13615

Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности

Эссе

Логика и философия

Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности. Г.Б. де Мабли Выбранное мною высказывание связано с проблемой соотношения политики и морали. Проблема не нова. Сочетается ли политика и мораль пытались решить многие мыслители. Особенно важен этот вопрос в ...

Русский

2013-05-12

17.51 KB

105 чел.

«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности».

(Г.Б. де Мабли)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой соотношения политики и морали. Проблема не нова. Сочетается ли политика и мораль, пытались решить многие мыслители. Особенно важен этот вопрос в современном мире, когда политика стала публичной, открытой и все происходит на глазах у граждан.

Французский философ-просветитель Габриэль Бонно де Мабли полагал, что «хорошая политика не отличается от здоровой нравственности». Иными словами, политика должна вестись с учетом нравственности, власть должна считаться с общественным мнением, представлениями о добре и зле. Только тогда политика эффективна. Я разделяю мысль автора и также считаю, что хорошая политика это та, при которой народ чувствует справедливость со стороны власти, а значит, такая политика должна основываться именно на здоровой нравственности, следовать нормам морали.

Итак, можно привести ряд теоретических доводов. Для начала рассмотрим сущность самого понятия политики. Это сложное понятие, его определяют по-разному. Например, как сферу жизнедеятельности людей, сложившуюся в обществе по мере возникновения, развития властных отношений. Особый уровень политики – государственный, осуществляемый на больших группах людей – нациях. Так как это дело живое, человеческое, возникает вопрос, чем должен руководствоваться правитель. Например, Макиавелли в отличие от Мабли считает хорошим аморального, но рационального политика. Однако с такой точкой зрения трудно согласиться. Ведь почти невозможно действовать аморально, когда власть открыта и общество видит все происходящее, оценивая это с точки зрения морали и строя на этом свое доверие или недоверие власти.

Но в данном высказывании затрагивается еще один крайне важный обществоведческий термин – нравственность. Под «здоровой нравственностью» в речи чаще всего подразумевается понятие морали, соответствие действий человека или группы людей ее нормам. В данном контексте этот термин также можно соотнести с понятием нравственного сознания. Нравственное сознание носит ценностный характер, то есть любое действие оценивается исходя из понятия морального идеала, совершенной модели поведения. То есть, «здоровая нравственность» основывается на моральных нормах, которые предполагают разделение всего происходящего на добро и зло, где добро берется за совершенный тип поведения. Этот тип поведения принято называть моральными качествами, из которых и образуется нравственный идеал современной личности.

Таким образом, соединяя эти два понятия, мы получаем идеальный образ политики – регулятивные, властные отношения, строящиеся на моральных качествах и стремящиеся к нравственному идеалу. Иными словами, речь идет об идеальной политике, цель которой достижение блага, добра и справедливости в обществе гуманными путями. Можно даже сказать, что к «хорошей политике» относится политика правого государства. Ведь это государство ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. В современном мире такая идеальная политика должна стать реальностью.

Также можно привести и конкретные фактические аргументы. Ярким примером «хорошей политики» по Г.Д. де Мабли можно считать политику Швейцарии. Жители Женевы, недовольные тем, что в их городе по воскресеньям на законодательном уровне положен выходной день во всех магазинах, центрах различных услуг, подписали петицию, которая была направлена в местные законодательные органы. Петиция была принята на рассмотрение, проведен референдум и на основе народного голосования были приняты соответствующие меры. Эта ситуация иллюстрирует морально оправданную политику, так как она опирается на интересы граждан и основывается на понятии справедливости (было проведено народное голосование).

В качестве контраргумента можно привести политическую систему Испании в период правления Франсиско Франко. В это время гражданам навязывалась идеология франкизма, как единственно допустимая и верная. В ее основе лежали, среди прочих, антидемократизм, авторитаризм, антисемитизм, фашиствующий национализм. То есть, помимо того, что человек не имел права свободно выражать своих идей, противоречащих общим, он был дискриминирован по национальной принадлежности, что полностью противоречит моральным нормам гуманизма. Именно поэтому такая политическая модель в современном обществе считается бесчеловечной и варварской.

Помимо прочих, можно привести и литературный пример. В романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский говорит об идеально политики с его точки зрения. Он считает, что личность должна быть свободна, а все люди равны между собой. Все должны действовать, основываясь на принципах чести и совести. Только в этом случае, по его мнению, и сможет возвыситься человек. А я считаю, что именно это и называл Г.Б. де Мабли «хорошей политикой».

В качестве примера из личного опыта могу привести различие в политиках, проводимых школами. Несомненно, «хорошими» считаются те школы, чья политика строится на заинтересованности в интересах ученика, восстановления справедливости, мирного решения конфликтов. Тогда как школы, которые придерживаются политики наказания посредством унижения личности или даже насилия вряд ли могут считать свою политику «хорошей».

Таким образом, именно стремление к достижению моральных идеалов, принятие за основу нравственных принципов делает политику «хорошей и здоровой». Только такая политика может сделать общество совершеннее, а своих граждан нравственнее. Ведь, как сказал когда-то греческий философ Сократ: «Государство растит людей: прекрасное - хороших, противоположное – дурных».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82452. Практическая значимость знания и владения межкультурной коммуникации 32.55 KB
  Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам а потому подождите пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку в Латинской Америке объятия. Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. В других странах они могут иметь совсем иное не всегда приличное значение.
82453. Теория лингвистической относительности 30.4 KB
  Гипотеза Сепира Уорфа гипотеза лингвистической относительности концепция разработанная в 30х годах 20в.Уорф Мы расчленяем природу в направлении подсказанном нашим родным языком таким образом мы сталкиваемся с новым принципом относительности который гласит что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых...
82455. Определение и содержание языковой картины мира 32.11 KB
  ЯКМ – видение восприятие окружающего мира через посредство лексической и грамматической системы родного языка. ЯКМ – своеобразная сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира его оценку. Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение: Пустой бак в котором ранее был бензин.
82456. Внутренняя форма фразеологизма 31.02 KB
  Фразеологизмы – устойчивые сочетания. Фразеологизмы характеризуются двумя свойствами: Воспроизводимость в неизменном виде Также фразеологизмы делятся на несколько категорий. Есть фразеологизмы которые содержат один и тот же образ сравнения имеют одну и ту же внутреннюю форму.
82457. Концептуальная и языковая картины мира 30.79 KB
  Различают языковую картину мира и концептуальную картину мира. Концептуальная картина мира у всех народов одна и та же поскольку человеческое мышление основано на одних и тех же законах. Отражение мира в сознании представления человека о мире информация о среде и человеке это концептуальная картина мира.
82458. Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 36.6 KB
  Совершенная конкуренция – когда на рынке: мнво покупателей и продавцов высокая мобильность факторов производства отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него доходность продаваемой продукции 5равный доступ всех участников рыночных отношений к инфи Совершенно конкурентные фирмы не имеют контроля над ценами т. объем их производства по сравнению с размерами рынка ничтожно мал будет ли она производить продукции больше или меньше – цены не изменятся. В одной и той же отрасли действуют разные фирмы с разным...