13602

Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных

Эссе

Логика и философия

Государство растит людей: прекрасное хороших противоположное дурных Сократ Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того как государственный строй политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств....

Русский

2013-05-12

19.45 KB

16 чел.

«Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных» 

Сократ

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того, как государственный строй, политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств. Данный вопрос представляется мне очень интересным. Действительно, как и каким образом государство может воспитывать хороших граждан и наоборот. Нужно осмыслить причины, почему в каких-то странах появляется много дурных, жестоких людей.

Греческий философ Сократ, которого считают во многом основоположником философской мысли,  говорил: «Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных».  То есть состояние человека, его личные качества напрямую зависят от государства, а значит от его устройства, которое в свою очередь создается властью. Значит, мы можем объяснить его мысль так: власть, политический строй и государственные устои в отдельно взятом государстве находят прямое отражение в гражданах этого самого государства, активно влияют на воспитание гражданских качеств. И я не могу с этим не согласиться. Ведь граждане, проживающие в определенном государстве, в прямом смысле этого слова им выращены и воспитаны. Им привита определенная идеология, они воспитаны определенными национальными идеалами и примерами, они привыкли быть частью определенного, особым образом сформированного общества. И, несомненно, демократический режим, (который, на мой взгляд, и нужно понимать под «прекрасным государством») к которому так стремятся многие государства в наше время, в основу которого заложено уважение к людям, и «взращивает» «хороших» людей.  Противоположностью же демократии принято считать тоталитаризм, при котором отдельный человек – ничто.

Прежде всего, коснемся вопроса о предназначении государства. Что такое государство? Современные обществоведы определяют государство как особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов. Государство осуществляет различные функции в жизни общества. Ту, о которой мы ведем речь можно назвать духовной или нравственно-воспитательной. Ответ на то, какими средствами государство влияет на воспитание своих граждан лежит в устройстве государства, его политическом режиме. Политический режим принято определять, как совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

По своей структуре политические режимы можно разделить на два типа: «государство для людей» и «люди для государства». Или же, те, при которых государственные органы стараются на благо своего народа и те, при которых народ вынужден работать исключительно для своего государства, где человек – лишь винтик или шестеренка в огромной «государственной машине». Первые принято называть «демократическими», вторые «антидемократическими» или «недемократическими». К последним относятся  тоталитарные, авторитарные, военные и т.д. По своему устройству эти режимы противопоставляются друг другу.  

«Демократия» в переводе с греческого будет звучать, как «народовластие». Главный признак демократии – воля народа, его участие в политической жизни государства. При демократическом режиме у каждого человека есть право на свое мнение, и это мнение учитывается в государственной жизни. Принятие решение осуществляется посредством народного голосования. Также демократия подразумевает многообразие во всех сферах жизни, а как следствие – свободу выбора. Под тоталитарным же режимом понимается такой режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Власть стремится подмять под себя все, «пролезть» во все сферы человеческой жизни и регламентировать их.

При тоталитаризме у человека не может быть своего мнения или воли, за него все решит государство. Власть при тоталитарном строе опирается, прежде всего, на страх, насилие, физическое принуждение. Мысли и мнения, неугодные власти, противоречащие царствующей идеологии, караются по закону. Тоталитаризм стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. Так можно ли говорить о том, что такое государство в страхе и неволе взрастит «хороших» людей? По-моему, ответ очевиден. И как сказал римский драматург II века до нашей эры Теренций Публий: «Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви».

В качестве примера того, как современный демократический режим воспитывает людей, хотелось бы привести граждан США. Они участвуют в общественной жизни государства, имеют право свободно высказывать свое мнение и могут быть уверены в том, что это мнение будет услышано и рассмотрено. Более того, они точно знают, что государство защитит их, если в этом появится необходимость.

Также можно привести массу аргументов, подтверждающих вторую часть высказывания Сократа. Так, например, великий советский писатель Солженицын, как и многие другие представители интеллигенции и деятели искусства того времени, всю жизнь был вынужден страдать за свои идеи и мысли. За свою долгую жизнь он успел побывать в Бутырской тюрьме, ГУЛаге, ссылке. А все лишь из-за того, что его суждения не подходили под общий стандарт. И история Советского Союза знает массу подобных примеров, когда жизни людей ломались из-за ненароком сказанного слово, мыслей, озвученных не там, где надо или просто нечаянно вызванных подозрений. В СССР сама тоталитарная система, унижающая человека, формировала в людях много негативных качеств: доносительство, иждивенчество, раболепие, безынициативность, боязнь высказывать мнение.

Другим ярким примером можно считать роман Джорджа Оруэлла «1984», который гиперболизировано описывает внутреннее устройство тоталитарного режима. В любом жилом или служебном помещении, в стену вмонтирован телеэкран, круглосуточно работающий и на прием, и на передачу. Полиция мыслей подслушивает каждое слово и наблюдает за каждым движением. Лозунг партии «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила». Партия приказывает верить только ей, а не собственным глазам и ушам. В общем, у автора получается довольно точная критика на данный политический режим.

Политика, на мой взгляд, бывает разных уровней. Она существует на всех уровнях. Самый близкий мне уровень политики – школьная политика. В школе власть представлена директором и администрацией. Бывают директора, которые создают в школе демократический режим работы. При таком режиме учащиеся могут предлагать свои инициативы, вносить свои предложения и просто чувствовать себя на своем месте, частью жизни школы. Из таких школ ученики выходят уверенными в себе и своих знаниях людьми. А бывает наоборот, директора, строящие работу на диктатуре, выстраивающие авторитарный режим. В таких школах дети боятся отступить от заданного маршрута, сделать что-то неординарное, проявить интерес или высказать мнение. Такие школы выпускают в свет безынициативных людей, как правило, не имеющих или боящихся высказать свое мнение.

Таким образом, приведя теоретическое обоснование и примеры можно сделать вывод, что состояние людей, их добропорядочность во многом зависит от власти и политического режима. И мы с уверенностью можем сказать, что «хорошее» государство – демократическое – существует и функционирует для своих граждан, воспитывая настоящих и полноценных членов современного общества. Тогда как «иное» - тоталитарное – наоборот подминает людей под себя, воспитывая в них низшие качества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27507. Относительная самостоятельность государства и права по отношению к обществу 26.5 KB
  Самостоятельность независимость свобода от внешних влияний принуждений от посторонней поддержки помощи. Относительная самостоятельность государства его органов естественна необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач при определении стратегии и тактики государственной политики.
27508. Отрасль права: понятие и характеристика 33 KB
  Отрасль права элемент системы права представляющий собой совокупность норм права регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы которые называются институтами права. Основаниями для деления права на отрасли считаются: 1 предмет правового регулирования однородная и отделимая от других группа общественных отношений; 2 метод правового регулирования совокупность приемов способов воздействия на общественные отношения.
27509. Охарактеризуйте основные виды государственного принуждения 28.5 KB
  Охарактеризуйте основные виды государственного принуждения. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения. 1 Предмет психологического государственного принуждения имеет сложную структуру. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения который вступая в борьбу с иными мотивами должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению.
27510. Охарактеризуйте основные элементы состава правонарушения 39 KB
  Охарактеризуйте основные элементы состава правонарушения. Состав правонарушения как правовое понятие и раскрывает эту сложную структуру. Состав правонарушения это совокупность его элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения объективная сторона правонарушения субъект правонарушения субъективная сторона правонарушения.
27511. Охарактеризуйте соотношение понятий форма и источник права 30 KB
  Охарактеризуйте соотношение понятий форма и источник права. В отечественной правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов обозначающих соответствующие понятия источник права или форма права. Одни ученые признавали более правильным употребление термина форма права А. Шебалов другие склонялись к термину юридический формальный источник права С.
27512. Охарактеризуйте федеративные и конфедеративные государства 33.5 KB
  Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти или иными словами внутреннее строение государства деление его на составные части. По форме государственного устройства государства могут быть простыми и сложными. 1 Простые государства унитарные это форма государственного устройства где территориальные единицы входящие в её состав не обладают элементами суверенитета в независимости от размера общей территории государства Китай Литва.
27513. Перечислите виды правовых статусов субъектов правоотношений 24.5 KB
  Виды: общеправовой грн специальный студент индивидуальный паспорт Правовой статус это основанная на правосубъектности система взаимосвязанных прав свобод льгот ограничений обязанностей и ответственности субъектов юридически закрепленное положение. Виды правового статуса: 1 в зависимости от принадлежности лица к тому или иному гражданству; 2 различают отраслевые правовые статусы гражданскоправовой административноправовой и др.; 3 различают правовой статус нарушителя и правовой статус гражданина с правомерным поведением;...
27514. Перечислите и охарактеризуйте виды диспозиций правовых норм 29 KB
  Диспозиция юридическое расположение сторон элемент определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы ее ядром; 1 В зависимости от того как излагается правило поведения различают следующие виды диспозиции: а простая диспозиция называющая вариант поведения но не раскрывающая не разъясняющая его например ст. Что представляют собой обособленные водные объекты норма не...
27515. Соотношение права и обычая 30.5 KB
  Обычаи весьма многообразны ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа нации территориальной либо профессиональной группы и т. Обычаи исторически первая группа социальных норм возникшая одновременно с возникновением самого общества. Обычаи воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности общественный опыт закрепляют то что сложилось в результате длительной социальной практики. Обычаи не столь тесно связаны с правом как нормы морали.