13589

Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства

Эссе

Логика и философия

Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием не ослабляя ее как фактор организации производства. Ф. фон Хайек Выбранное мною высказывание связано с пониманием сущности конкуренции и ее антипода – планирования. Именно конкуренция обеспечивает взаимосвязи ры

Русский

2013-05-12

13.98 KB

20 чел.

«Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства».

Ф. фон Хайек

Выбранное мною высказывание связано с пониманием сущности конкуренции и ее антипода – планирования. Именно конкуренция обеспечивает взаимосвязи рыночных отношений. В современной России основы рыночной экономики стали формироваться недавно, поэтому для нас особо важно понимать базовые признаки и особенности рынка.

Австрийский экономист и философ Фридрих фон Хайек говорил: «Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства». Таким образом, Ф. фон Хайек, явный сторонник рыночной экономики подчеркивает, что конкуренция невозможна в условиях планового хозяйства, более того, понятие конкуренции ослабляется, если государство вмешивается. Нужно сделать поправку на то, что Ф. фон Хайек – апологет свободного рынка, но мнения его не бесспорны. Я частично разделяю его позицию, но полагаю, что в условиях современного хозяйства освободить рыночную среду от планирования невозможно.

Для начала проанализируем теоретические доводы. Современные экономисты определяют конкуренцию как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи благ. В рыночной экономике конкуренция охватывает все сферы и прежде всего подразумевает борьбу предпринимателей. Само по себе рыночное хозяйство предполагает существование конкурентной среды, которая заключается в свободном ценообразовании, многообразии форм собственности, отсутствии монополизации рынка, действии законов, охраняющих права частной собственности.

Рынок современной конкуренции основан на свободной конкуренции. В современных условиях подобная модель рынка становится невозможной. Уже в XX веке началось формирование рынка несовершенной конкуренции. К ним относятся олигополия – появление на рынке некоторого количества крупных компаний-производителей, которые начинают определять условия игры, контролируют цены, делят рынки сбыта.

Другое проявление – монополизм. При монополизме один крупный производитель подминает под себя все остальные. Появление монополиста ущербно для рынка, именно поэтому монополизм необходимо ограничивать.

Помимо теоретических доводов можно привести и ряд конкретных аргументов. Ситуацию, описанную Ф. фон Хайеком, мы можем наблюдать на современном рынке высоких технологий: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Чтобы не отстать в конкурентной гонке от своих «оппонентов» компании-производители зачастую вынуждены выпускать в рынок еще «сырую», недоработанную продукцию. Это яркий пример влияния невозможности планирования конкуренции на производственный процесс. Иными словами, из-за невозможности планирования, предприниматели вынуждены идти на крайние меры в короткие сроки.

Наблюдая за современной экономикой можно выделить сферы, в которых действуют законы совершенной конкуренции. Например, система общепита долгое время представляла собой именно такой тип конкуренции. Но, по мере создания сетей общественного питания, мы убеждаемся. Что уровень цен диктуется централизованно.

Еще один пример можно найти в экономическом устройстве современной России. Из-за особенностей строения рынка нашей страны возникают естественные монополии. Так, в России полностью лишен конкуренции рынок топлива. Ниша, занимающаяся газом, заполнена компанией «ГазПром», нефтью занимаются исключительно «РосНефть» и «Лукойл» и так далее.

Но важность конкуренции ясна не только ученым-экономистам и производителям, но и потребителям. Благодаря конкуренции человек может подобрать наиболее выгодное для него предложение, так как производители стараются ему угодить. Например, выбирая тариф сотовой связи, потребитель остановит свой выбор на том, который максимально удовлетворяет его потребности при минимальных затратах.

Таким образом, конкуренция является важным фактором организации производства. Но при этом ее планирование не даст положительных результатов, а только ухудшит положение.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24281. PR в крупных корпорациях 40 KB
  Идеальный вариант PRотдела организации управляется одним из представителей высшего топменеджмента и выполняет следующие виды работ: Заказ маркетинговых социологических политологических и прочих исследований их анализ и синтез разработка программ по формированию ОМ или изменения его в пользу фирмы организация тендеров и выбор специализированных PRагентств для возможной совместной работы; Создание корпоративных связей с общественностью формирование имиджа фирмы среди широких слоев населения коммуникации с лидерами ОМ политики...
24283. Момент импульса 415 KB
  Моментом импульса (моментом количества движения, кинетическим моментом) АТТ, участвующего во вращательном движении вокруг неподвижной оси называется векторная физическая величина, равная произведению момента инерции АТТ относительно оси вращения I на вектор его угловой скорости
24285. PR в организациях социальной сферы 40.5 KB
  Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Панкрухин В принятии решения о спонсорской поддержке организаций культуры ведущее место занимают следующие аргументы: увеличение узнаваемости имени усиление образа компании брендинг; возможности доступа к целевым аудиториям реализация продукции маркетинг; развитие отношений с клиентами и партнерами; социальная ответственность социальное инвестирование развитие связей с сообществом и улучшение качества жизни в местах присутствия компании; возможность улучшения...
24287. PR в финансовой сфере 72.5 KB
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ PR ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКАХ. СОЗДАНИЕ ИМИДЖА БАНКА. Благополучие банков перспективы роста базируются не только на эффективных технологиях и необходимых связях но в большей степени на репутации и имидже банка. Создание имиджа можно до определенной степени форсировать а складывание репутации никогда не может обогнать естественного хода развития самого банка его финансовой интеллектуальной и организационной мощи.