13736

История отечества. Тест. Вариант 3

Тест

История и СИД

Вариант №3 Часть 1 А1. Какое из указанных событий произошло позднее других 1 начало опричнины 3 созыв первого Земского собора 2 Стоглавый собор 4 присоединение Казанского ханства А2. Во гл...

Русский

2013-05-13

128 KB

47 чел.

Вариант №3

Часть 1

А1. Какое из указанных событий произошло позднее других?

1) начало опричнины

3) созыв первого Земского собора

2) Стоглавый собор

4) присоединение Казанского ханства

А2. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял

1) Чингисхан

2) Батый

3) Мамай

4) Тохтамыш

А3. Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?

1) рядович

2) гридь

3) тиун

4) мытник

А4. Что из названного относится к предпосылкам возвышения Москвы           в  XIV-XV вв.?

1) у Москвы не было соперников в борьбе за лидерство

2) только Москва приняла население, бежавшее от монгольского нашествия

3) в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита

4) ордынские ханы в XIII в. давали ярлык на великое княжение только Москве

А5. Какое из указанных произведений было создано в XVII в.?

1) Повесть о разорении Рязани Батыем

3) Повесть о Ерше Ершовиче

2) Письма русского путешественника

4) Юности честное зерцало

А6. Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

1) Б. Морозов

2) Н. Новиков

3) Н. Новосильцев

4) А. Волынский

А7. Как назывался глава учрежденного реформами Петра I Синода?

1) генерал-прокурор

2) обер-прокурор

3) канцлер

4) обер-секретарь

А8. Что из названного относится к политике Павла I?

1) принятие Жалованной грамоты городам

2) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

3) секуляризация церковного землевладения

4) издание указа о трехдневной барщине

А9. Что из названного относится к результатам деятельности Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?

1) принятие нового Уложения

2) одобрение Манифеста о вольности дворянства

3) разработка Манифеста о незыблемости самодержавия

4) роспуск комиссии, не сумевшей выработать новый свод законов

А10. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда произошло описанное событие.

«Собрались князья в Любеч для устроения мира. И обращались к себе: «Зачем губим Русскую землю… Пусть каждый держит отчину  свою».

1) 1054 г.

2) 1097 г.

3) 1113 г.

4) 1125 г.

 

А11. Какое из указанных событий произошло в 1864 г.?

1) принято «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

2) принято «Положение о губернских и уездных земских учреждений»

3) вступило в силу «Городовое положение»

4) утвержден Устав о воинской повинности

А12. Кто из названных общественных деятелей был автором «Русской правды», конституционного проекта Южного общества декабристов?

1) С. Трубецкой

2) Н. Муравьев

3) П. Пестель

4) М. Лунин

А13. С правлением какого монарха связан термин «контрреформы»?

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

А14. Что из названного относится к идеологии западничества?

1) критическая оценка деятельности Петра I

2) признание необходимости введения конституционных форм правления

3) представление о самобытности исторического пути России

4) идея возрождения Земских соборов

А15. Что из названного относится к причинам неудачи «хождения в народ»?

1) раскол организации «Земля и воля»

2) успех преобразований, проведенных М. Лорис-Меликовым

3) настороженное отношение крестьян к призывам революционеров

4) отказ народников от революционных форм борьбы

А16. Какие из названных сражений относятся к истории Отечественной войны 1812 г.

А) Оборона Шипки

Г) сражение при Кагуле

Б) сражение под Малоярославцем

Д) осада Очакова

В) сражение у села Красное

Е) сражение при Березине

Укажите верный ответ.

1) АГД

2) ВДЕ

3) БВЕ

4) АБД

А17. Прочтите  отрывок из книги историка и укажите имя императора,

к царствованию которого относится описанное событие.

«Магницкий налетел на Казанский университет, пошарил кое-что и, воротившись, доложил, что университет подлежит уничтожению.

Император наложил на доклад резолюцию: «Зачем разрушать, можно исправить». Исправлять был послан он же, чтобы поставить преподавание, как он говорил, на началах Священного союза».

1) Павел I

2) Александр I

3) Николай I

4) Александр III

А18. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

3) созыв Земского собора

2) перенос в Москву резиденции митрополита

4) учреждение опричнины

А19. Начало книгопечатания в нашей стране связано с деятельностью

1) А. Рублева

2) Ю. Крижанича

3) И. Федорова

4) И. Посошкова

А20. Термин «урок» в X в. называли

1) размер дани

2) место сбора дани

3) форма сбора дани

4) вид дани

А21. Что из названного относится к последствиям опричнины?

1) победа России в Ливонской войне

3) ослабление воинской мощи России

2) создание стрелецкого войска

4) принятие «Уложения о службе»

А22. Какое из указанных событий произошло позднее других?

1) Полтавская битва

3) сражение при Гросс-Егерсдорфе

2) взятие Измаила

4) осада Азова

А23. К реформам Петра I относится

1) отмена местничества

3) создание министерств

2)  учреждение патриаршества

4) разделение страны на губернии

А24. Какой из указанных терминов характеризует процесс освобождения общественной жизни из-под влияния церкви?

1) секуляризация

2) приватизация

3) модернизация

4) реформа

А25. Что из названного относится к политике в области образования и просвещения второй половины XVIII в.?

1) учреждение Петербургской академии наук

2) открытие Смольного института благородных девиц

3) открытие Школы математических и навигационных наук в Москве

4) принятие университетских уставов и введение университетской автономии

А26. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.?

1) принятие Соборного уложения

2) злоупотребления при проведении рекрутских наборов

3) недовольство введением подушной подати

4) исчезновение юридических различий между вотчиной и поместьем

А27. Прочтите отрывок из сочинений историка (XVIII в.) и укажите даты царствования императрицы, о которой он говорит.

«Ни у кого из тех, кто когда-либо занимал российский престол, не было так мало прав на царский венец, как у нее… Но её царствование было одним из самых благополучных… Именно ей суждено было завершить многие дела Петра I и явить образец новых принципов управления государством».

1) 1725-1727 гг.

2) 1730-1740 гг.

3) 1741-1761 гг.

4) 1762-1796 гг.

А28. Какое из названных событий произошло в 1881 г.?

1) создание «Народной воли»

3) начало «хождения в народ»

2) создание «Земли и воли»

4) убийство Александра II народовольцами

А29. Кто из названных общественных деятелей был создателем теории общинного (или крестьянского) социализма?

1) А. Герцен

2) С. Трубецкой

3) Б. Чичерин

4) Г. Плеханов

А30.С правлением какого монарха связано начало промышленного переворота

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

А31. Что из названного относится к политике Александра III?

1) отмена крепостного права

2) введение временнообязанного состояния

3) курс на разрушение общины

4) закон об обязательном выкупе наделов крестьянами

А32. Что из названного относится к причинам неудач преобразований

первого десятилетия царствования Александра II?

1) отсутствовала разработанная программа преобразований

2) преобразования охватывали только экономику

3) у программы преобразований не было идейного обоснования

4) преобразования вызывали недовольство значительной части дворян

А33. Какие из названных представлений относятся к идеологии западников?

А) о единстве исторического пути Руси и Европы

Б) о возрождении Земских соборов

В) о разработке конституционных проектов

Г) о негативной роли преобразований Петра I

Д) о необходимости преодоления отставания России от Запада

Е) о сохранении  существующего строя, отказе от преобразований

Укажите верный ответ.

1) АВД

2) БГД

3) АГЕ

4) АБВ

А34. Прочтите отрывок из записок современника и укажите год, пропущенный в тексте.

«Летом  …  года революционеры рассыпались по всему обширному пространству России. Первою заботой революционеров, двинувших

в народ, было приискание таких пунктов из которых можно было

совершать экскурсии в народ».

1) 1861 г.

2) 1874 г.

3) 1881 г.

4) 1895 г.

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) создание Андреем Рублевым иконы «Троица»

Б) создание «Слово о полку Игореве»

В) строительство Покровского собора на Красной площади

Г) строительство Софийского собора в Киеве

В2. Установите соответствие между законодательными актами и соответствующими их принятию столетиями.

1) Судебник Ивана III

А) XI век

2) Русская Правда

Б) XIV век

3) Соборное уложение

В) XV век

4) указ о «заповедных годах»

Г) XVI век

Д) XVII век

В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы,    о котором идет речь.

«Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа. Она же основала первый настоящий университет в России – Московский».

В4. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей        и направлениями общественной мысли:

1) К. Аксаков

А) западничество

2) Т. Грановский

Б) теория официальной народности

3) П. Лавров

В) народничество

4) С. Уваров

Г) славянофильство

Д) марксизм

В5. Прочитайте отрывок из выступления императора перед московским дворянством и назовите его имя.

«… Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнет само уничтожаться снизу. Прошу вас, господа, обдумать, как привести все это в исполнение».

В6. Расположите в хронологической последовательности события:

А) образование Золотой Орды

В) поход Тохтамыша на Москву

Б) битва на реке Сити

Г) битва на реке Калке

В7. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и сферами их деятельности.

1) Г. Державин

А) театр

2) Р. Рокотов

Б) живопись

3) В. Баженов

В) техника

4) И. Ползунов

Г) литература

Д) архитектура

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.

«Царь наделал … больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».

В9. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской истории и их деятельностью:

1) С. Уваров

А) участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

2) Д. Милютин

Б) автор формулы: Православие, самодержавие, народность

3) Е. Канкрин

В) инициатор введения всеобщей воинской повинности

4) М. Скобелев

Г) начальник III отделения Императорской канцелярии

Д) инициатор денежной реформы в правление Николая I

В10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите название описанного маневра.

«Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии, откуда мы могли получить подкрепление и продовольствие… Тогда как французам, ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в сгоревшей столице».

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Александра I:

1) открытие первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом

2) замена коллегий министерствами

3) Заграничный поход русской армии в Европу

4) составление Полного свода законов Российской империи

5) указ о «вольных хлебопашцах»

6) денежная реформа графа Е.Ф. Канкрина

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте     на вопросы С1  С3. Ответы предполагают использование

информации   из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из Летописной повести о побоище на Дону

  «Соединившись со всеми князьями русскими и со всей силой, пошел он против Мамая, скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе…

    В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…

    Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей…» И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа… Князь же великий приготовил свои полки великие,  и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные… Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его…»

С1. Напишите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

С2. Как автор относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.

С3. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода  битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.

Задания С4  С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите не менее трех целей реформ Русской православной церкви в середине XVII в. и не менее трех последствий преобразований, проведенных патриархом Никоном.

С5. Историк и общественный деятель К.Д. Кавелин полагал, что в царствование Александра III проводился последовательно реакционный курс: «даже то, что щадила железная рука Николая I, было раздавлено неосмысленною рукой его внука».

Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Александра III вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. В середине XIII в. великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.

Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине XIII в. отличную от охарактеризованной выше политику в    отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин.

С7. Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром I. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82793. Исследование состояния трудовых и кулинарных навыков у умственно отсталых подростков 1.9 MB
  Развитие трудовых навыков у детей с умственной отсталостью на основе кулинарной деятельности. Организация трудового воспитания может быть самой разной а его осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной бытовой и общественно полезной каждая из которых способна при правильной...
82794. Исследование состояния организации оплаты труда на ОАО «ГМЗ» 184.92 KB
  Структура оплаты труда разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает базовую, тарифную долю заработка работника. Это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с тем, чтобы тариф более адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.
82795. Шляхи вдосконалення управління фінансовими ризиками комерційного банку (на прикладі ПАТ «КБ» Південкомбанк») 1.34 MB
  Метою дипломного дослідження є визначення шляхів вдосконалення управління фінансовими ризиками комерційного банку. Досягнення поставленої мети даного дослідження потребує вирішення наступних завдань: дослідити теоретичні засади управління економічними ризиками, зокрема сутність фінансових ризиків...
82796. Анализ опыта организации летнего отдыха подростков (на примере МОУДОД «ЦДОД им. В. Волошиной» г. Кемерово) 176.77 KB
  Актуальность проблемы организации отдыха и оздоровления детей и подростков определяется повышением требований российского общества к качеству и эффективности программ социально-культурного воспитания ориентированных на профилактику асоциального поведения подростков и молодежи.
82797. Анализ финансового состояния предприятия и пути его усовершенствования (на примере ООО «СТОУН ХХI») 710 KB
  Цель дипломной работы – оценка финансового состояния ООО «СТОУН - XXI и обоснование предложений по его улучшению. В соответствии с данной целью в дипломной работе были поставлены следующие основные задачи: изучить экономическую и финансовую суть лизинговых операций...
82798. Практический анализ особенностей бюджетного процесса на региональном уровне на примере бюджета Томской области 173.91 KB
  Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение понятия и особенностей бюджетного процесса на региональном уровне. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие в целом бюджетного процесса; определить понятие бюджетного процесса на региональном уровне...
82799. Меры административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 105.94 KB
  Изучить административную ответственность и наказания за нарушения правил дорожного движения; Проанализировать составы правонарушений за несоблюдение административного законодательства в области дорожного движения. Рассмотреть порядок производства по делам за административные правонарушения в области дорожного движения.
82800. Пути повышения экономической эффективности производства овощей на примере конкретного предприятия - СПК «Бальсановский» 234.33 KB
  Теоретические основы управления производством и сбытом на предприятии АПК. Понятие содержание и эффективность управления в АПК Под управлением понимается процесс воздействия на любую систему обеспечивающий поддержание ее в определенном состоянии в соответствии с присущими данной систем...
82801. Проектирование водонапорной башни. Потребление кормов на ферме. Механизация удаления навоза. Доение коров 202.84 KB
  Цель работы. Получение работы получение навыков в расчетах водоснабжения животноводческих ферм. Произвести расчет на: расход на хозяйственно-питьевые нужды расход на производственные нужды (расход предприятиями промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. д.), расход для пожаротушения.