13602

Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных

Эссе

Логика и философия

Государство растит людей: прекрасное хороших противоположное дурных Сократ Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того как государственный строй политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств....

Русский

2013-05-12

19.45 KB

16 чел.

«Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных» 

Сократ

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему связанную с пониманием того, как государственный строй, политическая система связаны с воспитанием нравственных гражданских качеств. Данный вопрос представляется мне очень интересным. Действительно, как и каким образом государство может воспитывать хороших граждан и наоборот. Нужно осмыслить причины, почему в каких-то странах появляется много дурных, жестоких людей.

Греческий философ Сократ, которого считают во многом основоположником философской мысли,  говорил: «Государство растит людей: прекрасное – хороших, противоположное – дурных».  То есть состояние человека, его личные качества напрямую зависят от государства, а значит от его устройства, которое в свою очередь создается властью. Значит, мы можем объяснить его мысль так: власть, политический строй и государственные устои в отдельно взятом государстве находят прямое отражение в гражданах этого самого государства, активно влияют на воспитание гражданских качеств. И я не могу с этим не согласиться. Ведь граждане, проживающие в определенном государстве, в прямом смысле этого слова им выращены и воспитаны. Им привита определенная идеология, они воспитаны определенными национальными идеалами и примерами, они привыкли быть частью определенного, особым образом сформированного общества. И, несомненно, демократический режим, (который, на мой взгляд, и нужно понимать под «прекрасным государством») к которому так стремятся многие государства в наше время, в основу которого заложено уважение к людям, и «взращивает» «хороших» людей.  Противоположностью же демократии принято считать тоталитаризм, при котором отдельный человек – ничто.

Прежде всего, коснемся вопроса о предназначении государства. Что такое государство? Современные обществоведы определяют государство как особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов. Государство осуществляет различные функции в жизни общества. Ту, о которой мы ведем речь можно назвать духовной или нравственно-воспитательной. Ответ на то, какими средствами государство влияет на воспитание своих граждан лежит в устройстве государства, его политическом режиме. Политический режим принято определять, как совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

По своей структуре политические режимы можно разделить на два типа: «государство для людей» и «люди для государства». Или же, те, при которых государственные органы стараются на благо своего народа и те, при которых народ вынужден работать исключительно для своего государства, где человек – лишь винтик или шестеренка в огромной «государственной машине». Первые принято называть «демократическими», вторые «антидемократическими» или «недемократическими». К последним относятся  тоталитарные, авторитарные, военные и т.д. По своему устройству эти режимы противопоставляются друг другу.  

«Демократия» в переводе с греческого будет звучать, как «народовластие». Главный признак демократии – воля народа, его участие в политической жизни государства. При демократическом режиме у каждого человека есть право на свое мнение, и это мнение учитывается в государственной жизни. Принятие решение осуществляется посредством народного голосования. Также демократия подразумевает многообразие во всех сферах жизни, а как следствие – свободу выбора. Под тоталитарным же режимом понимается такой режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства над жизнью общества. Власть стремится подмять под себя все, «пролезть» во все сферы человеческой жизни и регламентировать их.

При тоталитаризме у человека не может быть своего мнения или воли, за него все решит государство. Власть при тоталитарном строе опирается, прежде всего, на страх, насилие, физическое принуждение. Мысли и мнения, неугодные власти, противоречащие царствующей идеологии, караются по закону. Тоталитаризм стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. Так можно ли говорить о том, что такое государство в страхе и неволе взрастит «хороших» людей? По-моему, ответ очевиден. И как сказал римский драматург II века до нашей эры Теренций Публий: «Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твердой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви».

В качестве примера того, как современный демократический режим воспитывает людей, хотелось бы привести граждан США. Они участвуют в общественной жизни государства, имеют право свободно высказывать свое мнение и могут быть уверены в том, что это мнение будет услышано и рассмотрено. Более того, они точно знают, что государство защитит их, если в этом появится необходимость.

Также можно привести массу аргументов, подтверждающих вторую часть высказывания Сократа. Так, например, великий советский писатель Солженицын, как и многие другие представители интеллигенции и деятели искусства того времени, всю жизнь был вынужден страдать за свои идеи и мысли. За свою долгую жизнь он успел побывать в Бутырской тюрьме, ГУЛаге, ссылке. А все лишь из-за того, что его суждения не подходили под общий стандарт. И история Советского Союза знает массу подобных примеров, когда жизни людей ломались из-за ненароком сказанного слово, мыслей, озвученных не там, где надо или просто нечаянно вызванных подозрений. В СССР сама тоталитарная система, унижающая человека, формировала в людях много негативных качеств: доносительство, иждивенчество, раболепие, безынициативность, боязнь высказывать мнение.

Другим ярким примером можно считать роман Джорджа Оруэлла «1984», который гиперболизировано описывает внутреннее устройство тоталитарного режима. В любом жилом или служебном помещении, в стену вмонтирован телеэкран, круглосуточно работающий и на прием, и на передачу. Полиция мыслей подслушивает каждое слово и наблюдает за каждым движением. Лозунг партии «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила». Партия приказывает верить только ей, а не собственным глазам и ушам. В общем, у автора получается довольно точная критика на данный политический режим.

Политика, на мой взгляд, бывает разных уровней. Она существует на всех уровнях. Самый близкий мне уровень политики – школьная политика. В школе власть представлена директором и администрацией. Бывают директора, которые создают в школе демократический режим работы. При таком режиме учащиеся могут предлагать свои инициативы, вносить свои предложения и просто чувствовать себя на своем месте, частью жизни школы. Из таких школ ученики выходят уверенными в себе и своих знаниях людьми. А бывает наоборот, директора, строящие работу на диктатуре, выстраивающие авторитарный режим. В таких школах дети боятся отступить от заданного маршрута, сделать что-то неординарное, проявить интерес или высказать мнение. Такие школы выпускают в свет безынициативных людей, как правило, не имеющих или боящихся высказать свое мнение.

Таким образом, приведя теоретическое обоснование и примеры можно сделать вывод, что состояние людей, их добропорядочность во многом зависит от власти и политического режима. И мы с уверенностью можем сказать, что «хорошее» государство – демократическое – существует и функционирует для своих граждан, воспитывая настоящих и полноценных членов современного общества. Тогда как «иное» - тоталитарное – наоборот подминает людей под себя, воспитывая в них низшие качества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23876. Задонщина: образная система 26.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ:Дмитрий ИвановичДонской и его брат Владимир Андреевич сидят на пиру с воеводами и оповещают всехчто Мамай зочет напасть на Русьпризыв к объединению народа.войка сходятсябьются с утра и до полудняочень много убито русских войноввсе жены плачутв тот же день на рождение святой Богородицы разгромили христианские полки татардалее бегство татарСлава Донского и его братаДонской просит посчитать погибшихмолитсяпросит прощения у мертвых и возвр в МосквуНет радости от победыпотери очень великиболь от победы заглушает...
23877. Задонщина и Слово о полку Игореве 26 KB
  Задонщина и Слово о полку ИгоревеЗадонщина ориентирована на Слово о Полку ИгоревеЗадонщиназеркальное отражение Словапротивоположноефинал инойчем в слове. Слово сначала победа потом поражение З наоборот.
23878. Слово о Меркурии Смоленском 33.5 KB
  содержание:Был в городе Смоленске один человек молодой годами по имени Меркурий благочестивый в наставленьях господних обучавшийся им день и ночь славный примерной жизнью постом и молитвой сияющий будто звезда богоданная в мире этом. И придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск стал тот царь от города в тридцати поприщах и многие святые церкви пожег и христиан убил и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы смиренно взывая с плачем...
23879. Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Федору о рае 26.5 KB
  Послание о земном рае читается в Софийской первой и Воскресенской летописях под 1347гСвое послание Василий пишет в Тверьузнав о распревозникшей среди тверичей по вопросу о существовании раяСущют 2 представляения о рае:рай находится на землев другом мирекак духовное понятиесугубо мысленноеВасилий убеждает Федора в сущ.нигде не сказаночто земной рай погибон создан богома все дела божьинетленныв Иерусалиме видел калиткукот не двигается с тех поркак Иисус ее претворил не до концаесть ад на земленовгородские ватаги видели вход в...
23880. Сказание об Индийском царстве 27 KB
  Сказание рисует сказочный образ далекой Индии.все о чем человек может мечтать в повседневной жизниобеспеченностьбогатсвообилие всего вокругуверенность в настоящем и будущемвсе это представлено в сказочнопреувеличенном видеИоанн пишетчто он царь над царямии ему подченено 3300царейцарские палаты грандиозны и с земными не могут вступать в сравнениеинд царство населяют не только обычные людино и самые невероятные человеч существарогатыетрехногиемногорукие и тдфантастичен животный мирв Индии есть все и при это нет ни тятяворани...
23881. Литературно-этикетный канун жития. Житие Феодосия Печерского 29 KB
  Житие Феодосия Печерского.Житие ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГОПмятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.Одним из древнейших русских монастырей был киевопечерскийбольшую роль в истории монастыря сыграл его постриженика затем игуменФеодосийПамятник рассказывает о жизни игумена КиевоПечерского монастыря преподобного Феодосия начиная от его рождения прихода в монастырь до игуменства и смерти.Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь...
23882. Творчество Епифания Премудрого. Житие Стефана Пермского 22.5 KB
  Житие Стефана ПермскогоЕпифаний родился в Ростове в первой половине 14века.Перу Епифания принадлежат 2 жития:Житиве Стефана Пермского и Житие Сергия Радонежского.доводит литературноэтикетный канон до совершенствау него 2ой этапа 1ый этапутверждение канонаЖития Феодосия Печерского и Алексияпышность языкамножество ярких деталейндивид стильЕпифаний неск раз определяет характер писательского труда как плетение словессближение звуковой формы слова и его смыслаМножество повторовпричастных оборотовритмика речитрадиционные метафорыЕпиф...
23883. Творчество Епифания Премудрого.Житие Сергия Радонежского 26.5 KB
  На сороковой день мальчика принесли в церковь крестили и дали ему имя Варфоломей. Они быстро научились грамоте а Варфоломей не мог. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту чем его братья и сверстникитак потом все и будетмотив исполнения желания Мальчик уговорил священника зайти к его родителям.
23884. Хождение за три моря Афанасия Никитина 55 KB
  Билет 36Билет 38Повесть о Петре и ФевронииПовесть о ПиФ была написана в 16 векев век второго монументализма хотя по содержанию и духу она ближе к 15 веку веку русского предвозрождения когда осознавалась ценность человека единство человека и Бога. Жена так и сделала и змей проговорился: Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова мечаБыл у Павла брат Петр и он согласился помочь точнее ему на роду написано сразиться со змеем но где найти Агриков меч они не знают. Один раз Петр в одиночестве пришел в церковь и отрок показал...