13619

Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек

Эссе

Логика и философия

Наказание не может быть вечным но вина пребывает вовек. изречение из римского права Выбранное мною высказывание посвящено проблеме правового и морального наказания за правонарушение. С тех самых пор как только человек впервые преступил негласную норму морали бы

Русский

2013-05-12

17.06 KB

104 чел.

«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек».

(изречение из римского права)

Выбранное мною высказывание посвящено проблеме правового и морального наказания за правонарушение. С тех самых пор, как только человек впервые преступил негласную норму морали, было придумано наказание. Позднее, чтобы человек знал, как себя вести были введены четко зафиксированные нормы и четко зафиксированные наказания за их нарушения.

Но согласно римскому праву, не столько это зафиксированное наказание карает человека, сколько его собственная совесть. Оно гласит: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек». То есть, с правовой точки зрения человек не может быть наказан вечно, а с моральной, психологической точки зрения, человек сам себя наказывает навечно чувством вины. С этим высказыванием можно и согласиться, и не согласиться. С одной стороны, все, несомненно, так: сознательный человек, сошедший с верного пути, просто не сможет избавиться от преследующего его чувства вины. Но, с другой стороны, не следует забывать и об индивидуальных психологических характеристиках каждого человека: психологами доказано, что одни люди подвержены чувству вины в гораздо большей степени, нежели другие. Также не стоит забывать и том, что моральные нормы, которые как раз и караются совестью, могут достаточно сильно расходиться с правовыми нормами.

Можно привести ряд теоретических обоснований. Рассмотрим правовую сторону вопроса. Право определяется современными обществоведами как система общеобязательных правил (норм) поведения санкционированных или установленных государством, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Любое нарушение права в общественных науках называется правонарушением и определяется как виновное деяние праводееспособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность. Юридическая ответственность и есть то самое наказание, которое применяется к правонарушителю.

Рассмотрим другую сторону вопроса – морально-психологическую. Мораль – особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений. Субъект (исполнитель) нравственности – личность, а высшая инстанция совесть (внутренний нравственный регулятор поведения человека). Это отсылает нас к моральным санкциям – они идеальны, так не носят характер внешнего насилия  - материального или духовного. Процесс «наказания» происходит внутри человека. Значит, это и есть то самое наказание виной, которое, по мнению римлян, должно длиться вечно. В общем, мы можем признать данное суждение справедливым только в случае совпадения ряда факторов. Это идеальная ситуация, когда нарушенные нормы права совпадают с моральными и индивид имеет особо развитую совесть – «триединство права, морали и совести». Но первое условие может соблюдено с большой вероятностью, принимая во внимание, что для законопослушного гражданина нормы права тождественны нормам морали.

Помимо теоретических обоснований можно привести и конкретные примеры. Полностью соответствует выбранному изречению следующий пример. Психологические тестирования среди преступников раннего юношеского возраста показали, что 60% исследуемых испытывает чувство вины и угрызения совести, учитывая то, что не все опрошенные находились в заключении на момент опроса. Это как раз и демонстрирует «триединство права, морали и совести».

Герой романа Альбера Камю «Посторонний» Мерсо совершил правонарушение, нарушающее, как норму права, так и моральную норму – он убил человека. За свое деяние он понес юридическую ответственность. Но Мерсо вовсе не раскаивается в содеянном и маловероятно, что его терзают муки совести. То есть совесть и ее развитость также играют огромную роль в том, будет ли человек, помимо права, наказан еще и виной.

В других случаях противоправное поведение может быть морально оправдано и этому существует масса примеров и подтверждений. Ярким примером можно считать Бульдозерную выставку 1974 года. Молодые советские художники-авангардисты устроили несанкционированную выставку своих картин под открытым небом. Власти посчитали выставку противоправным действием, и она была жестоко подавлена с помощью большого количества милиции и бульдозеров. Однако вряд ли хоть один из участников выставки считал свои действия аморальными.

Также можно привести и пример из личного опыта. Я думаю, что все в своей жизни совершали ошибки, нарушали правила. И наличие чувства вины в случае наказания зависит лишь от того, считает ли человек свой поступок морально оправданным, не противоречит ли он его убеждениям. Например, сомневаюсь, что школьник, которому ставят двойку за то, что тот подсказал другу, ощущает чувство вины.

Таким образом, можно сделать вывод, что чувство вины, основанное, прежде всего, на морали, преобладает над правовыми мерами, в основе которых лежат правовые нормы и оказывает решающее действие на внутреннее состояние человека. Иначе говоря, «наказание», действительно, качественно проигрывает «вине».  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46252. Языковая просодия, уровни изучения. Фразовая интонация: составляющие факторы. Фразовое ударение в высказывании. Проблема экспрессивного выделения 13.67 KB
  Звуковой такт звуковая синтагма совокупность нескольких слогов объединённых одним ударением это часть звуковой фразы. Выделение голосом слов в предложении или во фразе называется фразовым ударением. В русском предложении cлова не выделяются так резко фразовым ударением и оно падает почти на каждое слово; русская речь по сравнению с английской производит впечатление более плавной. Конечно и в русской речи есть слова которые не выделяются ударением но их не так много.
46253. Понятие о постоянстве объекта в концепции Ж. Пиаже 13.64 KB
  Пиаже Поскольку объективное знание не может приобретаться посредством простой регистрации внешней информации а имеет свой источник во взаимодействиях между субъектом и объектами оно с необходимостью предполагает два типа активности: с одной стороны координацию самих действий и с другой стороны установление взаимоотношений между объектами. Эти два типа активности взаимозависимы поскольку данные отношения устанавливаются единственно через действия. Отсюда следует что объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Но...
46255. Основные направления научного изучения языковой лексики 13.53 KB
  Лексиколо́гия наука о слове; это раздел языкознания изучающий словарный состав языка или лексику. В лексикологии рассматриваются: слово и его значение система взаимоотношений слов история формирования современной лексики функциональностилевое различие слов в разных сферах речи Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка то в лексикологии слова изучаются для...
46257. Развитие слова в языке в формальном и семантическом аспектах. Понятие лексико-семантического варианта 13.44 KB
  Понятие лексикосемантического варианта. Понятие лексемы и лексикосемантического варианта. В лексикографии для противопоставления сложных и простых знаков используются термины лексема и лексикосемантический вариант в традиции восходящей к А. Можно сказать что разные лексикосемантические варианты с совпадающей формой относятся либо к одной случай полисемии или многозначности либо к разным лексемам случай омонимии.
46258. Д.Б. Эльконин «Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности» 13.42 KB
  Алт для воспитания детей на ранних ступенях развития общества характерны следующие черты: вопервых одинаковое воспитание всех детей и участие всех членов общества в воспитании каждого ребенка; вовторых всесторонность воспитания каждый ребенок должен уметь делать все что умеют делать взрослые и принимать участие во всех сторонах жизни общества членом которого он является; втретьих кратковременность периода воспитания дети уже в раннем возрасте знают все задачи которые ставит жизнь они рано становятся независимыми от взрослых их...
46259. Парадигма ООП. Классы и объекты. Области видимости. Конструкторы. Деструкторы 13.32 KB
  Наследование позволяет создавать иерархию объектов, в которой объекты-потомки наследуют все свойства своих предков. Свойства при наследовании повторно не описываются. Кроме унаследованных, потомок обладает собственными свойствами
46260. Noun. The category of case 13.31 KB
  The ctegory of cse Cse is morphologicl ctegory of noun showing its reltions to other objects or phenomen mnifested in the noun declension. There re four theories concerning the cse system of English. The first is the ‘limited cse theory nd recognizes the system of two cses the common nonmrked member of the opposition nd possessive or genitive cse expressed by the suffix ‘s [s z iz]. The genitive cse of the bulk of the plurl nouns is expressed only by the grphic sign of the postrophe phoneticlly unexpressed.