13616

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу

Эссе

Логика и философия

Человек властвуя над другими утрачивает собственную свободу. Ф. Бэкон В выбранном мною высказывании речь идет о проблеме роли влияния власти на человека который ею обладает. Влияние власти на ее носителя всегда было интересно мыслителям. Особенно их интересовало ...

Русский

2013-05-12

17.91 KB

158 чел.

«Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу».

(Ф. Бэкон)

В выбранном мною высказывании речь идет о проблеме роли влияния власти на человека, который ею обладает. Влияние власти на ее носителя всегда было интересно мыслителям. Особенно их интересовало личностное изменение человека после того, как он получил власть.

Английский философ Френсис Бэкон полагал, что  «человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу». Иными словами, человек, наделенный властными полномочиями, лишает себя свободы нравственного выбора, так как для поддержания статуса приходится придерживаться изначально выбранной идеологии, также он теряет свободу выбора другой жизни, так как власть становится главной ценностью и ориентиром. Помимо всего прочего, он еще и лишает себя свободы изменяться и развиваться, так как правитель становится рабом своего имиджа, и все силы ему приходится направлять на демонстрацию силы и поддержание власти. Я разделяю такую точку зрения, так как считаю, что, действительно, власть над другими людьми должна быть не ценностью, а скорее обязанностью перед этими же людьми. Таким образом, действуя в интересах власти, правитель сам лишает себя свободы.

Итак, обратимся к теоретическим обоснованиям. В общественных науках под властью понимается социальное взаимодействие, отношение между индивидами или группами, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть называют субъектом власти, а тот, в отношении кого власть осуществляется – объект. Субъект власти можетвоздействовать на объект посредством определенного набора ресурсов власти, среди которых силовые ресурсы, личный авторитет, законы, материальные или информационные ресурсы.

Властное полномочие выделено как и один из специфических признаков государственного органа и охарактеризовано как особая форма организующей деятельности государства. Оно складывается, в свою очередь, из связанных между собой элементов. К их числу отнесены: издание государством велений – правовых актов, обязательных для всех граждан и должностных лиц, защита этих велений от нарушений при помощи принудительной силы государства,обеспечение выполнения велений государства мерами воспитания, убеждения, поощрения, материальное обеспечение выполнения государственных велений путем распоряжения единым фондом государственной собственности.

Также важно упомянуть о такой форме власти как деспотия или диктатура, которая является максимально возможной властью. С древнегреческого «деспотия» переводится как «неограниченная власть», так же как и «диктатура» с латыни.  В общественных науках под деспотией (диктатурой)принято понимать такую форму государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. То есть, в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Следовательно, любыми своими действиями деспот ограничивает не только свободу своих граждан, но и свою собственную, так как власть всегда нуждается в поддержании, а сила в демонстрации.

Помимо теоретических обоснований, можно привести и ряд фактических аргументов. Так, во время фашистской диктатуры в Германии, во главе которой стоял Адольф Гитлер сложилась подобная ситуация. В руках Гитлера была сосредоточена все власть и казалось бы, он мог бы вполне действовать свободно, руководствуясь только своими желаниями и не считаясь ни с кем, однако это вовсе не так. Так же как народ был в его беспредельной власти, так же и он сам был «во власти» у народа. Его свобода была ограничена тем, что он, например, был вынужден придерживаться изначально намеченного маршрута, не считаясь со своими внутренними изменениями, вынужден придерживаться избранного имиджа, чтобы не потерять веру народа в себя, вынужден постоянно силой подавлять все возникающие недовольства и т.д.

Другую, чем-то схожую с этой, ситуацию можно было наблюдать в СССР во времена правления И.В. Сталина, когда личность лидера была возведена в культ, сделана святыней. Во время правления Сталина можно выделить все классические особенности диктатуры, включая разветвленный репрессивный аппарат (депортации народов, создание системы лагерей ГУЛаг и т.д.) или отсутствие прав граждан. И как истинный харизматический лидер Сталин был вынужден расплачиваться за такую безграничную власть свободой. Так, если бы он вдруг продемонстрировал приверженность к какой-либо религии, проявив тем самым свою свободу, вера народа в его «идеальный» образ была бы расшатана, и вряд ли ему бы удалось вновь этот образ восстановить.

Также можно привести пример из личного опыта. Например, если в семье устанавливает «деспотия» со стороны одного из членов семьи (предположим, отца), то это не дает ему просто власти. Наоборот, он должен постоянно подтверждать эту власть, проявляя силу и создавая свой образ, для чего приходится в какой-то мере отказываться от свободы.

Таким образом, действительно, пытаясь сделать граждан своими рабами, правитель сам становится рабом власти, которая сковывает его свободу и заставляет жить по своим правилам. Так, человек, решая судьбы других людей, теряет власть над своей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81678. Особенности развития литературной критики в эпоху классицизма. Принципы критики, изложенные М.В. Ломоносовым в статье «Об обязанностях журналиста» 33.33 KB
  Для критика постыдны небрежность невежество поспешность стремление красть у коголибо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе. Обязанность журналов состоит в том чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела либо о некоторых подробностях выполнения. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику который хотел бы...
81679. Критика просветительского реализма. Критическая деятельность А.Н.Радищева, Н.И.Новикова,И.А.Крылова,В.И.Лукина и др.Н.И.Новиков как создатель 1й рус.литерат.энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» 34.82 KB
  Оживление журнальной и книгоиздательской деятельности во многом изменили характер и проблематику литературно-критических споров: от обсуждения вопросов версификации выдержанности жанрового канона стилевых и грамматических норм критики обращаются к постановке более широкого круга проблем: подражательности и самобытности литературы природы писательского таланта роли отдельных жанров в современном литературном процессе назначения сатиры исторического пути развития отечественной словесности и др. Развитию литературной критики способствовал...
81680. Сентименталистская критика. Типологический анализ литературно-критических статей Н.М.Карамзина («Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», предисловие к переводу «Юлия Цезаря» Шекспира, «Пантеон российских авторов» и др.) 37.9 KB
  Пересматривая представление о подчиненности индивидуальной сферы жизни государственному бытию свойственное эпохе классицизма сентименталисты отстаивали приоритет жизни частной подчеркивали внесословную ценность личности нельзя не вспомнить карамзинское: И крестьянки любить умеют. В произведениях русских писателейсентименталистов Н М Карамзина П. Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николаи Михайлович Карамзин 1766 1826. Многогранная деятельность...
81681. Развитие журналистики как стимул развития русской критики 18в.(проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания). «Московский журнал» Н.М.Карамзина 32.38 KB
  проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания. Московский журнал Н. Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития.
81682. Біологічне, психічне і соціальне в людині 25.58 KB
  Тобто людина є біологічним творінням. Однак як і будьякий біологічний вид людина характеризується певною сукупністю видових ознак. Кожна людина унікальна неповторна своєрідна в практичній діяльності.
81683. Взаємодія свободи і необхідності в житті людини 27.07 KB
  Природа та класифікація цінностей За традиційною класифікацією цінності поділяють на матеріальні цінності які існують у формі речей одяг продукти харчування техніка храм картина і духовні моральні релігійні художні політичні та ін. Їх також не можна однозначно кваліфікувати як матеріальні чи духовні цінності. При цьому матеріальними цінностями їх іноді називають благами вважають економічні технічні і вітальні стан здоров\'я екології цінності які задовольняють тілесне буття людини а духовними релігійні святість...
81684. Функціональний аспект цінностей 24.82 KB
  Загалом цінності виконують такі функції. Зясовуючи що є добро прекрасне істина справедливість тощо цінності конституюють сенс людського життя утворюють його духовну основу. У житті людини і суспільства цінності визначають напрями зразки діяльності.
81685. Оцінка та істина 24.83 KB
  Оцінка як підведення під норму правило закон. За такої ситуації оцінка виявляє себе як акт пізнання щодо відповідності вчинку чи творіння людини нормі. Як і в першому випадку підведення під норму є конституюванням визнанням цінності; 3 оцінка як вибір з поміж двох і більше цінностей.