13744

История отечества. Тест. Вариант 12

Тест

История и СИД

Вариант №12 Часть 1 А1.Установление монголотатарского ига на Руси произошло в 1 XI в. 2 XII в. 3 XIII в. 4 XIV в. А2. Соседями восточных славян в период Древней Руси являлись ...

Русский

2013-05-13

123.5 KB

21 чел.

Вариант №12

Часть 1

А1.Установление монголо-татарского ига на Руси произошло в

1) XI в.

2) XII в.

3) XIII в.

4) XIV в.

А2. Соседями восточных славян в период Древней Руси являлись

1) поляне

2) хазары

3) арабы

4) древляне

А3. Сборник русских законов, составленный и принятый в XV в., назывался

1) «Русская правда»

3) «Судебник»

2) «Соборное Уложение»

4) «Стоглав»

А4. В результате правления Ивана Калиты и его сыновей произошло

1) присоединение к Москве Великого Новгорода

2) полное прекращение феодальных усобиц

3) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

4) хозяйственное и военное укрепление Московского княжества

А5. Постепенное прекращение Земских соборов, формирование полков «нового строя» характерно для

1) XV в.

2) XVI в.

3) XVII в.

4) XVIII в.

А6. Начало формирования системы высшего и профессионального образования в России было положено в правление

1) Алексея Михайловича

2) Петра I

3) Александра I

4) Екатерины II

А7. Понятие «посадские люди» относится к слою населения России

1) монастырским крестьянам

3) торгово-ремесленному населению городов

2) жителям западных областей

4) переселенцам из других стран

А8. В результате церковной реформы патриарха Никона состоялось

1) открытие Славяно-греко-латинской академии

2) перенос религиозного центра России из Новгорода в Москву

3) исправление богослужебных книг по единым греческим образцам

4) учреждение в России патриаршества

А9. Причина начала Смутного времени

1)пресечение царской династии

3)введение правила перехода крестьян в Юрьев день

2) введение системы кормлений

4) раскол Русской православной церкви

А10. В отрывке из сочинения историка XX в. Р. Скрынникова: «В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями…Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну… Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы», – речь идет о событиях, положивших начало

1) Смутному времени

3) войне с Казанским ханством

2) опричнине

4) Ливонской войне

А11. По инициативе М. Сперанского в начале XIX в. в России был учрежден

1) Сенат

3) Разрядный приказ

2) Верховный Тайный совет

4) Государственный совет

А12. В годы царствования Александра II

1) отменено местничество

2) издан указ о пятилетнем сыске беглых крестьян

3) издан указ о «вольных хлебопашцах»

4) введена всеобщая воинская повинность

А13. Общественное движение в России в пореформенный период характеризуют направления

1) народничество, либерализм

3) марксизм, конституционализм

2) либерализм, марксизм

4) конституционализм, народничество

А14. В области естественных наук трудились российские ученые

1) Крамской, Перов

3) Лобачевский, Чебышев

2) Ключевский, Соловьев

4) Докучаев, Сеченов

А15. Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, привело к

1) дворцовому перевороту

3) выходу России из Семилетней войны

2) выступлению декабристов

4) созыву Уложенной комиссии  

А16. Участниками общественного движения в России XIX в. были

А) Е. Канкрин

В) Г. Потемкин

Д) Т. Грановский

Б) П. Столыпин

Г) Г. Плеханов

Е) А. Хомяков

Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) АЕГ

3) ВГД

4) ГДЕ

А17. Царский указ, провозглашавший: «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый, и равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем

действий всех и каждого от высшего до низшего», – был принят в … году.

1) 1801

2) 1649

3) 1826

4) 1864

А18. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы отражают даты

1) 1380г., 1382г.

2) 1471г., 1478г.

3) 1547г., 1598г.

4) 1565г., 1572г.

А19. О каком событии идет речь в описании: «была и радость великая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону»?

1) Ледовом побоище

3) битве на реке Калке

2) стоянии на Угре

4) Куликовской битве

А20. Название «Избранная рада» обозначало

1) орган, собиравший налоги с городских жителей

2) совет, приближенных к Ивану Грозному людей

3) собрание наиболее родовитых людей государства

4) сословно-представительный законодательный орган

А21. В результате правления князя Олега (IX-X вв.) произошло (шел)

1) объединение части восточнославянских племен

2) принятие Русью христианства

3) окончательный разгром печенегов

4) изменение порядка сбора «полюдья»

А22. В XVIII в. произошло событие

1) присоединение Крыма к России

3) Смоленская война

2) присоединение Финляндии к России

4) Крымская война

А23. Московский университет был основан в период правления

1) Алексея Михайловича

3) Елизаветы Петровны

2) Екатерины II

4) Петра I

А24. Вмешательство иностранных войск во внутренние дела другой страны называется

1) интервенцией

2) междоусобицей

3) протекционизмом

4) вассалитетом

А25. Екатерина II объявила о созыве Уложенной комиссии для того, чтобы

1) осуществить принцип разделения властей

3) разработать новый свод законов

2) учредить новый порядок престолонаследия

4) отменить крепостное право

А26. Результатом Северной войны стало (а)

1) получение Россией выхода к Черному морю

2) присоединение к России части польских земель

3) утрата Россией псковских земель

4) завоевание Россией выхода в Балтийское море

А27. В отрывке из документа: «… Великий же князь _______ занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена», – речь идет о деятельности

1) Андрея Боголюбского

3) Дмитрия Донского

2) Александра Невского

4) Ивана Калиты

А28. Ко второй четверти XIX в. относилась деятельность исторических личностей

1) А. Бенкендорфа и Е. Канкрина

3) А. Суворова и М. Скобелева

2) М. Сперанского и Александра I

4) И. Тургенева и Л. Толстого

А29. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостного права

2) ликвидацию военных поселений

3) уничтожение общины

4) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика

А30. Представители общественной мысли России XIX в., сторонники пути развития России, отличного от западного, назывались

1) нигилистами

2) западниками

3) славянофилами

4) утопистами

А31. Судебная реформа, проведенная Александром II, устанавливала

1) право суда помещиков над крепостными крестьянами

2) принципы открытости и состязательности суда

3) всеобщее избирательное право для мужчин

4) подчинение суда церковным властям

А32. В результате военной реформы 1874 г.

1) регулярная армия заменялась народным ополчением

2) сокращался срок службы в армии и на флоте

3) лица  дворянского сословия освобождались от призыва

4) вводились рекрутские наборы

А33. Политический кризис в России в середине 1850-х гг. характеризовали черты

А) массовые волнения в армии и на флоте

Б) поражение России в Крымской войне

В) создание рабочей легальной партии

Г) поражение России в русско-японской войне

Д) дипломатическая изоляция России

Е) требование в обществе отмены крепостничества

Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) БДЕ

3) ВГД

4) ВДЕ

А34. В отрывке: «Под карету, чтобы остановить ее, была брошена бомба. Несколько черкесов из конвоя были ранены. Рысакова, бросившего бомбу, тут же схватили. Несмотря на настойчивые убеждения кучера не выходить   из кареты, Александр II все-таки вышел. Он чувствовал, что военное достоинство требует посмотреть на раненных черкесов и сказать им несколько слов… А когда он проходил затем совсем близко от другого молодого человека, Гриневицкого, тот бросил бомбу между обоими так, чтобы убить себя и царя…», – говорится о событиях … года.

1) 1874

2) 1878

3) 1881

4) 1887

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности имена деятелей культуры и науки.

А) Аристотель Фиораванти

В) Витус Беринг

Б) Симеон Полоцкий

Г) монах Нестор

В2. Установите соответствие между названием произведения и его автором.

1) «Домострой»

А) Афанасий Никитин

2) «Повесть временных лет»

Б) Андрей Курбский

3) «Поучение детям»

В) Сильвестр

4) «Хождение за три моря»

Г) князь Владимир Мономах

Д) монах Нестор

В3. Прочитайте отрывок из стихотворения и назовите настоящую фамилию героя произведения.

«Кто б ни был он, спасенный ли царевич,

Иль некий дух во образе его,

Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,

Но только там Димитрий появился…»

В4. Установите соответствия между реформами, преобразованиями, мероприятиями и именами российских политических деятелей.

1) разработка проекта о созыве выборных от земств

А) М. Сперанский

2) подготовка отмены крепостного права в 1850-х гг.

Б) А. Аракчеев

3) основание военных поселений

В) Н. Милютин

4) проект созыва Государственной Думы

Г) Г. Потемкин

Д) М. Лорис-Меликов

В5. Имя российского монарха, о котором идет речь в отрывке из документа: «Он вступил на престол после страшного события (гибели отца), которое помутило все его мысли и перевернуло всю его душу…Природная наклонность к грубой силе, с привычкою к безграничной власти, проявлялась в более и более беззастенчивой форме. Это не был подавляющий и всеохватывающий гнет Николая; после великих реформ … это было уже притупленное орудие… Но дело свое оно совершило».

В6. Расположите в хронологической последовательности имена

исторических деятелей.

А) А. Ордин-Нащокин

Б) Е. Дашкова

В) А. Адашев

Г) А. Аракчеев

В7. Установите соответствие между именами российских государей и терминами, относящимися к их правлению.

1) Борис Годунов

А) опричнина

2) Иван Грозный

Б) аракчеевщина

3) Екатерина II

В) Смута

4) Александр I

Г) «золотой век дворянства»

Д) бироновщина

В8. Прочитайте отрывок из сочинения историка XX в. Р.Г. Скрынникова и напишите, как назывался период в истории России, о котором идет речь.

«Татары вторглись на Русь 23 июля… Их подвижная конница устремилась к Туле и на третий день попыталась перейти Оку выше Серпухова, но была отбита от переправ сторожевым полком… Но хан Девлет-Гирей вышел в тыл русской армии и по серпуховской дороге стал беспрепятственно продвигаться к Москве».

В9. Установите соответствие между фамилиями военачальников и сражениями, в которых они прославились.   

1) П. Нахимов

А) оборона Порт-Артура

2) М. Скобелев

Б) оборона Севастополя

3) П. Румянцев

В) сражение при Кагуле

4) А. Меншиков

Г) сражение под Плевной

Д) Полтавское сражение

В10. Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию автора донесения.

«Вся цель будучи устремлена на истребление французской армии, поэтому

я взял намерение отступить 6 верст, что будет за Можайском… В теплом уповании на помощь всевышнего и на оказанную неимоверную храбрость наших войск я, что могу предпринять противу неприятеля».

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны

с правлением Николая I:

1) составление Полного свода законов Российской империи

2) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости

3) «хождение в народ»

4) начало полемики между западниками и славянофилами

5) открытие железной дороги Петербург-Москва

6) земская и судебная реформы

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте     на вопросы С1  С3. Ответы предполагают использование

информации   из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы известного историка XX в. Б.А. Рыбакова:

«Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,…а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры XII – начала XIII века во всех ее проявлениях. Из этого следует,   что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и временные рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.

С2. Почему автор считает этот период прогрессивным? Укажите не менее двух причин.

С3. Приведите собственные аргументы, которые могут опровергнуть точку зрения автора, высказанную в последнем предложении. Назовите не менее трех аргументов.

Задания С4  С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите не менее четырех основных итога Куликовской битвы.

С5. Некоторые историки считают, что реформаторская деятельность Александра I в начале XIX в. имела «микроскопические результаты»

(В.О. Ключевский)

Какую другую точку зрения по вопросу о реформаторской деятельности Александра I в начале XIX в. вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Во второй половине XVIII века в Россию стали проникать идеи политики «просвещенного абсолютизма». В чем выразилась противоречивость этой политики? Назовите не менее четырех противоречий.

С7. Сравните взгляды славянофилов и западников XIX века на прошлое России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48656. Порівняння заробітної плати в Україні та інших країнах світу 242 KB
  Нарешті необхідність належної збалансованості економічних інтересів учасників виробництва потребує збільшення частки оплати праці у структурі суспільного продукту. Отже для розвитку економіки збільшення інвестицій необхідне зростання рівня оплати праці. Актуальність теми дослідження зумовлена необхідністю наближення рівня продуктивності працізаробітної плати і доходів найманих працівників до рівня розвинутих країн. Це зумовлює необхідність здійснення системного дослідження оплати праці в Україні та інших країнах світу.
48657. Расчет структуры электромагнитных полей 373 KB
  Для заданной геометрии и параметров среды получены аналитические выражения значений потенциалов и напряженностей полей внутри и вне цилиндрической полости, а также значение вектора магнитной индукции в заданной точке
48658. Комерційна діяльність 336.49 KB
  Руські торгівці вели зовнішню торгівлю вроздріб, кожен сам по собі, на свій страх і ризик. Від цього сили і засоби окремих руських купців, як правило, недостатніми для цього діла, тому вони не могли витримати конкуренцію закордонних купців і постійно залишались в «мінусах»
48659. СПОСОБИ ПОЛІПШЕННЯ ТЕПЛОІЗОЛЯЦІЇ БУДІВЕЛЬ СТАРОЇ ЗАБУДОВИ 565 KB
  Метою цієї роботи є визначення порядку чергування огороджувальних шарів стіни несуча та теплоізолююча частина що забезпечить найменші темп та швидкість її охолодження з метою вибору оптимальних варіантів енергозберігаючих рішень по утепленню житлових приміщень старої забудови постійного та періодичного опалення. У роботі проведено розрахунок розподілу температури по шарах для різних конструкцій утеплених стін визначено кількість теплоти що треба витратити на кожен квадратний метр поверхні стіни аби температура у приміщенні стала...
48660. История политических и правовых учений 688.6 KB
  История политических и правовых учений – юридическая наука и учебная дисциплина исторического профиля. В то же время, как и юриспруденция в целом, она относится к числу гуманитарных (социально-гуманитарных) наук. В этом качестве она взаимодействует с другими гуманитарными науками, но прежде всего и главным образом с философией.
48662. Державні запозичення та фінансова безпека держави 268.5 KB
  Зумовили досить стрімке накопичення боргу та концентрацію платежів щодо його обслуговування у вузькому часовому інтервалі. Недаремно на суспільно – психологічному й емоційному рівнях сприймання державних запозичень варіює від апокаліпсичного образу смертоносної проблеми до чудодійного засобу вирішення всіх проблем що знайшло своє відображення в науково – теоретичних уявленнях про природу державного боргу. Функціонування державного кредиту можливе при таких суспільно – економічних умовах: матеріально – майновому розшаруванні й соціальній...
48663. Методи розрахунку новітніх макроекономічних показників 156 KB
  Із нових макроекономічних показників ми розглянемо індекс людського розвитку індекс економічної свободи та рівень глобалізації. Актуальність даної теми дослідження полягає в тому що новітні макроекономічні показники дають змогу комплексно охарактеризувати стан економіки та рівень життя тієї чи іншої країни. Розвиток всього суспільства здійснюється надзвичайно швидкими темпами тому необхідно покращувати методику розрахунку цих показників враховувати нові чинники та фактори що впливають на їх рівень. Об’єктом дослідження є індекс...