1379

История Китайской цивилизации

Конспект

История и СИД

Возникновение Китайской цивилизации. Объединение Китая, Империя Цинь. Китай в период правления династии Хань. Китай в период династий Суй и Тан. Первые контакты с европейцами. Обострение социальных противоречий. Манчжурское завоевание и падение династии Мин.

Русский

2013-01-06

158 KB

76 чел.

Вопрос 1.Возникновение Китайской цивилизации.

Древнекитайская цивилизация зародилась в 5-3 тысячелетии до н.э. В среднем течении реки хуанхэ, бассейн этой реки стал территорией формирования этнической общности древних китайцев. Лишь с 1 тысячелетия до н.э. Начинается процесс расширения территорий и китайцы начинают постепенно переходить в район бассейна янцзы и дальше на юг. Русло реки хуанхэ неоднократно перемещалось, меняло свое направление, река часто разливалась, что доставляло немало хлопот китайцам. В древности долина хуанхэ была заросшей лесами, там обитали различные животные, такие как носороги, тапиры, бамбуковые крысы. Почвы этой реки были мягкими и благоприятными для занятий земледелием. Люди располагали свои жилища рядом с рекой хуанхэ, поскольку не умели обрабатывать сухие почвы. Но с середины 1 тысячелетия до н.э. , когда широко распространялись железные орудия, китайцы начали возделывать и твёрдые почвы, осваивая земли Северного Китая. С северо-запада на Древний Китай нападали кочевые племена, они смешивались и точно не установлено на каких языках говорили древние китайцы. В эпоху неолита, в 6-5 тысячелетиях до н.э территория Китая была заселена аустронезийскими племенами, родственными тибетцам и малайцам. У них появляются каменные топоры, глиняная посуда, они занимаются земледелием и животноводством. На западе жили протосинотибетские племена, которые в 5 тысячелетии до н.э расседались с запада по верхнему течению реки хуанхэ и дали начало неолитической культуре - культуре Яншао. Культура Яншао впервые была выделена шведским ученым Андерсоном в 1921 г. в провинции Хэнань. Эта культура знаменита необычной расписной керамической посудой. Она имела яркие цвета от ярко красного до желтых оттенков и она была расписана еще до запекания, что давало цвету еще большую насыщенность. Яншаоская керамика также славилась всяческими узорами. Дома яншаоцев были небольшими, на 1-2 семейные пары, имели квадратную или круглую форму, крыша поддерживалась столбами, обклеенными глиной с соломой, очаг находился чуть ниже земли. Эти дома находились вокруг главного здания, в котором хранились запасы и жили неженатые мужчины. Все поселение было окружено рвом. Основным занятием, помимо ремесла у них было земледелие и скотоводство. Они одомашнили собак и свиней, выращивали просо и чумизу. Занимались охотой и рыболовством, охотились на оленей, бамбуковых крыс и др.Постепенно протокитайцы ассимилировали аустронезийское население в долине р. Хуанхэ, так сформировался древнекитайский этнос. Но существует другая, полицентрическая теория, по которой еще одна культура повлияла на древнекитайский этнос - культура Луншань. Луншань возникла на базе культуры Яншао, но под влияние других, центральноазийских племен. В конце 3 тысячелетия до н.э она проникла во все районы течения р. хуанхэ и сменила яншаоскую культуру. Главным ее достижением была черная керамика, изготовленная с помощью гончарного круга. Появились новые сорта зерна (пшеница), новые виды скота (коза, корова, овца, буйвол). Яншао и Луншань были основой, на которой выросла историческая общность древних китайцев. Вопрос 2. Формирование китайской государственности.

Когда неолитическую эпоху сменяет бронзовый век, появляется пашенное земледелие, колесный транспорт и формируется письменность, в Китае во второй половине 3 тысячелетия появляются элементы протогосударства. Древнекитайская историография начинается с описания периода правления 5 императоров, которая воспринимается как золотой век мудрости.

Первым императором был Хуанди, а самые известные: Яо и Шунь. О этой пятерке описано в древних книгах, но никаких вещественных доказательств не существует. Последний император - Шунь, передал свою власть человеку, спасшему Китай от потопа, которого звали Юй. Юй основал первую в истории Китая династию Ся, передав трон своему наследнику - Ци. Династия Ся стала первой наследственной. Из-за отсутствия достоверных источников невозможно точно говорить о существовании данной династии, но согласно преданию, последний правитель династии Ся был очень жесток, что стало причиной множеству восстаний. Одним из восставших был предводитель племени шан по имени Тан (впоследствии его называли Чэн Тан, что означало Тан-созидатель). Примерно в 1600г. до н.э он сверг этого императора, объединил Поднебесную под своей властью и основал новую династию Шан, впоследствии получившая название Инь и образовал столицу в г. Бо, а гос-во называлось Шан-Инь. Чэн Тан и его приемники были хорошими правителями. Но внезапно в стране начался кризис и чтобы исправить положение и правители начали переносить столицу, за 160 лет столицу переносили 5 раз, но положение государства не менялось. В 19 в. к власти пришел Пань-Гэн (1300-1251). Он сумел восстановить могущество государства, столицей стал город Инь.

В это время культура Луньшань сменилась культурой Инь, сходства в керамике которых были немалые, мало изменился характер земледелия и сельскохозяйственные орудия. Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: Употребление бронзы, возникновения городов, появление письменности. В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения - места сосредоточения ремесел, их можно считать городами. На территории города размещалась многочисленные дворцовые и храмовые здания, возводившиеся на глинобитных платформах. Эти здания поддерживались мощными колоннами, которые устанавливались на каменных или бронзовых основаниях. Появилось много специализированных производств, ремесло отделялось от земледелия. Дошедшие до нас образцы иньской письменности представлены гадальными текстами на костях животных, панцирях черепах и деревянных планках. Гадания и жертвоприношения мог совершать только правитель, так как он считался представителем Бога на земле. Главным Богом был Шан-Ди. Умершим правителям в определенные дни приносили жертвы, так как считали, что их души еще живы. Правитель, который назывался Ван, обладал полной властью, был верховным жрецом, военным руководителем, при нем существовал государственный аппарат, состоящий в основном из родственников. Ван и зачатки армии существовали на доходы с царских полей,другим источником дохода была дань с завоеванных племен, поэтому между племенами велись войны. Власть осуществившись в столице и вокруг нее. Помимо центральной зоны (столица и определенная зона вокруг нее), где господствовал Ван, существовало большое количество владений со своими вождями-правителями -Чжухоу. Они правили в периферийных зонах, признавали власть Вана, исполняли приказы, посылали дань. Они могли рассчитывать на военную помощь Вана в случае вторжения врага на их территорию. Наибольшего могущества иньское государство достигло при Ване У-Дине, правившем во 2 половине 17 века до н.э. При нем в г.Шан были построены новые дворцы и храмы. У-Дин расширил территорию Инь. После смерти У-Дина дом Инь пришел в упадок. Вопрос 3. Эпоха западного Чжоу (1027-771 до н.э).Племя Чжоу жило на западной границе государства Шань-Инь, народ тюрского происхождения, пришли на Хуанхэ с запада в первой половине Иньской эпохи. Племя формально входили в состав Шань-Инь, подверглось их влиянию. Признавали власть Иньского Вана, получали чины, возникали органы местного самоуправления. Шань-Инь слабело, Чжоу становилось сильнее, другие племена захватывали власть, в гос-ве начались бунты, беспорядки, голод. В 1027 г. правитель Чжоу У-Ван собрал огромную разноплеменную армию (тюрки, тибетцы), напал на Иньское гос-во, захватывают столицу- Инь и губит последнего вана династии Шань (Чжоу-Синь), он был жестоким, капризным, деспотичным.Столицей гос-ва Чжоу стал г.Хао (Сиань). С этой династии начинает подниматься история Китая. Падение Инь- переломный момент в истории, оно было компактным, не большим. Новое гос-во было огромным, этнически разным, охватывало бассейн р.Хуанхэ.Эпоху Чжоу делят на два периода: I – Раннее (Западное) Чжоу (1027-771) II- Позднее (Восточное) Чжоу (771-221)Чжоу не стали ломать политическую систему, просто заняли место правящего класса, поделили земли на наделы и раздали (в полную власть) членам правящего дома вождям- помощникам чжоусов. Владельцы-князья назывались Чшухоу, политика не контролировалась, они платили дань в казну Вана и присылали военные отряды. Центральная власть находилась в столице, ей подчинялось ок. 70 уделов, в уделах были военные гарнизоны из воинов Чжоусов. Вокруг гарнизона жило местное население, со временем на месте гарнизонов начали возникать города, имеющие четкую планировку. Чжоусы жили в этих городах и представляли правящий класс. Они называли себя 100 семейств, местное население наз. Черноволосые. Часть местного населения (ремесленники, торговцы) жили в отдельной части города, торговля начинала развиваться, вместо денег были раковины кауры. Чжоусы построили вторую столицу на востоке- г.Лои (Лоян) на р.Ло. с этого времени в Китае 2 столицы. В г.Лои находилась основная часть администрации, главный военный центр, 8 армий, но остальная часть администрации и 6 армий находились в Шане на западе, резиденция правителя находилась там же, поэтому этот период наз Западный Чжоу. Завоеватели Чжоусы принесли с собой культ неба (он характерен для тюрских племен), поклонялись солнцу, небу, звездам. Старых богов подчиняли новым ( таких как Шан-ди). Восприняли Шанскую концепцию души (считали, что сущ 2 души- душа-жизнь, душа-личность). Смерть- это отделение души от тела. Душа-жизнь постепенно умирает, а душа-личность продолжает жить до тех пор пока её вспоминают и дают жертвоприношения . Чжоусы восприняли эту идею и включили в родовой культ. У Чжоусов не было священнослужителей по тюрским обычаям. Глава семьи сам проводи обряды, так же сущ шаманы. Вскоре у Чжоусов поклоненте небу слилось с семейной системой. Правительство- сын неба. Семейные отношения перенесены на религиозные. Если небо отец правителя, значит сын может совершать жертвоприношения. Священнослужащие- единственные люди, которые читали, писали, они становились чиновниками, писцами, управленцами. Большое влияние уделялось морали, постепенно они заинтересовались моралью. Все, что происходило на земле, отражалось на небе. Концепция взаимодействия неба и земли, если церемония не правильна, то может произойти что-то ужасное.В Чжоусском гос-ве возникла новая социальная группа людей-ученое сословие. Положение между знатью и простыми людьми. Чжоусы бережно относились к кульду наследования Инь, распространенное Иньское влияние, распространяло иньцев в разных концах земли. Так Чжоусы сумели создать гос-во, объединяющее разные народы, эффектно им управляли. Появилась легитимность (законность) власти, гадания исчезают.Появляется рабство, они были военнопленными, человеческие жертвоприношения прекращаются. После нескольких веков правления, династия Чжоу начала падать, клонилась к упадку. Чжу-хоу, 5-6 поколений правили наделами, чувствовали независимость от центральной власти. Уделы были сильные, стремились поглотить слабые, все наделы были разные по богатству и влиянию. Начались набеги племен жунов, они находились на низкой ступени развития в первой половине 10 в. до н.э. в это же время начали бушевать князья, в 771г. до н.э- союз северных князей выступил против Ванна, тогда им был Ю-Ван, который был крайне популярен, князья убили его, завоевали весь столичный регион. Приемником стал Пин-Ван, ему пришлось бежать в другую столицу, в г.Лоян. этот период наз. Восточным Чжоу.

ВОПРОС 4. Восточное ЧЖОУ (771-221).Период делится на 2 самостоятельных этапа:«Весны и Осени» (Чуньцю) 770-475«Борющиеся царства» (Чжаньго) 475-221…Период называется Восточным Чжоу, потому что пришлось перенести столицу на восток, в район современного Лояна. . Правитель сидел в Лояне, но его власть не распространялась дальше. В 8-7 веках возникает представление о существовании определенной культурно-генетической общности всех «варваров». Древние китайцы начинают противопоставлять себя «варварам», обозначая свою общность термином хуася или чжуся.В период «Весны и Осени» происходил упадок власти Ванов. Уделы превращались в мощные государства. Князья дань не платили. Сын неба не имел никакой власти, но все его признавали. Один из самых мрачных периодов Китая. Часто родственники убивали друг друга, союзы, клятвы нарушаются. Князья Чжу-Хоу не заботятся о народе, он становится нищим. В первой половине 7 века с запада в долину реки Хуанхэ прорвались полукочевые племена ди, иранского происхождения, эта угроза сплотила князей вокруг одного -самого сильного. Каждый из них претендовал на роль гегемона. Первым царством, добившимся гегемонии было царство Ци, его правитель был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н.э на съезде правителей. После его смерти Ци лишилось положение гегемона. Им стало другое крупное царство- Цзинь- период правления Вэнь-гуна (636-628). Далее после 8 дневной войны с ди, правитель Чу принял титул вана, он стал первым ваном, не признающим верховенство Чжоу.В 475г, разбив Цзинь.Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам, начинается новый период: «Борющиеся Царства». Цзинь удалось добиться реванша только в 575 г. до н.э. в начале 5 века обостряется борьба за гегемонию между царствами У и Юэ. В 493 г. правитель У нанес поражение Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержал победу над армией Ци, разгромил Лу и Сун и в 482 г. добился признания гегемонии У. Примерно через 10 лет после этого настал черед Юэ, разбившего войско соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю, с разделение царства Цзинь на три самостоятельных гос-ва Чжао, Вэй, Хань.Чжаньго («Борющиеся царства»)- эпоха бурных социальныхъ потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая. В этот период начинается Железный век: начинается распространение железа, появление пахотных орудий и тяглового скота, развитие ирригации. В 4 в. китайцы научились выплавлять чугун, во 2 в.- впервые в мире научились выплавлять сталь, использовали в инженерном деле и других областях. Расширение площади пахотных земель, повышение урожайности предопределили кризис системы землевладения и землепользования существовавшей в чжоуском Китае. В середине 1 тысячелетия до н.э оформляется новая система собственности на землю, в некоторых царствах происходит переход к новой форме отчуждения производственного продукта- к поземельному налогу. Впервые он был введен в царстве Лу в 594г, его размер зависел от площади обрабатываемой земли, затем такой налог стали взимать в Чу и в Чжэн. Ремесло и торговля потерпели качественные изменения, ремесленники приравнивались по статусу к простолюдинам, таким же было положение лиц, занимавшихся обменом между отдельными родственными группами. Эти профессии были наследственными. Это способствовало использованию в широком масштабе в ремесле и торговле рабов как производительной силы. В результате отдельные ремесленники и торговцы, относившиеся к низшей прослойке социальной иерархии, могли оказаться более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: кто знатен, тот богат, кто незнатен, тот беден. В этот период центральная власть сохраняется, но формально. Все царства били самостоятельными, воевали друг с другом.

Вопрос 6. Объединение Китая, Империя Цинь.В 391 г. до н.э в Царство Цинь прибыл Шан Ян, чтобы служить правителю. Цинь- самое западное из всех древнекитайских царств, долгое время не играло значительной роли в борьбе за главенство на Среднекитайской равнине. Царство было экономически слабым, не имело сильной армии. Его правитель принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению гос-ва. Население было разделено на группы по 10 семей и введена круговая порука , наказывали тех, кто имел более двух взрослых сыновей, проживающих под одной крышей с родителями; поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; поощрение занятий земледелием и ткачеством; ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг. Вторая волна реформ была в 350 г, Шан Ян разделил царство Цинь на 32 уезда, каждым из которых управлял чиновник, назначенный центром; жители могли свободно покупать и продавать землю, была проведена унификация систем мер и весов.Получилось сильное гос-во, реформы были успешно осуществлены, но сам Шан Ян был казнен по обвинению. Через 13 лет после смерти Шан Яна, в 325 г. царство Цинь провозглашает себя ваном. В 256 г. циньский правитель сверг последнего правителя династии Чжоу, захватил его земли. К 250 г. число государств сократилось с 24 до7, в этом же году должность советника занимал Люй-Бу-Вэй. После смерти правителя Цинь Люй добился, чтобы на престол стал сын наложницы Ин Чжэн, а сам Люй правил гос-вом. Так продолжалось до 256г пока Ин Чжэн не подрос, изгнал Люя из страны, сам начал активные военные действия против своих соседей. В 230 г. царство Цинь наносит решительное поражение Хань и захватывает всю его территорию. В 228-221 гг были разгромлены и др царства, к 221 г. заканчивается процесс объединения страны. Возникает первая Китайская Империя под властью Цинь-ши-Хуан-ди. Возникла проблема управления, столица- г.Сян-Ян, гос-во разделено на 36 провинций. В провинции было 2 губернатора: военный и гражданский. Их деятельность контролировалась ревизорами. Язык стал единым, единый стиль письма, были составлены списки слов, тексты с того периода легко читаются. Появляется единая монета. Строится Великая Китайская стена, построена за 10 лет, в работах участвовало 300 тыс.чел, в основном насильственно. Первый Император династии Цинь – Цинь начал строительство музея, своего мавзолея,- это была модель мира, там текли реки из ртути, звезды были драгоценными камнями, была создана Терракотовая армия. Тех, кто строили усыпальницу казнили, с населения взымались налоги, он ввел законодательство, основанное на легиских принципах. За любое преступление семью преступника обращали в рабство. Народ привык к жестокости, ученые и философы не смирились, на них начались гонения, особенно,, на конфуцианцев. Все труды были сожжены, оставлено только по одному экземпляру для библиотеки, которая тоже сгорела. Цинь был чиновником практичным, но мистическим, верил, что есть остров бессмертия, где есть эликсир,он отправит туда экспедицию, но она не вернулась. Он был настоящим и единственным императором. Любил путешествовать, в 210 г. в одной из экспедиций заболел и умер в 49 лет. В течение 6 месяцев после его смерти произошли 6 восстаний и сменилось 6 императоров. Великий гос деятель, находившийся при дворе Цинь- Ли Сы был казнен четвертованием, его ближайшие родственники тоже были убиты. В 209 г было восстание под предводительством деревенского старосты Лю Бана, в 207 г. он ворвался в столицу, сместил императора дин Цинь- сына Хуан ди, первая китайская династия пала, Лю Бан провозгласил себя императором, под именем Гао-цзу. Началось правление новой династии, которая правила до 3 в. н.э. Несмотря на то, что созданная первая Китайская Империя просуществовала всего 14 ( 221-207) лет она являлась целой эпохой в истории Китая. Именно вэто время было создано то централизованное деспотическое гос-во, которое явилось прообразом последующих китайских империй древности и средневековья. 

 затопила большую часть полей, уничтожив урожаи. Это был знак неба, что оно забирает у Ван Мана мандат на правление. В 23г. произошло восстание на о. Шаньдун «краснобровых», им удалось занять столицу Чанъань. Ван Ман погиб и снова началась смута и борьба за правление. В 25г. предводитель «армии зеленого леса» Лю Сю уничтожил армию краснобровых, объявил себя императором и перенес столицу на восток, в Лоян. Так возникла Поздняя или Восточная династия Хань.

Вопрос 7. Китай в период правления династии Хань.Лю Бан сместил императора династии Цинь и захватил Китайскую империю в 207г. Он прозвал себя Гао-цзу и основал новую династию в истории Китая, династию Хань. Гао Цзу правил с 202-195г. Период правления прямых потомков Гао Цзу называется Раннее Хань (206 г до н.э – 9г. до н.э), когда столицей был г. Чанъань и государство находилось в кризисе. Главной проблемой Гао-цзу было восстановление экономики Китая, войны Цинь-Ши-Хуан-Ди, восстания людей, пятилетняя война за государство сильно нанесли ущерб хозяйству Китая. Ирригационные сооружения были разрушены, сотни тысяч людей погибли. В Китае царил голод, поскольку поля были заброшены и продовольствия не было. Гао Цзу понял, что много нужно начинать сначала и принялся за реформы государственного управления, потому что считал, что легистские законы слишком суровы для Китая. Потихоньку он начал внедрять конфуцианство, отпустил рабов и снизил налоги в 10 раз. Частная собственность осталась как и прежде. Империя Хань как и прежде была поделена на области, а те на уезды, в которых был правитель, собиравший налоги и возглавлявший войско, судивший людей, следивший за сельским хозяйством.Главным противником Ханьцев были гунны, именно от гуннской стрелы и умер Гао Цзу. Его преемники продолжили политику. Самым расцветом государства было время правления У-Ди (140-87г.) Сразу после вступления в должность У-Ди начал ожесточительную борьбу с племенами гуннов и они были вытеснены с северо-восточных территорий. За свое правление У-Ди увеличил территорию Китая в треть посредством внутренних завоеваний. Великую империю населяло большое количество людей (50млн)! из разных народностей. В это время начал складываться Великий Шелковый путь, который зародился еще с путешествия императора Чжан Цяня на запад с 122-115г. в поисках ферганских коней. В течении своего путешествия он описал множество стран: Бактрию, Парфию и многие другие страны, в дальнейшем по которым и проложили ВШП. Главным грузом в Европу был перец, фарфор, шелк, в Китай везли в основном ферганских коней и стеклянные изделия. При У-Ди появляется слой чиновников Ши, ниже них были крестьяне, а еще ниже располагались частные собственники.Была введена государственная монополия на выплавку железа, добычу соли, вина. У слишком богатых отбирали земли и людей. Все общество держалось на Ши. У-Ди вел подготовку чиновников, которые изучали конфуцианство, иероглифы и сдавали экзамены на чиновника. Принимать участие мог любой человек из любого социального класса. Чаще всего семья выделяла одного ребенка, который долго учился и сдавал экзамены. Государство в эпоху Хань приняло конфуцианство как единственную идеологию, но это было не чистое конфуцианство, а с примесью легитизма. Такая идеология просуществовала очень долго, до 1911г.Время эпохи Хань породило великих историков, таких как Сымя Цянь, который написал «Исторические хроники», в котором содержалось описание Китая с древности до правления У-Ди. Книга Сыма Цяня стала настоящим учебником для историков.Эпоха У-Ди завершилась экономическим кризисом, истощением ресурсов. Крестьяне переходили на частные земли и переставали платить налоги в казну, государство не получало денег. Многие крестьяне, разорившись, попадали в рабство. В 86г. У-Ди умер и тогда произошел еще больший упадок Китайского государства. У власти находились неопытные правители, и не могли поднять страну. Появляются сильные дома, которые захватывали крестьянские земли. В обстановке усиливающегося кризиса в 9 г. до н.э. появляется некий Ван Ман, родственник императора, захватывает трон и объявляет о начале новой династии. Он провел ряд реформ по поводу земле- и рабовладения. У знатных людей отбирал земли, обложил 10% налогом охотников, ремесленников, торговцев. Он убил своих сыновей, племянника, внука в силу моральных несоответствий. В 4г. был знак свыше, река Хуанхэ разлилась и

Вопрос 8. Восточное (позднее) Хань (25-220)Первый император новой династии Лю Сю принимает титул Гуан У-Ди и начал свое правление со строительства новых оросительных каналов, что приводит к урожайности и дает возможность освоить новые места. В 37г. Гуан У Ди издает указ, по которому рабы, попавшие в рабство в течении 5 лет, объявлялись свободными и могли остаться или уйти от своего хозяина. В 1-2вв китайцы налаживают связи со всеми государствами, прилегающими к их территории. Прийдя к власти, Гуан У-Ди начал ревизию списков налагоплательщиков, эта мера была направлена против "сильных домов", которые укрывали арендаторов земель от уплаты налогов. Во 2в. В Китае начинается системный кризис, власть становится призрачной, императоры просят помощи в правлении у евнухов. В это время в империи начинается эпидемия и на этом возникает секта, пропагандирующая даосскую идею великого равенства "Тайпин Дао". Руководителем наиболее крупной из сект был Чжан Цзяо, который пользуясь средствами народной медицины занимался лечением людей и был знаменит этим. Сторонники Чжан Цяо проповедовали, что "синее небо уже мертво, на смену ему должно прийти желтое небо". Они объясняли появление нового цикла летоисчисления, которое приходилось на 17 год правления Лин-Ди (184г.), в это время и планировалось восстание. Ранней весной 184г. восстание вспыхнуло в разных частях империи, у всех восставших на головах были повязки желтого цвета - символ новой эры великого благоденствия. На подавление восстания была брошена 40 тысячная армия. После смерти Чжан Цзяо движение лишилось единого руководства. В 188-207гг в стране не прекращались выступления повстанцев, которые подавлялись с невероятной жестокостью, но от нанесенного удара ханьская империя так и не смогла оправиться. Восстание было окончательно подавлено лишь к 205 году правительственными войсками под руководством полководцев Синего неба. Подавившие восстание ханьские полководцы, такие как Дун Чжо и Цао Цао, отказались распускать свои отряды и вступили друг с другом в затяжную и кровопролитную борьбу за гегемонию в Поднебесной. На обломках государства в 3в. возникают 3 государства: Вэй, Шу, У, начинается эпоха Троецарствия. (221-280)

Вопрос 11. Религиозно-философские системы Китайской империи.В Китайской империи существовало 3 основных учения: Даосизм, Конфуцианство, Буддизм.Конфуцианство: Учения Кун Цзы не имели большую популярность при его жизни, но он стал знаменит уже после смерти. Конфуцианство – не религия, а социально-этическая доктрина. Его главной заслугой стало систематизирование существующих до него идей. Его ученики письменно зафиксировали эти идеи в главной книге конфуцианства – «Лунь Юй».Конфуцианские учения – правило для правящего класса. Простые люди должны были подчиняться чиновникам и правителям. Его идеи возникли на идее социального неравенства. Также он уделяет внимание культу неба – воплощению закона. Конфуций считает, что существует мировой закон Дао, согласно которому мы живем жизнь и должны вести себя в соответствии. Конфуций делает упор на гармонию и считает, что гармония в космосе и в обществе не разделимы, также и в политике, «если правитель будет добрым, то и народ будет добрым» (правитель не должен вмешиваться в повседневную политику). Конфуций выдвигал патриархальную идею, согласно которой семья – ячейка общества, а глава его – старший мужчина. Конфуций говорил «Государство – большая семья, а семья – маленькое государство». Кун-цзы выделял 5 отношений в семье: 1)Отца и сына, 2)Мужа и жены, 3)Братьев, 4)Друзей, 5)Правителя и подчиненного. В этих отношениях всегда присутствовало неравенство, муж был главнее жены, старший брат над младшим. Конфуций считал, что не может быть 2х одинаковых (равных) людей. На этих отношениях можно построить государство и избежать конфликта между людьми. Конфуций выдвинул идею «благородного мужа» Цзюнь Цзы – высокоморального, образованного человека, который должен управлять государством. Этот человек должен обладать гуманностью (жень), верностью (чжун), уважением к старшим (сяо), соблюдать нормы взаимоотношения между людьми (ли), воспитанностью (вэнь). Такие люди должны были править государством и власть должна передаваться не наследственно, а от лучшего к лучшему. Китайское общество в дин. Хань выбрало конфуцианство, как религию. Основным продолжателем идеологий Конфуция является Мэн-Цзы. Его идеи называются «Мэн-Цзы», но он считает, что народ должен выбирать правителя и Бог ему даст мандат неба на правительство.Даосизм: Даосизм (6в.) – еще одно древнекитайское учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий и др. Основателем Даосизма был Лао-Цзы, который считается современником Конфуция. Легенда гласит, что Лао-Цзы мать носила очень долго, и, когда он родился, то был очень стар. Это философ-мыслитель, по преданию учитель Будды. Его основные учении содержатся в книге путей и добродетелей «Дао дэ цзин».Даосизм – самая трудная (по восприятию) религия. Она отвергает самую сложную логику. Главная идея даосизма – попытка привести жизнь человека на земле в гармонию с законом жизни Дао. Задача человека – постичь свое индивидуальное Дао, а задача правителя – понять интуитивно Дао всего государства.Лао Цзы считал, что существует гармония между небом и землей и на земле правят законы неба, а чем активнее человек вторгается в гармонию, тем более он отклоняется от Дао.Даос уходит из общественной жизни, не соблюдает ритуалов, живет в одиночестве, в дали от города в полном согласии со своей натурой. Даосизм исповедовали интеллектуалы, чиновники, которые переходили от Конфуцианства к Даосизму. Также существовал религиозный, народный Даосизм, главная цель которого – бессмертие. В Даосизме существовал огромный пантеон Богов, куда заносились великие деятели. Чтобы достичь гармонии и бессмертия необходимо было воздерживаться от мяса, вина, идеальной пищей была слюна. Необходимо было сделать 1200 поступков, которые записывались. При одном неправильном поступке все записи стирались. Конечно же никто бессмертия не находил и они умирали. В погоне за бессмертием начали создавать эликсиры бессмертия, появилась алхимия. Еще одним философом даосизма был Чжуанцзы (369-286), он написал одноименную книгу «Чжуанцзы», состоявшую из эссе и содержащую развитые идеи Лао-Цзы.Буддизм:Буддизм – религия, которая отрицала веды и брахманизм, ее создал Сиддхартдха (566-486гг). Сиддхартдха был родом из царской семьи кшатрия, его отцу предсказали, что его сын станет аскетом, если увидит старого, больного, мертвого человека. Его отец пытался всячески оградить сына от всего этого. Но сын все таки вышел за пределы дома и увидел старого, больного и как сжигали мертвого человека и также увидел аскета, умиротворенного. И сразу же был поражен, что жизнь имеет столько страданий. Он присоединялся сначала к одной группе учителей, потом к другой группе учителей, учился но никак не мог найти подходящее для себя. Потом он присел у дерева, задумался и начал медитировать, на 4 день ему явилось 4 благословенных истины: 1) жизнь полна страданий, 2) откуда появляются эти страдания, 3) необходимо избавляться от страданий, 4) пути избавления от страданий. Если человек будет следовать этим правилам, то он избавится от сансары и придет в состояние нирваны. После этого просвещения Сиддхартдха стал называться Буддой. В буддизме возникло 2 основных направления: Хинаяна (учения старейшин) и Махаяна (понятная простому человеку).Буддизм (Махаяна) появился в Китае в 1в, по торговым путям из Центральной Азии. Принимали буддизм в основном иностранные купцы, поскольку идея монархов и равенства людей для китайцев была новой и непривычной, но вскоре им понравилась эта религия и китайцы немного «подогнали» под себя буддизм. Китайским буддизмом стал Чань-буддизм, главная идея которого не существование войн. В Чань-буддизме ум все время воспринимает действительность двойственно( жизнь-смерть), строит несовершенный мир. Китайцы пытались достичь просветления странными способами: решением загадок Коан, самоистязаниях, всевозможных ударах.

 

 

 Вопрос 9. Политические, социальные, этнические процессы в «Период Разъединения» (220-581гг).После того, как последний Ханьский император отрекся от трона и Ханьская династия закончилась, государство распадается на 3 части: на государство Вэй на севере, У на юге и Шу на юго-востоке. С этого времени начинается период Троецарствия (221-280гг). Троецарствие – время бедствия в Китае, когда велись кровопролитные войны за гегемонию. Победителем в этом сражении стало государство Вэй, и его правитель Сыма-Янь завоевал государства У и Шу, в 280г. объединил Китай и основал новую династию Цзинь. Налоги не поступали в казну государства, тогда Сыма-Янь издает указ, по которому все земли принадлежали не собственникам, а государству. Государство разделяло земли, мужчине по 70 му земли (0,06км), а женщине по 30 му земли по количеству людей в семье. На стариков и детей приходилась половина положенных земель. Также существовали и дополнительные земли (50 му мужчинам, 20 му женщинам), с которых отдавали весь урожай государству. За пользование государственными землями каждый двор должен был платить в казну шелковыми тканями. Чиновникам тоже раздавалась государственная земля (от 5 до 10 тысяч му), где работали рабы и крестьяне. Высший слой населения сохранил земли в собственности, и эта земля не входила в государственно-надельную систему. Сыма Янь умер в 290г., после его смерти началась ожесточенная борьба за власть, которая отразилась в истории Китая как «Смута 8 князей (290-306гг.)». За это время государство сильно ослабело. На севере от Китая жили племена гуннов, которые торговали с Китаем. Когда Китай ослаб, они начали набеги и в 317г. захватили столицу Чанъань и уничтожили государство Цзинь. После этого начинается хаос, на Китай нападают все новые и новые племена, период с 317-581г. называется «16 царств пяти северных племен». Многие китайцы, после набегов племен, уходили на юг, к реке Янцзы, и воссоздали государство, которое называлось Восточная Цзинь. Юг Китая был слабо развит, земли были необработанные, но благоприятные для сельского хозяйства. Китайцы принесли на юг более совершенные орудия, развивали ремесло и сельское хозяйство. Китайцы смешивались с местным народом, китайский язык тоже подвергся смешению. На юге Китая не существовало государственно-надельной системы. Государство Восточная Цзинь просуществовало до 420г, потом там была частая смена династий. На севере Китая, племена захватывали территорию. Последним таким племенем было Тоба, с вождем по имени Тоба-гуй, который объявил себя императором и основал династию Северного Вэй. Племена Тоба переняли китайскую культуру, приняли буддизм, сделали столицей город Лоян, ввели государственно-надельную систему в «совершенном виде». По этой системе каждый крестьянин от 17 до 50 лет получал землю в размере 120 му, в которой находилось 3 участка: пахотный, садово-огородный, приусадебный. Пахотный участок считался государственным. На неженатого давалось ¼ земли, на раба 1/8 земли, на вола 1/10 земли. Но это касалось только свободного народа – «доброго народа», а на «подлый народ» (рабов и зависимых крестьян) эта система не распространялась. Введение государственно-надельной системы на севере вызывало подъем сельского хозяйства, к 5-6 веку разница между севером и югом была незначительной. У севера и юга была общая ирригационная система между р.Хуанхэ и Янцзы. Это стало одной причиной для объединения государства. Другой немаловажной причиной было Тюрки, которые создали Тюркский каганат и представляли большую угрозу для Китая. Вопрос 10. Китай в период династий Суй и Тан.В 581г. полководец Ян Цзянь уничтожил Тобийского императора, объявил себя императором Китая и основал династию Суй. До 589г. он объединил Китай. Вскоре, в 604г. император Ян Цзянь умер и его преемником стал сын, Ян Гуан, который много сделал для Китая. Ян Гуан сделал столицей г.Лоян, построил множество дворцов, прорыл канал, связывающий Янцзы и Хуанхэ. Канал был главной дорогой, связывающей юг и север. По каналу шли торговцы, доставлялись указы императора. Ян Гуан достраивал Великую Китайскую стену. Суйские императоры переняли государственно-надельную систему, уничтожили тюркские племена. Ян Гуан ввязался в борьбу с корейцами. Он совершил 3 похода в 612, 613, 614 гг. и терпел поражение. Эти экспедиции стоили немалых средств, что истощило финансы государства и привело к массовым восстаниям. Ян Гуан бежал, но его поймали и убили в 617г. Это считается концом династии Суй. В 618г. знатный сановник Ли Юань провозгласил себя императором и объявил о начале династии Тан, которая правила 300 лет, до 907г. Его сын, Ли-Шиминь был самым лучшим императором. Он вступил на престол в 26 лет, окружил себя советниками и прислушивался к ним. Ли-Шиминь интересовался историей Китая, решил не достраивать Великую Китайскую стену и говорил: «Китая не нуждается в стенах». В 635г. к его двору прибывают христиане из Персии, которые проповедовали христианство. В течении 3 лет Ли Шиминь тщательно рассматривал эту религию и вскоре согласился. Чанъань стал столицей христианства, там строились школы, храмы. Правление Ли Шиминя было богато и культурно и экономически, Китай подвергался влиянию других племен и государств. Чанъань стал городом персов, корейцев, японцев, индийцев, китайцев. После смерти ли Шиминя правили его преемники, пик правления пришелся на Ли Лун-цзы. Это время было золотым веком китайской культуры и поэзии. В 737г. был опубликован Танский кодекс – образец права.Общество состояло из разных слоев:Высокий слой – аристократия. (Она получала титулы и ранги, давались большие наделы земли, на которых работали рабы и зависимые крестьяне).Ниже стояли чиновники. (Чиновником мог стать любой, лишь сдав экзамен. Чиновники получали ученую степень, пенсию).Крестьяне – «добрый народ». ( Крестьянам государство давало земли под налог, приписывало что выращивать, какие вещи иметь, что носить, вплоть до цвета одежды). «Подлый народ». ( рабы, слуги, зависимые крестьяне, которые не могли продвинуться по социальному лифту, не имели право на наделы).Государственный аппарат:Во главе государства, конечно же, стоял император, неограниченный деспотической властью. Китайский император должен был делать все по особому определению: ходить, есть, одеваться. У него были специальные служащие, которые следили за тем, как правильно все он делает. При императоре был совет сановников и 3 палаты: 2 палаты распределяли указы императора, а третья управляла государством и состояла из 6 ведомств: ведомство чинов, военное ведомство, ведомство общественных работ, финансовое ведомство, ведомство по делам религии и судебное.Административная система представляла себе несложную систему: государство делилось на 9 провинций, те делились на округа, а округа на уезды. Самой маленькой единицей Административной системы была община 5-и дворка (5 дворов). Китайская армия состояла из пехоты и конницы (в основном кочевники). Военные не сдавали экзаменов. Военные назывались Фу-бины.Города росли, торговые рынки богатели, купцы и ремесленники образовывали объединения – Ханы, которые государство облагало налогами.Основными продуктами у китайцев была пшеница, просо, рис, перестали есть баранину и говядину, ели свиней и собак. Возникает культ чая, который они пили, добавляя муку, молоко, имбирь, соль. В 668г. Китай пытался подчинить Корею. Государство Силла подчинило Пэкче и Когурё. Китай расширял свои границы и простирался от Аральского моря до Тихого океана. От пустыни Гоби до Конго (часть Вьетнама). Основой экономики было крестьянское хозяйство. Но внезапно государство начало слабеть, император терял свою власть, а силу набирали, претендовавшие на власть Цзэдуши, который собирали налоги. В 755г. Цзэдуши, под предводительством Ань Лу-Шаня захватили Чанъань, страна погрузилась в хаос. После восстания все изменилось: и политика, и экономика. В 774г. вспыхнуло новое восстание, под руководством Хуан-Чао, которое охватило Янцзы и Хуанхэ. В 881г. восставшие охватили Чанъань, император бежал, а Хуан-Чао стал императором и провозгласил себя Да Цы. Хуан-Чао обещал сделать многое, но это выражалось только на словах. В 884г. Цзэдуши и кочевники захватили столицу, Хуан-Чао бежал. Волнения продолжались до 901г., в 907г. военачальник Чанчани перерезал всю династию Тан. На этом История эпохи Тан заканчивается.

 Вопрос 15. Первые контакты с европейцами. Еще с 10в. в Китай начали приезжать иноземцы. Тогда это были иранцы, проповедники христианства. Позже, уже в монгольскую династию Юань европейцы начали попадать в Китай и одним из них был Марко Поло, который в своих записках писал о Китае только самое лучшее. Васко Да Гама открыл путь через Индию на Восток в 1498году. В 1516 г. Первый португальский корабль приплыл в Китай, их встретили как иностранных купцов и разрешили торговать, но португальцы стали захватывать китайские мануфактуры. В 1557 они захватили порт Макао. Тогда китайские правители запретили торговать. Но Макао оставалось за португальцами до 2000г. В начале 17 века у китайских берегов появляются английские и голландские корабли. Англичане обстреляли порт Гуаньчжоу и добились право на то, чтобы порт использовался для иностранной торговли, но торговля была ограниченной: ввозить в Китай разрешалось оружие и товар, вывозить - шелк и предметы роскоши. Вскоре монахи-иезуиты появились в Китае. Этот орден создан для обращения в христианство. Брали в организацию тех, кто обладал навыками (географы ,музыканты, изготовители очков).Самым известным миссионером в Китае был Маттео Риччи, который проповедовал христианство при дворе. В это же время Россия также пыталась установить контакт с Китаем. В 1620 томский казак Иван Петрин возглавил посольство в Пекин. Две недели он провел в посольском дворе, но грамоту на русском языке никто не мог прочитать. Он вернулся без подарков. Китайцы считали, что все в мире контролируется Китаем. Китайский император распространяет свою силу –ДЕ на всех. Эта сила распространяется на 10 тыс. царств, сила миростроительная. Под влиянием этой силы варвары ощущают свою жизнь неправильной, и они приобретают способность преодолевать реки, моря и ехать ко двору императора. И устраивают праздники - сила императора действует. Существовал строгий церемониал встречи послов. Их обучали этикету. Кланяться, падать ниц. Церемониал Коу- Тоу. Если иностранные послы отказывались выполнять церемонию- их выгоняли. Послам вручались подарки от императора. В 1656г. в Пекин прибыла торговая миссия с Федором Байдовым, который привез грамоту от Алексея Михайловича. Он отказался кланяться буддийскому храму и не встретил императора.В 1689г. в посольство прибыл Федор Головин с переведенной грамотой, был подписан Нерченский договор, по которому русским разрешалось торговать.

 Вопрос 12. Китай в период династии Сун (960 -1279).После падения династии Тан в Китае воцарился период войн. На севере боролись 5 царств, а на юге 10. Из за многочисленных войн государство ослабло и, воспользовавшись слабостью государства, на Китай начали набегать кочевники. Одним из таких племен были кидане, которые в 916г. захватили территории к северу от Хуанхэ и основали государство Ляо. В этих условиях началось движение царств и объединение Китая. В 960 году офицеры армии провозгласили своего командующего императором Китая, им стал Чжао Куань-инь, он сформировал новую династию Сун, со столицей в г.Кайфын. Сформировавшаяся империя Сун попыталась отбить у Ляо северокитайские земли, но не смогла. Китаю пришлось заключить мирный договор в 1042 г. и выплачивать 300 тыс. штук шелка и 200 тыс. лянов серебра. На северо-западе, сложилось крупное государство тангутов — Западное Ся, с ними тоже был заключен мирный договор, по которому выплачивались серебро и шелк. Во второй половине 4в. Империя Сун и Западная Ся вели тяжелые войны, которые ухудшали экономику. В этих условиях начались движения за реформы, главой движения стал Ван-Ань-Ши и в 1069г. Он стал главой правительства. Главная его цель - защита от западного Ся. Были приняты "новые законы", по которым был проведен отмер земли, снижены налоги, отменена барщина, но крестьяне должны были платить маленький налог. Государство давало крестьянам деньги под невысокий процент на с/х. Ван-Ань-Ши ввел рекрутский набор, по которому 2 человека от 10 дворов обучались и держались на границе. Идеей Ван-Ань-Ши стало создание государственной системы: он увеличил жалование чиновникам, чтобы не брали взяток, он внес изменение в систему экзаменов, внимание уделялось экономике, географии, праву, была убрана поэзия. Ван-Ань-Ши построил 1100 государственных школ, открыл приюты для сирот, аптеки, богодельни, создал резервные зернохранилища. Ван-Ань-ши находился у власти до 1076 года, потом ушел в отставку, а в 1078 году вернулся снова, в 1085 году его уход был последним(умер).Период Сун был временем подъема городов, развитием ремесла, торговли, великих открытий: стал применяться порох, глиняные бомбы, бамбуковые трубки (вроде пистолета), стали использовать для плаваний компас, был изобретен разборный шрифт, книги печатались с досок с разборкой по 1 иероглифу, позже книги были иллюстрированы. Также были изобретены счеты, возникли идеи о печатании бумажных денег. Вошла мода на маленькую женскую ножку и на крохотные туфельки. Но вскоре из Манчжурии началось вторжение племен Чжурчжени на государство Ляо, в 1126г. они разгромили Ляо и создали государство Цзин. В 1127г. Чжурчжени занимают Кайфын и император Сун попадает к ним в плен. Новый император сбежал на юг и создал столицу Хан Чжоу и государство Южное Сун (1127-1279г.) Тем не менее между Цзин и Южно-сунским Китаем отношения продолжали быть весьма сложными, чаще всего враждебными. В 1141г. Южно- Сунская империя заключила договор с государством Цзинь, по которому Китай платил серебром и золотом, граница между государствами проходила по р.Хуанхэ. В 1190г. р.Хуанхэ снова сменила свое направление и затопила огромную территорию.

 Вопрос 16. Обострение социальных противоречий. Манчжурское завоевание и падение династии Мин.После подъема династии Мин наступил ее упадок и кризис. В конце 15в. Начинается захват крестьянских земель, казна пустеет, государство слабеет и начинает брать все новые налоги, что еще больше разоряет крестьян, они бегут из домов. Также и горожане жили в бедности, страдали от высоких налогов и чиновников. Государство с 16в. становилось фиктивным, менее отвечало конфуцианским правилам. Власть захватили евнухи, они распределяли указы императора, принимали прошения, готовили лекарства, хранили драгоценности, при слабых императорах они набирали силу. В конце 16в. опальные (немилостливые) реформаторы создали в г.Уси политическую организацию Дунлинь - движение за реформы. Они требовали ограничения произвола евнухов, требовали снизить налоги.В 1620г. к власти приходит Гуан-Цзун, который сочувствовал Дунлинцам, но вскоре он был убит евнухами и снова начался хаос. Члены организации Дунлинь были казнены, сама организация разгромлена, а евнухи захватывали власть. В государстве начались восстания, оживила свою деятельность организация "Белый лотос". В 1636г. Император объявил амнистию всем восставшим, крестьянам приказал вернуться домой, солдатам вернуться в армию. Постепенно начался спад движения, но крупные землевладельцы еще больше усиливали свои налоги, бедным крестьянам не было ничего есть, они ели траву, землю, процветал каннибализм. Все больше назревало восстание. С 1639-1644г. господствовала крестьянская война. В ходе войны выделилось 2 вождя: Ли-Цзы-Чен на севере и Чжан-Сянь-Чжун на юге. У Ли-Цзы-Чен была огромная армия, тактику которой планировал совет вождей. В 1644г. Ли-Цзы-Чен занял г. Сиань, провозгласил себя императором и направился на Пекин.Вскоре Ли-Цзы-Чен издал указ, по которому ремесленники занимались ремеслом, купцы торговлей, крестьянам давалась земля и отменялись налоги. Назначались опальные чиновники, китайское государство начало восстанавливаться. Но едва оно сформировалось как было уничтожено. Это связано с манчжурским завоеванием.Манчжуры - потомки Чжурчжени, которые занимались охотой, ремеслом. Под влиянием Китая они платили дань, но в 1616г. отказались платить дань. В 1618г.  они стали совершать набеги на Китай используя огнестрельное оружие. В 1636г. вождь Манчжур Абахай объявил себя императором Манчжур и основал династию Цин. Китайская армия сдерживала натиск манчжур. Командуещего китайской армией звали- У Сань-гуй. Но император и У Сань- гуй не договорились. У Сань- гуй решил открыть границы для манчжур и пошел с ними на Пекин. Сын Абахая провозглашается императором Китая и у власти утверждается династия Цин, правившая до 1911г. Ли Цзы- чен стал отступать на юг. Его отряды редеют, крестьяне старались вернуться. Чжан Сянь- чжун подвергался натиску манчжуров. В 1645 году армии отступили за реку Янцзы и здесь погибли оба вождя крестьян. Армии были рассеяны. Было много восстаний позже. Ввелось двойное управление в каждом учреждении: рядом с китайцем работал манчжур. Многие знатные люди были разочарованы Минской династией и были рады приходу манчжур. Многие ученые покончили жизнь самоубийством. Манчжуры не вмешивались в земельные отношения. Здесь не было евнухов, коррупции и многие ученые потянулись в Пекин. В конце 17в. Кан- Си император, глубоко интересовался культурой Китая. Манчжуры китаизировались, но носили свою одежду, не смешивались. Китайский язык официальный. 

Вопрос 14. Политика первых императоров династии Мин.

После падения монгольской династии Юань предводитель "Белого лотоса" Чжу-Юань-Чжан основывает новую династию, династию Мин и правит 30 лет с 1368-1398гг. После монгольского нападения экономика Китая ослабла, ирригационная система нарушена и необходимы были перемены. Чжу-Юань-Чжан стал усиливать государственные формы собственности, ввел государственно-надельную систему, куда вошли земли, принадлежавшие монгольским ханам. Безземельным крестьянам давались целинные земли и на 3 года освобождались от уплаты налогов, их обеспечивали скотом, семенами, деньгами. Улучшилось и положение купцов и ремесленников, им уменьшили налоги, разрешалось свободно перемещаться по всей территории Китая. Ханы (купеческие объединения) должны были платить налоги, но им предоставлялось больше свободы. Развивалась не только внутренняя, но и внешняя торговля. В Китае возникают морские порты, процветала морская торговля. В 1405г. 62 корабля с 30 тыс. купцов и солдатов отправились в экспедицию во главе с Чжэн Хэ, они посетили Яву, Суматру, Малайзию, побережье Индии, Цейлон, Мадагаскар, побережье Африки. Главной целью этой экспедиции стало поселение на этих территориях для дальнейшей торговли, также существовала и политическая цель: показать, что Китай великая страна. Каждому правителю Чжэн Хэ дарил письмо с приглашением в Китай. Эти экспедиции продолжались до 1439г., позже они ездили реже.

Чжу-Юань-Чжан создал в промышленности государственный сектор, вводились монополии на добычу соли, железных руд. Чтобы увеличить финансовое положение они выкупали ассигнации и кожаные деньги. Внутреннее положение Минской империи было нестабильно, монголы постоянно совершали набеги на Северные границы Китая, население встречало в штыки реформы Чжу-Юань-Чжана, потому что он казнил много оппонентов, создал режим абсолютной власти. Также была проведена реформа местного управления: вместо 1 губернатора было 3 чиновника в провинции (военная, административная ,судебная). Наследники Чжун-Юань-Чжана продолжали его политику. Император Юн-Лэ перенес столицу в Пекин, приказал построить там запретный город, который строили около 5 лет. Именно при Юн-Лэ была оккупирована Манчжурия, и там создано китайское управление. 

 

 

Вопрос 5. Духовная культура периода Восточного Чжоу.

В эпоху политической нестабильности происходили идеологические перемены. Эти идее выдвигало ученое сословие, которое в гос-ве чжоусов преобрело большое значение. Грамотеи обучали семью царей и богатых людей. Одним из таких грамотеев был Конфуций (Кун Цю, 551-479гг до н.э,родился в маленьком царстве Лу). В Лу сохранились элементы Шанской культуры , это во многом наложило отпечаток на идеи Конфуция (он был вторым сыном сословия чиновников, ученых Ши). Какое-то образование ему дали родители. После этого он был учителем в семье знатных людей, ездил по царствам, предлагая свои услуги. Все время продолжал самообучение. Учился не ради того, чтобы что-то выучить, он видел, что жизнь полна несправедливости,/ решил ее осознать. По поводу учебы он говорил: «Учиться, а затем, когда представится возможность применить это все на практике- разве это не приятно?!» Во время переездов из царства в царство с ним были его ученики, они же слуги. Наконец, Конфуций остановился в своем родном царстве Лу и учил своих учеников. Умер в 479 г до н.э в 72 года. Его ученики соблюдали траур 3 года, поселились около могилы надгробие, написанное учениками звучало так: «от рождения человечества до наших дней не было ему равных». Один из самых верных учеников соблюдал траур 6 лет.Конфуций систематизировал идеи, существовавшие до него, передал ученикам. Эти идее ученики записали в главной конфуцианской книге «Лунь юй» (беседы и высказывания). Конфуцианское учение- это правила для правящего класса, простые люди должны были просто подчиняться. В учении присутствует культ неба, характерный для чжоусов, но для Конфуция небо- это не божественный тиран, а воплощение законности, закон- Дао (универсальный мировой закон).Все в мире происходит согласно этому закону, человек должен вести себя в соответствии с эти законом. Одной из идей конфуцианства является гармония- базовая ценность китайской цивилизации, это космический принцип и социальная организация жизни. Упор сделан на гармонию, а не на конфликт. Общество должно быть гармонично, эта идея определяет подчинение общества личности. В Китае нет идеи свободы, как на Западе, нет идеи личной свободы. Высшей ценностью является- безопасность. Вторая идея конфуцианства- патриархальная идея, согласно которой, семья- ячейка общества, глава-патриарх, старейший мужчина. Особых различий между гос-вом и семьей не было, таким образом Конфуций подходил к решению политических проблем. Государство- это большая семья, а семья- малое гос-во. Под гос-вом подразумевается правящий класс. В семье существовали опр. отношения: -отца и сына; мужа и жены; братьев; друзей; правителем и подданными. Объясняются эти отношения неравенством, один главнее другого. Эти отношения- базовая ценность китайцев. Нет и не может быть двое равных людей. В этом обществе не существует проблемы отношения людей. Те, кто следовал правилам этикета не возникало конфликтов. Китайцы жили деревнями, людей было много, дома маленькие и из непрочного материала. Главное правило- нельзя вести пустых разговоров, говорить только о своих делах. История для Китая – это не наука, это предмет воспитания. Конфуций критиковал правителей, предложил идею правителя в произведении «Весны и Осени», выдвинул идею благородного мужа (цзюнь цзы). Он должен был быть морально образованным, это был моральный идеал, происхождение его было неважным. Государством должен был управлять цзюнь цзы, а не наследственные династии. Конфуцианство- это не религия, это как бы социальная религия, социально-этическая доктрина. Учения Конфуция понадобились спустя 300 лет после его смерти.С иных позиций к противоречиям современного ему общества другой древнекитайский мыслитель- Мо-цзы ( Мо Ди, рубеж 5-4 вв до н.э, 479-400) выступал за приземленное, прагматичное отношение к жизни. Выступал за отказ от семейно-клановых связей. Выдвигал тезис о необходимости «всеобщей любви», которая позволит навести всеобщий порядок в Поднебесной. Мо Ди ненавидел напрасные траты денег, особенно, на войну. Человек должен жить скромно, экономно , не тратить денег на ритуалы в конфуцианстве существовало множество дорогостоящих ритуалов, которые не каждый мог себе позволить).Ряд важных положений моистского учения был заимствован философами 4-3 вв до н.э, создавшими «легистскую» школу. Они были сторонниками школы законов. Только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Конечную цель в применении закона легисты видели в обеспечении абсолютной власти правителя. Если конфуцианцы ратовали за возвращение к идеальным порядкам прошлого, а моисты и легисты – за последовательное разрушение старой системы общественного и государственного устройства, то представители даоской школы занимали в этом вопросе особую и весьма своеобразную позицию. Основоположник этой философской школы считается Лао-цзы. Сторонники этого учения полагали, что все в мире определяется существованием некого «пути» (Дао), действующего помимо воли людей. Человек неспособен постичь этот путь («Дао, которое можно выразить словами, не есть истинное Дао»). Поэтому лучшим способом не совершать ошибки в управлении государством является, с точки зрения даосистов, «недеяние» правителя, его отказ от активного вмешательства в заранее предопределенный ход исторических событий.

 Вопрос 13. Монгольский период в истории Китая. Династия Юань.В начале 13в. в Китай вторгаются монголы. До 13 века монголы являлись частью большой степной общности, которую китайцы называли «татарами». Их предшественники — протомонгольские и раннемонгольские группы и народы, одним из которых были кидани, представляли собой степных кочевников, разводивших лошадей и рогатый скот, кочевавших от пастбища к пастбищу и организованных в небольшие родоплеменные коллективы, связанные общностью происхождения, языка, культуры.Соседство развитой китайской цивилизации способствовало ускорению процесса создания племён, а затем и мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями. В 1206 вождём всех монголов был провозглашён победивший в жестокой междоусобной борьбе Темучин, принявший имя и титул Чингисхана. Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса. Покорив соседние народы Южной Сибири, Киргизов, восточный Иран. В 1207 году началась война с Западным Ся и продолжалась 20 лет. В 1227 году государство Западное Ся было уничтожено и о них больше не вспоминалось. В 1211 г. армия заняла Пекин. Так же было уничтожено государство тангутов на северо-западных рубежах Китая, причем тангуты были вырезаны с особой жестокостью, а немногие уцелевшие были превращены в рабов. В 1234 году основные силы монголов вернулись назад в Северный Китай и завершили здесь разгром чжурчжэньского государства Цзинь. И хотя одновременно с этим значительная часть монгольской армии продолжала свои завоевания в других районах Азии и в Европе, основным делом их в этом направлении с 1235 г. стало завоевание Южно-сунского Китая, на что ушло свыше сорока лет. В 1260 году всемонгольским ханом стал внук ЧингисХана, Хубилай (1260- 1294 г.). Он решил,что Китай надо сделать центром Монголии. Хубилай осел в Китае и объявил себя императором Китая. К 1279 покорение Южно- сунского государства было закончено и началась династия Юань. В эпоху династии Юань процветали промышленность, внешняя и внутренняя торговля. Многие зарубежные купцы и путешественники зачастили в Китай. Побывал в стране и венецианец Марко Поло. В своих путевых заметках он живо и подробно отразил богатство и могущество Китая, принадлежат "четыре великих открытия" - бумага, книгопечатание, компас и порох. В этот период династия Юань получила дальнейшее усовершенствование и стала находить применение в различных частях света, что сыграло непреходящую роль в развитии мировой цивилизации. Но, никогда в истории Китая не было так много рабов, как по количеству, так и в процентах к остальному населению, как в период Юань. Так же экономика Китая к началу правления монголов (после полувека войн) пришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Монголы установили жесткий режим национального гнета, Китай разделили на 4 части: 1-Монголы; 2- союзники монголов; 3- Китайцы Северного Китая(Корейцы, Чжурчжени, Кидане); 4- Китайцы Южного Китая(Наньжень).Начальниками могли быть только монголы, другие должности занимали арабы, узбеки, иранцы. Государственным языком считался монгольский, его учили все. Монголы снова установили жесткий режим. Китайцы в позднее время не должны были выходить из дома, а так же иметь лошадей, обучаться военному делу, изучать иностранные языки. Но вскоре Хубилай понял, что управлять Китаем монгольскими методами невозможно. Тогда, монголы призвали китайских чиновников к сотрудничеству. Потребовалось несколько лет, чтобы Китай постепенно обрел привычную для него норму существования. На протяжении этого времени восстанавливалось разрушенное кочевниками земледелие, затем ремесло, торговля; рос объем налоговых поступлений; в администрацию снова шли конфуцианские чиновники (начала функционировать система экзаменов). В Китае начинают появляться арабские, индийские купцы. Монголы разрешают китайским купцам выходить в море, Китай принимает активное участие в международной торговле. Пекин становится столицей династии Юань. Пекинский канал связывает юг и север Китая. Немалую роль так же играла ирригация и в деле защиты населения от разливов рек, особенно наполненной лёссом своенравной Хуанхэ, время от времени выходившей из берегов и затоплявшей страну. В функции любого китайского правительства входило заботиться о водном строительстве и вовремя ремонтировать каналы, дамбы, чистить русла. Монголы этим почти демонстративно пренебрегали. Естественно, система дамб на Хуанхэ приходит в негодность. Тогда в стране резко возросло недовольство монголами. Вскоре страну охватило мощное народное движение, тут и там вспыхивали с трудом подавлявшиеся восстания. В 1351 г. Монголы согнали Китайцев для восстановления системы дамб и заставить реку вернуться в старое русло. Но было уже поздно. Объединение в районе строительства сотен тысяч людей лишь подлило масла в огонь: восстания вспыхнули с новой силой, причем во главе их оказалась секта «Белого лотоса», буддийская по своей религиозной основе. В 14 в. она превратилась в тайное общество, выдвинувшее на передний план эгалитарные крестьянские идеалы и предрекавшее скорое наступление века будды грядущего Майтрейи и соответственно новой династии Мин (свет), которая покончит с мрачным господством монголов. Общество «белого лотоса» создавало отряды из крестьян в отряды «красных войск». антимонгольское движение разгоралось в стране со все большей силой. Особенно когда во главе его стал Чжу- Юань чжан. Родом из крестьян, хлебнув в молодости горя, Чжу –Юань чжан был послушником в буддийском монастыре. Когда сторонники секты подняли восстание, он примкнул к нему и, проявив недюжинные способности, быстро выдвинулся в первые ряды вожаков. После разгрома первой фазы движения именно Чжу оказался во главе восставших. Опираясь на примкнувших к нему конфуцианцев, ученых знатоков китайской истории и культуры, он успешно действовал и в конечном счете, разгромив монгольские войска, провозгласил себя императором новой династии - Мин и перенес столицу в г. Нанкин.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44597. Token Ring (Маркерное кольцо) 61.5 KB
  Физическая топология звезда; логическая топология кольцо; узкополосный тип передачи; скорость передачи 4 и 16 Мбит с; соединение неэкранированной и экранированной витой пары; метод доступа – маркерное кольцо. Формат кадра используемый в сетях Token Ring Аппаратные компоненты Логическое кольцо в этой сетевой архитектуре организуется концентратором который называется модулем множественного доступа MSU – MultySttion ccess Unit или интеллектуальным модулем множественного доступа SMU – Smrt Multysttion ccess Unit....
44598. FDDI - распределенный волоконно-оптический интерфейс передачи данных 42 KB
  В сети FDDI компьютер: захватывает маркер на определенный интервал времени; за этот интервал передает столько кадров сколько успеет; завершает передачу либо по окончании выделенного интервала времени либо из-за отсутствия передаваемых кадров. Этим объясняется более высокая производительность FDDI чем Token Ring которая позволяет циркулировать в кольце только одному кадру. FDDI основана на технологии совместного использования сети.
44599. СЕТЕВЫЕ АРХИТЕКТУРЫ 34.5 KB
  В соответствии со стандартными протоколами физического уровня выделяют три основные сетевые архитектуры Данные Циклический избыточный код для проверки ошибок Приемника источника Формат кадра в Ethernet Поле Тип протокола используется для идентификации протокола сетевого уровня IPX и IP маршрутизируемый или нет....
44600. Причины расширения ЛВС и используемые для этого устройства 28.5 KB
  С ростом компаний растут и ЛВС. Однако существуют устройства которые могут: сегментировать ЛВС так что каждый сегмент станет самостоятельной ЛВС; объединять две ЛВС в одну; подключать ЛВС к другим сетям для объединения их в интернет.
44601. Мост как устройство комплексирования ЛВС 190 KB
  Эти устройства как и репитеры могут увеличивать размер сети и количество РС в ней; соединять разнородные сетевые кабели. на более высоком чем репитеры и учитывают больше особенностей передаваемых данных позволяя: восстанавливать форму сигналов но делая это на уровне пакетов; соединять разнородные сегменты сети например Ethernet и Token Ring и переносить между ними пакеты; повысить производительность эффективность безопасность и надежность сетей что будет рассмотрено ниже. Принципы работы мостов Работа моста основана на...
44602. Маршрутизаторы 41 KB
  Маршрутизатор в отличие от моста имеет свой адрес и используется как промежуточный пункт назначения. Однако эта таблица существенно отличается от таблиц мостов тем что она содержит не адреса узлов а адреса сетей Для каждого протокола используемого в сети строится своя таблица которая включает: все известные адреса сетей; способы связи с другими сетями; возможные пути маршрутизации; стоимости передачи данных по этим путям. Маршрутизаторы принимая пакеты не проверяют адрес узла назначения а выделяют только адрес сети. Они...
44603. Подключение репитера в ЛВС 168.5 KB
  Подключение репитера в ЛВС Репитеры передают весь трафик в обоих направлениях и работают на физическом уровне модели OSI. Однако репитеры позволяют соединять два сегмента которые используют различные физические среды передачи сигналов кабель – оптика кабель – пара и т. Некоторые многопортовые репитеры работают как многопортовые концентраторы соединяющие разные типы кабелей.
44604. Удаленный доступ к ресурсам сетей 35.5 KB
  Основной характеристикой модема является его производительность измеряемая количеством битов переданных за 1 секунду. Изначально скорость модема измерялась в бодах 1бод = 1 бит с. Однако бод используется в технике связи и относится к частоте изменений аналогового сигнала переносящей биты данных по телефонной линии. В 80х годах скорость бодов равнялась скорости передачи модемов 300 бод было эквивалентно 300 бит с.
44605. Типы модемов 48.5 KB
  Передающий модем просто шлет данные а принимающий – принимает а затем проверяет что они приняты без ошибок. Для обнаружения ошибок выделяется дополнительный бит – бит четности.32 не предусматривает аппаратного контроля ошибок и он возлагается на специальное программное обеспечение работающее с модемом.42 используют аппаратную коррекцию ошибок и поддерживают MNP4.