13653

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕН

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок - это сфера, пространство, где осуществляется купля-продажа товаров (продуктов, услуг). В самом общем виде цена выражается в сумме денег, за которую продавец готов продать свой товар, а покупатель готов его купить. Таким образом, цена - это компромисс между противоречивыми желаниями контрагентов.

Русский

2014-10-10

7.79 MB

18 чел.

МЧС РОССИИ

Санкт-Петербургский университет Государственной

противопожарной службы

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора»

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

 Управление документацией

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

УиИМК

полковник внутренней службы

     _______________Е.Н. Бардулин

«____»_____________201_

 

Тема 3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЦЕН

лекция по дисциплине

«Экономика государственного и муниципального сектора»

(080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»)

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

Рассмотрена на заседании

кафедры УиИМК
протокол № _____

от  «____»_________ 201_ г.

Санкт-Петербург

201_

Разработал

Проверил

1. Учебные цели лекционного занятия по 3 теме

Дать студентам целостные знания о ценообразовании в государственном секторе.

Научить использовать полученные теоретические знания при решении практических задач, поставленных перед организациями и службами системы МЧС России.

Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

2. Воспитательные цели

Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

3. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Цена в национальной хозяйственной системе.

. Становление рыночного ценообразования в России: особенности и проблемы.

. Три категории цен в двухсекторной экономике

. Особенности ценообразования в государственном секторе

. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

170

35

30

35

35

35

4. Литература

Основная

  1.  Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. –М.: ИНФРА-М, 2009. –с.
  2.  Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  3.  Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.
  4.  Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. –М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. –с.
  5.  Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебн. пособие. СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная

  1.  Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.
  2.  Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.
  3.  Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. М.: Наука, 2006.
  4.  Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов по спец. «Гос. и муницип. упр.» / Н.И.Глазунова; Гос. ун-т упр-я. –М.: Проспект, 2006.
  5.  Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики. М.: Наука, 2006.

5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

По мнению большинства крупнейших экономистов, изучающих рыночное хозяйство, проблема ценообразования является основной из рассматриваемых экономической теорией рыночного хозяйства. Ее суть заключается в том, каким образом цена и рыночный механизм ценообразования разрешают главные проблемы: что, как и для кого производить. Это проблема не формального, а реального равновесия в экономике и, следовательно, экономическая база для функционирования гражданского социально ориентированного общества. При этом для общества главная проблема заключается в сочетании экономической и социальной эффективности функционирования хозяйственной системы. Известно, что обе эти категории могут вступать в серьезное противоречие, и происходит это в наибольшей степени именно в общественном секторе. Для разрешения этого противоречия используются регулирующие меры государственного воздействия на ценообразование. А вместе - рыночное ценообразование и регулирование рынка со стороны государствa - должны подчиняться общей концептуальной линии, выражающейся в государственной политике цен в целом.

 

Вопрос 1. Цена в национальной хозяйственной системе. 

Рынок - это сфера, пространство, где осуществляется купля-продажа товаров (продуктов, услуг). В самом общем виде цена выражается в сумме денег, за которую продавец готов продать свой товар, а покупатель готов его купить. Таким образом, цена - это компромисс между противоречивыми желаниями контрагентов. Именно на этом компромиссе и держится все ценообразование. Этот компромисс может быть и условным (формальным), когда имеет место давление или диктат с какой-либо одной из сторон (продавца или покупателя). Тогда уплачиваемая цена перестает отражать реальное равновесие, а следовательно, отражать реальное положение на рынке. Такое положение может возникать в трех классических случаях:

•когда цену диктует продавец, а у покупателя нет выбора (монопольная цена);

•когда цену диктует покупатель и в подавленном положении оказывается продавец (явление монопсонии);

•когда цену диктует (устанавливает, регулирует) государство.

Обычно первые два случая - результат сложившихся на данном рынке условий, при которых частные компании используют свое привилегированное положение, конвертируя его в реальный частный доход. Третий случай, по умолчанию, предполагает вмешательство государства, которое призвано исправить ситуацию предыдущих двух случаев, выступая арбитром, отражающим интересы общества в целом.

Понятно, что как степень реализации монополии или монопсонии, так и способность государственных институтов, устанавливающих или регулирующих цены, отражать интересы общества в целом могут быть различны.

В рыночном хозяйстве цены на большинство товаров (продуктов и услуг) непосредственно устанавливаются под воздействием спроса и предложения в результате конкуренции покупателей и продавцов. Конкурентное ценообразование формирует эффективное распределение ограниченного количества товаров между теми, кто испытывает в них потребность, подкрепленную денежными средствами. В этих условиях цена в конечном счете стремится к равновесию спроса и предложения товаров. Однако это происходит лишь тогда, когда имеются все условия для свободной конкуренции, перелива капитала, открытого вхождения на рынок конкретного товара покупателей и продавцов. В реальных условиях совершенной конкуренции практически не существует. Имеются лишь приближенные к ней условия. В большинстве своем на реальных рынках действуют различного рода ограничения, связанные с уже упоминавшимися монополией или монопсонией рынка и влияющие на образование цен. В этих условиях и возникает необходимость в государственном (федеральном, региональном) или муниципальном регулировании цен, а в некоторых случаях - и прямого государственного контроля за ценами или даже их установления государственными органами. Государственное регулирование цен как раз и должно быть направлено на устранение или корректировку отрицательных последствий несовершенного рынка.

Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает многообразный комплекс мер, направленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров - как продуктов, так и услуг: При этом имеются в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение его монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимaльнoe соотношение внешнеторговых и внутренних цен.

Государственные меры по регулированию цен имеют макроэкономическое и микроэкономические измерения. Макроэкономические государственные меры по регулированию цен включают выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой кредитно - денежной и бюджетной политики, препятствующей инфляционному росту цен, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен являются более конкретными и включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на товары и услуги, имеющие важнейшую социальную значимость, наблюдение за предприятиями, занимающими на рынке доминирующее положение, нормативно-правовую и судебную защиту договорно-контрактного ценообразования, применение акцизного налогообложения отдельных товаров, в исключительных случаях -дотирование и субсидирование цен или доходов, регулирование цен, таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности, в необходимых случаях - индексацию цен и организацию статистики цен и мониторинга за ценами.

Факторы ценообразования - это комплекс условий и экономических интересов, которые в рыночном хозяйстве оказывают определяющее воздействие на формирование механизма ценообразования. В условиях свободного ценообразования и самостоятельности предприятий перед ними возникли проблемы экономически выгодного установления цен на их продукцию, разработки стратегии и осуществления конкретных мер с учетом факторов, определяющих уровень и структуру цены как на продукцию своего предприятия, так и цен на приобретаемые им ресурсы. При этом дейcтвyют факторы, которые определяются государственными органами и которые, безусловно, приходится учитывать. Но доминирующее воздействие на формирование цен все же оказывают факторы, определяющие цены в условиях объективно складывающегося рынка. Это в первую очередь факторы макроэкономической конъюнктуры, которые определяют общую динамику или стабилизацию цен. Они должны оцениваться как общие условия формирования цен. Вместе с тем предприятие как конкретный субъект рынка должно знать непосредственные факторы, под воздействием которых складываются цены на его продукцию или на приобретаемые им ресурсы. Отсюда у предприятия возникает необходимость конкретного учета факторов, воздействующих на цены как со стороны реализации товаров, так и со стороны приобретения ресурсов, необходимых для их производства.

Вопрос 2. Становление рыночного ценообразования в России: особенности и проблемы.

Рассматривая вопросы ценообразования в государственном секторе России, необходимо остановиться на особенностях стартового периода экономических преобразований, причем достаточно ограничиться теми из них, которые оказали наиболее сильное влияние на характер рыночных цен и обусловили возникновение диспропорций, препятствующих нормальному функционированию рыночных механизмов. Важно отметить, что на рыночную экономику возлагалась задача преодоления глубочайшего экономического кризиса, последствий ликвидации органов управления советской экономикой и распада СССР. В связи с этим экономические реформы фактически проводились “С чистого листа” в расчете на непродолжительность переходного периода, имела место переоценка возможностей оперативной корректировки хода реформ.

Переход к рыночным ценам не был полноформатным. На энергоносители, электроэнергию, моторное топливо, грузовые железнодорожные перевозки, а в части потребительских цен - на услуги жкх и связи сохранилось административное установление фиксированных цен. Со временем из этого перечня были исключены нефть и нефтепродукты, а на остальную номенклатуру государственное регулирование сохранилось до настоящего времени. Еще одним обстоятельством, оказавшим сильное повышательное воздействие на цены и состояние рынка, было масштабное (в 5 раз) повышение административно устанавливаемых цен на энергоносители, электроэнергию, моторное топливо, грузовые железнодорожные перевозки одновременно с “освобождением” цен на остальные товары. В сочетании с последствиями распада страны (на традиционных маршрутах движения товаров между кооперированными смежниками в рамках единого экономического пространства возникли препятствия в виде государственных границ, были утрачены моновалютный стандарт и единообразие правовых процедур оформления движения товаропотоков) возник масштабный дисбаланс спроса и предложения в межотраслевом и внутриотраслевом разрезах. Из-за многократного повышения цен на базовые ресурсы хаотический рост цен приобрел характер гиперинфляции.

Подавление гиперинфляции жесткими ограничениями роста денежной массы в разы снизило покупательную способность населения, резко снизило, а в ряде случаев и просто ликвидировало оборотные средства предприятий. Производство резко сократилось. Из-за нарушения денежного обращения в стране возник и приобрел тотальный характер бартерный обмен, обслуживанием которого занимались различного рода посреднические структуры, ставшие важнейшим звеном продвижения товаров.

В этих условиях стоимостная оценка товаров (выражавшаяся в появлении псевдоцен) в бартерном обмене стала зависеть не от величины затрат или соотношения спроса и предложения, а в основном от способов расчетов за товары («живые» реальные деньги, векселя, предоплата, бартерный обмен). Цены в этот период, а на отдельные товары и услуги - и в настоящее время практически не выполняют функцию измерения стоимости.

Главным экономическим следствием периода перехода к рыночным ценам явилось резкое снижение цены рабочей силы по сравнению с ценами на продукцию и услуги, чему в значительной мepe способствовала проводимая государством политика “снятия инфляционного навеса”. В свою очередь, искусственное ограничение платежеспособного спроса привело к сокращению производcтвa по всей совокупности кооперационных связей от потребительских товаров до сырья.

Вопрос 3. Три категории цен в двухсекторной экономике

В условиях резкой деградации внутреннего рынка основой восстановления экономики стали те отрасли и производства, на тoвapы которых был устойчивый внешний спрос. Это послужило основной причиной разделения экономики страны на два сектора, в которых цены формировались под влиянием разных масштабов платежеспособного спроса на внешнем и внутреннем рынках.

Внутренние цены на товары экспортного сектора устанавливались и продолжают устанавливаться применительно к уровню миpoвыx цен, которые выше внутренних примерно в 2 раза (оценка по разнице между официальным и паритетным валютными курсами”. Важно отметить, что системно эти цены связаны с ценами внешнего, а не внутреннего рынка. Продавая валютную выручку по официальному курсу для оплаты потребляемых трудовых и материальных ресурсов по низким внутренним ценам, экспортеры получают избыточный доход как от значительной разницы в затратах и мировых ценах, так и за счет завышенного официального курса рубля. При этом ресурсное конкурентное преимущество России в виде наличия значительных запасов сырья, дешевого по отношению к мировым ценам, в межотраслевом товарно-денежном обращении фактически не работает. Так, в отличие от многих зарубежных стран, дотирующих нефтепродукты, в России цена их завышена за счет огромной налоговой нагрузки (таможенные пошлины, НДПИ, акцизы). В результате внутренняя цена на моторное топливо и мазут оказалась практически равной или даже выше. чем на рынках стран - импортеров нефти. Следует отметить еще одну примечательную особенность российских внутренних цен на нефтепродукты: рост цен на них происходит постоянно, при снижении мировых цен на энергоносители он замедляется, а при росте мировых цен - ускоряется (особенно ярко это проявилось в период мирового финансово-экономического кризиса 2008 г., когда цена на нефть упала примерно вдвое, а цены на бензин в стране практически не изменились).

Высокая доходность в нефтегазовом комплексе за счет “ценовой ренты” фактически выступает тормозом роста эффективности производства. Инвестиции направляются, главным образом, в увеличение пропускной способности экспортных коридоров. Геологоразведка и освоение новых месторождений ведутся низкими темпами, износ мощностей в нефтепереработке выше, чем в среднем по промышленности, а выход светлых нефтепродуктов и их качество значительно ниже, чем за рубежом.

Внутренние цены, ориентированные на отечественных потребителей, в свою очередь, также делятся на две большие группы.

Одна группа - цены (тарифы) на продукцию и услуги естественных монополий. Эти цены регулируются государством. Несмотря на постоянное сокращение номенклатуры продукции и услуг, объем реализации по регулируемым ценам остается значительным. В регулируемых ценах учитываются плановые затраты на производство, капитальные затраты на развитие и модернизацию производства (инвестиционная составляющая) и прибыль в размерах, обеспечивающих доходность инвестиций. Фактически регулируемые цены являются аналогом затратных цен плановой экономики, но в отличие от последних они не образуют системного единства с нерегулируемыми ценами экспортного сектора экономики и с ценами отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Как отмечалось выше, тарифы на электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки и цены на газ устанавливались административным методом на протяжении всего пореформенного периода. Если принять за базу затратные плановые цены, обеспечивавшие всем отраслям хозяйства более или менее равные экономические условия, то рост от этой базы регулируемых цен был болee значительным по сравнению с ростом цен основных потребителей - обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Это привело к росту доли товаров и услуг естественных монополий в структуре затрат потребителей и, в определенной мере, к поддержанию высокой энергоемкости промышленного производства.

Вторая группа цен товаров отраслей и производств - ориентированные на внутренний рынок цены - формируются на основе затрат и условий реализации, т.е. в зависимости от спроса и уровня платежеспособности отечественных потребителей. В этой группе сложилась особая ситуация, требующая пояснений. Помимо бартерного обмена и использования квазиденег, в этой категории цен произошло то, что сегодня является одной из серьезнейших проблем российской экономики, вытекающей из особенности формирования цен в стартовый период реформ. Резкое снижение доходов потребителей поставило товаропроизводителей перед выбором: или прекращать деятельность, или снижать цены до уровня, обеспечивающего сбыт. В результате из себестоимости были исключены затраты, не связанные с текущими нуждами предприятия (начисление амортизации, отказ от профилактических ремонтов), снижался уровень зарплаты, задерживалась ее выплата и т.п. Предприятия ликвидировали часть экономических и технических служб. Функции снабжения и сбыта отошли к структурам, возникшим для обслуживания бартерного обмена. Входной и выходной контроль качества был сведен до минимума или ликвидирован вовсе. Все это в совокупности с изношенным оборудованием и старыми технологиями сегодня составляет весьма серьезный потенциал отложенной инфляции, который высвобождается по мере обострения дефицитности выпускаемой продукции и повышения платежеспособности потребителей.

Масштабы отложенной инфляции существенно различаются по отраслям. Наибольшими они являются в отраслях промышленности, производящих потребительские товары, сельском хозяйстве и в коммунальном хозяйстве, что является отложенной yгpозой дальнейшего усиления разбалансированности национальной хозяйственной системы России.

Таким образом, в хозяйственной системе России фактически сформировались три категории цен, отражающих особенности стартового периода реформ в стране и по-разному выполняющих свои функции: цены экспортоориентированных отраслей; цены (тарифы) на продукцию и услуги естественных монополий и все остальные цены, ориентированные на отечественного потребителя, ограниченные низкой покупательной способностью и неустойчивыми характеристиками развития.

При этом все три категории цен системно очень слабо связаны между собой, что создает особенно серьезные трудности в управлении экономикой страны.

К сказанному следует добавить еще одну важную деталь, серьезно усложняющую проблему ценообразования в российской экономике, - крайне негативную роль посредников. В соответствии с российским хозяйственным правом цены устанавливаются продавцом, а это значит, что цену устанавливают: товаропроизводители; оптовые продавцы товара, купившие товар у товаропроизводителя, и временные владельцы товара (перепродавцы). При этом важно подчеркнуть, что продавец -товаропроизводитель не имеет каких-либо преференций по сравнению с оптовым продавцом, осуществляющим завоз, хранение и предпродажную подготовку товара, и чистым перепродавцом, который может вообще не касаться товара, а лишь совершать бумажные или электронные операции по его перемещению и перепродаже.

С помощью посредников-перепродавцов обеспечивается многолетнее существование (это в рыночных-то условиях!) официально убыточных предприятий и организаций. Они нередко формируют и обслуживают теневую экономику, “отмывают” деньги для коррупционеров.

Сложившаяся двухсекторная экономика отличается глубокой неравномерностью (несбалансированностью) развития отраслей. Непреодоленный спад в объемах производства товаров и услуг для внутреннего рынка обусловил возникновение дефицита по отдельным видам потребительских товаров и производственных ресурсов.

Все отмеченные выше особенности требуют разработки и проведения эффективной политики цен в России.

Вопрос. 4. Особенности ценообразования в государственном секторе

Хорошо известно, что экономика - не вся общественная жизнь, а рынок - не вся экономика. Это особенно относится к государственному сектору хозяйственной системы не только России, но и практически любой страны. В государственном секторе в силу специфики, связанной с естественно-монопольным характером ряда его отраслей и важностью с точки зрения функционирования систем жизнеобеспечения населения страны, осуществляется сложное сочетание рыночных и административных форм ценообразования. При этом особую роль в ценообразовании приобретает государственное регулирование, которое может носить различные формы - от требования исполнения методических рекомендаций до прямого регулирования и установления цен.

Особенность ценообразования в государственном секторе экономики состоит прежде всего в трех характерных чертах.

Во-первых, отрасли государственного сектора осуществляют свою деятельность в общей сфере рыночного хозяйства экономики. Эти отрасли находятся под воздействием общехозяйственной конъюнктуры. Это означает, что определенная часть цен образуется под воздействием спроса и предложения. При этом на цены государственного сектора влияют не только экономические и социальные условия функционирования данных отраслей, но и условия, складывающиеся в экономике в целом и в таких отраслях, как энергетика, транспорт и некоторые другие, в частности.

Во-вторых, часть цен в этих отраслях общественной сферы подвергается жесткому государственному регулированию: федеральной власти, субъектов Федерации, власти муниципалитетов, т.е. они устанавливаются соответствующими органами власти.

В-третьих, поскольку государственные и муниципальные органы при установлении цен и тарифов на услуги отраслей общественной сферы руководствуются решением социальных вопросов, то при утверждении цен и тарифов на продукты и услуги требуется финансирование государственных или муниципальных бюджетов, в частности, большая роль принадлежит государственной поддержке большинства отраслей этого сектора и ее влиянию на уровни цен и механизм ценообразования.

При этом нужно учитывать, что цены обслуживают различные сферы рыночного хозяйства. В соответствии с этим различают: потребительские цены, которые, в свою очередь, включают розничные цены на товары (продовольственные и промышленные) и тарифы на услуги для населения (жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и др.); цены на продукцию производственного или производственно-технического назначения: закупочные цены на продукцию сельского хозяйства; транспортные тарифы. Большое практическое значение имеет выделение видов цен в зависимости от стадии реализации товаров, в частности цен производителей и цен приобретения предприятиями материально-технических и других ресурсов. Самостоятельное значение имеют скидки или надбавки к ценам в пользу торговых и других посреднических организаций. Особо на практике и в экономической теории рассматриваются такие специфические виды цен, как проценты за кредит, цена земли, недвижимости, арендная плата и, конечно, цена труда - заработная плата. Налоговые платежи также могут в известном смысле рассматриваться как цена общественных услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями.

Основные особенности ценообразования в отдельных отраслях государственного сектора - здравоохранения, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, социального страхования, ЖКХ - отражают различия экономических, технологических и социальных признаков.

Ценообразование в здравоохранении приобретает все большее общественное, социально-экономическое значение. Сегодня эта сфера ценообразования важна для решения демографической проблемы России. Некоторые особенности присущи только этой отрасли (высокая общественная значимость и высокое положительное воздействие на самое дорогое - здоровье людей). Для сохранения здоровья многие люди готовы жертвовать значительными суммами своих доходов, а иногда идут на существенные займы. Отсюда возникает особая значимость государственного воздействия на спрос, предложение и уровень цен. Сфера здравоохранения оказывает населению следующие услуги:

•услуги профилактического, диагностического и мониторингового характера;

•услуги лечебного характера;

•сопровождающие лечебные услуги;

•услуги аптечной службы.

Аптечная служба продает лекарственные средства населению.

Ее функции во многом носят прямой рыночный характер, поскольку аптеки по своему характеру представляют собой специфический вид розничной торговли.

Каждый из этих видов услуг здравоохранения имеет свои особенности ценообразования и систему цен.

Спрос на услуги здравоохранения формируется за счет государственного и муниципального финансирования, Фонда обязательного медицинского страхования, спонсорской помощи, средств предприятий и организаций, а также за счет денежных средств, полученных медицинским учреждением за оказание платных медицинских услуг.

Из этого следует, что на услуги здравоохранения установлены по крайней мере два вида цен и тарифов. Первый: цены и тарифы нa услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования. Второй: свободные цены и тарифы, которые определяются на платные медицинские услуги и услуги, предоставляемые по системе добровольного медицинского страхования.

Уровень цен и тарифов на услуги медицинских учреждений, оказываемыe в системе обязательного медицинского страхования, в своей основе определяется на базе калькуляции. Установление цен и тарифов должно происходить в соответствии с «Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временной)», утвержденной Приказом министра здравоохранения от 10 октября 1999г.

Ценообразование в образовании. Это одна из важнейших сфер жизни общества, которая в решающей степени определяет гуманитарный и научно-технический прогресс в текущей жизни страны и в перспективе. Ценообразование на образовательные услуги опpeделяется соотношением полезного эффекта и затрат на их осуществление.

Полезным эффектом образовательной сферы является приобретение индивидуумом знаний, умений, навыков, в целом квалификации в существенно новой сфере, а также повышение квалификации в ранее приобретенной сфере знаний. Важнейшее значение при этом имеет оценка возможного эффекта от полученных знаний при использовании в будущем практическом приложении.

Затраты на образовательные услуги определяются путем калькулирования затрат на конкретные виды услуг. Общие суммы затрат на эти услуги по отдельным организациям и учреждениям в основе определяются финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. За последние годы в этом финансировании существенно увеличились доля бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов. За годы реформирования экономики в образовательной сфере существенно возросли финансовые затраты граждан, а также затраты коммерческих и государственных организаций. Это в определенной мере повышает ответственность за качество образовательных услуг.

Расчет себестоимости может вестись исходя из фактических затрат, плановых затрат, затрат, определяемых нормами и нормативами в установленном порядке. В состав затрат, учитываемых при формировании цены, включаются заработная плата преподавателей с отчислениями, затраты на амортизацию и ремонт основных фондов, оплата коммунальных услуг и электроэнергии, арендная плата, затраты на ремонт и обслуживание технического обеспечения учебного процесса, расходы на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала, прочие расходы.

Ценообразование в жuлищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ).

Цены и тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства имеют важнейшее значение для определения уровня жизни населения. Поэтому они почти полностью устанавливаются и регулируются органами государственной и местной власти. Общим для отраслей ЖКХ является то, что их услуги постоянны и обязательны, локальны, входят в число отраслей естественных монополий.

После либерализации цен не только резко выросли уровень квартирной платы и тарифы на коммунальные услуги, значительно превышающие инфляцию в целом по экономике, но и произошел значительный разброс их уровней по отдельным регионам РФ. Так стоимость 1 кв. м по сравнению с Москвой в Самаре выше более чем в 3 раза, а в Норильске - в 8 раз.

За время экономических реформ существенно сократились инвестиции в основной капитал жилищно-коммунального хозяйства, уменьшился их удельный вес в общей структуре инвестиций в основной капитал в экономику России. Так, в 1994 г. они составляли 27,3%, в 2000 г. - 18,0 и в 2004 г. - 15,6%.

Высокая социальная значимость услуг ЖКХ потребовала установления определенных нормативов для местных органов власти и сдерживания требований предприятий-монополистов, усиления регулирующей роли федеральных органов государственной власти при установлении тарифов на услуги отраслей ЖКХ и проведения реформы в этой группе отраслей.

Начало этой реформы было положено постановлением Правительства РФ № 707 от 18 июня 1996 г. “Об упорядочении системы оплаты жилья и услуг”. В нем были определены виды платежей населения за жилье всех форм собственности. Они должны включить платежи:

•на содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых домах;

•за коммунальные услуги;

•за наем жилья, уплачиваемые нанимателем жилья, или налог на имущество физических лиц, уплачиваемый собственником жилья.

Все услуги отраслей общественного сектора испытывают примерно те же проблемы с ценами, что и хозяйство страны в целом. Все они нуждаются в существенном и продуманном регулировании, причем, как и во всей ценовой сфере страны, здесь требуется сначала наведение некоего порядка, а затем продуманная стратегия цен и доходов, обеспечивающая сбалансированное развитие отдельных секторов и экономики в целом.

Вопрос 5. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства 

Правовой основой для разработки и практического использования государственной ценовой политики является Конституция Рocсийской Федерации, которая в ст. 71 (п. “ж”) относит к федеpaльному ведению установление правовых основ единого рынка и основ ценовой политики. Соединение в одном пункте основ единого рынка и ценовой политики задает формат формирования такой политики, которая из конгломерата отраслевых блоков должна стать основой выстраивания системы взаимообусловленных цен из фундамента единого рынка.

Специфические особенности сложившегося в стране рынка в сочетании с нерешенностью концептуально- правовых проблем в сфере экономики, и в частности в сфере ценообразования, порождают такие явления, как картельные сговоры, недобросовестная предпринимательская практика различных видов, региональный протекционизм. Отсутствие правовых барьеров и недостатки дейcтвующих норм служат основой для выстраивания субъектами pынкa своих взаимоотношений не столько на основе цивилизованного, сколько на основе внеправового (подчас околокриминального и криминального) поведения.

Для России актуальность проблемы цен усиливается ее огромными размерами, неравномерностью развития отдельных территорий, а также сырьевой ориентацией ее экономики, резко усилившейся в период реформ. За годы реформ была допущена неоправданная открытость экономики, в результате чего резко усилилось влияние нестабильности цен мировых товарных рынков на экономику страны.

Важно отметить, что государственная политика цен должна рассматриваться одновременно и как самостоятельная задача для формирования оптимальных условий и порядка ценообразования в стране, и как элемент экономической стратегии развития страны в целом.

Приоритетными направлениями экономической стратегии являются повышение конкурентоспособности национальной экономики и предотвращение угроз и вызовов экономической безопасности страны, возникающих как внутри страны (включая такие явления, как инфляция и коррупция), так и под влиянием процессов конкурентной борьбы в глобализирующемся мировом пространстве. В связи с этим предотвращение угроз означает необходимость прогнозирования развития ситуации на внутреннем рынке России, а также требует оценки влияния внешнеэкономических факторов для своевременного принятия мер, нейтрализующих эти угрозы.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики - основа реализации планов социально-экономического развития в период до 2020 г. и за его пределами. Это главный ресурс с обратной связью для того чтобы обратная связь работала, политика цен должна системно решать социальные и экономические задачи, имея в виду, что человек является и творцом, и потребителем результатов экономического развития.

Основная задача государственной политики цен заключается в том, чтобы на основе объективной оценки состояния ценовой сферы сформировать направления и конкретные меры по устранению пороков сложившейся системы цен, а затем создать условия для поддержания равновесия хозяйственной системы для успешного ее развития.

Государственное воздействие на ценовую сферу должно исходить из решения перспективных задач, а не сводиться к авральному реагированию на уже возникшие проблемы. Задача государства в этой области заключается в создании алгоритма формирования цен, обязательного для всех субъектов рынка. Формируемые в соoтвeтствии с этим алгоритмом цены должны создавать условия для получения дохода не только в зависимости от масштабов производства и стратегической значимости товара, но главным образом в зависимости от эффективности производства и качества товара у государства есть достаточный арсенал методов воздействия (налоговых, таможенных, кредитно-денежных) на оптимизацию отpаслевой структуры экономики и решение других аналогичных задач. Использование в этих целях ценовых преференций недопустимо, так как в рыночной экономике искусственные преимущества для одних оборачиваются дополнительными издержками для других субъектов рынка.

Условия формирования цен должны быть прозрачными и доступными для контроля, а изменения цен под влиянием объективных факторов - предсказуемыми.

Ценовая политика государства должна базироваться на продуманной долгосрочной, сбалансированной государственной стратегии в области цен и доходов, создающей и закрепляющей условия четко работающих рыночных механизмов ценообразования, отлаженных системой государственного регулирования и контроля, как это происходит в большинстве промышленно развитых стран.

К основным направлениям государственной политики цен отноcятcя:

. Восстановление функционального назначения цен. Острейшей проблемой всех отраслей хозяйства является высокий износ производственных фондов. Связь между ценами и воспроизводственным кризисом очевидна. В экспортном секторе доходность при сложившихся ценах столь высока, что отодвигает проблему обновления фондов и внедрения новейших технологий на задний план. В ценах на товары обрабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства из-за низкой платежеспособности отечественных потребителей затраты воспроизводственного характера практически не учитываются. Консервация технической и технологической отсталости делает неконкурентоспособными российские тoвapы на внешнем и внутреннем рынках, увеличивает номенклатуру дефицитных материальных ресурсов.

2. Преодоление деформаций соотношений цен. Здесь имеется в виду прежде всего преодоление деформаций (заниженности) цен - товары отраслей хозяйства, ориентированных на внутренний рынок, что не предполагает их обязательного повышения. Во-первых, изготовителям этих товаров должна быть возвращена избыточная часть дохода, присваиваемая перепродавцами. По оценке Всемирного банка (ВБ), в пользу сферы услуг перераспределяется доход в размере, равном 20% ВВП. Хотя результаты анализа ВБ были опубликованы несколько лет назад, ситуация вряд ли изменилась. Во-вторых, устранение деформаций цен может быть обеспечено за счет снижения затрат. В частности, представляется необходимым снизить цены на нефтепродукты за счет отмены акцизов. В-третьих, должна быть реализована программа стимулирования снижения трудовых и материальных затрат за счет технического перевооружения производства. В этих целях предприятиям могут предоставляться беспроцентные или льготные кредиты для закупки современного оборудования и лицензий на новые технологии. В дополнение к этому должна быть освобождена от налогообложения прибыль, направляемая на инвестиции.

Определенную роль в техническом перевооружении экономики должна играть таможенная политика путем снижения (отмены) ввозных пошлин на новое оборудование, не производящееся в России или производящееся в ограниченных объемах.

. Стимулирование ценами ресурсосбережения. Экономика России остается расточительной. Немалую долю вины за это несет практика формирования и применения цен. Во всех ценовых сегментах наблюдается слабая зависимость между величиной доходов при применении действующих цен от затрат на производство. Важно подчеркнуть, что сегодня как в экспортном сегменте страны, так и в сегменте регулируемых цен высокая доходность гарантируется при любых затратах. В подтверждение этого можно привести направление значительных объемов чистой прибыли компаний на выплату дивидендов при наличии изношенного оборудования и других проблем производства. Уровень регулируемых цен возмещает затраты на приобретение непрофильных активов и потери от нерационального управления. Даже в отраслях, испытывающих недостаток средств для приобретения ресурсосберегающего оборудования и технологии, снижение затрат достигается нерациональными методами. Наряду с “экономией” на затратах воспроизводственного характера, применяется фальсификация качества товаров, широко используется дефицитность для завышения цен.

Рыночные механизмы повышения эффективности в российских условиях оказались неработоспособными. Во многом это обусловлено тем, что звено, в котором возможно воздействие на материало-, энерго-, трудо- и капиталоемкость, оказалось выключенным из ценовой конкуренции, что подробно было рассмотрено выше. В связи с этим одной из важнейших задач ценовой политики государствa является установление приоритетного статуса цены товаропроизводителя.

4. Антимонопольное регулирование цен. Проблемным в российской практике является вопрос о критериях (признаках) монопольного положения. При этом мерилом монополизма не может выступать количество независимых продавцов, так как они должны руководствоваться ценовой стратегией производителя товара. При проведении ими самостоятельной ценовой политики возникают препятствия доступа к ценовой конкуренции у товаропроизводителей, что чревато серьезными потерями для эффективности экономики.

В целях системной реализации этих принципов формирования цен необходимо принятие специального федерального закона. Он должен исключить получение дохода за счет повышения цен под разными предлогами, и прежде всего за счет использования искусственно создаваемого дефицита товаров. Следует остановиться на проблеме ценового сговора, которая тоже имеет несколько измерений. Механизм воздействия рынка на цены таков, что их уровень для товаров одинакового назначения и качества выравнивается. В условиях избыточного предложения цены выравниваются применительно к затратам худшего поставщика для удовлетворения спроса. Поставщики с более высокими затратами рынком отбраковываются. При недостаточном предложении цены покрывают максимальный уровень затрат, а предприятия с минимальными затратами получают дополнительный доход и стремятся к наращиванию производства. В связи с этим речь должна идти не о противодействии установлению одинаковых цен, а о борьбе с недобросовестными методами конкуренции.

Все перечисленное говорит о том, что борьба с инфляцией и с завышениями цен путем совершенствования антимонопольного законодательства представляется тупиковым направлением. Гораздо проще и эффективнее расчистить завалы на пути выхода к рыночной конкуренции товаропроизводителя и установить единые правила формирования цен для всех субъектов рыночного хозяйcтвa.

В основе государственного и муниципального регулирования и контроля цен на услуги государственного сектора должны лежать те же принципы, которые характерны для государственной политики цен в целом. Они рассмотрены выше. Специфическими же задачами государственной и муниципальной (общественной) политики цен являются: обеспечение цен равновесия на услуги государственного сектора в регионах и муниципальных образованиях (там, где есть условия создания реального рынка и конкурентных отношений); установление и эффективное регулирование цен в тех сферах, где рынок практически создать невозможно; противодействие инфляции, региональному и местному монополизму; создание условий для эффективной бюджетной и спонсорской поддержки тех сегментов общественного сектора экономики, где другие формы поддержки оказываются невозможными или неэффективными.

Особое значение имеет организация работы по обеспечению прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций здравоохранения, а также организаций и учреждений органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих управление здравоохранением, установление обязательных нормативов по публикации финансовых отчетов, их содержанию. В настоящее время такие публикации содержат столь укрупненные показатели, что понять, каковы результаты финансовой деятельности организаций, невозможно. В целом для решения данной проблемы должен быть выработан план мероприятий по обеспечению открытого контроля за результатами финансовой деятельности, также приняты необходимые законодательные и другие нормативно-правовые акты. Только на основе обеспечения прозрачности результатов финансовой деятельности всех субъектов хозяйствования (при сохранении, конечно, условий гарантии коммерческой тайны) можно эффективно задействовать единую систему государственного финансового контроля.

В этом отношении требует особого внимания инициатива Правительства г. Москвы о создании для пользователей открытой электронно-информационной системы в городе по контролю за бюджетными средствами; в частности, в системе будет отражаться движение бюджетных средств департамента финансов, департамента социального развития и департамента экономического развития. Это не очень понравится чиновникам, но будет работать на пользу и развитие предпринимательства в г. Москве, для реализации этой программы необходимо внимательно рассмотреть и проанализировать действующую систему статистической и бухгалтерской отчетности. Здесь есть возможности для совершенствования, в частности повышения роли Росстата и в целом статистических органов в укреплении финансового контроля.

ВЫВОДЫ

. Уход государства из сферы экономического управления до начала формирования рыночных институтов был одной из главных негативных причин стартового периода экономических преобразований в России. Это привело не только к гиперинфляции, но и к значительной деформации цен и образованию двухсекторной экономики, одна часть которой ориентирована на экспорт, а другая (в значительной степени угнетенная) - на внутреннее потребление.

2. В двухсекторной экономике России сложились три категории цен: цены предприятий экспортных отраслей, ориентированные на мировые цены; цены естественных монополий (фактически затратные цены, аналогичные плановым ценам СССР) и все остальные цены предприятий, ориентированных на отечественных потребителей. Все три категории цен системно между собой не связаны и порождают серьезные негативные перераспределительные процессы в экономике страны.

3. Государственный сектор - здравоохранение, образование, наука, сфера жизнеобеспечения населения (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, жилищно-коммунальные услуги) - это та сфера экономики, где в значительной мере отсутствуют условия, свойственные традиционным товарным рынкам, что, соответственно, должно учитываться в ценообразовании. По своей природе цены в этой сфере близки к ценам естественных монополий, и они должны строго контролироваться государством.

4. Эта специфика государственного сектора должна в полной мере учитываться при формировании государственной политики цен на производящиеся в этом секторе продукцию и услуги.

5. От эффективности государственной ценовой политики в государственном секторе в значительной мере будет зависеть решение таких важных проблем, как демографическая, развитие науки, повышение образовательного, культурного уровня населения страны и его физическое и нравственное здоровье.

ТЕРМИНЫ

Цена

Монополия

Факторы ценообразования

Государственное регулирование цен

Государственная политика цен

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

. При каких условиях цена отражает равновесие спроса и предложения товаров?

. Каковы три классических случая, когда цена перестает отражать реальное равновесие на рынке?

. В чем состоит специфика ценообразования в государственном секторе экономики России?

. Что должно лежать в основе ценовой политики государства?

. Каковы должны быть основные направления государственной политики цен в российской экономике в целом и в ее государственном секторе в частности?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66264. Моя рідна школа 51 KB
  Мета. Дати першокласникам уявлення про школу, формувати в них інтерес до знань, прагнення їх здобувати; розвивати пам’ять, мислення, бажання працювати творчо; збагачувати словниковий запас; сприяти вихованню любові до школи, як до рідної домівки.
66265. Посвята в читачі 62.5 KB
  Мета: виховувати любов до книги, шанобливе ставлення до неї. Розвивати пізнавальний інтерес, навички виразного читання віршованих творів, зв’язне мовлення. Обладнання: плакат «Книжкове царство – мудре государство», куток «Книжкова лікарня», телевізор, відеозапис мультфільму, магнітофон, грам запис пісень.
66266. Театрализованный праздник для 1 класса «Надо в школе всем учиться!» 39.5 KB
  Здравствуйте дорогие ребята Сегодня у нас необычный день ваш первый школьный праздник Праздник это игры шутки музыка песни. Молодцы ребята А сказки вы любите Тогда отгадайте о ком эта загадка С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган.
66267. Закріплення знань про вивчені звуки і букви. Читання тексту. Засвоєння правил поведінки в гостях 361.5 KB
  Хід уроку Організація класу Розумні мудрі та кмітливі Старанні дружні неліниві Відкритий урок проведемо Щоб показати гуртом Чого навчилися разом Повідомлення теми та мети уроку Слово вчителя: Сьогодні урок незвичайний бо до нас завітали гості. Повторення вивченого матеріалу...
66268. ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ 109.5 KB
  Маленький волшебник выглядывая из окошка зовет: Эй Мудрая Сова доброе утро Мудрая Сова появляется на дереве: Доброе утро. Маленький волшебник Маленький волшебник выходит из дома натягиваясь: Надо немного поразмяться.
66269. З історії створення шкільного етнографічного музею «Світлиця» 14.29 MB
  Себе шукаємо в історії щоб зрозуміти знати і знайти Девіз шкільного етнографічного клубу Витоки З історії створення шкільного етнографічного музею Світлиця Сьогоднішнє і давнє без вузла І час наспів цей вузол зав’язати Аби полуда з пращура сповзла І вийшов родовід з курної хати.
66270. Україна - наш спільний дім 49.5 KB
  Ознайомити учнів із основними державотворчими подіями становлення незалежної України основними засадами демократичного та суспільного ладу її досягнень за останні роки; закріпити знання про державну символіку Герб Прапор Гімн Основний Закон України – Конституцію про такі поняття...
66271. УКРАЇНА У НАС ОДНА 40 KB
  Знаю, що на урочистих лінійках з нагоди свята Першого дзвоника інколи потрібні невеличкі сценки, щоб зацікавити дітей та їхніх батьків, щоб прикрасити й урізноманітнити свято. Так, як цей рік ювілейний для нашої держави, пропоную сценку...
66272. «І МЕНЕ В СІМ’Ї ВЕЛИКІЙ, В СІМ’Ї ВОЛЬНІЙ НОВІЙ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМ’ЯНУТИ НЕЗЛИМ ТИХИМ СЛОВОМ…» 29 KB
  Хлопчик: Матусю а правда що небо на залізних стовпах тримається Мати: Таксиночку правда. Хлопчик: А чому так багато зірок на небі Мати: Цеколи людина на світ приходитьБог свічку запалює і горить та свічкапоки людина не помре.