13750

Искусство и власть

Контрольная

Культурология и искусствоведение

1. Искусство и власть. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того как искусство часто использовалось для укрепления власти светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой...

Русский

2013-05-13

34 KB

518 чел.

1. Искусство и власть.

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность того, как искусство часто  использовалось  для  укрепления власти,  —  светской и  религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.  

Искусство:  

  1.  воплощало  в  зримых образах  идеи  религии;  
  2.  прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.

Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена создавали идеализированные величественные  образы  правителей-вождей.  Им  придавали  необыкновенные качества,  особый героизм и мудрость, что,  безусловно,  вызывало  почтение, восхищение  в  сердцах  простых  людей.  В  этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен, — поклонение  идолам, божествам,  вызывавшим  трепет  не только  у всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.

Доблесть  воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального  искусства.  

Примеры:

1. Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

По  указу  Наполеона  I, который  хотел  обессмертить  славу  своей  армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе с императором.

2.  1814 г. в России к торжественной встрече  русской  армии-освободительницы,  возвращавшейся  из  Европы после  победы  над  Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы,  а в  1936  г.  была снесена. Лишь  в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной горы, на месте вступления в город  армии  Наполеона.

XV  в.  после  падения  Византии, которая  считалась  преемницей  Римской  империи  и  получила  название Второго Рима,  центром  православной культуры  становится  Москва. В  период  экономического  и  военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем  культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.

            Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а  четвертому не  бывати». Чтобы соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту  итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается  Московский  Кремль.  Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все  это подчеркивало власть  государеву.

          Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с земной жизнью и  подвигом Иисуса Христа,  — под  Москвой  был  построен  Ново-Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина развития древних традиций Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен крещения  Руси  (X в.).

 XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I  по меткому  выражению  Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —  основан  Санкт-Петербург.

            Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка. Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и  становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и  сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому  царю  всея  Руси.

        Сейчас  Хоровая  капелла  имени  М.  И.  Глинки  —  это  величественный  памятник  русской  культуры,  прославившийся  на весь  мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

3.ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране помпезная,  пышная  архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное  своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного  принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,  А.  Шнитке и  др.).

Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое  выражение в искусстве в переломные  моменты  истории.  Это  и  революционные песни,  марши  в  период Октябрьского переворота  в  России  (1917);

плакаты, произведения  живописи,  музыкальные сочинения времен  Великой  Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая  песня,  отражающая трудовой энтузиазм  послевоенных  лет;

авторская  песня второй половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),  выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы личности, особенно ярко  выразившийся  в рок-музыке.

2.Назовите архитектурные сооружения

Эйфелева башня,

Собор Василия Блаженного,

Кремль – Казань,

Свято-Вознесенский собор – Набережные Челны


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78106. Топливно-энергетический комплекс России и его влияние на окружающую среду 133.5 KB
  Целью моей работы являлось рассмотреть влияние топливно-энергетического комплекса на отдельные компоненты географической оболочки, то есть на атмосферу, гидросферу и литосферу.
78107. Графический редактор Paint 1.21 MB
  Paint – простейший графический редактор, предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIF и JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков...
78108. Архимандрит Софроний (Сахаров) «Преподобный Силуан Афонский» 51 KB
  Автор не раз подчеркивает, что духовный монашеский путь старца Силуана лежит строго в русле подвижнической жизни православного монашества вообще, и тех представлений и преданий аскетического делания, которые существуют на Святой Горе Афон в частности.
78109. Учет и анализ движения денежных средств ООО Базис М 692.9 KB
  Организация учета и анализа движения денежных средств организации ООО «Базис М». Синтетический и аналитический учет движения денежных средств в ООО «Базис М». Мероприятия, направленные на совершенствование учета и анализа движения денежных средств организации...
78110. Переривання, створення власної функції обробки відеопереривання для вертикального виводу тексту 31 KB
  Після огляду мережевих ресурсів, робіт попередніх виконавців та літературних джерел, було вирішено використовувати мову програмування Assembler, бо вона є найбільш оптимізований для подібних завдань, програми написані на ній потребують менше ресурсів...
78111. Современная историография о реформах и личности П. А Столыпина 156 KB
  Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени.
78112. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ 1.62 MB
  Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность в укрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка. Roesch (1838) возмущался тем, что многие дети Франции рано усваивают вкус к спиртным напиткам.
78113. КОСМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ: СОЛНЦЕ 92.5 KB
  История телескопических наблюдений Солнца начинается с наблюдений, выполненных Г. Галилеем в 1611 году; были открыты солнечные пятна, определён период вращения Солнца вокруг своей оси. В 1843 году немецкий астроном Г. Швабе обнаружил цикличность солнечной активности.