13750

Искусство и власть

Контрольная

Культурология и искусствоведение

1. Искусство и власть. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того как искусство часто использовалось для укрепления власти светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой...

Русский

2013-05-13

34 KB

458 чел.

1. Искусство и власть.

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность того, как искусство часто  использовалось  для  укрепления власти,  —  светской и  религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.  

Искусство:  

  1.  воплощало  в  зримых образах  идеи  религии;  
  2.  прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.

Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена создавали идеализированные величественные  образы  правителей-вождей.  Им  придавали  необыкновенные качества,  особый героизм и мудрость, что,  безусловно,  вызывало  почтение, восхищение  в  сердцах  простых  людей.  В  этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен, — поклонение  идолам, божествам,  вызывавшим  трепет  не только  у всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.

Доблесть  воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального  искусства.  

Примеры:

1. Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

По  указу  Наполеона  I, который  хотел  обессмертить  славу  своей  армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе с императором.

2.  1814 г. в России к торжественной встрече  русской  армии-освободительницы,  возвращавшейся  из  Европы после  победы  над  Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы,  а в  1936  г.  была снесена. Лишь  в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной горы, на месте вступления в город  армии  Наполеона.

XV  в.  после  падения  Византии, которая  считалась  преемницей  Римской  империи  и  получила  название Второго Рима,  центром  православной культуры  становится  Москва. В  период  экономического  и  военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем  культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.

            Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а  четвертому не  бывати». Чтобы соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту  итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается  Московский  Кремль.  Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все  это подчеркивало власть  государеву.

          Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с земной жизнью и  подвигом Иисуса Христа,  — под  Москвой  был  построен  Ново-Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина развития древних традиций Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен крещения  Руси  (X в.).

 XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I  по меткому  выражению  Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —  основан  Санкт-Петербург.

            Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка. Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и  становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и  сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому  царю  всея  Руси.

        Сейчас  Хоровая  капелла  имени  М.  И.  Глинки  —  это  величественный  памятник  русской  культуры,  прославившийся  на весь  мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

3.ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране помпезная,  пышная  архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное  своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного  принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,  А.  Шнитке и  др.).

Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое  выражение в искусстве в переломные  моменты  истории.  Это  и  революционные песни,  марши  в  период Октябрьского переворота  в  России  (1917);

плакаты, произведения  живописи,  музыкальные сочинения времен  Великой  Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая  песня,  отражающая трудовой энтузиазм  послевоенных  лет;

авторская  песня второй половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),  выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы личности, особенно ярко  выразившийся  в рок-музыке.

2.Назовите архитектурные сооружения

Эйфелева башня,

Собор Василия Блаженного,

Кремль – Казань,

Свято-Вознесенский собор – Набережные Челны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46235. Понятие операции. Особенности конкретных операций 14.36 KB
  Понятие операции. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции операторные структуры поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные внутренние предметные действия ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному исходному моменту рассуждений.
46236. Исследование языковой семантики. Ономасиологический и семасиологический подходы 14.32 KB
  Таковы споры о происхождении значений слов и их отношений к бытию и мышлению ведущиеся аналогистами и аномалистами в древности и номиналистами реалистами концептуалистами в Средние века; Ономасиология отрасль семантики изучающая наименования использование языковых средств для обозначения внеязыковых объектов. основывается на движении от обозначаемого предмета к средствам его обозначения шире от содержания к форме. лингвистическом направлении слова и вещи прежде всего на материале романской диалектологии исследовавшей способы...
46237. Ж. Пиаже. «Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждения и рассуждения ребенка» 14.27 KB
  Пиаже. Выготского на книги Речь и мышление ребенка и Суждения и рассуждения ребенка Пиаже обнаруживает через 25 лет после опубликования работу коллеги который уже умер. а те из работ Пиаже которые он обсуждает относятся к 1923 и 1924. Пиаже постарался увидеть оправдываются ли критические замечания Выготского в свете его позднейших работ.
46238. Грамматика как научная дисциплина. Основные подходы к изучению языковой грамматики. Виды и уровни языковой грамматики 14.26 KB
  Грамматический строй языка имеет свои категории и единицы словоформы и словообразовательные модели словосочетания и предложения. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода одушевлённости неодушевлённости числа падежа степени сравнения; глагольные категории вида залога наклонения времени и лица; грамматическая форма внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Синтаксические категории = тип предложения – специфическая характеристика присущая только...
46239. НОИСТРУНТОРСНИЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕС HUE ВАЗЫ 14.23 KB
  Конструкторская база это база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии ГОСТ 21495 76. В обычной практике конструкторской работы конструкторской базой называется поверхность линия или точка детали по отношению к которым определяются на чертеже расчетные положения других деталей или сборочных единиц изделия^ а также других поверхностей и геометрических элементов данной детали. Основной называется конструкторская база принадлежащая дайной детали или сборочной единице...
46240. Структура лексического значения. Функциональный статус составляющих лексическое значение компонентов (денотативное и сигнификативное содержание значения) 14.17 KB
  Прямое значение слова – это непосредственная связь между звуковым комплексом и явлением действительности. Ядро лексического значения – концептуальное значение: а денотативный аспект выражает отношение содержания слова к предмету который оно означает. б сигнификативный аспект выражает отношение слова к понятию которое стоит за этим словом. г лингвистический аспект определяет место данного слова среди других единиц языка.
46241. Структуры. Действия со структурами. Передача структур в функции 14.1 KB
  Объявление структуры следует рассматривать как объявление типа. В C структуры заключают в себе не только данные но и код и относятся к средствам объектноориентированного программирования. Объявление структуры которая хранит сведения о журнале: название год номер.mgzinmg = { Nture 3 1995;Доступ к элементам структуры осуществляется по составному имени:имя_структуры.
46242. Проявление категории вежливости в русском языке. О социальных аспектах культуры речи 14.09 KB
  Проявление категории вежливости в русском языке. Принципу вежливости и его использованию в речи посвящено немало работ. Например Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил: не навязывай своего мнения предоставляй собеседнику возможность выбора будь доброжелательным Цель принципа вежливости – поддерживать социальное равновесие и такие социальноречевые отношения которые позволят результативно общаться При выражении вежливости большое значение играет взгляд. Средством выражения вежливости являются также модуляции голоса.
46243. THE STATIVE 14.06 KB
  Unlike such clsses of words s nouns djectives verbs nd dverbs the number of sttives functioning in English is limited. There re bout 30 stble sttives used both in colloquil nd in forml style: frid live like.Semnticlly sttives fll into five groups describing vrious sttes of persons or nonpersons:1.^ From the point of view of their morphologicl composition the clss of sttives is homogeneous tht is ll of them hve specil mrker the prefix : sleep live lone fire etc.