13761

Портрет в искусстве России

Эссе

Культурология и искусствоведение

Портрет в искусстве России. 18 век в России называют веком портрета. Портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы именно благодаря чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рок...

Русский

2013-05-13

123 KB

211 чел.

Портрет в искусстве России.

           18 век в России называют веком портрета. Портрет -  самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря  чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и другие. В середине 18 века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) -  мастер камерного, интимного портрета. Он наделял  модели своей собственной одухотворенностью. Для его работ характерно: « мерцание красок», «зыбкость, воздушность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «загадочность и таинственность».

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение лёгкости тканей бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет называют «русской Джокондой».

                                                               …Её глаза -  как два тумана,

                                                                  Полуулыбка, полуплач,

                                                                  Её глаза – как два обмана,

                                                                  Покрытых мглою неудач.

                                                                  Соединенье двух загадок,

                                                                  Полувосторг,  полуиспуг,

                                                                  Безумной нежности припадок,

                                                                  Предвосхищенье смертных мук…

Более 100 лет назад поэт Я. П.Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный  Владимиром  Лукичом  Боровиковским (1757-1825). Поэт долго оставался в задумчивости перед большим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её сложилась несчастливо, и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо-живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…                                                                                    

                                                                Она давно прошла – и нет уже тех глаз

                                                                И той улыбки нет, что молча выражали

                                                                Страданье – тень любви и мысли -  тень  

                                                                 печали.

                                                                 Но красоту её Боровиковский спас.

                                                                 Так  часть души её от нас не улетела.

                                                                 И будет этот взгляд и эта прелесть тела

                                                                 К ней равнодушное потомство

                                                                             привлекать,

                                                                 Уча его любить, страдать, прощать,                                                                                               

                                                                 мечтать…

Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.                                                                     Любите живопись, поэты!

Лишь её, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2491. Изучение физических свойств маятника 57.82 KB
  Математический маятник. Физический маятник. Его характеристика. В данной работе используется универсальный маятник FPM-04, изображённый на рис.2. Основание 1 оснащено регулируемыми ножками 2, которые позволяют произвести выравнивание установки.
2492. Изучение маятника Максвелла 55.4 KB
  Движение твёрдого тела можно рассматривать как движение системы большого числа материальных точек, сохраняющих неизменное положение друг относительно друга. Одним из примеров такой системы является маятник Максвелла.
2493. Проверка основного закона динамики вращения твердого тела с помощью маятника Обербека 132.45 KB
  Математическая форма записи основных закономерностей для поступательного и вращательного движений остается неизменной.
2494. Определение ускорения свободного падения посредством математического маятника 97 KB
  Цель работы: определить ускорение свободного падения в поле тяготения Земли методом математического маятника.
2495. Перевірка вмінь запису чисел римською системою числення. 32.5 KB
  Сформувати практичні навички в учнів про запис чисел римською системою числення. Розвивати увагу; розвивати процес зорового сприймання чіткості.
2496. Изучение математического маятника. Изучение колебаний груза на пружине 28.97 KB
  Цель: определить ускорение свободного падения методом математического маятника. Математический маятник – это материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити. Составить уравнение гармонических колебаний для пружинного маятника.
2497. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити 18.51 KB
  Цель: установить математическую зависимость периода нитяного маятника от длины нити маятника. Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью может служить тяжёлый шарик, размеры которого весьма малы по сравнению с длинной нити, на которой он подвешен (не сравнимы с расстоянием от центра тяжести до точки подвеса).
2498. Микроэкономика. Экономика как система наук 222.5 KB
  Экономические блага. Потребности, ресурсы и факторы. Способ производства, экономические отношения, их структура. Экономические категории и законы. Экономические интересы, стимулы и заинтересованность. Экономический строй первобытнообщинного способа производства. Товар и его свойства. Меновая стоимость. Двойственный, противоречивый характер труда, создающего товар.
2499. Основы русского языка 243 KB
  Разновидности языка. Культура речи. Коммуникативные качества культурной речи. Взаимосвязь речь – речевая культурная ситуация. Коммуникативно-конгитивный процесс. Речевые нарушения в устном и письменном высказывании.