13761

Портрет в искусстве России

Эссе

Культурология и искусствоведение

Портрет в искусстве России. 18 век в России называют веком портрета. Портрет самое бесспорное достижение нашей национальной школы именно благодаря чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рок...

Русский

2013-05-13

123 KB

239 чел.

Портрет в искусстве России.

           18 век в России называют веком портрета. Портрет -  самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря  чему русская живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и другие. В середине 18 века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808) -  мастер камерного, интимного портрета. Он наделял  модели своей собственной одухотворенностью. Для его работ характерно: « мерцание красок», «зыбкость, воздушность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «загадочность и таинственность».

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение лёгкости тканей бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет называют «русской Джокондой».

                                                               …Её глаза -  как два тумана,

                                                                  Полуулыбка, полуплач,

                                                                  Её глаза – как два обмана,

                                                                  Покрытых мглою неудач.

                                                                  Соединенье двух загадок,

                                                                  Полувосторг,  полуиспуг,

                                                                  Безумной нежности припадок,

                                                                  Предвосхищенье смертных мук…

Более 100 лет назад поэт Я. П.Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный  Владимиром  Лукичом  Боровиковским (1757-1825). Поэт долго оставался в задумчивости перед большим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её сложилась несчастливо, и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо-живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…                                                                                    

                                                                Она давно прошла – и нет уже тех глаз

                                                                И той улыбки нет, что молча выражали

                                                                Страданье – тень любви и мысли -  тень  

                                                                 печали.

                                                                 Но красоту её Боровиковский спас.

                                                                 Так  часть души её от нас не улетела.

                                                                 И будет этот взгляд и эта прелесть тела

                                                                 К ней равнодушное потомство

                                                                             привлекать,

                                                                 Уча его любить, страдать, прощать,                                                                                               

                                                                 мечтать…

Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.                                                                     Любите живопись, поэты!

Лишь её, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19198. Взаимодействие рентгеновского излучения с твердым телом (фотоэффект, эффект Комптона) 353 KB
  Лекция 10 Взаимодействие рентгеновского излучения с твердым телом фотоэффект эффект Комптона. Сечение фотоэффекта и его связь с линейным коэффициентом поглощения рентгеновского излучения. Расчет массового коэффициента поглощения для полиатомных образцов. Полезно
19199. Характеристики электронных пучков. Источники ускоренных электронов. Термоэмиссионные и автоэмиссионные катоды и их характеристики 141 KB
  Лекция 11 Характеристики электронных пучков. Источники ускоренных электронов. Термоэмиссионные и автоэмиссионные катоды и их характеристики. Основные узлы и характеристики электронной пушки. Электронные пучки принято разбивать на два класса: Электронные пучки ...
19200. Параметры ионных источников. Конструктивные элементы ионных источников. Дуоплазматрон и ионный источник Пеннинга 113.5 KB
  Лекция 12 Параметры ионных источников. Конструктивные элементы ионных источников. Дуоплазматрон и ионный источник Пеннинга. Ионный источник устройство для получения в вакууме ионного пучка пространственно сформированного потока ионов скорость направленного дви...
19201. Магнитные масс-анализаторы. Понятие разрешения по массам. Квадрупольные масс-анализаторы 155.5 KB
  Лекция 13 Магнитные массанализаторы. Понятие разрешения по массам. Квадрупольные массанализаторы. Для выделения из ионного пучка ионов нужной массы используются массанализаторы массспектрометры. Наиболее часто в установках элементного анализа применяются магнит...
19202. Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях 71 KB
  Лекция 14 Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях. Адсорбция остаточных газов на поверхности образца. Методы очистки поверхности. Состояние разреженного газа при давлении ниже атмосферного принято называть вакуумом....
19203. Детекторы заряженных частиц – канальные электронные умножители и микроканальные пластины. Поверхностно-барьерный детектор 128.5 KB
  Лекция 15 Детекторы заряженных частиц канальные электронные умножители и микроканальные пластины. Поверхностнобарьерный детектор. Твердотельный рентгеновский спектрометр. В настоящее время наиболее распространенными детекторами заряженных частиц являются канал...
19204. Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях. Адсорбция остаточных газов на поверхности образца 123 KB
  Лекция 16 Основные понятия вакуумной техники. Длина свободного пробега ионов при различных давлениях. Адсорбция остаточных газов на поверхности образца. Методы очистки поверхности. Состояние разреженного газа при давлении ниже атмосферного принято называть вакуумом....
19205. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СВОЙСТВА ПЛАЗМЫ 254 KB
  Лекция № 1. Плазма коллективное состояние заряженных частиц ионизованного газа. Пространственные и временные масштабы разделения зарядов в плазме. Идеальная и неидеальная вырожденная плазма. Холодная газоразрядная горячая и релятивистская плазма. I. ОСНОВНЫ...
19206. Траектории заряженных частиц в однородных электрическом и магнитном полях 603 KB
  Лекция № 2. Траектории заряженных частиц в однородных электрическом и магнитном полях. Отклонение и фокусировка заряженных частиц в постоянном электрическом поле. Фокусировка в плоском и цилиндрическом конденсаторах. Электростатические энергоанализаторы. Фокусиро