13744

История отечества. Тест. Вариант 12

Тест

История и СИД

Вариант №12 Часть 1 А1.Установление монголотатарского ига на Руси произошло в 1 XI в. 2 XII в. 3 XIII в. 4 XIV в. А2. Соседями восточных славян в период Древней Руси являлись ...

Русский

2013-05-13

123.5 KB

25 чел.

Вариант №12

Часть 1

А1.Установление монголо-татарского ига на Руси произошло в

1) XI в.

2) XII в.

3) XIII в.

4) XIV в.

А2. Соседями восточных славян в период Древней Руси являлись

1) поляне

2) хазары

3) арабы

4) древляне

А3. Сборник русских законов, составленный и принятый в XV в., назывался

1) «Русская правда»

3) «Судебник»

2) «Соборное Уложение»

4) «Стоглав»

А4. В результате правления Ивана Калиты и его сыновей произошло

1) присоединение к Москве Великого Новгорода

2) полное прекращение феодальных усобиц

3) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

4) хозяйственное и военное укрепление Московского княжества

А5. Постепенное прекращение Земских соборов, формирование полков «нового строя» характерно для

1) XV в.

2) XVI в.

3) XVII в.

4) XVIII в.

А6. Начало формирования системы высшего и профессионального образования в России было положено в правление

1) Алексея Михайловича

2) Петра I

3) Александра I

4) Екатерины II

А7. Понятие «посадские люди» относится к слою населения России

1) монастырским крестьянам

3) торгово-ремесленному населению городов

2) жителям западных областей

4) переселенцам из других стран

А8. В результате церковной реформы патриарха Никона состоялось

1) открытие Славяно-греко-латинской академии

2) перенос религиозного центра России из Новгорода в Москву

3) исправление богослужебных книг по единым греческим образцам

4) учреждение в России патриаршества

А9. Причина начала Смутного времени

1)пресечение царской династии

3)введение правила перехода крестьян в Юрьев день

2) введение системы кормлений

4) раскол Русской православной церкви

А10. В отрывке из сочинения историка XX в. Р. Скрынникова: «В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями…Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну… Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы», – речь идет о событиях, положивших начало

1) Смутному времени

3) войне с Казанским ханством

2) опричнине

4) Ливонской войне

А11. По инициативе М. Сперанского в начале XIX в. в России был учрежден

1) Сенат

3) Разрядный приказ

2) Верховный Тайный совет

4) Государственный совет

А12. В годы царствования Александра II

1) отменено местничество

2) издан указ о пятилетнем сыске беглых крестьян

3) издан указ о «вольных хлебопашцах»

4) введена всеобщая воинская повинность

А13. Общественное движение в России в пореформенный период характеризуют направления

1) народничество, либерализм

3) марксизм, конституционализм

2) либерализм, марксизм

4) конституционализм, народничество

А14. В области естественных наук трудились российские ученые

1) Крамской, Перов

3) Лобачевский, Чебышев

2) Ключевский, Соловьев

4) Докучаев, Сеченов

А15. Междуцарствие, наступившее после смерти Александра I, привело к

1) дворцовому перевороту

3) выходу России из Семилетней войны

2) выступлению декабристов

4) созыву Уложенной комиссии  

А16. Участниками общественного движения в России XIX в. были

А) Е. Канкрин

В) Г. Потемкин

Д) Т. Грановский

Б) П. Столыпин

Г) Г. Плеханов

Е) А. Хомяков

Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) АЕГ

3) ВГД

4) ГДЕ

А17. Царский указ, провозглашавший: «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый, и равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем

действий всех и каждого от высшего до низшего», – был принят в … году.

1) 1801

2) 1649

3) 1826

4) 1864

А18. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы отражают даты

1) 1380г., 1382г.

2) 1471г., 1478г.

3) 1547г., 1598г.

4) 1565г., 1572г.

А19. О каком событии идет речь в описании: «была и радость великая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону»?

1) Ледовом побоище

3) битве на реке Калке

2) стоянии на Угре

4) Куликовской битве

А20. Название «Избранная рада» обозначало

1) орган, собиравший налоги с городских жителей

2) совет, приближенных к Ивану Грозному людей

3) собрание наиболее родовитых людей государства

4) сословно-представительный законодательный орган

А21. В результате правления князя Олега (IX-X вв.) произошло (шел)

1) объединение части восточнославянских племен

2) принятие Русью христианства

3) окончательный разгром печенегов

4) изменение порядка сбора «полюдья»

А22. В XVIII в. произошло событие

1) присоединение Крыма к России

3) Смоленская война

2) присоединение Финляндии к России

4) Крымская война

А23. Московский университет был основан в период правления

1) Алексея Михайловича

3) Елизаветы Петровны

2) Екатерины II

4) Петра I

А24. Вмешательство иностранных войск во внутренние дела другой страны называется

1) интервенцией

2) междоусобицей

3) протекционизмом

4) вассалитетом

А25. Екатерина II объявила о созыве Уложенной комиссии для того, чтобы

1) осуществить принцип разделения властей

3) разработать новый свод законов

2) учредить новый порядок престолонаследия

4) отменить крепостное право

А26. Результатом Северной войны стало (а)

1) получение Россией выхода к Черному морю

2) присоединение к России части польских земель

3) утрата Россией псковских земель

4) завоевание Россией выхода в Балтийское море

А27. В отрывке из документа: «… Великий же князь _______ занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена», – речь идет о деятельности

1) Андрея Боголюбского

3) Дмитрия Донского

2) Александра Невского

4) Ивана Калиты

А28. Ко второй четверти XIX в. относилась деятельность исторических личностей

1) А. Бенкендорфа и Е. Канкрина

3) А. Суворова и М. Скобелева

2) М. Сперанского и Александра I

4) И. Тургенева и Л. Толстого

А29. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостного права

2) ликвидацию военных поселений

3) уничтожение общины

4) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика

А30. Представители общественной мысли России XIX в., сторонники пути развития России, отличного от западного, назывались

1) нигилистами

2) западниками

3) славянофилами

4) утопистами

А31. Судебная реформа, проведенная Александром II, устанавливала

1) право суда помещиков над крепостными крестьянами

2) принципы открытости и состязательности суда

3) всеобщее избирательное право для мужчин

4) подчинение суда церковным властям

А32. В результате военной реформы 1874 г.

1) регулярная армия заменялась народным ополчением

2) сокращался срок службы в армии и на флоте

3) лица  дворянского сословия освобождались от призыва

4) вводились рекрутские наборы

А33. Политический кризис в России в середине 1850-х гг. характеризовали черты

А) массовые волнения в армии и на флоте

Б) поражение России в Крымской войне

В) создание рабочей легальной партии

Г) поражение России в русско-японской войне

Д) дипломатическая изоляция России

Е) требование в обществе отмены крепостничества

Укажите верный ответ.

1) АБВ

2) БДЕ

3) ВГД

4) ВДЕ

А34. В отрывке: «Под карету, чтобы остановить ее, была брошена бомба. Несколько черкесов из конвоя были ранены. Рысакова, бросившего бомбу, тут же схватили. Несмотря на настойчивые убеждения кучера не выходить   из кареты, Александр II все-таки вышел. Он чувствовал, что военное достоинство требует посмотреть на раненных черкесов и сказать им несколько слов… А когда он проходил затем совсем близко от другого молодого человека, Гриневицкого, тот бросил бомбу между обоими так, чтобы убить себя и царя…», – говорится о событиях … года.

1) 1874

2) 1878

3) 1881

4) 1887

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности имена деятелей культуры и науки.

А) Аристотель Фиораванти

В) Витус Беринг

Б) Симеон Полоцкий

Г) монах Нестор

В2. Установите соответствие между названием произведения и его автором.

1) «Домострой»

А) Афанасий Никитин

2) «Повесть временных лет»

Б) Андрей Курбский

3) «Поучение детям»

В) Сильвестр

4) «Хождение за три моря»

Г) князь Владимир Мономах

Д) монах Нестор

В3. Прочитайте отрывок из стихотворения и назовите настоящую фамилию героя произведения.

«Кто б ни был он, спасенный ли царевич,

Иль некий дух во образе его,

Иль смелый плут, бесстыдный самозванец,

Но только там Димитрий появился…»

В4. Установите соответствия между реформами, преобразованиями, мероприятиями и именами российских политических деятелей.

1) разработка проекта о созыве выборных от земств

А) М. Сперанский

2) подготовка отмены крепостного права в 1850-х гг.

Б) А. Аракчеев

3) основание военных поселений

В) Н. Милютин

4) проект созыва Государственной Думы

Г) Г. Потемкин

Д) М. Лорис-Меликов

В5. Имя российского монарха, о котором идет речь в отрывке из документа: «Он вступил на престол после страшного события (гибели отца), которое помутило все его мысли и перевернуло всю его душу…Природная наклонность к грубой силе, с привычкою к безграничной власти, проявлялась в более и более беззастенчивой форме. Это не был подавляющий и всеохватывающий гнет Николая; после великих реформ … это было уже притупленное орудие… Но дело свое оно совершило».

В6. Расположите в хронологической последовательности имена

исторических деятелей.

А) А. Ордин-Нащокин

Б) Е. Дашкова

В) А. Адашев

Г) А. Аракчеев

В7. Установите соответствие между именами российских государей и терминами, относящимися к их правлению.

1) Борис Годунов

А) опричнина

2) Иван Грозный

Б) аракчеевщина

3) Екатерина II

В) Смута

4) Александр I

Г) «золотой век дворянства»

Д) бироновщина

В8. Прочитайте отрывок из сочинения историка XX в. Р.Г. Скрынникова и напишите, как назывался период в истории России, о котором идет речь.

«Татары вторглись на Русь 23 июля… Их подвижная конница устремилась к Туле и на третий день попыталась перейти Оку выше Серпухова, но была отбита от переправ сторожевым полком… Но хан Девлет-Гирей вышел в тыл русской армии и по серпуховской дороге стал беспрепятственно продвигаться к Москве».

В9. Установите соответствие между фамилиями военачальников и сражениями, в которых они прославились.   

1) П. Нахимов

А) оборона Порт-Артура

2) М. Скобелев

Б) оборона Севастополя

3) П. Румянцев

В) сражение при Кагуле

4) А. Меншиков

Г) сражение под Плевной

Д) Полтавское сражение

В10. Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию автора донесения.

«Вся цель будучи устремлена на истребление французской армии, поэтому

я взял намерение отступить 6 верст, что будет за Можайском… В теплом уповании на помощь всевышнего и на оказанную неимоверную храбрость наших войск я, что могу предпринять противу неприятеля».

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны

с правлением Николая I:

1) составление Полного свода законов Российской империи

2) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости

3) «хождение в народ»

4) начало полемики между западниками и славянофилами

5) открытие железной дороги Петербург-Москва

6) земская и судебная реформы

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте     на вопросы С1  С3. Ответы предполагают использование

информации   из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы известного историка XX в. Б.А. Рыбакова:

«Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,…а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры XII – начала XIII века во всех ее проявлениях. Из этого следует,   что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и временные рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.

С2. Почему автор считает этот период прогрессивным? Укажите не менее двух причин.

С3. Приведите собственные аргументы, которые могут опровергнуть точку зрения автора, высказанную в последнем предложении. Назовите не менее трех аргументов.

Задания С4  С7 предусматривают разные виды деятельности. Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите не менее четырех основных итога Куликовской битвы.

С5. Некоторые историки считают, что реформаторская деятельность Александра I в начале XIX в. имела «микроскопические результаты»

(В.О. Ключевский)

Какую другую точку зрения по вопросу о реформаторской деятельности Александра I в начале XIX в. вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Во второй половине XVIII века в Россию стали проникать идеи политики «просвещенного абсолютизма». В чем выразилась противоречивость этой политики? Назовите не менее четырех противоречий.

С7. Сравните взгляды славянофилов и западников XIX века на прошлое России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36066. Философия, Конспект лекций. История и теория философии 1.34 MB
  Можно видеть ореол вокруг человека а можно и просто ореол без людей. К середине 19 в в науке и философии сложилось понимание того что все или почти все проблемы человека лежат в отношениях между людьми или в социуме Но в обществе все либо прямо либо опосредованно зависит от деятельности людей а действуют люди имеющие тройственную сущность биологическую психическую и социальную. Данная ситуация привела к новому облику философии: появилось деление: рационализм психологическое направление иррационализм рассматривание социальных...
36067. Схоластика в традиции европейской ментальности 135.1 KB
  Философ Эриугена от которого ведут начало схоластики был приглашен ко двору короля Карла Лысого в Париж из далекой Ирландии где в монастырских школах сохранились традиции латинской и греческой образованности. Неосхоластика или вторая схоластика ряд течений католической философской мысли ориентированных на возрождение схоластики осуществляемое в рамках: контрреформации 15 вв. Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теология и патристика прежде всего сочинения Августина Блаженного....
36068. Целевое конспектирование источников по дисциплине «Философия» 2.14 MB
  Но когда у человека его вожделения резко клонятся к чемунибудь одному мы знаем что от этого они слабеют в отношении всего остального словно поток отведенный в сторону. Если ему свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия думаешь ли ты что для такого человека много значит человеческая жизнь Нет это невозможно Значит такой человек и смерть не будет считать чемто ужасным Менее всего. Вот почему рассматривая философская ли душа у какогонибудь человека или нет ты сразу еще в его...
36069. Философия. Основы философии 1.2 MB
  В своих сочинениях Платон не просто ставит и решает те или иные философские проблемы он дает нам чистый образец того что есть философское рассуждение само по себе что за мир открывается философу и каково значение обращения души человека к миру умопостигаемого. Душа видевшая всего больше попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека преданного Музам и любви; вторая за ней в плод царя соблюдающего законы в человека воинственного или способного управлять; третья в плод государственного деятеля хозяина...
36070. Философия жизни 130.5 KB
  Ницше: он подверг критике рационалистические концепции мира человека истории которые господствовали в философии на протяжении XVII XVIII первой половины XIX вв. НИЦШЕ гениальный немецкий философ главным мучением всей жизни которого был вопрос: Можно ли надеяться когданибудь облагородить человечество Наделенный ясновиденьем нервов С. Цвейг Ницше пережил смерть Бога в личном трагическом опыте и вместе с тем провозвещая XX век постиг как судьбу современного человека. Обозначив кризис европейского гуманизма философия Ницше...
36071. Конспект лекцій з курсу Філософія 1.63 MB
  Філософія як форма світогляду її роль в житті суспільства і людини. Буття людини. У цій ситуації проблеми світоглядної орієнтації людини усвідомлення нею свого місця і ролі в суспільстві мети і сенсу соціальної і особистої активності відповідальності за свої вчинки і вибір форм і напрямів своєї діяльності стають головними життєвими цінностями. У становленні і формуванні світоглядної культури людини філософія завжди грала особливу роль повязану з її багатовіковим досвідом критичнорефлексивного осмислення глибинних...
36072. Потенціал підприємства: сутність і механізм функціонування 73.5 KB
  Предмет мета завдання курсу управління потенціалом підприємства УПП . Елементи підприємницького потенціалу підприємства ППП Джерела потенціалу підприємства і шляхи його збільшення. Управління потенціалом підприємства УПП є сферою економічного дослідження і створення методів аналізу і оцінювання можливостей підприємств з урахуванням практики діагностики внутрішнього і зовнішнього середовища підприємств.
36073. Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями 92 KB
  Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями. Обєкти субєкти цілі в системі управління витратами. Аналіз витрат і прийняття управлінського рішення. Резерви підприємства можуть бути повязані з витратами.
36074. Виробничий потенціал: структура, вимірювання величини, оцінювання ефективності використання 89 KB
  План Характеристика виробничого потенціалу. Оцінювання виробничого потенціалу на підставі аналізу рівня ефективності використання структури робочих місць. Оцінювання ефективності використання основних елементів потенціалу підприємства основних фондів виробничого персоналу технологічного та інформаційного потенціалу. Але поряд з цим існує ще ряд практичних завдань при вирішенні цієї проблеми: вибір найбільш ефективного показника для оцінювання виробничого потенціалу підприємства; обгрунтування збалансованості виробничого...