13608

Лозунг демократии – не «Пусть это сделает государство», а «Дайте нам сделать это самим»

Эссе

Логика и философия

Лозунг демократии не Пусть это сделает государство а Дайте нам сделать это самим. Д. Эйзенххауэр Выбранное мною высказывание посвящено роли народа при демократическом режиме проблема политической деятельности и активности принятой в обществе и ее соотнесен...

Русский

2013-05-12

18.07 KB

10 чел.

«Лозунг демократии – не «Пусть это сделает государство», а «Дайте нам сделать это самим».

(Д. Эйзенххауэр)

Выбранное мною высказывание посвящено роли народа при демократическом режиме, проблема политической деятельности и активности, принятой в обществе и ее соотнесение с существующим политическим режимом. Проблема несомненно актуальна. В современном мире, когда демократический строй признан единственно возможным, идеалом, образцом, людям особенно важно понимать, какую роль они играют в политической жизни страны.

Автор высказывания, американский государственный и военный деятель Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, считал, что демократия должна основываться не на отстранение, отчуждение граждан от политической жизни страны, а активного в ней участия. Иными словами, он убежден, что демократия должна опираться на гражданское общество, всегда готовое действовать. Автор сталкивает такие понятия как активная гражданская позиция («Дайте нам сделать это самим») и социальное иждивенчество («Пусть это сделает государство»). В таком контексте активная позиция выступает как благо для демократического режима, подпитывающее систему, тогда как иждивенчество не дает ей здорово развиваться. Я разделяю позицию автора и считаю также, что в данном случае демократия рассматривается в первоначальном понимании, как «власть народа», которая невозможна без его непосредственного и активного участия и заинтересованности в происходящем в стране. Причем, речь идет не только о политических аспектах жизни страны, но и любых других (например, решение локальных или национальных проблем). Именно поэтому деятельность гражданского общества здесь так важна.

Итак, приведем аргументы на теоретическом уровне. В современных общественных науках под демократией понимается «народовластие», одна из форм политической самоорганизации общества. Можно выделить следующие основные признаки демократии: во-первых, суверенитет народа, то есть признание народа источником власти, во-вторых, выборность основных государственных органов, в-третьих, равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, в-четвертых, приоритетность прав человека над правами государства и, наконец, политический и идеологический плюрализм. При таком режиме народ участвует в политической жизни страны посредством своего законного права осуществлять власть через организации государственной власти и местного самоуправления и путем референдумов.

Любому демократическому обществу, которое строится на свободе граждан и плюрализме, присущи различные формы политического поведения, так как они отвечают личному мнению и позиции каждого из граждан. Итак, принято выделять следующие типы политической деятельности: политическое отчуждение (сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении политической), политическая пассивность (субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы) и политическая активность (стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы). По мнению автора высказывание, именно последний тип политического поведения должен преобладать в идеальном демократическом обществе.

Однако, так как сила демократии как политического режима распространяется только на политическую сферу жизни общества, то в остальных решающую роль играет гражданское общество, на которое, по мнению Д. Эйзенхауэра, и должна опираться демократия. Современные обществоведы определяют гражданское общество как сферу жизнедеятельности людей, свободную от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяясь в группы и организации.

Перейдем к фактической аргументации проблемы. Под формулу, выведенную Д. Эйзенхауэром, подходит политическая модель, прижившаяся в США. Общественная жизнь этого государства традиционно характеризуется одним из самых высоко политически активных средних классов. Причем, в последние годы, когда США приблизились к созданию гражданского общества, граждане активно участвуют не только в политической жизни страны, но и во всех остальных. Так, в Америке ежегодно создается рекордно количество фондов, обществ поддержки и правозащитных  организаций, которые направлены на решение государственных проблем народными силами. То есть американцы, действительно, говорят «Дайте нам сделать это самим».

Другим ярким примером проявления подобных аспектов демократического режима может служить Швейцария, которую многие политологи считают образцом для подражания. Швейцарцы гордятся устройством своей страны, институтами власти, гордятся своей демократией, которую они часто называют «прямой», при этом, не забывая отметить, что Швейцария – единственная страна в мире с подлинным и непосредственным участием народа в процессе принятия законов. Так, эта гордость за свою страну и заставляет жителей Швейцарии стараться на благо: чтобы сохранить и приумножить существующий результат.

Также можно привести пример из личного социального опыта. Любая школа является «макетом» государства, поэтому школьная атмосфера в данном случае может стать синонимом политического режима. Итак, наиболее обеспеченными и привлекательными для новых учеников всегда оказываются школы, в которых все: как ученики, так и учителя и директор, участвуют в школьной жизни наравне. Если что-то случается, в таких школах не будут ждать помощи «сверху», которая может прийти далеко не сразу, а пытаются решить проблему самостоятельно. Поэтому в таких школах всегда чисто, красиво, а дети с ранних лет учатся политической активности.

Таким образом, действительно, демократия становится куда более действенной, когда может всецело опереться на народ, который в свою очередь готов принять предназначенную ему власть, все готов действовать. Только на такой благодатной почве и может разрастись гражданское общество, которое также является неотъемлемой опорой для народовластия.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68710. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия) 97 KB
  Основная идея Возрождения человек создан по образу и подобию Бога. Подобно Богу он создаёт собственный мир продолжая акт творения. Креационизм уступает место пантеизму: Бог во всём. Если утверждать что мир создан Богом то для того чтобы познать Бога надо познать мир.
68711. Общие понятия о конституциях 50.5 KB
  В настоящее время продолжает развиваться прогрессивное учение о высшей нервной деятельности у детей. Таким образом считают наиболее правильным оценивать конституцию у детей с учетом возрастных особенностей нервной системы и типа высшей нервной деятельности.
68712. Государственный кредит: понятие, виды, формы и роль в рыночной экономике 30.79 KB
  Основной признак этой формы кредита непременное участие государства в лице органов исполнительной власти различных уровней. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. Новые платежные средств входящие посредством кредита в оборот увеличивают и без того избыточную массу денег необходимых для обращения.
68713. Диагностика хирургических заболеваний 189.05 KB
  Объективное обследование проводится с помощью Клинических методов Дополнительных методов В современной медицине существуют доскональные академические методики обследования каждого органа каждой системы. Субъективное обследование см лекция...
68714. Дипломатия имперского Рима 34 KB
  Дипломатия превращалась в ведомственную функцию и утрачивала демократический характер который она имела при Республике. Самостоятельный раздел античной дипломатии представляет внутренняя дипломатия. Своего высшего развития внутренняя дипломатия достигает в период Римской империи.
68715. Организация обучения работающих безопасности труда 32 KB
  Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний работников в целом по предприятию учреждению возлагается на директора главного инженера а в структурных подразделениях на их руководителей.
68716. Система управления охраной труда на предприятии (организации) 793 KB
  Проблема исследования относится к стратегическому менеджменту и может быть сформулирована как неопределенность, связанная с разработкой инвестиционной стратегии покупки действующего бизнеса и повышения его конкурентоспособности в интересах формирования сети.
68717. Системы счисления 87.49 KB
  Большинство кодов основано на системах счисления причем использующих позиционный принцип образования числа при котором значение каждой цифры зависит от ее положения в числе. Тогда полное число получается по формуле: где l количество разрядов числа уменьшенное на 1 i порядок разряда m...
68718. Специфика СсО в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях 26.5 KB
  ПР подразделения создаются в министерствах других органах управления. В региональных и муниципальных органах практикуется постоянное общение с гражданами в федеральных органах власти больший упор делают на взаимодействие с прессой на аналитическую и прогностическую деятельность.