13757

Музыка в быту

Эссе

Культурология и искусствоведение

Музыка в быту Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники развлечения и т. п. У каждого наверняка есть своя фо...

Русский

2013-05-13

1.54 MB

400 чел.

Музыка в быту

Трудно  представить  жизнь  современного  человека  без  музыки.  Она окружает  его  повсюду.  Музыка  звучит с  экранов  телевизоров,  с  мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники,  развлечения  и  т.  п.

У  каждого  наверняка  есть  своя  фонотека  —  коллекция  любимых  музыкальных  произведений,  к  которым можно  обратиться  и  в  минуты  радости  и  веселья,  и  в  минуты  раздумий, переживаний,  размышлений  о  жизни. Поэтому  всегда  рядом  существует  музыка  серьезная  и  музыка  легкая. Музыка  серьезная  —  это  та  музыка, которая  прошла  испытание  временем и  не  подвластна  ни  изменчивым  вкусам,  ни влияниям  моды.  К  серьезной музыке относится большое число классических  произведений.  Напомним, что  термин  «классический»  значит «образцовый».  Познание  этой  музыки требует  от  слушателей  и  исполнителей  большого  напряжения  душевных сил.  Не  случайно  венгерский  композитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка,  которая  к  нам  идет,  и  —  другая,  которая  требует,  чтобы  мы  к  ней шли». Содержание  легкой  музыки  изменчиво  и  во  многом  зависит  от  моды: сегодня  вы  увлекаетесь  одними  произведениями  и  их  исполнителями,  завтра —  другими.  Самым  популярным  и  демократичным  жанром  музыкального  искусства является  песня. Песня —  душа  народа. В  ней  как  в  зеркале  отражаются  мысли  и  чувства  людей.

Неизвестные  сочинители  создавали  песни,  которые  передавались из  поколения  в  поколение,  из  уст  в уста  и  сопровождали  человека  во  все периоды  его  жизни.  Младенцу  пели колыбельные;  трудовые  песни  облегчали  процессы  работы;  обрядовые (хороводы,  заклички,  колядки,  плачи, духовные  песнопения,  молитвы)  служили  основой  для  многочисленных ритуальных  действий  —  

прославления  таинственных  сил  природы, прощания  с  ушедшим  из  жизни  человеком,  поклонения  божеству  и  молитвенному  созерцанию;  лирические песни  раскрывали  внутренний  мир поющих;  солдатские  —  укрепляли волю  и  дух  воинов-защитников.

В дни праздников наши предки, как и  мы  сегодня,  не  обходились  без  танцев,  которые  сопровождались  игрой на многочисленных народных инструментах.  До  наших  дней  дошли  известные  плясовые  наигрыши:  «Калинка», «Барыня»,  «Камаринская»  и  др.

Пение  и  танцы  сопровождали  самые  разные  музыкальные  инструменты.  Они  составляли  часть  целого направления  музыкальной  культуры прошлого  —  искусства  скоморохов. Скоморохи  подвергались  гонениям со  стороны  церкви.  Их  инструменты сжигались  на  кострах.  Но  несмотря на  это  многие  старинные  инструменты  дошли  до  нашего  времени и  стали основой  оркестра  народных  инструментов  и  современного  симфонического  оркестра.

Танцевальная  музыка  прошла  долгий  путь  развития  —  от  старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез  и  др.)  до  современных  (кадриль,  фокстрот,  вальс,  танго,  твист, рок-н-рол,  брейк-данс  и  др.).

Марш  —  шествие,  движение  вперед  —  организует  одновременное, синхронное  движение  большого  количества  людей.  Обычно  маршевая музыка  отличается  размеренным  темпом, соотнесенным с шагом, поступью человека,  четкими  ритмами,  яркими запоминающимися  призывными  интонациями.

Одной из  самых  древних разновидностей маршевой музыки являются военные марши. Они звучали  в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем  Риме,  сопровождая  и  сами боевые  действия,  и  различные  торжественные  церемонии,  на  которых чествовали  победителей. Военные  марши  исполняются  при обучении  войск,  проведении  парадов, строевых  смотров  и  других  воинских ритуалов.

Традиции  русской  военной  музыки восходят  к  эпохе  Киевской  Руси  (IX–XII  вв.).  Но  значительное  свое  развитие  она  приобретает  в начале XVIII  в., когда  в  России  создается  регулярная армия  и  в  ее  полки  вводятся  военные оркестры.  

По  мнению  великого  русского  полководца  А. Суворова,  развернутые  знамена  и  громкая музыка  удваивают,  утраивают  армию. В  эпоху  царствования  Петра  I,  прославившегося  ратными  подвигами,  наряду  с кантами (многоголосными  хоровыми  песнями),  звучала и  инструментальная  маршевая  музыка,  исполняемая  военными  оркестрами,  прикомандированными  к  войскам. Во  время  Великой  Отечественной  войны (1941—1945)  музы  не  молчали.  Музыка  обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не  только  армии,  но  и  всего  русского  народа.

В  развитии  маршевой  музыки  большую  роль играет  духовой  оркестр.  Состав  духового  оркестра  может  колебаться  от  20  до  100  исполнителей.  Интересен  тот  факт,  что  музыку  для  духовых  оркестров  писали  разные  композиторы,  в том  числе  и  такие  известные,  как  Л.  Бетховен, Н.  Римский-Корсаков  и  др.  Звучат  ли  марши  в  мирное  время?  Конечно, звучат! Они  сопровождают  спортивные  соревнования  и  парады,  массовые  мероприятия,  школьные  праздники. Поскольку  песенная,  танцевальная  и  маршевая  музыка  является  частью  окружающей  нас жизни,  то  она  будет  всегда  присутствовать  там, где  речь  идет  о  человеке  —  поющем,  танцующем, шествующем. Жанры песни,  танца и марша находят  свое  яркое  воплощение  в  сценической музыке  (оперы,  балеты,  мюзиклы,  драматические  спектакли,  музыка  к  кинофильмам),  а  также в  камерной и  симфонической музыке,  становясь частью  сонаты,  сюиты,  симфонии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61792. Конспект уроку з гімнастики 30.14 KB
  1. Шикування 2. Повідомлення завдань уроку і техніки безпеки 3. Перешикування для виконання вправ 4. Різновиди ходьби: на на зовнішній стороні стопи на пальцях...
61793. Рухливі ігри 38.62 KB
  Основна стійка на раздва: руки дугами назовні підняти вгору. Піднятися на носки і підтягнутися вдихнути; на тричотири: руки дугами назовні опустити видихнути. стійка ноги нарізно руки на поясі на раз...
61794. Гімнастика (акробатика) 27.06 KB
  Розмикання на витягнуті руки. Стійка ноги нарізно руки за голову 12 підняти руки в гору підвестись на носки вдих; 34 опустити руки у в. стійка ноги нарізно руки на поясі 1 поворот тулуба праворуч руки в сторони долонями вгору...
61795. Символіка. Що це таке? 28.92 KB
  Мета: поглибити знання про символи; познайомити із різноманітністю символіки у нашому житті; поширити і збагатити знання учнів про народні символи України; виховувати повагу до символіки Батьківщини...
61796. Вік. Цифри. День народження 25.98 KB
  Мета: засвоєння нової лексики; формування вміння ставити запитання типу How old re you How old is she та відповідати на них; розширення кругозору учнів; розвиток мовної здогадки та мовленнєвої реакції учнів...
61797. Твоя країна — Україна. Символи держави 35.33 KB
  Мета: формувати уявлення про країну; ознайомити з найбільшими містами і річкам України; Розширити знання учнів про державні символи України; викохувати патріотичні почуття любов і гордість за державу.
61799. Гроші. Види та функції грошей 25.28 KB
  Мета: Узагальнити й систематизувати знання з теми, закріпити розуміння основних понять і термінів, навчити застосовувати вивчене на практиці. Розвивати абстрактно-логічне та образне мислення, інтерес до науки, проведення економічного аналізу.
61800. Школа м’яча 27.57 KB
  Руки в сторони пальці в кулак. Руки в сторони пальці в кулак. ноги разом руки до плечей. На 1 крок лівою ногою вперед руки в стороні 2 приставити ногу руки до плечей 3 нахил 4 в.