13757

Музыка в быту

Эссе

Культурология и искусствоведение

Музыка в быту Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники развлечения и т. п. У каждого наверняка есть своя фо...

Русский

2013-05-13

1.54 MB

400 чел.

Музыка в быту

Трудно  представить  жизнь  современного  человека  без  музыки.  Она окружает  его  повсюду.  Музыка  звучит с  экранов  телевизоров,  с  мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники,  развлечения  и  т.  п.

У  каждого  наверняка  есть  своя  фонотека  —  коллекция  любимых  музыкальных  произведений,  к  которым можно  обратиться  и  в  минуты  радости  и  веселья,  и  в  минуты  раздумий, переживаний,  размышлений  о  жизни. Поэтому  всегда  рядом  существует  музыка  серьезная  и  музыка  легкая. Музыка  серьезная  —  это  та  музыка, которая  прошла  испытание  временем и  не  подвластна  ни  изменчивым  вкусам,  ни влияниям  моды.  К  серьезной музыке относится большое число классических  произведений.  Напомним, что  термин  «классический»  значит «образцовый».  Познание  этой  музыки требует  от  слушателей  и  исполнителей  большого  напряжения  душевных сил.  Не  случайно  венгерский  композитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка,  которая  к  нам  идет,  и  —  другая,  которая  требует,  чтобы  мы  к  ней шли». Содержание  легкой  музыки  изменчиво  и  во  многом  зависит  от  моды: сегодня  вы  увлекаетесь  одними  произведениями  и  их  исполнителями,  завтра —  другими.  Самым  популярным  и  демократичным  жанром  музыкального  искусства является  песня. Песня —  душа  народа. В  ней  как  в  зеркале  отражаются  мысли  и  чувства  людей.

Неизвестные  сочинители  создавали  песни,  которые  передавались из  поколения  в  поколение,  из  уст  в уста  и  сопровождали  человека  во  все периоды  его  жизни.  Младенцу  пели колыбельные;  трудовые  песни  облегчали  процессы  работы;  обрядовые (хороводы,  заклички,  колядки,  плачи, духовные  песнопения,  молитвы)  служили  основой  для  многочисленных ритуальных  действий  —  

прославления  таинственных  сил  природы, прощания  с  ушедшим  из  жизни  человеком,  поклонения  божеству  и  молитвенному  созерцанию;  лирические песни  раскрывали  внутренний  мир поющих;  солдатские  —  укрепляли волю  и  дух  воинов-защитников.

В дни праздников наши предки, как и  мы  сегодня,  не  обходились  без  танцев,  которые  сопровождались  игрой на многочисленных народных инструментах.  До  наших  дней  дошли  известные  плясовые  наигрыши:  «Калинка», «Барыня»,  «Камаринская»  и  др.

Пение  и  танцы  сопровождали  самые  разные  музыкальные  инструменты.  Они  составляли  часть  целого направления  музыкальной  культуры прошлого  —  искусства  скоморохов. Скоморохи  подвергались  гонениям со  стороны  церкви.  Их  инструменты сжигались  на  кострах.  Но  несмотря на  это  многие  старинные  инструменты  дошли  до  нашего  времени и  стали основой  оркестра  народных  инструментов  и  современного  симфонического  оркестра.

Танцевальная  музыка  прошла  долгий  путь  развития  —  от  старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез  и  др.)  до  современных  (кадриль,  фокстрот,  вальс,  танго,  твист, рок-н-рол,  брейк-данс  и  др.).

Марш  —  шествие,  движение  вперед  —  организует  одновременное, синхронное  движение  большого  количества  людей.  Обычно  маршевая музыка  отличается  размеренным  темпом, соотнесенным с шагом, поступью человека,  четкими  ритмами,  яркими запоминающимися  призывными  интонациями.

Одной из  самых  древних разновидностей маршевой музыки являются военные марши. Они звучали  в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем  Риме,  сопровождая  и  сами боевые  действия,  и  различные  торжественные  церемонии,  на  которых чествовали  победителей. Военные  марши  исполняются  при обучении  войск,  проведении  парадов, строевых  смотров  и  других  воинских ритуалов.

Традиции  русской  военной  музыки восходят  к  эпохе  Киевской  Руси  (IX–XII  вв.).  Но  значительное  свое  развитие  она  приобретает  в начале XVIII  в., когда  в  России  создается  регулярная армия  и  в  ее  полки  вводятся  военные оркестры.  

По  мнению  великого  русского  полководца  А. Суворова,  развернутые  знамена  и  громкая музыка  удваивают,  утраивают  армию. В  эпоху  царствования  Петра  I,  прославившегося  ратными  подвигами,  наряду  с кантами (многоголосными  хоровыми  песнями),  звучала и  инструментальная  маршевая  музыка,  исполняемая  военными  оркестрами,  прикомандированными  к  войскам. Во  время  Великой  Отечественной  войны (1941—1945)  музы  не  молчали.  Музыка  обеспечивала укрепление и рост патриотических чувств не  только  армии,  но  и  всего  русского  народа.

В  развитии  маршевой  музыки  большую  роль играет  духовой  оркестр.  Состав  духового  оркестра  может  колебаться  от  20  до  100  исполнителей.  Интересен  тот  факт,  что  музыку  для  духовых  оркестров  писали  разные  композиторы,  в том  числе  и  такие  известные,  как  Л.  Бетховен, Н.  Римский-Корсаков  и  др.  Звучат  ли  марши  в  мирное  время?  Конечно, звучат! Они  сопровождают  спортивные  соревнования  и  парады,  массовые  мероприятия,  школьные  праздники. Поскольку  песенная,  танцевальная  и  маршевая  музыка  является  частью  окружающей  нас жизни,  то  она  будет  всегда  присутствовать  там, где  речь  идет  о  человеке  —  поющем,  танцующем, шествующем. Жанры песни,  танца и марша находят  свое  яркое  воплощение  в  сценической музыке  (оперы,  балеты,  мюзиклы,  драматические  спектакли,  музыка  к  кинофильмам),  а  также в  камерной и  симфонической музыке,  становясь частью  сонаты,  сюиты,  симфонии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68704. Мировоззренческие понятия пантеизма и деизма и их значение для становления научной картины мира (в философии Н.Кузанского, Д.Бруно, Б.Спинозы и французских просветителей 18-го века) 43.5 KB
  Виды пантеизма: теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога...
68710. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия) 97 KB
  Основная идея Возрождения человек создан по образу и подобию Бога. Подобно Богу он создаёт собственный мир продолжая акт творения. Креационизм уступает место пантеизму: Бог во всём. Если утверждать что мир создан Богом то для того чтобы познать Бога надо познать мир.
68711. Общие понятия о конституциях 50.5 KB
  В настоящее время продолжает развиваться прогрессивное учение о высшей нервной деятельности у детей. Таким образом считают наиболее правильным оценивать конституцию у детей с учетом возрастных особенностей нервной системы и типа высшей нервной деятельности.