13750

Искусство и власть

Контрольная

Культурология и искусствоведение

1. Искусство и власть. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того как искусство часто использовалось для укрепления власти светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой...

Русский

2013-05-13

34 KB

519 чел.

1. Искусство и власть.

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность того, как искусство часто  использовалось  для  укрепления власти,  —  светской и  религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.  

Искусство:  

  1.  воплощало  в  зримых образах  идеи  религии;  
  2.  прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.

Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена создавали идеализированные величественные  образы  правителей-вождей.  Им  придавали  необыкновенные качества,  особый героизм и мудрость, что,  безусловно,  вызывало  почтение, восхищение  в  сердцах  простых  людей.  В  этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен, — поклонение  идолам, божествам,  вызывавшим  трепет  не только  у всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.

Доблесть  воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального  искусства.  

Примеры:

1. Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

По  указу  Наполеона  I, который  хотел  обессмертить  славу  своей  армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе с императором.

2.  1814 г. в России к торжественной встрече  русской  армии-освободительницы,  возвращавшейся  из  Европы после  победы  над  Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы,  а в  1936  г.  была снесена. Лишь  в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной горы, на месте вступления в город  армии  Наполеона.

XV  в.  после  падения  Византии, которая  считалась  преемницей  Римской  империи  и  получила  название Второго Рима,  центром  православной культуры  становится  Москва. В  период  экономического  и  военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем  культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.

            Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а  четвертому не  бывати». Чтобы соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту  итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается  Московский  Кремль.  Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все  это подчеркивало власть  государеву.

          Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с земной жизнью и  подвигом Иисуса Христа,  — под  Москвой  был  построен  Ново-Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина развития древних традиций Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен крещения  Руси  (X в.).

 XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I  по меткому  выражению  Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —  основан  Санкт-Петербург.

            Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка. Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и  становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и  сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому  царю  всея  Руси.

        Сейчас  Хоровая  капелла  имени  М.  И.  Глинки  —  это  величественный  памятник  русской  культуры,  прославившийся  на весь  мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

3.ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране помпезная,  пышная  архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное  своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного  принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,  А.  Шнитке и  др.).

Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое  выражение в искусстве в переломные  моменты  истории.  Это  и  революционные песни,  марши  в  период Октябрьского переворота  в  России  (1917);

плакаты, произведения  живописи,  музыкальные сочинения времен  Великой  Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая  песня,  отражающая трудовой энтузиазм  послевоенных  лет;

авторская  песня второй половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),  выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы личности, особенно ярко  выразившийся  в рок-музыке.

2.Назовите архитектурные сооружения

Эйфелева башня,

Собор Василия Блаженного,

Кремль – Казань,

Свято-Вознесенский собор – Набережные Челны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19821. Віртуальні методи. Абстрактні класи 17.72 KB
  Абстрактний клас в обєктноорієнтованому програмуванні базовий клас який не передбачає створення екземплярів. Абстрактні класи реалізують на практиці один з принципів ООП поліморфізм. Абстрактний клас може містити і не містити абстрактні методи і властивості...
19823. Ініціалізація та руйнування об’єкта (конструктори та деструктори) 25 KB
  Ініціалізація та руйнування обєкта конструктори та деструктори. Як правило певну частину об'єкта перш ніж його можна буде використову вати необхідно ініціалізувати. Наприклад розглянемо клас myClass який було представлено вище у цьому підрозділі. Перш ніж об'єк
19824. Множинне успадкування (побудова класів, похідних від декількох багатьох базових) 18.97 KB
  Множинне спадкування концепція підтримувана частиною об'єктноорієнтованихмов програмування при якій класнащадок може мати більше одного суперкласубезпосереднього класубатька. Ця концепція є розширенням простого абоодиночного спадкування single inheritan...
19825. Обмеження доступу до компонентів об’єкта (використання специфікатора const) 27.5 KB
  Обмеження доступу до компонентів обєкта використання специфікатора const Член класу може бути оголошений не тільки відкритим public або закритим private але і захищеним protected. Окрім цього базовий клас у цілому може ус падковуватися з використанням специфікатора до...
19826. Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу (специфікатор friend) 23.5 KB
  Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу специфікатор friend. Технологія об'єктноорієнтованого програмування дає змогу організувати до ступ до закритих членів класу функціями які не є його членами. Для цього дос татньо оголосити ці функції др...
19827. Параметризовані класи (templates) 25 KB
  1.Параметризовані класи templates. Параметризовані класи це класи що можуть оперувати узагальненими типами. Ці класи генеруються подібно узагальненим функціям в період компіляції. Призначення і особливість параметризованих класів схожа структура класу з різними тип...
19828. Повні імена компонентів класу. Вкладені класи. Статичні компоненти класу 22 KB
  Повні імена компонентів класу. Вкладені класи. Статичні компоненти класу. Об'єктноорієнтований під до розроблення програмних продуктів побудова ний на такому понятті як класи. Клас визначає новий тип даних який задає фор мат об'єкта. Клас містить як дані так і коди ...