13787

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ [1] 1. Понятие основных принципов международного права. Источники международного права. Понятие и виды субъектов международного права. [2] 2. Понятие и основные принципы коллективной безоп

Русский

2013-05-13

205.5 KB

36 чел.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
  

[1] 1. Понятие основных принципов международного права. Источники международного права. Понятие и виды субъектов международного права.

[2] 2. Понятие и основные принципы коллективной безопасности. Система коллективной безопасности в рамках ООН.

[3] 3. Нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов, их источники и содержание. Понятие и состав Вооруженных Сил по международному праву. Средства и методы ведения вооруженной борьбы. Юридические запреты применения некоторых видов оружия массового уничтожения и обычного оружия. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Женевская конвенция 1949 года.

[4] 4. Формы прекращения военных действий и состояния войны. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности: политическая и материальная ответственность. Уголовная ответственность физических лиц.

1. Понятие основных принципов международного права. Источники международного права. Понятие и виды субъектов международного права. 

       Международное гуманитарное право (МГП) представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.

       МГП (называется также "правом вооруженных конфликтов", "правом войны" или "законами и обычаями войны") является отраслью международного публичного права и состоит из права Женевы и права Гааги.

       Международное гуманитарное право включает в себя такие разделы, как запрещение агрессии, укрепление международного мира и безопасности, разоружение, проведение миротворческих операций, гуманитарная помощь и т.д.

       Современное международное гуманитарное право признает агрессивные войны преступлением против мира и предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров или конфликтных ситуаций.

       К сожалению, государства продолжают обращаться к военной силе для разрешения возникающих между ними споров. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе военных действий. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация. Вот почему МГП называют еще и правом вооруженных конфликтов, или законами и обычаями войны.

       К настоящему времени международное сообщество государств выработало целый ряд важнейших актов, нормы которых признаны регулировать применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивать защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения. Эти нормы, обязательные для применения воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных (внутренних, локальных) вооруженных конфликтов, устанавливают международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за нарушения.

Основные принципы международного права.

       Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

      
Принцип неприменения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

       Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

      
Принцип мирного разрешения споров. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций ГА, среди которых можно выделить Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г. Первым многосторонним актом, установившим этот принцип, был Статут Лиги Наций.

       В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергалось угрозе мир и безопасность и справедливость”.

      
Принцип уважения прав человека. Закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и полит правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

      
Принцип суверенного равенства. В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, кот гласит: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”. Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств.

      
Принцип невмешательства. В Уставе ООН говорится, что он не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения, всеобщему уважению прав человека.

      
Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Статут Лиги Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальной целостность государств-членов. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

      
Принцип нерушимости границ. В Декларации о принципах международного права содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: “Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

      
Принцип равноправия и самоопределения народов. Принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей Организации указано: “Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира”.

       Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права: “Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой полит статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН”.

      
Принцип сотрудничества. Идея всестороннего сотрудничества воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах международного права. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены также основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

      
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. В отличие от других принципов, кот складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права.

       Принцип закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

Источники международного права, их формирование и развитие.

       Законы и обычаи войны сформировались и получили международно-правовое закрепление не сразу. Они имеют длительную историю своего развития. Заметный вклад в развитие законов и обычаев войны внесла Россия.

       На Руси правила ведения войны были традиционно менее жестокими, чем в других государствах. Хорошо известна обычная для Древнерусского государства норма «0 заблаговременном объявлении войны». В период правления Петра 1 было установлено, что режим военного плена распространяется на комбатанта – военнослужащего регулярной армии и партизана, воюющего в составе иррегулярных сил. Устав 1716 г категорически запрещал убивать пленных после капитуляции гарнизона или воинской части, им же устанавливается смертная казнь за разграбление неприятельских городов и сел, занятых без сопротивления. Тогда же появляется требование сохранять школы, больницы, церкви, частные здания в населенных пунктах, занимаемых русскими войсками. В этот же период были установлены правила гуманного отношения к раненым, больным, старикам, женщинам и детям, а также строгие меры наказания за отступления от этих правил.

       Возникновение современного международного гуманитарного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в. в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц; государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу. Устанавливается норма, запрещающая применение вооруженной силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

       Считается, что МГП возникло в 1864 г. после первой Женевской конференции, в которой участвовали представители 16 государств, принявшие "Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны".

       МГП развивалось постепенно, очень часто уже после событий, во время которых оно было необходимо. В хронологическом порядке развитие МГП выглядело следующем образом:

1864 г. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

1868 г. Санкт-Петербургская декларация (запрещение использовать на войне некоторые виды пуль).

1899 г. Гаагские конвенции, касающиеся, в частности, законов и обычаев сухопутной войны и применения к морской войне принципов Женевской конференции 1864 г.

1906 г. Пересмотр и развития Женевской конвенции 1864 г.

1907 г. Пересмотр Гаагских конвенций 1899 г. и принятие новых конвенций.

1925 г. Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

1929 г. Две Женевские конвенции:

пересмотр и развитие Женевской конвенции 1906 г.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными (новая).

1949 г. Четыре Женевских конвенций:

Об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях

Об улучшении участи раненых, больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава окруженных сил на море;

Об обращении с военнопленными;

О защите гражданского населения (новая).

1954 г. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

1972 г. Конвенция о запрещении разработки, производства накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении.

1977 г. Два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г., которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов.

1980 г. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Эта конвенция включает:

Протокол (I) о необнаруживаемых осколках;

Протокол (II) о запрещении ограничении применении, мин-ловушек и других устройств;

Протокол (III) о запрещении ограничении применения зажигательного оружия.

1993 г. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

1995 г.Протокол, касающийся ослепляющего лазерного оружия (Протокол IV (новый) к Конвенции 1980 г.).

1995 г. Пересмотренный Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II (пересмотренный) к Конвенции 1980 г.).

1997 г. Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

Понятие права международных договоров.

       Юристы нередко замалчивают существо процесса заключения международных договоров, сводя его к чисто техническим моментам безотносительно к формированию соглашения.

       Международный договор “заключен”, когда государства определенно выразили свою волю быть им связанными”. Поскольку речь идет о письменных договорах, то это выражение согласия должно происходить в определенной форме, и документы, в которых оно выражается, должны быть составлены специально для этой цели. В более широком смысле “заключение” означает “совокупность процедур с применением “различных документов”, посредством которых обосновывается существование международных договоров”.

Стадии заключения международных договоров.

       Венская конвенция о праве договоров 1969 г. определила три стадии заключения договоров (ст.9-11). Первая стадия - принятие текста. Текст принимается по согласию всех участвующих в его составлении, а для многостороннего договора - большинством в две трети участников конференции. Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств. Вторая стадия - установление аутентичности текста, которое осуществляется путем подписания, подписания или парафирования текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Третья стадия - согласие на обязательность договора, которое может быть выражено подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от порядка, предусмотренного в самом договоре. Право на участие распространяется на все перечисленные стадии. Оно существует независимо от признания государства или его правительства другими участниками. Исключение составляет случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народов и наций на самоопределение и представляющий собой режим колониального угнетения. Прецедентом является серия решений, принятых в период 1965-1979 гг. Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН относительно расистского режима в Южной Родезии.

       Таким образом, заключение международных договоров - процесс становления договорной нормы международного права и формирования соглашения между государствами, выраженный в ряде последовательных стадий и юридических действий, содержание которых зависит от взаимных интересов, намерений, позиций, законодательства и практики сторон, от существа, предмета, и целей договорённости.

       Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации” в ст.2 определяет заключение международного договора как выражение согласия Российской Федерации на обязательность для неё международного договора.

Понятие и виды субъектов международного права.

       Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МП:

Государства.

Союзы государств.

Международные организации.

Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

       Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

       Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

       Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7)
следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство: 

Главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

       Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ “О международных договорах РФ” полностью соответствуют сложившейся международной практике: “Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий”.

       Таким образом, резюмируется, что
глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

       В отличие от вышеуказанных должностных лиц
глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации без предъявления полномочий могут только принимать текст договора. На подписание договора посол или глава представительства должны получить полномочия.

       Что касается должностных лиц, которые обязаны получить полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ, такие полномочия предоставляются: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации либо от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации; в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.

       Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации; в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

       Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.

       Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом или Правительством в соответствии со ст.11 Закона, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров или на проведение переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.

       Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются министром либо одним из его заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная печать МИД.

       Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании и в пределах свои полномочий. Любой акт по заключению договора, совершенный лицом, на то не уполномоченным или в нарушение полномочий, не порождает для государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не будет подтвержден компетентным органом этого государства.

       Уполномоченный должен представлять реально существующего субъекта международного права или его органы. Советский Союз, а вслед за ним и РФ никогда не признавал действительными полномочия, выданные органами, которые не представляют данное государство в международных отношениях (марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.). Представители свергнутых правительств могут продолжать участие в переговорах о заключении договора лишь в том случае, если они получают полномочия от нового правительства.




  

2. Понятие и основные принципы коллективной безопасности. Система коллективной безопасности в рамках ООН. 

       Наука трактует понятие коллективной безопасности как историческую категорию, определяющую состояние защищенности общества, государства, содружества государств от противоправных внешних и внутренних посягательств на их жизненные интересы.

       Исторический опыт свидетельствует, что практически ни одному государству в мире не удавалось вести свою активную военную политику в одиночку, изолированно от существующих и возможных коалиций и группировок. Если страны и не состояли в военных союзах, то под влиянием геополитического фактора международной обстановки, стратегической ситуации, особенностей, традиций, национального менталитета они выстраивали целую систему разнообразных отношений к существующим коалициям.

       Создание региональных механизмов коллективной безопасности – жизненно важная потребность. Ее реализация облегчается общей заинтересованностью стран в объединении усилий по урегулированию вооруженных конфликтов, охране государственных границ, восстановлению эффективного сотрудничества во всех сферах, в том числе в обеспечении коллективной безопасности, в поддержании боеспособности армии и флота. Наряду с названными причинами существует много других факторов, которые являются предпосылками для объединения усилий по защите национальных интересов и обеспечение коллективной безопасности. Так, например, для разработки новых систем вооружений, их производства, требуются огромные капиталовложения. Единицы стран в мире не могут самостоятельно содержать орбитальную группировку в космосе, без которой ни связь, ни разведку, ни управление в современных условиях не обеспечить. Поэтому коллективная безопасность является объективной реальностью. Однако,
для создания эффективной коллективной безопасности необходим целый ряд факторов: необходимость общих стандартов вооружений, боеприпасов, принципов обучения, совместимых систем управления и др. Это объективная сторона военно-политических отношений. Но есть и субъективная их сторона, когда в зависимости от политических, экономических настроений, течений эти процессы замедляются или ускоряются.

       В качестве основных принципов коллективной безопасности в военно-политической сфере можно выделить следующие:

Дальнейшая разработка единых концептуальных взглядов на проблемы обеспечения национальной и коллективной безопасности, военного строительства, подготовки штабов, войск и кадров;

Сближение основных положений законодательных актов государств-участников в области обороны и безопасности;

Расширение международно-правовой базы сотрудничества на двухсторонней и многосторонней основе;

Достижение межгосударственных договоренностей по совместному использованию элементов военной инфраструктуры, воздушного и водного пространства.


       Все многообразие проблем по обеспечению коллективной безопасности можно условно свести к шести направлениям. Это проблемы территориальные, межэтнические, социально-экономические, оборонные, проблемы государственности и экологические.

       Рассмотрим организацию и принципы коллективной безопасности на примере шести стран-членов СНГ. Договор о коллективной безопасности – ДКБ – из аморфного образования (России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана) превращается в полноценный военно-политический блок.

       Впервые со времен крушения системы Варшавского договора Россия фактически взяла на себя руководство оборонным альянсом, правда, теперь всего лишь на части постсоветского пространства.

       На саммите глав стран – участниц ДКБ в Душанбе принято решение о преобразовании этой структуры в ОДКБ – Организацию договора о коллективной безопасности (явное подражание НАТО – Организации Североатлантического договора). По натовскому образцу введен и пост генсека Совета коллективной безопасности. Шесть президентов договорились и о создании объединенного штаба ОДКБ, который должен начать работу в следующем году. Постоянный совет организации будет собираться два раза в месяц. Решения ОДКБ станут обязательными для стран-участниц – еще один признак полноценного военного блока. Формирование ОДКБ завершилось ,парламенты всех стран-участниц ратифицировали учредительные документы организации (устав и соглашение о правовом статусе), которые были подписаны в октябре 2002 г. на кишиневском саммите.

       Становление ОДКБ происходит в период, когда в мире полным ходом идет выстраивание однополярной системы. И хотя премьер-министр Великобритании утверждает, что пресловутыми «полюсами» должны стать США и Европа, в Старом Свете мало кто тешит себя такими иллюзиями. Иракская война показала, что мир в обозримом будущем должен будет существовать в условиях доминирования США. Неудивительно, что наиболее последовательные оппоненты США в иракском вопросе пытаются консолидировать вокруг себя своих ближайших союзников, чтобы создать если не полноценный другой полюс, то хоть какой-то противовес доминирующей державе.

       В этом отношении России проще, чем Франции и Германии. Почти одновременно с саммитом ДКБ, в Брюсселе главы Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга приняли решение о создании cил быстрого развертывания ЕС, то президента Франции и Германии подвергли критике не столько американцы, сколько ориентированные на США соседи по континенту: британцы, испанцы, итальянцы.

       Францию и Германию обвиняют в провоцировании раскола НАТО, так как cилы быстрого развертывания планируется создать независимо от традиционных североатлантических структур. И заявления о том, что никто не собирается отрицать принципы натовской солидарности, не помогают.

       Россия же действует на постсоветском пространстве – по молчаливому признанию всего мира – в сфере своих собственных интересов (несмотря на то что в последнее время этой сферой все больше интересуются США). Более того, одна из задач ДКБ – противостоять международному терроризму, вновь активизирующемуся в Афганистане (трое из шести участников альянса находятся в Центрально-Азиатском регионе). А США, несмотря на военные успехи конца 2001 г., так и не удалось добить ни талибов, ни «Аль-Каеду». Еще одна проблема, которую призвана решать организация, – противодействие наркотрафику – также не может вызывать раздражение американцев. Президент Белорусии поделился с прессой мыслями, которые могут встревожить администрацию США: «Определенные силы в ООН ведут к слому системы международной безопасности... Нам нужна более гибкая координация наших действий в критические моменты».

       Старая система международной безопасности декларировала принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств без санкции Совбеза ООН (разумеется, он нарушался, но то были исключения). Теперь же, после успеха в Ираке, есть соблазн перманентного «экспорта демократии» в другие страны. Причем совсем не обязательно с применением крайнего средства – военной силы. В ряде случаев может хватить массированного военно-политического давления, при котором аргументы дипломатов будут подкрепляться недвусмысленной угрозой повторить «иракский сценарий».

       Если взглянуть на состав военных союзников России, легко сделать вывод, что все они в той или иной степени не соответствуют критериям классической демократии. В наибольшей степени им отвечает Армения, но в этой стране результаты недавних президентских выборов были с явным скептицизмом восприняты европейскими наблюдателями. Белоруссия давно стала притчей во языцех для всего Запада в вопросах соблюдения (точнее, несоблюдения) прав человека. В Казахстане и Киргизии наиболее влиятельные лидеры оппозиции либо сидят в тюрьме по обвинениям в экономических преступлениях, либо живут в эмиграции). Что касается Таджикистана, то раздел власти в этой стране между кулябским и памирским кланами (то есть сторонниками президента Рахмонова и исламистами) привел лишь к внешнему соблюдению демократических процедур.

       США вовсе не намерены «отпускать» всем постсоветским правителям их грехи, даже если те публично подчеркивают свою приверженность дружбе с Америкой. Пока, похоже, только лидеру Узбекистана дана вашингтонская индульгенция. Правда, тому повезло: его оппозиционеры в основном принадлежат к лагерю исламских фундаменталистов, а борьбу с ними американцы грехом не считают. Россия для стран СНГ куда более удобный партнер – она правозащитными вопросами не интересуется и дружит даже с Туркменбаши.

       Для военно-политической интеграции в обход американцев есть еще одна веская причина. Это сложная внутриполитическая ситуация в большинстве стран – членов ДКБ.

       Вот и льнут постсоветские лидеры к России как оплоту стабильности, оформляя свое сближение с ней то в рамках формируемой ОДКБ, то ЕврАзЭС – экономического аналога оборонного договора, в который входят пять из шести членов ДКБ (а шестой – Армения только что стала в ЕврАзЭС наблюдателем).

       Что касается самой России, то для нее ОДКБ – идеальный ответ тем, кто упрекает Владимира Путина, что, тот «сдал» СНГ американцам, усугубив и без того непростую для России геополитическую ситуацию. Да, вооруженные силы США пользуются взлетно-посадочными полосами в Киргизии – но зато теперь там же будет авиабаза ОДКБ (в городе Кант). Таджики хотят отозвать из своей армии российских военных советников и тянут с ратификацией договора о создании у себя военной базы РФ – зато Рахмонов на душанбинском саммите стал председателем ДКБ. Россия «потеряла» Грузию, подписывающую все новые военные соглашения с США, – зато «подтянула» к себе Армению, которая в последние годы существования СССР была среди наиболее активных сторонников ликвидации Союза.

       Новый аналог Варшавского договора, впрочем, означает и фактическое признание заката СНГ. Действительно, трудно представить себе в одном военном альянсе Армению и Азербайджан, так и не решивших карабахскую проблему. О «проамериканской» Грузии говорилось выше. Украина всячески демонстрирует свое желание интегрироваться в НАТО. Узбеки оказывают знаки внимания американцам, Туркменбаши принципиально сторонится любых военных союзов, балансируя между Россией и Ираном. Балансируют и правящие молдавские коммунисты – между Россией и Западом, от финансовой поддержки которого зависит их страна. Так что реальное влияние на постсоветском пространстве теперь будут иметь новые организации типа ДКБ или ЕврАзЭС, а отношения между Россией и государствами СНГ, в эти организации не входящими, будут строиться преимущественно на двусторонней основе. Впрочем, это не означает, что Содружество будет распущено, – оно пока никому особенно не мешает.

       Все большее распространение в международной практике получает разработка текстов международных договоров о коллективной безопасности в международных организациях. Проекты договоров, которые носят особо сложный или специальный характер, подготавливаются международными органами, в частности органами ООН. В соответствии с уставом, ООН ставит перед собой цель “быть центром для согласования действий наций” в решении важнейших вопросов коллективной безопастности. Очевидно, что в достижении этой цели важную роль должны играть усилия ООН по выработке международных соглашений, которые путём согласования интересов многих государств были бы направлены на решение важнейших международных вопросов. В частности, в п. 3. ст.62 Устава говорится: “Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию”. Для рассмотрения подробнее вопросов Экономический Социальный Совет вправе созывать международные конференции.

       За прошедшие после создания ООН годы в соответствующих органах этой организации были выработаны проекты некоторых конвенций по коллективной безопасности. Так, проект договора о принципах деятельности государств в космическом пространстве вначале разрабатывался юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и пакты о правах человека - Комиссией по правам человека, конвенции, кодифицирующие международное право, - Комиссией международного права ООН. В ООН разрабатывались такие важные конвенции, как Конвенции по предупреждению и борьбе с геноцидом и апартеидом, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества,

       Договор о нераспространении ядерного оружия и др. Некоторые из них предварительно составлялись Секретариатом ООН.

       Окончательное согласование текстов указанных договоров проходило на Генеральной Ассамблее ООН. Большую работу здесь проводят главные комитеты Генеральной Ассамблеи, в том числе и комитет по коллективной безопасности. Получая от вспомогательных и других органов ООН проект международного договора, Генеральная Ассамблея решает, если находит заключение договора целесообразным, либо созвать специальную конференцию государств для принятия текста договора, либо передает проект договора для обсуждения одному из своих главных комитетов. В этом случае соответствующий комитет обсуждает представленный проект, вносит в него необходимые изменения и представляет окончательный текст договора на утверждение Генеральной Ассамблеи. Так, по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1961 году была созвана конференция для обсуждения представленного Комиссией международного права проекта статей о дипломатических сношениях, в 1968 - 1969 годах состоялась конференция для обсуждения представленного Комиссией международного права проекта статей по праву международных договоров, а в 1977 году – конференция ООН по правопреемству государств в отношении международных договоров. В то же время договор о принципах деятельности государств в космическом пространстве, подготовленный Комитетом по использованию космоса в мирных целях, был принят Генеральной Ассамблеей после его обсуждения в Первом комитете (политические вопросы и вопросы безопасности) Генеральной Ассамблеи. Международные пакты о правах человека, подготовленные Комиссией по правам человека были приняты.

       Генеральной Ассамблеей после их обсуждения в Третьем комитете (социальные и гуманитарные вопросы). Конвенция о специальных миссиях, подготовленная Комиссией международного права, была принята Генеральной Ассамблеей после ее обсуждения в Шестом (юридическом) комитете Генеральной Ассамблеи ООН.

       Значительную работу по подготовке международных договоров по коллективной безопасности проводят специализированные учреждения ООН.

       Нужно, однако, отметить, что до сих пор не существует какой-либо унифицированной процедуры разработки международных договоров в рамках ООН или под ее эгидой. Процесс этот различен и зависит от вида разрабатываемого договора. В настоящее время в ООН изучается вопрос о методах заключения многосторонних договоров, разрабатываемых в рамках ООН, с тем, чтобы были приняты меры к усовершенствованию и выбору наиболее целесообразных методов их разработки.

       Однако роль ООН не следует переоценивать. Некоторые учёные склонны видеть в деятельности ООН по выработке конвенционных норм коллективной безопасности зримые признаки высшего правотворчества, стоящего над государствами. ООН рассматривается как надгосударственный орган, осуществляющий международное законодательство. Но на самом деле речь не идёт об ограничениях суверенитета, т. к. ООН лишь оказывает помощь государствам в выработке и заключении международных соглашений. ООН имеет возможность это делать в силу тех полномочий, которые она получила от государств - членов ООН. Поэтому участие ООН в заключении международных соглашений должно рассматриваться как реализация суверенных прав государств в этой области. Подобная реализация прав выгодна государствам, поскольку ООН облегчает международное сотрудничество.

       Любая система юридических норм, как бы блестяще она ни была разработана, не имеет права на существование, если она реально не воздействует на общественную жизнь. Право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Сами по себе правовые нормы являются лишь выражением абстрактной возможности и долженствования к действительному поведению субъектов, а поэтому реальное содержание регулятивных свойств может проявиться лишь через процесс реализации. Иначе говоря, без осуществления права, без наполнения его норм живым практическим содержанием, связанным с исполнением субъектами права его предписаний, теряется значение правового регулирования общественных отношений. Только реализация правовых предписаний в практической деятельности позволяет достигнуть того результата, к которому стремятся создатели правовых норм и который, по их мнению, должен привести к определяемой этой нормой полезной цели.

       Приведенные выше положения о значении осуществления права для процесса правового регулирования общественных отношений имеют самое непосредственное отношение как к международному праву в целом, так и к международному гуманитарному праву, в частности.

       В основе существующего механизма имплементации норм международного гуманитарного права лежит обязательство государств, сформулированное в ст. 1, общей для всех Женевских конвенций 1949 года: "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию".

       Анализ положений Женевских конвенций 1949 года, Дополнительных протоколов к ним 1977 года и других международно-правовых документов к средствам обеспечения реализации международного гуманитарного права на международном уровне позволяет отнести:

расследования в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года;

установление фактов в соответствии со ст. 90 Дополнительного протокола I;

принятие мер государствами совместно или индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН;

назначение Державы-покровительницы;

назначение субститута Державы-покровительницы;

организацию международного контроля в соответствии с Исполнительным регламентом к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.;

институциональный механизм, определяемый гл. 6 Второго протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. от 26 марта 1999 г.;

действия совместно, через посредство Комитета по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, или индивидуально, в сотрудничестве с ЮНЕСКО и ООН и в соответствии с Уставом ООН;

международные трибуналы и Международный уголовный суд после его создания;

деятельность Международного Комитета Красного Креста.


       К правовым и организационным средствам обеспечения осуществления международного гуманитарного права на внутригосударственном уровне, составляющим основу национального имплементационного механизма, относятся:

закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне;

система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств;

национальная правоприменительная практика;

организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного гуманитарного права.


       На содержание этих средств оказывает воздействие характер международно-правовых норм, содержащихся в гуманитарных договорах, и особенности внутригосударственной правовой системы.

       В международном гуманитарном праве содержатся два вида норм - самоисполнимые и исполнение которых зависит от помощи национального права.

       Для того, чтобы положения международных договоров были точно определены как самоисполнимые нормы, их формулировка должна быть достаточно ясной и полной для того, чтобы дать непосредственные результаты в пределах национального права, т.е. содержащиеся в них предписания должны прямо наделять государственные органы, юридических и физических лиц участника договора правами и обязанностями без вмешательства со стороны национального законодателя. При этом, как совершенно справедливо замечает бельгийский профессор Э. Давид: "Тот факт, что международная норма может быть подвергнута процедуре приема во внутреннее право, не означает отсутствия прямого действия".




 

  

3. Нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов, их источники и содержание. Понятие и состав Вооруженных Сил по международному праву. Средства и методы ведения вооруженной борьбы. Юридические запреты применения некоторых видов оружия массового уничтожения и обычного оружия. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Женевская конвенция 1949 года. 

       Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, занимает особое, специфическое место в области международного права, является определенной системой юридических принципов и норм, имеет отраслевой объект, предмет и методы регулирования, а также свои функции. Такой "набор" качеств этой системы свидетельствует о наличии самостоятельной отрасли международного права.

      
Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах ,представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между воюющими, их отношения с нейтральными странами, а также устанавливающих правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны.

       Такой подход позволяет выделить четыре
главные цели данной отрасли права. Во-первых, регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения.

      
Международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, имеет определенные рамки и границы познания. Речь идет об объекте и предмете исследования. Вообще под объектом понимается то, на что направлена познавательная или иная деятельность. Объект обозначает определенные границы и пределы деятельности субъекта. Предмет (в частности, предмет познания применительно к данной отрасли международного права) это вовлеченные в процесс практической деятельности исследователя стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые подлежат познанию. Справедливо утверждение, что объект есть фрагмент мира самого по себе, тогда как предмет познания есть фрагмент мира для нас.

      
Объектом данной отрасли международного права являются общественные отношения, складывающиеся между воюющими в период вооруженного конфликта. Предмет составляют отношения по поводу защиты жертв войны и правил ведения вооруженной борьбы.

       Методом создания норм международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах, является согласование воль субъектов, взаимодействующих в международных отношениях.

       Нормы МГП вступают в действие с началом вооруженного конфликта и прекращаются с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории - по окончании оккупации.

       До возникновения МГП вооруженные конфликты регулировались при помощи неписаных норм, основанных на обычаях. Затем постепенно стали появляться более или менее тщательно разработанные двусторонние соглашения (картели), которые воюющие стороны подписывали уже после битвы. Существовали также наставления, разрабатываемые государствами для своих вооруженных сил.

       В конце XIX - начале XX в. осуществляется кодификация (т.е. объединение действующих правовых актов в стройную, внутренне согласованную систему) законов и обычаев войны. Наиболее важными международными документами, в которых нашли отражения законы и обычаи войны того периода, были Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г.

       В отличие от Гаагских конвенций 1907 г. ("Гаагское право"), устанавливающих правила проведения военных операций, Женевские конвенции ("Женевское право") охраняют права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в военных действиях. В этом их принципиальное различие.

       В России много делается для того, чтобы нормы национальной законодательства привести в соответствие с международными документами, регулирующими порядок ведения военных действий, меры защиты жертв войны и I гражданского населения. Все это нашло отражение и в документах, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации (схема 2).

       Так, Конституция Российской Федерации объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью российской правовой системы.. В основных положениях Военной доктрины Российской Федерации предусмотрено, что соблюдение международных обязательств является основным принципом политики в области военной безопасности.

      
В законах "Об обороне", "О гражданской обороне", "О безопасности" содержатся положения, указывающие, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. В законе "О статусе военнослужащих" определяется, что важнейшими принципами деятельности военнослужащих являются гуманизм, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

       Существенное значение для практического воплощения в жизнь норм законов и обычаев войны Вооруженными Силами нашего государства сыграл
приказ министра обороны № 75 от 19 февраля 1990 г., которым были доведены до сведения всех военнослужащих требования Женевских конвенций о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним. Этим же приказом введено в действие Руководство по применению Вооруженными Силами норм международного гуманитарного права (так, в приказе названы действующие законы и обычаи войны).

       Конечно, далеко не все вопросы применения законов и обычаев войны нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. Поэтому работа в этом направлении ведется постоянно. Так, 8 августа 2001 года министром обороны Российской Федерации утверждено
"Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации". Оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к МГП, участницей которых является Россия.

       Документы, регламентирующие подготовку и ведение военных (боевых) действий, пополнятся Боевым уставом Сухопутных войск, где в части III говорится о том, что каждый военнослужащий должен знать и соблюдать нормы МГП.

       Безусловно, эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. Российским законодательством установлено, что
обязанность военнослужащих - знать и уметь применять международно-правовые нормы. Так, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в числе их общих обязанностей называет соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ содержится прямое предписание каждому военнослужащему - знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

       Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (государства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состояние, называемое войной

ЛОКАЛЬНАЯ ВОЙНА

       Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВОЙНА

       Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели

КРУПНОМАСШТАБНАЯ ВОЙНА

       Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира.

Запрещенные средства и методы ведения военных действий

       Средства ведения военных действий — это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению.

      
Методы ведения военных действий — это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

       Средства и методы ведения военных действий
делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.

       Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

      
Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. Еще в древности римские юристы провозгласили правило, согласно которому война ведется оружием, а не ядом. Впервые вопрос о международно-правовом запрещении химического и бактериологического оружия был поставлен на Гаагской конференции 1899 года. Положения, запрещающие применение химического оружия в условиях войны, содержатся в ряде других международно-правовых актов.

      
Запрещенным средством ведения войны является бактериологическое (биологическое) оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать эпидемии таких опасных болезней, как чума, холера, тиф и др.

       Юридической основой запрещения применения данного вида оружия массового уничтожения является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года.

      
В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.

      
Не выработано и универсальных норм, исключающих возможность применения так называемых новых видов оружия массового уничтожения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т. п.).

       Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года, запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Виды вооруженных конфликтов и статус участников вооруженных конфликтов по международному праву.

       Современное международное право запрещает применение военной силы и угрозы силой как способа разрешения международных разногласий. Агрессия квалифицируется как международное преступление. Однако локальные вооруженные конфликты, сопровождающиеся сотнями человеческих жертв, - нередкое явление для современных международных отношений.

Виды вооруженных конфликтов

       Международное гуманитарное право не дает точного определения вооруженного конфликта. Однако из содержания норм международного гуманитарного права (далее - МГП) можно сделать вывод, что вооруженный конфликт - это столкновение между двумя либо группой государств с применением вооруженных сил. Отсюда вытекает, что основным субъектом международного вооруженного конфликта является государство. В современных условиях субъектом международного вооруженного конфликта может стать и международная организация, имеющая право, согласно Уставу, применять коллективные вооруженные силы в качестве санкции против государства-агрессора (ООН), либо оказать помощь государству-члену, подвергнувшемуся нападению со стороны другого государства.

       В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены, прежде всего, своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года.

      
Вооруженные силы воюющих сторон состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов” (п. 1 ст. 43).

      
Международное гуманитарное право делит всех участников военных действий в период международных вооруженных конфликтов на сражающихся (комбатантов) и несражающихся. В основе такого деления лежит причастность указанных лиц к процессу ведения военных действий. Комбатанты являются непосредственными участниками вооруженных конфликтов, относясь, как правило, к регулярным вооруженным силам.

       Не сражающиеся по роду своей деятельности не принимают непосредственного участия в вооруженной борьбе. Имеющееся у них оружие применяется ими главным образом в целях самообороны и охраны вверенного им имущества, а также лиц, выбывших из вооруженной борьбы, раненых и больных.

       В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к первым относятся:
личный состав регулярных вооруженных сил; ополчение; добровольческие отряды, как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизан .

       Кроме комбатантов, в вооруженных конфликтах могут принимать участие категории лиц, за которыми международное право не признает статус законных комбатантов. К ним относятся
наемники и шпионы.

       Особую категорию лиц, участвующих в вооруженном конфликте, представляют
наемники.

       В ст. 47, п. 2 1-го Дополнительного протокола дается следующее
определение наемника: это любое лицо при наличии следующих признаков:

оно специально вербуется (независимо от места вербовки) для принятия участия в военном конфликте;

должно принимать фактическое и прямое участие в вооруженном конфликте;

мотивом для участия в военных действиях является его корысть, т.е. личная выгода;

чтобы это лицо принимало участие в военных действиях от имени одной из сторон военного конфликта за вознаграждение, существенно превышающее плату комбатанта такого же ранга;

лицо не должно быть гражданином одной из сторон конфликта или проживать постоянно на оккупированной ими территории;

лицо не должно являться военнослужащим вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

наемником не может быть лицо, направленное третьей страной, не являющейся участником конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.


       Следует отличать наемников от добровольцев.

      
Добровольцы - это лица, которые по своему желанию нанимаются в службу к воюющему государству и вливаются в его вооруженные силы с целью защиты этого государства. В отличие от наемников участие добровольцев в военных действиях на стороне одного из воюющих признается международным сообществом государств правомерным.

Понятие и статус военнопленных

       Военнопленным считается любой комбатант, входящий в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и попавший во власть противной стороны. Лица становятся военнопленными и защищаются нормами международного права с момента: 1) вынужденного прекращения боя с врагом; 2) ранения; 3) добровольной сдачи оружия. Впервые статус военнопленных был закреплен IV Гаагской конвенцией 1907 г.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Женевская конвенция 1949 года.

Анализ Женевских конвенций 1949 г. показывает, что воюющим запрещается:

применять к гражданским лицам коллективные наказания, любые меры запугивания и террора;

брать заложников;

брать в рабство и заниматься работорговлей во всех ее формах;

заниматься надругательством над человеческим достоинством;

заниматься грабежом;

осуждать и применять наказания без предварительного судебного решения;

посягать на жизнь раненых и больных, проводить пытки и биологические опыты;

подвергать военнопленных физическому калечению, научным и медицинским опытам, репрессалиям;

применять к военнопленным любые акты насилия, запугивания, а также защищать от любопытства и оскорбления толпы.


Исследование нормативных положений Гаагских и Женевских конвенций позволяет заключить, что нарушением будет являться:

предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению, войскам неприятеля, а также лиц, которые сложили оружие или не имеют средств для защиты;

объявление, что никому не будет пощады, а также отдача на разграбление города или местности, даже взятых приступом;

принуждение населения оккупированной территории воевать против вооруженных сил своего государства, а также принуждение к присяге на верность армии противника;

покушения на жизнь и честь женщин, семейные права, собственность, религиозные убеждения;

осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения;

любые покушения на культурные ценности, памятники архитектуры, храмы, библиотеки, парки, заповедники, зоопарки и ботанические сады.




 

  

4. Формы прекращения военных действий и состояния войны. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности: политическая и материальная ответственность. Уголовная ответственность физических лиц. 

       Окончание военных действий и состояния войны — это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

       Наиболее распространенными
формами прекращения военных действии являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

      
Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.

      
Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение оформляется воюющими сторонами в договорно-правовом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

      
Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о “временных мерах”, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

       Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

      
Капитуляция — это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

       Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно/совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

       Основным международно-правовым средством прекращения состояния воины между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.

       Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 — 1920 годов, которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров.

       После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

       Практике известны и
другие способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г.

       Состояние войны может быть прекращено
принятием двусторонней декларации. Например, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией “прекращалось состояние войны” и восстанавливались “мир и добрососедские, дружественные отношения”.

       Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией — ее расколом на два государства, а с Японией — существованием неурегулированного территориального вопроса.

Ответственность в международном праве.

       Ответственность участников вооруженных конфликтов за военные преступления закреплена в Женевских конвенциях 1949 г. Так, ст.129 Конвенции III устанавливает: "стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения настоящей конвенции". К серьезным нарушениям конвенции относятся: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в армии неприятельского государства или лишения его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

      
Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности.

       Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и являются государства и другие субъекты международного права.

Виды международной ответственности.

       Ответственность государства-правонарушителя существует в конкретных ее видах и формах. Виды ответственности, в зависимости от характера возлагаемых на государство лишений, делятся на политические, материальные и нематериальные.

       В доктрине международного права для обозначения нематериальной ответственности используются, по крайней мере, три термина: моральная, политическая и смешанная, морально-политическая ответственность

      
Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

Уголовная ответственность физических лиц.

       Международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью, по своей природе она отличается от ответственности других субъектов. Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. При этом государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица – международную уголовную ответственность. Совершение лицом преступных деяний во исполнение приказа (правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

       Официальный статус лица также не освобождает его от уголовной ответственности. Конечно, лица, не обладающие качеством органа государства, способны своими действиями реально нанести вред защищаемым международным правом правам другого государства. Сюда относятся покушения на честь и достоинство иностранного государства, оскорбление флага, организация вооруженных отрядов и поддержка мятежа или подрывной деятельности, покушения против представителей иностранного государства и т. п. Государство обязано предотвратить противоправное поведение частных лиц, причиняющее вред иностранному государству, а также наказать лиц, совершивших подобные противоправные деяния.

       К уголовной ответственности физических лиц отнесены такие деяния, которые по законам обеих сторон - запрашивающего государства и запрашиваемого государства - являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше (либо не менее) одного года или более тяжкого наказания. Такое условие характеризует выдачу для привлечения к уголовной ответственности. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено на срок свыше (не менее) шести месяцев или к более тяжкому наказанию.



 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36522. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 60 KB
  Инновация считается осуществленной если она внедрена на рынке или в производственный процесс. Свойства инновации: научнотехническая или организационная новизна производственная применимость коммерческая реализуемость 5 основных признаков инновации по Шумпетеру: новый метод производства использование новой техники новых технологических процессов новый продукт новые свойства известного продукта использование нового сырья новых источников сырья новая или обновлённая структура управления появление новых рынков сбыта. Классификация...
36523. Процедуры общего вида в паскаль 24.5 KB
  Синтаксис: Procedure идентификатор или Procedure идентификатор параметры Замечания: В заголовке процедуры определяются ее идентификатор и набор формальных параметров если таковые есть. Заголовок процедуры сопровождается: 1разделом описаний в котором объявляются локальные объекты 2операторами находящимися между Begin и End которые определяют что должно быть выполнено при вызове процедуры. Вместо частей объявлений и операторов в объявлении процедуры могут присутствовать директивы Forwrd externl или InLine.
36524. Формальные и фактические параметры Правило соответствия 26.5 KB
  В каждую группу включаются параметры одного типа принадлежащие к одной категории. Все формальные параметры можно разбить на четыре категории: 1параметрызначения; 2параметрыпеременные; 2параметрыконстанты 4параметрыпроцедуры и параметрыфункции.
36525. Параметры - переменные, параметры-значения.Механизм передачи в подпрограмму и из нее 28.5 KB
  Список формальных параметров необязателен и может отсутствовать. Если же он есть то в нем должны быть перечислены имена формальных параметров и их типы например: Procedure SB: Rel; b: Integer; с: Chr; Как видно из примера параметры в списке отделяются друг от друга точками с запятой. Несколько следующих подряд однотипных параметров можно объединять в подсписки например вместо Function F: Rel; b: Rel: Rel; можно написать проще: Function Fb: Rel: Rel; Операторы тела подпрограммы рассматривают список формальных параметров как...
36526. Глобальные и локальные типы параметров 23.5 KB
  Глобальные переменные Глобальные переменные в отличие от локальных доступны в любой точке программы.
36527. Параметры процедурного типа и их использование 25.5 KB
  Он основан на введении процедурных типов. Процедурный тип тип представляющий семейство процедур или функций для их использования в программе. Как и любой тип Турбо Паскаля процедурный тип должен быть описан а затем может быть использован для работы с переменными процедурного типа или константами.
36528. Информация, информационные революции, основные этапы. Классификация информации 25.5 KB
  Iя революция – изобретение письменности. IIя революция сер. IIIя революция кон. IVя революция 70е гг.
36529. Возникновение эвм, поколения эвм. Критерии классификации 26 KB
  Возникновение ЭВМ. Поколения ЭВМ. Под поколением ЭВМ понимается серия вычислительных машин обладающих едиными научными и техническими принципами возможностью создания разными коллективами 1е поколение 194650 – элементная база – электронные лампы Стрела Урал1 и.
36530. Характеристика поколений Эвм 25.5 KB
  Под поколением ЭВМ понимается серия вычислительных машин обладающих едиными научными и техническими принципами возможностью создания разными коллективами 1е поколение 194650 – элементная база – электронные лампы Стрела Урал1 и. Программирование – коды ЭВМ. Основной тип – большие ЭВМ.