1369

Информационные системы в экономике. Информационные ресурсы

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Экономическая информация. Информационные ресурсы. Структура автоматизированной информационной системы. Тенденции развития рынка информационных технологий. Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Русский

2015-01-15

127.5 KB

20 чел.

Ответы к вопросам для экзамена по исэ

Вопрос 1

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации

2) Электронные библиотеки.

3) Электронные базы данных.. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты

5) Сервисы: электронные почтовые ящики, блоги…. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

Вопрос 2

Экономическая информация — это совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

Экономическая информация обладает рядом особенностей:

специфичность по форме представления и отражения в виде первичных и сводных документов;

 объемность. Совершенствование управления сопровождается увеличением сопутствующих потоков информации;

цикличность. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость стадий обработки информации;

отражение результатов производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей;

 специфичность по способам обработки. В процессе обработки преобладают арифметические и логические операции.

Вопрос 3

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. И. (компьютеризация) образования — внедрение в процесс образования (обучения) методов сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе вычислительной техники, средств передачи информации с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.

Основные задачи информатизации :

а)модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

б)эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

в)обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

г) создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.

Вопрос 4

Информационный рынок - это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.

Секторы

1. Сектор деловой информации: ( Биржевая и финансовая информация ·

Экономическая и статистическая информация· Коммерческая информация, · Информация коммерческих предложений· Новости из области экономики и бизнеса.)

2. Сектор юридической информации.

3. Сектор информации для специалистов.(· Научно - техническая информация , Профессиональная , Доступ к первоисточникам )

4. Сектор массовой, потребительской информации(· Информация служб новостей и агентств прессы, Потребительская информация )

Вопрос 5

Под термином «деловая информация» подразумевается широкий спектр информации, так или иначе связанной с ведением бизнеса. В частности, деловая информация – информация, представляемая производителям товаров и услуг в целях эффективной организации их коммерческой деятельности, а также потребителям товаров и услуг, в целях оптимального выбора производителей товаров и услуг для вложения средств.

Источники деловой информации

Биржевая и финансовая информация, предоставляется пользователям биржами, банками, специальными службами биржевой и финансовой информации. Они поставляют информацию о: а)котировках ценных бумаг; б)валютных курсах; в)учетных ставках; г)рынке товаров и капиталов; д)инвестициях; е)ценах.

Вопрос 6

Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами.

Вопрос 7

автоматизированная информационная система или АИС — это совокупность различных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации какой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной информации.

Структура автоматизированной информационной системы

Информационная система состоит из отдельных взаимосвязанных элементов. Совокупность элементов и отношений между ними определяет структуру информационной системы.

Характеризуя различные аспекты функционирования информационных систем, наиболее часто рассматривают функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональная структура отражает содержательную сторону информационной системы и специфику ее назначения, т.е. определяет способы реализации отдельных информационных процедур и информационного процесса в целом. В данном контексте в составе любой информационной системы можно выделить подсистемы:

· сбора и первичной обработки;

· ввода и кодирования;

· хранения и обработки;

· передачи информации.

Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на предприятии.

Вопрос 8.классификация аис

По назначению функционирующей информации ИС делятся на: государственные, юридические (законодательные), деловые, финансовые, научно-технические, учебные, социальные, развлекательные и другие. При этом, например, финансовая информация подразделяется на: бухгалтерскую, банковскую, налоговую и иную, а медицинская (как и другие) может содержать все вышеперечисленные функции.

По отраслям применения выделяют деловую, профессиональную, потребительскую информацию и электронную коммерцию.

По уровню управления выделяют стратегические, тактические и оперативные информационные системы.

По уровню применения технических средств ИС делят на автоматизированные и неавтоматизированные. При этом автоматизированные подразумевают автоматизацию от отдельных процессов и задач до уровня автоматизации предприятий, учреждений и их совокупности в масштабах территории (региона), то есть представляют класс систем, ориентированных на автоматизацию отдельных функций или процессов и класс интегрированных систем и комплексов, подразумевающий электронную обработку и доставку данных, автоматизацию функций и процессов управления, поддержку принятия решений и др.

По типам информации - документальные, фактографические и документально-фактографические ИС.

Документальные ИС включают информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-логические и информационно-семантические системы.

Фактографические ИС делятся на две категории:

1) системы обработки данных (СОД),

2) автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные системы управления (АСУ).

Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;

2) Объединяющий несколько процессов в одной организации;

3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;

4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

Вопрос 9

Пользователей ИС можно разделить на 4 категории:

1)Администратор системы – это специалист (или группа специалистов), отвечающий за эксплуатацию системы и обеспечение ее работоспособности, понимающий потребности конечных пользователей, работающий с ними в тесном контакте и отвечающий за определение, загрузку, защиту и эффективность работы банка данных.

2)Прикладные программисты – занимаются разработкой программ для решения прикладных задач, реализации запросов к базе данных.

3)Системные программисты – осуществляют поддержку информационной системы и обеспечивают ее работоспособность, занимаются разработкой и сопровождением базового программного обеспечения компьютеров (операционных систем, систем управления базами данных, трансляторов, сервисных программ общего назначения).

4)Конечный пользователь (потребитель информации) – лицо или коллектив, в интересах которых работает ИС. Он работает с ИС повседневно, связан с ограниченной областью деятельности и, как правило, не является программистом. Например, это может быть бухгалтер, маркетолог, финансовый менеджер, руководитель подразделения и др.

Вопрос 10

Информационные технологии- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Вопрос 11

ЭВМ первого поколения были ламповыми машинами 50-х годов. Их элементной базой были электровакуумные лампы. Эти ЭВМ были весьма громоздкими сооружениями, содержавшими в себе тысячи ламп, занимавшими иногда сотни квадратных метров территории, потреблявшими электроэнергию в сотни киловатт

В 60-х годах транзисторы стали элементной базой для ЭВМ второго поколения. Машины стали компактнее, надежнее, менее энергоемкими. Возросло быстродействие и объем внутренней памяти. Большое развитие получили устройства внешней (магнитной) памяти: магнитные барабаны, накопители на магнитных лентах.

ЭВМ третьего поколения начали производиться во второй половине 60-х годов, когда американская фирма IBM приступила к выпуску системы машин IBM-360. Немного позднее появились машины серии IBM-370.

В Советском Союзе в 70-х годах начался выпуск машин серии ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ) по образцу IBM 360/370. Скорость работы наиболее мощных моделей ЭВМ достигла уже нескольких миллионов операций в секунду. На машинах третьего поколения появился новый тип внешних запоминающих устройств – магнитные диски.

Успехи в развитии электроники привели к созданию больших интегральных схем (БИС), где в одном кристалле размещалось несколько десятков тысяч электрических элементов.

Микропроцессор – это миниатюрный мозг, работающий по программе, заложенной в его память. Соединив микропроцессор с устройствами ввода-вывода и внешней памяти, получили новый тип компьютера: микро-ЭВМ.

Микро-ЭВМ относится к машинам четвертого поколения. Наибольшее распространение получили персональные компьютеры (ПК). Их появление связано с именами двух американских специалистов: Стива Джобса и Стива Возняка. В 1976 году на свет появился их первый серийный ПК Apple-1, а в 1977 году – Apple-2.

Однако с 1980 года «законодателем мод» на рынке ПК становится американская фирма IBM. Ее архитектура стала фактически международным стандартом на профессиональные ПК. Машины этой серии получили название IBM PC (Personal Computer). Появление и распространение ПК по своему значению для общественного развития сопоставимо с появлением книгопечатания.

С развитием этого типа машин появилось понятие «информационные технологии», без которых невозможно обойтись в большинстве областей деятельности человека. Появилась новая дисциплина – информатика.

ЭВМ пятого поколения будут основаны на принципиально новой элементной базе. Основным их качеством должен быть высокий интеллектуальный уровень, в частности, распознавание речи, образов.

Вопрос 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ИТ

1 Классификация по типу интерактивности.

2 Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров.

3. Классификация средств компьютерной техники.

Вопрос 13-нету


Вопрос 14

Тенденции развития рынка информационных технологий

Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста экономики 3-4%, что привело к увеличению доли сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста – около 9% - сохранятся и в течение следующих пяти лет [11].

Вопрос 15

Автоматизи́рованное рабо́чее ме́сто (АРМ) — программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. При разработке АРМ для управления технологическим оборудованием как правило используют SCADA-системы.

АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ.

Вопрос 16

Технологическое обеспечение АРМ предназначено для организации технологического процесса использования АРМ применительно к комплексу решаемых задач, соответствующих функциям специалиста.Технологический процесс представляет собой совокупность функциональных работ, включающих обеспечение ввода, контроля, редактирования и манипулирования данными, накопление, хранение, поиск, защиту, получение выходных документов. В связи с тем, что пользователь является, как правило, участником некоторого коллектива и выполняет в нем определенную работу, необходимо предусмотреть технологическое взаимодействие исполнителей при решении задач, обеспечить условие совместной работы специалистов.

Вопрос 17

В состав проектирования АИС включаются следующие стадии: анализ системной предметной области; проектирование; реализация; тестирование; ввод в действие; эксплуатация и сопровождение.

Стадия проектирования включает следующие этапы:

− разработка системного проекта – определяет, что должна делать будущая система: архитектура системы, ее функции, внешние условия работы, интерфейсы и распределение функций между пользователями и системой, требования к программным и информационным компонентам, выбор СУБД, состав исполнителей и сроки разработки, документальным результатом этапа является техническое задание;

− разработка технического проекта, на основе которого и осуществляется проектирование системы, включающее проектирование архитектуры системы и детальное проектирование; модели проектируемой АИС при этом уточняются и детализируются до необходимого уровня.

Вопрос 18 =нету

Вопрос 19

Методы проектирования информационных систем

  1.  Метод "снизу-вверх"
  2.  Метод "сверху-вниз"
  3.  Принципы "дуализма" и многокомпонентности.

Вопрос 20

Выделяются несколько этапов создания АИС:

I этап — предпроектный (обследование, составление отчета, технико-экономического обоснования и технического задания);

II этап — проектный (составление технического и рабочего проектов);

III этап — внедрение (подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний и сдача в программную эксплуатацию);

IV этап — анализ функционирования (выявление проблем, внесение изменений в проектные решения и существующие АИС и АИТ).

Вопрос 21

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

.компьютеры любых моделей;

.устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

.устройства передачи данных и линий связи;

.оргтехника и устройства автоматического съема информации;

эксплуатационные материалы и др. [1].

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

.общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

.специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

.нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

Вопрос 22

Этапы развития информационных технологий

1-й этап (60 - 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления – проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM / 360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

.выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

.организация доступа к стратегической информации;

.организация защиты и безопасности информации.

Вопрос 24

Ит в обработке текстовой информации:

Текстовые процессоры представляют систему подготовки текстов (Word Processor). Наибольшей популярностью среди них пользуется программа MS Word. Технология обработки текстовой информации с помощью таких программ обычно включает следующие этапы:

1) создание файла для хранения текстовой информации;

2) ввод и (или) копирование текстовой информации в компьютер;

3) сохранение текста, представленного в электронной форме;

4) открытие файла, хранящего текстовую информацию;

5) редактирование электронной текстовой информации;

6) форматирование текста, хранящегося в электронной форме;

7) создание текстовых файлов на основе встроенных в текстовый редактор стилей оформления;

8) автоматическое формирование оглавления к тексту и алфавитного справочника;

9) автоматическая проверка орфографии и грамматики;

10) встраивание в текст различных элементов и объектов;

11) объединение документов;

12) печать текста.

24) Широкое распространение получили такие табличные процессоры, как SuperCalc, VisiCalc, Lotus 1-2-3, Quattro Pro. Для Windows был создан процессор Excel, технология работы с которым аналогична работе с любым приложением Windows интерфейса WIMP.

Табличный процессор позволяет решать большинство финансовых и административных задач, например таких, как расчет заработной платы и другие учетные задачи; прогнозирование продаж, роста рынка, доходов; анализ процентных ставок и налогов; подготовка финансовых деклараций и балансовых таблиц; ведение бухгалтерских книг для учета платежей; сметные калькуляции; учет денежных чеков; бюджетные и статистические расчеты.Поэтому табличные ИТ особо важны при создании и эксплуатации ЭИС. Комплекс программных средств, реализующих создание, регистрацию, хранение, редактирование, обработку электронных таблиц и выдачу их на печать, принято называть табличным процессором. Он так же, как и текстовый процессор, является базовой составляющей информационной культуры любого сотрудника и автоматизированной офисной технологии. Без знания основ технологии работы в нем невозможно полноценно использовать персональный компьютер в своей деятельности.Их цель — облегчение перемещения информации между различными приложениями - частями общего пакета.

25)Экспертные системы (ЭС, Expert system), основаны на использовании искусственного ин­теллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Назначение экспертных систем заключается в решении достаточно трудных для экспертов задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой проблемной области. Главная идея ис­пользования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.Достоинство применения ЭС заключается в возможности принятия решений в уникальных ситуациях, для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений из базы знаний.Основными компонентами ИТ, используемой в ЭС, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль со­здания системы. Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее.Руководитель может использовать четыре метода ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.Примеры информационных технологий поддержки принятия решений Программный продукт «Project Expert 6 Holding» Программный продукт «Biz Planner» Программный продукт «БЭСТ-Маркетинг»

26) Различия.Экспертная система (например) FOLIO (Стенфордский университет, США) помогает консультантам по инвестициям определять цели клиентов и подбирать портфели ценных бумаг, наиболее соответствующие этим целям. Система определяет нужды клиента в ходе интервью и затем рекомендует, в каких пропорциях надо распределить капиталовложения между разными фондовыми инструментами, чтобы наилучшим образом удовлетворить запросы клиента. Система различает небольшое число классов ценных бумаг (например, ориентированные на дивиденды акций с невысоким уровнем риска или ориентированные на акции с высоким уровнем риска) и содержит знания о свойствах (например, годовых процентах на капитал) ценных бумаг каждого класса. В системе применена основанная на правилах схема представления знаний с прямой цепочкой рассуждении для вывода целей и схема линейного программирования для максимизации соответствия между целями и предлагаемым портфелем. Система доведена до уровня демонстрационного прототипа.

Искусственная компетентность экспертных систем не заменяет полностью человека. Эксперт-человек способен реорганизовать информацию и знания и использовать их для синтеза новых знаний. В области творческой деятельности люди обладают большими способностями и возможностями по сравнению с самыми умными системами. Эксперты справляются с неожиданными поворотами событий и, используя новые подходы, способны проводить аналогии из других предметных областей. Эксперты адаптируют к изменяющимся условиям и приспосабливают свои стратегии к новым обстоятельствам в более широком диапазоне проблем и задач. Экспертные системы менее приспособлены к обучению на уровне новых концепций и новых правил. Они оказываются не столь эффективны и мало пригодны в тех случаях, когда надо учитывать всю сложность реальных задач.

Эксперты могут непосредственно воспринимать весь комплекс входной информации: символьной, визуальной, графической, текстовой, звуковой, осязательной, обонятельной. У экспертной системы есть только символы, с помощью которых представлены базы знаний, воплощающие те или иные концепции. Преобразование сенсорной информации в символьную сопровождается потерей части информации.

Но главное, что огромный объем знаний, которым обладают эксперты-специалисты (профессиональные знания и знания о мире и действующих в нем законах), не удается пока встроить в интеллектуальную систему, тем более столь специализированную, какой является любая экспертная система.Адрес:http://bugabooks.com/book/8-avtomatizirovannye-it-v-yekonomike/36-48-texnologiya-ispolzovaniya-yekspertnyx-sistem.html#contents

27) АИТ в биржевом деле. Фондовая биржа представляет собой традиционно и постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем продажи и покупки ранее выпущенных ценных бумаг. http://www.online-ane.ru/iseL3_6.php

Усилению роли биржи в торговле ценными бумагами способствуют тенденции концентрации и централизации капитала на самой бирже, возрастание компьютеризации ее операций, а также форм и методов сбора, доставки и обработки информации, прямое государственное регулирование операций биржи, усиление тенденций интернационализации биржевых сделок.Эффективность современного рынка ценных бумаг (РЦБ) во многом зависит от степени его компьютеризации. Участник торгов (трейдер) имеет возможность:получать постоянно обновляемую биржевую информацию;

оперативно выставлять (снимать) заявки в торговую систему с рабочего терминала инвестора в режиме реального времени, а для инвестиционной компании - вести торги от имени нескольких инвесторов с одного терминала; формировать и печатать отчетные документы в любой момент текущей торговой сессии и за любой архивный день;

вести автоматический расчет доходности последней сделки, доходности покупки/продажи по наилучшей цене в текущий момент времени, доходности по максимальной/минимальной ценам сделки и заявки с начала торговой сессии.;

с определенной периодичностью выставлять заявку в систему ММВБ до совершения сделки или отмены ее инвестором;

вести справочники ценных бумаг и клиентов; выставлять заявки из заранее подготовленного справочника заявок и многое другое. Уже в настоящее время участникам Российского фондового рынка доступны услуги многих компьютерных глобальных сетей, таких, как Relcom, Internet, Bitnet, SprintNet. Используя возможности телеконференций, Российские организации могут направлять объявления об эмиссии и предложения купли-продажи различных ценных бумаг. Абоненты системы включают три группы пользователей:

сотрудники ММВБ, управляющие ходом торгов;

трейдеры (маркет-мейкеры), принимающие участие в торгах;

другие специалисты, получающие биржевую информацию.

Защита от несанкционированного доступа в систему обеспечивается за счет использования процедур идентификации пользователя при входе в нее, разграничения полномочий абонентов, программно-реализован­ного шифрования данных при вводе, передаче и получении электронной подписи.

Расчеты между участниками ММВБ осуществляются путем передачи и приема электронных документов. Они представляют собой совокупность данных в машинной форме, которые создаются, обрабатываются и хранятся в памяти ЭВМ и передаются по телефонным каналам связи.

28) Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.Адекватность информации – это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком. Пример 2.2. Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, т.е. полученная информация неадекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете справочник для поступающих в вузы, из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться в окончательном выборе.

29) Виды экономической информации

Экономическую информацию принято подразделять по следующим признакам: функциям управления и месту возникновения. По функциям управления экономическая информация разделяется на плановую, учетную, нормативно-справочную и отчетно-статистическую информацию.

Плановая (директивная) информация. Например, план выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на продукцию и прибыль от ее реализации.

Учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведен анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению. В качестве учетной информации выступает информация оперативного, бухгалтерского, финансового учета. Например, количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учет), зарплата рабочего за изготовление деталей (бухгалтерский учет), фактическая себестоимость изготовленной продукции (бухгалтерский и финансовый учет).

Нормативно-справочная – содержит справочные и нормативные материалы, связанные с производственными отношениями и процессами:технологические нормативы изготовления деталей, стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены), справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т.д.

Отчетно-статистическая – отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, органов госстатистики, налоговой инспекции и т.д. Например годовой бухгалтерский баланс.

Классификация экономической информации по уровням управления включает в себя входную и выходную. Входная информация – информация, поступающая в фирму извне и используемая как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций, а также задач управления. Выходная информация – это информация, поступающая из одной системы в другую. Одна и та же информация может являться как входной для одного структурного подразделения, так и выходной для другого.

Документы. Документ – информационное сообщение в бумажном, звуковом или электронном виде, оформленное по определенным правилам, заверенное в установленном порядке.

30) Структура информации включает в свою совокупность следующие понятия: информационное пространство, предметная область, объект, экземпляр объекта, свойства объекта, взаимодействие объектов и свойства взаимодействия.Говоря о структуре информации, различают два взаимосвязанных между собой аспекта:

• состав элементов, образующих структуру экономической информации;

• взаимосвязь между элементами этой структуры.Рассматривая с этих позиций структуру экономической информации, выделяют простые и составные единицы информации. Составной единицей информации (СЕИ) называют единицу информации, состоящую из совокупности других единиц информации, ассоциативно связанных между собой, т.е. связанных по смыслу. Простой, элементарной составляющей единицей экономической информации является реквизит. Реквизиты – это элементарные неделимые единицы экономической информации, выражающие определенные свойства объекта. Реквизитам присущи два свойства, важных с точки зрения их обработки:

• отдельно взятый реквизит не может полностью характеризовать экономический процесс или объект;

• отдельный реквизит может входить в состав различных экономических показателей.Каждый реквизит характеризуется именем (наименованием), типом и значением.Экономический показатель как составная единица информации включает один реквизит-основание и группу взаимосвязанных с ним и между собой по смыслу реквизитов-признаков. Экономический показатель – основная единица экономической информации.Например, показатель «выпуск 120 тысяч банок консервов» несет количественную величину и качественные признаки этой величины. При этом нужно иметь в виду, что в данном показателе фраза «выпуск банок консервов» – это реквизит-признак, а «120 тысяч» – это реквизит-основание.

31) Свойства экономической информации:

отражает разностороннюю деятельность предприятий через систему натуральных, стоимостных и др. показателей;

отражается в тех или иных носителях (первичных документах, магнитных, оптических носителях) и представлена в виде конечных результатов;

является цифровой, буквенно-цифровой и алфавитной;

характеризуется большой массовостью и объемностью;

требует группировки, арифметической или логической обработки и сжатия информации при передаче из одного управленческого звена в другой;

характеризуется длительностью хранения (архивы);

характеризуется повторяемостью циклов возникновения обработки в установленных временных интервалах;

для обработки экономической информации характерны сравнительно простые алгоритмы;

преобладание логических операций (выборка, упорядочивание, корректировка) над арифметическими;

табличная форма исходных и результирующих данных;

многообразие источников информации и ее потребителей.

32)

33)Система кодирования применяется для замены названия объекта на условное обозначение (код) в целях обеспечения удобной и более эффективной обработки информации.Система кодирования - совокупность правил кодового обозначения объектов.

Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. Код характеризуется:

§длиной – число позиций в коде; структурой – порядок расположения в коде символов, используемых для обозначения классификационного признака.

Процедура присвоения объекту кодового обозначения называется кодированием. Можно выделить две группы методов, используемых в системе кодирования (рис.2.7), которые образуют:§ классификационную систему кодирования, ориентированную на проведение предварительной классификации объектов либо на основе иерархической системы, либо на основе фасетной системы;§ регистрационную систему кодирования, не требующую предварительной классификации объектов.

Классификационное кодирование применяется после проведения классификации объектов. Различают последовательное и параллельное кодирование.

Последовательное кодирование используется для иерархической классификационной структуры. Суть метода заключается в следующем: сначала записывается код старшей группировки 1-го уровня, затем код группировки 2-го уровня, затем код группировки 3-го уровня и т.д. В результате получается кодовая комбинация, каждый разряд которой содержит информацию о специфике выделенной группы на каждом уровне иерархической структуры. Последовательная система кодирования обладает теми же достоинствами и недостатками, что и иерархическая система классификации.Пример 2.15. Проведем кодирование информации, классифицированной с помощью иерархической схемы (см. рис. 2.4). Количество кодовых группировок будет определяться глубиной классификации и равно 4. Прежде чем начать кодирование, необходимо определиться с алфавитом, т.е. какие будут использоваться символы. Для большей наглядности выберем десятичную систему счисления – 10 арабских цифр. Анализ схемы на рис. 2.4 показывает, что длина кода определяется 4 десятичными разрядами, а кодирование группировки на каждом уровне можно делать путем последовательной нумерации слева направо. В общем виде код можно записать как ХХХХ, где X – значение десятичного разряда. Рассмотрим структуру кода, начиная со старшего разряда:

1-й (старший) разряд выделен для классификационного признака "название факультета" и имеет следующие значения: 1 – коммерческий; 2 – информационные системы; 3 – для следующего названия факультета и т.д.;

2-й разряд выделен для классификационного признака "возраст" и имеет следующие значения: 1 – до 20 лет; 2 – от 20 до 30 лет; 3 – свыше 30 лет; 3-й разряд выделен для классификационного признака "пол" и имеет следующие значения: 1 – мужчины; 2 – женщины;

4-й разряд выделен для классификационного признака "наличие детей у женщин" и имеет следующие значения: 1 – есть дети; 2 – нет детей, 0 – для мужчин, так как подобной информации не требуется.

Принятая система кодирования позволяет легко расшифровать любой код группировки, например:

1310 – студенты коммерческого факультета, свыше 30 лет, мужчины; 2221 – студенты факультета информационных систем, от 20 до 30 лет, женщины, имеющие детей.

Параллельное кодирование используется для фасетной системы классификации. Суть метода заключается в следующем: все фасеты кодируются независимо друг от друга; для значений каждого фасета выделяется определенное количество разрядов кода. Параллельная система кодирования обладает теми же достоинствами и недостатками, что и фасетная система классификации.

Регистрационное кодирование используется для однозначной идентификации объектов и не требует предварительной классификации объектов. Различают порядковую и серийно-порядковую систему.

Порядковая система кодирования предполагает последовательную нумерацию объектов числами натурального ряда.

Серийно-порядковая система кодирования предусматривает предварительное выделение групп объектов, которые составляют серию, а затем в каждой серии производится порядковая нумерация объектов. Классификация. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.

Входная информация – это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.

Выходная информация – это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).

34) Под проектированием автоматизированных экономических информационных систем понимается процесс разработки технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результативную, т.е. с организацией автоматизированной информационной системы. Документ, полученный в процессе проектирования, носит название проект. Под проектированием автоматизированных экономических информационных систем понимается процесс разработки

технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результатную, т.е. с организацией автоматизированной информационной технологии. Документ, полученный в результате проектирования, носит название проект. Целью проектирования является подбор технического и формирование информационного, математического, программного и организационно-правового обеспечения.

35)Внутримашинное ИО — система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску, передаче в виде, удобном для восприятия техническими средствами. Это файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы. Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Внутримашинное ИО может быть создано либо как множество локальных (независимых) файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (например, «Ведомость подетальных норм расхода материалов в натуральном и стоимостном выражении», «Применяемость деталей в изделии»), либо как база данных. При создании базы данных файлы не являются независимыми, ибо структура одних файлов (состав полей) зависит от структуры других. Поэтому структура файлов базы данных часто не соответствует структуре управленческих документов, на основе которых эти файлы создаются.Внутримашинное информационное обеспечение предназначено для быстрого и удобного удовлетворения информационных потребностей всех пользователей информационных технологий. Данные во внутримашинном ИО могут храниться, как известно, двумя способами — непосредственно в виде файлов или в базе данных. Новые информационные технологии требуют интеграции информационных процессов и, в частности, организации информации в виде совокупности баз данных.

36)Таким образом, банк данных (БнД — это система специальным образом организованных данных (баз данных), программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных. Базы данных создаются в БнД предприятия для решения на ПК задач управления производством. Централизованную базу данных отличает традиционная архитектура баз данных.

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).

Архитектура «клиент-сервер» При такой архитектуре ПК объединены в локальную сеть, в которой имеется сервер баз данных, содержащий общие БД. Функции СУБД разделены на две части. Пользовательские программы, такие, как приложения, для формирования интерактивных запросов и генераторы отчетов, работают на клиентском компьютере. Хранение данных и управление ими обеспечиваются сервером.

Иерархическую модель БД изображают в виде дерева Иерархическая модель данных обеспечивает так называемые одно-многозначные отношения между данными. Примером таких отношений могут служить следующие: одному изделию соответствует несколько материалов, используемых на различных операциях обработки, сборки.

Сетевые модели БД соответствуют более широкому классу объектов управления, хотя требуют для своей организации и дополнительных затрат. Сетевая модель позволяет любому объекту быть связанным с любым другим объектом.

Реляционная модель БД представляет объекты и взаимосвязи между ними в виде таблиц, а все операции над данными сводятся к операциям над этими таблицами. На этой модели базируются практически все современные СУБД. Эта модель более понятна, «прозрачна» для конечного пользователя организации данных. К преимуществам реляционной модели БД можно отнести также более высокую гибкость при расширении БД, состава запросов к ней.

37)Автоматизированный банк данных (АБД) - система специальным образом организованных данных, а также технических, программных, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования пользователями или решения разных экономических задач. Технология баз и банков данных является ведущим направлением организации внутримашинного информационного обеспечения. Развитие технологий баз и банков данных определяется рядом факторов: ростом информационных потребностей пользователей, требованиями эффективного доступа к информации, появлением новых видов массовой памяти, увеличением ее объемов, новыми средствами и возможностями в области коммуникации и многим другим.база данных является интегрированной системой информации, удовлетворяющей ряду требований:

• сокращению избыточности в хранении данных;

• устранению противоречивости в них;

• совместному использованию для решения большого круга задач, в том числе и новых;

• удобству доступа к данным;

• безопасности хранения данных в базе, защиты данных;

• независимости данных от изменяющихся внешних условий в результате развития информационного обеспечения;

• снижению затрат не только на создание и хранение данных, но и на поддержание их в актуальном состоянии;

• наличию гибких организационных форм эксплуатации.

Реализация указанных требований дает высокую производительность и эффективность работы с данными для пользователей в их объемах.

База данных - это динамичный объект, меняющий значения при изменении состояния отражаемой предметной области ( внешних условий по отношению к базе). Под предметной областью понимается часть реального мира (объектов, процессов), которая должна быть адекватно, в полном информационном объеме представлена в базе данных. Данные в базе организуются в единую целостную систему, что обеспечивает более производительную работу пользователей с большими объемами данных.

38)Логическая организация (логическая модель) БД выражается в моделях данных:

Иерархическая модель данных. Представляет собой дерево, в вершинах которого располагаются типы записей. Каждая вершина связана только с одной вершиной более высокого уровня. Поиск данных выполняется по одной из ветвей, начиная с корневой вершины.

Сетевая модель данных. Отличается от Иерархической Модели Данных тем, что никаких ограничений на количество связей между вершинами не существует. Это позволяет описать предметную область любой степени сложности.

Реляционная модель данных. Использует табличное представление информации. Таблица называется отношением, строка – кортежем, столбец – атрибутом. Каждый атрибут может принимать значение только из некоторого множества, называемого доменом. Любое отношение характеризуется числом кортежей m и числом атрибутов n.

39)В аудиторской организации компьютеры могут использоваться для автоматизации ее управленческих работ и для проведения аудита у экономических субъектов. Понятие «использование компьютеров для проведения аудита» является весьма общим и может включать в себя ряд направлений использования (виды выполняемых работ):

¦ несложные расчеты, печать типовых форм аудиторских докумен­тов, опросных листов, анкет и др.;

¦ организация нормативно-правовой справочной базы в элект­ронном виде (системы типа «Гарант», «Кодекс», «КонсультантПлюс»);

¦ проверка отдельных участков учета: расчетов по основным средствам, производственным запасам и др.;

¦ комплексная проверка всех разделов и счетов бухгалтерского учета, работы персонала, проведения экономического анализа.

Из приведенных вариантов использования наибольший эффект достигается, если компьютеры применяются для реализации первого, второго и четвертого вариантов, что в конечном итоге позволяет создать систему автоматизации аудиторской деятельности (СААД).

40) В функциональном аспекте бухгалтерские системы должны, по крайней мере, безошибочно производить арифметические расчеты; обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы; осуществлять безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую; производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности; обеспечивать обращение к данным и отчетам за прошлые периоды.

Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система должна иметь единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легко получены по запросу пользователя. В зависимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начисление процентов, должны использовать расчетные нормативы, которые приняты в текущее время.

Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Как известно, современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Хорошие бухгалтерские системы отвечают этим требованиям.

сегодняшние фирмы-лидеры: «1С», «Диасофт», «Омега», R-Style Software Lab. Третий этап развития бухгалтерских систем характеризуется созданием интегрированных программных средств, объединяющих несколько предметных областей автоматизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62950. Изучение возможностей СУБД Microsoft Access 2007 по созданию таблиц и представлению в них информации 1.02 MB
  В окне укажите для каждого поля его имя и тип рекомендуется в колонке Описание указать назначение поля. Для задания типа поля щелкните в соответствующей ячейке в столбце Тип данных. Название поля не более 64 символов выбрать из раскрывающегося списка тип данных которые...
62952. ОЖИРЕНИЕ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. ВЛИЯНИЕ ОЖИРЕНИЯ НА РИСК СМЕРТИ. ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ ВЕСА 100.51 KB
  Способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций...
62955. Злочини і покарання. Вбивство. Герундій 38.38 KB
  The old English rule extended this concept to include not only intentional or deliberate killings but also accidental killings in the course of some other serious crime (such as robbery or rape).
62956. Типи злочинів. Інші види злочинів 164.24 KB
  The European Court of Human Rights was established by the European Convention (домовленість, угода) for the Protection (захист) of Human Rights and Fundamental Freedoms and was set up in Strasbourg in 1959.
62957. Види покарання 52.17 KB
  here are several kinds of punishment available to the courts. In civil cases, the most common punishment is a fine, but specific performance and injunctions may also be ordered.