одна краска незаметно переходила в другую. Механически утолщение щек достигается наклейкой на щеки ваты, для чего закрыть вату кружочком легкой материи с надрезанными краями и эти края приклеить к щекам спиртовым белым лаком, а затем покрыть сверху основным тоном (телесной краской).

Если затемнить румянами части щеки, начиная от височной впадины вниз по челюстной кости до шеи, при чем поверхность щеки у носа должна быть светлее, можно удлинить лицо. Обратным же приемом достигается расширение лица (задняя часть лица делается светлее, а ближе к носу темнее, т. е. румянится).

Для молодых ролей цветущих юношей и девушек следует усилить тон румян на скулах, при чем более резко подрумянить ушные раковины.

Худоба щек достигается следующим образом: верхней границей худобы будет скуловая кость, от нее клином к подбородку до нижней челюсти наносится на щеку светло-коричневая краска, при чем края растушевываются. Чтобы усилить худобу, на середину щеки накладывается сероватое густое пятно и растушевывается- Веки затемняются. Под губой на подбородке дается впадина светло-коричневой краской.

Бородавка делается темно-коричневой краской с красной (баканом) или путем наклейки: берется кусочек марли, в нее завертывается маленький комочек ватки, свободные концы марли приклеиваются спиртовым лаком и покрываются поверх общим телесным тоном. Если нужно сделать бородавку с волоском, то подкладывают волоски под марлю и выдергивают через марлю один, два волоска, словом, сколько следует. Можно сделать и так: взять волоски троса, смять их кончик скрутить и приклеить тупой конец лаком, сделав кругом выпуклость обводкой вокруг волосков двумя тонкими полосками телесно-белой и светло-коричневой.

Синяк дается двумя бликами: серо-синим и лиловым, так чтобы один блик заходил на другой. (Лиловый получается от соединения красного с синим).

Рана делается двумя тонами: в глубине темно-коричневым тоном (умброй) по краям красным (баканом).

ШЕЯ

Если шея открыта, то ее необходимо загримировать, окрасив ее в цвет лица с примесью желтого. Слишком белая шея делает лицо красным.

Худая шея достигается подчеркиванием ее мускулов, т. е. отсвечиванием мускулов и затемнением впадин.

Можно для характерности отсветлить кадык («адамово яблоко») или наоборот его затемнить.

РУКИ И НОГИ

Руки гримируются только с наружной стороны, ладони же не гримируются, чтобы не запачкать костюма.

Руки, занимающегося физическим трудом, отличаются от рук, занимающегося умственным трудом, как руки и лиц разных профессий, как, например: руки кочегара от рук столяра, также руки больного отличаются от рук здорового.

Поэтому руки изменяются в отношении цвета кожи, а также и худобы. Прием гримировки—по своим мускулам, для чего гримирующийся их напрягает и придает рукам различную форму. Коричневая краска, смешанная с красной, положенная на края пальцев, дает впечатление худобы. Пальцы, покрытые сероватой краской с синим оттенком у ногтей—дают впечатление тяжко-больного или мертвеца.

Ноги также могут гримироваться в смысле изменения цвета их кожи и формы.

Гримировальные предметы

Кроме гримировальных материалов, при гримировке употребляется целый ряд предметов:

1) растушевки (или как их называют растушки, подмарки) из бумаги и замши

2) кисточки для лака

3) баночки для лака

4) кисточки для гримирования

5) заячьи лапки для румян

6) заячьи лапки для снятия с лица излишней пудры

7) зеркальце на стол

8) полотенце

9) чистые тряпки

10) гигроскопическая вата

11) ленточки для заклеек лба париков

12) булавки

13) шпильки

14) иголки с нитками

15) складное зеркало трехстороннее, дающее возможность видеть свое лицо с трех сторон

16) ручное зеркальце

17) ножницы

18) щипцы для завивки

19) спиртовка

20) гребешок

21) щетка для волос

Техника изготовления красок

Берется одна часть очищенного сала (бараньего или козьего), или масла (прованского,  миндального и друг.), или вазелину, или кольдкрем и распускается с 1/3 белого воска (чем больше воска, тем гуще краска) на медленном огне.

Следует наблюдать, чтобы смесь не пузырилась, для чего чаще помешивать палочкой (стеклянной или деревянной), не давая смеси кипеть.

Когда смесь хорошо разойдется, тогда осторожно, продолжая помешивать, постепенно сыпать краску в порошке до тех пор пока вся масса достаточно окрасится для нужного тона. Можно сюда же всыпать щепотку борной кислоты для дезинфекции и 10—15 капель бергамотного масла (для запаха).

Остудив, вылить на блюдечко и тщательно растирать фарфоровым пестиком или деревянной ложкой.

Можно вместо сухой краски взять в кубиках акварельную, но тогда следует меньше брать жиру и больше воску.

Краски выкладываются в особые с перегородками коробки или в баночки. Можно также вылить на промасленную бумагу, а когда остынет, закатать и получится гримировальный каран-даш. Замазка для бровей делается так: разогревается одна часть серого мыла с одной частью мыльного пластыря, в каковую смесь прибавляется 3 или 4 части телесной краски.

ОСНОВНЫЕ КРАСКИ

потребляемые для варки грима:

1. Красная (кармин).

2. Темно-красная (бакан).

3. Коричневая (жженая умбра или терра-де-сиена).

4. Белая (цинковые белила, свинцовые же вредны).

5. Черная (голландская сажа).

6. Синяя (ультрамарин).

7. Желтая (охра).

8. Ярко-красная (сурик – вредная).

ДОБАВОЧНЫЕ:

1. Телесная № 1 (светлая для молодого возраста из кармина, охры и белил).

2. Телесная № 2 (для среднего возраста темнее с прибавлением бокана).

3. Телесная № 3 (для пожилого и старческого возраста с прибавлением к № 1 терра-де-сиена).

4. Голубовато-серая (белила, сажа и немного синьки).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32001. Влияние субкультур на социализацию молодёжи в современной России 225 KB
  Теоретические аспекты социализации. Классификация форм социализации . Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе 3. Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур так и отдельно взятых индивидов и личностей.
32002. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике 419.5 KB
  Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ. Описаны методика работы над дипломным проектом дипломной работой этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов. Если вы хотите чтобы вас поняли ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам ГОСТ. Свою форму следует использовать только в том случае если ваша мысль выходит за пределы...
32004. Організація обслуговування в закладі харчування 4.5 MB
  Охорона праці і техніка безпеки при виконанні роботи. В XV XVII століттях внаслідок дальшого поділу суспільної праці успішно розвивалась торгівля поступово розширювався внутрішній ринок виростали торговища і ярмарки посилювались економічні зв'язки між окремими містами і землями. З метою уникнення нещасних випадків працівники повинні вивчати правила експлуатації теплового і механічного обладнання і проходити інструктаж у завідуючого виробництвом. Для доочищення картоплі краще використовувати пристосування за допомогою якого продовження...
32005. Антикризисное управление персоналом организации 422.5 KB
  Человеческий фактор антикризисного управления. Антикризисные характеристики управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом. Принципы антикризисного управления персоналом.
32006. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до розробки та оформлення дипломних проектів 285.5 KB
  1 Мета виконання дипломного проекту [3] 2 Постановка задачі і видача технічного завдання [4] 3 Пакет документів що супроводжують дипломну роботу [5] 4 Зміст і обсяг пояснювальної записки [6] 5 Розробка макету видання [7] 6 Вимоги до оформлення дипломних робіт [8] 7 Критерії оцінювання дипломних робіт [9] Список рекомендованої літератури [10] Додаток А Зразок заяви випускника щодо теми та керівника дипломного проекту [10. Перевидання дитячої книги. Перекладене перевидання збірки казок для дітей. Макет щотижневої газети з...
32007. Проект построения ЛВС на основе Fast Ethernet 1.38 MB
  Однако если на уровне настольного ПК волоконнооптический интерфейс только начинает единоборство с проводным то при построении магистральных сетей давно стало фактом безусловное господство оптического волокна. Коммерческие аспекты оптического волокна также говорят в его пользу – оптическое волокно изготавливается из кварца то есть на основе песка запасы которого очень велики. Основные элементы оптического волокна Ядро. Ядро светопередающая часть волокна изготавливаемая либо из стекла либо из пластика.
32008. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 1.93 MB
  Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны самостоятельны работоспособны но к сожалению статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15 детей сегодня рождаются практически здоровыми. Hизкий материальный уровень жизни нерациональный режим труда и отдыха несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем.