13608

Лозунг демократии – не «Пусть это сделает государство», а «Дайте нам сделать это самим»

Эссе

Логика и философия

Лозунг демократии не Пусть это сделает государство а Дайте нам сделать это самим. Д. Эйзенххауэр Выбранное мною высказывание посвящено роли народа при демократическом режиме проблема политической деятельности и активности принятой в обществе и ее соотнесен...

Русский

2013-05-12

18.07 KB

10 чел.

«Лозунг демократии – не «Пусть это сделает государство», а «Дайте нам сделать это самим».

(Д. Эйзенххауэр)

Выбранное мною высказывание посвящено роли народа при демократическом режиме, проблема политической деятельности и активности, принятой в обществе и ее соотнесение с существующим политическим режимом. Проблема несомненно актуальна. В современном мире, когда демократический строй признан единственно возможным, идеалом, образцом, людям особенно важно понимать, какую роль они играют в политической жизни страны.

Автор высказывания, американский государственный и военный деятель Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, считал, что демократия должна основываться не на отстранение, отчуждение граждан от политической жизни страны, а активного в ней участия. Иными словами, он убежден, что демократия должна опираться на гражданское общество, всегда готовое действовать. Автор сталкивает такие понятия как активная гражданская позиция («Дайте нам сделать это самим») и социальное иждивенчество («Пусть это сделает государство»). В таком контексте активная позиция выступает как благо для демократического режима, подпитывающее систему, тогда как иждивенчество не дает ей здорово развиваться. Я разделяю позицию автора и считаю также, что в данном случае демократия рассматривается в первоначальном понимании, как «власть народа», которая невозможна без его непосредственного и активного участия и заинтересованности в происходящем в стране. Причем, речь идет не только о политических аспектах жизни страны, но и любых других (например, решение локальных или национальных проблем). Именно поэтому деятельность гражданского общества здесь так важна.

Итак, приведем аргументы на теоретическом уровне. В современных общественных науках под демократией понимается «народовластие», одна из форм политической самоорганизации общества. Можно выделить следующие основные признаки демократии: во-первых, суверенитет народа, то есть признание народа источником власти, во-вторых, выборность основных государственных органов, в-третьих, равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, в-четвертых, приоритетность прав человека над правами государства и, наконец, политический и идеологический плюрализм. При таком режиме народ участвует в политической жизни страны посредством своего законного права осуществлять власть через организации государственной власти и местного самоуправления и путем референдумов.

Любому демократическому обществу, которое строится на свободе граждан и плюрализме, присущи различные формы политического поведения, так как они отвечают личному мнению и позиции каждого из граждан. Итак, принято выделять следующие типы политической деятельности: политическое отчуждение (сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении политической), политическая пассивность (субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы) и политическая активность (стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы). По мнению автора высказывание, именно последний тип политического поведения должен преобладать в идеальном демократическом обществе.

Однако, так как сила демократии как политического режима распространяется только на политическую сферу жизни общества, то в остальных решающую роль играет гражданское общество, на которое, по мнению Д. Эйзенхауэра, и должна опираться демократия. Современные обществоведы определяют гражданское общество как сферу жизнедеятельности людей, свободную от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяясь в группы и организации.

Перейдем к фактической аргументации проблемы. Под формулу, выведенную Д. Эйзенхауэром, подходит политическая модель, прижившаяся в США. Общественная жизнь этого государства традиционно характеризуется одним из самых высоко политически активных средних классов. Причем, в последние годы, когда США приблизились к созданию гражданского общества, граждане активно участвуют не только в политической жизни страны, но и во всех остальных. Так, в Америке ежегодно создается рекордно количество фондов, обществ поддержки и правозащитных  организаций, которые направлены на решение государственных проблем народными силами. То есть американцы, действительно, говорят «Дайте нам сделать это самим».

Другим ярким примером проявления подобных аспектов демократического режима может служить Швейцария, которую многие политологи считают образцом для подражания. Швейцарцы гордятся устройством своей страны, институтами власти, гордятся своей демократией, которую они часто называют «прямой», при этом, не забывая отметить, что Швейцария – единственная страна в мире с подлинным и непосредственным участием народа в процессе принятия законов. Так, эта гордость за свою страну и заставляет жителей Швейцарии стараться на благо: чтобы сохранить и приумножить существующий результат.

Также можно привести пример из личного социального опыта. Любая школа является «макетом» государства, поэтому школьная атмосфера в данном случае может стать синонимом политического режима. Итак, наиболее обеспеченными и привлекательными для новых учеников всегда оказываются школы, в которых все: как ученики, так и учителя и директор, участвуют в школьной жизни наравне. Если что-то случается, в таких школах не будут ждать помощи «сверху», которая может прийти далеко не сразу, а пытаются решить проблему самостоятельно. Поэтому в таких школах всегда чисто, красиво, а дети с ранних лет учатся политической активности.

Таким образом, действительно, демократия становится куда более действенной, когда может всецело опереться на народ, который в свою очередь готов принять предназначенную ему власть, все готов действовать. Только на такой благодатной почве и может разрастись гражданское общество, которое также является неотъемлемой опорой для народовластия.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10212. Расчет индукционного нагревателя 77.5 KB
  Расчет индукционного нагревателя. Краткая теория. Описание Индуктором называют катушку индуктивности в которой производят нагрев вихревыми токами электропроводящих тел. При пропускании переменного тока через индуктор подключенный к выходу индукционной устано
10213. Расчет кабеля 344.5 KB
  Расчет кабеля Краткая теория. Кабель это один или несколько изолированных проводников заключенных в общую защитную оболочку. Голландское слово кабель переводится на русский язык как канат. Различные кабели в нашей стране их выпускают более 1000 типов используют...
10214. Расчет пластины погруженной в жидкость 197 KB
  Расчет пластины погруженной в жидкость. Краткая теория. Нагрев неограниченной пластины. Дана неограниченная пластина толщина которой равна 2R. В начальный момент времени пластина помещается в среду с постоянной температурой . Между ограничивающими поверх
10215. Расчет стационарного или не стационарного температурного поля бака трансформатора 137 KB
  Расчет стационарного или не стационарного температурного поля бака трансформатора Краткая теория. Система индукционного нагрева представляет собой в общем случае источник питания индуктор нагреваемое тело и окружающую среду. Источник питания будь то генерат
10216. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕТВА 281.5 KB
  Анализ исторического опыта взаимодействия общественных организаций и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разработка теоретических аспектов необходимых для создания эффективной системы взаимодействия. Анализ нормативно-правовой базы регулирующей взаимодействие институтов гражданского общества с подразделениями УИС...