13588

Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга

Эссе

Логика и философия

Экономическая конкуренция – это не война а соперничество в интересах друг друга. Э. Каннан В выбранном мною высказывании рассматривается сущность такого понятия как экономическая конкуренция ее важность для экономики рыночного типа. В современной России основы р

Русский

2013-05-12

16.45 KB

134 чел.

«Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга».

Э. Каннан

В выбранном мною высказывании рассматривается сущность такого понятия, как экономическая конкуренция, ее важность для экономики рыночного типа. В современной России основы рыночной экономики стали формироваться недавно, поэтому для нас особо важно понимать базовые признаки и особенности рынка.

Британский экономист Эдвин Каннан полагал, что экономическая конкуренция – необходимая составляющая рыночных отношений, являющаяся исключительно положительным явлением. Он говорил: «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Иными словами, автор подчеркивает важность позитивного значения конкурентной борьбы для развития экономики в целом и для развития конкурирующих субъектов в частности. Я разделяю точку зрения Э. Каннана по поводу необходимости конкуренции для экономики рыночного типа, но все же считаю, что, принимая во внимания все ее положительные качества, не следует забывать и об отрицательных ее проявлениях. Однако остается фактом то, что конкурентная борьба является живительной средой для экономики рыночного типа.

Прежде всего, стоит привести теоретические доводы. Современные экономисты определяют конкуренцию как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи благ. В рыночной экономике конкуренция охватывает все сферы экономической жизни и, прежде всего, подразумевает борьбу предпринимателей. Сущность конкурентной борьбы предполагает борьбу за лучшие условия реализации своих товаров, использование преимуществ и т.д.

Важно отметить, что для развития конкурентной среды необходимы определенные условия. Основными из них принято считать свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности.

Рынок современной конкуренции основан на свободной конкуренции. В современных условиях подобная модель рынка становится невозможной. Уже в XX веке началось формирование рынка несовершенной конкуренции. К ним относятся олигополия – появление на рынке некоторого количества крупных компаний-производителей, которые начинают определять условия игры, контролируют цены, делят рынки сбыта.

Помимо теоретических доводов можно привести и ряд конкретных аргументов. К положительным проявлениям конкуренции можно отнести то, что она побуждает производителя к разработке новых технологий, наиболее полно удовлетворяющих запросы потребителя. Например, на рынке компьютерных технологий каждый год появляются новые программы, операционные системы, увеличивается мощность процессоров, стационарные компьютеры, ноутбуки и нетбуки становятся компактнее, легче и практичнее. Это несомненный плюс для развития науки, которое «подстегивается» конкуренцией.

Другим примером можно считать то, что в условиях конкуренции предприниматели вынуждены продумывать все аспекты дела для того, чтобы превзойти конкурентов. Так, в середине XX века Генри Форд начал использовать на своем предприятии новую систему организации труда, которую в наше время принято считать классическим решением.

Но все же, я считаю, что, ни в коем случае, нельзя списывать со счетов отрицательные проявления конкуренции, которые часто превращают ее именно в войну, а не в плодотворное и взаимовыгодное соперничество. Так, например, в 2011 году, не выдержав конкурентной борьбы, обанкротилась когда-то ведущая фирма-производитель фотокамер Kodak. Конечно, это можно считать примером саморегуляции рынка, но также это свидетельствует и о «войне» между предпринимателями.

Также можно привести пример из личного опыта. С точки зрения потребителя конкуренция в основном демонстрирует свои положительные стороны. Например, производителю приходится создавать более выгодные для потребителя условия, чем его конкуренты. Поэтому и проводятся распродажи, скидки и бонусы, которые позволяют приобрести необходимый товар или услугу по сниженной цене или на более выгодных условиях.

Таким образом, экономическая конкуренция, несомненно, является основой рыночных отношений. Но, все же, рассуждая о положительных сторонах конкуренции о том, что представляет собой «соперничество в интересах друг друга», не стоит забывать и об элементах «войны» в этом типе отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15783. Индивидуальные индексы и их свойства 39.33 KB
  Индивидуальные индексы и их свойства. Индивидуальные индексы рассчитываются для однородных совокупностей. Они представляют собой отношение уровня экономического явления в отчётном периоде к его уровню в базисном периоде. В общем виде этот индекс может быть записан в в...
15784. Компоненты уровня ряда динамики 11.64 KB
  Компоненты уровня ряда динамики. Ряд динамики может быть подвержен влиянию факторов эволюционного и осциллятивного характера а также находиться под влиянием факторов разного воздействия. Такие изменения динамического ряда называются тенденцией развития или трендо
15785. Анализ транспортной сети и грузоперевозок 156.5 KB
  Главной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Эффективность организации транспортного процесса и управление им
15786. Мода и медиана. Способы вычисления 30.08 KB
  Мода и медиана. Способы вычисления При изучении вариации применяются и такие характеристики вариационного ряда которые описывают количественную его структуру. Таковы медиана и мода. Медиана – это значение признака делящее пополам ранжированный упорядоченный вари
15787. Основные тенденции(тренда) ряда динамики и методы её распределения 17.77 KB
  Основные тенденциитренда ряда динамики и методы её выявления. Закономерности изменения явления во времени не проявляются в каждом конкретном уровне ряда. Это связано с действием на явления общих и случайных причин. Поэтому в статистике для выявления закономерности ил...
15788. Относительные величины и их виды 15.04 KB
  Относительные величины и их виды. Относительная величина – мера количественного соотношения статистических показателей которая отражает относительные размеры социальноэкономических явлений. Относительная величина получается как частное от деления одной величин
15789. Относительные показатели вариации 14.62 KB
  Относительные показатели вариации. Относительные показатели вариации используют для сравнения степени вариации: различных признаков в одной и той же совокупности вариация заработной платы рабочих и выработки тех же рабочих на предприятии; одного и того же пр...
15790. Показатели вариации и их виды 131.8 KB
  Вариация это различия индивидуальных значений признака у единиц изучаемой совокупности. Изменение вариации признака в совокупности осуществляется с помощью абсолютных и относительных показателей Абсолютные показатели вариации включают: размах вариации ...
15791. Понятие статистической сводки и группировки 16.36 KB
  Понятие статистической сводки и группировки. Виды группировок Группировка – метод позволяющий распределить совокупность на группы по признакам сходства или различия. Например группировка предприятий города по формам собственности. С помощью метода группировок реш...